Содержание
Введение3
1. Теоретические основы формирования финансового потока на предприятии5
1.1. Понятие, сущность финансового потока и его взаимосвязь с денежным потоком5
1.2. Принципы управления денежными потоками11
1.3. Финансовое планирование при помощи платежного календаря14
1.4. Направления оптимизации финансовых потоков20
2. Анализ финансовых потоков на примере ООО «Лотос»24
2.1. Характеристика деятельности ООО «Лотос»24
2.2. Анализ денежных потоков организации в предшествующем периоде25
2.3. Построение и анализ отчетов движения денежных средств прямым и косвенным методами28
2.4. Определение оптимального размера остатка денежных активов по модели Баумоля и Миллера-Орра34
2.5. Разработка платежного календаря организации38
3. Оптимизация финансовых потоков на ООО «Лотос»42
3.1. Направления оптимизации финансовых потоков организации42
3.2. Определение эффективности предложенных направлений оптимизации финансовых потоков47
Список использованных источников53
Приложения56
Выдержка из текста работы
Логистика — наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Проблемы логистики уже более 25 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В действительности мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и организации производства и с новым научным направлением. Эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники. В России имеются некоторые удачные примеры логистических систем, хотя в своей повседневной практике мы не относим их к области логистики.
Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.
На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур — у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг.
Целью курсовой работы является приобретение практических навыков по решению задач оптимизации материальных потоков на предприятии с использованием логистического подхода;
Основные задачи исследования:
? определение затрат в логистической цепочке «снабжение-производство-сбыт»;
? определение оптимального варианта выпуска продукции;
? оценка возможного увеличения объёмов производства;
? выбор поставщиков,
? оценка использования различных материалов.
Предмет исследования — материальный поток на предприятии;
Объект исследования — предприятие ОАО «Кристалл», производящее бытовые холодильники «Мороз».
Для написания курсовой работы были использованы методические указания, учебники Гаджинского, Гайдаенко, Савенковой, Сербина, Цицилина, журналы Логинфо, Российское предпринимательство, интернет www.logistics.ru.
1.Перспективы российского рынка складских стеллажей
В 2006-2007 гг. рынок складских стеллажей переживал бурный рост, активное строительство логистических комплексов и складских центров формировало небывало высокий спрос на специализированное оборудование. До наступления рецессии мировой экономики рынок складских стеллажей в России находился на пике своего развития, В 2008-2009 гг. замедление темпов строительства и замораживание ряда проектов логистических комплексов вызвали существенный спад спроса на это оборудование. Тем не менее в 2010 г. рынок продолжил рост. Специалисты компании indexBox провели расчеты и выяснили, что рынок складских стеллажей будет насыщен лишь через 4-6 лет
1.1 Факторы, оказывающие влияние на развитие рынка
Мировой финансовый кризис повлиял практически на все отрасли российской промышленности.
Основным сырьем для производства складских стеллажей является холоднокатаный прокат из стали марок 3 или 08ПС (08PS 235 МПа). Российские производители стеллажей используют продукцию таких металлургических предприятий, как ОАО «НЛМК», ОАО «ММК», ОАО «Северсталь», а также ряда других производителей. Для изготовления стеллажных рам используют лист толщиной 2,5 — 3,0 мм и шириной от 210 мм до 600 мм.
Резкое падение экспортного спроса со стороны стран ЕС и Юго-Восточной Азии в октябре 2008 г. вызвало снижение объема производства стали на основных сталелитейных заводах РФ на 12- 15%. Тем не менее, по прогнозам аналитиков IndexBox, действия государства, направленные на стабилизацию российской экономики, скорректируют ситуацию уже к III кварталу 2013 г. Таким образом, как ожидается, в 2014 г. производители складских стеллажей не будут испытывать проблем с обеспечением сырьем.
На строительство складской недвижимости также оказывают сильное влияние последствия кризиса. Рынок аренды складских помещений замер, количество сделок упало до минимального уровня, арендная плата постепенно снижается. Этот спад спроса продлился до весны 2009 г., после чего последовал подъем, т. к. многие компании мобилизовали ресурсы и продолжили свое развитие.
Таким образом, для производителей складских стеллажей 2013 г. будет не слишком легким — снижение спроса, а также проблемы с сырьем значительно снизят темпы роста рынка. Тем не менее, как мы уже отмечали, с учетом тенденции на рынках стали и складского строительства спрос восстановится к 2014 г.
1.2 Потребность в складских стеллажах и перспективы спроса до 2020 г.
Суть метода расчета объемов потенциального спроса состоит в определении среднестатистической обеспеченности населения городов складскими площадями.
По оценкам экспертов рынка логистических услуг в России, в данный момент на 1000 жителей приходится 260 м2 складских площадей. Для сравнения — в Европе на такое же количество жителей приходится 470 м2. При учете негласной статистики, приводимой экспертами рынка, на 1 м2 складской площади приходится 1,2 условных паллетоместа. Согласно прогнозам в дальнейшем обеспеченность населения складскими стеллажами достигнет европейского уровня.
Формула расчета потенциального спроса в натуральном выражении выглядит следующим образом:
Ес = (NЕвро — NРоссия) х 1-2, где:
NЕвро — норма обеспечения паллетоместами в странах Евросоюза, тыс.м2,
NРоссия — норма обеспеченности паллетоместами в РФ, тыс.м2.
Данные о перспективной емкости рынка складских стеллажей в натуральном и стоимостном выражении по федеральным округам представлены в таблице 1.
Таблица 1. Перспективная емкость рынка складских стеллажей
в разрезе федеральных округов
Перспективная емкость рынка стеллажей,тыс. усл. паллетомест Перспективная емкость рынка стеллажей, млн.руб.
Российская Федерация 35812,96 26859,72
Центральный федеральный округ 9370,47 7027,85
Воронежская область 576,45 432,34
Москва и Московская область 4313,16 3234,87
Северо-Западный федеральный округ 3408,43 2556,32
С.-Петербург и Ленинградская область 1563,70 1172,78
Южный федеральный округ 5747,17 4310,38
Краснодарский край 1288,08 966,06
Ростовская область 1074,83 806,12
Приволжский федеральный округ 7634,06 5725,54
Республика Башкортостан 1021,07 765,80
Республика Татарстан 947,94 710,96
Уральский федеральный округ 3083,33 2312,50
Свердловская область 1108,21 831,16
Челябинская область 885,45 664,08
Сибирский федеральный округ 4932,08 3699,06
Кемеровская область 711,88 533,91
Новосибирская область 664,81 498,61
Дальневосточный федеральный округ 1637,42 1228,06
Приморский край 604,22 378,16
Расчет потребности в складских емкостях, исходя из численности населения, не учитывает географического расположения их локации, транспортные развязки и основные транспортные узлы, которые оказывают непосредственное влияние на спрос логистических услуг, поэтому к рассмотрению будут приняты экспертные оценки игроков и специалистов конкретного рынка относительно сложившейся в регионе ситуации.
Исходя из данных таблицы 1, общую перспективную емкость рынка стеллажей можно оценить в 27 млрд. руб. (или 36 млн. условных паллетомест).
Данные о максимальной потребности в складских стеллажах (точка насыщения рынка) представлены на схеме.
Максимальная потребность в складских стеллажах (емкость рынка)
Учитывая существующие планы по строительству складской недвижимости, пик спроса на стеллажи придется на период 2013 — 2014 гг. Отложенный спрос будет носить лавинообразный характер, мощности отечественных производителей загрузятся практически полностью, а объем спроса превысит предложение. Однако после 2014 г. темпы роста спроса на стеллажи станут снижаться, а к 2020 г. потребность в новых складах будет удовлетворена. После 2020 г. объемы производства стеллажей будут ориентированы на потребности со стороны реконструкции и редевелопмента старых складов. Соответственно изменится структура спроса на эту продукцию: снизится доля дорогостоящих современных конструкций, потребителями которой являются склады класса А, возрастет удельная доля стеллажей, предназначенных для комплектации складов промышленного назначения.
Согласно расчетам, после 2020 г. объем внутреннего производства стеллажей не превысит 2,5 млн. условных паллетомест. Крупные игроки скорее всего сохранят свои позиции, возможно незначительное снижение нормы их прибыли. Некоторые пойдут по пути незначительной диверсификации и расширения товарных рынков, часть из них будет вынуждена искать рыночные ниши. Стабильный спрос на складские стеллажи после 2020 г. будет составлять 2,3 — 2,6 млн. условных паллетомест в год.
С течением времени также изменится структура спроса. В настоящее время его прирост приходится как на оснащение новых складов, так и на оснащение модернизированных приблизительно в равных долях. К 2015 г. в Москве и С.-Петербурге возведение новых складов составит не более 15 — 20% от общего объема складского строительства, остальные 80 — 85% будут приходиться на модернизацию и обновление уже существующих зданий и помещений, Основной объем строительства новых складов плавно перетечет в регионы: к 2016-2017 гг. доля спроса на стеллажи со стороны строительствановых складов составит 60 — 80% от общего объема спроса в регионах.
Таблица 2. Перспективы спроса до 2020 г. Точка насыщения рынка
Год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Площадь складских помещений России, млн.м2, с нарастающим итогом 47,56 50,20 52,65 55,82 59,31 62,44 65,56 67,66
Объем потенциального спроса млн.усл.паллето-мест, с нарастающим итогом 57,07 60,24 63,16 66,98 71,18 74,93 78,65 81,20
Ежегодный ввод складских площадей, млн.м2 3,44 2,64 2,46 3,17 3,49 3,12 3,12 2,10
Объем потенциального спроса,млн.усл.паллето-мест, по итогам ежегодного ввода складских площадей 4,13 3,17 2,95 3,80 4,19 3,75 3,75 2,52
Современные мощности российских заводов позволяют предположить, что данная емкость будет достигнута преимущественно за счет отечественного производства. Не исключено, что основные опасения экспертов относительно экспансии китайских производителей оправдаются, и рынок наполнится импортной продукцией, которая займет сегмент стеллажей для складов классов В, С и D и значительно ослабит отечественное производство.
Если говорить о «географических» приоритетах, то в первую очередь будут насыщены зоны, где уже сейчас наблюдается высокая и средняя концентрация складов (таблица 1), а также зоны, где эта концентрация повышается. В период 2014 — 2015 гг. спрос на стеллажи сместится в зоны с низкой концентрацией складов — в «узлы» пересечения торговых потоков (крупные города). Развитие рынка складс……..
Список использованных источников
1. Архипкин О. В. С думой о клиенте. // Российское предпринимательство. — 2007. — №4 вып. 1. — С.118-121
2. Ветров Петр Рынок жаждет качества и надежности. // Россия — 2005. — N42. — С.7 9/2/i20_26603p0.htm
3. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средне специальных учебных заведений. — 2-е изд. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008. — 228 с.
4. Елин М. А. Об особенностях логистических ритейлеров и производителей. // Логинфо. — 2007. — №10. — С. 30-36
5. Левиков Г. А. Логистика. Актуальные явления и проблемы. 9/19/i20_2218.htm
6. Логистика: учеб. пособие / Б. А. Аникин, под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. М.: Тк Велби, изд. Проспект, 2007. — 408 с.
7. Логистика : учебник / А.А. Гайдаенко, О.В. Гайдаенко. — М.: Издательство «Палеотип», 2008. — 220 с.
8. Манжосов А. А. Рынок логистических услуг в России и странах ЕС //Логинфо — 2008. — №11. — С.30-36
9. Официальный сайт логистики index.php?id=576
10. Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность: учебник. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К», 2007. — 284 с.
11. Савенкова Т.И. Логистика: учеб. пособие. — М.: изд. «Омега — Л», 2007. — 256 с.: ил., табл.
12. Сербин В.Д. Основы логистики. / В. Д. Сербин — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004
13. Сычева О.А. Логистика: учебное пособие для студентов вузов экономических специальностей — Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2009. — 124 с.
14. Титюхин К. С. Некоторые современные особенности российского рынка логистических услуг // Логинфо. — 2007. — №12. — С.38-43