Содержание
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ4
1.1. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория4
1.2. Факторы конкурентоспособности продукции9
1.3. Пути и методы повышения конкурентоспособности товара13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ17
2.1. Краткая характеристика предприятия17
2.2 Оценка конкурентоспособности услуг Алтайской кровельной компании19
2.3 Анализ оценки конкурентоспособности услуг Алтайской кровельной компании21
2.4. Анализ опроса23
2.5. Перспектива на будущее23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ28
Выдержка из текста работы
В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Политики, экономисты, представители бизнеса, журналисты также широко его используют, когда речь идет о необходимости интеграции экономики страны в систему современного мирового хозяйства.
Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объема производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
Если предложение, какого — либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как, правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели.
Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.
Актуальность выбранной темы заключается и в том, что конечная цель любого предприятия — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других предприятии.
В настоящее время в условиях либерализации торговли, все более ощутимой для России (в связи с интенсификацией переговорного процесса о присоединении страны к ВТО), сдерживание «нежелательной» импортной экспансии будет ограничено принятыми международными правилами.
Целью данного дипломного проекта является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации на примере группы компаний «Академия безопасности».
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
-теоретические основы оценки конкурентоспособности фирмы;
— анализ конкурентоспособности ГК «Академия безопасности»;
— разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ГК «Академия безопасности»;
Предмет исследования — процессы, механизмы и методы оценки конкурентоспособности предприятия на примере ГК «Академия безопасности».
Теоретической и методологической основой исследования данного дипломного проекта являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности продукции.
Объектом исследования настоящего дипломного проекта является ГК «Академия безопасности».
Основными методами, использованными при оценке конкурентоспособности предприятия выбраны: анализ и синтез, системный подход, расчетный и монографический методы, диалектический, оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж; анкетирование, метод экспертных оценок, и SWOT-анализ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
1.1 Содержание понятия и факторы конкурентоспособности фирмы
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.
Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику предприятия и ее результативность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержание функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.
Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.
Исследования различных ученых позволили сформировать общие представления о сущности конкуренции, ее основных элементах и движущих силах, что нашло свое отображение в четырех классических моделях: совершенной (чистой), монополистической, олигополистической конкуренции, чистой монополии и обособлении теории конкуренции (табл. 1). Несмотря на наличие этих четырех экономических моделей конкуренции, невозможно описать все многообразие состояния рынков, необходимо учитывать при этом и конкурентный исторический этап развития рыночных отношений, и экономические особенности рынка, и практический опыт конкурентной деятельности.
Таблица 1- Типы рынков и характер конкуренции
Характер конкуренции |
Основные параметры |
||||
Количество предприятий, производящих продукт |
Контроль над ценами |
Товарная дифференциация |
Легкость входа на рынок |
||
Совершенная конкуренция |
Много независимых предприятий, нет контроля над рынками |
Цены определяются рынком |
Продукты неразличимы по свойствам и качеству |
Относительно легкий |
|
Монополистическая конкуренция |
Много предприятий, производящих сходные товары и услуги |
Влияние ограничено возможностью замены |
Товары услуги дифференцированы для сегментов рынка |
Относительно легкий |
|
Олигополия |
Несколько крупных предприятий, производящих товары и услуги |
Существует влияние «ценового лидера» |
Существенна для отдельных продуктов (например, автомобили). Мала для стандартизированных (например, бензин) |
Трудный вход, часто требует больших инвестиций |
|
Монополия |
Один продукт и одно предприятие |
Практически полный контроль |
Нет |
Очень трудный |
Проведенный анализ литературных источников показал, что, разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области маркетинговых исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность организации и продукции.
Наиболее обоснованный набор факторов организации, широко используемый при проведении стратегического анализа и маркетинговых исследований, приведен в работах Артура А. Томпсона-мл. и А. Дж. Стрикленда [6], Дэвида Кревенса и Е.П. Голубкова. Остальные авторы в той или иной мере используют основные положения отмеченных работ, пытаясь развить их для конкретных направлений деятельности;
Согласно работам [20, 22, 25] в обобщенном виде конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности;
Конкурентоспособность продукции определяется совокупностью факторов, определяющих ее качество, цену, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта [25];
Другим подходом определения конкурентоспособности продукции, хорошо зарекомендовавшим себя на практике при проведении оценок качества сравниваемых вариантов продукции и используемым в работах [4, 12, 16], является подход, основанный на использовании двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления. Полезный эффект продукции характеризует фактическую способность продукции удовлетворять конкретную потребность пользователя. В качестве полезного эффекта продукции часто используются комплексные показатели ее качества;
итоговым критерием оценки конкурентоспособности как продукции, так и организации можно считать долю рынка, занимаемую данной продукцией (данной организацией), и связанные с ней показатели [7, 21, 22, 23, 24].
В.Л. Белоусов [8] возможные критерии конкурентоспособности организации группирует по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), а также учитывает деловую активность и эффективность деятельности.
И. Максимов относит к основным критериям конкурентоспособности организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции. Рассматривая конкурентоспособность продукции, можно утверждать, что в большинстве работ она оценивается на основе двух критериев: полезного эффекта от потребления продукции и цены потребления.
Часто в качестве полезного эффекта продукции используются комплексные показатели ее качества [12]. В этой же работе на конкретном примере показано, что:
— при некоторых ограничениях доля рынка, занимаемая продукцией, функционально зависит от ее конкурентоспособности;
— конкурентоспособность продукции связана с получаемой прибылью от этой продукции;
— качество «является главным конкурентообразующим фактором».
С. Калмийцев определяет интегральный показатель конкурентоспособности печатной рыночной продукции как сумму нескольких факторов (стимулирующего, временного и комплексного показателей качества продукции, отнесенного к цене изделия) [14], взаимная значимость (весомость) которых не учитывается.
И.Ш. Дзахмишева предлагает оценивать конкурентоспособность услуг торговли на основе качества реализуемой продукции, рациональности ассортимента продукции, культуры обслуживания, условий обслуживания, доступности услуг.
Для оценки конкурентоспособности продукции Е.П. Голубков предлагает собранную информацию представлять по следующим основным направлениям: продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта [24].
Р.А. Фатхутдинов [34], ссылаясь на Жан-Жака Ламбера, приводит таблицу со следующими индикаторами конкурентоспособности товара: относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж, имидж (известность).
Проведенное исследование показывает неоднозначность в толковании понятий, связанных с конкурентоспособностью предприятия, наличие различных трактовок в зависимости от освещения поставленных в них вопросов. В общем случае термин «конкурентоспособность» определяется, как способность конкурировать, т.е. бороться или противостоять чему-либо.
Чтобы раскрыть экономическую сущность понятия «конкурентоспособность», в работе проведен анализ его определения, представленный в табл.2.
Таблица 2 — Определение понятия «конкурентоспособность предприятия» разными авторами