Содержание
Введение..3
ГЛАВА I. ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ…5
1.1Основные понятия и определения..5
1.2Покупка и стоимость покупки (приобретения).8
1.3Контроль…16
1.4Слияние (объединение) долей капитала…19
ГЛАВА II. ОСНОВЫ РАСЧЕТА СИНЕРГИИ И ГУДВИЛЛА..21
2.1 Расчет синергии…21
2.2 Расчет Гудвилла…25
2.3 Схема объединения компаний…27
Заключение.28
Список используемой литературы..29
Выдержка из текста работы
Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежат объединения предприятий, фирм в совокупные структуры. На практике сложились различные типы объединений предприятий, которые отличаются по целям, характеру хозяйственных отношений между своими участниками, а также по степени самостоятельности предприятий, входящих в объединение. Это картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы.[1]
Актуальность темы «Объединение предприятий как способ повышения их конкурентоспособности» обусловлена:
1.Быстрым развитием предприятий в данном направлении.
2.Успешным развитием рынка при наличии объединений предприятий.
В данной курсовой работе рассматриваются отдельные типы объединений предприятий, наиболее распространенных в экономике развитых стран и получающих развитие в российской экономике.
Целью курсовой работы «Объединение предприятий как способ повышения их конкурентоспособности» является:
1.Рассмотрение понятий объединения предприятий и конкурентоспособности.
2.Рассмотрение отдельных видов объединений предприятий.
3. Рассмотрение видов конкурентоспособности.
Данная работа имеет традиционную структуру ивключаетвсебя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цели, охарактеризованы источники информации.
Глава первая раскрывает общие вопросытемы «Объединение предприятий как способ повышения их конкурентоспособности», общие понятия, термины, изучаются формы различных объединений предприятий. Также более подробно рассматриваются внутренние структуры предприятий и формы их взаимодействия.
Глава вторая носит практический характер. На основании полученных данных делается расчет экономических показателей предприятия и оптимальной формы объединения предприятий в современной экономике.
Теоретической основой для выполнения курсовой работы послужила учебная экономическая литература, экономические журналы, информация Интернета.
1 ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Понятие объединение предприятий
С точки зрения организационных форм взаимодействия предприятий в сфере производства и обращения необходимо выделить следующие типы их объединения: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, диверсифицированный концерн.[3]
Картель представляет собой такую форму гласных или негласных договорных отношений между независимыми предприятиями, в соответствии с которой проводится единая политика цен, осуществляется разделение рынков сбыта, согласовываются условия взаимного обмена патентами, лицензиями и т.п. Следовательно, картельные соглашения предприятий непосредственно определяют рамки рыночного поведения партнеров по соглашению, не затрагивая их производственную деятельность.
Синдикат — это такая форма объединения предприятий, при которой они сохраняют юридическую самостоятельность в отношении их производственной деятельности, но утрачивают ее в отношении сбыта своей продукции. С целью реализации продукции создается общая контора или предприятие, которое занимается сбытом продукции. Распределение доходов между предприятиями осуществляется в соответствии с долей (квотой) каждого из них в общем объеме произведенной и реализованной продукции. Как правило, в синдикаты объединяются предприятия, выпускающие однородную продукцию. [6]
Трест предполагает такое объединение предприятий, при котором они утрачивают свою юридическую и экономическую самостоятельность в области, как сбыта, так и производства. Значимость каждого предприятия в таком объединении определяется пакетом акций, которым владеет каждое из них и в соответствии, с которым осуществляется распределение доходов между ними. Особенностью треста является то, что он несет всю полноту ответственности всем своим имуществом за результаты хозяйственной деятельности всех входящих в него предприятий. [6]
Концерн представляет собой такое объединение независимых предприятий, при котором устанавливается в той или иной мере финансовый контроль головной фирмы. Она несет ответственность за хозяйственную деятельность объединенных предприятий в пределах принадлежащих ей пакетов акций каждого из них.
В связи с процессом диверсификации производственной и коммерческой деятельности начиная с 60-х гг. наметились два направления консолидации хозяйственной деятельности предприятий: конгломератизация и диверсифицированная концернизация. [4]
Конгломерат — это многоотраслевое объединение, возникающее в результате интенсивной экспансии головной фирмы в многочисленные, но мало связанные между собой отрасли хозяйственной деятельности. Между входящими в конгломерат предприятиями отсутствует технологическое и функциональное единство. Экспансия головной фирмы осуществляется путем скупки контрольных пакетов акций тех или иных предприятий.[7]
Основными чертами конгломерата является:
Во-первых, отсутствие отраслевого ядра.
Во-вторых, диверсификация конгломерата осуществляется в основном путем поглощения, подчинения уже функционирующих предприятий. Поэтому, если с точки зрения объединения конгломеративного типа допустимо говорить о диверсификации производства и сбыта, то с точки зрения потребителей подобного рода манипуляции с предприятиями не приводят к ощутимым изменениям в удовлетворении их потребностей. Дело в том, что предприятия меняют только собственников, тогда как их производственные программы остаются неизменными, а, следовательно, на рынках не появляются новые товары и услуги, и поэтому нельзя говорить о реальном процессе диверсификации производства.
В-третьих, в конгломерате ведущую роль играют банки и другие финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют поглощение и подчинение предприятий через интенсивную спекулятивную деятельность на биржах, включая выпуск обратимых привилегированных акций и облигаций с последующим их обменом на акции поглощаемых фирм.[9]
Диверсифицированные концерны представляют собой многоотраслевые корпорации со сложной структурой взаимосвязей предприятий, объединенных системой участия, производственной кооперацией, патентно-лицензионными соглашениями, общими научно-исследовательскими и производственно-технологическими программами, единой системой финансирования.[10]
В отличие от конгломератов диверсифицированный концерн сохраняет явно выраженное отраслевое ядро своей деятельности, т.е. имеет вполне определенный отраслевой профиль выпускаемой конечной продукции. Поэтому в нем, как правило, объединяются предприятия смежных отраслей, поставляющих необходимые материалы и сырье, комплектующие изделия, узлы, детали, агрегаты, что не исключает возможности открытия принципиально новых направлений деятельности. Однако это базируется на научно-техническом и производственном потенциале корпораций. У диверсифицированного концерна расширение гаммы предлагаемых товаров и услуг происходит, как правило, за счет внутренней, а именно производственной диверсификации путем развертывания по детальной и технологической специализации, организации выпуска новых материалов и изделий.[13]
1.2 Понятие конкурентоспособности предприятий
Конкурентоспособность предприятия — это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм, как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.[14]
Таким образом, конкурентоспособность фирмы — понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента — нет. Оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами.
Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:
1. Соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью.
2. Соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция.
3 Соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма. Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящиеся к родственным сегментам рынка. При этом фирмы находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.[3]
Далее, исходя из того, что конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов фирмы, для ее оценки необходимо выбрать критерии продуктивности использования ресурсов. В том случае, если деятельность фирмы связана с извлечением прибыли, а совокупные ресурсы оцениваются в денежном выражении, продуктивность использования ресурсов фирмой может быть оценена показателем рентабельности производства, т.е. отношением прибыли, полученной в том или ином периоде, к истраченным в том же периоде ресурсам, оцененным как издержки производства.
Кроме этого, для объективной оценки конкурентоспособности фирмы ее руководству необходима возможность слежения рынка, особенно за пределами страны.[1]
Сложность, а иногда и полное отсутствие доступа к информации о деятельности конкурентов может со……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2. Брагин Л.А. Торговое дело: Экономика и организация. — Москва, ИНФРА-М; 2011.
3. Горфинкель В.Я, Швандар В.А. Экономика организаций (предприятия). — М.: Юнити — Дана, 2009.
4. Задоя А.А., Петруня Ю.Е Основы экономики: Учеб. Пособие. — К.: Вищашк. — Знания, 2008.
5. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2010.
6. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов — М.: Высшая школа, 2009..
7. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник.- СПб., 2011.
8. Поникаров В.А. Мировая экономика: Учебное пособие — М.: Издательство «Палеотип», 2011.
9. Спиридонов, И. А. Мировая экономика [Текст]: учебное пособие для вузов / И. А. Спиридонов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008.
10. Экономическая теория / Под ред. Давыденко Л.Н. — Минск. Вышейшая школа, 2009.
11. Экономическая теория: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ФГОУ ВПО «СКАГС», 2009.
12.
13.14.