Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА5
1.1. РАЗВИТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ5
1.2. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА15
1.3. ИСТОЧНИКИ АВТОРСКОГО ПРАВА19
ГЛАВА 2.ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ ПРАВ23
2.1. ПОНЯТИЕ АВТОРСТВА И СОАВТОРСТВА23
2.2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ АВТОРОВ31
2.3.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ41
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ ПРАВ44
3.1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ ПРАВ44
3.2. ОХРАНЯЕМЫЕ И НЕОХРАНЯЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ63
Выдержка из текста работы
- Оглавление
- автор право соавтор наследник
- Введение
- 1. Виды субъектов авторских прав
- 1.1 Авторы как субъекты авторского права
- 1.2 Соавторы как субъекты авторского права
- 1.3 Наследники как субъекты авторского права
- 2. Имущественные и личные неимущественные права авторов
- 2.1 Имущественные права авторов
- 2.2 Личные неимущественные права авторов
- Заключение
- Список использованных источников
- Введение
Актуальность темы исследования. Безусловным является тот факт, что на современном этапе развития правоотношений в области авторского права, проблемы правового статуса субъекта авторского права имеют все большее и большее значение. Отметим, что институт авторского права, по своей юридической природе является достаточно специфичным правовым институтом, т.к. он по сути охраняет не только имущественные интересы, но и личные права и интересы (включая нравственные и духовные). Помимо прав и интересов конкретного субъекта, институт авторского права охраняет и общественные интересы — связанные с культурой, образованием, и т.д.
Также обратим внимание на тот факт, что правоотношения, которые регламентируются законодательством об авторском праве по своей сути выходят далеко за пределы частногражданских отношений, и приобретают общественно значимый характер, т.к. только развитая система охраны и регламентации авторских прав, позволяет обществу двигаться вперед в сфере просвещения, культуры, образования и т.д.
Целью курсовой работы является комплексное исследование субъектов авторского права, а также имущественных и личных неимущественных прав авторов.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть авторов, соавторов, наследников как субъектов авторского права;
2. раскрыть имущественные права авторов;
3. раскрыть личные неимущественные права авторов.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере субъектов авторского права.
Предмет исследования образуют нормы действующего законодательства, регламентирующие субъекты авторского права, а также имущественные и личные неимущественные права авторов.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды известных ученых в области интеллектуальной собственности и гражданского права: Алексеева С.С., Говоруна Д.И., Крашенникова П.В. и других.
По теме курсовой работы было проведено большое количество теоретических исследований, однако интенсивное развитие информационного общества в Российской Федерации, всеобщая «мобилизация» и проникновение Интернета в каждую семью диктует необходимость пересмотра некоторых устоявшихся концепций относительно сферы авторского права, что в свою очередь свидетельствует о необходимости проведения дополнительных теоретических исследований по теме курсовой работы.
Законодательную основу данного исследования составили нормы Конституции Российской Федерации (далее по тексту — Конституции РФ) Конституция Российской Федерации: основной закон от 12 декабря 1993 г. ; (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) ; с изм. и доп. (в ред. от 21.07.2014 № 11—ФКЗ) // Российская газета. — 1993. —25 декабря (№ 237) ; Российская газета. — 2014. — 23 июля., Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017г.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 7. — Ст. 1031. и нормы иных нормативных правовых актов.
Методологические основы исследования составляют комплексы общих методов научного познания и специальных методов науки гражданского права.
Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав, которые включают в себя пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
1. Виды субъектов авторских прав
1.1 Авторы как субъекты авторского права
Рассматривая в наиболее общем виде субъектов авторского права, следует отметить, что ими являются любые физические или юридические лица, которым принадлежат авторские права в отношении какого-либо произведения. Обратим внимание, что субъектом авторского права может быть любое лицо — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства и т.д. Кроме того, достаточно большую группу субъектов авторских прав составляют правопреемники создателей произведений, их наследники.
Отметим, что само по себе право на произведения для каждого субъекта авторского права может возникать из различных обстоятельств — непосредственное создание произведения, получение авторских прав по наследству, и т.д. Тем не менее, когда мы говорим о субъектах авторского права, то всегда в первую очередь имеем в виду создателей произведения — авторов Абрамова Е.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. — М.: Проспект, 2016. — С. 289..
Как известно, автор создавший какое-либо произведение, не обязан его официально регистрировать или получать какие-либо документы, подтверждающие его право на данное произведение, автор, создавший какое-либо произведение, как-бы априори становится обладателем авторских прав на него, без осуществления каких-либо формальностей. Таким образом, в авторском праве действует принцип «презумпции авторства», иными словами при отсутствии правопритязаний на авторство произведения, автором считается лицо указанное на оригинале или экземпляре произведения.
Подчеркнем, что само по себе правопритязание на авторство иного лица не означает его правомерность. Лицо которое претендует на авторство произведения, должно предоставить более ранний по времени экземпляр произведения, который в своем содержании содержит упоминание о другом авторе, либо же любым другим способом доказать недобросовестность лица который считается автором произведения Суханов Е.А. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. — М.: Статут, 2013. — С. 732..
Непосредственным автором произведения может быть только физическое лицо (независимо от состояния дееспособности, возраста, гражданства, и т.д.). Моментом возникновения авторских прав на произведение является момент. Когда произведение облекается в объективную форму, позволяющую воспринимать его другими людьми.
Отметим, что сама возможность обладания авторскими правами входит в содержание гражданской правоспособности физического лица, а правоспособность как известно возникает с момента рождения, никаким образом не зависит от возраста, состояния здоровья и т.д. и прекращается в момент смерти. Для того, чтобы абстрактная возможность авторства была реализована конкретным лицом, необходим юридический факт (в частности юридический поступок — создание произведения).
По-иному обстоит дело с осуществлением прав несовершеннолетних и недееспособных. За малолетних, т.е. за лиц, не достигших 14 лет, а также полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители или опекуны как их законные представители (ст. 28 ГК РФ). Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут осуществлять свои авторские права лишь с согласия назначенных им попечителей (ст. 30 ГК РФ). Несовершеннолетние, т.е. лица в возрасте от 14 до 18 лет, осуществляют свои авторские права совершенно самостоятельно (ст. 26 ГК РФ). Это исключение из общего правила, согласно которому граждане могут самостоятельно осуществлять свои гражданские права лишь с 18 лет, если только законом не указано иное.
Как мы указывали выше, авторами произведения могут быть только физические лица. Что касается юридических лиц, то они могут приобретать авторские права в порядке правопреемства — посредством прямого указания закона, либо на основании договора. Из данного правила существует определенное исключение — так на территории Российской Федерации в качестве автора может быть признано иностранное юридическое лицо, но при условии, что законодательство государства в котором оно было создано, закрепляет право авторства за юридическими лицами Черкашина О.В. Коллективное и доверительное управление исключительными авторскими правами: монография. — М.: РПА МинЮста России, 2013. — С. 41..
Касаемо срока охраны авторского права, в Российской Федерации он составляет 70 лет с момента непосредственного обнародования произведения (т.е. с момента, когда произведение фактически стало доступно широкому кругу лиц). В случае же если произведение не обнародовалось, то с момента непосредственного создания (с момента, когда оно было облечено в объективную форму).
Как мы указывали выше, субъектами авторского права могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. В целом они обладают схожим набором авторских прав с гражданами Российской Федерации, но есть и некоторые отличия. Так авторские права иностранных граждан и лиц без гражданства охраняются только при условии, что они были обнародованы на территории Российской Федерации и пользуются охраной в соответствии с международными договорами Российской Федерации (п. 1 ст. 1256 ГК РФ). Абрамова Е.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Т. 3. — М.: Проспект, 2016. — С. 294.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основными субъектами авторского права являются непосредственно авторы — физические лица создатели произведений литературы, науки, искусства и т.д. Авторы приобретают авторские права на произведение с момента фактического его создания, т.е. с момента, когда оно может быть объективно воспринято другими лицами. Авторские права авторов входят в содержание гражданской правоспособности.
1.2 Соавторы как субъекты авторского права
Отметим, что достаточно часто произведение создает не одно физическое лицо, а несколько. По общему правилу, авторское право на произведение, которые было создано творческими усилиями двух и более лиц принадлежит этим лицам (которые становятся соавторами) совместно, при этом в независимости от того, образует ли данное произведение единое целое, или же состоит из частей.
Обратим внимание, что в науке гражданского права (ровно, как и в судебной практике) возникновения соавторства связывают с наличием ряда условий, которые прямо вытекают из действующего законодательства.
Во-первых, говорить о соавторстве можно лишь в том случае, если совместными усилиями двух и более лиц создано какое-либо единое произведение. При этом когда данное произведение образует единое целое (к примеру детектив, написанный несколькими лицами) то соавторство является простым. Когда же каждая часть произведения имеет самостоятельное значение, и по своим особенностям фактически может быть использована независимо от других частей произведения (к примеру глава учебника написанного коллективом авторов, или музыка в песне и т.д.) — такое соавторство называется сложным Кряжев В.А. Соавторство на музыкальные произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. —2014. — № 1. — С. 38..
Во-вторых, говорить о соавторстве можно только тогда, когда произведение создается именно совместным творческим трудом двух и более лиц. В целом значения не имеет, каким образом соавторы реализовали свой творческий потенциал и создали произведение — к примеру, один из соавторов может написать книгу, а второй ее отредактировать, или скажем один из соавторов пишет половину книги, второй другую половину и т.д. — все это в целом не имеет значение, самое главное, чтобы в создании произведения соавторы реализовали свой творческий потенциал посредством совместного труда над работой. Иными словами, не имеет значение в какой форме трудились соавторы над работой, имеет значение лишь конечный результат.
В-третьих, соавторство возможно только тогда, когда соавторы занимаются именно творческим трудом, т.е. в случае если лицо оказывает автору произведения техническую помощь (скажем составляет графики, осуществляет подбор необходимых материалов по теме, составляет расписание) — это не будет являться основанием для соавторства.
В-четвертых, для возникновения соавторства необходимо взаимное волеизъявление лиц, или как оно именуется в науке гражданского права — соглашение о соавторстве. Данное соглашение может быть выражено в любой форме (устной, письменной) и на любой стадии работы над произведением. Предметом данного соглашения может быть даже доработка фактически завершенного произведения, в случае если возникает необходимость внесения каких-либо изменений творческого характера. Естественным условиям является то, что соглашение между соавторами должно быть абсолютно добровольным и не нарушать какие-либо права, как соавторов, так и третьих лиц. При этом подчеркнем, что наличия одного лишь соглашения о соавторстве не является фактическим соглашением о соавторстве, для возникновения соавторства должны быть реализованы все вышеперечисленные условия Жарова А.К. Защита интеллектуальной собственности: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2015. — С. 209..
Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем соавторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Отсюда следует важный практический вывод: вопросы использования коллективного произведения решаются во всех случаях всеми соавторами сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Если соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор передается на разрешение суда Добрикова Е.П. Авторские права // Юрист ВУЗа. —2016. — № 3. — С. 16..
Принцип совместного распоряжения произведением не препятствует, однако, соавторам заключить между собой соглашение, устанавливающее иной порядок осуществления авторских прав. Например, соавторы могут поручить осуществление авторских прав одному из авторов, могут договориться о принципах распределения авторского гонорара, о порядке обозначения имен соавторов и т.д.
Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное. Раздельное: когда произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, т.е. когда можно определить автора соответствующей части (например, главы настоящего учебника). Нераздельное: когда произведение образует неразрывное целое, т.е. когда принадлежность отдельной части конкретному автору соавторами не указывается (например, романы братьев Стругацких) Алексеев С.С. Гражданское право: учебник. — М.: Проспект, 2015. — С. 271..
Практическое значение указанного деления, на наш взгляд, состоит в том, что, если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.
От раздельного соавторства необходимо отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя и взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составить единое произведение, например книга с иллюстрациями художника. Нет соавторства и в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданных разными авторами, появляется новый объект авторского права. Например, энциклопедия, журнал, научный сборник и т.д. представляют собой новое произведение как результат творческой работы по подборке и систематизации материала. Однако авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в результате творческих усилий других лиц (составителей). Наконец, не возникает соавторство и в случае дозволенного использования чужого опубликованного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения (например, создания сценария на основе повести) Алексеев С.С. Гражданское право: учебник. — М.: Проспект, 2015. — С. 272..
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение. Важнейшим условием соавторства является то, что вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т.п. Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное. Раздельное: когда произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, т.е. когда можно определить автора соответствующей части. Нераздельное: когда произведение образует неразрывное целое, т.е. когда принадлежность отдельной части конкретному автору соавторами не указывается.
1.3 Наследники как субъекты авторского права
Как показывает правоприменительная практика (не только в Российской Федерации, но и в мировом масштабе), зачастую субъектами авторского права становятся наследники, в качестве носителей производного авторского права. Права наследников на произведение возникают не в силу непосредственного создания ими последнего, а в силу правопреемства основанного на завещании, либо на законе Гонгало Б.М. Гражданское право: учебник. — М.: Статут, 2016. — С. 301..
Подчеркнем тот факт, что к наследникам переходят не все авторские права, а в первую очередь лишь те, которые имеют имущественный характер. Непосредственно личные неимущественные права по наследству не переходят. Между тем наследники имеют право осуществлять охрану авторства, имени автора и неприкосновенность произведения. В определенной степени наследники имеют право влиять на произведение — так с их разрешения в произведение могут вноситься некоторые изменения, дополнения, сокращения, но при условии, что они никаким образом не изменят первоначальный замысел автора произведения, ими не нарушится целостность произведения, и данные изменения не нарушат волю автора выраженную им в завещании, дневниках, и в иных документах (к примеру если автор в своем дневнике строго запрещает внесение каких-либо изменений в текст его работы, то никакие изменения внесены быть не могут, даже сокращения) Зенин И.А. Субъекты и объекты интеллектуальных авторских прав // Право интеллектуальной собственности. — 2012. — № 4. — С. 3..
Обратим внимание на то, что произведение, которое не было обнародовано при жизни автора, может быть обнародовано его наследниками после смерти, однако также в случае если обнародование произведения не противоречит воле автора, выраженной в каких-либо документах. Авторские права авторов произведений не ограничены каким-либо сроком, тогда как авторские права наследников ограничены 70-летним сроком с момента смерти автора (данный срок начинает течь с 1 января года, следующего за годом смерти — ст. 1281 ГК РФ).
При этом из вышеизложенного правила есть ряд исключений:
а) в случае если произведение было создано несколькими авторами (соавторами), то 70-летний срок начинает течь с момента смерти последнего из соавторов;
б) если произведение обнародовано после смерти автора, то авторское право действует в течение 70 лет после его обнародования;
в) если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то произведение охраняется 70 лет после реабилитации;
г) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года и т.д.
Следует учитывать, что Федеральному закону от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2006 № 231—ФЗ (ред. от 30.12.2015г.) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (1 ч.). — Ст. 5497; Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 1 (часть I). — Ст. 51., в отличие от Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07.1993 № 5351—1 (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 32. — Ст. 1242., не придана обратная сила. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» сроки охраны, предусмотренные ст. 1281 ГК РФ, применяются в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права не истек на 1 января 1993 г. Это означает, что произведения, ставшие общественным достоянием в связи с истечением 50-летнего срока их охраны, не стали вновь охраняемыми из-за увеличения срока охраны авторского права до 70 лет.
Наконец, важной особенностью наследования авторских прав является то, что авторские права переходят к наследникам как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что пользоваться и распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора — по решению суда. Доли наследников в наследственном имуществе учитываются лишь при распределении доходов и расходов, связанных с использованием авторских прав Зенин И.А. Субъекты и объекты интеллектуальных авторских прав // Право интеллектуальной собственности. — 2012. — № 4. — С. 4..
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений науки, литературы и искусства. Автором произведения науки, литературы или искусства признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение. Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. В отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права переходят к наследникам как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу.
2. Имущественные и личные неимущественные права авторов
2.1 Имущественные права авторов
Безусловным является тот факт, что в условиях функционирования рыночной экономики, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности необходимо рассматривать как некий «товар», который вполне может являться объектом гражданского оборота и может быть материально оценен и обменян на иные ценности Плиева С.В. Имущественные права авторов // Аграрное и земельное право. —2015. — № 11. — С. 91..
В наиболее общем виде имущественные права автора представляют собой право автора произведения на использование последнего любым образом (использования произведения любым способом). ГК РФ в п. 2 ст. 1279 приводит примерный перечень способов использования произведения (данный перечень способов не является исчерпывающим), при этом при использовании абсолютно любого способа, необходимо фактическое получение разрешения на это автора произведения, в противном случае данное использование будет являться незаконным, что повлечет за собой соответствующие последствия, установленные действующим законодательством. Рассмотрим подробнее права автора на произведение и способы их реализации.
Так, воспроизведение произведения представляет собой неоднократное придание созданному произведению объективной формы, которое может заключаться в изготовлении копий данного произведения (количество законодательно неограниченно), либо изготовлений копий соответствующей части произведения. Копии могут существовать в любой материальной форме, которая позволяет воспринимать информацию, заложенную в произведение неограниченным кругом лиц. Воспроизведение в целом является наиболее общим способом реализации авторского права, некоторые ученые указывают даже, что воспроизведение является важнейшим авторским правом (что по сути является дискуссионным вопросом). На наш взгляд, право на воспроизведение безусловно является одним из наиболее значимых авторских прав, фундамент регуляции которого заложен на международном уровне (ст. 9 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений: принята 09.09.1886г. // Бюллетень международных договоров. — 2003. — № 9.).
Одним из способов реализации произведения в целях извлечения прибыли является распространение произведения. Распространение произведения представляет собой объективную форму продажи или иного отчуждения оригинала произведения (или его экземпляров), т.е. его фактических материальных носителей. Распространение произведения возможно только в случае, если произведение фактически воплощено на каком-либо материальном носителе (как, впрочем, и воспроизведение), однако распространение произведения по времени совершения и по территории совершения может фактически не совпадать с воспроизведением. Как показывает практика, распространение произведения — это наиболее часто использующийся способ реализации автором своего произведения, с целью извлечения прибыли Гонгало Б.М. Гражданское право: учебник. — М.: Статут, 2016. — С. 307..
Часто авторы реализуют свои права в отношении произведения посредством организации публичного показа. Публичный показ в наиболее общем виде представляет собой демонстрацию оригинала или копии произведения посредством использования технических средств (к примеру, на экране), а также демонстрацию отдельных составляющих кадров аудиовизуального произведения. Как показывает практика, публичный показ часто используется в сфере художественного искусства, так очень часто именно посредством публичного показа авторы-художники представляют публике свои изобразительные произведения.
Закон рассматривает импорт оригинала или экземпляров произведения в целях его распространения как самостоятельный способ реализации авторского права. В частности, данный способ требует получения специального разрешения у правообладателя на ввоз на территорию Российской Федерации экземпляров произведения в целях распространения. В частности, данный способ представляет правообладателю эффективную возможность контролирования ситуации, когда право на распространение произведения предоставленное какому-либо третьему лицу, было ограничено территориально (скажем запрещено к распространению в Российской Федерации). Если третье лицо, обладающее правом на распространение произведения в каком0либо месте, скажем начинает его распространять на территории Российской Федерации, то это будет нарушением авторского права. Таким образом, сама по себе покупка авторского права в данном случае не предоставляет возможность лицу, приобретшему авторские права реализовывать произведение на территории какого-либо государства, если конечно это прямо не говорено в договоре Крашенников П.В. Гражданский кодекс Российской Федерации: Авторское право. Права, смежные с авторскими: постатейный комментарий к главам 69—71. — М.: Статут, 2014. — С. 94..
Распространение произведения представляет собой сдачу данного произведения в прокат. В частности, действующее гражданское законодательство (подпункт 5 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) представляет собой прокат произведения (его оригинала или лицензированной копии) в независимости от фактического обладанием правом собственности на данные экземпляры произведения.
Как мы указывали выше по тексту, одним из способов реализации авторского права является публичный показ, его частной самостоятельной разновидностью является публичное исполнение, которое представляет собой воспроизведение музыкальных, драматических, хореографических и иных подобных произведений. Основное отличие публичного исполнения от публичного показа заключается в том, что в последнем произведение демонстрируется в статичной форме, тогда как публичное исполнение представляет собой длящийся во времени процесс, в котором исполняемый объект постоянно трансформируется и видоизменяется Крашенников П.В. Гражданский кодекс Российской Федерации: Авторское право. Права, смежные с авторскими: постатейный комментарий к главам 69—71. — М.: Статут, 2014. — С. 107..
Одним из способов реализации авторского права является так называемое сообщение в эфир (подпункт 7 п 2 ст. 1270 ГК РФ). Сообщение в эфир представляет собой воспроизведение произведения для всеобщего обозрения в средствах массовой информации — радио, телевидении. Частной самостоятельной разновидностью сообщения в эфир выступает сообщение по кабелю, которое представляет собой сообщение произведения для всеобщего обозрения с помощью кабеля, провода, оптоволоконной связи и подобных технических методов передачи информации. Таким образом основное отличие сообщения в эфир от сообщения по кабелю заключается в методе передачи информации, составляющей произведениеРощупкин Д.Г. Имущественные права авторов. — Воронеж: Из—во Воронежского государственного университета, 2013. — С. 38..
Отметим, что в настоящее время законодательно слабо урегулированы вопросы трансляции общедоступных телеканалов в сети Интернет и с помощью сотовых телефонов. При этом, в XXI столетии использовании объектов авторских и смежных с ними прав посредством сети Интернет приобрело широкое распространение. С момента создания Интернет за несколько десятилетий в своем техническом развитии проделал огромный путь, превратившись в коммуникационную систему, охватывающую весь мир. Интернет проникнул практически все сферы общественной жизни, во многом изменив общественные отношения в области распространения информации, коммерческой деятельности, оказания государственных услуг и т.д. Вместе с тем сегодня в России Интернет частично все еще находится вне правового регулирования. Учитывая это, как показывает правоприменительная практика, нарушение авторских и смежных прав наиболее часто происходит как раз посредством сети Интернет Говорун Д.И. Ответственность за нарушение авторских прав в сети Интернет // Бизнес в законе. — 2015. — № 4. — С. 61..
Нарушение авторских прав на произведение, размещенное в сети, возможно одним из следующих основных способов: нарушение исключительного права на использование произведения — действия по использованию произведения в любой форме и с любыми целями в случае, если это не согласовано с автором в рамках лицензионного или иного договора о передаче прав, а также не подпадает под понятие «свободное использование произведения» (последнее применительно к изображениям возможно только при использовании в личных целях (ст. 1273 ГК РФ), в качестве иллюстраций в изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера (п. 1 ст. 1274 ГК РФ) и при создании произведения в жанре пародии либо карикатуры на основе оригинального изображения (п. 3 ст. 1274 ГК РФ); нарушение права авторства имеет место при попытке лица представить чужое изображение как свое, так называемое «присвоение авторства»; нарушение права на неприкосновенность изображения и защиту его от искажений — не санкционированное автором внесение изменений в изображение либо снабжение его комментариями, которое также сопровождается нарушением исключительного права на использование произведения. Любой из вышеназванных видов нарушений возможен при совершении различных конкретных действий (копирования, воспроизведения, распространения и т.п.). Но также любой из них, повторимся, является незаконным в силу отсутствия надлежащим образом оформленного согласования с автором Говорун Д.И. Ответственность за нарушение авторских прав в сети Интернет // Бизнес в законе. — 2015. — № 4. — С. 62..
В судебной практике часто встает вопрос о том, кто должен нести ответственность за незаконное размещение в сети Интернет чужих произведений. Ответ на него зависит от того, кем конкретно было совершено доведение произведения до всеобщего сведения. Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 29.10.2015 по делу № А40-8197/11-26-57 Постановление ФАС Московского округа по делу № А40—8197/11—26—57 от 29.10.2015г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. — Режим доступа: www.consultant.ru. — Дата обращения: 10.03.2017г. указал, что техническая поддержка сайта ответчика, где были размещены музыкальные произведения, исключительные права на которые принадлежали истцу, была устроена таким образом, что не лицо, разместившее контент, имело либо предоставляло к нему доступ посредством сообщения паролей и т.д., а любой пользователь с помощью открытия «выпадающего меню» получал доступ к информации на сайте. В связи с чем признал, что доведение произведения до всеобщего сведения осуществляет не лицо, разместившее контент, а именно ответчик, обеспечивающий к нему беспрепятственный доступ посредством функции «выпадающего меню», по сути, является единственным лицом, вовлеченным в процесс передачи информации от ее хранилища к любому пользователю. Как видно из позиции суда, доведение до всеобщего сведения не всегда подразумевает совершение необходимых действий от конкретного лица. Субъектом права на использование произведения путем доведения его до всеобщего сведения может выступать лицо, обеспечивающее беспрепятственный доступ к произведению, выложенному на сайт пользователем.
Тот же вывод был сделан ФАС Северо-Западного округа в деле № А56- 57884/2014 Постановление ФАС Северо—Западного округа по делу № А56— 57884/2014 от 25.04.2014г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. — Режим доступа: www.consultant.ru. — Дата обращения: 10.03.2017г.. По мнению суда, размещение музыкальных произведений истцов пользователями на сайте ответчика (владельца информационного ресурса — социальной сети) обеспечило возможность получения любым лицом доступа к данным произведениям из любого места и в любое время по собственному выбору. Суды нижестоящих инстанций справедливо установили наличие вины ответчика, поскольку совершение действий по разработке специальных эффективных программ, позволявших предупредить размещение контрафактного контента, ответчиком доказано не было, а наличие в правилах пользования сайтом запрета для пользователей на размещение контрафактного контента достаточной мерой не являлось.
В практике Московского городского суда, куда обращаются правообладатели за защитой своих прав после вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно—телекоммуникационных сетях: Федеральный закон от 02.07.2013 № 187—ФЗ (ред. от 12.03.2014г.) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 27. — Ст. 3479; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 11. — Ст. 1100., есть множество примеров о привлечении в качестве ответчиков именно хостинг-провайдеров (на основании п. 4 ст. 1253.1 ГК РФ о возможности предъявления к ним требований, не связанных с применением мер гражданско-правовой ответственности), а не владельцев сайтов. Так, в декабре 2013 года Мосгорсуд в первой инстанции удовлетворил иск ООО «Телекомпания ПЯТНИЦА» к ООО «Интернет-Хостинг» о защите прав на телефильм «Американский жених», размещенный на сайте: amerikanskiy-zhenih.ru — без его согласия, путем пресечения действий по созданию технических условий, обеспечивающих размещение, распространение и иное использование телефильма на сайте. Ответчик по делу был определен с помощью открытого сервиса Whois, по данным которого услуги хостинга сайту предоставлял именно ответчик, при этом домен был зарегистрирован на другое лицо. Хостинг-провайдер не отрицал факта размещения телефильма на вышеуказанном сайте, но отметил, что заявленные исковые требования «невыполнимы с технической точки зрения», так как он является провайдером хостинга, а не владельцем сайта, разместившим у себя телефильм. Кроме того, телефильм с сайта был удален сразу после обращения правообладателя. Однако суд не согласился с этими доводами, посчитав их необоснованными и неподтвержденными какими-либо доказательствами, и указал, что в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ ответчиками по аналогичным искам могут выступать и информационные посредники, в том числе и хостинг-провайдеры, обеспечивающие возможность размещения и передачи в Интернете контента сайта.
В апелляционной жалобе ответчик настаивал, что на данный момент отсутствуют технические средства, позволяющие компании, предоставляющей хостинг и не являющейся ни владельцем, ни администратором Интернет-ресурсов, проверять размещаемую на них информацию, а для того, чтобы блокировать IP-адрес площадки, даже если на ней выложен нелегальный контент, необходимо предписание Роскомнадзора либо решение суда. Апелляционная инстанция также не согласилась с доводами ответчика и указала, что при нарушении интеллектуальных прав информационный посредник должен ограничить доступ к интернет-сайту с нелегальным контентом «вне зависимости от наличия технической возможности» (решение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 3-196/2013 Решение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 3—196/2013 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. — Режим доступа: www.consultant.ru. — Дата обращения: 10.03.2017г., Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.04.2014 по делу № 33-8586/2014 Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2014 по делу № 33—8586/2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. — Режим доступа: www.consultant.ru. — Дата обращения: 10.03.2017г.). Вопрос в том, что в отсутствие объективной возможности исполнить вступившее в законную силу решение Мосгорсуда хостинг-провайдер будет вынужден нести ответственность по законодательству РФ об исполнительном производстве Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229—ФЗ (ред. от 28.12.2016г.) // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 41. — Ст. 4849; Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 1 (Часть I). — Ст. 33. и УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63—ФЗ (ред. от 07.02.2017г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 7. — Ст. 1027., поэтому правовая база и правоприменительная практика нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Способом реализации авторского права на произведение является доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Данный способ как правило представляет собой помещение произведения в компьютерную сеть. Данный способ реализации авторских прав похож на передачу в эфир, однако имеет существенное отличие — лицо которое поместило произведение в компьютерную сеть, как правило не осуществляет каких-либо активных действий, которые были бы направлены на сообщение данного произведения неограниченному кругу лиц. При данном способе реализации авторского права большую роль играют конечные пользователи, которые сами отыскивают данное произведение и используют его Канатов Т.К. Права автора произведения: имущественные права // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы II международной научно—практической конференции (г. Уфа, 23 января 2012 г.). — 2012. — С. 123..
Перевод произведения, или иная переработка произведения сами по себе не являются полноценными способами использования произведения, однако они могут осуществляться только с разрешения правообладателя. Перевод произведения представляет собой вид речеязыковой деятельности человека, направленный на интерпретацию смысла произведения с одного языка на другой. Переработка представляет собой создание определенного производного произведения на основе первичного. Таким образом переработка не представляет собой внесение чего-либо нового с исходное произведение, что таким образом отличает данный вид использования от тесно связанного с личностью права на неприкосновенность произведения. Частным самостоятельным видом переработки произведения выступает переработка программного обеспечения ЭВМ Жаворонков В.А. Имущественные и не имущественные права автора произведения: их защита от плагиата // Проблемы борьбы с преступностью: российский и международный опыт: Сборник научных трудов. — 2013. — № 3. — С. 74..
Право доступа относительно произведения, заключается в том, что автор произведения художественного искусства — художник, скульптор и т.д., имеет право требовать от правообладателя оригинала, созданного автором произведения предоставления фактической возможности осуществлять воспроизведение данного произведения. Обратим внимание на то, что право доступа служит не только средством обеспечения имущественных прав автора, но и во многом способствует реализацию автором своих личных неимущественных прав на всеобщее обнародование произведения.
Отдельным, уникальным правом использования произведения, является право следования. Данное право представляет собой правопритязание автора произведения на получение определенного вознаграждения с перепродажи произведения. Иными словами, несмотря на факт первичной продажи произведения автором, за ним все равно сохраняется право на получение определенных процентов с суммы перепродажи произведения. Право следования также характерно для авторов-художников, скульпторов, создателей изобразительных произведений искусства Жаворонков В.А. Имущественные и не имущественные права автора произведения: их защита от плагиата // Проблемы борьбы с преступностью: российский и международный опыт: Сборник научных трудов. — 2013. — № 3. — С. 74..
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: имущественное право автора произведения представляет собой использование созданного автором произведения в любой форме и любым способом. В действующем гражданском законодательстве в п. 2 ст. 1270 ГК РФ приведен общий перечень использования авторских прав. Отметим, что указанный выше по тексту перечень использования авторских прав в отношении произведения не является исчерпывающим, а представляет собой скорее основные способы подобного использования, которые могут трансформироваться и модифицироваться исходя из характера и специфичных признаков произведения.
2.2 Личные неимущественные права авторов
В статье 1255 ГК РФ перечень авторских прав дан без выделения в нём личных неимущественных прав в явной форме, что может создавать проблемы применения законодательства об их защите. Кроме того, сегодня часть прав традиционно определяемых как личные неимущественные, всё чаще становится предметом оборота. Например, передаётся, и на возмездных основаниях в том числе, право на обнародование произведения. В то же время следует помнить, что неопределённость такой классификации личных неимущественных прав автора может быть связана с существенными различиями в составе личных неимущественных прав для различных категорий объектов Близнец И.А. Авторское право и смежные права. — М.: Проспект, 2016. — С. 185..
Право авторства — основное личное неимущественное право автора, представляет собой право признание конкретного лица автором конкретного произведения. Право авторства служит основой для иных авторских прав, именно право авторства предопределяет использование имущественных прав и личных неимущественных авторских прав. Касаемо возникновения авторского права — то им признается момент, когда автор фактически заявит о своей связи с созданным произведением.
С правом авторства тесно связано право автора на имя, которое состоит в предоставлении автору права по своему выбору использовать или разрешать использование произведения под своим подлинным именем, под вымышленным именем или без указания имени, т.е. анонимно.
Право авторства и право автора на имя являются личными неимущественными правами. Они неотчуждаемы и непередаваемы, т.е. остаются у автора как в случае предоставления им права использования произведения другому лицу, так и в случае передачи исключительного права на произведение другому лицу. Отказ автора от этих прав ничтожен. Содержание права на неприкосновенность произведения состоит в том, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений, и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (ч.1 п.1 ст. 1266 ГК РФ). Для защиты своих интересов автору достаточно доказать лишь сам факт внесения изменений или дополнений в произведение Курбатов А.А. К вопросу о личных неимущественных правах автора // Бизнес в законе. — 2012. — № 5. — С. 31..
Право на обнародование произведения позволяет автору решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики. Содержание данного права состоит в том, что автор может самостоятельно осуществлять действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения. Традиционно данное право относят к личным неимущественным правам, но на самом деле очевидна его тесная связь с имущественными правами, поскольку осуществление права на обнародование является той предпосылкой, без которой невозможно использование произведения и, следовательно, осуществление исключительного права Близнец И.А. Авторское право и смежные права. — М.: Проспект, 2016. — С. 201..
Право на отзыв произведения — это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (ст. 1260 ГК РФ). Право на отзыв является безусловным правом автора, он не обязан объяснять причины и мотивы, по которым он пришёл к соответствующему решению, уважительность или неуважительность принятого решения юридического значения не имеют. Например, причинами, по которым автор может возжелать реализовать право на отзыв, могут быть изменения взглядов сравнительно с тем, как они изложены в произведении. Несмотря на его тесную связь с правом на обнародование, право на отзыв носит самостоятельный характер. После оповещения автором об отзыве своего ранее обнародованного произведения оно охраняется в режиме необнародованного произведения. Это влияет и на случаи свободного использования такого Хатламаджиян К.А. Право на отзыв произведения: природа, содержание и последствия реализации // Хозяйство и право. —2012. — № 5. — С. 92..
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: имущественным является право автора на использование произведения в любой форме и любым способом. Автор обладает следующими имущественными правами: воспроизведение произведения; распространение произведения; публичный показ произведения; импорт оригинала или экземпляра произведения в целях распространения; прокат оригинала или экземпляра произведения; публичное исполнение произведения; сообщение в эфир; сообщение по кабелю; ретрансляция; перевод или другая переработка произведения; практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта; доведение произведения до всеобщего сведения.
Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и полностью сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Заключение
Таким образом, рассмотрев в рамках данной курсовой работы вопросы, касающиеся субъектов авторского права, мы пришли к нижеследующим выводам.
1. Основными субъектами авторского права являются непосредственно авторы — физические лица создатели произведений литературы, науки, искусства и т.д. Авторы приобретают авторские права на произведение с момента фактического его создания, т.е. с момента, когда оно может быть объективно воспринято другими лицами. Авторские права авторов входят в содержание гражданской правоспособности.
2. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух и более лиц, принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение. Важнейшим условием соавторства является то, что вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т.п. Закон выделяет два вида коллективных произведений и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное. Раздельное: когда произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, т.е. когда можно определить автора соответствующей части. Нераздельное: когда произведение образует неразрывное целое, т.е. когда принадлежность отдельной части конкретному автору соавторами не указывается.
3. Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. В отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права переходят к наследникам как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу.
4. Имущественное право автора произведения представляет собой использование созданного автором произведения в любой форме и любым способом. В действующем гражданском законодательстве в п. 2 ст. 1270 ГК РФ приведен общий перечень использования авторских прав. Отметим, что указанный выше по тексту перечень использования авторских прав в отношении произведения не является исчерпывающим, а представляет собой скорее основные способы подобного использования, которые могут трансформироваться и модифицироваться исходя из характера и специфичных признаков произведения.
5. Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора). Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и полностью сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: основной закон от 12 декабря 1993 г. ; (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) ; с изм. и доп. (в ред. от 21.07.2014 № 11—ФКЗ) // Российская газета. 1993.25 декабря (№ 237) ; Российская газета. 2014. 23 июля.
2. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений: принята 09.09.1886г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. 2017. № 7. Ст. 1031.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63—ФЗ (ред. от 07.02.2017г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. 2017. № 7. Ст. 1027.
5. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229—ФЗ (ред. от 28.12.2016г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849; Собрание законодательства РФ. 2017. № 1 (Часть I). Ст. 33.
6. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2006 № 231—ФЗ (ред. от 30.12.2015г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5497; Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть I). Ст. 51.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно—телекоммуникационных сетях: Федеральный закон от 02.07.2013 № 187—ФЗ (ред. от 12.03.2014г.) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3479; Собрание законодательства РФ. 2014. № 11. Ст. 1100.
8. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07.1993 № 5351—1 (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.
Материалы судебной практики
9. Постановление ФАС Московского округа по делу № А40—8197/11—26—57 от 29.10.2015г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 10.03.2017г.
10. Постановление ФАС Северо—Западного округа по делу № А56— 57884/2014 от 25.04.2014г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 10.03.2017г.
11. Решение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 3—196/2013 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 10.03.2017г.
12. Апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2014 по делу № 33—8586/2014 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 10.03.2017г.
Учебная и научная литература
13. Абрамова Е.Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2016.
14. Алексеев С.С. Гражданское право: учебник. М.: Проспект, 2015.
15. Близнец И.А. Авторское право и смежные права. М.: Проспект, 2016.
16. Говорун Д.И. Ответственность за нарушение авторских прав в сети Интернет // Бизнес в законе. 2015. № 4.
17. Гонгало Б.М. Гражданское право: учебник. М.: Статут, 2016.
18. Добрикова Е.П. Авторские права // Юрист ВУЗа.2016. № 3.
19. Жаворонков В.А. Имущественные и не имущественные права автора произведения: их защита от плагиата // Проблемы борьбы с преступностью: российский и международный опыт: Сборник научных трудов. 2013. № 3.
20. Жарова А.К. Защита интеллектуальной собственности: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2015.
21. Зенин И.А. Субъекты и объекты интеллектуальных авторских прав // Право интеллектуальной собственности. 2012. № 4.
22. Канатов Т.К. Права автора произведения: имущественные права // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы II международной научно—практической конференции (г. Уфа, 23 января 2012 г.). 2012.
23. Крашенников П.В. Гражданский кодекс Российской Федерации: Авторское право. Права, смежные с авторскими: постатейный комментарий к главам 69—71. М.: Статут, 2014.
24. Кряжев В.А. Соавторство на музыкальные произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.2014. № 1.
25. Курбатов А.А. К вопросу о личных неимущественных правах автора // Бизнес в законе. 2012. № 5.
26. Плиева С.В. Имущественные права авторов // Аграрное и земельное право.2015. № 11.
27. Рощупкин Д.Г. Имущественные права авторов. Воронеж: Из—во Воронежского государственного университета, 2013.
28. Суханов Е.А. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. М.: Статут, 2013.
29. Черкашина О.В. Коллективное и доверительное управление исключительными авторскими правами: монография. М.: РПА МинЮста России, 2013.
30. Хатламаджиян К.А. Право на отзыв произведения: природа, содержание и последствия реализации // Хозяйство и право. 2012. № 5.
Размещено на