Содержание
1.(12). Общие требования экологической безопасности технических систем и технологических процессов…………………………………………3
2.(25). Правила оказания ПМП при остановке сердца…………………………15
3. Тесты……………………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………………26
Выдержка из текста работы
В данной контрольно-курсовой работе обоснована необходимость сертификации топливных систем двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств. Рассмотрены требования экологических стандартов различных стран мира, а также требования, необходимые для получения сертификата соответствия техническим регламентам Евро?4.
Введение
Правительства всех высокоразвитых стран большое внимание стараются уделить здоровью населения. В последнее время большие опасения вызывает малоизученное вредное воздействие малых доз химических веществ на организм человека. Предполагается, что повреждающее воздействие различных химических веществ может опосредованно влиять на несколько поколений.
Не последнюю роль в этом ряду занимает повышение загрязненности воздуха, вызванное повышением в атмосфере выхлопных газов в связи с увеличением количества транспортных средств и неэффективным обращением с отходами и химическими веществами, приводящее к высокому уровню экологически обусловленных заболеваний.
Выхлопные газы (отходящие газы) — отработавшее в двигателе рабочее тело. Являются продуктами окисления и неполного сгорания углеводородного топлива. Выбросы выхлопных газов — основная причина превышения допустимых концентраций токсичных веществ и канцерогенов в атмосфере крупных городов, образования смогов, являющихся частой причиной отравления в замкнутых пространствах.
Количество выделяемых в атмосферу автомобилями загрязняющих веществ определяется массовым выбросом газов и составом отходящих газов.
В настоящее время в мире эксплуатируется около 1 млрд. автомобилей. Автомобильный парк России составляет лишь 3,5 % от численности эксплуатируемых в мире автомобилей. В то же время это один из самых динамично развивающихся секторов мирового автомобильного рынка. За последнее десятилетие количество автомобилей в стране возросло в 1,7 раза, при этом выросла доля иномарок в российском автопарке, которая к 2010 году достигла 25 % и продолжает расти. Российский парк легковых автомобилей насчитывает в настоящее время около 26 миллионов машин, из которых более 50 % находятся в эксплуатации свыше 10 лет. [1]
Продукты сгорания бензинов, содержащиеся в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля, поступают в атмосферу, загрязняя окружающую среду. Особенно сильное загрязнение воздушного бассейна отработавшими газами наблюдается в крупных городах с большим числом эксплуатируемых автомобилей.
Так, в Москве, где эксплуатируется около 2 млн. 400 тыс. автомобилей, выбросы в атмосферу вредных веществ с отработавшими газами составляют около 1 млн. т/год. Такое загрязнение окружающей среды автотранспортом отнимает у каждого жителя столицы от трех до пяти лет жизни. [2]
экологический стандарт автомобильный топливо
1. Необходимость нормирования экологических показателей ДВС
Количество отходящих газов автомобилей в основном определяется массовым расходом топлива автомобилями. Расход по расстоянию нормируется и обычно указывается производителями (одна из потребительских характеристик).
Таблица 1 — Количество отходящих газов автомобилей [3]
ВАЗ 2110 1,5k (л) |
ВАЗ 2110 1,5i (л) |
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Mitsubishi_Colt&action=edit&redlink=1Mitsubishi Colt 5-D 1,1i (л) |
ВАЗ 11113 0,75k (л) |
ВАЗ 21055 1,5D (л) |
||
Расход в «городском» режиме, л/100км |
9,1 |
8,6 |
7,0 |
6,4 |
5,7 |
|
Расход, равномерно 60 км/ч, л/100км |
4,5 |
3,5 |
3,7 |
3,2 |
3,8 |
|
k — карбюраторный двигатель; i — инжекторный двигатель; D — дизельный двигатель; плотность бензина при плюс 20°С колеблется от 0,69 до 0,81 г/см3; плотность дизельного топлива при плюс 20°С не более 0, 86 г/см3 |
Состав автомобильных выхлопных газов представлен в таблице 2. Наибольшую опасность представляют оксиды азота, примерно в 10 раз более опасные, чем угарный газ, доля токсичности альдегидов относительно невелика и составляет 4—5 % от общей токсичности выхлопных газов. Токсичность различных углеводородов сильно отличается, однако особенно, что непредельные углеводороды в присутствии диоксида азота фотохимически окисляются, образуя ядовитые кислородсодержащие соединения — составляющие смогов.
Качество дожигания на современных катализаторах таково, что доля СО после катализатора обычно менее 0,1 %.
Таблица 2 — Состав автомобильных выхлопных газов [3]
Бензиновые двигатели |
Дизельные двигатели |
||
N2, об.% |
74—77 |
76—78 |
|
O2, об.% |
0,3—8,0 |
2,0—18,0 |
|
H2O (пары), об.% |
3,0—5,5 |
0,5—4,0 |
|
CO2, об.% |
0,0—16,0 |
1,0—10,0 |
|
СО, об.% |
0,1—5,0 |
0,01—0,5 |
|
Оксиды азота*, об.% |
0,0—0,8 |
0,0002—0,5000 |
|
Углеводороды*, об.% |
0,2—3,0 |
0,09—0,500 |
|
Альдегиды*, об.% |
0,0—0,2 |
0,001—0,009 |
|
Сажа**, г/м3 |
0,0—0,04 |
0,01—1,10 |
|
Бензопирен—3,4**, г/м3 |
10—20Ч10?6 |
10Ч10?6 |
|
* Токсичные компоненты ** Канцерогены |
Обнаруженные в газах полициклические ароматические углеводороды — сильные канцерогены. Среди них наиболее изучен бензпирен, кроме него обнаружены производные антрацена.
Кроме того, при использовании сернистых бензинов в отходящие газы могут входить оксиды серы, при применении этилированных бензинов — свинец (тетраэтилсвинец), бром, хлор, их соединения. Считается, что аэрозоли галоидных соединений свинца могут подвергаться каталитическим и фотохимическим превращениям, участвуя в образовании смога.
Длительный контакт со средой, отравленной выхлопными газами автомобилей, вызывает общее ослабление организма — иммунодефицит. Также газы сами по себе могут стать причиной различных заболеваний. Например, дыхательной недостаточности, гайморита, ларинготрахеита, бронхита, бронхопневмонии, рака лёгких. Кроме того, выхлопные газы вызывают атеросклероз сосудов головного мозга. Опосредованно через легочную патологию могут возникнуть и различные нарушения сердечнососудистой системы.
Довольно часты случаи отравления выхлопными газами, в том числе со смертельными исходами, автомобилистов в гаражах, закрытых стоянках и внутри автомобилей (утечки в салон) при отсутствии или плохой вентиляции. Для борьбы с такими случаями вводятся строительные нормы на вентиляцию сооружений связанных с эксплуатацией и обслуживанием автомобилей, а также рекомендации автомобилистам.
2 Женевское соглашение и экологические стандарты других стран
2.1 Женевское соглашение
Таким образом, экологические проблемы приобретают в наше время огромную значимость. Многие государства уже давно приняли программы по улучшению экологической ситуации.
Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств (известное также как Соглашение о стандартизации транспортных средств или Женевское соглашение) было принято 20 марта 1958 года в Женеве. В рамках Соглашения было принято более 100 постановлений Европейской экономической комиссии Организации Объединённых Наций (Правил ЕЭК ООН), обеспечивающих безопасность дорожного движения и защиту окружающей среды. [4]
Страны, присоединившиеся к Соглашению, используют Правила ЕЭК при сертификационных испытаниях дорожных транспортных средств. Каждая сторона вправе принять все правила или часть их, о чем она по установленной процедуре уведомляет ЕЭК ООН за год до прекращения использования того или иного правила, направляя уведомление на имя Генерального секретаря ООН.
Европейский Союз уделяет повышенное внимание требованиям экологической безопасности транспортных средств и соблюдению экологического стандарта. Среди правил ЕЭК действуют Европейские стандарты на загрязнения, производимые автомобильным транспортом.
Кампания по уменьшению вредных выбросов в атмосферу была инициирована экологами в 90-х годах ХХ века. В 1992 году европейская экономическая комиссия ООН ввела в действие экологический стандарт «Евро». Он распространяется на все транспортные средства вне зависимости от назначения — экологичными должны быть и легковые авто, и спецтехника, и грузовики.
Европейские экологические стандарты (нормы «Евро») регламентируют содержание в выхлопе автомобилей углеводородов, оксидов азота, угарного газа и твердых частиц. Содержание в выхлопе углекислого газа не оговаривается, однако Еврокомиссия предлагает ввести с 2012 года норму в 120 г/км. Различаются нормы для дизельных и бензиновых моторов, а также для легковых, легких коммерческих автомобилей разной массы, грузовиков и автобусов.
На текущий момент в Европейском Союзе в отношении экологической безопасности действуют три Директивы ЕС № № 72/306, 88/77, 2005/55 в различных редакциях, которые устанавливают требования к выбросам вредных веществ с выхлопными газами двигателей транспортных средств категорий N2, N3, M2, M3, а также экологическую классификацию транспортных средств по классам: Евро-3, Евро-4, Евро-5. Помимо этого, указанные Директивы ЕС устанавливают сроки введения требований того или иного экологического класса.
2.2 Стандарт «Евро-1»
Основой первого экологического стандарта на транспортные средства «Евро-1» послужили действующие на тот момент нормы производства автомобилей. По выбросу токсичных веществ с 1992 года в Европе все машины должны были соответствовать следующим показателям [5]:
оксид углерода (CO) — не более 2,72г/км (грамм на километр пути),
углеводороды (СН) — не более 0,72 г/км,
оксиды азота (NO) — не более 0,27 г/км.
«Евро-1» действовал в Европе с 1992 года, а в 1995 году его сменил более жесткий — «Евро-2».
Россия перешагнула через сертификацию «Евро-1», первым экологическим стандартом у нас стал «Евро-2».
2.3 Стандарт «Евро-2»
В стандарте «Евро-2» были ужесточены почти в 3 раза нормы по содержанию в выхлопе углеводородов, они стали равны 0,29 г/км.
Требования к выбросу вредных веществ ДВС [5]:
оксид углерода (CO) — не более 55 г/кВт*ч,
углеводороды (СН) — не более 2,4 г/кВт*ч,
оксиды азота (NO) — не более 10 г/кВт*ч.
Экологический стандарт «Евро-2» был принят правительством России осенью 2005 года.
2.4 Стандарт «Евро-3»
В 2008 году эти нормативы были ужесточены: стандарт «Евро-2» был заменен новым «Евро-3».
Стандарт «Евро-3» — это снижение уровня выбросов по сравнению с «Евро-2» на 30-40 %. В «Евро-3» предусматривается максимальный выброс СО в количестве 0,64 г на километр пробега для легковых автомобилей.
Действующий в Российской Федерации экологический стандарт на транспортные средства предусматривает, что автомобиль не может быть произведен или ввезен на ее территорию без знака соответствия «Евро-3».
Допустимые показатели выброса в атмосферу токсинов для автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями [5]:
оксид углерода (CO) — не более 20 г/кВт*ч,
углеводороды (СН) — не более 1,1 г/кВт*ч,
оксиды азота (NO) — не более 7 г/кВт*ч.
По данным специалистов, «Евро-3» позволил снизить уровень «грязных» выбросов по сравнению с «Евро-2» на 20 %. Стандарт «Евро-3» был введён в Евросоюзе в 1999 году, в России — с 1 января 2008 года.
2.5 Стандарт «Евро-4»
Стандарт «Евро-4» жёстче уровня «Евро-3» на 65 — 70 %. Он был введен в Евросоюзе, Японии и США в 2005 году. Стандарт «Евро-4» позволяет снизить выброс в атмосферу вредных веществ на 40 % по сравнению со стандартом «Евро-3».
Стандарт «Евро-4» предусматривает снижение выбросов СО по сравнению с «Евро-3» в 2,3 раза, а углеводородов — в 2 раза [5]:
оксид углерода (CO) — 4 г/кВт*ч,
углеводороды (СН) — 0,55 г/кВт*ч,
оксиды азота (NO) — 2 г/кВт*ч.
«Евро-4» уменьшает содержание окиси азота в выхлопе на 30 %, а твёрдых частиц — на 80 %, содержание серы на 0,005 %, ароматических углеводородов на 35 %, бензола на 1 %.
В России экологические нормы «Евро-4» были введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». [6]
Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.
В соответствии с Федеральными законами «О техническом регулировании», «О безопасности дорожного движения», «Об охране атмосферного воздуха», «О защите прав потребителей», «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, подписанным в г. Женеве (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 16 октября 1995 г.), выше обозначенный регламент устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой, оборудованной двигателями внутреннего сгорания.
2.6 Стандарт «Евро-5»
Стандарт «Евро-5» предусматривает для бензиновых двигателей снижение окисей азота и углеводородов на 25 %, а для дизельных — снижение на 80 % выбросов сажи и на 20 % — окисей азота.
«Евро-5» также предусматривает сокращение выброса твёрдых частиц в выхлопных газах с нынешних 25 мг/км («Евро-4») до 5 мг/км. Это касается прежде всего дизелей. Содержание угарного газа в выхлопе дизелей должно сократиться на 20 %, а у бензиновых двигателей — на 25 %. Кроме того, уменьшены сроки эксплуатации катализаторов и установлены сроки эксплуатации для сажевых фильтров.
Стандарт «Евро-5» был введён в 27 странах ЕС 1 сентября 2009 года.
В России введение стандарта «Евро-5» планируется с 01 января 2014 года.
2.7 Экологические требования к выбросам автомобильного транспорта в других странах
В Соединенных Штатах Америки с целью охраны окружающей среды от вредных выбросов автомобильной техникой в 1963 г. Конгрессом был принят «Закон о чистом воздухе» («CleanAirAct»), который впервые ввел ограничения на содержание окиси углерода и углеводородов в выхлопных газах автомобилей. В 1970 г. этот закон был пересмотрен, и, в соответствии с ним, были образованы специальные Агентство по охране окружающей среды (ЕРА) и Национальная лаборатория автомобильных топливных выбросов (NVFEL), на которые была возложена ответственность за нормирование на федеральном уровне токсичности выхлопных газов (кроме Калифорнии) и испытания автомобилей и двигателей.
В 1990 г. «Закон о чистом воздухе» был существенно переработан. В новой редакции Закона была введена обязательная сертификация двигателей по показателям токсичности и шума на соответствие федеральным стандартам, а также предусмотрено постоянное ужесточение норм по токсичности.
Федеральные стандарты США значительно отличаются от требований Правил ЕЭК ООН как в части требований, так и в части методик проведения испытаний и применяемого оборудования для проведения испытаний.
В Японии по мере увеличения автомобильного парка загрязнение окружающей среды в результате эксплуатации механических транспортных средств превратилось в серьезную социальную проблему. Для ее смягчения правительство Японии постепенно ужесточает стандарты в области борьбы с загрязнением окружающей среды — «Правила безопасности дорожных транспортных средств», стремясь при этом содействовать развитию технологий, используемых в конструкции и оборудовании механических транспортных средств.
Стандарты Японии также значительно отличаются от требований Правил ЕЭК ООН как в части установления требований, так и в части методик проведения испытаний.
Основное различие методик проведения сертификационных испытаний двигателей тяжелых грузовых автомобилей в США, Японии и ЕС заключается в выборе режимов работы двигателя, что обусловлено в первую очередь различными условиями эксплуатации автотранспортных средств на дорогах в этих регионах. Поэтому для определения соотношения результатов сертификационных испытаний необходимо провести анализ и сопоставление испытательных циклов.
Таблица 3 — Соблюдение нормативов технического регламента экологических стандартов в различных странах мира [3]
Страна |
Год выпуска автомобиля |
||||
Соблюдение нормативов технического регламента |
|||||
Евро-1 и ниже или несоблюдение |
Евро-2 |
Евро-3 |
Евро-4 |
||
Евросоюз |
До 1996 |
1997-2000 |
2001-2004 |
С 2005 |
|
США |
До 1995 |
1996-2000 |
2001-2003 |
С 2004 |
|
Канада |
До 2000 |
2001-2003 |
С 2004 |
||
Япония |
До 1997 |
1998-2004 |
2005-2010 |
С 2011 |
|
Китай |
До 2003 |
2004-2007 |
С 2008 |
||
Корея |
До 2000 |
2001-2002 |
2003-2005 |
С 2006 |
|
Индия |
До 2004 |
2005-2009 |
С 2010 |
||
Россия |
До 2005 |
2005-2007 |
2008-2010 |
С 2010 |
3. Экологические требования к автомобильному топливу
Отрицательное влияние выбросов автотранспорта на окружающую среду приводит к необходимости ужесточать нормы на состав отработавших газов автомобилей.
Автомобильный транспорт является основным потребителем нефтяного топлива.
Суммарное мировое потребление моторных топлив составляет около 1,75 млрд. т/год, в том числе на долю автомобильных бензинов приходится более 800 млн. т/год. [2]
Ассортимент и качество вырабатываемых и применяемых бензинов определяются структурой автомобильного парка страны, техническими возможностями отечественной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также экологическими требованиями, которые в последнее время стали определяющими.
До 1999 года качество и характеристики автомобильного бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов регулировались Государственным стандартом Российской Федерации 2084-77 или ТУ 38.001165. Маркировка бензинов проводилась в соответствии с октановым числом, например по ГОСТ 2084-77 различались марки А-76, Аи_91 или Аи-95, а по ТУ 38.001165 — Аи-80, Аи-92, Аи-96. [2]
Данные Государственные стандарты претерпели ни одно изменение, но все корректировки касались, как правило, снижения содержания свинца, бензола, серы, олефиновых и ароматических углеводородов, а также повышения октановых чисел и параметров давления насыщенных паров.
В целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и доведения их качества до европейских стандартов в 1999 году был принят ГОСТ Р 51105-97, который предусматривает выработку неэтилированных бензинов марок Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95 и Супер-98 и предназначен для обеспечения эксплуатации автомобилей, удовлетворяющих требованиям по токсичности до Евро-2 включительно. К тому же на российском рынке присутствуют бензины марок АИ-80, АИ-92 и АИ-96, выпускаемые по техническим условиям (ТУ). Наряду с этим изготавливается и неэтилированный бензин марки А-76 по ГОСТ 2084-77 для автомобилей, отвечающих требованиям по токсичности выбросов до Евро-1.
С 2002 года все нефтеперерабатывающие заводы России перешли исключительно на производство неэтилированных бензинов.
В марте 2003 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О запрете производства и оборота этилированного автобензина в Российской Федерации» с 01.06.2003 г.
В связи с введением норм Евро-3 и Евро-4 был разработан и в 2002 году принят ГОСТ Р 51866-2002, соответствующий по регламентируемым параметрам европейской нормали EN 228-2004. Бензины марок: Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, производимые по данному ГОСТу, отвечают самым высоким европейским требованиям. Бензины этих марок некоторые производители изготавливают в соответствии с требованиями ТУ. Однако следует отметить, что купить такие бензины внутри России практически невозможно — компании, производящие их, предпочитают экспортировать этот дорогой продукт за границу. [7]
Применение неэтилированных автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51105-97, позволяет обеспечить выполнение автомобилями норм Евро-2 на выбросы с отработавшими газами, а бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51866-2002, — норм Евро-3.
Технология производства бензинов для автомобилей, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4, должна гарантировать установленные нормы на содержание серы, ароматических и олефиновых углеводородов и бензола.
Основной тенденцией достижения компромисса в требованиях к качеству автобензинов является совершенствование существующих и создание новых современных процессов в нефтепереработке, с целью удовлетворения все возрастающих экономических и эксплуатационных требований к двигателям автомобилей.
Основные требования к качеству автомобильных бензинов в России и странах ЕЭС приведены в таблице 4.
Видно, что требования к содержанию вредных веществ (свинца, бензола, серы) в европейских странах более жесткие.
Таблица 4 — Сравнительные требования к качеству автомобильных бензинов в России и странах ЕЭС [2]
Параметр |
Россия |
ЕЭС |
|||||
ГОСТ 2084 |
ГОСТ Р 51105 |
ГОСТ Р 51866 |
Евро-2 с 1992 г. |
Евро-3 с 2000 г. |
Евро-4 с 2005 г. |
||
Максимальное содержание: |
|||||||
свинца, г/дм3 |
0,013 |
0,010 |
0,010 |
0,010 |
0,005 |
не норм. |
|
бензола, % |
не норм. |
5 |
1 |
5 |
1 |
1 |
|
серы, % |
не норм. |
0,05 |
150 ppm* |
0,05 |
150 ppm* |
30 ppm* |
|
ароматических углеводородов, % |
не норм. |
не норм. |
42 |
не норм. |
42 |
30 |
|
олефиновых углеводородов, % |
не норм. |
не норм. |
18-21 |
не норм. |
18 |
14 |
|
кислорода, % |
не норм. |
не норм. |
2,7 |
не норм. |
2,3 |
2,7 |
|
испаряемость |
2 класса |
5 классов |
5 классов |
5 классов |
10 классов |
10 классов |
|
давление насыщенных паров, кПа, не более |
66,7-93,3** |
35-100** |
45-60** |
— |
60 |
60 |
|
* ppm — миллионная доля (млн-1); ** в зависимости от класса испаряемости. |
Основным показателем качества бензина специалисты называют октановое число. Использование топлива с меньшим октановым числом, чем указано в инструкции по эксплуатации двигателя, а значит и с пониженной детонационной стойкостью, вызывает детонационное сгорание топлива, которое приводит к увеличению износа и прогару прокладок головки цилиндров, увеличению дымности выхлопа, снижению мощности и экономичности. Применение бензина с более высоким октановым числом также нежелательно: в техническом отношении — из-за возрастания температуры его сгорания прогорают клапаны, поршни, повышается склонность к образованию отложений и нагара на деталях двигателя; в экономическом плане — ввиду более высокой стоимости по отношению к низкооктановым бензинам.
На сегодняшний день действующее законодательство Российской Федерации регулирует около двадцати характеристик автомобильного бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов. Объёмная доля бензола в них значительно повышающая октановое число считается допустимой, но при сгорании приводит к значительному (учитывая существующее на сегодняшний день количество автотранспорта) загрязнению окружающей среды. Содержание указанных элементов ограничивается на сегодняшний момент 5 %, но уже к началу следующего 2012 года не должно превышать 1 %. Согласно действующим нормативным значениям в состав автомобильного бензина и дизельного топлива не могут включаться металлосодержащие присадки, которые отрицательно влияют на работу механизмов и при сгорании образуют ядовитые выхлопы, что ухудшает и без того серьёзную экологическую обстановку в России. По ГОСТ Р 51105-97 за отсутствие свинца принимают его концентрацию менее 2,5 мг/дм3, а за отсутствие железа — 0,01 мг/дм3. При проведении испытаний эксперты учитывают все перечисленные показатели, а оформление сертификата соответствия осуществляется строго по согласованию с заявителем.
4. Экологическая сертификация ДВС
Представить себе современный мир без сертификации довольно сложно.
Сертификация, как деятельность по подтверждению соответствия продукции заявленным требованиям, нацелена на защиту потребителя от некачественной продукции, оказание потребителю содействия в качественном выборе продукции. Она также гарантирует потребителям безопасность для окружающей среды, жизни и здоровья.
Для признания отечественной техники на рынках других государств необходимо учитывать международные требования и требования государства-потребителя, и в этом случае сертификация продукции является главным способом подтверждения соответствия качества продукции заданным требованиям.
Сертификация в России начала свой путь в 1993 году с введением закона «О защите прав потребителей». Этот закон установил обязанность сертификации товаров народного потребления на соответствие некоторым требованиям безопасности и качества.
В последующие десять лет происходило формирование законодательной базы. Объектами проверки являлось качество продукции и качество системы менеджмента предприятий. Одним из начальных нормативных документов построения механизма сертификации стал Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», в нем было определено, что сертификация продукции — это процедура подтверждения качества, посредством которой независимая от изготовителя и производителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Показатели качества декларированы в государственных стандартах и нормативно-технической документации.
Для вступления России во Всемирную Торговую организацию (ВТО) в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании». Этот закон отменил действие законов «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг».
Главная идея закона «О техническом регулировании» состоит в частичной замене обязательного соблюдения требований на принцип добровольной сертификации. Однако это не отменило обязательную сертификацию, а сместило её в сторону проверки требований по безопасности, т.е. критичных требований, без соблюдения которых использование продукции опасно. Обязательные требования отныне должны быть установлены в технических регламентах. Закон «О техническом регулировании» установил срок реализации до 2010 года (то есть 7 лет со дня его введения). [8] Реализация подразумевает разработку и принятие новых технических регламентов, а также национальных стандартов.
Евро?4 ? это экологические нормы, которые были введены в нашу жизнь Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609 «Об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». [6]
Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.
В настоящий момент в России насчитывается более 150 систем сертификации (добровольных и обязательных). Среди самых распространённых: система ГОСТ Р, ССПБ (Система Сертификации в области Пожарной Безопасности), Санитарно-эпидемиологическую сертификацию, СТ-1 (сертификацию происхождения) и т.д.
Согласно статье 20 закона «О техническом регулировании» подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер, при этом:
1. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
2. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
? принятия декларации о соответствии;
? обязательной сертификации.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Орган по сертификации:
? осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
? выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
? предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
? приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. [8]
Сертификация продукции включает:
? подачу заявки на сертификацию;
? выбор схемы сертификации;
? отбор образцов и их испытания;
? анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия.
На продукцию, для которой по результатам сертификации подтверждено соответствие требованиям нормативным документам, выдаётся сертификат соответствия. Каждый сертификат соответствия обязательно имеет свой индивидуальный номер; в сертификате указывается срок его действия (чаще на три года); наименование органа по сертификации, выдавшего сертификат; дата выдачи; код ОК 005 (эта графа устанавливает нормативные документы, соответствие которым подтверждает сертификат) и код ТН ВЭД.
Получить сертификат соответствия можно в любом органе по сертификации, аккредитованном на проведение экспертизы и лабораторных исследований по соответствующему виду продукции.
Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаках соответствия и порядке их применения.
Сертификаты Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 Ї документы, выдаваемые на транспортное средство, ввозимое и распространяемое на территории Российской Федерации. Они подтверждают экологический класс транспортного средства в соответствии со Специальным Техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005г. № 609 в зависимости от выбросов вредных веществ. Такими веществами являются отработанные газы и испарения топлива, содержащие вредные для человека и окружающей среды вещества: оксид углерода, углеводороды, оксиды азота и дисперсные частицы.
Задачи, решаемые с помощью экологической сертификации:
? Дополнительное подтверждение качества продукции в условиях свободной конкуренции;
? Открыта информации об экологической чистоте продукции;
? Соблюдаются права потребителя на безопасность для жизни и здоровья;
? Дополнительные преимущества при выходе продукции на международный рынок.
На сегодняшний день на территории России уже не действуют сертификаты Евро-2 и Евро-3. Наиболее распространенным сертификатом, утверждающим экологический класс автомобиля, является сертификат Евро — 4 (введён в действие с 01 января 2010 года) .[5]
Сертификат Евро-4 является своеобразной формой сертификата соответствия ГОСТ Р и сертификата соответствия техническим регламентам. Соответствие стандарту показывает, что данное транспортное средство, при нормальной эксплуатации не создает вредных выхлопов, значительно не влияет на атмосферу, не усугубляя тем самым экологию в стране. Без наличия такого сертификата таможенные службы Российской Федерации не выдадут паспорт технического средства (ПТС) и автомобиль не сможет быть ввезен на территорию Российской Федерации. Если двигатель внутреннего сгорания автомобиля не соответствует стандарту Евро-4, сертификат выдаётся после переоборудования выхлопной системы двигателя. Свидетельством об этом является справка о переоборудовании выхлопной системы двигателя, на основании которой будет оформляться в этом случае сертификат.
Поскольку автомобильный транспорт и его запасные части (двигатели внутреннего сгорания, детали ходовой части автомобиля, электрооборудование, фильтры, коробки передач, тормоза, система управления, контрольно-измерительные приборы, колеса и другие детали, без которых невозможна работа автомобиля) являются объектами, представляющими опасность для жизни и здоровья человека, они подлежат обязательной сертификации. Обязательной сертификации подлежат также предупреждающие треугольники.
Под техническое регулирование стандарта Евро-4 подпадают автомобильная техника и двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для установки на автомобильной технике категорий М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N2, N3, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации. [6]
Действие регламента Евро-4 не распространяется на [6]:
а) автомобильную технику категории М1, с даты выпуска которой прошло 30 и более лет, с оригинальными двигателем, кузовом и при наличии — рамой, сохраненными или отреставрированными до оригинального состояния;
б) автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
в) автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, приобретенную ими до вступления в силу настоящего регламента;
г) автомобильную технику, принадлежащую физическим лицам, ранее зарегистрированную в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации;
д) двигатели внутреннего сгорания, поставляемые в качестве запасных частей с целью ремонта находящейся в эксплуатации автомобильной техники;
е) двигатели внутреннего сгорания, поставляемые с целью установки на автомобильную технику, не предназначенную для выпуска в обращение на территории Российской Федерации.
Обязательная сертификация производится с помощью оформления сертификата либо декларации соответствия техническому регламенту «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» и «О безопасности машин и оборудования». Она необходима для того, чтобы подтвердить заявленные качества, свойства и безопасность изделия.
Сертификат соответствия экологическому классу содержит следующие сведения [8]:
· марка ТС;
· тип двигателя (бензиновый или дизельный);
· название;
· год выпуска ТС;
· обозначение двигателя;
· объем двигателя;
· код VIN.
Документы, необходимые для оформления сертификата Евро-4 [8]:
Ї для физических лиц:
· заявка;
· паспорт транспортного средства, содержащий VIN, дату выпуска, дату выдачи паспорта;
· копия паспорта физического владельца автомобиля;
· копия доверенности, заверенная нотариально, и копия паспорта физического лица — владельца (если сертификат получает доверенное лицо).
Ї для юридических лиц:
· заявка (с подписью, печатью и датой);
· паспорт транспортного средства;
· копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
· копия свидетельства о регистрации юридического лица;
· копия доверенности, заверенная нотариально, и копия паспорта владельца автомобиля — в случае, если сертификат получает доверенное лицо.
На основании сертификата соответствия Евро-4 вносится отметка в Паспорте транспортного средства.
Действие сертификата соответствия экологическому классу распространяется на всей территории Российской Федерации.
5. Пути снижения выбросов и токсичности
Стимулом к сокращению объёмов выбросов предполагается заинтересованность в сокращении расхода топлива (крупная статья расходов в автомобильном транспорте).
Колоссальное влияние на количество выбросов (не считая сжигания топлива и времени) играет организация движения автомобилей в городе (значительная часть выбросов происходит в пробках и на светофорах). При удачной организации возможно применение менее мощных двигателей, при невысоких (экономичных) промежуточных скоростях.
Существенно снизить содержание углеводородов в отходящих газах, более чем в 2 раза, возможно применением в качестве топлива попутных нефтяных (пропан, бутан), или природного газов, при том, что главный недостаток природного газа — низкий запас хода, для города не столь значим. [9]
С целью снижения вредных выбросов автомобилями их стали оборудовать каталитическими системами нейтрализации отработавших газов, что потребовало ужесточения требований к качеству применяемого бензина.
Кроме состава топлива, на токсичность влияет состояние и настройка двигателя (особенно дизельного — выбросы сажи могут увеличиваться до 20 раз и карбюраторного — до 1,5—2 раз изменяются выбросы окислов азота).
Значительно снижены выбросы (снижен расход топлива) в современных конструкциях двигателей с инжекторным питанием стабильной обеднённой смесью неэтилированного бензина с установкой катализатора, газовых двигателях, агрегатах с нагнетателями и охладителями воздуха, применением гибридного привода. Однако подобные конструкции сильно удорожают автомобили.
Испытания SAE показали, что эффективный способ снижения выбросов окислов азота (до 90%) и в целом токсичных газов — впрыск в камеру сгорания воды.
Многие страны пытаются проводить законодательное регулирование, направленное на снижения выбросов и токсичности:
Контролируется качественный состав изготавливаемого и реализуемого топлива (в России это стандарты на топливо, региональные требования, в Европе нормативы «Евро»).
Предусмотрен контроль за состоянием и регулировками автомобилей. В России является обязанностью органов технического осмотра ГАИ периодически контролировать доли оксидов углерода и углеводородов в выхлопе на двух частотах вращения, состояние предусмотренных систем нейтрализации на бензиновых двигателях (по ГОСТ Р 52033-2003) и дымность на дизельных двигателях (по ГОСТ Р 52160-2003).
В России вводятся повышенные ставки транспортного налога на мощность двигателя автомобиля.
Топливо облагается специальными акцизами.
Предусмотрены нормативы на выпускаемые автомобили. В России и европейских странах приняты стандарты «Евро», задающие как токсичность, так и количественные показатели.
В некоторых регионах вводятся ограничения на движение большегрузного автотранспорта (например, в г. Москве).
Считается, что распространение подобных норм на районы с нормальной экологической обстановкой может создавать лишние затраты.
В соответствии с одобренной в 2002 году правительством России концепцией развития российской автомобильной промышленности до 2010 года, отечественный автопром должен был до 2004 года организовать производство двигателей, отвечающих по токсичности выбросов с отработавшими газами требованиям Евро-2, Евро-3, Евро-4, а к 2014 году Евро-5.
Совершенствование конструкции двигателей и автомобилей, повышение качества вырабатываемых и применяемых бензинов должно сопровождаться общим повышением культуры эксплуатации автомобильного транспорта.
В середине 2011 года премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин открыл в Набережных Челнах завод по производству новых двигателей для грузовиков, которые будут отвечать требованиям стандартов «Евро-3», «Евро-4», «Евро-5».
Заключение
В настоящее время сертификация находится на пике своего развития, пройдя путь с древних времен и претерпев множественные совершенствования и модификации.
Сегодня Российская Федерация является участником таких международных систем сертификации, как МЭК, ЕЭК ООН, ISO и так далее. Кроме того, в самой России действует множество обязательных и добровольных систем сертификации. В нашей стране действует множество организаций, занимающихся вопросами сертификации (среди них — ВНИИС, Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Сертификации).
Список использованных источников
1 Арутюнян Д. Ближе к зелени. / Д. Арутюнян. // За рулём. — 2008. -№5. — с. 200-202.
2 http://abenzin.ru
3 http://auto16.ru
4 http://www.gostcertificate.ru
5 Воробьёв-Обухов А. Евро VI уже есть! / А. Воробьёв-Обухов. // За рулём. — 2007. -№11. — с. 273.
6 Технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утв. Постановление Правительства РФ от 12 октября 2005 года № 609 с изм. от 27 ноября 2006 г., 26 ноября 2009 г., 8 декабря 2010г.
7 Колодочкин М., Шабанов А. А 92 ещё не иссяк. / М. Колодочкин, А. Шабанов. // За рулём. — 2008. -№12. — с. 162-165.
8 ФЗ
9 Фомин А. TSI против СО2. / А. Фомин. // За рулём. — 2007. -№8. — с. 236-237.
10 ГОСТ 2084-77. Бензины автомобильные. Технические условия. — Взамен ГОСТ 2084-67, ГОСТ 5.268-69, ГОСТ 5.818-71 (Утратил силу на территории Российской Федерации в части марок автомобильных бензинов А-72, А-76 этилированный, АИ-91, АИ-93, АИ-95).
11 ГОСТ Р 51105-97. Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия.
12 ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-99). Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия.
13 ГОСТ Р 52033-2003. Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке при оценке технического состояния.
14 ГОСТ Р 52160-2003. Автотранспортные средства, оснащённые двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке при оценке технического состояния.
Размещено на