Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы обучения русскому языку в начальной школе в условиях двуязычия……………………………………………………..6
1.1.Анализ основных проблемных вопросов обучения русскому языку в начальной школе в условиях двуязычия……………………………….6
1.2. Условия и принципы обучения русскому языку в начальной школе в условиях двуязычия……………………………………………………………12
1.3. Семья как основа обучения русскому языку в начальной школе в условиях двуязычия……………………………………………………………..22
Глава 2. Практическая часть……………………………………………….31
2.1. Выбор способов и средств обучение русскому языку в условиях двуязычия…………………………………………………………………………31
2.2. Цели и задачи обучения русскому языку детей начальной школы в ситуации двуязычия посредством воспитания культуры……………………..32
2.3. Экспериментальная часть……………………………………………38
Заключение………………………………………………………………….61
Список использованной литературы………………………………………64
Выдержка из текста работы
Одной из актуальных проблем в преподавании русского языка является, качество фактического языкового материала в учебниках по русскому языку для начальной школы. Иногда в упражнениях и заданиях встречаются такие языковые факты, которые дети в начальной школе не встречают вообще или на момент той или иной темы они с этими фактами ещё не знакомы. В нашей работе мы проанализируем адекватность языкового материала в учебниках по русскому языку уровню и объему знаний младших школьников.
Объектом исследования являются учебники «Русский язык» в различных УМК.
Предмет исследования — типы сказуемого и способы морфологического выражения главных членов в упражнениях.
В связи с заявленной целью были определены задачи исследования:
выявление типов сказуемого в упражнениях учебников «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
определение способов выражения подлежащего и сказуемого в учебниках «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
наличие других, не изучаемых в начальной школе, типов сказуемого в упражнениях и других (кроме существительных и местоимений) способов выявления подлежащих.
В нашей работе использовались следующие методы исследования:
метод сплошной выборки при сборе фактического материала;
метод лингвистического наблюдения;
описательный метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы, учебно- методической литературы.
Глава 1. Теория главных членов предложения
.1Подлежащее и способы его выражения
Подлежащее как структурно- семантический компонент предложения имеет следующие свойства: входит в структурную схему предложения ( в группу главных членов); обозначает предмет речи (субъект мысли); содержит «данное»; выражается именем в форме именительного падежа; занимает позицию перед сказуемым; является структурно независимым словом, подчиняющим сказуемое в двусоставном предложению [2 ].
В конкретных высказываниях под влиянием характера выражаемой мысли, цели высказывания, коммуникативного аспекта и т.д. подлежащее может не иметь полного набора указанных свойств, поэтому в его определение включаются наиболее существенные признаки: подлежащее — это главный независимый член предложения, обозначающий предмет речи (мысли) и выраженный именем в именительном падеже.
Общим вопросом к подлежащему, обусловленным указанными выше семантическими свойствами, является классический вопрос: о чём говорится в предложении? Этот вопрос позволяет выявить предмет речи (мысли) — логический субъект и «данное». Естественно, что при нетипичном подлежащем, когда отсутствуют какие-либо из выделенных признаков, этот вопрос не всегда возможен. Так, при актуализации подлежащего, когда оно обозначает «новое», и в некоторых других случаях этот вопрос не может быть поставлен, так как он ориентирован на обозначение подлежащим «данного».
Вопросы к т о? и ч т о? отражают разграничение в семантике подлежащего деятеля, носителя признака и т.д. [ 13].Серия остальных вопросов конкретизирует, детализирует семантику подлежащего.
Типичным способом выражения подлежащего являются существительное и местоимение: существительное называет предмет речи (мысли), а местоимение указывает на него, поэтому местоимения часто заменяют подлежащее, выраженное существительным.
Подлежащее, выраженное именем существительным в именительном падеже, может обозначать живое существо, неживой предмет, абстрактное понятие, явление природы и т.д. в соответствии с категориальным значением предметности, свойственным существительному как части речи [2 ]. Например: Человек создан для счастья , как птица для полёта(Короленко);
Орденом осени ржавый лист
Силою ветра к груди приклеен (Багрицкий);
Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть(А.П. Чехов);
Язык растет вместе с культурой (А.Н. Толстой).
Подлежащее может быть выражено местоимениями. Наиболее частотны подлежащие, выраженные личными местоимениями:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…(А.С.Пушкин)
Никогда не требуется строгой законченности, если она не ведёт к высокой цели (Павленко).
В естественной речи вопрос о деятеле и носителе признака является полным предложением. Например: А кто может решить этот вопрос? (Серебровская);
А что вас, собственно, интересует?- спросил Олексин (Б.Васильев). В таких вопросах в сказуемых названы известные действия, а местоимения замещают предмет речи, поэтому в ответных предложениях подлежащее будет выразителем «нового».
Из указательных местоимений чаще других в роли подлежащего функционирует слово э т о, семантическая значимость которого определяется тем, что оно вмещает. Э т о в роли подлежащего может указывать на предложение или ряд предложений, на существительное или инфинитивное словосочетание, а также на наглядно-чувственные образы, вводя их в структуру выражаемой мысли. Например: У нас не может быть науки, разъединённой с жизнью: Это противно нашему характеру (Герцен); Вронский и Анна продолжали сидеть у маленького стола.
Это становится неприлично, — шепнула одна дама указывая глазами на Каренину, Вронского и её мужа… (Л.Н.Толстой).
При подлежащем э т о местоимения к т о и ч т о обычно выполняют функцию сказуемого. Например:
Что это у тебя?
Кораблик (Яковлев);
Кто это?
Это мой друг. (Б.Васильев).
Особого внимания требуют относительные местоимения, выполняющие роль подлежащего в придаточных предложениях. Например: Кто работает,тот не скучает (М.Горький);Был тот особый вечер, какой бывает только на Кавказе (Л.Н. Толстой).
Из других разрядов местоимений употребляются в роли подлежащего субстантивированное местоимение в с е , неопределённые к т о — т о и ч т о- т о, отрицательное н и к т о и др. Например: Снова замерло все до рассвета (Исаковский); Нет, не забудет никто никогда школьные годы (Долматовский). 3.Позицию подлежащего могут занимать все части речи, однако только часть их подвергается субстантивации, то есть приобретает некоторые свойства существительных. Так, субстантивированные прилагательные и причастия сочетают категориальное значение предметности со значением признака, то есть одновременно называют лица, предметы и т.д. и обозначают их признаки. Например: Большое видится на расстоянье (С.А.Есенин);
Разумное и нравственное всегда совпадает (Л.Н.Толстой).
Особо следует выделить подлежащее, выраженное инфинитивом. Инфинитивное подлежащее — самое ёмкое в семантическом отношении, так как инфинитив в своем категориальном значении сочетает свойства глагола и существительного. Бесспорные случаи инфинитивного подлежащего можно иллюстрировать следующими примерами: Жить только для семьи — это животный эгоизм, жить для одного человека — низость, жить только для себя — позор (Н.Островский).
.Подлежащее может быть выражено цельным словосочетанием, рядом однородных членов и др.: На солнышке Полкан с Барбосом лёжа грелись Крылов). Подлежащие могут быть выражены и иными типами словосочетаний:
совместности , которые состоят из существительного или местоимения в именительном падеже, к которому при помощи союза "С" присоединяется существительное или местоимение в творительном падеже; сказуемое при этом стоит в форме множественного числа: Тихоня с Ворчуном стали самими близкими друзьями Белоснежки. Но: Король по важным государственным вопросам с королевой никогда не советовался (Грим).
количественные, которые включают в себя слово с количественным значением (числительное, существительное, наречие) и зависимое от него существительное (или субстантивированное слово) в родительном падеже: Все семь гномиков занимались добычей драгоценных камней. Часть камней они отдавали Горному троллю — хозяину леса. Несколько самых красивых изумрудов они оставляли себе и потом меняли их на еду (Грим). Именно количественные словосочетания в роли подлежащего могут "обойтись" без именительного падежа, если называют приблизительное количество (в этом случае они включают предлоги "около" и "от … до"): Около трехсот принцев добивались руки Белоснежки. От десяти до двадцати принцев ежедневно приезжали в королевство для личного знакомства с красавицей принцессой(Грим).
выделительные, в состав которых, входит местоимение, существительное, числительное, прилагательное в превосходной степени, далее предлог "ИЗ" и существительное или субстантивированное слово: Трое из гномиков сразу же пошли мыть руки. "Любой из нас готов помочь тебе!" — закричал самый толстый из гномиков (Грим).
неопределенности или всеобщности, которые состоят из неопределенного или отрицательного местоименнного существительного вместе с определяющим его прилагательным или причастием: Что-то необычное творилось в этот день в королевстве (Грим).
фразеологизмы, то есть устойчивые сочетание слов : В жизни королевы наступили черные дни (Грим).
. Подлежащее с лексическим значением приблизительности времени, количества предметов и т.д. может быть выражено и не именительным падежом: Прошло около часа; Пришло до ста человек и т.д.
. Количественным числительным: "Восемь больше пяти", — заключил умный Добряк.
. Подлежащее может быть выражено целым предложением. Это не означает, что какое-то предложение целиком выделяется как подлежащее, но функция подлежащего для него определяется. Прежде всего эта функция выделяется для придаточной изъяснительной части, когда она вытесняет подлежащее из главной, в результате чего главная часть рассматривается как двусоставное предложение неполное: "Хорошо, что ты теперь живешь вместе с нами!" — сказали гномики после вкусного обеда (Грим).. В прямой речи примера представлено сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным, которое стоит на месте пропущенного в главной части подлежащего [это] хорошо…
Во-вторых, позиция подлежащего может быть занята прямой речью: "Что-то с этой старушкой не так!" — мелькнуло в голове у Белоснежки (Грим).
.Не ясен вопрос о подлежащем в таких предложениях, как Пароходов было два; Впечатлений — тьма! Одни ученые считают такие предложения двусоставными: в одном составе называется предмет высказывания (субъект), в другом дается определение качества (предикат). Первый состав — подлежащее, второй — сказуемое. Некоторые ученые рассматривают такие предложения как переходные между двусоставными и односоставными (безличными).
Таким образом, подлежащее может быть выражено любой частью речи, целым словосочетанием и даже предложением, поскольку обозначает субъект мысли, не имеющей ограничений в своем проявлении.
.2 Типы сказуемого и способы их выражения.
Сказуемое и его основные типы
Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени) [2].
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
Простое глагольное сказуемое, способы его выражения
Простое глагольное сказуемое может выражаться однословно и неоднословно.
Простое глагольное сказуемое — одно слово:
со значением интенсивности действия:
Он только и дела
) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим: Он читал/ читает/ будет читать/ читал бы / пусть читает/ эту книгу.
) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует: А шапка бац прямо на пол. Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.
Простое глагольное сказуемое — словосочетание:
. Простое глагольное сказуемое- фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание — может иметь следующее строение и типовое значение:
) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
Я иду, иду, а до леса еще далеко.
) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществленное действие:
Вот уж сказал так сказал.
) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:
Сам спать не спит и другим не даёт.
Жду не дождусь весны.
) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей свое лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:
А он возьми да и скажи знай себе распевает.
) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:
пойду погуляю в саду.
) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:
Я собрался было в кино, но не пошел.
) конструкция со значением интенсивности действия:
Он только и делает, что спит.
. Простое глагольное сказуемое — фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие, прийти в себя, впасть в ярость, забить тревогу, иметь возможность, иметь намерение, иметь обыкновение, иметь честь, иметь право; изъявить желание, гореть желанием, приобрести привычку, почитать себя вправе, счесть необходимым и т.п.:
Он принял участие в конференции (=участвовал).
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое имеет следующую структуру:
приинфинитивная часть + инфинитив.
Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого — называет действие.
Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия — указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).
Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться (приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведенным словам, характерные для разговорного стиля речи):
Я начал/ продолжил/ закончил читать эту книгу.
Модальное значение может выражаться :
) глаголами уметь, мочь, хотеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любить, ненавидеть, остерегаться и т.п.
) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:
Я был готов/ не прочь / в состоянии подождать.
Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблен фразеологизм:
Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)
Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать).
Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать).
Осложнение составного глагольного сказуемого происходит за счет дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:
Я начал хотеть есть.
Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть.
Особый тип составного глагольного сказуемого представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределенной форме: Волков бояться — в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых [9]. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например:
Не прийти — значит обидеть.
Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:
) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать;
) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили ее спеть (все просили, а спеть должна она);
) сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять.
Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое имеет следующую структуру:
Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.
Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого [9].
Приименная часть бывает:
) отвлеченная: глагол быть (в значении ‘являться’, а не ‘находиться’ или ‘иметься’), который выражает только грамматическое значение сказуемого — наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлеченная связка выступает в нулевой форме: Он студент / был студентом.
) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться), сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части.
Например: Он оказался студентом. Она казалась усталой.
) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.
Например: Мы вернулись домой усталые. Он работал дворником. Он жил отшельником.
Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлеченную.
Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.
Однословное выражение именной части:
) существительное в падежной форме, чаще в именительном падеже. / творительном падеже.
Например: Он учитель / был учителем. Юбка была в клетку.
) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения.
Например: Слова его были умны. Он стал выше отца. Он самый высокий в классе.
) полное или краткое причастие: Письмо не было распечатано.
) местоимение: Этот карандаш мой!
) числительное: Он был восьмым в очереди.
) наречие: Разговор будет начистоту. Мне было жаль старика.
Неоднословное выражение именной части:
) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:
а) слово с количественным значением + существительное в родительном падеже.
Например: Мальчик был пяти лет.
б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное мало информативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла).
Например: Он лучший ученик в классе.
) фразеологизм: Он был притчей во языцех.
Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:
Он имел вид смурной и рассеянный — фразеологизм в связочной части;
Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложненным за счет введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола.
Например: Она хотела казаться усталой. Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.
Глава 2. Сравнительный анализ учебников по русскому языку в разных
.1 УМК «Школа России» Л.М. Зелениной Т.Е.Хохловой
В данном УМК изучение главных членов предложения начинается в 3 классе. В разделе «Синтаксис и пунктуация» отводится 6 часов на изучение темы «Главные и второстепенные члены предложения, и сказуемое».
Анализируя УМК «Школа России» Л.М. Зелениной Т.Е.Хохловой , мы выяснили следующее:
В упражнении 4 на странице 53 дано предложение: В душе воцарилась тоска. Тоска — подлежащее, воцарилась сказуемое, но сказуемое стоит на первом месте, подлежащее на втором — инверсия.
Упражнение 5 на странице 53 — предложение: За рекою тянулись луга. Луга — подлежащее, тянулись — сказуемое, но сказуемое стоит на первом месте, подлежащее на втором — инверсия.
В упражнении 6 на странице 54 предложение:
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Слово тиха — (составное именное) сказуемое. Выражено кратким прилагательным.
Во втором предложении говорится о небе, небо подлежащее, выраженное существительным, прозрачно — (составное именное) сказуемое, выраженное кратким прилагательным.
Упражнение 7 стр. 54 , предложение: Олень — северное животное.
Задание: прочитайте еще раз это предложение. О ком в нем говорится? Что говорится об олене? В этом предложении слово олень — сказуемое. Какой частью речи оно выражено? (считаем данный пример сказуемого выраженного существительным для начальной школы неудачным).
Упражнение 9 стр.55 предложение:
Москва — сердце России.
Москва — подлежащее, сердце — сказуемое, выраженное существительным.
Приводится пример , в упражнении 12 стр.57,когда (составное именное) сказуемое выражено полным прилагательным.
Поля стеклянные — межи деревянные.
Упр.16, стр. 59 Начался дождь. Он лил как из ведра. В данном случае сказуемое выражено фразеологическим оборотом, считаем данный пример неудачным для начальной школы.
.2 УМК «Классическая начальная школа» Т.Г. Рамзаевой
В УМК «Классическая начальная школа» Т.Г. Рамзаевой понятие о главных членах предложения вводится во втором классе в разделе «Предложение и текст» отводится 2 часа.
Предлагается упражнение 131 стр.69 для закрепления изученного подлежащего.
Животные зимой.
Бродит голодный волк по лесу. Залег медведь в берлогу. Ёж заснул до весны. Лягушки зарылись в мох. Застыли под хворостом ящерицы.
Задание: спиши. О ком говорится в каждом предложении? Подчеркни эти слова. На какой вопрос они отвечают? Как они называются? В данном упражнении в первом, втором и третьем предложении наблюдается инверсия, так как на первом месте сказуемое, на втором — подлежащее.
Второй урок посвящен изучению «Что такое сказуемое?».
Дано определение:
Главный член предложения, который обозначает, ч т о г о в о р и т с я о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы:
что делает? что делают? что делал? что делали? что делал? что сделает? что делают?
Упражнение 134 стр.70 на закрепление изученного материала.
Анализируя материал данного УМК во 2 классе, выяснилось, что в примерах приведены подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, и простые глагольные сказуемые, в редких случаях встречается инверсия главных членов.
Изучение главных членов предложения продолжается в 3 классе, также детей знакомят со связью слов в предложении и второстепенными членами предложения.
Упражнение 95 стр.39
Налетел сильный ветер. С деревьев полетели желтые листья. Листья закружились в воздухе.
Задание: Прочитай. Спиши первое предложение. Разбери его по членам. Спиши и разбери по членам второе и третье предложения.
Анализируя материал данного УМК в 3 классе, выяснили, что в примерах приведены подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, и простые глагольные сказуемые в редких случаях встречается инверсия главных членов.
При изучении темы «Местоимение» в 4 классе, УМК « Классическая школа» вводится понятие , что подлежащее может быть выражено местоимением. Отдельного урока для этого не выделяется. Примеры приводятся только в разделе «Повторение в конце года».
Дается определение: Подлежащее чаще всего выражается именем существительным в именительном падеже или местоимением: На стройке работал подъёмный кран. Он поднимал готовые части для сборки дома.
В первом предложении наблюдаем инверсию главных членов предложения.
Анализируя материал данного УМК в 4 классе, выяснили, что в примерах приведены подлежащие, выраженные существительными в именительном падеже, местоимениями, и простые глагольные сказуемые в редких случаях встречается инверсия главных членов.
В УМК «Школа России» В.П. Канакиной В.Г.Горецкого понятие о главных членах предложения вводится во втором классе в разделе «Предложение и текст».
Упражнение 2 стр.9 : Загремел веселый гром…
Дождь идет в лесу густом.
В первом предложении упражнения, наблюдаем инверсию главных членов предложения.
Упражнение 4 стр.10 : В берлоге спит медведь. Подлежащее выражено существительным, сказуемое — простое глагольное, но данном предложении — инверсия.
Заключение
Работая над проблемой применения в преподавании русского языка является, качественного фактического языкового материала в учебниках по русскому языку для начальной школы. Иногда в упражнениях и заданиях встречаются такие языковые факты, которые дети в начальной школе не встречают вообще или на момент той или иной темы они с этими фактами ещё не знакомы. В нашей работе мы проанализируем адекватность языкового материала в учебниках по русскому языку уровню и объему знаний младших школьников.
Объектом исследования являются учебники «Русский язык» в различных УМК.
Предмет исследования — типы сказуемого и способы морфологического выражения главных членов в упражнениях.
В связи с заявленной целью были определены задачи исследования:
выявление типов сказуемого в упражнениях учебников «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
определение способов выражения подлежащего и сказуемого в учебниках «Русский язык» для начальной школы в различных УМК;
наличие других, не изучаемых в начальной школе, типов сказуемого в упражнениях и других (кроме существительных и местоимений) способов выявления подлежащих.
В нашей работе использовались следующие методы исследования:
метод сплошной выборки при сборе фактического материала;
метод лингвистического наблюдения;
описательный метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованной литературы, учебно- методической литературы.
Проблему применения методов убеждения в воспитании младших исследовали и философы, и психологи, и педагоги — ученые. Но и сейчас она актуальна.
Работая над проблемой применения методов убеждения в воспитании младших мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрели сущность, содержание и основные понятия методов убеждения, а также характеристики младшего школьного возраста, раскрыли особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, изучили методы, формы и приемы применения методов убеждения в воспитании младших , произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам: применение методов убеждения в воспитании младших — целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения.
Важнейшим средством применения методов убеждения в воспитании младших является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью применения методов убеждения в воспитании младших следует считать то, что он длителен и непрерывен. Применение методов убеждения в воспитании младших — процесс динамичный и творческий. Основными критериями воспитанности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что воспитанным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Младший школьный возраст — этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе.
Нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.
Воспитание в школе — это, прежде всего, формирование нравственной личности. Мы выяснили, что методы убеждения в воспитании младших школьников выступают в сложном и противоречивом единстве.
Результаты экспериментальной работы по изучению и совершенствованию применения методов убеждения в воспитании младших подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
Мы пришли к выводу, что успешному применению методов убеждения в воспитании младших способствуют:
Личный пример учителя;
Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
Использование различных форм, методов и видов убеждения в воспитании младших школьников.
Завершая наше исследование, мы можем сказать следующее, применение методов убеждения в воспитании младших школьников — непрерывный процесс, он начинается с поступления в школу и продолжается в течение всего начального периода образования, и направлен на овладение детьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для применения методов убеждения в воспитании младших школьников. Ребенок, подросток , например, по разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Применение методов убеждения в воспитании младших занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Применение методов убеждения в воспитании младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка — та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы применение методов убеждения в воспитании младших взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет применение методов убеждения в воспитании младших школьников , органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Список использованной литературы и языковых источников
Буслаев. Ф. И. Опыт исторической грамматики русского языка, Ч. II, М, 1858., — 427 с.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учебник для вузов. М., «Высшая школа», 1973. — 423 с.
Виноградов. В. В. Русский язык. М.-Л., Учпедгиз, 1947, 554 с.
Востоков. А. X. Русская грамматика по начертанию его же сокрашенной грамматики полнее изложенная. СПб., 1931, 220 с.
Грамматика современного русского литературного языка. М., 1970,- 480 с.
Пешковский. А. М. Русский синтаксис в научном освещении, изд., 6. М., Учпедгиз, 1938, 343 с.
Потебня. А. А. Из записок по русской грамматике, т. I — II, Харьков, 1958. — 536 с.
Потебня. А. А. Мысль и язык, изд. 3. 1913, — 340 с.
Розенталь Д.Э. Современный русский язык. Ч.2. Синтаксис. — М.: Высш. шк., 1979. — 256 с.
Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. — М.: Высш. шк., 1963. — 364 с.
Современный русский литературный язык: Учебник/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под. ред. П.А.Леканта. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: Высш. шк., 1996. — 462 с.