Содержание
Введение..
Глава I. Понятие и виды государственной службы
1.1. Понятие государственной службы
1.2. Виды государственной службы..
Глава II. Ограничения, связанные с государственной службой….
2.1. Принципы государственной службы
2.2. Основные ограничения, связанные с государственной службой
Заключение..
Список использованной литературы……
Выдержка из текста работы
Пожалуй, одним из важнейших элементов является сам государсвтенный гражданский служащий, его права и обязанности. Надлежащее исполнение им требований закона не только положительно сказывается на деятельности конкретного органа власти, но и на обществе в целом. Так, важным, с точки зрения осуществления государственной гражданской службы, является соблюдение не только прав и обязанностей государственного гражданского служащего, но ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
Запреты и ограничения, представляют собой своеобразные меры противодействия коррупции и злоупотреблениям государственными служащими своими полномочиями.
В этой связи важным является определение сущности, как запретов, так и ограничений, понимание их структуры и последствий их несоблюдения. В этом и заключается актуальность рассматриваемого вопроса.
Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания: диалектический, сравнительного правоведения, формально-юридический и др.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов: А.В. Гусева, Т.Г. Полыниной, Х.А. Валеева, А.Ф. Ноздрачева, Ю.М. Кулаковой и др.
Нормативную и практическую базу исследования составляет действующее законодательство РФ в области регулирования государственной гражданской службы.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере осуществления государственной гражданской службы.
Предмет настоящей курсовой работы следует определить как — запреты и ограничения в системе государственной гражданской службы.
Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение системы запретов и ограничений при прохождении государственной гражданской службы.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
определить понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции;
рассмотреть принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации;
определить понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;
проанализировать систему ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;
рассмотреть понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы
исследовать систему запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.
Цели и задачи настоящей курсовой работы определили ее структура, которая включает в себя введение, три главы, деленные на два параграфа, заключение и список используемых источников.
глава 1.Общие положения о государственной гражданской службе в РФ
.1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции
Федеральный закон «О системе государственной службы» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ определяет государственную гражданскую службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации направленную на обеспечение исполнения полномочий Российской федерации, ее субъектов и т.п.
Основные положения о государственной гражданской службе, в том числе и легальное ее определение, закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27.07.2004 года.
Так согласно п.1 ст. 3 вышеуказанного Закона под государственной гражданской службой понимается один из видов государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Анализ указанных определений показывает, что они имеют схожие формулировки и понимают государственную гражданскую службу в едином ключе.
В правовой науке также имеются несколько точек зрения на определение государственной гражданской службы.
Так, А.В. Гусев, полагает, что под государственной гражданской службой в соответствии с административно-правовым подходом следует понимать как публично-правовой институт, а в соответствии с «трудоправовым подходом» — разновидность служебной трудовой деятельности особой категории наемных работников. Автор придерживается мнения, что при определении понятия государственной гражданской службы следует исходить из комплексного, межотраслевого понимания государственной гражданской службы.
Представляется, что следует согласиться с таким мнением, тем более, что оно не входит в противоречие в вышеуказанными легальными определениями государственной гражданской службы.
Т.Г. Полынина полагает, что следует определять государственную гражданскую службу как часть государственной деятельности, имеющей профессиональный характер и направленной на обеспечение реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов, которые носят государственно-властный характер; и осуществляемой лицами, замещающими должности государственной службы, учреждаемые в государственных органах Федерации и ее субъектов.
Правовая природа и сущность государственной гражданской службы определяется сущностью государства, поскольку указанный вид государственной службы отражает функции, задачи, основные черты государства и призван обеспечивать их осуществление на практике.
Х.А. Валеев полагает, что сущность государственной гражданской службы связана с осуществлением целей и функций государства на практике, с государственным управлением и определяется характером государственной власти. Осуществляется она государственными гражданскими служащими на должностях государственной гражданской службы в государственных органах различных ветвей власти.
Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, к которым в частности относят:
правоприменительную функцию, выражающуюся в реальном применении Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;
правотворческую, выражающуюся в разработке и принятии нормативных актов
правозащитную, выражающуюся в обеспечении прав и свобод граждан;
регулирующую, выражающуюся в разработке и реализации государственной политики во всех областях жизни общества.
организационную.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.
Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий.
.2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации
Принцип является основным и исходном положением, распространяющимся, прямо или опосредованно, на все соответствующие реалии.
Применительно к государственной гражданской службе принципы, установленные в законе, являются основополагающими для иных актов, которые относятся к предмету регулирования гражданской службы.
В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной гражданской службе» к таким принципам отнесены:
принцип приоритета т прав и свобод человека и гражданина;
принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
принцип, устанавливающий равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от физических и социальных характеристик;
принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих;
принцип стабильности гражданской службы;
принцип доступности информации о гражданской службе;
принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;
принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, имеет в своей основе ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает «высшую ценность» и обязанность государства по соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина.
Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ является следствием первого и устанавливает требования к общим правилам деятельности государственных служащих.
Частью 4 ст. 32 Конституции РФ установлено право граждан РФ на равный доступ к гражданской службе. Третий принцип государственной гражданской службы является следствием указанного конституционного положения.
Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих возлагает на гражданских служащих и претендентов на замещение должности государственной гражданской службы обязанность иметь профессиональное образование, которое соответствует его должностным полномочиям и стремится к повышению профессионализма и компетентности.
Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности, что, естественно, включает в себя и стремление к безупречному выполнению должностных обязанностей, требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом.
Стабильность гражданской службы гарантирует стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого конкретного гражданского служащего.
Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций.
Принципом гражданской службы определена защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что означает: гражданский служащий выполняет исключительно правомерные поручения своих руководителей (непосредственных и вышестоящих).
Таким образом, следует придти к выводу, что принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.
глава 2. Ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации
.1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы
Ограничение в государственной гражданской службе представляют собой определенные условия, при наличии которых претендент на замещение должности государственной гражданской службы не может быть назначен на должность государственной гражданской службы.
Представляется, что ограничения, следует рассматривать как меру, которая позволяет создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений. Такую позицию поддерживает Н.В. Вассерман, которая полагает, что ограничения представляют собой антикоррупционную меру в сфере государственной гражданской службы.
Следует обратить внимание, что законодателем не введено легальное определение ограничений на государственной гражданской службы, а лишь установлен их исчерпывающий перечень.
Анализ научных трудов авторов по указанной теме, позволяет придти к вводу, что иногда в научных кругах встречает употребление термина «правоограничения», под которыми понимаются, обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами правила, условия, которые ставят государственного служащего в определенные юридические рамки.
Следует согласиться с мнением Ю.М. Кулаковой, которая полагает, что правовые ограничения имеют своей целью воздействовать на государственных гражданских служащих в целях согласования интересов, стимулирования их социально полезного поведения, сдерживания негативных проявлений.
При этом объясняя исчерпывающий перечень ограничений, автор указывает, что их неполное, нечеткое установление или ликвидация может стать оправдание противоправного поведения государственных гражданских служащих.
Ограничения, как правовое явление выполняет ряд функции. Так, Ю.М. Кулакова выделяет следующие функции ограничений:
охраны и защиты интересов государства и общества;
контролирующую, выражающуюся в удержании государственных гражданских служащих от совершения действий, нарушающих государственные интересы;
коммуникативную, выражающуюся в сообщениях для государственного гражданского служащего о возможностях выбора вариантов поведения в рамках права;
воспитательную, т.е. формирование правосознания государственного гражданского служащего;
мотивационную.
Анализ указанных функций позволяет придти к выводу, что ограничения играют важную роль в системе государственной гражданской службы
Таким образом, следует придти к выводу, что под ограничениями при прохождении государственной гражданской службе понимается исчерпывающий перечень условий, наличие которых делает невозможным прохождение государственной гражданской службы. При этом ограничения следует считать мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.
.2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы
Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ.
Так указанный Закон устанавливает невозможность принятия гражданина на гражданскую службу и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае:
— признания <#»justify»>глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации
.1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы
Как уже отмечало выше в правовой науке и практике отсутствует четкое определение ограничений и запретов.
Однако, исходя из сути законодательно установленных запретов, можно придти к выводу, что запреты в отличии от ограничений, подразумевают, что гражданский служащий в связи с прохождением гражданской службы не вправе осуществлять указанные в Федеральном законе действия. В случае же их совершения к гражданскому служащему применяются соответствующие меры ответственности.
Запреты устанавливают обязанности гражданского служащего по воздержанию от совершения действий.
Основными назначениями установленных запретов является:
обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;
установление препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих;
создание условий для независимости служебной деятельности;
гарантия осуществления государственными служащими гражданских прав.
Следует отметить, что характер запретов является абсолютным и не связан непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. В случае нарушения запретов, указанное нарушение рассматривается как отягчающее ответственность государственного служащего обстоятельство.
Установленные запреты можно рассматривать в двух основных аспектах:
несовместимости должности гражданского служащего с другими видами деятельности;
обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.
При этом следует отметить, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона за несоблюдение аппретов обоих видов предусматривается последствие в виде прекращения государственно-служебных отношений.
Таким образом, запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.
.2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы
В соответствии со ст. 17 Закона «О государственной гражданской службе РФ» гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается:
замещать должность гражданской службы в случае если он:
— избран или назначен на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 <#»justify»>Анализ указанный положений позволяет придти к выводу, что государственный гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа РФ или субъекта, органа местного самоуправления. Указанное положение соответствует ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, в соответствии с которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе или заниматься другой оплачиваемой деятельностью.
В случае избрания государственного гражданского служащего в указанных органы ему надлежит приостановить свою службу на период действия полномочий по избранной должности.
После окончания указанного срока они обладают правом продолжить гражданскую службу или уволиться с нее.
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, либо участвует в управлении хозяйствующим субъектом. При этом законодателем установлено, что государственный гражданский служащий может участвовать в управлении жилищным, жилищно-строительным, гаражным кооперативом, садоводческим, огородническим, дачным потребительским кооперативом, товариществом собственников недвижимости и профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке.
приобретать в случаях, которые установлены федеральным законом, ценные бумаги, по которым возможно получение дохода;
выполнять роль поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, а также государственном органе, находящемся в подчинении органа, в котором он проходит службу;
получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. При этом если подарки получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, они признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передачи гражданским служащим по акту в государственный орган. При этом законодатель сохраняет за гражданским служащим право на выкуп такого подарка.
— в связи с исполнением должностных обязанностей выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет средств юридических и физических лиц, за исключением служебных командировок, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
использовать средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, а также передавать их другим лицам;
— разглашать или использовать сведения <#»justify»>Заключение
В соответствии с поставленными целями и задачами можно придти к следующим выводам:
В соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.
Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий. К таким функциям относят: правоприменительную, правотворческую, правозащитную, регулирующую и организационную функции.
Принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.
Прохождение государственной гражданской службы связано с наличием ограничений и запретов.
Ограничение в государственной гражданской службе представляют собой определенные условия, при наличии которых претендент на замещение должности государственной гражданской службы не может быть назначен на должность государственной гражданской службы.
Ограничения выступаю мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.
Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ и имеют достаточно исчерпывающих характер.
Запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.
Исчерпывающий перечень запретов закреплен в ст. 17 вышеуказанного закона.
Таким образом, в настоящей работе систематизированы ограничения и запреты, связанные с прохождение государственной гражданской службой.
список источников и литературы
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа <#»justify»>Научные труды
5.Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии <#»justify»>Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.