Содержание
Оглавление
Введение3
1 Обучающая функция в учреждении дополнительного образования как проблема исследования6
1.1 Обзор литературы по проблеме6
1.2 Сущность и содержание обучающей функции УДО11
1.3 Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности в УДО16
Выводы по первой главе20
2 Организация социально-педагогической деятельности по формированию позитивной мотивации22
2.1 Социально-педагогическая характеристика модели формирования позитивной мотивации22
2.2 Диагностический инструментарий по определению уровня мотивации27
2.3 Социально-педагогическая работа по формированию позитивной мотивации31
Заключение34
Литература37
Приложение 1 Варианты организации допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей в учреждении дополнительного образования детей41
Приложение 2 Варианты направлений развития детей в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей42
Приложение 3 Модель формирования позитивной мотивации к учебной деятельности воспитанников учреждения дополнительного образования детей43
Приложение 4 Методика «Отношение к учебной деятельности в УДО»44
Выдержка из текста работы
«…Дополнительное образование – механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семей, и направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся в контексте их социокультурного образования, как «здесь и сейчас», так и в плане социально- профессионального самоопределения воспитанников, реализации личных жизненных планов». Именно эта миссия возложена на современное дополнительное образование и является главным лейтмотивом Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации [28].
Самообразование в дополнительном образовании рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или, предположим, освоение основ профессии, это и есть основа жизни с ее непрерывным процессом саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.
Дополнительное образование не только играет важную роль в организации структуры досуга ребенка, но и выступает как важный элемент детской субкультуры, в существенной степени определяющей своеобразие тех или иных направлений социализации.
Исследование психолого-педагогических особенностей учебной деятельности в системе дополнительного образования показывает, что важным аспектом здесь выступает установка на развитие «субъектности» обучающегося; это предполагает особый характер организации самого педагогического процесса как субъектно-ориентированного, где «обучающийся и педагог выступают как включенные в педагогическое взаимодействие субъекты» этой связи. Особое значение приобретает ряд психолого-педагогических принципов организующих это взаимодействие: личностно-смысловое общение; творческая доминанта; ориентация на ведущую деятельность в зависимости от возраста; единство с общекультурным процессом.
Младший школьный возраст интересен тем, что учебная деятельность в этом возрасте является ведущей. Мотивация учения начинает складываться у младших школьников под воздействием многих факторов. Только в этом возрасте социальный взрослый является непререкаемым авторитетом. При грамотной организации учебного процесса влияние учителя может стать ведущим.
Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Огромнейший вклад в развитие мотивации в учебной деятельности сделан Л.И. Божович [4,5], А.К. Марковой [23]. Все ученые занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.
Существует несколько показателей проявления познавательной активности учащихся. Одним из таких показателей является наличие вопросов, возникающих в процессе познания. Вторым показателем будет проявление потребности поделиться результатами познавательной деятельности с другими людьми, критически их осмыслить, рассмотреть возможность получения других результатов, стремление сделать какие-то практические и теоретические выводы. Показателем высшего проявления познавательной активности является самостоятельная организация и осуществление познавательной деятельности, применение элементов исследования в процессе познания.
В учреждениях дополнительного образования, выступающих мощным средством развития личности, могут быть созданы условия, необходимые для эффективного формирования познавательной мотивации. Однако, как показал анализ психолого-педагогической литературы, в настоящее время мало исследований, посвященных решению данной проблемы.
Актуальность данной темы заключается в том, что, формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем учреждений дополнительного образования, поэтому уровень сформированности мотивов учения – один из показателей результативности деятельности организации.
Цель исследования – изучить особенности познавательной мотивации младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Объект исследования – познавательная мотивация младших школьников.
Предмет исследования – особенности познавательной мотивации младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что дополнительное образование, как определенная система может оказать существенное влияние на процесс развития познавательной мотивации детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
• Изучить проблему развития познавательной мотивации в отечественной и зарубежной психологии.
• Выделить психологические особенности познавательной мотивации в младшем школьном возрасте.
• Изучить особенности познавательной мотивации младших школьников в учреждении дополнительного образования.
• Разработать рекомендации по развитию познавательной мотивации учащихся в учреждениях дополнительного образования.
Методы исследования:
теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; экспериментальные — методика Н. Г. Лускановой и методика «Лесенка побуждений».
Научная новизна исследования определяется вкладом в изучение проблемы формирования познавательной мотивации.
Выявлены и описаны условия развития познавательных способностей младших школьников в учреждениях дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в обобщении опыта организации работы по развитию познавательных способностей младших школьников в учреждениях дополнительного образования; обосновании условий ее организации, разработке научно-методического обеспечения ее реализации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Результаты эмпирического исследования проиллюстрированы в таблицах и диаграммах.
………….
Список используемой литературы
• Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно историческая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 38—47.
• Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, № 9,2007. С. 68.
• Бербородова М.А. Развитие психомоторных способностей младших школьников в учебной деятельности. — М.: Флинта, 2014 .- 176 с.
• Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.- 400 с.
• Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание.- М.: Знание, 2002, — 96с.
• Венгер А.Л. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007.
• Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. — М.: Академический Проект, 2004. — 142 с.
• Герасимчик Л. В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности // Молодой ученый. — 2014. — №6.
• Гордеева Т. О. Мотивационные предпосылки одаренности: От модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации // Психологические исследования: Электронный научный журн. 2011. № 1 (15).
• Гуткина Н. И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно-историческая психология 2007. № 2.
• Детская психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. — (Учебник для вузов).
• Дубровина Л.А. Нравственное воспитание как основа психолого- педагогической профилактики аддиктивного поведения школьников // Организация профилактики зависимого поведения молод?жи в условиях модернизации системы образования: проблемы, перспективы, решения: Материалы всероссийс. науч.-практ. конф., 17 мая 2013. – Владимир, 2014. – С. 41-44.
• Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2006. 512 с.
• Калашникова, Е.А. От двойки до пятерки: грани школьной отметки / В.С. Собкин, Е.А. Калашникова // Национальный психологический журнал. — 2011. — № 1 (5). С. 28 – 35.
• Кондратьева М. В. Мотивация достижения и успеха в структуре личности в современной психологии. – М.: АСТ, 2000. – 294 с.
• Кулагина И. Ю. Мотивация отстающих в учении школьников // Журнал практического психолога. 2005. № 4.
• Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М., 2009.
• Кулагина И.Ю., Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте// Психологическая наука и образование. 2011. №2.С.102-109.
• Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. -М., 2000. -254 с. 221
• Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит: Учеб. — метод. пособие. – М.: Моск. психол. соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2001.
• Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб., 2007.
• Мандель Б.Р. Педагогическая психология: уч. пособ. – М., 2012. – С. 257.
• Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 2001.
• Мешков Н. И., Яшкова А. Н. Проблема мотивации в психологической науке // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 4 (20). – С. 50-54.
• Мурашов В.И. О значении образования // Школа духовности. – 2008. – № 5. – С. 47-51.
• Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухин. – 5-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с.
• Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416 с.
• Распоряжение Правительства РФ № 1726р от 04.09.2014 «Концепция развития дополнительного образования в Российской федерации».
• Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 2012. – 224 с.
• Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 373 с.
• Собкин В. С.,