Содержание
Введение3
1 Общая характеристика ОРЧ ПНОН5
2 Особенности деятельности ОРЧ ПНОН9
3 Особенности раскрытия преступлений15
4 Методологические подходы и принципы в деятельности ОРЧ ПНОН19
Заключение27
Список использованной литературы29
Выдержка из текста работы
С начала 90-х годов прошлого века в Российской Федерации стал отмечаться значительный рост числа лиц, употребляющих наркотики, и увеличение незаконного оборота наркотических средств, что продолжается и по сегодняшний день. Однако до конца 80-х годов Советский Союз считался достаточно благополучной страной в отношении распространения и потребления наркотических средств и психотропных веществ. Но не прошло и десяти лет, как Россию захлестнула проблема наркомании, а ее масштабы и темпы уже угрожают социальной стабильности страны в целом и будущему молодежи в частности.
Причиняемый ею вред огромен и практически не поддается исчислению. Это и деградация личности наркомана, и импульс к совершению им разнообразных преступлений, и снижение материально-технического и интеллектуального потенциала общества, ухудшение его генофонда и многое другое. Так, уже в 1995 году на территории нашей страны было совершено более 79 тыс. преступлений, связанных с наркотиками, — это в 2,5 раза больше, чем в 1991 году, а в 2005 году аналогичных преступлений совершено уже более 243 тыс., что в 12,6 раза больше, чем в 1991 году, и это с учетом достаточно высокой латентности преступлений данного вида. Однако в 2007 году наблюдается незначительный спад аналогичных преступлений на 0,7 %, но отмечается увеличение на 64,9 % преступлений, связанных с хищением либо вымогательством наркотических средств или психотропных веществ.
Более того, особую тревогу вызывает распространение наркомании среди молодежи. Все исследователи проблем отечественной наркомании отмечают тот факт, что среди потребителей наркотиков преобладают дети и молодежь (76 %). Наркотики и другие психоактивные вещества к 16 годам попробовали от 15 до 30 % подростков. Более 14 тыс. несовершеннолетних состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тыс. — в качестве потребителей сильнодействующих и других одурманивающих веществ.
Цель прохождения практики – исследование работы правоохранительных органов при противодействии незаконному обороту наркотиков.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
— дать общую характеристику ОРЧ ПНОН;
— исследовать особенности деятельности ОРЧ ПНОН;
— изучить особенности раскрытия преступлений;
— определить методологические подходы и принципы в деятельности ОРЧ ПНОН.
1 Общая характеристика ОРЧ ПНОН
Отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков был создан 6 декабря 1991 года.
В 2001 году из уголовного розыска выделены подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые стали са-мостоятельными структурными единицами в системе службы криминальной милиции. В УВД г.Челябинска организованы отделы по незаконному обороту наркотиков, которые в свою очередь состоят из двух отделений и секретариата. В задачи отделения по раскрытию преступлений связанных с ПНОН входят:
— выявление и оперативная разработка преступных групп, занимающихся распространением наркотиков, имеющих межрегиональные и межгосударственные связи;
— выявление и разработка лиц, распространяющих наркотические средства в пределах обслуживаемой области, республики:
— обеспечение взаимодействия с государственными таможенными комитетами и ФСБ с целью выявления и прикрытия каналов контрабанды наркотиков.
К задачам отделения по борьбе с преступлениями связанными с незаконные хранением и производством наркотиков, относятся такие как:
— выявление и уничтожение подпольных лабораторий по производству наркотических средств;
— оперативное обслуживание медицинских и аптечных учреждений в целях недопущения совершения в них хищений наркотикосодержащих лекарств;
— проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и прикрытия каналов незаконной транспортировки наркотических средств;
— организация проведения на территории области операций «Мак» и «Допинг».
Отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков является подразделением криминальной милиции и выполняет возложенные на него задачи в содействии с другими подразделениями криминальной милиции.
В криминальную милицию г.Челябинска входят подразделения уголовного розыска, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков министерств внутренних дел, а также могут входить отряды милиции специального назначения и территориальные подразделения Национального центрального бюро Интерпола. Начальник криминальной милиции г.Челябинска назначается на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской Федерации и является по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел.
Одной из существенных трудностей в работе сотрудников ОБНОН являются бюрократические сложности оформления преступников. Ведь для того, чтобы возбудить уголовное дело, необходимо поработать с понятыми, подписать протокол и т.п. Именно поэтому бытует мнение, что многие сотрудники предпочитают за деньги отпускать подозреваемых вместо того, чтобы возиться с оформлением.
Основными местами по производству, хранению и осуществлению др. операций с наркотиками подразделения по незаконному обороту наркотиков осуществляют оперативное обслуживание и таких объектов и территорий как:
— колхозы, совхозы, агропромышленные комплексы по культивации конопли;
— населенные пункты, где неоднократно фиксировались незаконные посевы запрещенных к возделыванию культур;
— населенные пункты, расположенные вблизи массивов дикорастущей конопли;
Задачами оперативного обслуживания данных объектов и территорий является:
— выявление фактов незаконного посева мака и конопли;
— установление лиц, прибывших в данную местность с целью хищения наркотикосодержащих растений с государственных плантаций, либо заготовки дикорастущей конопли для дальнейшего кустарного изготовления наркотиков, скупщиков сырья и кустарно изготовленных наркотиков.
Основу оперативного обслуживания всех перечисленных объектов и территории составляет планирование и осуществление комплекса негласных мероприятий по подбору и расстановке агентурного аппарата.
Необходимость проведения оперативной проверки возникает как, при наличии обоснованных данных о признаках подготавливаемых или совершаемых преступлений связанных с наркотиками заведением соответствующего дела оперативной разработки, так и в тех случаях, когда конкретное лицо (или группа лиц) задержано за незаконные операции с наркотиками и по этому факту возбуждено уголовное дело, однако задачи расследования требуют проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий по установлению всех обстоятельств преступления.
Главными задачами оперативной проверки по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков являются:
— установление и перекрытие источников и каналов распространения наркотических средств;
— выявление всех участников преступления.
Возможность решения этих задач предопределяется целенаправленным планированием и проведением оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выяснение следующих вопросов:
— связи фигуранта, характер взаимоотношений;
— характеризующий материал на фигуранта и его связи;
— из какой местности поступают наркотики;
— маршруты транспортировки и вид транспортного средства;
— способы маскировки при перевозке;
— дату очередной ожидаемой поставки и данные перевозчика;
— механизм сбыта наркотических средств фигурантов;
— где хранятся привозимые партии наркотиков;
— кому и в каком объеме известно о незаконных операциях с наркотиками фигуранта и других …
**************************************************************