Выдержка из текста работы
Бюджетная реформа в Украине, внедренная Бюджетным кодексом, направлена, главным образом, на обеспечение бюджетной самостоятельности регионов и органов местного самоуправления. Это предусматривает право законодательных (представительских) органов государственной власти и органов местного самоуправления каждого уровня самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на стадиях его формирования, принятия и выполнения.
В то же время организация бюджетного процесса на высшем уровне имеет непосредственное влияние на согласование бюджетных вопросов на местном уровне: рассмотрение и принятие решений о местном бюджете, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, зависит от своевременного принятия законопроекта о государственном бюджете на следующий год во втором чтении.
Для согласованности процесса формирования государственного и местных бюджетов, определяются сроки получения информации, необходимой для обсчета объемов бюджетов и межбюджетных трансфертов, своевременного утверждения местных бюджетов Бюджетным кодексом определен четкий бюджетный календарь утверждения местных бюджетов.
До 1 августа текущего года принимаются общие решения и заключаются соглашения об объединении средств соответствующих бюджетов для выполнения собственных полномочий.
До 15 сентября после одобрения Кабинетом Министров Украины проекта закона о государственном бюджете Министерство финансов Украины сообщает местным государственным администрациям и исполнительным органам соответствующих советов расчеты прогнозных объемов межбюджетных трансфертов, методику их определения и другие показатели, необходимые для составления проектов местных бюджетов.
В октябре — ноябре на основании информации, полученной соответственно ч. 5-8 ст. 75 Бюджетного кодекса Украины от Министерства финансов и местных финансовых органов, готовятся проекты решений о местных бюджетах.
Не позже 27 ноября в недельный срок после принятия проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении Кабинет Министров Украины доводит местным исполнительным органам власти положения и показатели межбюджетных отношений (объемы межбюджетных трансфертов и текстовые статьи, которые определяют особенности межбюджетных отношений на следующий бюджетный период).
Не позже чем в двухнедельный срок после опубликования закона о Государственном бюджете Украины (декабрь) утверждается бюджет АРК, областные, районные, городские бюджеты.
Не позже чем в двухнедельный срок после утверждения районных и городских (городов республиканского и областного значения) бюджетов утверждаются городские (городов районного значения), поселковые и сельские бюджеты.
Если к началу нового года закон не вступил в силу, ежемесячные расходы Государственного бюджета Украины и местных бюджетов осуществляются в размерах 1/12 объема расходов, определенных законом Украины о Государственном бюджете или решением местного совета на предыдущий бюджетный период.
Глава 2. Рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах
Проект решения о местном бюджете перед его рассмотрением на сессии соответствующего совета одобряется исполнительным органом совета.
К проекту решения добавляется пояснительная записка, которая согласно со ст. 76 Бюджетного кодекса должна содержать:
-информацию о социально-экономическом состоянии соответствующей административно-территориальной единицы и прогнозе ее развития на следующий бюджетный период, которые положены в основу проекта местного бюджета;
-оценку поступлений с учетом потерь доходов в результате предоставленных соответствующим советом налоговых льгот;
-объяснение к основным положениям проекта решения о местном бюджете, включая анализ предлагаемых объемов расходов на функции и программы. Обоснования включают бюджетные показатели за предыдущий, текущий, следующий бюджетные периоды в разрезе классификации расходов бюджета;
-обоснование особенностей межбюджетных отношений (для районных бюджетов, которые объединяют бюджеты сел, поселков, города районного значения);
-информацию относительно погашения долга органа местного самоуправления, объемов и условий заимствований.
Кроме того, к проекту решения о соответствующем бюджете, соответственно с Бюджетным кодексом, необходимо предоставить (ст. 76):
-прогноз показателей соответствующего бюджета по основным видам доходов, расходов и финансирования на следующие три бюджетные периоды;
-проект показателей сводного бюджета района, который объединяет бюджеты сел, поселков, города районного значения;
-показатели расходов, необходимые на следующие бюджетные периоды для завершения проектов, которые учтены в бюджете, при условии, если реализация проекта длится более одного бюджетного периода;
-перечень инвестиционных программ на следующий бюджетный период и на следующие три бюджетных периода;
-информацию о ходе выполнения соответствующего бюджета в текущем бюджетном периоде;
-пояснения главных распорядителей бюджетных средств к проекту соответствующего бюджета (подаются в бюджетную комиссию соответствующего совета);
-другие материалы, объем и форму которых определяет Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация или исполнительный орган соответствующего совета.
Согласно с п. 7 ст. 75 Бюджетного кодекса предложения относительно формы проекта решения о местном бюджете (типовую форму решения) Министерство финансов Украины доводит до исполнительных органов соответствующих советов. При подготовке объяснительной записки к проекту решения в части обоснования особенностей межбюджетных отношений (для районных бюджетов) районные финансовые органы подают пояснение к основным положениям проекта решения и подробные расчеты объемов трансфертов бюджетам сел, поселков, городов районного значения.
Информация о погашении долга бюджета местного самоуправления, в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, должна содержать обоснования источников покрытия дефицита соответствующего бюджета в разрезе основных видов привлеченных средств и предложения относительно использования остатков средств на учетных счетах соответствующих бюджетов на начало года.
Согласно с ч. 5 ст. 24 Бюджетного кодекса, решение относительно необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующий совет. Порядок использования средств из резервного фонда бюджета определяется Кабинетом Министров Украины (ч. 1 ст. 24). В случае создания резервного фонда на следующий финансовый год в решении о местном бюджете в составе общего фонда этого бюджета определяется объем резервного фонда, который не может превышать одного процента объема расходов общего фонда соответствующего бюджета (ч. Со ст. 24).
Согласно с Бюджетным кодексом к обязательным показателям и положениям, которые должны содержать решение о местном бюджете, принадлежат:
-общая сумма доходов и расходов (с делением на общий и специальный фонды, а также с делением расходов на текущие и капитальные);
-предельный объем годового дефицита (профицита) местного бюджета в следующем бюджетном периоде и долга Автономной Республики Крым или местного самоуправления на конец следующего бюджетного периода; полномочие относительно предоставления гарантий Автономной Республики Крым и местного самоуправления, а также размеры этих гарантий с учетом положений ст. 17 Бюджетного кодекса;
-бюджетные назначения главным распорядителям средств по бюджетной классификации;
-доходы бюджета по бюджетной классификации;
-бюджетные назначения межбюджетных трансфертов;
-дополнительные положения, которые регламентируют процесс выполнения бюджета.
Глава 3. Выполнение бюджета
Выполнение местных бюджетов обеспечивают Совет министров АР Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соотв. советов или городские, поселковые или сельские председатели (в случае, если соответствующие исполнительные органы не созданы).
Местные финансовые органы осуществляют общую организацию и управление выполнением соответствующего местного бюджета, координируют деятельность участников бюджетного процесса по вопросам исполнения местных бюджетов.
Статья 51 установлены процедуры выполнения местных бюджетов по расходам.
Стадиями исполнения местных бюджетов за расходами являются:
-установление бюджетных ассигнований распорядителями бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;
-утверждение смет распорядителями бюджетных средств;
-взятие бюджетных обязательств;
-получение товаров, работ и услуг;
-осуществление платежей;
— использование товаров, работ и услуг на выполнение бюджетных программ.
Бюджетный кодекс предусматривает, что ассигнование предоставляется только тем объектам, относительно которых они были утверждены. Бюджетный кодекс запрещает брать обязательство и проводить расходы, большие бюджетных ассигнований. Любое размещение, заказ, приобретение товара, услуг без предусмотренных на это ассигнований или с превышением полномочий, установленных Бюджетным кодексом и решением соответствующего совета о местном бюджете, не считается бюджетным обязательством.
Глава 4. Подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета
Распорядители бюджетных средств несут ответственность за управление бюджетными средствами. Распорядитель бюджетных средств получает товары, работы и услуги в соответствии с условиями взятого (зарегистрированного) бюджетного обязательства и только после этого принимает решение об их оплате и подает платежное поручение на осуществление платежа.
Отчеты о выполнениях местных бюджетов и других финансовых отчетах составляют территориальные органы Государственного казначейства Украины по правилам и формам, установленным Государственным казначейством по согласованию с Министерством финансов Украины и Счетной палатой. Сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов одновременно передаются территориальными органами Государственного казначейства Украины соответственно Министерству финансов Украины, финансовым органам местных государственных администраций и исполнительных органов соответствующих советов на условиях положений ст. 58-61 Бюджетного кодекса.
Статья 58 содержит общие требования к предоставлению отчетности:
-сводка, составление и предоставление отчетности о выполнении местных бюджетов осуществляется органами Государственного казначейства Украины;
-распорядители бюджетных средств в соответствии с единственной методологией отчетности составляют и подают детальные отчеты, которые содержат бухгалтерские балансы, данные о выполнении смет, результаты деятельности и другую информацию по формам, установленным законодательством Украины;
-единственные формы отчетности о выполнении местного бюджета устанавливаются Государственным казначейством Украины по согласию с Министерством финансов Украины;
-отчетность о выполнении местных бюджетов является оперативной, месячной, квартальной и годовой.
Статья 59 определяет, что месячная отчетность о выполнении местных бюджетов подается Государственным казначейством Украины соответствующим местным финансовым органам в сроки:
-месячная отчетность о выполнении местного бюджета не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным;
-сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов, информация о выполнении защищенных статей местного бюджета, об использовании средств из резервного фонда предоставляется Государственным казначейством Украины не позже 25 числа месяца, следующего за отчетным. Отчет о бюджетной задолженности предоставляется не позже 15 числа второго месяца, следующего за отчетным.
Статьей 60 определяются составные части квартального отчета о выполнении местных бюджетов:
-отчет о финансовом состоянии (баланс) местного бюджета;
-отчет о движении денежных средств;
-отчет о выполнение местного бюджета;
-информация о состоянии долга Автономной Республики Крым и местного самоуправления;
-сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов;
-отчет о кредитах и операциях, которые касаются гарантийных обязательств.
Органы взыскания в соответствии ст. 80 Кодекса предоставляют местным финансовым органам такие отчеты:
-месячный отчет о фактических поступлениях налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов в бюджет, месячный отчет о налоговой задолженности, включая суммы недоимки и переплат (в отраслевом и территориальном разрезе, а также в разрезе источников доходов и форм собственности), не позже 12 числа месяца, следующего за отчетным;
-квартальный отчет о потерях доходов в результате налоговых льгот, а также о суммах реструктуризированной и списанной налоговой задолженности (в отраслевом и территориальном разрезе, а также в разрезе источников доходов и форм собственности) и суммы отсроченных и рассроченных платежей не позже 35 дней после окончания квартала.
Статья 61 Кодекса определяет структуру годового отчета об использовании местных бюджетов, в частности:
-отчет о финансовом состоянии (баланс) местного бюджета;
-отчет о выполнении местного бюджета;
-отчет о движении денежных средств;
-информация о выполнении защищенных статей расходов местного бюджета;
-отчет о бюджетной задолженности;
-отчет об использовании средств из резервного фонда бюджета;
-информация о состоянии долга Автономной Республики Крым, местного самоуправления;
-отчет о кредитах и операциях, которые касаются местных гарантий относительно выполнения долговых обязательств;
-сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов;
-информация о выполнении местных бюджетов;
-другая необходимая информация для объяснения отчета, объем и форму которой определяет Совет министров Автономной Республики Крым, соответствующий местный совет.
Квартальный и годовой отчеты о выполнении местного бюджета подаются в Верховную Раду Автономной Республики Крым и соответственного совета Советом министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрацией, исполнительным органом соответствующего совета или городским, поселковым, сельским председателем (в случае, если соответствующие исполнительные органы не созданы) в двухмесячный срок после завершения соответствующего бюджетного периода. Проверка отчета осуществляется Счетной палатой Верховной Рады Автономной Республики Крым (относительно использования органами исполнительной власти средств бюджета Автономной Республики Крым) или комиссией по вопросам бюджета соответствующего совета, после чего соответствующие советы утверждают отчет о выполнении бюджета или принимают другое решение на этот счет (п. 4 ст. 80 Бюджетного кодекса).
Литература
1. Бюджетна система України: Навч. посібник для студ. екон. спец. вищ. навч. закл. / С.І. Юрій, Й.М. Бескид та ін. – К., НІОС, 2007. — 400.
2. Бюджетна система: Навч.-методичний посібник для самост. вивч. дисц. / В.М. Опарін, В.І. Малько, С.Я. Кондратюк. – К.: КНЕУ, 2008. — 206 с.
3. Бюджетний Кодекс України. — 21.06.2009 р.
4. Василик О.Д. Державні фінанси України: Навч. посібник. — К.: Вища шк., 2007.-383 с.
5. Василик О.Д., Павлюк К.В. Державні фінанси України. Навч. посібник для студентів екон. спец. вузів. — К.: Вища шк., 2008. — 383 с.
6. Гончаров Ю.В., Гарелевич В.Н. Экономическая самостоятельность региона.- К.: Сич, 2008.-256 с.
7. Государственные финансы: Учеб. пособие для студентов экон. вузов и факультетов / В. М. Федосов, Л. Д. Буряк, Д. Д Бутаков и др. /Под ред. В.М.Федосова, С. Я. Огородника, В. Н. Суторминой. – К.: Лыбидь, 2008- 276
8. Деркач Н.И., Гордеева Л.П. Бюджет и бюджетный процесс в Украине: Учеб. пособие. — Днеропетровск: Пороги, 2007 — 256 с.
9. Деркач Н.И. Бюджет и бюджетный процесс в Украине. — Днепропетровск: Пороги, 2007- 25с.
10. Епіфанов А.О., Сало І.В. Регіональна економіка: Навч. посібник для студ. екон. спец. вузів. — К.: Наук. думка, 2008 — 343 с.
11. Епіфанов А.О., Сало І.В., Д’яконова І.І. Бюджет і фінансова політика України: Навч. посібник для студ. екон. фак. вузів. — К.: Наук. думка, 2008 — 302 с.
12. Кравченко В.І. Фінанси місцевих органів влади в Україні: основи теорії і практики. — К.: НДФІ, 2009 — 276 с.
13. Кравченко В.І. Місцеві фінанси України.: Навч. посібник — К.: Т-во Знання, 2009 — 487 с.