Выдержка из текста работы
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных технологий.
С 1 января 2014 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. введены федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом.
За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании.
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.
Также ФГОС нацелен, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка.
В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Современные образовательные технологии означают способы реализации новой парадигмы образования. К ним можно отнести: технологию личностно ориентированного обучения и воспитания; технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания; технологию проблемного обучения и воспитания; технологию обучения и воспитания без насилия; технологию эффективной речевой деятельности; технологию диалогового обучения и воспитания; технологию рефлексивного обучения и воспитания. При этом под качеством образования понимается соответствие образования интересам человека, общества и государства.
Актуальность темы обусловлена тем, что использования технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
Объектом исследования является использование современных образовательных технологий в педагогическом процессе в ДОУ.
Предмет исследования — виды современных технологий обучения детей дошкольного возраста.
Целью данной курсовой работы является: изучение современных технологий в системе обучения дошкольников.
В связи с этим в работе поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы современных технологий обучения детей дошкольного возраста;
2.Рассмотреть и выявить современную методику обучения детей дошкольного возраста;
3.Определить основные направления развития ИКТ в условиях ДОУ
4.Рассмотреть и проанализировать образовательные технологии, используемые в дошкольных учреждениях
При написании курсовой работы были применены следующие методы исследования:
— теоретический анализ документов и официальных материалов, научной психолого-педагогической литературы, учебных программ и пособий.
— аналитико-синтетический метод исследования.
Методологической базой исследования послужили: Г.К. Селевко, Е.В. Михеева, А.Г. Гогоберидзе, Е.А. Юнина, А.К. Колеченко.
В соответствии с поставленными задачами данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Все составные части работы в совокупности призваны выявить особенности современных технологии в обучении детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Технологии обучения детей дошкольного возраста
Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов.
«Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, ремесло, умение и logos — учение, наука) — совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» (Советский энциклопедический словарь, — М., 1994. — С. 1329). В Словаре русского языка С.И. Ожегова (М., 1994. — С. 692) отмечается: «Технология — совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».[11, с. 145]
Технология — термин производственный. Однако распространение достижений научно-технического прогресса в различные области знаний и практики, проникновение технологического подхода в непроизводственную сферу жизнедеятельности общества выступают важнейшими общемировыми тенденциями социального развития.[11, с. 147]
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология.
Представляет интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний».[19, с. 57]
Таким образом, педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитания. Поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».
Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к началу 60-х гг. ХХ столетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанского, П. М. Эрдиева, В. П. Беспалько, М. В. Кларина.[19, с. 63]
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.[24,с. 126]
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту многие методики и технологии были пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, таким образом, начиная с трехлетнего возраста и до конца дошкольного детства ведущая роль в психическом развитии ребенка, принадлежит игре и продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию, лепке и). В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности — быть как взрослый. Играя, дошкольник представляет себя взрослым, серьезным человеком — мамой, дочкой, шофером, парикмахером, продавцом, доктором и т. д. Примеряя на себя эти роли, ребенок постепенно переводит свои действия в обобщенно-символический план. Как показано в монографии Д. Б. Эльконина, в детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой ситуации.[5, с. 76]
Поэтому нормально развивающиеся дети предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено определенного функционального действия: «В игре все может быть всем» (В. Штерн). Важнейшим условием реализации игрового замысла является наличие партнера по игре. Если нет сверстника, то игровые действия хотя и имеют значение, но не имеют смысла. Смысл человеческих действий — в человеческом общении. Он рождается из отношения к другому человеку. Линия развития игрового действия — от операционной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке, от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий — и в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается величайшее гуманистическое значение игры. Важным компонентом игры являются правила. Ребенок стремится действовать по правилам и при этом получает удовольствие от того, что он действует в соответствии со своим желанием соблюдать обговоренные условия игры и нормы своего поведения. Высшей стадией развития игры в детском возрасте становится сюжетно-ролевая игра.[25, с. 187]
И в игре, и в продуктивных видах деятельности у старшего дошкольника начинает формироваться способность действовать или творить в соответствии с собственным намерением. Именно это намерение определяет замысел игры ребенка. Но намерение ребенка никогда не могло бы осуществиться, если бы он не начал осознавать себя в качестве действующего субъекта, обладающего теми же качествами, что и окружающие его взрослые. Таким ……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева, Н.В. Подвижная игра и упражнения в жизни ребёнка /Н.В. Алябьева, З.Г. Яковенко.- Мурманск, 2010.- 168 с.
2. Вербенец, А.М. моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста / А.М. Вербенец // теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-пресс, 2008.-С. 277-307.
3. Гогоберидзе, А.Г. Портрет современного ребенка дошкольного возраста: методика изучения/ А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская// Современный детский сад. — 2010. -№1. — С. 16-21.
4. Горлова, Н.А. личностный подход в дошкольном образовании. стратегии и путь реализации / Н.А. Горлова. _ М.: МГИУ, 2000. 196с.
5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекондации. — М., 2012.
6. Дорофеева, Г.А. особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности/ Г.А. Дорофеева // Прикладная психология.- 2001.№ 3. — С. 75-83.
7. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: формы организации и примеры игровых занятий: практическое пособие/ Г.М. Казакова. — М.: АРКТИ, 2012.- С. 25-28.
8. Кожохина, С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства/ С.К. Кожохина. СПб.: речь, 2008.
9. Козлова С., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 2013.
10. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/ с.А. Козлова. — М.: Академия, 2011.- 192 с.
11. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей /А.К.Колеченко. — СПб: КАРО. 2010. — 368 с.
12. Крулехт, М. Инновационные программы дошкольного образования / М. Крулехт //Дошкольное воспитание. — 2003. — №5 . — С.74-80.
13. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника/ Л.В. Куцакова. — М.: ВЛАДОС, 2013.-142с.
14. Кученко, Е.В. конспект занятий в средней группе «Ледяные забавы»: развивающие технологии в детском саду, или как вырастить почемучек/ е.В. Кученко/ Дошкольная педагогика.- 2008.- № 8. — С. 18-20.
15. Лобанова, Е. А. дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е.А. Лобанова. _ Балашов: Николаев, 2011.-76 с.
16. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М., 2009.
17. Михеева Е.В. Современные технологии обученя дошкольников/ Е.В. Михеева.-Волгоград: Учитель, 2-14.-223 с.
18. Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. Учебное пособие. — М., 2011
19. Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2012. — 144
20. Смага, А.А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / А.А. Смага, Т.Д Тегалева и др.- Мурманск, 2002..
21. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений /Под ред. Н.В.Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010.- 432 с.
22. Стожарова, М.Ю. Предшкольное образование: модели и реальность: учеб. пособие/ М.Ю.Стожарова.-Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 221с.
23. Теоретические и методические аспекты современного дошкольного образования: Матер. региональной научно-практ конф.: В 2-х т. /Отв. ред. Н.В. Алябьева- Мурманск: МГПУ, 2010.
24. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб., 2013
25. Юнина, Е.А. педагогическая психология: социально- личностное образование/ Е.А. Юнина. — Периь: ПРИПИТ, 2013.ПРИЛОЖЕНИЯ