Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение2
1.Основы социальной защиты сотрудников таможенных органов5
2.Вопросы социальной защиты сотрудников таможенных органов9
3.Вопросы оплаты совмещения должностей в таможенных органах16
Заключение20
Список литературы21
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость анализа проблем жизнедеятельности таможенного коллектива в современной России определяется важностью деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности российского государства, развития международных отношений в условиях глобализирующегося мирового сообщества.
Актуальность работы усиливается в силу того, что таможенная политика осуществляется на широком социальном пространстве, вовлекает в круг своей деятельности социальные группразличного уровня и степени общности от физических и юридических лиц до отечественных и зарубежных социальных институтов . В сегодняшней России, переживающей трудный этап изменения общественных форм, обращение к проблемам жизнедеятельности таможенных коллективов, имеет большое значение и глубинный практический смысл, влияя на показатели эффективности работы, значение которой для государства трудно переоценить.
Следует отметить, что весьма обширной и противоречивой является нормативная база социальной защиты сотрудников таможенных органов. Отсутствуют федеральные законы о социальной защите сотрудников и членов их семей.
Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящей работы и определило ее выбор.
Вопросы социальной защиты сотрудников таможенных органов исследовались в диссертационных работах отдельных авторов: Р. У. Концеладзе, С. М. Крупно, С. В. Наймушина и др.
Целью работы является комплексное рассмотрение правовых вопросов социальной защиты сотрудников птаможенных органов. Достижение этой цели осуществлено через решение следующих задач:
— исследовать понятие социальной защиты сотрудников таможенных органов;
— изучить систему нормативных правовых актов о социальной защите сотрудников таможенныхорганов;
— провести анализ правовых вопросов денежного довольствия сотрудников таможенных органов;
— выявить оновные особенности социальной поддержки сотрудников.
Объектом исследования является регулирование социальной защиты сотрудников таможенных органов. Предмет исследования составляют общие вопросы социальной защиты сотрудников таможенных органов, а также предоставление им отдельных мер социальной защиты.
Теоретическую основу работы составляют исследования российских ученых по трудовому праву и праву социального обеспечения (В.А. Аракчеева, К.С. Батыгина, А.Л. Благодир, Л.Ю. Бугрова, М. О. Буяновой, С.Ю. Головиной, К.Н.Гусова, а также нормативно-правовые акты в рассматриваемой сфере.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, содержит список литературы.
1.Основы социальной защиты сотрудников таможенных органов
Во-первых, следует отметить, что социальная защита сотрудников таможенныхорганов является составной частью социальной защиты государственных служащих и социальной защиты населения в целом. Являясь родовым понятием, социальная защита населения включает в себя деятельность государства, органов местного самоуправления, организаций по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения (В. Ш. Шайхатдинов).
Социальная защита государственных служащих как структурный элемент социальной защиты населения имеет более узкую сферу деятельности: ее рамки определяются субъектным составом государственными служащими и членами их семей, а также особенностями правового статуса служащих, т. е. их службой.
Социальная защита сотрудников таможенных органов характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, она включает отношения между сотрудниками этих органов (а в ряде случаев и (или) членами их семей), с одной стороны, и государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями с другой. Во-вторых, социальная защита призвана обеспечить нормальные условия служебной деятельности сотрудников, а также компенсацию повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления социальных случаев, влекущих необходимость социальной защиты. В-третьих, социальная защита осуществляется за счет специальных финансовых источников. В-четвертых, осуществление социальной защиты производится на основе существующих нормативных правовых актов. В-пятых, мерами социальной защиты выступают денежные выплаты, натуральное обеспечение, услуги (Е. И. Горбатов).
При этом следует учитывать не только должности таможенной службы, но и специальные звания, т. к. для правоохранительной службы характерно более существенное влияние специальных званий на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов гражданских служащих на условия их службы (Д. Н. Бахрах). С учетом признаков социальной защиты сотрудников таможенных органов можно сформулировать следующие определение ее понятия. Социальная защита сотрудников таможенных органов это система правовых отношений, которые возникают между сотрудниками таможенных органов и таможенными органами, другими субъектами права, по поводу предоставления сотрудникам и (или) членам их семей на основе нормативных правовых актов и из средств федерального бюджета, а также других источников денежных выплат, натурального обеспечения и услуг при наступлении социальных случаев, влекущих необходимость их социальной защиты, с целью обеспечения нормальных условий служебной деятельности сотрудников, а также компенсации повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления социальных случаев.
Социальные гарантии являются видами социальной защиты сотрудников таможенных органов, а правовые гарантии представляют собой виды их правовой защиты. При этом под правовой защитой понимается система мер правового и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством, для обеспечения квалифицированного исполнения сотрудниками своих служебных обязанностей (Г. Х. Шафикова, Э. М. Филиппова). Все эти меры являются самостоятельными по отношению к мерам социальной защиты сотрудников правоохранительных органов.
Рассмотрим вопрос об отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих социальную защиту сотрудников таможенных органов, и соответствующих правоотношений. Он различает несколько групп правоотношений. Во-первых, это правоотношения по обеспечению надлежащих условий службы (по охране труда, денежному довольствию, вещевому и продовольственному обеспечению, социально-бытовому обеспечению и медицинскому обслуживанию). Их отраслевая принадлежность неодинакова. Правоотношения по охране труда, и денежному довольствию, вещевому и продовольственному обеспечению сотрудников находятся под воздействием административного и трудового права. Вторую группу составляют правоотношения по предоставлению выплат и компенсаций увольняемым сотрудникам. Они являются административными и трудовыми.
Неоднородными по отраслевой принадлежности являются и правоотношения третьей группы, которые возникают в связи с наступлением социальных случаев. Их особенностью является более тесная связь со служебными отношениями, чем трудовых правоотношений и правоотношений о социальной защите обычных работников (С. В. Наймушин). Этому способствует и то, что меры социальной защиты сотрудникам предоставляют, как правило, те правоохранительные органы, где они проходят или проходили службу, и то, что нормативное регулирование этих отношений осуществляется в значительной мере отраслевыми нормативными актами правоохранительных органов.
Выдержка из текста работы
Актуальность выбранной темы курсового проекта заключается в неполной изученности вопросов, касающихся оплаты труда сотрудников таможенных органов Российской Федерации (далее — РФ). Нормативная база денежного довольствия сотрудников таможенных органов весьма обширна и противоречива, а серьезные научные исследования по данной теме отсутствуют.
Вопросы денежного довольствия сотрудников таможенных органов являются одними из приоритетных в системе служебных правоотношений. От уровня денежного довольствия в значительной мере зависит уровень социальной защиты сотрудников таможенных органов, а также степень эффективности выполнения ими служебных обязанностей.
Сотрудники таможенных органов РФ являются немаловажной частью кадрового потенциала федеральной таможенной службы (далее — ФТС) и поэтому забота об оплате их труда в решающей степени определяет эффективность функционирования таможенной системы в целом и каждого звена в отдельности.
В систему оплаты труда таможенных органов входят оклад, надбавки, компенсационные доплаты, а также повышение ставок и окладов, связанных с особенностями деятельности таможенных органов РФ.
Цель курсового проекта — исследование системы оплаты труда и социального обеспечения сотрудников таможенных органов на примере Калининградской областной таможни.
Объектом исследования является оплата труда и социальное обеспечение как метод стимулирования и повышения эффективности трудовой деятельности сотрудников таможенных органов.
Предмет курсового проекта — оплата труда сотрудников Калининградской областной таможни.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
— рассмотреть денежное довольствие и социальное обеспечение сотрудников таможенных органов;
— выяснить значение Калининградской областной таможни в системе таможенных органов РФ;
— произвести расчет оплаты труда сотрудников Калининградской областной таможни.
Курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Вопросы социальной защиты и оплаты труда сотрудников таможенных органов исследовались в диссертационных работах отдельных авторов: Р. У. Концеладзе, С. М. Крупно, С. В. Наймушина и др.
Глава 1. Оплата труда и социальное обеспечение сотрудников таможенных органов Российской Федерации
1.1. Понятие и функции заработной платы, элементы организации оплаты труда
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) [2,1].
Заработная плата многофункциональна. По мнению большинства экономистов можно выделить такие функции заработной платы:
? воспроизводственная функция — заключающаяся в обеспечении работников и их семей необходимыми жизненными, благами для воспроизводства рабочей силы;
? стимулирующая — установление зависимости заработной платы работника от результатов его деятельности, при этом работник должен быть заинтересован в постоянном улучшении результатов своей деятельности;
? социальная — способствует развитию принципа социальной справедливости;
? распределительная функция, предназначенная для распределения средств на оплату труда между наемными работниками и собственниками средств производства.
Отдельно выделяют еще одну функцию — формирование платежеспособного спроса, предусматривающую установление необходимых пропорций между товарным предложением и спросом [10,1].
Основными элементами организации оплаты труда являются:
1. Тарифная система оплаты труда. Тарифная система — совокупность экономических инструментов, с помощью которых осуществляется учет качества труда, дифференцируется уровень заработной платы по отраслям, внутри отраслей, по квалификационным признакам различных категорий труда.
Основными элементами тарифной системы являются: тарифно- квалификационные справочники, тарифные сетки, тарифные ставки (оклады), схемы должностных окладов, районные коэффициенты к заработной плате [8,118].
Тарифная ставка — абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени. Исходной является минимальная тарифная ставка или тарифная ставка первого разряда. Она определяет уровень оплаты наиболее простого труда.
Тарифные сетки служат для установления соотношения в оплате труда в зависимости от уровня квалификации. Эта совокупность тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
2. Нормирование труда. В нормах отражается мера затрат живого труда на создание материальных ценностей. При их разработке соблюдаются следующие принципы: все выполненные работы должны нормироваться; нормы устанавливаются на основе данных непосредственных наблюдений и научно-теоретических расчетов; нормы должны быть прогрессивными, т. е. соответствовать современному уровню техники и организации производства.
3. Формы и системы заработной платы. В современных условиях на предприятиях применяются различные формы и системы оплаты труда, но наибольшее распространение получили две формы оплаты труда — сдельная и повременная.
Сдельная оплата труда — это оплата труда за количество произведенной продукции (работ, услуг). Чаще всего на предприятии применяется не простая сдельная оплата труда, а сдельно-премиальная.
Сдельно-премиальная — это такая система оплаты труда, когда рабочий получает не только сдельный заработок, но и премию. Премия обычно устанавливается за достижение каких-то показателей: выполнение плана, заданий.
Повременная оплата труда — это оплата труда за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.
Повременно-премиальная — это такая оплата труда, когда рабочий получает не только заработок за количество отработанного времени, но и определенный процент премии к этому заработку.
В таможенном деле используется повременно-премиальная форма оплаты труда.
Аккордная система оплаты труда — это разновидность сдельной оплаты труда, сущность которой заключается в том, что расценка устанавливается на весь объем подлежащих выполнению работ с указанием срока их выполнения.
4. Премирование служащих. Премирование за результаты работы производится из фонда заработной платы и фонда материального поощрения
по следующим показателям (условиям): выполнении аккордного задания к установленному календарному сроку и досрочно при сокращении нормативного времени и высоком качестве работ; своевременное качественное выполнение заданий; рост производительности труда и т. д.
5. Оплата труда руководящих работников производится по схеме должностных окладов, которые дифференцируются в зависимости от занимаемой должности работника и от классификации этой организации.
1.2. Денежное довольствие сотрудников таможенных органов
Оплата труда в таможенных органах РФ у сотрудников, федеральных государс……..
Список использованной литературы
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Трудовой Кодекс РФ
3. Постановление Правительства РФ от 25.01.2014 № 41 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 30.12. 2012 N 283 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
5. Приказ ФТС от 27.06.2014 № 1226 «О переподчинении Калининградской областной таможни».
6. Приказ ФТС России от 07.04.2014 № 649 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации».
Монографии, учебники, статьи
7.Андрейчук Е.Л., Дианова В.Ю., Смирнов В.П. Экономика таможенного дела: учебное пособие/ Андрейчук Е.Л., Дианова В.Ю., Смирнов В.П. — М.:Интермедиа, 2013. — 240 с.
8. Медведева, М. В. Экономика таможенного дела : курс лекций / М. В. Медведева. — СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2008. — 230 с.
9. Г. И. Немирова, Ю. В. Рожкова. Экономика таможенного дела: Учебное пособие / Г. И. Немирова, Ю. В. Рожкова — СПб.: Троицкий мост, 2013. — 346 с.
Электронные ресурсы
10. Т.А. Фролова Экономика предприятия: конспект лекций, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009// Режим доступа: ( дата обращения 28.09.2014)
11. Курс лекций по экономике таможенного дела// Режим доступа: 10_42661_denezhnoe-dovolstvie-sotrudnikov-tamozhennih-organov.html (дата обращения 13.10.2014)
12. Официальный сайт ФТС СЗТУ // Режим доступа: ( дата обращения 01.11.2014)
13. Официальный сайт газеты «Комсомольская правда»// Режим доступа: ( дата обращения 01.11..2014)
14. RED Trans //Режим доступа: (дата обращения 01.11.2014)