Содержание
Оглавление
Введение3
Глава 1. Виды финансовой политики ее цели и задачи6
§1.1. Содержание и основа финансовой политики РФ6
§ 1.2. Совокупность инициированных мероприятий8
§ 1.3. Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики10
Глава 2. Финансовая политика государства и механизм ее реализации в рыночном хозяйстве13
§ 2.1. Cовременные подходы к формированию модели финансового механизма13
§ 2.2. Финансовая политика на макро- и микроэкономическом уровнях17
§ 2.3. Финансовая политика государства в условиях рынка20
Глава 3. Реализация финансовой политики государства в социально-культурной сфере23
§ 3.1. Зависимость экономических и социальных показателей23
§ 3.2. Структурные различия расходов бюджетов27
Заключение31
Литература33
Введение
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
История показала всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджетов на 1994 и 98 гг., принятых под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на их исполнении.
Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.
Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений.
Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества, путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.
Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней.
Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Актуальность курсовой работы выражена в том, что современная финансовая политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.
Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
Финансовая политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы финансовая политика никогда не применялась.
Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране финансовая политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.
Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть финансовую политику со всеми ее особенностями. Но, тем не менее, в данной работе была преследована цель рассмотреть проблемы и особенности осуществления на территории РФ финансовой политики, проводимой правительством РФ.
Выдержка из текста работы
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Финансовая политика — составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
В то же время финансовая политика — относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Определение сущности экономического содержания финансовых средств, инструментов, методов финансовой политики страны является актуальным, поскольку финансовая политика — одно из основных звеньев, определяющих стабильность и устойчивость страны.
Актуальность темы исследования заключается в том, что для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования в курсовой работе является финансовая политика Российской Федерации, предметом исследования — механизм реализации финансовой политики России.
Цель курсовой работы — определение цели и задач государственной финансовой политики Российской Федерации, раскрытие механизма их реализации.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность, цели и задачи государственной финансовой политики
2. Определить элементы государственной финансовой политики
3. Рассмотреть типы и виды государственной финансовой политики
4. Охарактеризовать финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики государства
5. Рассмотреть основные направления финансовой политики
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматривается сущность, цели, задачи, элементы, принципы организации финансовой политики, и ее виды. Во второй главе проводится анализ направлений финансовой политики России и ее оценка в 2013-2015, а также выявляются проблемы финансовой политики России и пути ее развития.
1 Теоретические основы финансовой политики
государства
1.1 Сущность, цели и задачи государственной финансовой политики
Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития.
Изменение цели развития экономики обуславливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающим современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики страны. [16, с.155]
Финансовая политика — это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций. [7, с.76]
Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства. [4, с.243]
Объектами финансовой политики является денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств во всех сферах и звеньях финансовой системы государства. [12, с.187]
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает в себя несколько важнейших звеньев, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1- Звенья финансовой политики
Так, научно обоснованные концепции развития финансов формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения.
При определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов. [16, с.48]
Целью выработки основных направлений является наиболее эффективное использование ресурсов путем распределения их прежде всего в приоритетные сферы. Достижение наибольших результатов при наименьших финансовых затрата остается первостепенной задачей как для государства в целом, так и для каждого хозяйствующего субъекта. [12, с.309]
Для осуществления практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики необходимо функционирование эффективного финансового механизма, который можно определить как совокупность способов организации финансовых отношений. [7, с.98]
Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:
— по территориальному критерию выделяют общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования; [16, с.144]
— по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая представляет собой курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономики страны, региона, отрасли;
— в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.
Главная цель финансовой политики состоит в создании финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов общества и финансового потенциала государства. [14, с.200]
Кроме того, разрабатывая финансовую политику, государство преследует и другие цели (см. рисунок 2).
Рисунок 2- Цели финансовой политики
Основными задачами финансовой политики являются:
— обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
— установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
— организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
— выработка инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
— создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами. [24]
1.2 Направления государственной финансовой политики
Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:
налоговой политики; бюджетной политики; денежно-кредитной политики; ценовой политики; таможенной политики; социальной политики; инвестиционной политики; политики в области международных финансов. [11, с.67]
Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.
Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
Данная политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Одновременно устанавливается мера конфискационной или стимулирующей направленности как налоговой системы в целом, так отдельного налога. [15, с.401]
Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней.
Так же понятие данной политики трактуют как определение государством источников формирования доходов государственного бюджета, приоритетных направлений расходов бюджета, допустимых пределов разбалансированности бюджета, источников финансирования бюджетного дефицита, принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику, которая представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель — регулирование экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения.
Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк, который в деле реализации экономической политики действует в двух направлениях:
— обеспечивает национальную экономику полноценной валютой, так как устойчивая валюта — важнейший элемент инфраструктуры рынка;
— оказывает влияние на кредитную деятельность коммерческих банков в интересах макроэкономической политики.
Важнейшей задачей денежно-кредитной политики является преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения, а так же:
— реструктуризация банковской системы;
— совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
— сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
— пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
— активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда
— усиление таможенного контроля. [3,с.365]
Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей.
Таможенная политика представляет собой объединение налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок
товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами и отраслями, регионами.
Социальная финансовая политика охватывает пенсионную, миграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения, то есть социальную помощь и др.
Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:
— выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
— увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
— разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
— сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
— реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
— упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
— регулирование вынужденной миграции. [3]
Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики и определяет, во-первых, цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Как часть финансовой политики инвестиционная политика реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов, поскольку они охватывают как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств. Важной задачей на среднесрочную и долгосрочную перспективу будет модернизация и повышение конкурентоспособности экономики страны[12]
Политика в области международных финансов направлена на интеграцию в мировую финансовую систему, вступление в международные организации, урегулированию внешней задолженности, укрепление позиций в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития, повышение устойчивости национальной валюты по отношению к иностранной. [5]
1.3 Типы и виды государственной финансовой политики
Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. [18, с.189]
При всем многообразии существующих подходов, сегодня выделяют три основных типа, которые представлены на рисунке 3.
Рисунок 3- Типы финансовой политики
До конца 20-х гг. ХХ века основным типом политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита, Д. Рикардо и их последователей.
Основными ее направлениями являются:
— невмешательство государства в экономику;
— сохранение свободной конкуренции;
— использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета. [19,с.77]
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).
В конце 20-х годов XX в. возобладала регулирующая финансовая политика, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Ее основателем считается Дж. Кейнс. Основным инструментом реализации такой финансовой политики являлись государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало решению сразу нескольких экономических и социальных задач: повышение занятости населения и снижение безработицы, рост предпринимательской деятельности и формирование дополнительного спроса, увеличение национального дохода, а значит, и большая возможность финансирования социальных нужд.
Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог, при исчислении которого применялись прогрессивные ставки ……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (РФ) 2011 — 2012 / БК РФ Москва, Cанкт-Петербург
2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. — 486 с.
3. Бабич А.М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 687 с.
4. Барулин С. В. Финансы: учебник . — М. : КНОРУС, 2010. -640 с.
5. Белозеров С. А., Иванов В. В., Ковалева В. В. Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие. — М.: ТК «Велби»
6. Бурханова И. В. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2010. — 160 с.
7. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы: Учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. -526 с.
8. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 340 с.
9. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 2004-2010 г.г. // Вопросы экономики, 1998, №2.-с. 22-23.
10. Ковалева В.В. Финансы: Учебник. — М.: «Проспект», 2009.-636 стр.
11. Миляков Н. В. Финансы: Курс лекций. — М.:ИНФРА-М, 20010. — 432с.
12. Подъяблонская Л. М. Финансы: учебник для вузов по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» : рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» / Л. М. Подъяблонская. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 407 с.
13. Родионова В.М. Финансы. — С. 66
14. Федулова С. Ф. Финансы : учебное пособие. 2-е изд. М.: КРОНУС, 2010, — 400 с.
15. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2007. — 527 с.
16. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 504 с.
17. Финансы: Учеб. для эконом. спец вузов / Василий Дмитриевич Мельников, Кадыр Калиевич Ильясов.- Изд. 2-е, перераб. и доп..- Алматы: ?аржы-?аражат, 2009.- 472 c.
18. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г. Б. Поляка. — 3-е изд.,перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 703 с.
19. Шуляк П. Н., Белотелова Н. П. Финансы: Учебное пособие. — 4-е изд., испр. И доп. — М.: Издательско-торговая корпокация «Дашков и К», 2008. — 606 с.
20. Консультант Плюс. Официальный сайт компании [Электронный ресурс] /Режим доступа: /www.consultant.ru/>/, свободный. — Загл. с экрана
21. Международные инвестиционные проекты [Электронный ресурс] /Режим доступа: /www.iip.ru//, свободный. — Загл. с экрана
22. Минастерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс] /Режим доступа: /www.minfin.ru>/, свободный. — Загл. с экрана
23. Президент России [Электронный ресурс] /Режим доступа: /kremlin.ru/acts/8192>/, свободный. — Загл. с экрана
24. Финансы и кредит. Управление финансами [Электронный ресурс] /Режим доступа: , свободный. — Загл. с экрана.
25. Экономика и Управление [Электронный ресурс] /Режим доступа: /www.economica-upravlenie.ru>/, свободный. — Загл. с экрана