Содержание
1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ:3
ЗАДАНИЕ 212
ЗАДАНИЕ 312
ЗАДАНИЕ 414
ЛИТЕРАТУРА15
Выдержка из текста работы
Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) занимает одно из основных мест в налоговой системе РФ, непосредственно влияя как на построение налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан. Значимость НДФЛ в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета, но и интересами всего трудоспособного населения страны.
Налоговый и бухгалтерский учет по НДФЛ это предусмотренная законодательством о налогах и сборах обязательная процедура учета и предоставления сведений о доходах и удержанных суммах налогов налоговыми агентами или налогоплательщиками, а так же порядок предоставления налогоплательщикам налоговых вычетов и правильность заполнения налоговой декларации. При исчислении и уплате НДФЛ у организаций возникают ошибки, приводящие к неправильно отраженным данным в налоговой отчетности. В связи с этим при проведении налоговых проверок обнаруживаются недочеты, что обязывает организацию уплачивать суммы штрафов пеней и недоимок. Данные обстоятельства определяют актуальность выбранной мною темы.
Цель данной работы — исследовать методику исчисления, учет и организацию выездных налоговых проверок по НДФЛ Исходя из поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы НДФЛ
2. Определить порядок отражения НДФЛ в бухгалтерском и налоговом учете
3. Рассмотреть процедуру выездной налоговой проверки по НДФЛ
Объект исследования — налог на доходы физических лиц. Предметом являются проблемы, связанные с методикой исчисления, учётом и проведением выездных налоговых проверок по данному налогу.
При написании работы использовались различные источники: Налоговый Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты, учебные пособия, периодические издания.
Теоретической и металогической основой исследования являются нормативные акты и статьи публикации в прессе.
При написании данной работы использовались такие методы, как сбор, накопление, систематизация и изучение материала.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НДФЛ
1.1 Сущность и значение НДФЛ
НДФЛ — это федеральный прямой налог, взимаемый с физических лиц и уплачиваемый за счет собственных средств. Он занимает центральное место в системе налогообложения физических лиц. Налогу на доходы физических лиц принадлежит значительный удельный вес в доходах бюджетов субъектов РФ.
Налог на доходы физических лиц установлен гл. 23 НК РФ. Его назначение — изъятие части дохода, полученного налогоплательщиком в пользу государства.
НДФЛ имеет большую значимость для социального развития государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как данный налог, являясь с одной стороны федеральным, с другой стороны поступает в региональные и местные бюджеты.
Одним из направлений укрепления доходной базы местных бюджетов является увеличение налоговой составляющей доходов местных бюджетов, и, прежде всего за счет дополнительных отчислений налога на доходы физических лиц. В соответствии с бюджетным законодательством, федеральный налог на доходы физических лиц распределяется между бюджетами субъекта федерации и бюджетами муниципальных образований. Кроме того предусмотрена возможность дополнительных отчислений НДФЛ местным бюджетам по решению субъекта РФ [9. с. 34].
Плательщиками НДФЛ являются:
1. Физические лица, получающие доход от своей деятельности;
2. Индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном порядке;
3. Нотариусы, адвокаты, частные охранники и частные детективы и
другие лица, занимающиеся частной практикой в установленном законом порядке;
4. Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность
по найму у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц, обязаны приобрести патент. Стоимость такого патента представляет собой фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, размер которого составляет 1 000 руб. в месяц. Указанный платеж должен быть перечислен по месту жительства или месту пребывания иностранного работника до дня начала срока, на который выдается патент. По итогам налогового периода иностранец самостоятельно определяет общую сумму НДФЛ. При этом если сумма НДФЛ оказалась больше уплаченных авансовых платежей, то работник должен перечислить разницу в бюджет до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом и подать декларацию не позднее 30 апреля этого же года. Если же итоговая сумма НДФЛ оказалась ниже перечисленных авансовых платежей, то переплата не возвращается иностранному работнику и налоговую декларацию подавать не надо. Также иностранный работник должен подать налоговую декларацию, если он до окончания налогового периода выезжает с территории РФ, а подлежащая уплате сумма НДФЛ оказался выше перечисленных платежей, и если патент аннулирован. Заметим, размер фиксированного авансового платежа будет индексироваться на коэффициент-дефлятор;
5. Физические лица, получившие вознаграждение от других физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основании трудовых и гражданско-правовых договоров;
6. Налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников за пределами РФ, получающие доходы в денежной и натуральной форме в порядке дарения, а также другие доходы, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами, получившие выигрыш от организаторов конкурсов, тотализаторов и других игр, основанных на риске, включая игры с использованием игровых автоматов, получившие вознаграждение как наследники авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей и так далее;
7. Налоговые агенты. Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Объект зависит от вида категорий налогоплательщиков (Приложение 1).
На российские организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщики получили доходы, возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет.
Указанные лица именуются налоговыми агентами.
Налоговые агенты обязаны:
1. Исчислить суммы налога по итогам каждого месяца нарастающим итогом с начала года со всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, с которых налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога). Сумма налога применительно к доходам, в отношение которых применяются разные налоговые ставки, исчисляется отдельно;
2. Удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При невозможности удержать налог налоговый агент обязан в течение месяца письменно сообщить об этом в налоговый орган;
3. Перечислить налог не позднее дня фактического получения в банке денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц. В иных случаях:
ѕ не позднее дня, следующего за днем фактического получения
налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплаченных в денежной форме;
ѕ не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Если организация является налоговым агентом, то НДФЛ, который нужно удержать из дохода сотрудника, рассчитывается в следующем порядке:
1. Определяются доходы, являющиеся объектом обложения НДФЛ;
2. Определяется ставка НДФЛ по каждому из видов дохода;
3. Определяется наличие и размер доходов, не облагаемых НДФЛ;
4. Проверяется возможность применения налоговых вычетов по НДФЛ;
5. Рассчитывается налоговая база по НДФЛ;
6. Рассчитывается сумма налога, которую нужно удержать и перечислить в бюджет.
Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения обязаны перечислить налог, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
1.2 Методика исчисления НДФЛ
Порядок исчисления налога на доходы физических лиц имеет ряд особенностей. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды[1. п.1, ст. 210].
Налоговая база по ставке 13 % определяется в соответствии с формулой 1.1
НБ 13%= Доходы, полученные сотрудником с начала года по текущий месяц включительно — Доходы, не облагаемые НДФЛ — Налоговые вычеты. (1.1)
Различают стандартные, имущественные, социальные, профессиональные налоговые вычеты, причем по месту работы предоставляются стандартные и профессиональные вычеты, а прочие — на основании декларации, поданной налогоплательщиком в налоговый орган (Приложение 2).
Если доходы облагаются НДФЛ по ставке 9, 30 или 35 %, налоговую базу необходимо рассчитывать по формуле 1.2
НБ= Доходы — Доходы, не подлежащие налогообложению. (1.2)
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Ставка НДФЛ зависит:
1. От статуса получателя дохода (резидент или нерезидент). Определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев. Если гражданин находился на территории России не менее 183 дней, по его доходам следует применять ставки НДФЛ, установленные для резидентов;
2. От вида дохода (зарплата, дивиденды, призы и т. д.).
В соответствии с главой 23 НК РФ существует 5 налоговыхставок, размер которых зависит от вида налоговой базы:
1. Ставка 9% — данная ставка применяется для расчета НДФЛ с полученных дивидендов, если физическое лицо является акционером или учредителем предприятия;
2. Ставка 35% — применяется для налогообложения доходов в виде:
ѕ выигрышей и призов стоимостью свыше 4000 руб;
ѕ материальной выгоды от экономии на процентах;
ѕ процентные доходы от вкладов в банки;
3. Ставка 30% — применяется на все доходы лиц, которые не являются резидентами РФ;
4. Ставка 13% — данная ставка применяется во всех остальных случаях;
5. Ставка 15% — по данной ставке облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.
Доходы, полученные резидентами, в зависимости от их вида могут облагаться НДФЛ по ставке 9, 35 и 13 процентов.
Доходы, полученные нерезидентами, в зависимости от их вида могут облагаться НДФЛ по ставке 15% и 30%.
НДФЛ следует исчислять в целых рублях. Если рассчитанная сумма налога будет с копейками, то сумма до 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляется до полного рубля. Организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в России, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц установлен статьей 225 НК РФ. Сумма налога исчисляется по формуле 1.3:
налога=НБ Ч ставка (1.3)
Так, как сумма налога исчисляется нарастающим итогом, то необходимо определять сумму доплаты.
НДФЛ к уплате рассчитывается по формуле 1.4
НДФЛ к уплате = НБ Ч 13% — НДФЛ, удержанный с начала года по предыдущий месяц включительно. (1.4)
Если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налогового агента, то он представляет в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. Сведения представляются ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно НК РФ срок уплаты НДФЛ определен последним днем месяца, за который производится начисление заработной платы работников, которые выполняют обязанности по трудовому договору.
Сроки оплаты НДФЛ авансовым методом:
1. Авансовый платёж за январь — июнь — не позже, чем 15 июля половина годового объёма авансовых платежей;
2. Авансовый платёж за июль — сентябрь — не позже, чем 15 октября — четверть годового объёма авансовых платежей;
3. Октябрь — декабрь — не позже 15 января следующего года
4. Четвертьгодового объёма авансовых платежей.
Декларации по НДФЛ необходимо подавать до 30 апреля года следующего за истекшим отчетным периодом.
1.3 Оптимизация НДФЛ
Оптимизацией налогообложения принято именовать уменьшение размера налоговых обязанностей посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов[7. с.10].
Специалисты в сфере налогов и сборов выделяют следующие способы оптимизации НДФЛ при выплате доходов физическим лицам:
1. официальный;
2. страховой;
3. компенсационный;
4. электронный;
5. договорный;
6. вспомогательный.
Первый способ — официальный. Данный способ заключается в применении вычетов, которые прямо предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Основной плюс данного метода оптимизации является в признании методики уменьшения НДФЛ на законодательном уровне.
Однако предоставление вычетов зачастую осложняется существующими пробелами в налоговом законодательстве либо неоднозначностью его норм. Например, может ли новый работодатель предоставить стандартный вычет сотруднику за месяцы работы у прежнего налогового агента, если там вычет не предоставлялся. НК РФ не содержит разъяснений по данному вопросу. С одной стороны, согласно п. 3 ст. 218 НК РФ, если налогоплательщик сменил место работы, ему предоставляются налоговые вычеты с учетом дохода, полученного с начала периода по другому месту работы. С другой стороны, поскольку обязанность исчислить, удержать из дохода работника и уплатить сумму НДФЛ возложена на налогового агента, производившего начисление работнику дохода, новый работодатель не вправе учесть вычеты при исчислении облагаемой базы по НДФЛ за те месяцы, которые он отработал на прежней работе.
Второй способ — страховой. Суть данного способа заключается во взаимодействии со страховыми организациями, несмотря на возражения со стороны налоговых органов.
Страхователем выступает организация-работодатель, страховщиком — соответствующая компания, а выгодоприобретателем — работник организации. Если в договоре со страховщиком (по обязательному и добровольному личному страхованию, а также добровольному пенсионному страхованию) прописано, что выгодоприобретатель может получать часть средств ежемесячно, то организация может часть зарплаты выдавать непосредственно работнику, а дополнительный доход он будет получать в страховой компании.
Такая возможность предусмотрена п. 3 ст. 213 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
Третий способ — компенсационный. Суть данного способа заключается в освобождении от налогообложения сумм компенсаций, выплачиваемых сотруднику, таких как компенсация за использование в служебных целях личного автомобиля, мобильного телефона, компьютера и т.п. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождаются компенсационные выплаты, связанные с исполнением работником его должностных обязанностей, в пределах норм, установленных законодательством РФ.
В статье 188 Трудового кодекса РФ сказано, что работнику, использующему личное имущество в служебных целях, выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, оборудования и других технических средств и материалов, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора в письменной форме.
Поскольку глава 23 НК РФ не содержит норм компенсаций при использовании личного имущества работника в интересах работодателя, то следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ.
Таким образом, применяя указанный способ оптимизации, следует учитывать, что компенсация работнику за использование личного имущества в интересах работодателя не облагается НДФЛ в соответствии с условиями трудового договора.
Четвертый способ — электронный. Суть способа заключается в получении доходов через всемирные денежные системы Webmoney, Pay pal.
Способ предназначен в основном для налогоплательщиков, получающих доходы от организаций или физических лиц, находящихся за пределами России. Ни те, ни другие не выступают налоговыми агентами по российскому законодательству, следовательно, уплатить налог необходимо резиденту РФ либо самому, либо по требованию налогового органа. Получить информацию о получении дохода конкретным налогоплательщиком в случае его уклонения от уплаты налога налоговые органы могут, например, в банках.
В настоящее время существует пробел в налоговом законодательстве: ФНС России не имеет прямого выхода и соответствующего контроля над всемирными денежными системами, а обязанности сдавать отчетность в налоговые органы об их использовании у российского налогоплательщика нет. В п. 2 ст. 23 НК РФ указано, что в обязательном порядке сообщать об открытии или закрытии счетов должны только организации и индивидуальные предприниматели, а не физические лица.
Пятый способ — договорный. Суть способа заключается в регистрации сотрудника компании в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).
Для расчета налогов ИП целесообразно выбрать упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы». В таком случае доходы налогоплательщика будут облагаться единым налогом по ставке 6 процентов, а от уплаты НДФЛ он освобождается на основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ.
Организации в свою очередь необходимо заключить с ИП гражданско-правовой договор, в котором будет определено какие услуги он оказывает, какое вознаграждение получает.
Таким образом, организация перестает выступать в роли налогового агента, а сотруднику придется уплачивать налог и сдавать налоговую декларацию самостоятельно
Данный способ имеет два недостатка:
1. В отношении бывшего работника не действуют многие гарантии
трудового договора, например, сохранение заработной платы, оплата больничных листов, содействие в трудоустройстве и т. д.;
2. Указанный метод необходимо применять по отношению к сотрудникам, которые имеют неодинаковый доход из месяца в месяц, например, менеджеры по продажам, профильные специалисты, работа которых оплачивается в процентном соотношении от стоимости услуг.
Шестой способ — вспомогательный. Данный способ заключается в оказании организацией своим сотрудникам материальной помощи, с сумм которой НДФЛ не удерживается.
Например, п. 28 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. за год, НДФЛ не облагается. Несмотря на выгодность такого способа для налогоплательщика, его недостатки в том, что, во-первых, размер не облагаемой НДФЛ материальной помощи ограничен, во-вторых, обычно предприятие оказывает материальную помощь сотрудникам при возникновении у них особых обстоятельств и проблем.
Рассмотренные способы оптимизации НДФЛ, которые не противоречат законодательству РФ, целесообразно применять на практике. Они являются довольно простыми в использовании и незначительно увеличивают нагрузку на сотрудников бухгалтерии в связи с необходимостью документального сопровождения всех операций, связанных с оптимизацией НДФЛ.
Таким образом, можно сделать вывод, что НДФЛ уплачивается физическими лицами, как резидентами, так и не резидентами. Ставка зависит от вида получаемого дохода и от статуса получателя дохода. Так же налогоплательщик может, при соблюдении определённых условий, уменьшить налоговую базу на сумму налоговых вычетов.
ГЛАВА 2. УЧЕТ НДФЛ
2.1 Налоговый учет НДФЛ
Существует несколько форм, которые применяются для учета доходов физических лиц.2-НДФЛ — справка о доходах физического лица, 3-НДФЛ — налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, 4-НДФЛ — налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц.
Декларацию по форме 3-НДФЛ должны подавать физические лица в следующих случаях:
ѕ При получении денежных средств от других физических лиц или организаций, которые не являются налоговыми агентами (например, по договорам найма или договорам аренды какого-либо имущества);
ѕ При получении дохода при продажи имущества, находящегося в собственности менее 3 лет;
ѕ При получении дохода от источников за пределами РФ;
ѕ При получении дохода, с которого налоговый агент не удержал НДФЛ;
ѕ При получении дохода от лотерей, тотализаторов, игровых автоматов и т.д.;
ѕ При получении дохода в качестве наследника (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
ѕ При получении в подарок недвижимости, транспортных средств, акций, долей, паев и т.д. от не близких родственников;
ѕ Если физическое лицо, претендует на возврат ранее уплаченного НДФЛ;
ѕ Налогоплательщик является нотариусом, занимающимся частной практикой, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет;
ѕ Налогоплательщик является индивидуальным предпринимателем.
Например, Иванов И. А. в 2012 году произвел расходы на покупку квартиры у физического лица в сумме 2500000 рублей.( Приложение)
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют и уплачивают налог в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Предприниматели обязаны уплатить налог по итогам года не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. НДФЛ индивидуальными предпринимателями уплачивается не единым платежом по итогам года: в течение года предприниматель уплачивает авансовые платежи по налогу, рассчитанные на основании суммы предполагаемого дохода или дохода, полученного за предыдущий год.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от осуществляемых видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов ( приложение 1).
Для расчета суммы авансовых платежей по налогу принимается во внимание размер дохода, полученного предпринимателем за предыдущий год, с учетом налоговых вычетов; при отсутствии таких данных (например, когда предприниматель только зарегистрировался) расчет авансовых платежей производится на основании предполагаемого предпринимателем дохода.
В случае значительного (более чем на 50%) изменения дохода в налоговом периоде предприниматель должен представить в налоговую инспекцию налоговую декларацию по форме № 4-НДФЛ для того, чтобы налоговый орган произвел перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты.
При заполнении 4-НДФЛ указывается следующее:
1.В верхней части формы Декларации проставляется идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
2.При представлении в налоговый орган первичной Декларации в поле показателя «Номер корректировки» проставляется «0—«, при представлении уточненной декларации — указывается номер корректировки, отражающий, какая по счету уточненная декларация представляется в налоговый орган (например, «1—«, «2—» и т.д.);
3.В поле показателя «Налоговый период» указывается календарный год, за который представляется Декларация;
4.В поле показателя «Представляется в налоговый орган (код)» указывается код налогового органа по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика, в который представляется Декларация;
5.В поле показателя «Код по ОКАТО» указывается код объекта административно-территориального деления в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 (далее — код по ОКАТО), являющегося местом жительства (пребывания) налогоплательщика;
6.Фамилия, имя, отчество налогоплательщика указываются полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Для иностранных физических лиц допускается при написании фамилии, имени и отчества использование букв латинского алфавита;
7.В поле показателя «Номер контактного телефона» указывается номер телефона налогоплательщика или его представителя с телефонным кодом страны (для физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации) и иными телефонными кодами, требующимися для обеспечения телефонной связи. Номера телефонов указываются без пробелов и прочерков. Для каждой скобки и знака «+» отводится одно знакоместо;
8.Сумма предполагаемого дохода указывается в полных рублях без пробелов, прочерков и иных знаков;
9.В Декларации указывается количество листов подтверждающих документов, приложенных к Декларации (или их копий, включая копию документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика на подписание Декларации). При этом налогоплательщик или его представитель вправе составить и приложить к Декларации реестр документов, подтверждающих сведения, указанные в Декларации;
а) если достоверность и полноту сведений подтверждает сам налогоплательщик, в поле, состоящем из одной ячейки, проставляется цифра 1; если достоверность и полноту сведений подтверждает представитель налогоплательщика — цифра 2;
б) если достоверность и полноту сведений подтверждает сам налогоплательщик, в месте, отведенном для подписи, проставляется его личная подпись, а также дата подписания Декларации. Поле «фамилия, имя, отчество полностью» не заполняется;
в) если достоверность и полноту сведений подтверждает физическое лицо — представитель налогоплательщика, в поле «фамилия, имя, отчество полностью» указываются построчно фамилия, имя, отчество представителя налогоплательщика в соответствии с документом, удостоверяющим личность, и проставляются личная подпись представителя налогоплательщика и дата подписания;
г) если достоверность и полноту сведений подтверждает организация — представитель налогоплательщика, в поле «фамилия, имя, отчество полностью» указываются построчно фамилия, имя, отчество физического лица, уполномоченного в соответствии с документом, подтверждающим полномочия организации — представителя налогоплательщика удостоверять достоверность и полноту сведений, указанных в Декларации.
д) в поле «наименование документа, подтверждающего полномочия представителя» указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика.
10.Раздел «Заполняется работником налогового органа» содержит сведения о способе представления Декларации, количестве листов документов или их копий, приложенных к Декларации, дате ее представления (получения), номере, под которым зарегистрирована Декларация, фамилии и инициалах имени и отчества работника налогового органа, принявшего декларацию, его подпись.
Доходы каждого физического лица (сотрудников и тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера) необходимо учитывать персонально [1. п. 1 ст. 230]. На основе данных из налоговой карточки по каждому работнику организации составляется справка о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ.
Ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим годом, налоговые агенты должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов. Они представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Минфином России.
Если численность физических лиц, получивших от налогового агента доходы, менее 10 человек, то сведения можно представлять на бумажных носителях по форме 2-НДФЛ.
Справку о доходах физического лица по форме 2- подают налоговые агенты [1. п. 2 ст. 230].
Общий порядок заполнения справки 2-НДФЛ:
1. Все суммовые показатели в справках отражаются в рублях и копейках через десятичную точку, за исключением сумм налога. При этом сумма налога меньше 50 коп.отбрасывается, а больше 50 коп. округляется до полного рубля;
2. В справке заполняются все показатели, если иное не указано в разделе II Рекомендаций. Так, не заполняется ряд пунктов, если отсутствуют сведения, необходимые для их заполнения (например, п. п. 2.1, 5.6 — 5.7 и др.);
3. Прочерки в пунктах, которые вы не заполняете, ставить не нужно;
4. При подписании справки необходимо указать фамилию и инициалы лица, подписавшего справку (налогового агента — физического лица или работника налогового агента). Если справка подписывается работником налогового агента, то нужно дополнительно указать его должность;
5. Заполненная справка подписывается в поле «Налоговый агент (подпись)». Подпись не должна закрываться печатью. Печать проставляется в поле «М.П.» в нижнем левом углу справки;
6. Если справка не может быть размещена на одной странице, то заполняется столько страниц, сколько требуется. В этом случае на каждой следующей странице вверху нужно указать ее порядковый номер, а также следующий текст: «Справка о доходах физического лица за 2012 г. № ___ от __________». Кроме того, на каждой странице заполняется поле «Налоговый агент».
Пример заполнения справки 2 — НДФЛ:
Иванову И. А. в 2012 году начислено:
Январь — 15000; Февраль — 20000; Март — 21000; Апрель — 20500; Май — 21500; Июнь — 18200; Июль — 17500; Август — 20200; Сентябрь — 15800; Октябрь — 20000; Ноябрь — 21500; Декабрь — 22300.
У Иванова И. А. один ребёнок в возрасте 15 лет(Приложение 3).
2.2 Бухгалтерский учет расчётов по НДФЛ
Любая операция, осуществленная организацией в ходе предпринимательской деятельности, должна быть отражена в бухгалтерском учете. Не являются исключением и суммы налога на доходы физических лиц, то есть, исчисленные и уплаченные в бюджет суммы НДФЛ также должны быть отражены в учете.
Для учета налога на доходы физических лиц используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором открывается субсчет «НДФЛ». При начислении НДФЛ для уплаты в бюджет, он отражается по кредиту счета 68.НДФЛ в корреспонденции со счетами учета дохода физического лица.
Проводки по начислению НДФЛ представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 Проводки по НДФЛ
Дебет |
Кредит |
Название операции |
|
75 |
68.НДФЛ |
Удержан НДФЛ с дивидендов учредителей и акционеров. |
|
70 |
68.НДФЛ |
Удержан НДФЛ с заработной платы работников. |
|
73 |
68.НДФЛ |
Удержан НДФЛ с материальной помощи работникам. |
|
76 |
68.НДФЛ |
Удержан НДФЛ с доходов гражданско-правового характера. |
|
66 |
68.НДФЛ |
Удержан НДФЛ с доходов в виде процентов к выплате с краткосрочного кредита, займа у физического лица. |
|
67 |
68.НДФЛ |
Удержан НДФЛ с доходов в виде процентов к выплате с долгосрочного кредита, займа у физического лица. |
|
68.НДФЛ |
51 |
Суммарный НДФЛ, подлежащий уплате, перечислен в бюджет |
Дивиденды учредителей облагаются налоговой ставкой НДФЛ 9%.
Пример начисления и учёта НДФЛ на доходы в виде дивидендов:
Иванову И. А. , который является учредителем, начислены дивиденды в размере 50 000 руб. НДФЛ = 50 000 * 9% / 100% = 4500 руб.
Проводки по НДФЛ на дивиденды представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 Проводки по НДФЛ на дивиденды
Сумма |
Дебет |
Кредит |
Наименование операции |
|
50000 |
84 |
75 |
Начислены дивиденды Иванову |
|
4500 |
75 |
68.НДФЛ |
Удержан НДФЛ с дивидендов |
|
45500 |
75 |
50 |
Выплачены дивиденды Иванову |
|
4500 |
68.НДФЛ |
51 |
НДФЛ, подлежащий уплате, перечислен в бюджет |
Пример расчета и учета НДФЛ на краткосрочный кредит:
Предприятие получило краткосрочный кредит от Иванова В. А. в размере 200 000 руб. Проценты за пользование кредитом составили 10 000 руб.
На доход в виде процентов с краткосрочного кредита применяется ставка 13%.
НДФЛ = 10 000 * 13% / 100 = 1300
Проводки представлены в таблице 2.3:
Таблица 2.3 Проводки по учету НДФЛ на краткосрочный кредит
Сумма |
Дебет |
Кредит |
Название операции |
|
200 000 |
50 |
66 |
Получен краткосрочный кредит от Иванова |
|
10 000 |
91 |
66 |
Начислены проценты за пользование кредитом |
|
1300 |
66 |
68.НДФЛ |
Удержан НДФЛ с процентов |
|
208 700 |
66 |
50 |
Возвращены заёмные средства с учётом процентов |
|
1300 |
68.НДФЛ |
51 |
НДФЛ, подлежащий уплате, перечислен в бюджет |
Пример расчета и учета НДФЛ с заработной платы:
Иванову начислена заработная плато с учетом премии в размере 30 000 руб. Иванов имеет право на вычет в размере 500 руб., так же он имеет одного ребёнка. Зарплата за минусом вычетов облагается Зарплата за минусом вычетов облагается налоговой ставкой 13%.
НДФЛ = (30000 — 500 — 1400) * 13% / 100 = 3653 руб.
Иванов получит зарплату в сумме = 30000 — 3653 = 26347 руб.
Проводки представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 Проводки по учету НДФЛ с заработной платы.
Сумма |
Дебет |
Кредит |
Название операции |
|
30000 |
44 |
70 |
Начислена зарплата Иванову |
|
6353 |
70 |
68.НДФЛ |
Удержан НДФЛ с зарплаты |
|
26347 |
70 |
70 |
Выплачена зарплата Иванову |
|
3653 |
68.НДФЛ |
68.НДФЛ |
НДФЛ, подлежащий уплате, перечислен в бюджет |
Таким образом, можно сделать вывод, что для учета доходов физических лиц применяются такие формы, как 2-НДФЛ, 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. В бухгалтерском учете суммы НДФЛ отражаются по кредиту на счете 68.НДФЛ, а по кредиту НДФЛ отражается на следующих сетах:
ѕ С дивидендов — на счете 75 «расчеты с учредителями»;
ѕ С заработной платы — на счете 70 «расчеты с персоналом по оплате труда»;
ѕ С материальной помощи — на счете 73 «расчеты с персоналом по прочим операциям»;
ѕ С доходов гражданско-правового характера — на счете 76 «расеты с разными дебиторами и кредиторами»;
ѕ С доходов в виде процентов с краткосрочного или долгосрочного кредита — на счетах 66 «расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 « расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
ГЛАВА3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО НДФЛ
3.1 Порядок проведения выездной налоговой проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверкивыносит налоговый орган по месту нахождения организации.Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Например, ИФНС России по КАО г. Омска была назначена выездная налоговая проверка в отношении ОАО «Караван»(ИНН 5506789128/ КПП 550601010), расположенного по адресу 644589, г. Омск, ул. Дмитриева, д. 75.(Приложение 4). Предмет проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налога на доходы физических лиц.
Выездная налоговая проверка в зависимости от полноты охватываемых документов может проводиться сплошным или выборочным методом.
ОАО «Караван» за 2012 года произвела следующие операции по начислению НДФЛ:
Работникам начислено:
- по окладу -2 146 000 руб.;
- стоимость подарков 7 человекам — 55000 руб.;
- натур оплата труда — 89 000 руб;
- пособие по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием-22 379 руб;
- пособие по беременности и родам-102 388 руб.;
- компенсация за использования личного автомобиля в служебных целях — 12 500 руб;
- командировочные расходы 23 000 руб (в т.ч. 7000 сверхнормативные суммы)
- суммы выплаченных выходных пособий — 78 000 руб.
- суммы стандартных налоговых вычетов — 145 000 руб.
При подготовке выездной налоговой проверки анализируются результаты камеральной налоговой проверки сведений о доходах за налоговый период, которые сдаются в налоговый орган, по следующим направлениям:
1. Рассчитывается средний уровень заработной платы, который соотносится со среднеотраслевым значением по субъекту РФ и величиной установленного регионом прожиточного минимума;
2. Выявляется количество работников, по которым сведения о доходах не представлены (исходя из поданных в налоговый орган данных о численности работников).[10. с. 56]
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Проверка проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении ВНП, на территории (в помещении) налогоплательщика или по месту нахождения налогового органа, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключительные случаи — принятие решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов [5.]. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:
1. Проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;
2. Получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;
3. Паличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;
4. Проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
ѕ четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;
ѕ менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
ѕ десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
5. Непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;
6. Иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.[10. с.74]
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Таким образом, проверка в ОАО « Караван» была начата 02 февраля 2013г., окончена 02 апреля 2013 года.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1. Истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого потребуются документы);
2. Получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ (срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца, если в течение шести месяцев информация не была получена);
3. Проведения экспертиз;
4. Перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.
Например, В ходе ВНП ОАО «Караван» было направлено требование о предоставлении документов от 1 января 2012 года (Приложение 5):
1. Учредительные документы;
2. Приказ об учетной политике;
3. Коллективные и трудовые договоры и контракты, заключаемые с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства, договоры гражданско-правового характера (аренды, займа и т.д.), расчетные ведомости, штатное расписание, табель учета рабочего времени;
4. Система поощрений работников, оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению в совокупный доход физических лиц (оплата питания, проезда, обучения, подарков к праздничным и юбилейным датам);
5. Приказы руководителя о командировках, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами (билеты, посадочные талоны, документы, подтверждающие проживание), отчеты кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, путевые листы, товарные накладные, чеки контрольно-кассовой техники, главная книга, данные аналитического и синтетического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
При необходимости, уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
Среди обстоятельств, которые свидетельствуют о целесообразности проведения выемки документов, выделяются следующие:
ѕ Поведение лица, у которого производится выемка;
ѕ Установленные факты длительного отсутствия налогоплательщика по месту регистрации;
ѕ Частые случаи обнуления счетов в банках;
ѕ Анализ других данных, полученных в ходе ВНП;
ѕ Сведения правоохранительных, контролирующих органов.
В процессе выездной налоговой проверки осуществляется проверка документов, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты налогов:
1. Проверка устранения нарушений, выявленных при предыдущей проверке;
2. Проверка соответствия данных бухгалтерского учета и налоговой отчетности;
3. Проверка полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций, влияющих на формирование налоговой базы (анализ кредитовых оборотов по счетам бухгалтерского учета, а также соответствия данных бухгалтерского учета и первичных документов);
4. Проверка правового оформления хозяйственных операций, в т.ч. анализ договоров налогового агента.
В ходе ВНП было выяснено, что ОАО «Караван» начислял НДФЛ с компенсации за использование личного автомобиля и командировочных расходов в полном объеме.
Следовательно, НДФЛ был исчислен неправильно. Расчеты НДФЛ налоговым органом и налогоплательщиком представлены в таблице 1.3.
Таблица 3.1 Расчет НДФЛ налоговым органом и налогоплательщиком
По данным налогоплательщика |
По данным налогового органа |
|
НБ= 2146000+ (55000-4000 * 7) + 22379 + 89000 + 12500 + 23000 — 145000=2174879 |
НБ = 2146000 + 27000 + 22379 + 89000 + ( 23000-7000 )+(12 500 -1500)- 145000 = 2166375 |
|
? Налога 2174897 * 13% = 282737 |
? Налога = 2166375 * 13% = 281629 |
Расхождение составило 1638 рублей.
По итогам выездной налоговой проверки составляется акт, в котором указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или отсутствие нарушений, выводы и предложения проверяющих, а также делаются ссылки на статьи Налогового кодекса, которые предусматривающие ответственность за конкретные нарушения законодательства о налогах. Налогоплательщик вправе в течение 15 дней представить свои возражения по акту или его отдельным положениям. По истечении 10 дней акт проверки и документы рассматриваются руководством налоговой инспекции, и по ним принимается решение. Таким образом, можно сделать вывод, что выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя налогового органа по месту нахождения организации. Проверка не может продолжаться более двух месяцев и проводится за период, не превышающий трех календарных лет. При проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые документы. По итогам проверки составляется акт, в котором указываются факты о налоговых правонарушений или их отсутствие.
3.2 Ответственность налогоплательщиков по результатам выездной налоговой проверки
После составления и вручения налогоплательщику акта налоговой проверки начинается следующий этап налогового контроля — рассмотрение дела о налоговом нарушении и вынесение решения о наложении штрафа.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя, а также вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
По завершению налоговой проверки выявляются налоговые правонарушения, к которым применяются следующие санкции:
1. Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (заявление подается в течение 10 дней после государственной регистрации) — штраф в размере 5 тыс. руб. Нарушение срока постановки на учет на срок более 90 дней — штрафа в размере 10 тыс. рублей.
2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (уклонение от постановки на учет) — штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Уклонение более трех месяцев — штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет.
3. Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке (в 7-дневный срок, рабочие дни) — штраф в размере 5 тыс. руб.
4. Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета — штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.
5. Непредставление декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока — штраф в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
6. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов или объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, — штраф в размере 5 тыс. руб. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, — штраф в размере 15 тыс. рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, — штраф в размере десяти % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
7. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) — штраф в размере 20 % от неуплаченных сумм налога. Эти деяния, совершенные умышленно, — штраф в размере 40 % от неуплаченных сумм налога.
8. Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, — штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
9. Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, предусмотренных НК для налогового контроля, — штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
10. Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица — штраф в размере 10 тыс. рублей.
11. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем — штраф в размере 20 тыс. рублей.
12. Нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора — пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки [1. гл. 16 ст. 116].
3.3 Оформление результатов выездной налоговой проверки
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В решении об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Так, при проведении налоговой проверки ОАО «Караван» было установлено, что при исчислении налога была совершена ошибка налогоплательщиком, которая привела к переплате налога в сумме 1638 рублей. Нарушения законодательства о налогах и сборах не выявлено, что является обстоятельством отказа в привлечении к ответственности (Приложение 8).
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если решение будет изменено, решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
С 01.01.2009 решение налогового органа по результатам проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Для обеспечения взыскания недоимки, пеней и санкций налоговый орган может принять обеспечительные меры: запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа, приостановление операций по счетам в банке. По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить обеспечительные меры на:
1. Банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок;
2. Залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ;
3. Поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 НК РФ.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
После вступления в силу решения налоговых органов этому лицу направляется требование об уплате соответствующих сумм в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 69 и 101.3 НК РФ, — в течение 10 дней с даты вступления в силу решения о привлечении к налоговой ответственности [1. п. 2 ст. 70]. Требование должно быть исполнено налогоплательщиком в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный срок для исполнения требования не указан в самом требовании [1.п. 4 ст. 69.].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы был изложен материал, описывающий теоретические основы налога на доходы физических лиц, так же был рассмотрен учет данного налога и проведение выездной налоговой проверки в отношении НДФЛ.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Налог на доходы физических лиц это федеральный прямой налог, занимающий центральное место в системе налогообложения физических лиц. Он установлен главой 23 НК РФ.
Плательщиками НДФЛ являются физические лица, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц, налоговые резиденты, получающие доходы от источников за пределами Российской Федерации и налоговые агенты.
Налоговой базой признаются доходы, полученные налогоплательщиком, как в денежной, так и в натуральной форме.
Налоговая база, при соблюдении определенных условий может быть уменьшена на налоговые вычеты.
Налоговые ставки по НДФЛ зависят от статуса налогоплательщика и от вида дохода. Ставки установлены главой 23 НК РФ в следующем размере:
9 %, 35%, 30%, 13%и 15%
Налог на доходы физически лиц следует исчислять в рублях. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
НДФЛ уплачивают не позднее последнего дня месяца, за который производится начисление заработной платы работникам.
Декларацию следует подавать до 30 апреля года, следующего за истекшим отчетным периодом. Для учета НДФЛ применяются такие формы, как 2-НДФЛ, 3-НДФЛ и 4-НДФЛ. Так же операции по НДФЛ должны быть отражены в бухгалтерском учете на счете 68, на котором открывается субсчет НДФЛ.
Выездная налоговая проверка по НДФЛ проводится по решению налогового органа на территории налогоплательщика. В ходе проверки могут быть истребованы необходимые документы. Проверка не может продолжаться более двух месяцев. Начало проверки определяется решением налогового органа и заканчивается составлением справки о проведенной налоговой проверки. По окончанию проверки составляется акт выездной налоговой проверки.
В заключении можно сказать, что поставленные ранее цели и задачи в ходе написания курсовой работы были достигнуты, актуальность темы раскрыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации по состоянию на ( часть первая и вторая) по состоянию на 3 декабря 2013 года.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
3. Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (ред. от 23.07.2012) «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки»
4. Приказ ФНС от 10 ноября 2011 г. N ММВ-7-3/760@ «об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-ндфл), порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-ндфл)»
5. Письмо ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»
6. Письмо Минфина России от 27.06.13 № 03?04?05/24421«О налогообложении суммы компенсации за использование личного транспорта в служебных целях»
7. Белоусова С. В. «Оптимизация и минимизация налогообложения. Готовые способы экономии» , 2012.- 106 с.
8. Денисов Д. «Налоговый контроль за расходами физических лиц» //Налоги. — 2000. — №1. — с.7-15.
9. Пансков В.Г . Налоги и налогообложение в Российской Федерации. МЦФЭР, М.,2011.;
10. Мясников О. А. Налоговые проверки: законодательство и судебная практика. — М.: Главбух, 2010. — 112 с.
11. Титова Г. Г. Выездные налоговые проверки // «Аудиторские ведомости», 2011.
12. Справочно-правовая система «Гарант»
13. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
14. http://www.nalog.ru/
15. http://www.glavbukh.ru/
Приложение 1
Категории налогоплательщиков
Налоговые резиденты |
Налоговые нерезиденты |
|
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ. |
Налоговые нерезиденты — это физические лица, не находящиеся на территории Российской Федерации 183 дня на протяжении последних 12 месяцев. Обычно, режим налогообложения для налоговых нерезидентов отличается в несколько худшую сторону, нежели таковой у резидентов. Налоговые нерезиденты могут уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13%, если это предусмотрено законодательством. В обратном случае, налоговые нерезиденты облагаются по ставке 30%. резидентами РФ. |
Приложение 2
Налоговые вычеты