Содержание
Содержание.
Введение.3
1. Определение миссии и целей ООО «Аптека».5
1.1. Краткая характеристика создаваемой аптеки. Обоснование выбора сферы деятельности.5
1.2. Миссия компании и принципы работы компании.8
1.3. Структура целей деятельности ООО «Аптека».11
2. SWOT-анализ для ООО «Аптека».14
2.1. Анализ внешней среды аптеки.14
2.1.1. Анализ макросреды аптечного предприятия.15
2.1.2. Анализ микросреды аптеки.19
2.1.3. Взвешенный анализ степени влияния факторов внешней среды.22
2.1.4. Связь компании с внешней средой.24
2.2. Анализ внутренней среды аптеки и ее организационно-функциональная структура.25
2.2.1. Организационная структура аптеки.25
2.2.2. Сильные и слабые стороны аптеки.29
2.3. Результаты SWOT-анализа аптеки.30
2.4. Основные принципы формирования ассортимента и организации торговли в ООО «Аптека».32
3. Портфельный анализ деятельности ООО «Аптека».34
4. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия.40
Заключение.43
Список литературы.44
Выдержка из текста работы
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели.
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.
Организации создают структуру для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга сложностью (т.е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т.е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (т.е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).
Для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая организационная структура производства и управления. Любая организация имеет некоторые особенности использования технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, порядков и традиций между работниками по вертикали и горизонтали. Каждая организация имеет свою историю, культуру, технологическую философию и персонал. Для осуществления их гармонического взаимодействия и служит единственная, наиболее подходящая к ним организационная структура управления. Оригинальность конкретной организационной структуры управления достигается на базе использования существующих типов линейных, функциональных, штабных, и других структур путем включения в них или исключения из них каких-либо подразделений или связей.
Строение организации отражает ее структурная схема. Объединение организации в единое целое связано с использованием систем информации и механизмов связи, дополняющих ее структурную схему. Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц.
Актуальность курсовой работы определяется необходимостью разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.
Целью курсовой работы является изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационной структуры управления предприятием.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить внешние и внутренние факторы, влияющие на проектирование организации и ее структуры управления;
2) Рассмотреть методы построения организационных структур управления;
3) Рассмотреть основные этапы проектирования структуры управления организацией;
4) Провести анализ организационной структуры исследуемого предприятия;
5) Разработать проектные мероприятия по совершенствованию организационной структуры и дать оценку их эффективности.
Объектом исследования является ОАО «Глубокский комбикормовый завод»
Предмет исследования — разработка эффективной организационной структуры управления.
1 Теоретические основы построения и проектирование организационных структур предприятий
1.1 Внешние и внутренние факторы, влияющие на проектирование организации и ее структуры управления
Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев, ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной [3,145-150].
Разработка организационной структуры предприятия — сложный и длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Одним из самых важных для предприятия этапов является выбор конкретного вида организационной структуры. В соответствии с признаком разделения управленческого труда можно проводить и классификацию организационных структур (рис. 1.1):
К основным видам относятся: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, штабная, проектная, матричная. Нет точного ответа на вопрос, какой способ лучше всего подходит для построения структуры организации. Задача состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая больше других отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура — это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей.
Объективные факторы и условия, влияющие на выбор разнообразия организационных структур:
— размер деятельности предприятия (малое, среднее, крупное). Чем больше людей занято на предприятии, тем более вероятно применение структуры иерархического типа, при которой с помощью соответствующих механизмов обеспечивается координация и контроль их деятельности;
— специализация на выпуске одного вида продукции или широкой номенклатуры изделий различных отраслей;
— характер выпускаемой продукции (тип производства);
— сфера деятельности предприятия (организация на местный, национальный или внешний рынок);
— масштабы заграничной деятельности и формы её осуществления;
— вид монополистического объединения (концерн, финансовая группа, холдинг).
Помимо перечисленных факторов, влияющих на выбор ограниченной структуры, можно отметить динамизм внешней среды, технологию, отношение к организации руководителей и сотрудников.
Динамизм внешней среды является очень сильным факторам, определяющим, какую организационную структуру должна выбирать организация. Если внешняя среда стабильна, то организация может с успехом применять механистические организационные структуры. В случае динамичности внешней среды, организационная структура должна быть органической [6,120-125].
Влияние технологии на организационную структуру проявляется в следующем:
1) структура привязана к той технологии, которая используется в организации. Число структурных единиц и их взаимное расположение сильно зависят от используемой в организации технологии;
2) организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы она позволяла проводить технологические обновления.
Организационная структура в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организаций.
Поскольку предназначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она осуществляет свои операции. Стратегия предопределяет структуру управления, которая должна соответствовать намеченным ею изменениям. Если организация приняла план инновационного пути развития, ей потребуется ввести гибкую структуру управления. Если же стратегия нацелена на максимальное сокращение затрат, ей в большей мере подойдет иерархическая структура. Исследования показывают, что стратегия предопределяет характер структуры, прежде всего, для организации в целом. На уровне подразделений и служб влияние стратегии на структуру ощущается в меньших размерах.
Интересен подход, предложенный О.С. Виханским и А.Н. Наумовым, который представляет собой группировку факторов проектирования организации и рассматривает как внутренние, так и внешние факторы. Выделяются четыре группы ситуационных факторов:
— внешняя среда;
— технологии работы в организации;
— стратегический выбор руководства организации в отношении её целей;
— поведение работников.
Факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них [2,100-103].
На малых предприятиях, где выполнение функций требует ограниченного числа работников, проблема определения структуры не является столь острой по сравнению с подбором руководителей с соответствующими знаниями, умениями, опытом, стилем работы, организационными способностями. Значительно сложнее дело обстоит на средних и крупных предприятиях, выпускающих широкую номенклатуру продукции. В этом случае возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватного реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов. Развитие организационных структур в настоящее время для этих предприятий связано с переходом к дивизионным, сетевым структурам, а также к структурам с использованием малых групп, стратегических центров прибыли, внутренних рынков. Это направление реализуется через создание в рамках крупных организаций, которые ориентированы на производство и самостоятельное продвижение на рынках новых изделий, технологий и действуют на принципах «рискового финансирования». Предприятия должны стремиться к сетевой структуре. Им необязательно иметь полный набор предпринимательской деятельности — от научных исследований и опытно-конструкторских подразделений до маркетинга и распределения. Часто целесообразно заключение договоров с другими организациями для выполнения определенных функций посредством перераспределения ресурсов или создание неформальных стратегических объединений. Главная цель объединения — приобретение дополнительных преимуществ в целях оттеснения конкурентов.
1.2 Требования, предъявляемые к организационной структуре. Методы построения организационных структур
В процессе проектирования организационных структур управления организацией, как правило, решаются следующие задачи:
— определение типа структуры управления;
— уточнение состава и количества подразделений по уровням управления;
— численность административно-управленческого персонала;
— характер соподчиненности между звеньями организации;
— расчет затрат на содержание аппарата управления.
В конечном итоге устанавливаются управленческие функции для каждого структурного подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников [8,48-56].
Вместе с тем, проектируя новую оргструктуру управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к оргструктурам, и принципах их построения.
Требования к организационной структуре:
1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных зат……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антошев В.А., Уварова Г.В. — Экономический советник менеджера. — Минск, 2008.
2.Баженов Ю.К. Менеджмент организации. — М : Дашков и к, 2009. — 268 с.
3.Брасс А.А. Основы менеджмента: Курс лекций. 2-е издание -Мн.:Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. — 224 с.
4.Бобыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. — М.: Экономика, 2006. — 366с.
5.Демидова А.В. Исследование систем управления: конспект лекций — М : Приор-издат, 2005. — 96 с.
6.Кузнецов Ю. В. Теория организации. — СПб., 2008. — 158 с.
7.Муравьев С.В., «Экспресс-анализ структур управления предприятием»: — М.: Высшая школа, 2005г. — 198 с.
8.Основин С.В.,Производственный менеджмент технологических процессов:Методические указания к практическим занятиям, Минск,БГАТУ,2009 — 48с.
9.Панок Д.Г. Сравнительный анализ классических организационных структур управления промышленных предприятий // Руководитель. — 2008. — № 1. — с. 12-18.
10.Пономарёв Л.Д., Конспект лекций по дисциплине «Проектный анализ» (для студентов специальности 6.0502) ДИТМ МНТУ, 2004. -113с.
11.Рыжанков М.Ф., КазакевичЛ.А. Методические указания к практическим занятиям на тему «Анализ внутренней среды организации» для студентов специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-26 02 02 «Менеджмент».-2004. — 24с.
12.Сорина Г.В. Основы принятия решений: учеб. пособие для вузов / Г. В. Сорина. — М.: Экономист, 2008. — 192 с.
13.Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебное пособие // Савицкая Г.В. М., ИНФРА-М, 2009. — 281с.
14. Управление персоналом: от фактов настоящего к возможностям будущего: Учебное пособие. А. Брасс, В. Глушаков, В. Кривцов, Р Седегов — Мн., Уп «Технопринт», 2002.
15. Фатхутдинов Р.А. «Организация производства»: Учебник / Р.А. Фатхутдинов, — М.: Инфра-М, 2003. — 672с.
16.Экономика предприятия: учебное пособие / А.И.Ильин, В.И. Станкевич, Л.А. Лобан и др.; Под ред. А.И. Ильина. — 4-е изд. — М.: Новое знание, 2010 . — 698 с.
16. Экономика организации: Учебник // Кнышова Е.Н., Панфилова Е.Е. М., ИНФРА-М, ФОРУМ, 2010. — 336с.