Содержание
Введение ..4
Глава I. ФИРМА И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….6
1.Определение и сущность фирмы, постановка ее целей и ценностей6
1.1 Понятие фирмы 6
1.2 Целевые установки и система ценностей фирмы……….6
2. Определение и сущность единоличной фирмы, ее преимущества и недостатки10
2.1 Понятие единоличной фирмы.10
2.2 Преимущества и недостатки единоличной фирмы…10
3.Определение, сущность и формы партнерской (товарищеской) деятельности12
3.1 Понятие партнерства (товарищества) …12
3.2 Формы партнерской(товарищеской)деятельности…12
3.3 Преимущества и недостатки партнерской (товарищеской) деятельности..16
4. Определение, сущность и виды корпоративной деятельности. 18
4.1 Понятие корпораций…18
4.2 Виды корпоративной деятельности…18
4.3 Преимущества и недостатки корпоративной деятельности….19
5. Определение и сущность малых предприятий, особенности их организации……22
5.1 Понятие малых предприятий..22
5.2 Особенности организации малых предприятий….23
6. Определение, сущность и особенности организации государственных и муниципальных унитарных предприятий (публичных корпораций)….24
6.1 Понятие и сущность публичных корпораций…..24
6.2 Целевые установки публичных корпораций.24
6.3 Особенности организации публичных корпораций.25
Глава II. ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…..27
1. Выбор организационно-правовых форм деятельности туристского
предприятия…27
2. Организационный аспект создания турфирмы .29
Глава III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ТУР ПРЕДПРИЯТИЙ….34
1. Организационно-правовые формы туристских предприятий по России 34
2. Организационно-правовые формы туристских предприятий города Сыктывкара40
3. Рекомендации начинающим предпринимателям или как начать свое дело в сфере
туризма..51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выдержка из текста работы
Рыночная экономика предполагает значительное разнообразие организационно-правовых форм предприятий. Это объясняется тем, что одна часть национального хозяйства страны принадлежит и управляется частными гражданами либо индивидуально, либо коллективно, другая часть управляется учрежденными правительством или местными органами власти организациями. Кроме того, бизнес в любом государстве осуществляется в различных масштабах.
Организационно — правовые формы предпринимательской деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.
Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.
Актуальность. Правовая форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.
Организация, производство и обмен товаров, механизм управления предприятием, инвестиции и управление проектами — вот основные вопросы, которые возникают при определении юридического статуса предприятия в рамках принятой организационно-правовой структуры. Они нередко ставят в тупик из-за незнания основных экономических и правовых понятий.
Цель работы — изучить организационно-правовые формы предприятий в России.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты организационно-правовых формы предприятий в России, их сущность и характеристику;
2. Рассмотреть особенности и обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия и провести анализ организационно-правовой структуры нефтегазодобывающих компаний России.
1. Понятие, сущность и типы организационно-правовых форм предприятий в России
1.1.Понятие организационно-правовой формы предприятий
Применяемая сегодня в России система организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, введенная в основном Гражданским кодексом РФ в 1995-1996 гг., включает 2 формы предпринимательства без образования юридического лица, 7 видов коммерческих организаций и 7 видов некоммерческих организаций. Коммерческими называются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Согласно ГК РФ, к их числу относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, данный список является исчерпывающим, то есть не может быть расширен иначе, кроме как путем внесения изменений в кодекс.
Соответственно некоммерческими считаются организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью и не распределяющие ее среди участников. К их числу относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы; данный список в отличие от предыдущего является открытым.
Предпринимательство без образования юридического лица.
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица может осуществляться в РФ как отдельными гражданами (индивидуальными предпринимателями), так и в рамках простого товарищества — договора о совместной деятельности индивидуальных предпринимателей или коммерческих организаций. В качестве наиболее существенных особенностей простого товарищества отметим солидарную ответственность участников по всем общим обязательствам. Прибыль распределяется пропорционально внесенным участниками вкладам (если иное не предусмотрено договором или другим соглашением), в качестве которых допускаются не только материальные и нематериальные активы, но и неотделимые личностные качества участников. Здесь есть свои особенности: например, индивидуальный предприниматель не имеет права образовывать несколько предприятий такого рода; предприятие с ограниченной ответственностью, записанное на одного владельца, не может стать единственным участником другого такого же предприятия.
Предпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Какую из форм избрать, зависит от множества факторов: среды деятельности, финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, сравнительных преимуществ той или другой формы. Вместе с тем существуют типичные для мировой практики организационно-правовые формы предпринимательской активности. К ним относятся: полные и коммандитные товарищества, товарищества (общества) с ограниченной ответственностью, акционерные общества, государственные предприятия. В различных странах эти основные формы, включающие тех или иных субъектов предпринимательства, имеют свою модификацию. В части первой этой темы дана краткая характеристика предпринимательских организаций, создание которых допускается в России Гражданским кодексом РФ и другими законами.
Знание организационных и правовых признаков, определяющих форму юридических лиц, позволяет компетентно ориентироваться во всем многообразии участников экономических, предпринимательских отношений. С помощью указанных признаков можно независимо от конкретной экономической деятельности юридических лиц четко определять особенности их правовых возможностей, обязанностей и юридической ответственности, по присущим им общим параметрам сравнивать различные юридические лица между собой и на основе всего этого делать обоснованные практические выводы.. Если организационно-правовая форма перестает удовлетворять интересы юридического лица, то это не влечет необходимости ликвидации такого лица и образования нового. Избранная при создании юридического лица организационно-правовая форма в дальнейшем может быть изменена путем его реорганизации.
1.2. Характеристика предприятий в соответствие с их организационно-правовыми формами
В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Законы придают им статус юридического лица, которое обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, выступает в граждианском обороте, в суде, хозяйственном суде и третейском суде от своего имени.
Можно классифицировать предприятия по ряду признаков. Так, например, в зависимости от того, какая собственность преобладает: общественная или частная; можно выделить два типа предприятий:
— Государственные и общественные предприятия. Их совокупность представляет общественный сектор экономики.
— Частные предприятия, функционирующие в таких формах как: единоличное владение, товарищества, акционерные общества, смешанные предприятия, в общем, те предприятия, которые представляют частный сектор экономики.
Иначе предприятия в соответствии с Российским законодательством можно поделить на две модели. Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу (предприятию) соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному имуществу. Соответственно и переданное учредителями (участниками) и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные — права требования к юридическому лицу (предприятию). Подразумеваются, в частности, права, принадлежащие члену организации: участвовать в управлении ею, получать дивиденды и др.
По этой первой модели строятся хозяйственные товарищества и хозяйственные общества, а также производственные и потребительские кооперативы, то есть предприятия — корпорации.
Вторая модель отличается тем, что учредитель, передавая юридическому лицу (предприятию) во владение, пользование и распоряжение соответствующее имущество, продолжает оставаться его собственником. Учредитель признается собственником и всего того, что юридическое лицо (предприятие) приобретает в дальнейшем в процессе своей деятельности. Тем самым вещными правами на одно и то же имущество обладают учредитель-собственник и само предприятие, которому имущество принадлежит на производном от собственности праве хозяйственного ведения или оперативного управления. К предприятиям, использующим указанную модель, нужно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственниками учреждения, в частности, в случаях, когда в роли собственника выступает Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование.
По действующему российскому законодательству, на сегодняшний день существуют следующие организационно-правовые формы предприятий:
1. государственное предприятие;
2. товарищества, в том числе:
· полное товарищество;
· товарищество на вере;
3. Общества:
· общество с ограниченной ответственностью;
· общество с дополнительной ответственностью;
· акционерное общество, в т. ч. открытого и закрытого типа.
4. Производственный кооператив.
Теперь более подробно остановимся на характеристике организационно-правовых форм предприятий.
Государственное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Пол……..
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
— Гражданский Кодекс РФ;
— Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.98 г.;
— Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.95 г.
Литература:
1.Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. — Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
2.Волосатых Н., Сухинина Т., Хаймович М. Регистрация и ликвидация предприятий в России — М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2001.
3.Давыдова Б. Я., Руднева Л. Н. Основы предпринимательской деятельности.- Учебное пособие.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2000.
4.Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) : учеб. для вузов /С. Э. Жилинский. — 8-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007.
5.Львов Ю. А. Основы экономики и организации бизнеса.- СПб.: ГКМ «Формика», 2002.
6.Нефтегазовый сектор//Нефтегазовая вертикаль.-№34.-2004.-с.43-47.
7.Организационно-правовая структура малых нефтегазовых компаний //Нефть, газ и бизнес.-№5.-2002.
8.Питерс М., Хизрич Р. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Вып. I. Предприниматель и предпринимательство: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2003.
9.Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002.