Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ5
1.1 Определение организационной структуры управления маркетингом5
1.2 Классификация организационных структур маркетинга9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МАРКЕТИНГА ООО «ОЛАНТ»17
2.1. Краткая характеристика ООО «Олант»17
2.2. Характеристика организационной структуры маркетинга ООО «Олант»20
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МАРКЕТИНГА ООО «ОЛАНТ»26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ31
ПРИЛОЖЕНИЯ33
Выдержка из текста работы
В условиях жесткой конкуренции современного рынка маркетинг играет важную роль в деятельности любой компании, потому что он позволяет установить оптимальную взаимосвязь между организацией и средой, частью которой она является. Сегодня маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, для которого характерны творческие, стабильные и нередко агрессивные подходы.
Маркетинговая деятельность предприятия должна быть направлена на долговременное существование фирмы, на ее устойчивость, прочные и длительные связи с потребителями или другими участниками рынка, повышение конкурентоспособности предлагаемых услуг, товаров.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.
В современных условиях наличие маркетинговой службы на предприятии является обязательным условием не только эффективной деятельности и развития, но и, зачастую, необходимым условием выживания фирмы.
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность, задачи и функции маркетинговой деятельности;
? Изучить понятие и виды маркетинговых стратегий предприятия;
? Изучить процесс управления маркетингом предприятия, а именно планирования и организации маркетинговой деятельности.
Структура курсовой работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы.
Первая глава посвящается рассмотрению теоретических аспектов маркетинговой деятельности.
Вторая глава содержит информацию о проведении работ по маркетингу на предприятии.
Третья глава носит практический характер. Автором представлен опыт организации маркетинговой деятельности на предприятии ОсОО «M&TC».
Глава I. Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности на предприятии
1.1. Сущность маркетингового подхода в управлении предприятием
Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так и молодых фирм в условиях рыночной системы хозяйствования в настоящее время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.
Как показывает практика, в условиях трансформации экономики в рыночную, маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм .
Маркетинговый подход — общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но и прямым убыткам. Маркетинговая система как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы — специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей.
На многих предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, на ряду с этим нередко отсутствует правильное понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговое управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг , в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.
Маркетинг и менеджмент являются основой любой деятельности любого предприятия или фирмы. Функции менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные и др.). Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами.
Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в общей системе маркетинговых знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов посредством решения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В сфере менеджмента непосредственно соприкасающимися с управлением маркетингом на фирме и маркетинговым управлением фирмой выступают мотивация фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др.
Следовательно, функции менеджмента представляют собой виды деятельности, необходимые для осуществления управления (воздействия).
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод, что понятия «управление маркетингом» и «маркетинговое управление» входят в набор инструментов менеджмента и вытекают из общего понятия управления предприятием.
Такие функции управления как целеполагание, прогнозирование, планирование, представляют собой по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых в рамках информационно — аналитических задач, маркетинга. Не все менеджеры способны самостоятельно решить эти вопросы, и в сложных случаях это маловероятно. В крупных и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные звенья — маркетинговые подразделения, службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относится как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку адекватной реакции на них в виде индикативных управленческих решений. Чем сложнее система управления предприятием, тем целесообразнее четкое разделение задач менеджмента и маркетинга. Тогда процесс принятия решений становятся более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и адекватными.
Менеджмент может быть ориентирован на человека и на проблему. В первом случае важнейшей стороной менеджмента как вида профессиональной деятельности субъектов (менеджеров) является умение управлять персоналом. Во втором случае речь идет о деловой интуиции, которая определяется умением менеджеров осуществлять (самостоятельно или при поддержке специалистов) постановку и решение задач управления. При этом менеджмент фирмы может рассматриваться как адекватная и своевременная ее реакция на изменения макроэкономической ситуации, внешние и внутренние перемены в фирме. В частности, если менеджмент понимают как управление бизнесом, то в любых условиях он должен быть нацелен на извлечение прибыли.
Маркетинг в широком понимании связан именно со вторым случаем. При этом различие между менеджером и специалистом по маркетингу имеет конкретный смысл: специалист принимает индикативные (рекомендательные) решения, а менеджер — директивные (непосредственно исполняемые). Таким образом, в конкретных случаях один и тот же субъект может выступать в разном качестве.
1.2. Задачи и функции маркетинга на предприятии
Маркетинг (Marketing) — деятельность предприятия, ориентированная на удовлетворение потребностей рынка и получение прибыли в условиях конкуренции. Маркетинг представляет собой философию и методологию рыночной деятельности, формирующие «образ мышления» в управлении предприятием и «образ действия» предприятия на рынке. Этот термин может означать социальное явление, корпоративное мировоззрение, управленческий процесс, функцию предприятия, производственно-коммерческую деятельность, сферу бизнеса, научную дисциплину.
Многие предприятия начинают воспринимать сегодня маркетинг как новую для них функцию по управлению предприятием. Маркетинговая функция формируется, постольку, поскольку происходят изменения в ментальности управления предприятием на всех его уровнях по принципу «от нужд производства — к нуждам рынка».
Ф. Котлер прослеживает следующую эволюцию взглядов на маркетинг в компании. Сначала маркетинг рассматривается как одна из равнозначных функций……..
ЛИТЕРАТУРА
1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Перс. с англ.?М.: Изд.дом «Вильямс». ? 2007.
2. Маркетинг: Общий курс / Под. ред. Колюжновой Н.Я., Якобсона А.Я. ? М.: Изд-во «Омега».?2006.
3. Медведев П.М. Организация маркетинговой службы с нуля. ?СПб: Питер. ? 2005.
4. Панкрухин А.П. Маркетинг. ? М.: Омега-Л.?2005.
5. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. ? М.: ИНФРА-М. ?2006.
6. Титов В.И. Экономика предприятия.?М.: Эксмо. ? 2008.
7. Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиева С.А. Основы маркетинга: Учебник. ? М.: Изд-во «Экзамен». ? 2005.
8. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Экономика фирмы. ? Ростов н/Д.: Феникс ? 2006.
9. Шмелева Н.А., Ваганов А.С., Данченок Л.А. Стратегический маркетинг. ? М.: Московская финансово-промышленная академия. ? 2004.
10. Экономика предприятия (фирмы) / Под.ред.проф.Волкова О.И., доц. Девяткина О.В. ? М.: ИНФРА-М. ? 2007.
11. Экономика предприятия (фирмы) / Под.ред.проф.Позднякова В.Я., доц. Прудникова В.М. ? М.: ИНФРА-М.?2008.
12. Экономика предприятия / Под. ред. проф. Горфинкеля В.Я. ? М.: ЮНИТИ-ДАНА. ? 2008.
13. Берестов В.Л. Анализ и оценка маркетинговой деятельности промышленного предприятия / Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. ? 2008. ? №1.
14. Богомолова И.П. Эффективность организационной структуры управления маркетингом как способ повышения конкурентоспособности предприятиями / Управление персоналом. ? 2008. ? №17.
15. Гусев А. Об управлении маркетинговой деятельностью предприятия / Практический маркетинг. ? 2006. ? № 5.
16. Петушков А.В. Организация службы маркетинга на предприятии / Маркетинг и маркетинговые исследования. ? 2008. ? №6.
17. Шеремет Д.А. Маркетинговый анализ и его роль в стратегическом развитии организации / Аудит и финансовый анализ.?2007. ? №5.
18.Управление организацией: Учебник\Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, М., 2003,
19.Багиев Г.Л. и др.Маркетинг:Учебник для ВУЗов/?M/: «Экономика»,2003
20. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. ? С.?Пб., ПитерКом, 2000. (серия «Теория и практика менеджмента»).
21. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: Практическое пособие. ? М.: АО «Финстатинформ», 2001.