Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ6
1. 1 Сущность и значение коммерческой деятельности предприятия6
1. 2 Организация коммерческой деятельности на предприятии9
1. 3 Современные тенденции в работе коммерческих служб предприятия16
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «НК» «РОСНЕФТЬ» — МЗ «НЕФТЕПРОДУКТ»20
2. 1 Организационно-экономическая характеристика предприятия20
2. 2 Анализ состояния коммерческой деятельности ОАО «НК «Роснефть» Московский завод «Нефтепродукт»26
2. 3 Оценка эффективности коммерческой деятельности30
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «НК «РОСНЕФТЬ» МОСКОВСКИЙ ЗАВОД «НЕФТЕПРОДУКТ»36
3. 1 Предложения по совершенствованию плановой работы коммерческой деятельности предприятия36
3. 2 Совершенствование процесса МТО ОАО «НК «Роснефть» Московский завод «Нефтепродукт»»44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ50
Выдержка из текста работы
Торговля является одной из важнейших отраслей экономики, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Торговая деятельность относится к сфере обращения, так как в процессе ее осуществления не происходит изменения форм и потребительских свойств товаров.
Предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности, которую в значительной мере может обеспечить логистика.
В современной рыночной экономике организация эффективной логистической деятельности торгового предприятия является условием, обеспечивающим его коммерческий успех. Поэтому внедрение в практику российских предприятий и широкое применение ими логистики является важнейшим фактором повышения эффективности бизнеса.
Логистика дает возможность фактически без значительных инвестиций добиваться увеличения выручки и снижения затрат при поставках ресурсов на предприятие и продвижении готовой продукции до ее покупателей.
Роль поставок и сбыта готовой продукции в обеспечении экономической эффективности работы предприятия, а также специфика рыночных условий переходного периода требуют развития существующих и разработки новых принципов и методов организации деятельности коммерческой службы.
Исходя из выше изложенного, целью дипломной работы является изучение специфики организации коммерческой деятельности на торговом предприятии. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
. Рассмотреть теоретические основы организации коммерческой деятельности.
. Оценить коммерческую деятельность торгового предприятия рынка канцтоваров.
. Рассмотреть возможности совершенствования коммерческой деятельности на предприятии.
Предметом исследования выступает организация коммерческой деятельности на торговом предприятии.
Объектом исследования является ООО «Мир кровли и фасада», основным видом деятельности которого является оптовая и розничная торговля кровельными материалами.
Теоретической и методологической базой исследования послужили учебная литература, материалы периодической печати, нормативные документы, отраслевые методические рекомендации, а так же бухгалтерская и финансовая отчетность исследуемого предприятия.
Структура дипломной работы соответствует ее цели. Дипломная работа состоит из трех глав.
В первой главе дипломной работы изложен теоретический материал по организации коммерческой деятельности в торговых предприятиях.
Вторая глава посвящена анализу организации коммерческой деятельности ООО «Мир кровли и фасада».
В третьей главе дипломной работы приведены рекомендации по совершенствованию коммерческой работы на предприятии.
В заключении представлены выводы по проведенному исследованию.
1. Организация коммерческой деятельности фирмы
1.1 Организация закупочной деятельности
Снабжение есть единство покупки (закупки), транспортировки (доставки) и складирования продукции. [1,41] Снабженческая деятельность состоит из трех групп следующих один за другим процессов: покупки, транспортной доставки, складирование продукции. Процесс снабжения состоит не только из различного рода процедур, посредством которых осуществляются операции по закупке, транспортировке и складированию, но он включает и ряд предварительных действий:
·выбор закупаемой продукции;
·выбор способа снабжения (транзитом или через склад);
·установление критериев снабжения;
·создание снабженческих органов;
·обеспечение увязки снабжения с другими логистическими процессами.
Торговая функция в снабженческом процессе есть его начальная функция, но она играет центральную роль, так как именно в результате ее реализации продукции становится собственностью покупателя.
Содержанием данной торговой функции снабжения являются следующие операции:
·выбор поставщика продукции;
·заключение договора на поставку;
·исполнение договора поставки.
После завершения торговых процедур покупатель осуществляет процесс транспортировки продукции на свой склад.
Транспортная функция снабжения означает перемещение продукции от ее поставщика к покупателю.
Транспортировка продукции может осуществляться самим покупателем (самовывозом) или транспортной организацией, но независимо от того, кто осуществляет эту транспортировку, все транспортные расходы в конечном счете все равно оплачивает покупатель продукции.
К транспортным функциям в снабжении относят:
·выбор вида транспорта;
·выбор транспортной организацией;
·заключение договора на перевозку груза;
·погрузка продукции на транспортное средство;
·контроль за процессом транспортировки закупленной продукции.
Транспортная функция плавно переходит в складскую функцию снабжения, которая завершает снабженческий процесс, но в то же время дает начало следующему процессу — процессу использования закупленной продукции.
Складская функция включает следующие последовательные операции:
·разгрузка транспортного средства на территории покупателя;
·приемку продукции;
·складирование купленной продукции.
Складские операции в отличие от торговых и транспортных практически полностью производятся силами и средствами самого покупателя.
Совокупные затраты на снабженческие процедуры включают расходы на приобретение продукции, ее транспортировку и складирование.
Торговая функция снабжение
Торговая функция процесса снабжения с рыночной позицией — самая главная его функция, ибо только в результате покупки продукции она становится собственностью покупателя. С этой функции и начинается весь процесс снабжения.
Торговая функция снабжения — это покупка продукции участником рынка на основе заключения соответствующего договора купли-продажи, оплаты этой продукции и оформление документов, свидетельствующих о праве собственности на нее.
Торговая функция представляет собой начало процесса снабжения, поскольку купленная продукция окажется в распоряжении покупателя лишь после ее доставки ему, что обычно означает ее перемещение каким-то транспортом на склад покупателя.
Считается, что наиболее важная часть снабжения — поиск квалифицированных поставщиков, которые:
·финансово стабильны и деятельность которых имеет долгосрочные перспективы;
·имеют мощности для поставки необходимых материалов;
·доставляют в точности требуемые материалы;
·отправляют материалы гарантированно высокого качества;
·обеспечивают надежную и своевременную поставку, выполняя заказы за короткое время;
·предлагают приемлемые цены и условия финансирования;
·имеют хорошую репутацию;
·ранее добивались успеха и могут формировать долгосрочные отношения.
В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывавших им в прошлом приемлемые услуги или известных своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Поставщиков, работающих с дешевой продукцией, можно отыскать в профессиональных журналах, каталогах или через деловые контакты. Что касается поставок дорогостоящей продукции, то здесь требуется более тщательный поиск, который займет гораздо больше времени.
После того как поставщик найден с ним заключается договор на поставку.
Договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, для которой характерны два признака:
договор заключается между продавцом и покупателем, но при этом продавец — обязательно участник рынка, осуществляющий коммерческую деятельность;
предметом данного договора являются только товары, используемые для предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобного рода использованием.
В договоре поставки предусматриваются все необходимые условия снабженческого процесса: описание поставляемого товара, количество поставляемого товара, цена натуральной единицы товара и общая стоимость поставляемой партии товара, порядок расчетов, сроки и способы поставки купленного товара.
В договоре поставки обычно оговариваются еще и такие моменты: договор может заключаться на поставку товара одной партией или отдельными партиями; сроки на который заключается договор; порядок принятия товара покупателем; порядок возврата брака продукции.
К документам, свидетельствующим о праве собственности на продукцию относятся следующие документы: товарные накладные, складские расписки и свидетельства. Документы, удостоверяющие собственность на купленный продукт, необходимы не только для того, чтобы забрать купленную продукцию от ее продавца или со склада, но и для внутренней бухгалтерского учета покупателя.
Транспортная функция снабжения позволяет переместить продукцию от ее поставщика к покупателю.
Транспортировка закупленной продукции может осуществляться либо самим, либо ее продавцом (поставщиком), либо специализированной организацией.
Во всех перечисленных вариантах — это транспортная функция данного покупателя, ибо в любом случае все расходы по транспортировке продукции оплачивает только он сам и соответственно выбор способа перевозки он делает таким образом, чтобы минимизировать свои затраты.
Существующий снабженческий процесс обычно включает следующие главные транспортные функции:
выбор вида транспорта и вида транспортного средства;
выбор транспортной организации-перевозчика;
заключение договора на перевозку груза и получение грузоотправительных документов;
погрузка продукции на транспортное средство;
собственно процесс транспортировки до склада покупателя и / или контроль за ним.
Выбор способа доставки. Исходно покупатель обязательно делает тот или иной выбор между двумя способами доставки купленной продукции: собственными силами и средствами или путем привлечения к этому процессу других участников рынка, прежде всего специализированных транспортных организаций.
В общем случае он принимает решение о том, кто будет осуществлять процесс транспортировки купленной продукции, исходя из двух оснований:
сравнительный уровень затрат на транспортировку купленной продукции указанными способами;
возможность доставить купленную продукцию собственными силами.
В первом случае, если покупателю дешевле самому привезти продукцию, чем нанять транспортную организацию, то естественно, что он доставит ее сам. В противном случае наймет для этого специализированного перевозчика.
Однако очень часто покупатель не располагает необходимыми транспортными средствами для доставки всей закупаемой им продукции, тем более что она может быть самой разнообразной и требовать для своей доставки разные виды транспортных средств. Поэтому он уже вынужден (должен) использовать наемный транспорт и оплачивать его по тем ценам (транспортным тарифам), которые сложились на рынке.
В результате в процессе своей снабженческой деятельности покупатель обычно выбирает не столько между указанными способами доставки, сколько между разными перевозчиками (транспортными организациями).
Основные транспортные функции снабжения.
Укрупнено снабженческий процесс последовательно включает следующие основные транспортные функции:
·выбор транспортного средства;
·выбор перевозчика;
·заключение договора на перевозку груза и получение грузоотправительных документов;
·погрузка продукции на транспортное средство;
·процесс транспортировки до склада покупателя.
Складская функция.
Данная функция состоит из следующих друг за другом процедур:
·разгрузка транспортного средства
·приемка продукции
·размещение продукции на складе
Разгрузка продукции. Доставленная покупателю купленная продукция сгружается с транспортного средства обычно силами и средствами самого покупателя непосредственно в месте, предназначенном для разгрузочных операций.
Как правило, место разгрузки массовых грузов максимально приближено к месту, где эта продукция должна какое-то время храниться. Данное место всегда выделяется тем, что на нем сосредоточены соответствующие машины и механизмы (транспортеры, краны и др.), необходимые для разгрузки достаточно тяжелых грузов или грузов, имеющих большие габариты.
Небольшие грузы могут разгружаться в любом подходящем месте на территории покупателя, и обычно это производится силами рабочих-грузчиков.
Приемка продукции. Данная операция очень ответственная, поскольку необходимо удостовериться, что прибывшая продукция именно та, которая должна быть доставлена. Проверяется ее количество, сохранность упаковки или внешнего вида, комплектность.
Происходит сверка документов на продукцию с фактической ее поставкой, с условиями договора на поставку.
Результаты приемки оформляются соответствующим образом со стороны лица, принимающего продукцию, и лица, доставившего ее. Документы о приемке доставленной продукции передаются в бухгалтерию покупателя и другие службы, которым она необходима для работы.