Содержание
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социально педагогические условия организации культурно-досуговой деятельности с детьми из многодетных и малообеспеченных семей3
1.1.Проблема многодетной и малообеспеченной семьи в психолого-педагогической литературе7
1.2. Сущность социальных проблем современной многодетной и малообеспеченной семьи11
1.3.Специфика и содержание досуга с детьми из многодетных и малообеспеченных семей17
Глава 2. Организация культурно — досуговой деятельности детей из многодетных и малообеспеченных семей23
2.1. Особенности организации культурно — досуговой деятельности для детей из многодетных и малообеспеченных семей 23
2.2.Система социальной помощи многодетным и малообеспеченным
семьям 33
Заключение35
Список литературы38
Приложения
Выдержка из текста работы
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ ТВОРЧЕСТВА………………………………………………………….. 6
1.1. Специфика и содержание досуга детей и молодежи……………………….. 6
1.2. Психолого-педагогические принципы организации культурно-досуговой деятельности в центрах творчества …………………………….. 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ТВОРЧЕСТВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …….. 16
2.1. Содержание деятельности центра творчества по организации культурно-досуговой деятельности (на примере ГУДО «Областной центр творчества» г. Могилева)…………………………………………… 16
2.2. Совершенствование организации культурно-досуговой деятельности детей и молодежи в центрах творчества……………..…………………… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….…………………….. 29
ВВЕДЕНИЕ
Главным богатством любой страны является человек. И каким вырастет этот человек — таким станет и будущее страны. Внешкольные учреждения являются составной частью государственной системы образования и воспитания и предназначены для развития способностей детей, подростков и юношества, получения ими дополнительного образования. Реализуя целевые установки Закона «Об образовании в Республике Беларусь» система учреждений внешкольного воспитания и обучения обеспечивает детям, подросткам и молодежи равный доступ к различным областям творческой деятельности, возможность реализации потребностей в нравственном, интеллектуальном и физическом развитии, профессиональном самоопределении, формирование здорового образа жизни. Системе внешкольного воспитания и образования отводится особая роль: дать детям гораздо больше тех общих знаний, которые они получают в школе, развить не только умения и навыки, но и воспитать человека будущего.
Одной из актуальных проблем деятельности дворцов детского творчества как культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи является организация досуга детей и молодежи. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени детей и молодежью является своеобразным индикатором их культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для детей и молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий. Совершенствования деятельности дворцов детского творчества по организации досуга сегодня является актуальной проблемой.
Таким образом, современный этап развития дворцов детского творчества характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Исследования названных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики деятельности дворцов детского творчества, но ряд вопросов и проблем по этой теме еще остаются на стадии изучения.
Объект исследования — досуг детей и молодежи.
Предмет исследования — деятельность дворцов детского творчества по организации молодежного досуга.
Цель работы — изучить особенности организации молодежного досуга в условиях дворцов детского творчества и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга детей и молодежи.
2. Проанализировать деятельность дворцов детского творчества по организации досуга детей и молодежи.
3. Определить пути совершенствования деятельности дворцов детского творчества по организации досуга детей и молодежи.
Базой исследования является ГУДО «Областной центр творчества» города Могилева.
Методы исследования:
— теоретический анализ специальной литературы;
— изучение опыта деятельности дворцов детского творчества по организации досуга молодежи;
Изученные материалы по досугу детей и молодежи могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а так же специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАХ ТВОРЧЕСТВА
1.1. Специфика и содержание досуга детей и молодежи
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определяет досуг как совокупность различных видов деятельности, осуществляемых в свободное время, в результате чего происходит развитие личностных качеств, удовлетворяются духовно-физические и другие социально-значимые потребности человека. Культура досуга формирует внутренний мир, способствует творческой самореализации, приобщает подростка к культурным ценностям, сохраняет и укрепляет здоровье [10, с.60].
Важным условием эффективности организации отдыха детей и подростков является учет их интересов и запросов. Для детей характерен повышенный интерес к игровым и сказочным элементам, через которые они познают мир. У подростка подобный интерес уже несколько ослабевает, но зато возрастает увлеченность спортом, художественным и техническим творчеством.
Таким образом, социально-культурная деятельность создает условия для удовлетворения духовно-нравственных потребностей; формирует мотивы поведения; развивает творческие способности; закрепляет полученную информацию и вырабатывает практические навыки; сплачивает детей, расширяет сферу общения с социальной средой, развивает коммуникативные способности; воздействует на культуру быта [4, с.83].
Ведущей деятельностью школьников становится учение, изменяется уклад их жизни появляются новые обязанности, новые взаимоотношения. Изменяется и развивается психика ребенка. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Начинается перестройка всех его познавательных процессов. Общение с детьми должно строится так, чтобы они могли и хотели длительное время сохранять повышенное внимание, усидчивость, способность воспринимать и запоминать предложенный материал. Специфические возрастные особенности: эмоциональность, непосредственность восприятия мира, активность, стремление к подражанию.
Основной метод работы с данной возрастной группой — метод игры. Основные виды деятельности: учебная, познавательная, игровая, общение.
Направления воспитательной работы.
1. Социально-ориентированная деятельность (ознакомление с жизнью страны, духовной культурой народа, правами ребенка, экологическое воспитание).
2. Познавательная деятельность (приобщение детей к чтению, ознакомление с явлениями реального мира, выдающимися людьми, организация познавательных игр).
3. Трудовая деятельность (организация различных видов труда, ознакомление с профессиями, экономическое воспитание — бережливость, экономия).
4. Художественная деятельность (практические занятия каким-либо видом искусства; концерты, танцевальные, музыкальные, поэтические утренники).
5. Физкультурно-спортивная деятельность (ежедневные физи-ческие упражнения, организация разнообразных спортивно-оздоровительных коллективных дел, занятия по интересам в спортивных кружках и секциях, приобщение к здоровому образу жизни).
6. Ценностно-ориентированная деятельность (введение детей в мир духовности, в систему ценностей, выработка внутренней позиции человека по отношению к высшим ценностям).
7. Свободное общение (основное назначение — научить доброму отношению к человеку вне зависимости от его успехов в предметной деятельности. Общение сопровождает все виды деятельности: игровую, трудовую, познавательную, занятия художественной или физической деятельностью, занятия по культуре поведения) [10, с.58].
Возрастные особенности подросткового возраста:
а) повышенная двигательная активность и эмоциональность, развиваются познавательные способности, абстрактное мышление, более четко осознаются возможности и потребности;
б) переход от детского статуса к взрослому: подросток осознает собственную индивидуальность, стремится к самостоятельности, готов принять персональную ответственность за свое будущее, может осознанно заниматься самовоспитанием;
в) гендерные различия в поведении: девочки-подростки решительнее и увереннее в поступках и действиях, но чаще имеют завышенную самооценку; мальчики-подростки предприимчивы, склонны к коллективным играм и общению, легче п……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Афанасьев, С.П. Веселые каникулы: настольная книга воспитателя / С.П. Афанасьев, С. Коморин. — М.: АСТ — Пресс книга, 2004. — 287 с.
2. Ахиезер, А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. — М. Высшая школа, 1992. — 486 с.
3. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: Учебник / А.Ф. Воловик. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 235 с.
4. Воробьева, И. В. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. — Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. — 106 с.
5. Демченко, А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. — М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996. — 49с.
6. Дридзе, Т.М., Основы социально-культурного проектирования / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. — М. Профиздат, 1995. — 197 с.
7. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. — М.: НГИК, 1994. — 32 с.
8. Киселева Т.Г. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. — М., 1991. — 125 с.
9. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. — М.: Издательство Московского государственного университета культуры, 1995. — 136 с.
10. Коваленко, Я. М. Использование графических схем и опорных конспектов в изучении дисциплины «социально-культурная и досуговая деятельность»: учеб.- метод. пособие / Я. М. Коваленко. — Минск, 2012. — 129 с.
11. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. — М.: Издательство МГУК, 1981. — 48с.
12. Лучанкин, А.И. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы / А.И. Лучанкин, А.А. Сняцкий. — Екатеринбург, 1997. — 396 с.
13. Маслов, А.Г. Лето, дети и туризм: Модели деятельности летних туристских профильных лагерей для детей и подростков: Методическое пособие / А.Г. Маслов, Ю.С. Константинов, И.А. Дрогов. — М.: ЦДЮТур, 1997. — 120 с.
14. Методика и технология социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.М. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
15. Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. — М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
16. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 224 с.
17. Официальный сайт ГУДО «Областной центр творчества» [Электронный ресурс] / Администрация ГУДО «Областной центр творчества». — Могилев, 2013. — Режим доступа: >18. Социально-культурная деятельность: История. Теоретические основы. Сферы реализации. Субъекты. Ресурсы. Технологии: Учебная программа для студентов ВУЗов культуры и школ / Министерство образования РФ. Московский государственный университет культуры и искусств. Авторы Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. — М.: 2001. — 136 с.
19. Титов, Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов. — СПб, 1997 г. — 264 с.
20. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 217 с.
21. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 — 11 кл./ Т.А. Фалькович. — М.: ВАКО, 2007. — 270 с.
22. Фирсов, М.Ф. «Технология социальной работы» Учебное пособие. Изд. «Академический проект» / М. Ф. Фирсов. — Москва, 2007г. — 437 с.
23. Холостова, Е. И. Социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 668 с.
24. Чижиков, В.М. Методологическое обеспечение культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Московский государственный институт культуры / В. М. Чижиков. — М.: МГИК, 1991. — 142 с.
25. Шишмакова, Н.Н. Территория детства. Программы реабилитации детей из социально незащищённых семей. Опыт работы отделения дневного пребывания детей «Ромашка»: Методическое пособие / Н.Н. Шишмакова, Т.М. Щербакова. — Йошкар-Ола.: Копи-центр, 2007. — 70 с.