Содержание
ВВЕДЕНИЕ..…………………………………………………………..……..
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА………………………………………………….
1.1. Сущность мирового финансового рынка………….………………..
1.2. Оффшорные финансовые центры как часть мирового финансового рынка…………………………………………………………..
ГЛАВА II. ОФФШОРНЫЕ ЦЕНТРЫ И ИХ СПЕЦИФИКА…….…..……
2.1. Организационно-правовые формы международного оффшорного бизнеса……………………………….………………………………………
2.2. Специализация оффшорных зон и территорий……….……………
ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОФФШОРНЫХ ФИНАНСОВЫХ ЦЕНТРОВ………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………..………….……………
Выдержка из текста работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева — КАИ»
Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал)
Кафедра экономики и менеджмента
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА КАК ЦЕНТР МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Курсовая работа по дисциплине: «Мировая экономика»
Направление 38.03.01 «Экономика»
Зеленодольск 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………….…… 3
1. Общая характеристика хозяйства Западной Европы…………………. 5
2. Западная Европа — один из трех центров мировой экономики………. 10
2.1. Германия………………………………………………………………. 12
2.2. Великобритания………………………………………………………. 14
2.3. Франция…………………………………………………………..……. 15
2.4. Италия…………………………………….……………………………. 17
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список использованных источников………………………………………. 21
Введение
Мировая экономика — это система международных экономических взаимоотношений, осуществляющая связь между национальными хозяйствами. Международная экономическая система включает торговлю, финансовые отношения, распределение капитальных ресурсов и рабочей силы.
Мировая экономика является одной из основ функционирования современного общества. Она является одним из условий позволяющих сплачивать на материальной основе различные нации и народы. Мировая экономика представляет собой систему разнообразных хозяйственных, научно-технических, производственных, валютно-финансовых и кредитно-денежных связей экономик различных стран, основанную на международном разделении труда.
На сегодняшний день значение мировой экономики неуклонно растет. Как потребители, так и производители всех стран все четче начинают ощущать собственную причастность к масштабному мировому хозяйству, подтверждением чему служат статистические данные за последние несколько лет. Темпы прироста за каждый год существенно опережают рост производств. В наше время каждый шестой товар попадает в потребительские руки посредством мировой торговли.
На протяжении сравнительно долгого времени, до середины XIX столетия, Европа прочно занимала лидирующие позиции в мире, затем на передний план выдвинулись США. Западная Европа особенно сильно отставала от США сразу же после Второй мировой войны в результате военных действий и огромных разрушений на ее территории. Однако постепенно она стала наращивать свою экономическую мощь.
Главную движущую силу возрождения и развития Западной Европы составили рынок, частное предпринимательство, конкуренция, интеграционные процессы при разумном государственном регулировании. Только на этой основе и могла быть создана эффективная современная экономика, достигнуты благополучие и процветание широких масс людей.
Вторая движущая сила послевоенного укрепления Западной Европы — развитие демократизации и правового государства, обеспечившее реальную свободу и суверенитет личности, защиту человеческих ценностей, попранных войной и фашистской диктатурой до войны. Оба фактора тесно взаимосвязаны.
Европа в настоящее время является одним из наиболее мощных в экономическом отношении регионов мира. Достаточно сказать, что в десятку стран – лидеров по объему ВВП входит 5 европейских стран; в двадцатку – 11.
Западная Европа — динамичный регион мирового хозяйства, характеризующийся спецификой международных экономических отношений. Она объединяет 24 страны.
Общая площадь Западной Европы 3,9 млн кв. км. Численность населения превышает 375 млн человек.
Все страны Западной Европы принадлежат к группе индустриальных развитых стран с преимущественно однотипной экономикой. По уровнем экономического развития, характеру структуры экономики и ее масштабами западноевропейские страны делятся на несколько групп.
Западная Европа как целостный регион занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма. Лицо Европы в международном разделении труда (МТР) определяется развитием промышленности (машиностроение, химическая и электротехническая промышленность). Западная Европа отличается высоким уровнем развития интеграционных процессов.
1. Общая характеристика хозяйства Западной Европы
Территориальная структура хозяйства Западной Европы отличается исключительной сложностью. Ее определяет так называемая «центральная ось развития», протягивающаяся с севера на юг примерно на 1600 км, образует главное ядро ее территориальной структуры расселения и хозяйства. Плотность населения на территории «оси» достигает 300 человек на 1 км2, что в шесть раз больше, чем вне ее. В пределах «центральной оси развития» оказывается
территория Великобритании, Бельгии, Люксембурга, ФРГ, Франции, Швейцарии и Италии. Здесь же находятся оба западноевропейских мегалополиса – Английский и Рейнско-Рурский, многие другие крупные городские агломерации. Здесь сконцентрированы 2/3 всего промышленного потенциала Западной Европы, расположены ее основные промышленные центры. Не менее важно и то, что территория «оси» как бы вобрала в себя главные высокоразвитые районы Западной Европы, которым принадлежит ведущая роль в сфере финансовой и информационной деятельности. Наиболее яркими примерами такого рода могут служить «мировые города» Лондон и Париж. Достаточно сказать, что в каждом из них – около 30 штаб-квартир крупнейших корпораций.
Основа хозяйства Зарубежной Европы — промышленность. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение, на которое приходится 1/3 всей промышленной продукции и 2/3 ее экспорта. Зарубежная Европа — родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.
Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру. Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.), производство энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).
Химическая промышленность вторая по величине авангардная отрасль в регионе. Многие страны имеют четкую специализацию ФРГ — красители и пластмассы, Франция — синтетический каучук, Бельгия — химические удобрения и соду, Швеция и Норвегия — лесохимия, Швейцария — фармацевтика.
В период до Второй мировой войны отрасль ориентировалась на бурый и каменный уголь, поваренные и калийные соли, а также пириты, то все ее производства находились в районах их разработок. С переориентацией данной сферы на использование нефти и ее полупродуктов, как главного источника органических химикатов, промышленность сместилась к источникам нефти.
Так, в западной части региона появились крупные центры нефтехимии, возведенные в эстуариях Рейна и Темзы, Эльбы и Сены, а также Роны. В этих регионах данная отрасль великолепно сочетается с нефтепереработкой. Переориентация отрасли затронула и восточные регионы Западной Европы. Здесь на магистралях газо- и нефтепроводов были созданы нефтехимические комбинаты и НПЗ. Основные предприятия подобного типа находятся в Польше, Словакии, Венгрии и Чехии. Они возведены вдоль трассы газопроводов и международного нефтепровода, ранее перекачивавших сырье из Советского Союза, а сегодня — из России.
В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран Запад
ной Европы ведущее место заняли нефть и газ, добываемые как в самом регионе (Северное море, месторождение Слохтерен, газ Нидерландов), так и импортируемые из других стран. Добыча и потребление угля в Великобритании и ФРГ, Франции, Нидерландах резко сократились.
На угольные бассейны ориентируются и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Всё большее влияние на структуру и географию электроэнергетики оказывает сооружение АЭС, особенно во Франции, ФРГ, Бельгии, Великобритании. Их в регионе уже больше 70.
Металлургия Западной Европы сформировалась ещё до начала эпохи научно-технической революции. Чёрная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и сырьём – ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге.
На сегодняшний день самый современный и большой металлургический комбинат, находящийся неподалеку от морского порта, построен в итальянском Таранто. Его мощность — более 10 млн. тонн стали в год. Сохраняют своё значение и старые металлургические районы: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции. По объёму выплавки стали Западная Европа занимает первое место в мире. Однако в последнее время в регионе преимущественно строятся мини-заводы. К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии.
Лесная промышленность, ориентирующаяся, прежде всего на источники сырья, получила наибольшее развитие в Швеции и Финляндии, которые давно стали главным “лесным цехом” региона. Эти страны лидируют по заготовкам древесины, лесопилению, экспорту целлюлозы и бумаги.
Лёгкая промышленность утратила своё былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся на заре промышленной революции (Ланкшир и Йокшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии) существуют и в наши дни. Но в последнее время лёгкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы рабочей силы. Так Португалия превратилась едва ли не в главную швейную фабрику региона. А Италия по производству обуви уступает только США. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т.д. Так Бельгия славится производством охотничьих ружей “браунинг”, обработкой алмазов (Антверпен – мировой центр торговли бриллиантами). А в Лихтенштейне находится крупнейшее в мире предприятие по производству искусственных зубов, продукция которого поставляется более чем в 100 стран. В Западной Европе преобладают старопромышленные районы – столичные, других крупных городских агломераций, горнозаводские. Некоторые из них относятся к рангу крупнейших, например, Эссен и Дюссельдорф в Руре ФРГ.
По основным видам сельскохозяйственной продукции большинство стран полностью обеспечивает свои потребности и заинтересовано в её сбыте на внешних рынках. После Второй мировой войны в их аграрном строе произошли значительные изменения, связанные с переходом от универсального мелкого крестьянского хозяйства к крупному специализированному высокотоварному хозяйству, включённому в систему агробизнеса. Основным типом сельскохозяйственного предприятия стала крупная высокомеханизированная ферма. Но в Южной Европе ещё преобладают помещичье землевладение и мелкое землепользование крестьян-арендаторов. Главные отрасли сельского хозяйства Западной Европы – растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. Но в большинстве стран преимущественное развитие получило животноводство. В Западной Европе собирают самые высокие в мире урожаи пшеницы ( до 60-70 ц/га в Дании, ФРГ, Великобритании, Франции и д.р. ).
Рыболовство давно стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии.
По обеспеченности транспортной сетью Западная Европа занимает первое место. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Международное значение имеет автотрасса Лондон – Франкфурт – Вена – Белград — Стамбул.
Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается.
Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной её каркас образуют магистрали широтного и международного направления, имеющие международное значение.
Речные пути также имеют меридиональное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн. тонн грузов в год. После предстоящего ввода в эксплуатацию водного пути Рейн – Майн – Дунай, который соединит обе важнейшие водные артерии Западной Европы, он должен значительно возрасти.
Издавна в жизни народов Западной Европы огромную роль играл морской транспорт, его роль велика и сегодня. Во Франции, Нидерландах, Ирландии на его долю приходится 4/5, а в Великобритании – около 9/10 всего грузооборота. В регионе расположен крупнейший порт мира, уникальный узел транспортных операций – Роттердам (Нидерланды), а также Марсель и Гавр (Франция), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ) и др.
В структуре перевозок растёт значение трубопроводного и воздушного транспорта. Крупнейшие центры авиаперевозок – Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.
Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию, как во Франции, либо многоцентровую, как, например, в ФРГ.
2. Западная Европа — один из трех центров мировой экономики
В системе мировой экономики Западная Европа — один из трех «центров силы», которая наряду с США, Японией объединяет около двух десятков государств с развитой рыночной экономикой (в т.ч страны Европейского союза). На долю стран Западной Европы приходится почти треть мирового промышленного производства и научно-технического потенциала, более четверти совокупного мирового национального дохода и одна пятая часть патентного фонда.
Западная Европа почти не уступает ведущим державам по технико-экономическому уровню развития традиционных базовых отраслей (машиностроение и металлообработка, химическая промышленность), однако пока еще отстает в новейших направлениях НИОКР — микроэлектроника, робототехника, биотехнология и т.д.
Отраслями европейской экономики обеспечивающей ее глобальную конкурентоспособность являются:
1. Традиционные: в автомобилестроение (Германия, Франция), авиационная промышленность (Великобритания, Германия, Франция), текстильная промышленность (Италия, Франция).
2. Новые: программное обеспечение (Германия, Бельгия, Нидерланды), цифровое телевидение (Франция, Германия), мобильная связь (Швеция, Финляндия, Великобритания).
При этом основная экономическая мощь всего региона приходится на четыре крупные высокоразвитые государства — Германию, Францию, Великобританию, Италию, где сосредоточено более 50 % населения и около 70% совокупного ВВП региона. Они определяют место региона в современном мировом разделении труда, общие тенденции социально-экономического развития и роста.
Особое место занимают малые страны Западной Европы по объемам ВВП, характеру специализации и другим параметрам. Наиболее развитые — это Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания. На их долю приходится 20 % ВВП региона. Вторая группа — это Австрия, Дания, Греция и Финляндия, на долю которых приходится более 8 % ВВП. Третья группа — Португалия, Ирландия, Люксембург — имеет узкоспециализированную структуру хозяйства и занимает 2 % ВВП.
В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире, государство выполняет наибольшее количество социальных функций и делает это наиболее интенсивно. Западноевропейский капитализм в наибольшей мере подходит под рубрику «социальное рыночное хозяйство».
Главная особенность Западной Европы как мирового экономического центра — активное участие в международных экономических связях. Является крупнейшим торговым блоком современного мира, экспорт (стоимость товаров, вывозимых в другие страны) которого в 2,5 раза превышает американский. В большинстве отраслей половина производимой продукции вывозится за рубеж. Это не случайно: небольшие размеры внутренних рынков и ограниченный спрос заставляют западноевропейские страны расширять рынки сбыта за счет внешней торговли.
Однако не вся продукция, поставляемая на внешние рынки, отличается наивысшей конкурентоспособностью. В наиболее прогрессивных областях промышленного производства западноевропейские компании уступают конкурентам из США и Японии. Наибольшее отставание — в роботостроении, создании гибких автоматизированных систем, разработке новых материалов и биотехнологий. Исключение — химические и фармацевтические производства, которые занимают передовые рубежи.
В настоящее время в странах Западной Европы происходит структурная перестройка национальных экономик. Направлена на развитие сферы услуг, в которую вливается основная часть современных инвестиций. Развитие услуг связывается прежде всего с расширением обслуживания международных связей. Этому способствует выгодное географическое положение региона. Так, расположение Швейцарии в центре Европы помогает развитию финансовых услуг, укреплению банковской системы; удобное побережье Нидерландов позволяет развивать транспортные и морские услуги.
Структурная перестройка усилила роль западноевропейских компаний в мировой экономике. Структурная перестройка способствует созданию единого экономического союза многочисленных стран региона. Объединенная Западная Европа выступает силой, способной участвовать в конкурентной борьбе сильнейших за мировое господство.
Одним из шагов по созданию единой «технологической» Европы является программа «Эврика». Она осуществляется компаниями и научными лабораториями из 19 западноевропейских стран. Цель — сократить отставание в области науки и техники.
В рамках программы разрабатываются новейшие технологии в микроэлектронике, информатике, в создании средств автоматизации и лазерной техники, производстве новых материалов.
Для Западной Европы первостепенную роль в системе ее внешнеэкономических связей сегодня играют отношения с двумя другими «центрами силы» и, прежде всего с США.
Страны Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую семерку, и на относительно небольшие государства Западной Европы. К ведущим странам Западной Европы относятся: Германия, Франция, Великобритания, Италия.
Рассмотрим основные черты экономики ведущих государств западноевропейского региона.
2.1. Германия
В данный момент Федеративная Республика Германия занимает третье место в мире по объему ВВП (после США и Японии) – $2797 млрд. По объему экспорта ФРГ – вторая после Соединенных Штатов.
В сфере услуг создается 70,3% ВВП страны, в промышленности – 28,6% и в аграрной сфере – 1,1%.
Германия имеет выгодное географическое положение в центре Европы, а также выход к Северному и Балтийскому морям.
Достаточно мягкий климат способствует эффективному развитию сельского хозяйства, треть территории Германии покрыта лесом. Основные минерально-сырьевые ресурсы немецкого государства: каменный уголь (запасы составляют около 70 млрд т), бурый уголь (44 млрд т), калийная соль. Германия импортирует в значительных масштабах нефть, газ и железную руду.
Крупнейшие металлургические заводы Германии сконцентрированы в Рурском промышленном районе, куда сырье доставляется по Рейну – важнейшей в экономическом и геополитическом плане реке Европы.
В машиностроительной сфере выделяется автомобилестроение. Всего Германия выпускает в год около 5 млн автомобилей и занимает по этому показателю третье место в мире (после США и Японии).
Главная сфера сельского хозяйства Германии – животноводство – здесь производится почти 80% всей продукции аграрного сектора.
В транспортной сфере немецкого государства лидирует автомобильный транспорт, обеспечивающий более половины внутренних перевозок. Важнейшую роль во внешних экономических взаимосвязях Германии играет и морской транспорт.
Экономика Германии всегда была крупнейшей экономикой Европейской зоны. Главными характеристиками экономики являются прекрасно развитая инфраструктура и высококвалифицированная рабочая сила. Экономика страны организована на основе принципа социально-рыночного хозяйства, при котором социальный баланс сочетается с рыночной свободой. В центре находится предпринимательская деятельность государства, которое обеспечивает равномерное распределение социальных благ. Экономика Германии сегодня занимает лидирующее место среди европейских экономик.
2.2. Великобритания
В настоящее время Соединенное королевство Великобритании спустилось на шестое место, уступив Франции с объемом ВВП 2,575 триллиона долларов, тогда как у королевства — 2,565 триллиона.
Замедление экономического роста Великобритании связано с выходом из Европейского союза: фунт резко ослаб, потребительские расходы снизились, а цены выросли. Согласно прогнозам, экономическая позиция Франции в 2018 году продолжит укрепляться, а в 2019 ее и Великобританию по объему ВВП обгонит Индия.
Ранее Британия занимала стратегическое географическое положение на линиях торговли Европы и Америки, а также в бассейнах Северного и Балтийского морей; значение этого положения ныне несколько снизилось после усиления внутренних экономических позиций континентальных европейских государств.
Достаточно мягкий умеренно-континентальный климат, обилие осадков способствуют наличию в стране тучных нив и эффективному развитию животноводства.
По численности населения – 58,8 млн человек – Великобритания входит во вторую мировую десятку. Население английского государства постепенно увеличивается за счет увеличения продолжительности жизни, низкой детской смертности и притока мигрантов из бывших колоний Британской империи.
Основными минерально-сырьевыми ресурсами Англии являются: уголь (запасы – 45 млрд т), нефть (2,9 млрд т), газ (1,9 трлн м3), железная руда (2,5 млрд т).
В промышленности Великобритании в последние годы резко снизилось значение угля. В результате угольнодобывающая отрасль переживает кризис: закрываются шахты, страну постоянно сотрясают забастовки шахтеров…
Заключение
Западная Европа – колыбель промышленной революции и родина капитализма – продолжает оставаться крупнейшим средоточием экономической мощи, важнейшим центром политической, национальной и культурной жизни современного мира.
Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран — монархии, остальные — республики.
Страны Западной Европы отличаются значительным научно-техническим потенциалом.
При проведении сравнительного макроэкономического анализа западноевропейского региона как одного из мировых экономических центров, нельзя забывать и о том, что по уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности и вовлеченности в мирохозяйственные связи, страны Западной Европы существенно отличаются друг от друга. При этом основная экономическая мощь всего региона приходится на четыре крупные высокоразвитые государства — Германию, Францию, Великобританию, Италию. Во многом они определяют место региона в современном мировом разделении труда, общие тенденции социально-экономического развития и роста.
Основная часть внешних экономических связей стран Западной Европы ведётся обоюдно, а также с США и Канадой. Расширяется торговля со странами Восточной Европы, Россией, развивающимися странами.
Список использованных источников
1. А.С. Булатов. «Мировая экономика и международные экономические отношения». – Москва. 2017, 916 с.
2. В.К. Ломакин «Мировая экономика», Юнити-Дана, 2007, 672 с.
3. Погорлецкий А.И. «Экономика зарубежных стран». СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.- 492 с.
4. Гужва Е. Г. «Мировая экономика: учебное пособие» /Е. Г. Гужва, М. И. Лесная, А. В. Кондратьев, А. Н. Егоров; СПб., 2009. – 116 с.