Выдержка из текста работы
Международный туризм как одна из форм международной торговли услугами приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. Для него характерны быстрый рост числа туристов и резкое увеличение денежных поступлений.
Выездной туризм одна из наиболее динмично развивающихся сфер бизнеса. С каждым годом туристский рынок становится всё более эффективным, формы сотрудничества туроператоров и постащиков туристских услуг всё более разнообразными, специфика обслуживания более сложной. Вместе с тем, совершенствуются технологии, растёт общий уровень профессинализма работников туризма. Сложность и постоянно изменяющаяся специфика выездного туризма делают необходимым изучение основ и постоянное пополнение знаний об этой отрасли.
На сегодняшний день в большинстве стран мира туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики, играет важную роль в стимулировании социально-культурного, политического и физического развития, способствует повышению экономического благосостояния граждан своей страны, подчиняя этой цели выделение ресурсов на привлечение различных сегментов туристического рынка. Передвижение туристов как в международном, так и в национальном масштабах вносит значительный вклад в решение вопросов занятости, приносит доход национальным и региональным структурам, предприятиям и т.д. Развитая туристическая индустрия способствует увеличению поступлений валюты в страну, а также поступлению доходов через налоги.
К сожалению, в нашей стране туристический бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как за рубежом, изучение экономических и управленческих основ его еще не превратилось в хорошо разработанную отрасль экономической науки, а менеджменту и маркетингу туристских услуг только в последние годы начали обучать на университетском уровне. В этих условиях тем более актуальным представляется освоение зарубежного опыта, а также исследование отечественной практики использования мировых тенденций развития индустрии туризма.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать особенности развития и организации международной туристской деятельности в Республике Беларуси и разработать пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть понятие туризма;
— рассмотреть понятие выездного туризма, турпродукта и типы существующих выездных туров;
— рассмотреть и изучить приоритетные направления международного сотрудничества РБ в сфере выездного туризма;
— определить специфику выездного туризма в современных условиях белорусского общества.
— выявить основные элементы и особенности формирования выездных туров;
Объектом исследования данной курсовой работы является — выездной туризм, особенности формирования выездных туров.
Предметом исследования является — развитие выездного туризма в Республики Беларусь.
Курсовая работа состоит из введения, трёх основных частей, в которых раскрывается сама суть данной работы и заключения. Также при подготовке данной работы была использована периодическая литература, самые последние новости туристической индустрии, научная литература.
В соответствии с поставленной задачей в первой части рассматривается специфика выездного туризма в современных условиях белорусского общества.
Во второй части исследуются основные элементы и особенности формирования выездных туров (аутотонинг).
В третьей части рассматриваются приоритетные направления развития международного сотрудничества Беларуси в сфере выездного туризма.
1. Специфика выездного туризма в современных условиях белорусского общества
Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.
Туризм является важной составляющей экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной; местности или государству доход.
В зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения туризм можно разделить на внутренний и международный.
Внутренний туризм — временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой, отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни.
Международный туризм — систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории страны (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм).
Во многих странах туристическая деятельность находится под пристальным вниманием государства как одна из самых эффективных и самых перспективных отраслей народного хозяйства, которая по экономическим показателям опередила даже автомобильную промышленность и заняла второе место после компьютерной.
Исследования Всемирной туристической организации дают возможность утверждать, что тенденции роста туристической индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 до 2020 года прогнозируется увеличение туристских прибытий на 200%. Самыми посещаемыми странами мира до 2020 года станут, по прогнозам специалистов, Китай, США, Франция, Испания.
В Беларуси туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристические ресурсы используются не полностью, однако динамика туристического рынка Беларуси свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов вообще.
Развитие туристической отрасли как высокоприбыльного сектора экономики является важным фактором социального развития и культурного подъема Беларуси. Можно отметить, что формированиебелорусского туристского рынка началось с 1990 г. одновременно шло три процесса:
» распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);
» создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
» модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос убелорусского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в РБ сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению наших туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер белорусского туризма был обусловлен следующими причинами:
» новизна иностранного продукта для нашего потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
» упрощение порядка выезда;
» расширение внешних деловых контактов;
» увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
» доступность цен на выездные туры;
» большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
В последние годы выездной туризм стал активно развиваться. В общей сложности в 2010 году численность туристов, организованно выезжавших из Беларуси за рубеж, составила 414,7 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 31,1%.
В страны СНГ организованно выехало 158,2 тыс. человек, в другие страны мира — 256,6 тыс. человек, что больше уровня прошлого года на 33,4 % и 29,7% соответственно.
Наиболее посещаемые белорусскими туристами оставались: Россия, Украина, Болгария, Египет, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика. На долю этих стран приходилось 90% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов (в 2009 году — 88,7%).
Средняя продолжительность пребывания туристов за рубежом в 2010 году, также как и в 2009 году, составила 9 дней.
На конец 2010 года в Беларуси осуществляло туристическую деятельность 783 организации.
На период мирового финансового кризиса становится очевидным, что выездной туристический поток из Беларуси сейчас падает. В то время как в 2008 году белорусы с целью туризма выезжали за границу довольно активно, то после кризиса наблюдается значительный спад покупаемых зарубежных туров. Анализ показывает, что мировой экономический кризис все-таки дает о себе знать. Общий выезд со служебными целями сократился на 9%, а это значит, что белорусы стали меньше ездить по делам и в командировки за рубеж. На 11% сократились служебные поездки в Швецию, Швейцарию, Францию, на 13% — в Германию, Испанию, Турцию, на 15% — в Финляндию и Египет. Список возглавляют Великобритания и Япония — количество деловых поездок в эти страны снизилось на четверть по сравнению с 2007 годом.
В 21 веке в мире стали развиваться различные виды туризма. Одним из видов является культурный туризм. Культурный (традиционный) туризм сформировывался еще в Античные времена, но сегодня он переживает новый этап развития, возродившись благодаря смене интересов и характера потребностей преобладающего большинства туристов.
В настоящее время традиционный туризм уже составляет около 37% международного туризма и генерирует около 35 млн. ежегодных международных туристских поездок в Европе.
Различные области деятельности способны вызвать сильный мотив к путешествию и интерес к туристскому направлению. Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные и социальные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как традиции, искусство, наука, религия, история и др.
По итогам опроса проведенного Всебелорусским центром изучения общественного мнения можно сделать вывод, что белорусы интересуются жизнью в других странах, причем нравы и традиции народов вызывают больше интереса, чем политические события.
По данным опроса можно сказать, что жизнь людей в других странах интересует гораздо большее число белорусов(77%), чем международная политика (53%). Причём доля тех, кто активно интересуется жизнью в других государствах, вдвое больше доли проявляющих подобных интерес к международной политике (30% и 16%).
Больше всего белорусов интересуют нравы и традиции других стран (на это указывают 47% опрошенных), экономика и социальная жизнь (34%), зоны отдыха и туризма (30%), природа (29%). Реже проявляют интерес к истории (21%), искусству (18%), политической жизни (15%), товарам (13%) и литературе (6%).
выездной туризм тур
2. Основные элементы и особенности формирования выездных туров(аутотонинг)
Международный выездной туризм (аутгоинг) — одна из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса. С каждым годом туристский рынок становится всё более эффективным, формы сотрудничества туроператоров и постащиков туристских услуг всё более разнообразными, специфика обслуживания более сложной. Вместе с тем, совершенствуются технологии, растёт общий уровень профессионализма работников туризма. Сложность и постоянно изменяющаяся специфика выездного туризма делают необходимым изучение основ и постоянное пополнение знаний об этой отрасли.
Аутгоинговый туроператор специализируется на разработке, продвижении и реализации выездных международных туров, то есть путешествий граждан своей страны за ее пределы. Это наиболее сложный и требующий приложения наибольших усилий и капиталовложений вид туроперейтинга. Сложность аутгоинга состоит, прежде всего, в необходимости досконального изучения продаваемого направления. Оператор должен владеть исчерпывающей информацией не только о продаваемых им отелях, экскурсионных программах, организуемых трансферах, порядке оформления въезда в страну, но и знать политику местных властей, действующие в стране пребывания законы, обычаи, нормы поведения, меры безопасности туриста и его имущества, особенности местной кухни, работы досуговых и зрелищных заведений. Максимальное знание маршрута, необходимое для предоставления наиболее полной информации как агентам, так самим туристам, достигается чаще всего только в результате командировочных поездок работников туроператора в курортные туристические центры, тщательного изучения вторичных источников информации и имеющегося либо у самого туроператора, либо у конкурентов опыта работы с данным направлением.
Второй причиной наивысшей сложности аутгоинга по сравнению с другими видами туроперейтинга является необходимость деловых контактов с зарубежными партнерами (meet-компании, хотельеры, экскурсионные бюро, транспортные организации), требующая от персонала, кроме знания иностранных языков, умения учитывать целый ряд факторов:
часовые пояса — в этом случае наиболее сложной выступает организация аутгоинга между полушариями Земли (Европа и США, Южная Америка и Азия), специфичного неоперативностью подтверждения заявок;
особенности организации работы населения страны-реципиента (длительность перерывов, время начала и окончания рабочего дня, национальные выходные и праздники);
уровень развития средств связи в стране-реципиенте (возможность работы с курортом на Интернет-, факс-уровнях);
психические и социальные особенности работников зарубежных фирм-партнеров (уровень их ответственности, оперативности, профессионализма. географическая удаленность партнеров (дорогостоящие командировки, информационные и фам-туры вынуждают операторов доверять партнерам «на слово»);
Аутгоинг, как наиболее сложный вид туропереитинга подразумевает возможность двух схем организации туров: прямая (презентативная) организация и опосредованная (репрезентативная) организация.
Прямая организация туров подразумевает контактирование аутгонингового туроператора со всеми поставщиками туристических услуг: перевозчиком, средствами размещения, экскурсионными бюро, досуговыми организациями и т.д. Для прямой организации туров необходимо:
· отличное владение работниками туроператора всей информацией об особенностях работы поставщиков туристических услуг;
· личные связи менеджмента туроператора с руководством компаний поставщиков туристических услуг (перевозчиками, хотельерами, аниматорами и т.д.);
· владение иностранными языками, что необходимо для ведения деловых переговоров;
· наличие возможностей легального перевода денежных средств за рубеж (банковские переводы, вывоз наличных средств).
Положительными чертами такой схемы организации работы аутгоинг-оператора являются:
¦ возможности заключения выгодных договоров оператора и хотельеров (подразумевающие значительные скидки за оптовые покупки номеров на туристический сезон), оператора и перевозчиков (фрахт транспортного средства);
¦ непосредственная ответственность туроператора за качество продаваемых им услуг;
¦ отсутствие необходимости переплачивать за посреднические услуги иностранным партнерам.
Также можно выделить и некоторые негативные последствия при организации «прямой» схемы работы на аутгоинге:
¦ необходимость владеть колоссальной информационной базой (относительно всех средств размещения в ассортименте оператора, анимационных и экскурсионных фирм, перевозчиков), что, несомненно, требует от туроператора значительного штата работников;
¦ необходимость командировок в курортные местности (с целью заключения договоров о сотрудничестве с местными предприятиями — поставщиками туристических услуг), что существенно повышает издержки оператора;
¦ необходимость международных переводов денежных средств (для осуществления валютных денежных переводов по банковской системе необходимо наличие валютного счета, кроме того, все переводы денег по банку фиксируются бухгалтерией, что приводит к росту налоговых отчислений и снижению прибыли оператора);
¦ необходимость учитывать специфику работы персонала зарубежных фирм — поставщиков туристических услуг (график работы, их национальные праздники, часовые пояса, менталитет, отношение к работе и т.д.);
¦ довольно малая доля оптимизма при появлении возможных судебных процессов по искам туроператора к поставщикам туристических услуг (ввиду того, что судебные разбирательства проводятся на территории зарубежного государства, само участие оператора в суде требует несения им значительных издержек — командировки, адвокаты, переводчики — при полной неясности результата судебного разбирательства);
¦ необходимость высоких издержек в организации туров (международные переговоры, обмен документацией);
¦ отсутствие гарантии того, что номера выкупленные оператором, с успехом не продаются на месте хотельером. В целях контроля над реальным состоянием выкупленного номерного фонда зарубежных отелей требуется наличие постоянного представителя туроператора на курорте (отвечающего за качественные бронирование, прием, расселение и проводы туристов), что, разумеется, требует роста издержек оператора.
Опосредованная организация зарубежных турпоездок отличается от прямой появлением в отношениях между отечественным туроператором и зарубежными поставщиками туристических услуг некоего посредника — meet-компании. Meet-компания — это зарубежный туроператор, специализирующийся на приеме туристов из других стран .
Достоинства организации работы туроператора посредством услуг meet-компании:
· текущая информация о предложениях хотельеров, наличии мест, описание отелей исходит от одного источника — meet-компании, что существенно облегчает работу менеджеров оператора;
· определение единого ответственного лица за качественное предоставление оплаченных оператором услуг;
· экономическая выгода — возможность приобретать услуги «наземного обслуживания» у крупных зарубежных инкам-операторов, которые, по причине наличия у них жестких блоков мест в ряде местных отелей, имеют значительные скидки на услуги хотельеров;
· упрощение или значительное облегчение процедуры международных переводов валюты.
Проблемой посреднической схемы организации международного выездного туризма является перспектива усиления лобби крупных meet-компаний в отношении небольших аутгоинговых операторов .
Распространены следующие формы расчетов Ї наличные, безналичные, туристические кредиты, а также бартерные и зачетные схемы расчетов.
Практикуется два способа доставки туристов авиатранспортом: на регулярных или чартерных рейсах.
Регулярные рейсы — полеты, запланированные на основании разрешения по эксплуатации воздушной линии и выполняемые в соответствии с опубликованным расписанием.
Регулярные рейсы имеют следующие характеристики:
? установленные дата и время вылета;
? строго фиксированный маршрут полета (пункт вылета, назначения,
транзитные пункты);
? вылет гарантирован вне зависимости от заполняемости лайнера;
? установленные авиаперевозчиком тарифы, скидки, льготы.
Функции туристических операторов в работе с регулярными авиаперевозками ограничиваются бронированием и продажей авиабилетов из офиса оператора. Для осуществления самостоятельной продажи оператором авиабилетов или их бронирования требуется аккредитация туроператора со стороны Международной организации авиационного транспорта (IATA).
В отличие от регулярных и дополнительных рейсов, вылеты которых строго регламентированы расписанием, чартерные авиалинии являются перевозками вне расписания и имеют ряд характеристик:
§ выполняется по заказу, то есть в отношения с авиакомпанией вступает другая сторона, готовая полностью оплатить стоимость чартерной перевозки и в полном объеме взять риск по продаже билетов на себя;
§ могут назначаться на любую дату и время вылета по требованию заказчика рейса, с согласованием со службами движения воздушных судов указанных аэропортов (вылета и назначения) и самой авиакомпанией;
§ дестинация чартерного авиарейса указывается заказчиком, но требует дополнительного согласования возможностей аэропорта назначения (особенно при заказе чартерных рейсов принципиально новых направлений);
§ возможно приобретение билетов на чартерные авиарейсы только в оба конца;
§ правом на распространение авиабилетов на чартерный рейс обладает только его заказчик или уполномоченные агенты и представители заказчика;
§ политика ценообразования, предоставления скидок и льгот на чартерных авиалиниях находится в ведении заказчика рейса;
§ в ряде государств мира, согласно правилам чартерных воздушных перевозок запрещается продажа билетов на чартерный авиарейс иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Действуют три схемы работы туроператора с железнодорожными транспортными компаниями: торговля железнодорожными билетами; формирование туристических поездов; формирование прицепных вагонов.
Получение туроператором права торговать билетами от своего имени, а также права доступа в электронную систему бронирования железнодорожных билетов — довольно сложная процедура, требующая подписания соответствующего договора с Министерством Путей и Сообщений. Операторы, претендующие на получения права продажи железнодорожных билетов должны соответствовать целому ряду определенных требований.
Наиболее приемлемая для туроперейтинга форма взаимодействия с железными дорогами — организация туристических поездов и вагонов. Эта форма сотрудничества основывается на подписании между туроператором и пассажирским управлением железной дороги договора, по которому в пользование оператора предоставляется либо отдельный вагон (вагоны), либо пассажирский состав для совершения перевозки по договоренному маршруту за определенную плату.
Фрахтование вагонов может быть двух видов:
· прицепные вагоны, в этом случае оплаченные оператором вагоны цепляют к составам, ходящим по расписанию;
· туристические поезда — в этом случае оператор самостоятельно фрахтует целый состав.
В современной практике применяются две основные формы использования услуг автоперевозчиков: приобретение оператором собственного автобуса для организации дальнейших автобусных туров и сотрудничество с владельцами автобусов (автотранспортными предприятиями или частными лицами).
В первом случае приобретение оператором автобуса экономически выгодно, только если рыночные возможности туроператора позволяют ему гарантировать постоянную занятость транспортного средства и осуществление рентабельных рейсов.
Аренда транспортного средства у их законных владельцев бывает разовая, сезонная и постоянная — арендованное автотранспортное средство постоянно находится в распоряжении туроператора взамен уплачиваемой ежемесячно арендной платы владельцу.
Организация трансферов может происходить как для индивидуальных туристов, так и групп. В зависимости от этого подбирают транспортное средство, легковой автомобиль для индивидуальных туристов; для групп туристов микроавтобус (на 10-15 человек) или большой туристический автобус (40-50 человек) — одно или двухэтажный по численности туристов. Существуют и специальные требования к автобусам для трансфера, например, для горнолыжного туризма, подойдут автобусы с большим багажным отделением для перевозки лыж.
В международной практике принята стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО. По ней все средства размещения подразделяются на две категории: коллективные и индивидуальные.
Под коллективным средством размещения понимается любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или ином помещении, но число номеров, которых в нем имеется, превышает определенный минимум, как правило, 5-7 номеров. К данной категории можно отнести: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.
К индивидуальным средствам размещения причисляют следующие виды: жилища, арендуемые у частных лиц или агентств; помещения, предоставляемые бесплатно родственниками или знакомыми.
В зависимости от вида туризма можно выделить особые средства размещения. Например, для рыбалки и охоты в Финляндии характерны коттеджи; для пляжного отдыха — бунгало; для конного туризма — туристическая база, охотничий домик; для горнолыжного — шале.
Всемирная туристическая организация и Ассоциация хотельеров проводит работу по унификации систем классификации отелей во всех странах мира, в качестве универсальной принята европейская система классификации отелей на пять категорий — от одной до пяти звезд.
Выделяют следующие характеристики: по месторасположению, цене, времени работы, по уровню комфорта. Уровень комфорта любого гостиничного предприятия определяет множество факторов, среди них особо выделяют: состояние номерного фонда — площадь номеров, наличие коммунальных удобств в них, вместимость номеров, состояние и качество исполнения мебели и интерьеров (массового или заказного производства), экстерьер здания отеля, наличие подъездных путей, автостоянки, гаража; техническое оснащение отеля и номеров (наличие в номерах телевидения, радио, телефона, кондиционера); обеспечение возможности предоставления дополнительных услуг; квалификация персонала (манера поведения, знание иностранных языков, внешние данные, возраст, здоровье) [4].
Организация питания в современном отеле может быть нескольких типов:
· гарни (ВВ) ? предоставление постояльцу только завтрака;
· полупансион (НВ) ? предоставление постояльцу завтрака и ужина;
· полный пансион (FB) ? предоставление завтрака, ужина, обеда;
· «все включено» (AI) ? предоставление постояльцу четырехразового питания и употребления закусок (кроме напитков) в течение всего светового дня (обычно до 00.00 часов);
· «ультра-все-включено» (UAI) ? предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок , включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки местного производства в течении светового дня (обычно до 00.00 часов);
· «экстра-все-включено» (EAI) ? предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки в течении светового дня (обычно до 00.00 часов).
Предоставление рестораном отеля питания может иметь следующее формы:
· «таблъ-дот» (общий стол) — в залах ресторана накрываются большие столы, сервируются приборами, количество которых соответствует числу постояльцев;
· «шведский стол» — в залах ресторана весь ассортимент предлагаемых блюд выставляется на отдельный стол, постоялец вправе сам определять блюдо и размер порции;
· «а-ля карт» — предполагает индивидуальное обслуживание постояльцев по системе заказного меню.
Различные страховые компании предлагают туристам много вариантов страхования на время пребывания их на отдыхе. Наиболее важной и востребованной туроператорами является программа страхования медицинских и иных непредвиденных расходов международных туристов. Приобретение соответствующего данной программе страхования полиса является порой необходимым условием совершения зарубежной поездки (например, полис требуется при получении визы в ряд стран).
Существует деление страховых полисов на классы в зависимости от входящих услуг.
За последние 3—5 лет широкое распространение получило страхование туристов от расходов, понесенных ими в случае невозможности совершить заранее оплаченную поездку, страхование имущества туристов во время поездки, страхование личного имущества, оставленного в месте постоянного проживания на время поездки, страхование детей на время их пребывания в детских лагерях и домах отдыха, страхование пассажиров.
Также в деятельности туроператора применяется страхование туристов от несчастных случаев — гарантирует возмещение ущерба жизни и здоровью застрахованного в результате несчастного случая, происшедшего во время пребывания застрахованного за пределами места постоянного проживания и приведший к его временной нетрудоспособности или смерти
Страховое обеспечение выплачивается в размере разницы между оплаченной страхователем стоимостью поездки и суммой, которая должна быть возвращена страхователю туристической, но не может превышать страховую сумму их услуг. Виза — разрешение на въезд конкретному лицу на территорию соответствующего государства, на выезд с этой территории и проезд через нее. Визы могут быть въездными, выездными и транзитными. Кроме того, виза может быть однократной — на единичный въезд в страну на определенный срок и многократной — дает право пересекать границу страны сколько угодно раз в течение определенного времени. В ряде случаев в многократной визе может указываться ограничение количества поездок и их продолжительность, например, 12 раз в год.
По назначению визы бывают: коммерческие, деловые, служебные, гостевые (с правом работы), иммиграционные, туристические (например, в США выделяют более 20 видов виз).
Туристическая виза — отметка в паспорте дипломатическим представительством иностранного государства, дающая право его владельцу на временный въезд на территорию государства, выдавшего визу с целью туризма и отдыха. Турист, пребывающий в страну по туристической визе, не имеет права заниматься в стране посещения оплачиваемой работой. Туристическая виза в большинстве случаев дает право свободного передвижения по территории соответствующего государства, если иммиграционные правила не диктуют прочих условий.
Работа с посольствами и консульскими службами занимает много времени и денежных трат, туроператоры предпочитают обращаться за помощью в открытии виз к туроператорам, имеющим аккредитацию в том или ином посольстве. Аккредитация в посольстве означает возможность оператора без очереди заносить документы на получение визы и также получать паспорта с проставленными визами. При этом количество заносимых или получаемых паспортов для каждой конкретной аккредитованной турфирмы ограничено. Получить аккредитацию в посольстве может только известный, имеющий положительный имидж, опыт работы с соответствующим государством, выполняющий все требования посольств или консульств туроператор.
Аккредитованные в посольствах турфирмы в своем сотрудничестве на специализации по открытию виз для туристов прочих операторов, обеспечивают последним весь набор услуг: встреча документов на вокзалах или аэропортах, занос документов в посольство, получение паспортов с визами, отправка документации за определенную плату, которая в зависимости от типа туристов — групповые или индивидуальные, типа визы, срочности открытия визы, страны предполагаемого отдыха, личности туристов (например, работа с прежними отказниками) составляет от 50 до 1000 % официальной стоимости визы.
В турфирмах, имеющих аккредитацию, работает визовый отдел, состоящий из нескольких работников. Необходим персонал для заполнения анкет и проверки комплекта документов для подачи на получение визы, сотрудник или курьер, заносящий и забирающий паспорта из посольств или консульских служб.
Все страны мира в зависимости от их отношения к визовым формальностям можно отнести на следующие группы:
Страны с безвизовым режимом, для посещения которых требуется действительный паспорт или другой документ, удостоверяющий личность путешественника (страны СНГ);
Страны с безвизовым режимом, для посещения которых требуется туристический ваучер (Босния и Герцеговина, Куба, Хорватия);
Страны, визу которых можно приобрести по прибытию (Турция, Египет, Таиланд);
Страны с либеральным визовым режимом, которые выдают разрешительные визы в короткие сроки за сравнительно небольшую плату при наличии действительных паспортов, приглашений, анкет, фотографий (Албания, Алжир, Индонезия, Марокко, ЮАР);
Страны с умеренно либеральным визовым режимом, для посещения которых требуются дополнительные специальные условия, — справка о наличии валюты из расчета на одни сутки (Кипр), справка о заработной плате (Мексика, Германия, Италия), наличие билетов в оба конца и/или оплаченной брони в гостинице (Аргентина, Бразилия, Израиль);
Страны, для посещения которых обязательна страховка, с суммой страхового покрытия не менее $1 5000 (Южная Европа), $25 000 (остальные государства ЕЭС), $50 000 (США, Канада, Япония, Австралия);
Страны с жестким визовым режимом, для получения виз которых требуются дополнительные формальности, — сведения о ближайших родственниках, свидетельства о рождении детей, справка с места учебы или работы с указанием должности, стажа, оклада, справка о наличии недвижимости, в ряде случаев, копия кредитных карт, банковской справки об открытии счета (США, Великобритания, Австралия, Дания, Швейцария);
Страны риска, для посещения которых требуется медицинский сертификат, наличие специальных прививок, справки о состоянии здоровья (Камерун, Кения, Камбоджа);
Страны, не выдающие туристических виз (Катар, Мавритания, Палестина, Саудовская Аравия).
Кроме перечисленных требований, в посольствах ряда стран могут быть свои собственные специфические требования. Так, в Нидерландах при получении визы следует предоставить фотографии недельной давности, при посещении ОАЭ женщинами от 17 до 30 лет, не носящими фамилию мужа, требуется сопровождение мужа, виза в некоторые арабские страны может быть выдана, только если в паспорте не стоит виза Израиля.
Дополнительные услуги — это услуги, которые не включены в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Это обычно специфические экскурсии, шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповедников, сафари по горам и пустыням, охота, рыбалка и многое другое.
С предприятиями, предоставляющими эти услуги, туроператоры составляют отдельные договора, с целью обеспечения туристов этими услугами и получения льготных цен за счет выкупа билетов при групповом посещении. Такой договор содержит информацию относительно:
· Количества туристов;
· Цены на мероприятие;
· Сроки подачи и отмены заявок;
· Дней проведения и продолжительность мероприятия;
· Вариантов мероприятий (шоу, экскурсия, прогулка и пр.);
· Языка проведения;
· Материальной ответственности за срыв мероприятия (по вине одного из партнеров);
Не всегда работникам даже крупнейших туроператоров удается эффективно планировать собственный рабочий день, учитывая вышеприведенные факторы организации аутгоинга. По мнению российских и европейских туроператоров, довольно сложно организовывать массовый аутгоинг в южноевропейском (Италия, Испания, Португалия), турецком, египетском, тунисском направлениях.
Кроме того, сложность аутгоинга можно объяснить необходимостью международных расчетов и большей зависимостью от факторов косвенного влияния на туристический рынок (экономическая, политическая, экологическая ситуация как страны-реципиента, так и страны-донора).
Однако, несмотря на перечисленные факторы, осложняющие аутгоинг по сравнению с другими видами туроперейтинга, именно в сфере выездного туризма разворачивается самая жесткая конкурентная борьба между операторами, что только подтверждает тенденцию роста международного туризма во всем мире. Помимо коммерческих интересов, заставляющих все новых туроператоров втягиваться в борьбу на полях сулящего наибольшие в сравнении с инкамингом и инсайдингом прибыли аутгоинга, ими движут возможные перспективы занять собственную рыночную нишу, открыть определенное туристическое направление стать монополией на нем; «застолбить» чартерную цепочку, либо благодаря растущим турпотокам, заслужить авторитет туристических предприятий страны-реципиента и возможность дальнейшего туроператорского лобби в других странах.
3. Приоритетные направления развития международного сотрудничества Беларуси в сфере выездного туризма
Анализ выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения белорусских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с тёплыми морями, у белорусов всё более популярными становятся страны, где пляжный отдых можно совместить с интересной культурно-познавательной программой, а также с лечением.
Однако в первой пятерке стран на протяжении многих лет все же доминируют страны исконно «пляжного» туризма, такие как, например Египет, Турция и ОАЭ. С большим отрывом от них идут Италия и Испания — страны с огромным историческим прошлым, где действительно можно успешно сочетать отдых у моря с обширной экскурсионной программой. Эта разница объясняется довольно просто: ощутимым отличием в цене.
Касательно туров на отдых можно подметить тенденцию, которая началась примерно с 2006 года. К этому времени все большее количество туристов, уже открывших для себя страны Ближнего Востока и Северной Африки, стали выбирать экзотические страны, такие как Таиланд, спрос на который с 2006 по 2008 год увеличился более чем в два раза. Существует даже мнение, что со временем турпотоки перераспределятся: популярность стран Азии будет все больше расти из-за установления все более доступных цен, белорусские туристы станут открывать для себя дальние направления, например, страны Карибского бассейна.
Помимо отдыха у моря у белорусских туристов так же пользуются спросом познавательные туры. В этом сегменте лидируют страны Европы. Самыми популярными направлениями, ежегодно принимающими большое количество туристов из Беларуси, являются Германия, Чехия, Франция, Италия. Достаточно удобный и относительно дешевый способ посетить сразу несколько европейских стран — это автобусный туризм. Создание Европейского Союза и единой визы делает это возможным. Наибольшим спросом такой вид туризма пользуется у детских и студенческих групп.
Европа никогда не потеряет актуальности, благодаря богатой истории, развитой инфраструктуре, хорошей известности европейских стран на белорусском рынке, правительства которых тратят огромные деньги на рекламу и поддержания имиджа, завоевывая тем самым внимание туристов.
Европа предлагает разнообразный отдых: познавательный, лечебно-оздоровительный, спортивный, экологический и т.д. Отдельно стоит отметить деловой туризм. Из-за высокой экономической активности в странах Европы этот вид туризма занимает большой сегмент. Кроме того, все большей популярностью у белорусских туристов пользуется горнолыжный туризм в альпийские страны, а также в Германию и Болгарию.
Вопросы международного сотрудничества в области туризма привлекли особое внимание исследователей в связи с произошедшими системными изменениями в 1990-х гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Став суверенными, страны региона начали активно развивать международное сотрудничество во многих областях, в том числе и в сфере международного туризма.
Международный туризм в современных условиях приобретает огромные масштабы, оказывая существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между государствами. В современном мире туризм затрагивает интересы все большего числа стран, вовлекая их в активный процесс туристского обмена и становясь стратегически важной отраслью мирового хозяйства. Все большее значение приобретает туристская индустрия и для Беларуси. Так, например, величина экспорта туристских услуг Республики Беларусь к 2006 г. составила 29,9 млн дол. США, число занятых в сфере туризма увеличилось и достигло 9209 человек. Постепенно расширяется географическая структура внешних туристских связей. Если в 1993 г. республику с туристскими целями посетили жители 44 государств, а белорусские путешественники побывали в 40 странах, то в 2005 г. в результате расширения международных контактов число туристообразующих стран для Республики Беларусь превысило 90, а число основных туристских регионов для белорусских туристов достигло 56 государств.
Весной 2005 г. Советом Министров Республики Беларусь была принята вторая Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2006—2010 годы, в соответствии с которой приоритетным направлением сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями в сфере туризма является расширение взаимодействия со Всемирной туристской организацией (ВТО) — специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и ведущей международной организацией в сфере туризма, членом которой Беларусь является с апреля 2005 г.. В апреле 2007 г. республику впервые посетил с официальным визитом Генеральный секретарь ВТО Ф. Франджиалли. Основными направлениями активизации сотрудничества с ВТО должны стать:
— использование богатого опыта ВТО в сферах консалтинговых услуг и образования (организация практических семинаров, образовательных программ по повышению квалификации для студентов, преподавателей, представителей национальной туристской администрации и др.);
— проведение экспертной оценки туристских объектов, состояния туристской инфраструктуры и получение рекомендаций по повышению эффективности использования туристских ресурсов Республики Беларусь;
— финансовая поддержка программ и проектов (содействие реализации проекта по организации маршрута «Из варяг в греки», объединяющего Беларусь, Украину, Россию и Латвию; реализация программы «Золотое кольцо Беларуси»);
— включение в международные туристско-экскурсионные маршруты туристических объектов Августовского канала и канала Огинского;
— содействие реализации туристских проектов в рамках еврорегионов «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща», «Днепр», соучредителем которых является Республика Беларусь;
— приведение отечественной статистики по туризму в соответствие с международными стандартами;
— получение экспертных рекомендаций по созданию привлекательного туристского бренда Республики Беларусь, разработке грамотной стратегии позиционирования на мировом туристском рынке, а также повышению эффективности использования возможностей глобальной компьютерной сети Интернет в целях продвижения национального туристского продукта.
Беларусь активно расширяет международные связи в сфере туризма на основе двустороннего сотрудничества. В настоящий момент республикой подписаны более 20 межправительственных и межведомственных соглашений в области туризма, причем часть из них специализируется непосредственно на вопросах расширения сотрудничества в области туризма, другие же предусматривают активизацию взаимодействия по различным направлениям, включая туристскую сферу (например, Соглашение Республики Беларусь и Республики Индия «О сотрудничестве в области искусства, образования, средств массовой информации, спорта и туризма»). Беларусь подписала соглашения о сотрудничестве в области туризма с Индией, Россией, Польшей, Турцией, Кипром, Сирией, Югославией, Арменией, Латвией, Киргизией, Таджикистаном, Литвой, Молдовой, Азербайджаном, Ливаном (см. таблицу); на стадии подготовки находятся cоглашения с Казахстаном, Словакией, Эстонией. Реализация вышеприведенных договоров осуществляется через рабочие программы и межведомственные соглашения, ориентированные на создание режима наибольшего благоприятствования для стран-участниц путем реализации конкретных мероприятий и проектов.
Расширение экспорта туристских услуг Беларуси требует продвижения турпродукта с ориентацией на четко определенные туристские рынки. В настоящее время внешняя туристская политика республики не в полной мере учитывает степень приоритетности рынков сбыта туристских услуг, что снижает ее эффективность. Так, например, Республикой Беларусь заключены Соглашение с Республикой Куба «О взаимных безвизовых поездках граждан», Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» с Сирийской Арабской Республикой, т. е. со странами, не входящими в число ведущих туристообразующих стран для Беларуси. В то же время с некоторыми из стран-лидеров по отправке туристов в Беларусь (Великобритания, Германия, США. Италия и др.) у республики на настоящий момент не заключены соглашения в области туризма.
В рамках межгосударственного сотрудничества Республики Беларусь в сфере туризма приоритетными направлениями должны стать:
— разработка трансграничных маршрутов c соседними регионами России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии;
— использование общности истории и культуры Беларуси и соседних стран — Польши, Литвы, России, Украины — для организации туров по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей этих народов — А. Мицкевича (Заосье, Новогрудок, оз. Свитязь, Щорсы, Больтеники, Тугановичи), М. Огинского (Слоним, Гродно, Залесье), Э. Ожешко (Мильковщина, Гродно, Людвиново, Закозель), И. Домейко (Медвядка, Щучин), Ф. Скорины (Полоцк), Симеона Полоцкого (Полоцк), Т. Костюшко (Косово, Сехновичи, Гродно), М. Шагала (Лиозно, Витебск) и др.;
— организация «ностальгических» туров для выходцев из Беларуси и их потомков, проживающих в других странах, в первую очередь в Литве, Латвии, Польше, Израиле, США, Канаде;
— продвижение туристских возможностей регионов при проведении международных музыкальных фестивалей (в том числе международных фестивалей искусств «Славянский базар», «Золотой шлягер», «Сожский хоровод», ежегодного Международного фестиваля творчества малых народов в Гродненской области и др.);
— развитие совместно с Польшей, Россией, Украиной туристской инфраструктуры вдоль международного транспортного коридора № 2 Париж—Берлин—Варшава—Брест—Минск—Москва, а также повышение качества придорожного сервиса вдоль автомагистрали Санкт-Петербург—Одесса—Москва—Варшава;
— эффективное использование водных систем Августовского канала, канала Огинского, Днепро-Бугского канала с последующей разработкой трансграничных водных туристских маршрутов, соединяющих Беларусь с Польшей, Литвой, Украиной и Россией;
— реализация совместных проектов, направленных на усиление природоохранного потенциала в регионе Беловежской пущи, введение в действие пешеходного перехода для туристов на территории Беловежской пущи.
Перечень двусторонних Соглашений о сотрудничестве в области туризма, подписанных Республикой Беларусь
Стороны соглашений |
Дата заключения соглашения |
Название соглашения |
|
Республика Беларусь — Государство Израиль |
26 мая 1992 г. |
Меморандум о взаимопонимании |
|
Республика Беларусь — Китайская Народная Республика |
25 ноября 2005 г., |
Соглашение «О сотрудничестве в сфере спорта и туризма», Соглашение «О взаимных безвизовых групповых туристских поездках» |
|
Республика Беларусь — Республика Индия |
14 мая 1993 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь — Украина |
23 июля 1993 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в сфере туризма» |
|
Республика Беларусь — Румыния |
14 апреля 1994 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области науки, образования, культуры, информации, охраны здоровья, спорта и туризма» |
|
Республика Беларусь — Российская Федерация |
21 февраля 1995 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь — Исламская Республика Иран |
14 июля 1995 г. |
Меморандум «О взаимопонимании и сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма» |
|
Республика Беларусь — Республика Польша |
27 ноября 1995 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь — Турецкая Республика |
24 июля 1996 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь — Республика Кипр |
14 апреля 1997 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь — Республика Куба |
1 июля 1997 г. |
Соглашение «О взаимных безвизовых поездках граждан» |
|
Республика Беларусь — Сирийская Арабская Республика |
11 марта 1998 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь — Латвийская Республика |
16 мая 1998 г., |
Соглашение «Об основных принципах трансграничного сотрудничества», |
|
Республика Беларусь —Союзная Республика Югославия |
26 ноября 1998 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь —Республика Армения |
31 октября 2000 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь —Венгерская Республика |
23 мая 2001 г. |
Соглашение «О взаимных безвизовых поездках граждан по дипломатическим и служебным паспортам» |
|
Республика Беларусь —Кыргызская Республика |
30 мая 2001 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь —Республика Таджикистан |
26 июля 2001 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма и спорта» |
|
Республика Беларусь —Литовская Республика |
6 февраля 2002 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь —Республика Молдова |
6 апреля 2004 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь —Азербайджанская Республика |
5 ноября 2004 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
|
Республика Беларусь —Ливанская Республика |
2 февраля 2005 г. |
Соглашение «О сотрудничестве в области туризма» |
Большое значение Беларусь придает межгосударственному сотрудничеству в области туризма в рамках Содружества Независимых Государств. К сожалению, в последние годы здесь наблюдается значительное снижение активности стран СНГ. Об этом свидетельствует тот факт, что за период с 2002 по 2006 г. не было ни одного заседания Межгосударственного совета по туризму стран СНГ. Кроме того, решения, принимаемые данным органом, носят в большей степени рекомендательный характер. Необходимы не только разработка конкретных мер по выполнению решений Совета, но и четкий механизм их реализации и контроля.
Следует отметить, что на сегодняшний день не все статьи Соглашения о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 г., на основании которого и был создан Совет по туризму стран СНГ, реализованы в полной мере. Так, все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств — участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристские маршруты, недостаточно активно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристских регионов.
Принимая во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые требуют совместного решения на межгосударственном уровне, целесообразным было бы расширение туристского взаимодействия в рамках СНГ по следующим стратегически важным направлениям:
— введение единой туристской визы (ее несомненное удобство в том, что, к примеру, по комбинированному маршруту Киев—Минск—Санкт-Петербург турист может проследовать по одной визе, открытой в данном случае в украинском посольстве), что будет способствовать значительной активизации въездных туристских потоков в страны СНГ;
— введение единых стандартов туристского обслуживания, единой системы профессиональной подготовки и повышения квалификации турист-ских кадров;
— совместное формирование межрегионального туристского рынка, реализация Соглашения о свободной торговле туристскими услугами на пространстве СНГ, упрощение туристских формальностей (в том числе пограничных, таможенных и пр.);
— согласование методик сбора и обработки статистических данных стран СНГ в области туризма;
— расширение взаимного участия в рекламно-информационных и научно-практических мероприятиях: конференциях, семинарах, симпозиумах, ярмарках, выставках;
— формирование конкурентоспособного туристского комплекса стран СНГ посредством повышения эффективности освоения туристских ресурсов, создания интегрированного конкурентоспособного туристского продукта, его совместное продвижение на международном рынке (например, участие единым стендом Беларуси, России, Украины на международных туристских выставках, что усилит внимание к региону как потенциальных туристов, так и бизнес-партнеров);
— развитие транспортных и информационных коммуникаций, распространение современных технологий в организации транзитного туризма;
— заключение межправительственных и межведомственных Соглашений между странами СНГ о сотрудничестве в сфере туризма;
— формирование единой базы данных о туристских возможностях стран СНГ и ее последующее использование для создания Единой туристско-информационной сети (ЕТИС);
— осуществление мер по обеспечению безопасности туристов, создание унифицированной системы их страхования;
— осуществление комплекса мероприятий по приоритетному развитию социально направленных видов туризма в рамках стран СНГ: молодежного, детского, познавательного и др.;
— учреждение отраслевого научно-практического периодического издания (журнала «Туризм в СНГ»).
Среди современных тенденций развития мирового туристского рынка особого внимания заслуживают процессы регионализации. Эволюция интеграционных процессов в Европе на повестку дня выдвинула такую форму сотрудничества, как еврорегионы.
Развитие туризма в рамках еврорегионов является весьма актуальным и перспективным направлением, важным инструментом повышения международного сотрудничества. Туризм включен в число основных направлений деятельности всех еврорегионов, соучредителем которых является Республика Беларусь: «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща», «Днепр». Основными преимуществами регионального объединения в области туризма являются:
— объединение финансовых возможностей стран;
— развитие туристской инфраструктуры и формирование единого туристского пространства;
— эффективное освоение совместного историко-культурного наследия;
— развитие межгосударственных культурных связей;
— создание новых рабочих мест.
Приоритетными направлениями развития туризма в рамках еврорегионов являются:
— организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;
— развитие туристских центров, туристской инфраструктуры и туристских маршрутов в регионах, упрощение процедуры выдачи виз;
— дальнейшее развитие инфраструктуры в зоне пограничных переходов, упрощение процедуры перемещения здесь туристов;
— активизация сотрудничества в образовательной и культурной сферах в приграничных регионах в целях привлечения туристов из соседних государств: фестивалей, торговых ярмарок, спортивных соревнований и пр. (например, проведение Международных фестивалей славянской кухни, дальнейшее развитие шведско-латвийско-белорусского проекта «Панорама «Двина/Даугава»» и др.).
Таким образом, межрегиональное сотрудничество имеет хороший потенциал для активного взаимодействия стран в сфере туризма.
Рассматривая вопросы международного сотрудничества Республики Беларусь в сфере туризма на различных иерархических уровнях, необходимо определить приоритетные направления взаимодействия на уровне отдельных ассоциаций, предприятий и организаций индустрии туризма. Основными направлениями активизации сотрудничества в этой области являются:
— расширение членства в различных международных организациях и ассоциациях (Всемирной туристской организации, Международной ассоциации воздушного транспорта и др.);
— сотрудничество с посольствами и консульствами различных государств, зарубежными тур-операторами, авиакомпаниями, гостиничными цепями;
— участие в международных выставочных мероприятиях как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом.
К сожалению, функционирующие в настоящее время в республике общественные организации и объединения в сфере туризма (Республиканский союз туристических организаций, Белорусская федерация туризма, Республиканский туристско-спортивный союз, Белорусское общественное объединение спортивного туризма, Белорусская ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков, Ассоциация туристических фирм при Союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского) недостаточно активно работают в сфере налаживания международных связей.
Необходимо расширять международное сотрудничество белорусских общественных объединений в сфере туризма с их зарубежными коллегами (например, с многочисленными российскими ассоциациями в сфере туризма: Ассоциацией содействия туристским технологиям (АСТТ), Российской ассоциацией делового туризма (РАДТ), Российским союзом туриндустрии (РСТ), Московской ассоциацией туристских агентств (МАТА), Гильдией журналистов, пишущих о туризме (UJETRUS) и др.). Примером такого сотрудничества является деятельность белорусского общественного объединения «Агроэкотуризма», успешно реализующего в республике международные проекты по развитию сельского туризма.
Таким образом, предлагаемый перечень мер по активизации деятельности Беларуси на международной арене в сфере туризма будет способствовать повышению ее международного авторитета, укреплению экономического потенциала.
Заключение
С каждым годом туристский рынок становится всё более эффективным, формы сотрудничества туроператоров и поставщиков туристских услуг всё более разнообразными, специфика обслуживания более сложной. Вместе с тем, совершенствуются технологии, растёт общий уровень профессионализма работников туризма. Выездной туризм одна из наиболее динамично развивающихся сфер бизнеса. Выездной туризм является органической составляющей всей туристской сферы в целом и обеспечивает поступление в городской бюджет весьма значительных налоговых поступлений. Выездной туризм является косвенным фактором улучшения качества трудовых ресурсов в регионе, поскольку посредством зарубежных поездок рабочие — жители донорского региона улучшают свое эмоциональное самочувствие, получают заряд положительных эмоций, наконец, поправляют здоровье (например, в случае организации санаторно-курортного лечения за рубежом). Очевидно, что поправившие свое физическое и эмоциональное здоровье в результате заграничных поездок жители станут более полезными для своего работодателя, более производительными, что нельзя не отнести к еще одному экономическому эффекту выездного туризма. Более того, грамотное государственное регулирование выездных туристических потоков способно превратить выездной туризм в мощный инструмент стимулирования производства товаров и услуг в отправляющем регионе. Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики. Туризм — это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Сегодня число туристических компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Развитие въездного и выездного туризма и туристического рынка имеет большое экономическое значение, так как помогает решить общие экономические проблемы. Развитие туризма требует также динамического развития всех отраслей хозяйства. Для эффективного продвижения туров на рынке проводятся разработки новых туров и их форм в интересные с туристической точки зрения области мира. Туристское обслуживание удовлетворяет целый комплекс разнообразных потребностей: перевозки, питании, проживании, познавательных экскурсиях, спортивных и развлекательных мероприятиях и т.д. Во время программных туров предлагается удовлетворение специфических потребностей в лечении, деловых встречах, походах и д.р. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. Международные въездные посетители для каждой страны являются благом, поскольку они стимулируют развитие национальной и местной экономики, обеспечивают приток иностранной валюты и помогают финансировать строительство объектов, которыми могут пользоваться все граждане. Именно измерение расходов въездных туристов позволит оценить экономическое воздействие туризма на национальном и местном уровне. Не менее важно изучение доходов страны от внутреннего и выездного туризма. Максимальное увеличение вклада туризма в общее экономическое благосостояние граждан является важной стратегической целью как развитых, так и развивающихся стран. С помощью грамотной разработки различных турпродуктов можно увеличить чистые экономические выгоды от туристской деятельности, т.е. обеспечить превышение экономических результатов над издержками, связанными с функционированием туризма.
Список литературы
2. Александрова А.Ю. Международный туризм. СПб., 2007. 169 с.
3. Бабышев Л. Туризм как отрасль экономики. // МЭиМО. 1995. № 12. С. 22-48
4. Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2005.
5. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М., 2006. 214 с.
6. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М., 2006. 384 с.
7. Буторова Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма: Учеб. пособие. — М.: Прогресс, 2005.
8. Газета «Минск на ладонях» (по месяцам) за 2006 — 2008.
9. Газета «Путешественник» (по месяцам) за 04.2006-12.2007.
10. Газета «Туризм и Отдых» (по месяцам) за 01.2006-03.2008.
11. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. — М.: Ноллиджи. — 2006.
12. Декрет Президента Республики Беларусь «О лицензировании отдельных видов деятельности от 14 июля 2003 г. N 17
13. Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. 2005. №42. С. 21-49.
14. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: — Мн.: Новое знание, 2005.
15. Закон Республики Беларусь «О туризме» № 206-3 от 09.01.2007
16. Здоров А. Экономика туризма: Учебник. М., 2007. 327 с.
17. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. М., 2006. 452 с.
18. Ильин В.Я. Особенности журнальной и газетной рекламы. — Маркетинг в России и за рубежом №3 / 2007 г. — с. 32-37
19. Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг: Учебник.- Мн.: Амалфея, 2004.
20. Информационный отчет по итогам маркетинговых исследований посетителей выставки «Лето-2007», Мн.,2007.
21. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: учебник для вузов. М., 2007. 452 с
22. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. — М.: Финансы и статистика, 2004.
23. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2007.
24. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. — М.: Финансы и статистика, 2005.
25. Квартальное В.А. Мировой туризм: прогнозы и реальность. — М.: Финансы и статистика, 2005.
26. Квартальное В.А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т. — М.: Финансы и статистика, 2004.
27. Кватальнов В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учеб.пособие. — М., 2004.
28. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. — СПб., 2003.
29. Ковалевский и.С. Международный туризм в цифрах и фактах. К., 2006. 482 c/
30. Козырев В.М.Туристская рента: Учеб.пособие.-М.: Финансы и статистика, 2001 .-112 с.
31. Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. — 2006. -№5. — С. 38-43.
32. Макаренко С.Н., Саак А.Э. История туризма. М., 2005. 421 с.
33. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. — М„ 2003.
34. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и стати¬стика, 2006.
35. Материалы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.
36. Миляков О. Туризм — категория экономическая // Юридический вестник. — 2005. № 2. С. 5
37. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2006 — 2010 гг. Мн., 2005.
38. Немоляева М.Э. Маркетинг в иностранном туризме. М.: Новое знание, 2004.
39. О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь №372 от 2 июня 2006г.
40. Организация туризма : Учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Экономика и упр. соц.-культур. сферой» / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. — Минск: Новое знание, 2005. — 630с.
41. Ошноков А.Н. Об особенностях регулирования торговли услугами в сфере туризма. М., 2006. 369 с.
42. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 2006.
43. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.-М.: «Экспертное бюро — М», 2005.
44. Сапрунова И.В. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг. — М., 2002.
45. Семин В.С.. Организация международного туризма: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 400 с.
46. Соболевае.а.,Соболеви.и. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы: Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 2005 .-128 с.
47. Тихонов Д.В. Как избежать неприятностей, отдыхая и путешествуя за границей. — М., 2007
48. Туристический информационный бюллетень/ под ред. Кущиенко В.Н.- Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2007.
49. Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квартальное. М., 2004
50. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебное пособие для ВУЗов туристического профиля/ под ред. Ильиной Е.Н.-М.: Финансы и статистика.: Российская международная академия туризма, 2006.
51. Харрис Г., Кац М.К. Стимулирование международного туризма в ХХІ веке. СПб., 2007. 394 с.
52. Энциклопедия туризма: / Под ред. Зорина И.В.- М- Финансы и статистика, Российская международная академия туризма, 2004.
Размещено на