Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
РАЗДЕЛ 1. Методика разработки программы социально-экономического развития5
РАЗДЕЛ 2. Макет программы экономического и социального развития субъекта13
2.1. Социально — экономическое положение субъекта Российской Федерации.13
2.2. Основные задачи, стоящие перед программой21
2.3. Основные направления социально — экономического развития24
субъекта Российской Федерации24
2.4. Развитие транспортной инфраструктуры как ключевое условие развития области27
РАЗДЕЛ 3. Предложения по улучшению качества проведения социальной политики и совершенствованию процесса управления31
3.1 Способы повышения качества образования32
3.2. Меры по уменьшению безработицы34
3.3. Поддержка малозащищенных слоёв населения35
3.4. Оптимизация работы учреждений здравоохранения37
3.5. Взвешенная и внимательная работа с молодежью39
3.6. Совершенствование процесса управления42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ47
Выдержка из текста работы
Актуальность исследования применения программно-целевой методологии в управлении социально-экономическим развитием муниципальных образований определяется расширением внимания к эффективным методам, способным интенсифицировать воздействие местных органов самоуправления на экономическую ситуацию в рамках подведомственной им территории. Экономические отношения на местном уровне и соответствующие им процессы — главная сфера муниципального управления. От уровня ее развития зависят занятость населения, благосостояние каждой семьи, наполнение местного бюджета, а, следовательно, финансирование расходов на социальные нужды: образование, здравоохранение, благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство.
В условиях модернизации национальной экономики, доминирования «государственного начала» в административном управлении, сужающихся возможностей традиционных ресурсов экономического роста, противоречивого нормативно-правового регулирования местного самоуправления — на первый план выходят методы стратегического управления и программирования основных направлений социально-экономического развития территории. Тенденция к расширению зоны применения программно-целевого подхода к решению территориальных проблем на муниципальном уровне носит все более выраженный характер. Администрации муниципальных образований (в виде сельских поселений, городских поселений, муниципальных район ах, городских округ ов) видят в разработке и реализации муниципальных целевых программ способ выхода из сложных, иногда критических ситуаций посредством осуществления программных действий в пределах подведомственной им территории.
Несмотря на значительную актуальность, степень научной разработки рассматриваемой проблемы недостаточна. В настоящее время эффективному внедрению программно-целевых инструментов на местном уровне мешает неэффективность муниципальных управленческих структур. Кроме того, недостаточна методическая разработанность форм, элементов и подходов к социально-экономическому программированию на местном уровне.
Значительный вклад в формирование концептуальных построений, раскрывающих сущность и содержание программно-целевого управления, его методологическую основу внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как Жуковский А.И., Васильев С.В., Кочкаров Р.А., Гранберг А.Г., Кочкаров Р.А., Кривошеева М.Ю., Митерев М.А., Райзберг Б.А. и другие.
Научно-практические аспекты использования инструментария программно-целевого управления в современной российской практике исследуются в работах Любовного В.Я., Зайцевой И.Ф., Воякиной А.Б., Кремлева Н. и других.
Несмотря на большой интерес исследователей к названной проблематике, многие принципиальные вопросы только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с выявлением особенностей и принципов организации программно-целевого управления развитием муниципальных образований, обобщением позитивного отечественного и зарубежного опыта такого управления, обоснованием направлений и методического обеспечения его совершенствования.
Объектом исследования являются муниципальные целевые программы социально-экономического развития муниципального образования. Предметом исследования является механизм реализации муниципальной социально-экономической политики с помощью разработки и принятия муниципальных целевых программ.
Цель исследования заключается в развитии теоретических положений, разработке методического обеспечения и научно-практических мер, связанных с совершенствованием программно-целевого управления развитием муниципальных образований.
Достижение поставленной цели в курсовой работе предопределило решение следующих основных задач:
1) рассмотреть сущность и объективную необходимость использования программно-целевого метода для социально-экономического
развития муниципальных образований;
2) исследовать сущность муниципальных целевых программ как основного инструмента муниципального развития;
3) проанализировать зарубежный опыт использования программно-целевого подхода в решении социально-экономических проблем муниципальных образований;
4) рассмотреть организационные основы формирования муниципальных программ социально-экономического развития;
5) изучить механизм формирования муниципальных целевых программ социально-экономического развития города Новокузнецка;
6) изучить порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ социально-экономического развития города Новокузнецка;
7) проанализировать реализацию муниципальных целевых программ социально-экономического развития города Новокузнецка, выделив основные проблемы этого процесса;
8) оптимизировать механизм по формированию и реализации муниципальных целевых программ социально-экономического развития города Новокузнецка.
Информационной основой исследования являются Законы Российской Федерации, Постановления Правительства, Законы Кемеровской области, нормативно-правовые акты города Новокузнецка, учебные пособия, глобальная информационная сеть «Интернет».
Теоретические и методологические положения и выводы, содержащиеся в курсовой работе, расширяют научные представления о содержании муниципального программирования социально-экономического развития как одного из важнейших инструментов управления местной экономикой. Тем самым существенно дополняется и уточняется методологическая основа применения программно-целевых методов в управлении развитием муниципального образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты курсовой работы могут быть использованы
следующим образом:
1) анализ и оценка действующих муниципальных систем управления социально-экономическим развитием муниципальных образований;
2) определение и корректировка стратегических целей и направлений социально-экономического развития, формирования рекомендаций по совершенствованию систем управления;
3) ранжирование результативности и эффективности различных сопоставимых систем управления социально-экономическим развитием;
4) применение в качестве дополнительных материалов в лекционных курсах по муниципальному управлению.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и литературы, 6 приложениями. Курсовая работа содержит 1 таблицу.
Первая глава посвящена подробному рассмотрению теоретических аспектов программно-целевого подхода в муниципальной политике. Рассматривается зарубежный опыт использования программно-целевого подхода в решении социально-экономических проблем муниципальных образований.
Вторая глава посвящена подробному изучению методики разработки и реализации муниципальных программ социально экономического развития. А именно, рассматриваются нормативно-правовой, финансовый, ресурсный механизмы формирования и реализация целевых муниципальных программ на примере города Новокузнецка.
Третья глава посвящена анализу применения программно-целевого подхода в решении социально-экономических проблем города Новокузнецка. В этой главе представлена характеристика основных проблем социально-экономического развития города Новокузнецка, а также серьезный упор сделан на выявлении мероприятий по оптимизации механизма формирования муниципальных целевых программ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
1.1 Сущность и объективная необходимость использования программно целевого метода для социально-экономического развития муниципальных образований
По мере возникновения и обострения социально-экономических проблем, которые требуют для своего решения проведения комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, использования различных ресурсных источников, роль программно-целевых методов в управлении муниципальным развитием развитием неуклонно возрастает. Теоретическим основам программно-целевого управления социально-экономическими системами посвящено значительное число научных трудов [24, с. 7].
По мнению Б.А. Райзберга понятие «программно-целевого подхода» следует рассматривать в широком и узком смыслах………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной курсовой работы рассмотрен механизм программно-целевого управления муниципальным развитием территории, освещены его преимущества и целесообразность использования в современной муниципальной политики.
Так, в ходе исследования выявлены особенности использования на практике инструмента муниципальных программ социально-экономического развития муниципальных образований, основные методики их разработки, реализации. Также изучен опыт разных стран (США, Японии, стран Западной Европы) в использовании инструмента программного регулирования муниципального развития.
В данной работе внимание сосредоточено на изучении процедуры разработки муниципальных программ социально-экономического развития. На основе этого выявлены основные субъекты, участвующие в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития, а именно: инициаторы разработки муниципальной целевой программы, разработчики муниципальной целевой программы, заказчики муниципальной целевой программы, органы исполнители муниципальной целевой программы, директор муниципальной целевой программы
Также определены типичные основные этапы процесса разработки и реализации программы социально-экономического развития на муниципальном уровне (на примере города Новокузнецка). Установлены механизмы финансирования и контроля за реализацией муниципальных программ социально-экономического развития муниципального образования. В ходе работы проанализирован опыт города Новокузнецка в применении органами местного самоуправления программно-целевого подхода в решении социально-экономических проблем города. Выявлены основные проблемы социально-экономического развития города Новокузнецка в таких отраслях как: уровень жизни населения, местная промышленность и малый бизнес, инфраструктура, сфера транспорта и связи, сфера образования, здравоохранения, культурная сфера, система социальной защита. Для развития города и устранение выявленных проблем органы местного самоуправления города Новокузнецка также используют программно-целевой подход в муниципальной политике, а именно разрабатывают, утверждают и реализуют целевые программы — комплексные программы социально-экономического развития и отраслевые целевые программы.
В ходе исследования механизма формирования и реализации муниципальных целевых программ, действующие в 2011-2012 года в городе Новокузнецке, выявлено, что программно-целевой подход имеет характерные недостатки, которые тормозят развитие города Новокузнецка.
В курсовой работе особое внимание уделяется механизмам совершенствования применения программно-целевого подхода в муниципальной политике города Новокузнецка, обосновывается значимость решения проблем программно-целевого подхода. В выявлении мероприятий по оптимизации использования программно-целевого подхода в городе Новокузнецке учтен успешный зарубежный опыт использования программно-целевого подхода в решении социально-экономических проблем муниципальных образований.
Таким образом, только используя комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь высокого уровня развития муниципальных образований Российской Федерации. Комплексный подход в решении проблем программно-целевого планирования необходимо применять и в городе Новокузнецке.
Применение программно-целевого подхода для социально-экономического развития территорий Российской Федерации позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных экономических задач органов государственной власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят Государственной Думой Российской Федерации 17.07.1998)
2. Федеральный закон от 06 октября 2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 N 159-ФЗ) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации №1662-р от 17.11.2008 г. «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 5 июля 2010 г. № 1120-р «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 536 «Об основах стратегического планирования в российской Федерации».
7. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской экономики от 17.06.2002 N 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».
8. Постановление Администрации Кемеровской области от 29.03.2000г. № 22 «О порядке разработки и реализации целевых программ развития отраслей экономики и социально-экономического развития территорий Кемеровской области».
9. Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов № 10/102 от 14.07.2006г «Порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ».
10. Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от
28.12.2010г. № 16/230 «Комплексная программа социально-экономического развития города Новокузнецка до 2025 года».
11. Гладышев, А.Г. Правовые основы местного самоуправления: Учебник — М.: Норма, 2004. — 205 с.
12. Гранберг А.Г. Основы экономики. Учебник для вузов, 5-е издание — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 495 с.
13. Жуковский А.И., Васильев С.В. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ. — М.: ДИАЛОГ, 2006. — 175 с.
14. Зотов В.Б. система муниципального управления. Учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2005. — 493 с.
15. Кочкаров Р.А. Целевые программы: инструментальная поддержка.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 223 с.
16. Кремлев Н. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований субъекта Российской Федерации. — М.: Диалог, 2007. — 345 с.
17. Кривошеева М.Ю. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления: диссертация кандидата экономических наук — Воронеж, 2003. — 142 с.
18. Кутафин, О.Е. Муниципальное право РФ. Учебник. — М.: Норма, 2003. — 365 с.
19. Любовный В.Я., Зайцев И.Ф., Воякина А.Б. Целевые программы развития территорий: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. — М.: Московский общественный научный фонд, 2002. — 91 с.
20. Митерев М.А. Программно-целевые методы планирования как инструмент государственного управления развитием социально-экономических систем. — М., 2009.
21. Никитина А.М. Муниципальное право: учебник . — М.: Юнити-дана, закон и право, 2000. — 211 с.
22. Новоселова И.А. Социально-экономическое развитие региона в условиях реформирования местного самоуправления. — Киров: ООО «Международный центр научно-исследовательских проектов», 2008. — 176 с.
23. Псарева Т.В. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации. — Новосибирск: Сибирь, 2006. — 544 с.
24. Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 428 с.
25. Методика разработки и реализации программ социально-экономического развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: smartpage.narod.ru/Russian/Ec81-MRiRPSER.htm#b.
26. Официальный сайт Администрации города Новокузнецка (целевые программы города Новокузнецка) [Электронный ресурс]. Режим доступа: admnkz.ru/official/list.do.
27. Природа программно-целевого подхода, условия и закономерности его применения в управлении развитием производственно-хозяйственных систем [Электронный ресурс]. Кандидат экономических наук, доцент Митрофанова И.В. Южный научный центр Российской Академии Наук, Россия, г. Волгоград. Режим доступа: rusnauka.com/31_PRNT_2008/Economics/36082.doc.htm.
28. ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. Зарубежный опыт программно-целевого управления развитием местных сообществ [Электронный ресурс]. Режим доступа: lerc.ru/?part=bulletin&art=10&page=13.