Содержание
Содержание:
Введение3
Глава 1. Маркетинг и его роль в организации деятельности на предприятии6
1.1. Понятие маркетинга и маркетинговой деятельности на предприятии..6
1.2. Маркетинговая политика и ее роль в общей политике предприятия…10
1.3. Организация маркетинга на предприятии: этапы и проблемы.23
Глава 2. Анализ деятельности автотранспортного предприятия на российском рынке грузоперевозок33
2.1. Общая характеристика предприятия и структуры управления ООО «АТП СЭТСЕРВИС».33
2.2. Анализ конкурентных позиций на рынке транспортных компаний. SWOT-анализ38
2.3. Анализ маркетинговой деятельности на автотранспортном предпри-ятии.48
Глава 3. Совершенствование маркетинговой деятельности на автотранспортном предприятии..53
3.1. Разработка мероприятий по организации маркетинга…53
3.2. Совершенствование маркетинговой деятельности автотранспортной компа-нии..60
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий69
Заключение.74
Список литературы77
Приложения82
Введение
С началом реформирования российской экономики возросла популяр-ность маркетинга и маркетинговых исследований в среде ученых и практиков. На российских предприятиях начали возрождать отделы маркетинга, начала развиваться система бизнес-образования, в которой много внимания уделяется теории маркетинга.
Потребность в маркетинге у российских фирм усиливается в настоящее время еще и по той причине, что для многих из них главным ограничителем роста производства стал недостаток платежеспособного спроса покупателей и все больше российских предпринимателей работает теперь на насыщенном рынке. Поэтому в результате ликидацией системы централизованного распре-деления ресурсов значительно ослаб, а может и практически исчез пресловутый дефицит ресурсов, лишавший предприятие возможностей быстрой перестройки производства.
В условиях перехода России к конкурентной рыночной экономике трудно переценить роль маркетинга, который рассматривается как средство повыше-ния конкурентоспособности. Маркетинг вооружает предприятие четкой пер-спективой действий, в результате чего при его умелом использовании хозяйст-венный механизм предприятия начинает работать слаженно и целеустремленно, а рабочий коллектив в целом, его отдельные члены получают импульсы для творческой деятельности. При должном применении маркетинга текущая рабо-та становится интегральной частью стратегических усилий, направленных на достижение конечных целей, а не деятельностью, диктуемой текущими обстоя-тельствами, в силу чего такая деятельность предприятия приобретает самодов-леющий характер, лишается ориентиров.
Необходимость в проведении мероприятий по маркетингу определяется:
существованием свободной конкуренции между организациями;
возможностью для покупателей выбора аналогичных товаров и услуг от различных производителей;
хорошей информированностью потребителей относительно других имеющихся товаров и услуг;
целями организации, которые могут быть выражены в измеримых вы-ражениях .
Маркетинг возникает и существует как ответная реакция организации в условиях свободной рыночной конкуренции при наличии относительной сво-боды выбора для покупателей.
Маркетинговая деятельность направлена:
1) на маркетинговый анализ и планирование с последующим выявлением групп потенциальных покупателей;
2) производство товаров или предоставление соответствующих услуг для этих целевых групп;
3) координацию деятельности организации по достижению наиболее вы-годной позиции на рынке;
4) на определение путей контроля по ведению бизнеса в соответствии с заранее установленными целями .
Важнейшей задачей управления маркетингом является воздействие на уровень, время и характер спроса на одном или нескольких целевых рынках предприятия. Наиболее эффективное управление спросом требует от организа-ции ориентаии на потребителя и систематического применения технологий и инструментов маркетинга.
Актуальность рассматриваемой темы в дипломной работы объясняется динамичностью развития рынка и конкуренции, что вынуждает предприятия, позиционирующихся на рынке, прибегать к комплексу маркетинга не только с целью сохранения имеющегося положения, удержания своих клиентов, но и для завоевания других ниш и привлечения новых потребителей.
Целью данной работы является разработка рекомендаций для организа-ции и осуществления маркетинговой деятельности на автотранспортном пред-приятии.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи дипломной работы:
проанализировать теоретические и методологические основы организа-ции маркетинговой деятельности и выявить основные проблемы;
провести анализ маркетинговой деятельности автотранспортного пред-приятия;
разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию мар-кетинговой деятельности автотранспортного предприятия.
Структура дипломной работы определена, исходя из поставленных задач. Во введении определены актуальность темы, цель и задачи дипломной работы, разработанность темы и ее структура.
В первой части работы проанализированы теоретические аспекты данной проблемы. Во второй части работы рассмотрена деятельность автотранспортно-го предприятия, проведен анализ его маркетинговой деятельности, определены проблемы для дальнейшего совершенствования. В третьей главе по результатам проведенного анализа представляются рекомендации с целью организации и улучшения маркетинговой деятельности предприятия- разрабатываются цели, стратегия, мероприятия и маркетинговый план, проводится расчет экономиче-ской эффективности.
В заключении подведены итоги дипломной работы, обобщены рекомен-дации применению маркетинговых инструментов в деятельности автотранс-портного предприятия.
Для работы использованы учебные пособия и монографии российских и зарубежных ученых -специалистов в области маркетинга и менеджмента, ста-тистические данные, а также материалы периодической печати, в частности журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования в России».
Глава 1. Маркетинг и его роль в организаци деятельности на
предприятии
1.1.Понятие маркетинга и маркетинговой деятельности на предприятии
Английское слово marketing не имеет аналогов в русском языке. Его можно приблизительно перевести как «процесс, связанный с рынком». Однако общеизвестно, что существует великое множество рыночных процессов — изу-чение конкурентов и покупателей, разработка и реализация товаров и услуг, ус-тановление цены, выбор посредников, рекламирование продукции и т. д. Сле-довательно, маркетинг должен включать в себя комплекс самых разнообразных видов деятельности, сопровождающих взаимодействие двух важнейших ры-ночных категорий — спроса и предложения. Структура маркетингового ком-плекса отражена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура маркетингового комплекса
Маркетинг в философском смысле представляет собой образ мышления, ориентирующий предпринимательство на создание благ для удовлетворения общества.
Экономическая трактовка маркетинга связана с рассмотрением полезно-сти блага в экономических категориях затрат и доходов. Маркетинг как кате-гория управления представляет собой концепцию управления организацией, со-гласно которой вся ее деятельность в интересах достижения поставленных це-лей направлена на удовлетворение существующих и перспективных требова-ний рынка. Говоря иными словами, маркетинг можно рассматривать как инте-гративную функцию менеджмента.
Юридический аспект маркетинга в первую очередь связан с рассмотре-нием такой стороны полезности блага, как право собственности на него, пере-даваемое производителем потребителю напрямую или через посредников.
В наши дни маркетинг является важнейшей составляющей успеха любой организации. За более чем вековой период существования маркетинга как нау-ки было сформулировано более 2000 его определений. Вот лишь некоторые из них:
1. Маркетинг — это суть философии бизнеса, которая направляет процесс распознавания и удовлетворения потребностей индивидов и организаций через транзакции, выгодные для всех сторон .
2. Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена .
3. Маркетинг — система управления производствено-сбытовой деятель-ностью организации, направленная на получение приемлемой величины при-были посредством учета и активного влияния на рыночные условия .
Правильным можно считать любое определение, в котором содержится указание на два момента:
1) удовлетворение запросов потребителей;
2) достижение собственных интересов при удовлетворении потребностей своих клиентов.
Наиболее емким и одновременно коротким, доступным и понятным явля-ется следующее определение:
Маркетинг — прибыльное решение проблем клиентов.
Имеются и другие толкования термина «маркетинг». Однако им всем присущи общие конституирующие черты сущности маркетинга:
1) маркетинг не является механическим набором или совокупностью ме-тодов и приемов коммерческого и организационно-технического характера, ко-торые, безусловно, важны, но представляют только внешние проявления более глубинного явления, понимаемого под термином «маркетинг»;
2) маркетинг представляет одну из форм разрешения противоречий меж-ду производством и потреблением в процессе общественного воспроизводства;
3) маркетинг есть историческое явление, возникшее на определенной ста-дии социально-экономических отношений и изменяющееся с их развитием;
4) маркетинг представляет систему философских взглядов на ведение бизнеса в связи с превращением классического рынка свободной конкуренции в рынок олигополии, вынужденный функционировать параллельно с мелким и средним бизнесом.
Термин «маркетинг» означает в буквальном смысле процесс продвиже-ния на рынок и не отражает в полной мере внутренней двойственности процес-са и акцентирует более «активную» сторону маркетинга в сравнении с «анали-тической», поэтому чтобы охарактеризовать эту двойственность, применяют разделение маркетинга на «стратегический» и «операционный» .
Операционный маркетинг представляет собой активный процесс с крат-косрочным горизонтом планирования, который направлен на уже существую-щие рынки .