Содержание
Введение3
Глава 1. Сюжетно ролевая игра, особенности и роль в развитии дошкольников
1.1.Возникновение, классификация, особенности сюжетно ролевых игр6
1.2. Структура ролевых игр, особенности обучения дошкольников ролевым играм11
Выводы по первой главе16
Глава 2 Значение и использование сюжетно –ролевых игр с детьми с умственной отсталостью
2.1. Особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью17
2.2. Обучение дошкольников с умственной отсталостью сюжетно –ролевым играм22
Выводы по второй главе28
Заключение29
Список использованной литературы31
Выдержка из текста работы
Развитие ребенка дошкольного возраста связано с формированием предметной, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Но главной, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка.
В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Игра не разъединяет, а, напротив, объединяет мир взрослых и мир детей, обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни.
Проблеме игры детей дошкольного возрастов посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, 3. М. Богуславская и др.).
Игра для ребенка является самой любимой и всепоглощающей деятельностью. Возможно, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится, относясь к игре очень серьезно и щедро вкладывая в нее свои эмоции.
Одним из видов творческих игр детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. В отечественной психологии сюжетно-ролевая игра понимается как деятельность, социальная по происхождению, содержанию и структуре (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Д.Б. Эльконин считал, что игра — это «воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми».
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития познавательной деятельности. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
При нормальном психическом развитии дети к старшему дошкольному возрасту овладевают сюжетно-ролевой игрой. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, а не конкретные предметные действия; в игре появляются предметы-заместители. Сюжетно-ролевая игра требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений, на усвоение ими нравственных норм, на развитие личности ребенка в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре – при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения.
Другим путем идет развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. В дошкольной олигофренопедагогике необходимым условием, обеспечивающим максимальное развитие дошкольника с нарушением интеллекта, является организация целенаправленного процесса воспитания и обучения (О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.). Только при специально выстроенном коррекционного-педагогическом процессе для ребенка с нарушением интеллекта создаются условия для развития его потенциальных возможностей, расширения «зоны ближайшего развития» и формирования ведущих видов детской деятельности. Только специальная организация коррекционно-развивающей работы и включение в нее дошкольника с нарушением интеллекта обеспечат формирование структурных компонентов игровой деятельности и создадут необходимые предпосылки к развитию ребенка на последующих возрастных этапах.
Изучение сюжетно-ролевой игры детей с нарушением интеллекта, определение ее роли в их психическом развитии и содержании коррекционно-педагогической работы в дошкольный период представляется малоизученной и остро актуальной проблемой для развития современной коррекционной педагогики.
Цели исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка содержания коррекционной работы по развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Объект исследования – развитие сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования – коррекционная работа по развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: процесс развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта характеризуется качественным своеобразием, которое выражается в отсутствии сюжетно-игровых действий, в стереотипном и неадекватном использовании игрушек, в отсутствии логики и последовательности совершаемых действий; включение детей в специально организованную игровую деятельность позволит выявить их потенциальные возможности, будет способствовать положительной динамике в овладении игровыми действиями и создаст благоприятные условия для психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для подтверждения гипотезы и реализации целей исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
2. Изучить особенности развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
3. Разработать и опытно-экспериментальным путем апробировать содержание коррекционной работы по развитию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования), эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, анализ документов, анализ продуктов деятельности детей, эксперимент), математические (качественно-количественный анализ экспериментальных данных).
Глава 1. Теоретические вопросы изучения сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
1.1. Сюжетно-ролевая игра, характеристика и ее роль в дошкольном возрасте
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития (В. Штерн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
В отечественной психологии сформировался взгляд на игру как на важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме. Игра не разъединяет, а, напротив, объединяет мир взрослых и мир детей, обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни.
Проблеме игры детей дошкольного возрастов посвящены многие исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др.), в других исследованиях определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е. И. Радина, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова, 3. М. Богуславская и др.).
Огромно влияние….
Список литературы
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. — М. – Воронеж: АПСН, 1995. – 280 с.
2. Введение в психологию [Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М.: издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
3. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. — №8. — С.66-74.
4. Выготский, Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей [Текст] // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М, 1983. С. 34-49.
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6-ти т. / Л.С. Выготский. — М., 1982 – 1984. Т. 2. – 251 с.
6. Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Книга для воспитателя [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.
7. Гаврилушкина, О.П. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом [Текст] / О.П. Гаврилушкина // Дефектология. – 1987. – №5. – С.48-53.
8. Гаврилушкина, О.П. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. — М.: Просвещение, 1991. — 134с.
9. Газман, О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века [Текст] / О. Газман // Забота – поддержка – консультирование. / под ред. Н.Б. Крыловой. Выпуск № 6. – М.: ИННОВАТОР, 1996. – С. 11-38.
10. Гилевич, И.М. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха [Текст] / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология. — 1996. — № 6. — С. 44-51.
11. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. — М., 2002.
12. Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
13. Дошкольное образование России в документах и материалах [Текст]: Сборник действующих нормативно-правовых и программно-методических материалов. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 472с.
14. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан и др.; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – С. 26.
15. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба : вопросы теории и практики [Текст] / И. В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 322 с.
16. Екжанова, Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности [Текст] / Е.А. Екжанова. – СПб: Сотис, 2002. – 256 с.
17. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта [Текст]: методические рекомендации / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. — М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
18. Екжанова, Е.А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева // Дефектология. — 2000. — №3. – С.66-78.
19. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст]: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С.Д. Забрамная. — М.: Просвещение, 1988. — 94 с.
20. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями [Текст] / Д.В. Зайцев // Социологические исследования. — 2004.- № 7.- С. 127-132.
21. Зарецкий, В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме [Текст] / В.К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 1. — С. 83-95.
22. Ильин, Е.Н. Психология [Текст]: учебник для средних учебных заведений / Е.Н. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
23. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей [Текст] / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: ВЛАДОС, 2006.
24. Исаева, Т.Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью [Текст]: диссертация / Т.Н. Исаева. – М., 2001. – 147 с.
25. Казакова, Е.И. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) [Текст] / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына. — СПб., 1997. — 160 с.
26. Калинина, Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст] / Р.Р. Калинина. — СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
27. Кандыбович, Л. А. Психология / Л. А. Кандыбович, М.М.Дьяченко, Минск, 1998. – 399 с.
28. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. — М.: Владос, 2005. — 207с.
29. Катаева, А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых) [Текст] / А.А. Катаева. – М., 1977. – 33 с.
30. Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2006. — №7. – С.81-84.
31. Лапошина, Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения [Текст] / Э.В. Лапошина // Дефектология. — 1991. — №6.- С.72-77.
32. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. — 1997. — С. 3-15.
33. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст] / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.
34. Митина, Л.М. Учитель на рубеже веков : психологические проблемы [Текст] / Л.М. Митина // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 3–5.
35. Мозговой, В.М. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 224 с.
36. Назарова, Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена [Текст] / Н.М. Назарова // Компенсирующее облучение: опыт, проблемы, перспективы. Ч. 1. — М., 1996. — С. 28-38
37. Нижегородцева Н.В. Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001. — 256 с.
38. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. — 2005. — №8. — С.95-100.
39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2006. – 203 с.
40. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст]: учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарина, Н.Д. Соколовой. — СПб: ЛОИУУ, 1996. — 95 с.
41. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. – М.: Педагогика, 2004. – 278 с.
42. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
43. Психология. Словарь [Текст] / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Изд-во политической лит-ры, 1990.– 492 с.
44. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий [Текст] / авт.-сост. Т.Н.Гордеюк, Л.И.Егошкина; под ред. Ю.В.Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
45. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1-3 апреля 1998 г.). — СПб., 1998. — 126 с.
46. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников [Текст]: учеб.-метод. пособие / под ред. О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай. — М.: Флинта : МПСИ, 2009. — 152 с.
47. Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе // Начальная школа. – 2004. — №5. – С..67-69.
48. Сводина, В.И. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом [Текст] / В.И. Сводина // Дефектология. – 1998. — №6. — С. 38-41.
49. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2005. – 184 с.
50. Трудности развития у детей: виды, характеристика, коррекционные подходы / Под ред. Е.Л.Инденбаум. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2002.
51. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. – 2005. — №3. – С.53-57.
52. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования — К.: Освита, 2006. – 278 с.
53. Шипицына, Л.М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России [Текст] / Л.М. Шипицына // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. — С. 19-30.
54. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянгун, Н.Н. Яковлева; под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.
55. Шматко, Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России [Текст] / Н.Д. Шматко // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. — СПб., 1996. — С. 13-19.
56. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. — М: Учпедгиз, 2006. – 456 с.
57. Ярская-Смирнова, Е.Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов [Текст] / Е.Р. Ярская-Смирнова, И.И. Лошакова // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106.