Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ5
1.1. Понятия, функции и принципы деятельности коммерческих банков5
1.2. Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков10
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ16
2.1. Государственное регулирование банковской деятельности16
2.2. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ30
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность кредитных организаций в РФ регламентируется федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395. Кредитная организация — это юридическое лицо, основная деятельность которого — извлечение прибыли от посреднической деятельности на денежном рынке.
Кредитная организация может образоваться в виде любой формы собственности. Кредитная организация для осуществления своей деятельности должна получить лицензию от ЦБРФ.
Коммерческий банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право на осуществление всех видов банковских операций:
Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц.
Размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет.
Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация — имеет право осуществлять отдельные виды банковских операций, допустимое сочетание которых определяется ЦБРФ.
В зависимости от функции назначения небанковские кредитные организации могут обслуживать юридических лиц на валютном рынке, на рынке межбанковских кредитов, рынке драгоценных металлов.
Расчетные небанковские кредитные организации осуществляют следующие виды деятельности:
Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.
Расчеты по поручению юридических лиц в т.ч. банков-корреспондентов по их банковским счетам.
Небанковская кредитная организация инкассации производит инкассирование денежных средств, векселей, платежей и расчетных документв.
Небанковские кредитные организации не имеют права привлекать денежные средства юридических лиц и физических лиц во вклады с целью их размещения от своего имени за свой счет.
Правительство РФ и ЦБ РФ планируют предпринимать активные совместные действия для формирования конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики.
Цель работы: определить формы и методы регулирования деятельности коммерческих банков со стороны банка России.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1.Рассмотреть понятия, функции и принципы деятельности коммерческих банков.
2.Определить Функции Банка России по регулированию деятельности коммерческих банков.
3.Выявить формы и методы банковского регулирования.
4.Сформулировать особенности денежно-кредитного регулирования на современном этапе.
Объект исследования: процесс регулирования деятельности коммерческих банков со стороны банка России.
Предмет исследования: коммерческие банки в процессе регулирования их деятельности ЦБ РФ.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
1.1. Понятия, функции и принципы деятельности коммерческих банков
Коммерческие банки (КБ) это банковские учреждения, которые осуществляют на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических и физических лиц. При этом, коммерческие банки осуществляют движение ссудного капитала с целью получения прибыли и являются финансовыми посредниками, которые на принципах возвратности, срочности и платности от своего имени привлекают временно высвободившиеся денежные средства и от своего имени размещает их [4].
Различают следующие типы коммерческих банков (КБ):
по способу формирования уставного капитала акционерные и общества с ограниченной ответственностью;
по виду совершаемых операций универсальные, которые оказывают весь спектр банковских услуг и специализированные, которые осуществляют только один вид деятельности — ипотечные, сельскохозяйственные и т.д.;
по территории, на которо осуществляется деятельность федеральные, республиканские и региональные;
по отраслевой специализации сельскохозяйственные, строительные, промышленные и иные [3].
Сущность работы КБ состоит в том, что он осуществляет посредничество в перемещении денежных средств от кредитора к заемщику и от покупателя товаров и услуг к продавцу. Это означает, что перед лицом владельца денежных средств КБ является заемщиком, а перед лицом потребителя кредитором. При привлечении денежных средств возникают обязательства КБ (депозиты), а при предоставлении денежных средств обязательства потребителя (ссуда). Депозит это денежные средства и ценные бумаги, переданные на хранение кредитно-финансовому учреждению на оговоренный срок или бессрочно.
Коммерческий аспект деятельности КБ состоит в том, чтобы стоимость долговых обязательств потребителя была больше стоимости долговых обязательств банка. Эта разница образует основную часть прибыли КБ, которая определяется банковской маржей, которая представляет собой разницу между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, т.е. — между ставкой по депозиту и ставкой по кредиту.
Отличительными особенностями КБ, как предприятия являются:
двойной обмен долговыми обязательствами: коммерческие банки формируют свои долговые обязательства и размещают их в долговые обязательства потребителей;
безусловные обязательства с фиксированной суммой долга: КБ принимают на себя максимальный риск от банковских операций;
получение прибыли, как основная цель деятельности КБ.
Деятельность коммерческого банка основана на следующих принципах:
работа в пределах реально имеющихся ресурсов: КБ должен обеспечивать соответствие между финансовыми ресурсами и кредитными возможностями, то есть — банковских ресурсов специфике мобилизированных ресурсов;
обеспечение полной экономической самостоятельности: свободное распоряжение собственными и привлеченными средствами, свободный выбор клиентов, свободное распоряжение прибылью;
обеспечение экономической ответственности: КБ по своим обязательствам отвечает всем своим имуществом и средствами, а весь риск от своих операций берет на себя;
рыночная ориентация: при работе с клиентами КБ исходит из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности;
экономические методы регулирования деятельности: государство не имеет права административно вмешиваться в деятельность коммерческого банка и использует только нормативно-правовые инструменты.
Функции КБ включают:
— аккумуляцию и мобилизацию денежных средств и посредничество в кредите: с помощью КБ происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал, поскольку прямым кредитным отношениям между владельцем средств и потребителем денежных средств препятствуют несовпадение объема капитала, предлагаемого в ссуду, с потребностью в нем; несовпадение срока высвобождения капитала со сроком, на который он требуется заемщику и существование риска неплатежеспособности заемщика;
— создание кредитных денег одним из двух способов: с помощью привлечения наличных денежных средств от населения — при этом происходит замена банкнот депозитами и денежная масса в обращении не изменяется, и приобретая у клиентов ценные бумаги и иностранную валюту — при этом происходит увеличение денежной массы;
— проведение расчетов и платежей: КБ принимает денежные средства на расчетные счета организаций и осуществляет платежи по платежным поручениям клиентов, а также ведет учет денежных поступлений и выдач;
— организацию выпуска и размещения ценных бумаг: КБ осуществляет посреднические операции с ценными бумагами (подписка на размещение ценных бумаг предприятий среди своих клиентов, оценка, анализ и установление цены ценной бумаги), а также операции с собственными ценными бумагами (КБ может выпускать акции, облигации, чеки, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты);
— оказание консультационных услуг, состоящих, например, в консультациях клиентов по вопросам повышения их кредитоспособности;
— получения кредитов, применения эффективных форм расчетов, составления отчетности и других.
Организационная структура КБ определяется уставом, в котором содержатся положения об органах управления банком, их полномочиях, ответственности и взаимосвязи при осуществлении банковских операций.
Примерная организационная структура Коммерческого банка приведена на рис. 1.
Главным органом управления КБ является собрание ационеров, при этом КБ должен иметь не менее трех учредителей, которое выполняет функции утверждения или изменения устава, выбора Совета директоров, утверждения годового отчета и принятия решений о создании новых филиалов, фондов и их ликвидации.
Совет директоров КБ включает, как правило, несколько крупных акционеров и часто видных общественных деятелей, выполняет функции определения стратегических целей КБ, формирования политики по ссудным, валютным, инвестиционным, расчетным и другим операциям, укрепления конкурентной позиции КБ на рынке, установления деловых связей с другими организациями и подбора кадров высшего менеджмента КБ.
Правление КБ включает ведущих менеджеров банка и осуществляет оперативное руководство его производственной деятельностью.
Ревизионная комиссия контролирует деятельность правления КБ, выбирается Собранием акционеров из независимых сторонних людей.
Бухгалтерия учитывает движение средств КБ; особенностью банковского бухгалтерского учета является ежедневное составление баланса.
Финансово-экономический отдел на основании балансов оценивает финансовое состояние КБ, предоставляет способы и разрабатывает оперативные решения по выходу из затруднительных ситуаций.
Технический отдел обеспечивает техническое оснащение и функционирование электронных систем платежей и управления функционированием КБ.
Отдел сберегательных операций ведет обслуживание только физических лиц и обеспечивает ведение накопительных или сберегательных счетов по вкладам населения.
Отдел депозитных и кассовых операций обслуживает юридические лица, работает с ними по накопительным и расчетным счетам.
Отдел учетно-ссудных операций обеспечивает клиентов КБ кредитными ресурсами; в зависимости от кредитной политики в отношении принятия решений о выдаче ссуд, либо самостоятельно, либо выполняя решения правления.
Отдел иностранных операций ведет работу с иностранными клиентами и операции по обмену валюты.
Отдел инвестиций обеспечивает обращение ценных бумаг клиентов либо самого банка.
Рис. 1. Организационная структура коммерческого банка
Отдел рекламы осуществляет комплекс банковского маркетинга, обеспечивая позиционирование и продвижение К на финансовом рынке, привлекая новых клиентов.
Отдел доверительных (трастовых) операций обеспечивает доходное управление имуществом клиентов, переданного на определенных условиях КБ.
Рынок неизбежно, таким образом, выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования. Из этого можно определить следующие принципы деятельности коммерческого банка:
— работа банка в пределах реально привлеченных (имеющихся) ресурсов; этот принцип является фундаментом коммерческой деятельности банка;
— полная экономическая самостоятельность банка, подразумевающая и его экономическую ответственность за результаты своей деятельности;
Выдержка из текста работы
Текущая деятельность и развитие любой организации обеспечивается ее персоналом. Чем больше людей привлекается к совместной деятельности в организации, тем ответственнее и сложнее становится процесс правового регулирования этой деятельности. Актуальность темы работы состоит в том, что деятельность персонала осуществляется во времени и пространстве, сопровождается использованием разнообразных ресурсов, а также требует больших затрат управленческого труда на соблюдение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, защиту прав и законных интересов работников, соблюдение норм действующего трудового законодательства.
Тема курсовой работы нашла отражение в трудах таких отечественных исследователей, как В.М. Быков, Т. Иванова, А. Нуртдинова и А. Татаринов, которые рассматривали особенности регулирования социально-трудовых отношений путём заключения трудовых и коллективных договоров. Б.Р. Карабельников, И.М. Козина, Н. Подшибякина, Г. Цысина и И.А. Юрасов в своих работах рассматривают процесс регулирования трудовых отношений в новых рыночных условиях.
Цель курсовой работы – проанализировать правовое регулирование и обеспечение деятельности персонала организации.
Объектом курсовой работы является деятельность персонала организации.
Предметом курсовой работы является правовое регулирование деятельности персонала организации.
В рамках поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— изучить сущность регулирования трудовой деятельности персонала;
— рассмотреть факторы, влияющие на эффективность трудовой деятельности персонала;
— исследовать методы влияния руководителей на трудовое поведение подчиненных;
— описать основные задачи и уровни правового обеспечения системы управления персоналом;
— проанализировать виды документов, регулирующих деятельность персонала организации.
Теоретической и методологической основой изучения проблемы можно считать анализ и обработку учебно-методической литературы, материалов периодической печати, а также литературы отечественных авторов по данной теме. Общими методами исследования, которые применяются в работе, являются анализ и синтез, которые позволяют сформировать наиболее существенные черты изучаемых процессов, а также системный подход к изучаемым процессам.
Глава 1. Регулирование трудовой деятельности персонала
Регулирование трудовой деятельности персонала – это системно организованный процесс обеспечения и поддержания высокоэффективного труда каждого отдельного работника и трудового коллектива в целом; это постоянная и важнейшая задача менеджмента персонала в организации.
Основные задачи регулирования трудовой деятельности персонала:
— обеспечение высокопроизводительного труда всех категорий персонала;
— поддержание качества продукции и услуг на конкурентоспособном уровне;
— создание безопасных условий труда;
— поддержание благоприятного социально-психологического уровня взаимоотношений в трудовом коллективе [1, c. 392].
Эффективность трудовой деятельности персонала зависит и формируется под влиянием большого количества разноплановых факторов, которые можно условно разделить на две группы. Первая группа факторов охватывает подготовительные мероприятия, в процессе выполнения которых создаются необходимые условия для деятельности персонала. Вторая группа факторов направлена на поддержание установленного ритма производства, выполнение календарных графиков поставок заказчикам, обеспечение движения транспортных средств по расписанию и т.д.
К первой группе факторов относят:
— определение цели организации;
— планирование деятельности;
— кадровое обеспечение;
— нормативно-правовое обеспечение;
— организационно-экономическое обеспечение;
— инженерно-техническое обеспечение.
Ко второй группе факторов относят:
— ресурсное обеспечение;
— текущее обслуживание производства, трудовых, транспортных и других процессов;
— оперативное регулирование трудовых и производственных процессов;
— учет, контроль и оценку результатов деятельности [3, c. 53].
Создание условий для эффективной деятельности персонала должно начинаться с определения цели организации. Это должно быть принципиальное, тщательно обоснованное решение высшего руководства организации, которое основывается на исследовании рынка, изучении реальных и потенциальных конкурентов и собственных возможностей. Правильно выбранная, всесторонне обоснованная цель деятельности организации является необходимым условием ее развития. Главную цель деятельности организации целесообразно разделить на отдельные частичные цели, чтобы на их выполнении можно было сосредоточить человеческие и другие ресурсы.
Под планированием деятельности понимается сложный комплекс экономических расчетов и обоснований, результатом которых должна быть полная информация о качественных и количественных показателях производства, сроках поставок заказчикам, необходимых ресурсах, их стоимости, финансовых источниках и т.д…
Заключение
Правовое регулирование не является изолированным и обособленным инструментом управления, правовые нормы «пронизывают» весь механизм управления трудом, юридически оформляют все его звенья. Само управление трудом следует рассматривать как юридическую категорию, представляющую правовое воздействие на участников коллективного процесса труда. Управляющий и персонал, их взаимодействие находятся в правовых рамках. В организации необходимо формировать устойчивую систему правового поведения всех участников трудовых отношений, их взаимодействия друг с другом в трудовом процессе, а также по поводу возникновения, изменения и прекращения этих отношений, распределения материальных благ. При этом применение права в организации представляет собой сложную профессиональную работу.
Эффективность работы кадровой службы зависит во многом от грамотного составления локальных нормативных актов. Они определяют лицо кадровой политики конкретной компании, ее индивидуальность. Без правильно оформленных и юридически обоснованных локальных актов деятельность кадровой службы повисает в воздухе. В ряде случаев все работодатели в силу прямых или косвенных предписаний закона обязаны принять те или иные локальные нормативные акты, которые можно назвать «обязательными». Но многообразие форм и методов кадрового менеджмента предполагает их юридическое оформление в виде разнообразных актов, которые, не являясь обязательными, тем не менее играют важную роль в регулировании трудовых отношений.
Организуя управление, следует постоянно следить за федеральным законодательством и нормативными документами местных органов, знать ограничения по найму рабочей силы, нормативы условий труда, согласовывать свою деятельность с требованиями профсоюзов. Каждая организация подпадает под действие многочисленных правовых ограничений.
С целью регулирования поведения управляющих и их подчиненных и защиты интересов рабочих, организации опутаны целой сетью законов, постановлений, официальных предписаний и судебных решений. Почти все действия управляющего в любой организации имеют отношения к ним, а зачастую непосредственно контролируются ими. И хотя они ставят всех управляющих в сложное положение, предполагается, что управляющим известны юридические ограничения и требования, имеющие отношение к предпринимаемым ими действиям.
Приемы и способы воздействия на труд предполагают наличие соответствующих правовых норм и должны осуществляться только в пределах, которые дозволены правом. Права и обязанности работника необходимо грамотно и однозначно сформулировать во всех внутренних документах организации. Знание каждым работником своих обязанностей и предоставленных ему прав имеет принципиальное значение для обеспечения эффективности труда.
Библиографический список литературы
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / Пер. с англ. Под ред. С. К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2012. – 848 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М.: БЕК, 2011. – 368 с.
3. Береславская В.А. Эффективность использования трудовых ресурсов и оптимизации оплаты труда / В.А. Береславская // Экономический анализ. – 2010. – № 14. – С. 50-56.
4. Быков В.М. Коллективный договор как системообразующий элемент социально-трудовых отношений / В.М. Быков // Труд и социальные отношения. – 2014. – № 3. – С. 63-70.
5. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2013. – 720 с.
6. Иванова Т. Трудовой договор / Т. Иванова // Управление персоналом. – 2010. – № 19. – С. 37-53.
7. Карабельников Б.Р. Трудовые отношения в акционерных обществах / Б.Р. Карабельников. – М.: Статут, 2012. – 143 с.
8. Козина И.М. Социально-трудовые отношения в малом и среднем
бизнесе / И.М. Козина // СОЦИС. – 2013. – № 7. – С. 35-44.
9. Кунц Г., ОДоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1 / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2010. – 496 с.
10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1998. – 704 с.
11. Нуртдинова А. Регулирование трудовых отношений коллективным договором, соглашением / А. Нуртдинова // Хозяйство и право. – 2015. – № 2. – С. 54-67.
12. Подшибякина Н. Социально-трудовые отношения в условиях переходной экономики / Н. Подшибякина // Общество и экономика. – 2014. – № 4. – С. 40-86.
13. Татаринов А. Правовые основы управления персоналом / А. Татаринов // Кадровик.Трудовое право для кадровика. — 2010. — № 12. — 20 с.
14. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Пер. с нем. Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 480 с.
15. Цысина Г. Социально-трудовые отношения в странах с развитой
рыночной экономикой / Г. Цысина // Общество и экономика. – 2013. – № 7. – С. 19-31.
16. Юрасов И.А. Особенности управления российскими социально-
трудовыми отношениями на современном этапе / И.А. Юрасов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. – № 2. – С. 127-132.
17. Якуба В. Роль государства на кадровом рынке / В. Якуба // Управление персоналом. – 2010. – № 22. – С. 38-40.