Содержание
Содержание
Введение3
Управление коммуникациями в организации: проблемы, планирование, организация, контроль4
Стадии формирования команды и роль лидера12
Заключение19
Список литературы20
Введение
Современная парадигма научного управления производством и экономикой в целом основана на управлении с позиции психологии и человеческих отношений, а также науки о поведении человека в организации. Эффективность работы современной организации напрямую зависит от мобилизации ее человеческих ресурсов. Определяющими факторами развития являются: социальное взаимодействие, мотивация, власть и лидерство, организационные и коммуникативные структуры, содержательность работы и качество жизни.
Рост производительности труда обеспечивается не столько увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, удовлетворенностью людей своим трудом и отношениями в рабочей группе, организации.
В последнее время исследования в области менеджмента уделяют большое внимание так называемому человеческому фактору. В частности, ученые всего мира признают, что понимание, прогнозирование и контролирование поведения людей — это залог успеха в деятельности любого руководителя. К сожалению, до недавних пор вопросу организационного поведения уделялось незаслуженно мало внимания.
Попробуем рассмотреть, такие важные аспекты организационного поведения, как управление коммуникациями в организации и особенностями формирования команды.
Управление коммуникациями в организации: проблемы, планирование, организация, контроль
В социально-психологической литературе общение понимается и как коммуникативная деятельность. Во всех видах коммуникаций предметом является не конкретный человек, а или взаимодействия, или психологические взаимоотношения людей. Система коммуникаций в этом случае «прежде всего, способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей». Коммуникации в социальном поведении в общем случае определяются как любой обмен информацией меду людьми (или группами), независимо от того, приводит ли он к взаимопониманию или нет. Широта и общность понятия «коммуникации» требуют выделения тех аспектов, которые наиболее важны для оценки содержания профессиональной деятельности. В теории управления известны три аспекта:
коммуникации как общий процесс, охватывающий в организационной системе все ее уровни и структуры, в том числе не связанные непосредственно с руководителем;
коммуникации как непосредственное взаимодействие руководителя с подчиненными или их группами;
коммуникации как специфическая функция управления, компонент управленческой деятельности, объект целенаправленного регулирования со стороны руководителя.
Каждый из этих аспектов необходимо рассматривать с двух позиций: нормативно-организационной и индивидуально-психологической. В первом случае коммуникация определяется ее объективными организационными формами, требованиями к эффективному осуществлению, структурой оптимального коммуникативного процесса. Второй основан на влиянии на коммуникацию психологических особенностей партнеров по деловому общению и позволяет объяснить ряд важных особенностей взаимодействия, в том числе и препятствующих эффективному развитию коммуникаций. Психологическая составляющая коммуникативной функции содержит в свою очередь три аспекта: коммуникативные явления, коммуникативные процессы управленческой деятельности и коммуникативное поведение руководителя.
Коммуникативная функция характеризуется множеством типов и форм, способов, методов и приемов реализации. Во внутриорганизационных взаимодействиях выделяют вертикальные и горизонтальные коммуникации .
Вертикальные коммуникации — это обмен информацией между соподчиненными (иерархическими) уровнями структуры управления организацией. Такие коммуникации могут быть нисходящими и восходящими. В нисходящих коммуникациях руководитель реализует свои управленческие воздействия: приказы, распоряжения, предписания, рекомендации и т.п. Восходящие вертикальные коммуникации — это обратная связь между подчиненными и руководителем. Такие коммуникации обеспечивают передачу информации различного функционального назначения: сигналы о возникновении пролемной ситуации на подчиненном уровне управления, официальные отчеты, неформальные сообщения и т.п.
Горизонтальные коммуникации — это коммуникации между паритетными подразделениями, взаимодействие исполнителей и коммуникации между паритетными руководителями в общей плоскости управления. Несмотря на особую значимость вертикальных коммуникаций, реализующих иерархический принцип построения структуры управления организацией, горизонтальные — обеспечивают не менее важный принцип координации профессиональной деятельности. Лишь сочетание обоих видов коммуникаций образует каркас всей коммуникативной сети организации.
Коммуникации принято делить на подтипы:
«руководитель — подчиненный» как индивидуальный процесс межличностного общения, главной особенностью которого является сочетание принципа субординации и непосредственного контакта партнеров по общению (специфическим подтипом такого вида коммуникаций является взаимодействие руководителя высшего уровня с руководителем нижележащего подчиненного уровня управления);
«руководитель — руководитель», включающие в себя две разновидности: между руководителями паритетных подразделений и между руководителями различных организаций — партнеров.
Все коммуникации объединяет один общий признак — индивидуальный характер непосредственного контакта партнеров по организационному взаимодействию. Взаимодействия в профессиональной деятельности могут осуществляться по каналам формальных и неформальных коммуникаций. Формальные каналы задает структура управления организацией, неформальные коммуникации реализуются помимо формальных, а именно через:
неформальные связи между рядовыми сотрудниками;
аналогичные связи между руководителями и подчиненными;
неформальные связи между руководителем и внешней средой.
Особую роль в обеспечении неформальных связей играют члены малых неформальных групп с ролевой функцией «связною), аккумулирующие и распространяющие слухи. Слухи в значительной степени формируют социальную микросреду организации, во многом определяют общественное мнение, влияют на деятельность членов организации, их статус и репутацию. Несмотря на стойкое предубеждение о недостоверности такого рода коммуникативного явления, социальные исследования свидетельствуют, что в действительности слухи достоверны и справедливы не менее, чем в 80% случаев, а в вопросах внутриорганизационного управления этот показатель стремится к 100%.
Особую роль в реализации процесса коммуникации играют обратная связь (информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятности сообщения) и коррекция (изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем с целью повышения ее понятности получателю). Обратная связь и коррекция обеспечивают замкнутый контур общения, который важен как организационно, так и психологически. Благодаря ему осуществляется контроль за эффективностью коммуникации и повтор общения, т.е. всего коммуникационного цикла при низкой результативности его первой реализации.
Неэффективная обратная связь является одним из источников ошибок коммуникаций, а потеря информации в коммуникативных циклах характерна для вертикальных нисходящих коммуникаций в иерархических структурах управления. Практика свидетельствует, что лишь 63% информации от совета директоров доходит до вице-президентов компании; 40% — до начальников цехов и лишь 20% — до исполнителей.
Восходящие вертикальные коммуникативные потоки страдают фальсифицированными ошибками участников коммуникативного процесса. Нижележащие уровни коммуникации, как правило, не преследуют своих корыстных целей, но редко заинтересованы в объективности передаваемой выше информации. Наиболее типичным является предоставление вышестоящему должностному лицу информации, благоприятной по форме и содержанию как для адресата, так и для отправителя. Фальсифицированные ошибки являются одной из главных причин недоверия руководителя к осведомительной информации, что приводит, зачастую, к возникновению зоны отчуждения между ним и подчиненными.
Нисходящий вертикальный поток управленческой информации всегда сбалансирован восходящим самоорганизующим потоком «снизу». В зависимости от степени влияния нисходящего потока информации возможны два типа организации коммуникативного пространства: с максимальной централизацией управления и крайне ограниченной неуправляемой сферой; с расширенной неуправляемой сферой, когда процессы управления протекают спонтанно, но по ранее установленным «правилам». Нарушение таких правил дезорганизует коммуникативное пространство.
В формирующейся деловой культуре российского менеджмента отмечается ярко выраженное стремление к западному индивидуализму, но с сохранением ориентации на групповые ценности. Самоорганизацию коммуникаций на социальной основе обеспечивают принятие философии, общих целей, групповых представлений о приемлемых нормах поведения и санкций за их нарушения. В результате намечается единая система ценностных ориентации, обеспечивающая корпоративный контроль «изнутри». Это создает индивидуальный настрой на максимальное использование личностных ресурсов для достижения групповых успехов. Оптимизация управления как раз и направлена на создание такого коммуникативного пространства, где централизация постепенно уступала бы место «игре по правилам». Серьезным препятствием для создания такого типа коммуникаций является отсутствие Российского Кодекса корпоративного управления.
Выдержка из текста работы
1. Культура общества как основной фактор влияния на потребительское поведение. Структура культуры: ценность; нормы, язык, санкции. Функционирование культуры.
2. Статусная позиция. Статусная роль. Концепция социального класса. Измерение социального статуса.
3. Социальная стратификация общества и ее влияние на поведение потребителей. Слоевая субкультура.
4. Группы и их типы. Влияние референтных групп на поведение потребителей.
5. Семья и домохозяйство в процессе потребления.
Тема 3. Внутренние факторы поведения потребителей.
Форма занятия – семинар, презентация, доклады, выполнение практического задания
1. Обработка информации потребителем: восприятие, внимание, понимание, память. Методы обучения потребительскому поведению
2. Личность потребителя. Основные теоретические подходы к изучению личности. Образ жизни. Стиль жизни. Стиль потребления.
3. Психография. Методика VALS. Особенности определения психографических типов российских потребителей.
4. Мотивация и восприятие. Теории мотивации. Методы исследования мотивации потребителей.
5. Персональные ценности и знания, их влияние на поведение потребителя.
Тема 4. Модели поведения потребителей.
Форма занятия – семинар, рецензирование выступлений, презентация, практикум (решение задач), кейс-стади
1. Экономическая модель поведения потребителей.
2. Понятие функции потребления. Мотив сбережений (Дж.М. Кейнс). Модель потребительского поведения в условиях межвременного выбора. Модели функции потребления.
3. Модель потребления в условиях дефицита (Я. Корнаи).
4. Общественные формации, потребление и производство, товарный фетишизм.
5. Психологические и социальные подходы к анализу потребительского поведения.
6. Глобализация и массовое потребление.
Тема 5. Процесс принятия потребителями решения о покупке.
Форма занятия – семинар, дискуссия, тестирование, практикум
1. Процесс принятия решений: осознание потребностей, информационный поиск, оценка вариантов, акт покупки, потребление.
2. Оценка альтернатив после покупки, освобождение. Типы процессов принятия решений.
3. Моделирование покупательского поведения индивидуального потребителя.
4. Влияние на потребительское поведение различий в доходах, семейных ролей, гендерных аспектов, ценностей и образа жизни.
5. Этапы потребительского восприятия товара-новинки.
Тема 6. Организационное покупательское поведение. Консьюмеризм.
Форма занятия – семинар, дискуссия, тестирование
1. Специфика организационного покупательского поведения.
2. Модель организационного покупательского поведения. Типы закупочных ситуаций. Процесс организационной закупки.
3. Консьюмеризм и общество.
4. Защита прав потребителей в России и за рубежом.
Примерная тематика рефератов (эссе)
Форма отчетности: презентация реферата, составление эссе.
Список литературы
а) нормативно-правовая литература
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. текст: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6 ФКЗ, от 30.12. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СПС «КонсультантПлюс» / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электрон. текстовые дан. — Еженед. обновление.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. текст: в ред. от 23.05.2016 г. // СПС «КонсультантПлюс» / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электрон. текстовые дан. — Еженед. обновление.
3. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. 13.07.2015 г.) // СПС Консультант Плюс / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электрон. текстовые дан. — Еженед. обновление.
4. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (ред. 05.04.2016 г.) // СПС Консультант Плюс / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электрон. текстовые дан. — Еженед. обновление.
5. О рекламе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (ред. 08.03.2015 г.) // СПС Консультант Плюс / ЗАО «КонсультантПлюс». – Электрон. текстовые дан. — Еженед. обновление.
б) основная литература
1. Васильев Г.А. Поведение потребителей: учебное пособие/ Васильев Г.А., Лебедева О.А., Васильев А.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 239 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/15435*
2. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2015. — 312 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/10953*
3. Меликян О.М. Поведение потребителей: учебник. — М.: Дашков и К, 2014. — 280 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/10952*
в) дополнительная литература
1. Васильев Г.А. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2010. – 410 c.*
2. Денисова Е.С. Поведение потребителей: учебное пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 168 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/11061*
3. Жуковская И.Ф. Модели поведения потребителей: экономический, социальный и психологический подходы: учебное пособие. – Владимир: ВИБ, 2009. – 336 с.*
4. Саевец А.Н. Поведение потребителей: учебное пособие / Саевец А.Н., Саевец А.А. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 128 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/28185*
5. Хмелевская Т.И. Поведение потребителей: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2010. – 119 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/14383*
6. Энджелл Д., Блэкуэлл Р., Миниард П. Поведение потребителей: учебник. Пер. с англ. Е. Колотвина, Л. Круглов-Морозов. – СПб.: Питер,. 2008. – 944 с.
г) периодические издания*
Вестник МГУ: экономика*
Маркетинг в России и за рубежом*
Современная торговля*
СОЦИС. Социологические исследования*
Примечание: * — литература из фонда библиотеки ВлГУ
д) электронные ресурсы:
http://www.gks.ru/ — официальный сайт ФСГС
http://edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»
http://ecsocman.edu.ru/ Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://openet.edu.ru/ — Российский портал открытого образования
http://www.nta-rus.com – сайт Национальной Торговой Ассоциации
http://www.sostav.ru — Информационно-аналитический портал
http://www.retail.ru — Российская торговля
http://marketing.spb.ru — информационно-аналитический портал по маркетингу
http://researchcenter.ru/ центр исследований Российской Ассоциации Маркетологов
http://www.bma.ru — мировой опыт моделирования потребительского поведения
http://www.4p.ru — журнал Маркетинг
www.russianmarket.ru – Российский рынок. Информационный портал
www.consultant.ru – Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
http://library.vlsu.ru/ — сайт научной библиотеки ВлГУ
http://www.iprbookshop.ru/ — сайт электронной библиотечной системы IPBooks
Обязательно из компьютерного класса в ИМиСБе зайти через сайт библиотеки ВлГУ в ЭБС IPBooks, зарегистрироваться и получить доступ к фондам библиотеки. Там есть учебники по всем курсам и дисциплинам.
После регистрации необходимо запомнить свой логин и пароль, т.к. зная их можно будет выходить в библиотеку с домашнего ПК.
И.Ф. Жуковская