Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИИ
1.1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОЛИГОПОЛИИ……………………………………………………………………6
1.2. ОСОБЕННОСТЬ ОЛИГОПОЛИИ НА РЫНКЕ…………………………..12
1.3. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ В УСЛОВИЯХ ОЛИГОПОЛИИ………………….16
1.4. МЕСТО ОЛИГОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………………………20
2. АНАЛИЗ ОЛИГОПОЛИИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
2.1. СОСТОЯНИЕ И СПЕЦИФИКА РЫНКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН…………………………………………………………………….24
2.2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОЛИГОПОЛИИ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН…………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….45
Выдержка из текста работы
Оценка конкурентоспособности региона представляет собой важную исходную базу для региональных властей, которые призваны обеспечивать поддержку и наращивание конкурентных преимуществ своей территории. Усиление конкуренции между территориями приобретает все большую значимость, становясь ведущим принципом, определяющим будущую территориальную систему в России, Европе и мире.
Татарстан сегодня — один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов Российской Федерации. Промышленный, научный, сырьевой потенциал республики обеспечивает дальнейший экономический рост существующих и зарождающихся кластеров в нефтегазохимической области, автомобилестроении, энергетике, информационной и мультимедийной области, авиастроении, образовании, лесопромышленной и агрономической отраслях и многих других развивающихся областях экономики республики, повышая конкурентоспособность производства, качества и уровня жизни населения.
Мировой финансово-экономический кризис выявил уязвимость ряда традиционных отраслей экономики региона и в то же время показал эффективность инноваций, которые требуют широкого взаимодействия и кооперации науки и производства, различных регионов и государственно-властных структур. При взаимодействии традиционного и инновационного процесса развития экономики региона можно создать основу национальной конкурентоспособности.
Республика Татарстан располагает мощным интеллектуальным потенциалом. В республике действуют Академия наук, свыше 35 высших учебных заведений, технопарки и инновационно-технологические центры, крупные отраслевые НИИ и КБ и другие объекты инновационной инфраструктуры.
Рассматривая конкурентоспособность региона как место субъекта в национальной экономике относительно других, определяемое наличием на его территории конкурентоспособных отраслей, предлагается определять региональную конкурентоспособность как положение региона, обусловленное существованием и развитием на его территории различных видов традиционно-инновационных кластеров. Этим объясняется актуальность темы исследования.
К числу приоритетных отраслей развития экономики Татарстана относятся химия и нефтехимия, машиностроение, информатизация, электроэнергетика, авиастроение, связь и другие высокотехнологичные отрасли.
Республика Татарстан динамично развивается особенно в последние 10 лет, о чем свидетельствуют темпы роста по основным макроэкономическим параметрам. Экономический рост республики во многом определяется состоянием промышленности, на развитие которой используется почти третья часть инвестиций, вкладываемых в экономику. В общем объеме промышленного производства в целом за 2008 г. по Российской Федерации Республика Татарстан составляет 3,4% (7 место среди регионов России) и 5,5% по инновационной продукции (5 место среди регионов России).
Цель курсовой работы — изучить конкурентоспособность региона на примере Республики Татарстан.
Для раскрытия цели поставлены следующие задачи:
— изучить теоретическую составляющую конкурентоспособности региона;
— проанализировать конкурентоспособность Республики Татарстан;
— сделать выводы по оценке конкурентоспособности Республики.
Актуальность темы определила структуру работы, которая состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1. Теоретическая оставляющая конкурентоспособности региона
1.1. Понятийный аппарат конкурентоспособности
Анализ многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его места среди других экономических категорий:
— конкурентоспособность какой-либо единицы системы — это мера ее привлекательности для потребителя;
— привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;
— состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя………
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Президентом Татарстана Рустам Минниханов, было определено, что главными задачами на 2011 год являются обеспечение конкурентоспособности республики, создание высокотехнологичной экономики.
Презентация стратегических направлений развития Республики Татарстан состоялась 27 сентября в Сингапуре в рамках V Российско-Сингапурского Делового Форума (Russia Singapore Business Forum).
Сегодня Татарстан — мощный, динамично развивающийся субъект Российской Федерации, регион со стабильной экономикой и общественно-политической обстановкой.
Одной из важных для республики отраслей является нефтедобыча. В Татарстане работают более 30 нефтедобывающих компаний. Крупнейшим нефтедобывающим предприятием является ОАО «Татнефть» — на ее долю приходится до 80% от общего объема добываемой в республике нефти. Кроме того, действуют порядка 30 малых нефтяных компаний (МНК), на их долю приходится до 20% нефтедобычи. Ежегодно в Татарстане добывается до 233 млн. баррелей нефти. Подтвержденные запасы нефти составляют более 7 млрд. баррелей, еще порядка 50 млрд. баррелей составляют запасы битумных нефтей.
Татарстан сегодня является крупнейшим в России производителем пластмасс, полиэтилена, синтетических каучуков, автомобильных шин. Активно развивается в республике машиностроение (ОАО «КАМАЗ», компания «Соллерс»), авиа- и вертолетостроение. Республика также располагает самодостаточной энергетической системой.
Можно выделить следующие четыре направления, по которым сегодня, идет развитие Татарстана в области повышения конкурентоспособности:
— проект «Электронный Татарстан» (E-Tatarstan).
— это создание инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, а также для инноваций (технопарки, бизнес-инкубаторы).
— модернизация отрасли образования Татарстана.
— дальнейшее развитие уже зарекомендовавшей себя у иностранных партнеров особой экономической зоны «Алабуга» (Татарстан).
Список использованной литературы
1. Концепция социально-экономического развития Республики Татарстан до 2015 года.
2. Проект Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2015 года. — Казань: 2010.
3. Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно — терминолог. словарь / Э.Б. Алаев. — М.: Мысль, 2009. — 350 с.
4. Горбач, А.В., Ковалев, М.М. Как определяются международные рейтинги государств / А.В. Горбач, М.М. Ковалев // Вестн. ассоц. бел. банков. — 2010. — № 33 (8 сент). — С. 60.
5. Доктрина развития Поволжского региона России/Под ред. П. Щедровицкого. — Самара: Изд. Дом «Corvus», 2009.
6. Калюжнова Н.Я. Человеческий капитал и конкуренция/ИГУ, ред. Н.Я. Калюжнова. — Иркутск: изд-во ИГУ. 2009 — С.170.
7. Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат прямых инвестиций / Михальски Т.; Т. Михальски, К. Росие // Проблемы теории и практики упражнений. — 2010, №2 — С.58-63.
8. Котлер Ф. и др. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. — СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт — Петербурге, 2010.
9. Портер, Майкл Е. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2010.
10. Портер, Майкл Е. Конкуренция. Пер с англ. — Москва: Изд. Дом «Вильямс», 2009.
11. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2009.-666 с.
12. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. — М.: Юрист, 2009., с. 30.
13. Статистика: показатели и методы анализа: Справ. пособие / Н.Н. Бондаренко, Н.С. Бузыгина, Л.И. Василевская и др. / Под ред.М. М. Новикова. — Мн.: Современная школа, 2008. — 628 с.
14. Фатхутдинов, Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России / Р. Фатхутдинов // Общество и экономика. — 2009. — № 1. — С.31-43.
15. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб./ Росстат. — М., 2010. — 806 с.
16. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата за 2008-2010гг. expert.ru
Приложение 1
Рис.1 Ранжирование стратегических приоритетов развития конкурентоспособности региона