Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
1. Включенность личности в коллектив4
2.Социализация как социально-педагогическое явление13
3.Социально-ориентированные воспитательные дела18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ24
Выдержка из текста работы
Понятие «социальное воспитание» — одно из основных понятий в социальной педагогике. В современной науке социальное воспитание трактуется как особый вид педагогической деятельности по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах: знания, эмоции, этические и эстетические нормы, развитие внутренних резервов индивида. 5
1.2 Семья, как фактор воспитания личности. 12
1.3. Модель воспитания личности в современной белорусской семье 21
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. Изучение моделей воспитания личности в разных странах 32
2.1. Японская система воспитания личности 32
2.2 Немецкая система воспитания личности 35
2.3 Американская система воспитания личности 35
2.4 Французская система воспитания личности 36
2.5 Английская система воспитания личности 37
2.6 Китайская система воспитания личности 37
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Введение
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.
Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
К сожалению, ускоренный темп современной жизни, ее урбанизация наряду с постоянно повышающейся ответственностью и жесткостью социально ролевых предписаний, неблагоприятными тенденциями в социально-психологической динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения приводит к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Поэтому мы и решили рассмотреть проблему формирования личности в семье.
Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.
Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье).
В целом, можно сказать, что проблемы семейного воспитания изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.
Целью работы является обоснование и доказательство того, что семья является социальным институтом формирования личности.
Объект исследования — семья
Предмет исследования — процесс формирования личности в семье.
Задачи:
1. Изучить, что такое социальное воспитание
2. Обоснование семейного воспитания, как фактора воспитания личности.
3. Рассмотреть воспитание личности в современной белорусской семье.
Курсовая работа состоит из введения, первой и второй глав и заключения. В первой главе рассматривается теоретические аспекты семейного воспитания, подробно описываются функции, стили и типы семейного воспитания. Во второй главе идет описание воспитания детей в разных странах.
ГЛАВА 1. Теоритические основы воспитания личности в семейном социуме
1.1 Социальное воспитание
Понятие «социальное воспитание» — одно из основных понятий в социальной педагогике. В современной науке социальное воспитание трактуется как особый вид педагогической деятельности по приобщению человека к социальному опыту во всех его формах: знания, эмоции, этические и эстетические нормы, развитие внутренних резервов индивида.
Воспитание — основная категория педагогики, а следовательно, и социальной педагогики как составной части первой.
Воспитание можно рассматривать в нескольких аспектах:
o как общественное явление
o как деятельность
o как процесс взаимодействия или как процесс воздействия.
Каждый из этих подходов затрагивает лишь какую-то одну сторону воспитания, а не рассматривает его как педагогическую категорию в целом.
В отечественной педагогике выделяют и рассматривают
o воспитание в широком социальном смысле (воздействие на человека общества в целом);
o воспитание в широком педагогическом смысле (как целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений);
o воспитание в узком педагогическом смысле (воспитательная работа с целью формирования у детей системы заданных качеств).
Как общественное явление воспитание сложный и противоречивый процесс вхождения, включения подрастающего поколения в жизнь общества, в быт, общественно-производительную деятельность, становления их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями.
Воспитание как общественное явление характеризуется следующими особенностями:
1. Возникло из практических потребностей приспособления, приобщения подрастающего поколения к условиям общественной жизни.
2. Категория вечная, необходимая. Воспитание появляется с возникновением человечества и существует пока живет общество.
3. Имеет конкретно-исторический характер.
4. В широком социальном смысле воспитание включает в себя обучение и образование, а также воспитание как педагогический процесс. [14]
В последние годы подходы к воспитанию, его определению значительно расширились.
В зарубежной педагогике воспитание трактуется как:
o любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развить возможности людей, включая их интеллект, физические, нравственно-этические и другие качества;
o развивающий процесс, обеспеченный школой иди другими учреждениями, которые организованы главным образом для учебы и научения;
o общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу;
o социальный процесс с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения ( особенно школы), для того чтобы они могли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.
Несколько изменяется содержательная характеристика воспитания и в отечественной педагогике.
В культурно-историческом контексте содержание воспитание включало в себя :
o воспитание семейное
o воспитание религиозное
o воспитание социальное (общественное)
Социальное воспитание и его сущность.
Сегодня актуален вопрос: Каким образом воспитывает индивида сама социальная жизнь общества? Как воспитывать человека, чтобы он мог успешно функционировать в многообразной системе социальных отношений?
Шарль Монтескье ( 1689- 1755) — « Ныне же мы получаем воспитание из трех различных и даже противоречивых друг другу источников : от наших отцов, от наших учителей, и от то, что называют светом. И уроки последнего, часто разрушают идеи двух других».
К сожалению, сегодня можно констатировать, что отсутствует взаимосвязь и преемственность между основными звеньями системы воспитания — семьей, учебно-воспитательными учреждениями разного типа ; что недостаточное внимание уделяется средовому фактору в воспитании и социализации подрастающего поколения; что имеет место вестернизация важнейших сфер жизни общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения и забвения отечественной истории, культуры, традиций. [15]
Чтобы воспитание рассматривать как начало и как путь социализации нужно искать новые подходы к трактовке его сущности, к пониманию его роли и функций в изменившихся условиях общественного развития. Важно понять и осознать, что воспитание сегодня становится своеобразным механизмом актуализации идей развития детей и молодежи, формирования у них социальных качеств и свойств; в связи с усилением социальной направленности — воспитание нужно рассматривать как деятельность по приобщению людей к социальному опыту во всех его формах ( знания, ценности, нормы, качества, навыки и умения деятельности и общения) , а также по развитию индивидуальных возможностей и способностей каждого человека . Следует помнить , что социальный опыт — это результат активного взаимодействия с окружающим миром; главными элементами психолого-педагогического усвоения социального опыта является деятельность, набор разнообразных социальных ролей , который позволяет проникнуть в природу усвоения субъектом опыта его взаимоотношений с окружающей действительностью, Самосознание ( окружающий мир, взаимодействие с людьми личность воспринимает через призму «Я-концепции»; система ценностных отношений : к миру, к жизни, человеку , труду и т.д.);
основными задачами социально ориентированного воспитание должно стать создание социокультурной среды, где личность развивается и приобретает социальный опыт; оказание помощи личности в социальной самоидентификации и самореализации природных задатков и творческих способностей; снятие противоречия между социальным и индивидуальным.
Тогда, что следует понимать под социальным воспитанием?
Как отмечает А.И.Левко, термин социальное воспитание в настоящее время употребляется в двух аспектах:
1. Социальное воспитание — есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними. При таком рассмотрении социального воспитания акцент делается на усвоение личностью групповых образцов, норм, стереотипов коллективной деятельности , стиля мышления той или иной социальной группы , общности. Результат такого воспитания — усвоить социальные роли, социальные ценности и нормы поведения и личность как объект культуры, представляющая собой итог социализации.
2. Социальное воспитание есть процесс овладения индивидом определенным типом культуры в ходе социализации и индивидуализации на основе приобщения к ценностям культуры, а также выполнения определенных социальных ролей. В данном подходе личность является активным субъектом культуры, обладающая свободой, волей, способностью к творческой деятельности. Акцент делается на развитие духовных и социальных качеств личности. [10]
Социальное воспитание на основе духовных ценностей может осуществляться с помощью:
o общецивилизационного подхода, который исходит из общечеловеческих ценностей и понимания культуры как некоего идеала , идеальной цели;
o поликультурного подхода, когда каждая локальная культура осознается как одна из возможных и тем самым определяет многообразие и плюрализм методов социального воспитания. Особая роль здесь принадлежит национальному, региональному, поселенческому воспитанию.
Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно-ценностных ориентаций человека в процессе социализации (А.В. Мудрик). Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в таких сферах как образование (обучение, просвещение, самообразование), организация социального опыта (организация жизнедеятельности формализованных групп, влияние на неформальные группы), индивидуальная помощь человеку (индивидуальные беседы, индивидуальные консультации, попечительство и опека, патронат ).
Цель социального воспитания :
Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.
Социальный опыт — единство различного рода ЗУН, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний. [15]
Овчарова Р.В. определяет социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизенноважных задач взаимодействия с окружающим миром :
1. формирование социальной компетентности;
2. достижение социального самоопределения;
3. достижение жизненного успеха
4. выживание в обществе. [17]
Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.
Общее и отличительно между «воспитанием как педагогическим процессом» и «социальным воспитание».
1. Социальное воспитание рассматривает индивида, личность как члена современной социальной группы, социальной общности , общества в целом, как представителя той или иной культуры. Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.
Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия умственного, нравственного и т.д. воспитания .
2. Социальное воспитание интересует вопрос «Как воспитывает индивиды сама социальная жизнь общества, а не отдельный индивид, взятый вне связи с социальной группой.
3. Социальное воспитание характеризует направленность на регулирование социально-культурного взаимодействия в социальной группе, общности; опора на социальное подражание, социальные чувства, социальные потребности и интересы; опора на социальное творчество; социальное воспитание во всех его модификациях , моделях , технологиях служит общественно-государственным инструментом стабилизации общества; система социального воспитания находится под постоянным контролем общества , т.е. той социальной системы частью которой она является.
4. Социальное воспитание сориентировано на решение двух взаимосвязанных задач — успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.
Схематически процесс социального воспитания можно представить как: [14]
1. включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций;
2. приобретение и накопление знаний, умений и других элементов социального опыта;
3. интериоризация (перенос общественного сознания в сознание индивидуальное) социального опыта: преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению социального опыта и деятельности;
4. экстериоризация социального опыта, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение. [17]
Процесс социального воспитания личности имеет свои:
а) циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой:
б) свою структуру — цели и задачи ; средства реализации ( формы, методы , технологии); содержание ; объекты и субъекты ; результат ( определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии);
в) свои этапы — ориентационный , проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.
Объекты и субъекты социального воспитания.
Объект — существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания и практического воздействия субъекта ; предмет , явление на которое направлена активность субъекта.
Объектом социального воспитания является человек, ребенок, (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).
Субъекты социального воспитания — конкретные люди ( педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.
Ценности социального воспитания.
Ценность — основная характеристика любой культуры , указывающая на значимость в ней тех или иных явлений и фактов и определяющая форму отношений субъекта (отдельной личности или социальной общности) к своему бытию, реальным условиям жизнедеятельности через выражение определенных смыслов и значений его поведения и деятельности. Ценности объективны, но преломляются через призму субъективного, так как носителем ценностей является конкретный человек.
Социальное воспитание функционирует в конкретном обществе, следовательно, оно культивирует тот набор ценностей , которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества.
Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:
1. Ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно (Имплицитные — т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры.
2. Ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т.е. зависящее от политических, правовых, нравственных, философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности. [17]
Принципы социального воспитания.
Понимание социального воспитания как составной части развития и социализации человека, а также подход к нему как субъект-субъектному взаимодействию и определение его как создание условий для целенаправленного развития и духовно-ценностных ориентаций позволяет выделить ряд принципов, которые могут рассматриваться основанием организации социального воспитания
1. Принцип природосообразности
Аристотель, Я.А.Коменский, А. Дистервег. К.Д.Ушинский.
Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.
Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.
2.Пр……..
Список используемой литературы
1.Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологические проблемы современной российской семьи. В 3 ч. / Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. — М., 2005. — Ч.1.
3.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов./ Н.В.Бордовская — СПб., 2000.
4. Бодалев, А.А. Семья и формирование личности/ ред. А.А.Бодалев, М.: изд. Просвещение, 1989. — 206с.
5. Земска, М. Семья и личность/ М. Земска, М.: изд. Прогресс, 1986. — 133с.
6. Иванова, Т.А. Психолого-педагогические условия социализации личности ребёнка в семье // Психологические проблемы современной семьи. В 2 ч. / Под ред. А.Г. Лидерса. — М., 2007. — ч.1.
7. Коробкова, В.В. Теоретические подходы к проблеме развития воспитательного потенциала семьи в современных условиях // Психологические проблемы современной семьи. В 2 ч. / Под ред. А.Г. Лидерса. — М., 2007. ч.1.
8. Крайг, Г. Психология развития/ Г.Крайг, — СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
9. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — Т.А.Куликова, М.: Академия, 1999.
10. Левко, А. И. Социальная педагогика : Учеб.пособие для студ. пед. спец. высш. учеб. заведений / А. И. Левко. — Мн. : ИВЦ Минфина, 2003. — 340с.
11. Люблинская, А. А. Очерки психического развития ребенка/ А. А. Люблинская. — М., изд. АПН РСФСР, 1959, 138 с.
12. Макаренко, А.С. Что значит воспитать ребёнка? // Пед. соч. в 8 т. — М.: Педагогика, 1984. — Т.4.
13. Мама и Малыш. Традиции и современность // №5, 2005. с. 10-16.
14.Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. — М.,1997.
15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик . — М.,1999.
16. Никитина, Л. Е. Социальная педагогика : Учеб. пособие для вузов / Л. Е. Никитина. — М. : Академический Проект, 2003. — 269с.
17. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. -М., 2001.
18 Сенько, В.П. Семейная педагогика / В.П. Сенько. — Мн., 2002.
19. Сермяжко, Е.И. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. — 101 с.
20. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. — М., изд. Мысль, 1987.
21 Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет. — Мн., 2007.