Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕНЫЙ ПОРЯДОК И ПРАВОПОРЯДОК КАК ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ
1.1. Понятие и общая характеристика правового порядка
1.2. Эволюция понятия «общественный порядок»
1.3. Законность и правопорядок
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ПРАВОПОРЯДКА
2.1. Правовые средства формирования правового порядка
2.2. Правопорядок как основа социального правового государства
2.3. Содержание и сущность системы охраны общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Выдержка из текста работы
Во все времена важнейшими задачами государства являлись обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступность.
Конституция РФ провозглашает Росси демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценность. Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.
В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решить стоящие перед обществом задачи, как то: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступность, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.
Тема данной работы «Соотношение правопорядка и общественного порядка» чрезвычайно актуальна, активно обсуждается российскими средствами массовой информации, учёными и юристами.
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что поддержание правопорядка в стране является гарантией стабильности государства и всех его социальных институтов. Исследование правопорядка актуально, так как состояние стабильности, уравновешенности и соразмеренности, гарантированности и упорядоченности важнейших сторон жизни людей ныне необходимы как никогда. Рассмотрение правопорядка актуально и потому, что за последние годы несколько изменились взгляды на понятие правопорядка и его формирование. Изучение правопорядка потому актуально, что правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия. В заявлениях официальных лиц и прессы подчеркивается: "Приоритет — правовой порядок", необходим порядок в работе власти, в нормотворчестве и других сферах государственной жизни. Только при таком положении гарантируется реальность прав и свобод граждан, законных интересов последних и выполнение всеми субъектами возложенных на них обязанностей, реализаций ответственности за свое поведение, а следовательно демократическое общество.
В ходе политической, экономической и административной реформы государственной системы, укрепления гарантий прав и свобод граждан в значительной степени возросли роль и значение органов внутренних дел. Ведущую роль в охране общественного порядка на территории муниципального образования в настоящее время играет милиция.
Объектом исследования является правопорядок как системное состояние социальной жизни, связанное с правовой упорядоченность общественных отношений, обеспечивающее реализацию прав и законных интересов личности, общества, государства, а также общественные отношения, связанные с его поддержанием и упрочением.
Предметом исследования являются субъекты, институты и механизмы, используемые государством в процессе формирования и поддержания правопорядка, а также государственные концепции, научные разработки и правая практика в этой области.
Цель работы является анализ содержания правопорядка и общественного порядка. Для этого поставлены следующие задачи:
. рассмотреть основные подходы в науке к понятию правового и общественного порядка;
. раскрыть понятие, признаки, структуру и принципы правопорядка.
. рассмотреть пути укрепления правового порядка
В процессе написания курсовой работы, данная тема рассматривалась в трудах следующих авторов: Борисов В.В., Марченко М.Н., Комаров С.А., Малько А.В., Макаров О. В. и другие.
Сегодня в юридической литературе встречаются различные варианты определений правопорядка. Несмотря на значительное число работ по данной тематике, многие аспекты этого политико-правового и социально-культурного феномена все еще остаются малоисследованными или дискуссионными.
правовой законность порядок общество
Глава 1. Правовой порядок и законность как элементы правовой системы общества
1.1Правовой порядок: понятие, содержание, признаки
Правовой порядок-сложная социально-правовая категория, в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества.
В юридической литературе по-разному понимают и определяют правопорядок. Говорят о системе правовых отношений, охраняемых государством; о результате законности, соблюдения прав, свобод и обязанностей граждан; о режиме, подчиненности субъектов правовым предписаниям; о формах реализации права и воплощении законности в реальных отношениях; о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных на праве и т.д.
Однако правовой порядок нельзя отождествлять с другими социальными и правовыми явлениями и категориями. Он имеет свои характерные черты и качественну определенность, что обуславливает недопустимость его идентификации с системой правовых отношений, с правом и законность, с правовым режимом.
Существует утверждение, что правопорядок — это государственный, конституционный порядок. В принципе это верно. Но нельзя не учитывать и другого: не всегда государственные вопросы получат правовое регулирование и оформление, не все правовые стороны жизни отражены в Конституции. Последняя может быть эффективной или неэффективной, но не все ее положения могут быть реализованы, Поэтому нельзя ставить знака равенства между этими категориями. В данном случае выделяется лишь одна связь — государственная, конституционная подчиненность и характеристика порядка.
Правопорядок и конституционный порядок не равнозначны и по существу. В любом государстве есть право, законы, их реализация, отношения. Но в одних государствах существует правовой порядок, а в других — лишь правовая оболочка произвола и беззакония (как это имеет место при фашистских режимах). Только в демократических государствах, где право проявляет себя как искусство добра и справедливости, утверждаются правовые начала. Поэтому при анализе правового порядка важно учитывать социальную сущность государственной власти и действущую Конституцию.
Правовой порядок подлежит анализу как целостное и комплексное образование. Здесь наблюдатся различные уровни упорядоченности. Части и целое имет свои характерные особенности. Далеко не все сферы социальной жизни, входящие в правопорядок или активно влияющие на него, регламентированы нормативными актами. В правопорядке довольно много общесоциальных тенденций, характеристик, которые не имеют юридического содержания, но без которых он невозможен. Это такие категории, как справедливость, нравственность, демократизм, соответствие требованиям социальной нормативности и т.п.
В правовом порядке все юридические явления (правосознание, принципы, законы, правореализация и пр.), их взаимосвязи с другими общесоциальными требованиями (порядочность, справедливость, нравственность, гуманизмом и пр.) трансформируются в поведенческом взаимодействии людей, придавая им более высокие качественные характеристики и определяя новое состояние и свойство общественного бытия.
Таким образом, правовой порядок — это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованность, урегулированность системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.
Правовой порядок отражает коренной вопрос политики — государственную власть как свидетельство ее реальности и достижения поставленных задач. Здесь созданы формы организации, структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Конституционное, административное и иное законодательства выступат как центральные звенья правопорядка. В них закреплены экономические интересы в виде фиксации форм собственности на орудия и средства производства, способы и размеры распределения произведенного продукта.
Взгляды людей на правопорядок и реальная практика часто не совпадают. Одно дело идеи, другое — их воплощение в жизнь. Не всегда властвующим силам удается в полном объеме реализовать свои потребности и интересы. Далеко не единичны случаи, когда правопорядок перерастает в свою противоположность — узаконенный произвол. Пограничные зоны перерастания представляют весьма тонкую и незаметную грань.
Вместе с тем правопорядок по своему содержанию — весьма динамичная категория. Здесь имет место такие дезорганизущие факторы, как преступность и беззаконие. Поэтому при исследованиию понятия порядка важно учитывать не только идеи и стремления, но и их реальное воплощение на практике.
Анализ правового бытия позволяет делать прогнозы о путях формирования, совершенствования и развития правового порядка. В нем сочетаются два исходных начала. С одной стороны, как обязательное условие функционирования общества — это объективные законы и тенденции развития, жизненные реалии, социальная нормативность и потребность в упорядоченности и стабильности. С другой — функционирование государства, деятельность людей по правовому оформлению этой потребности, правовая нормативность в урегулировании отношений.
Социальная регламентация вносит упорядоченность в реальную жизнь, это ее объективное свойство. Возникновение и осуществление правового порядка выступает как закономерность общественного развития. Но признание объективной необходимости правопорядка не означает, что все идет стихийно, самотеком. Наоборот, успех возможен только тогда, когда люди профессионально, со знанием дела используют юридические рычаги и на требования социальной нормативности накладывают четкую правовую урегулированность. Общество остро нуждается в, упорядочении важнейших сфер человеческого общежития, что достигается в основном правовыми средствами. Любая беспорядочность и бессистемность, стихия и произвол немедленно ударят по интересам общества и человека, нанося серьезный урон. Только четкая организованность, упорядоченность, согласованность могут обеспечить успех дела.
Правопорядок — государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда государственная власть в нем заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти.
Свои юридические качества и свойства правовой порядок черпает в законах, в тех правовых идеях, принципах, институтах, которые использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущность и формами права, с правотворчеством и правоприменением, правосудием и законность. Правопорядок сам выступает одним из их свойств, ибо эти правовые категории и правовые принципы имет одну общую доминирущу черту — упорядоченность.
Можно выделить различные уровни и характеристики упорядоченности. Правовой порядок — завершащий этап всех юридических форм и процессов, он вбирает в себя все упорядочиващие начала, выступая некой суммирущей величиной. Однако это совершенно не означает, что правопорядок есть некая всеобъемлщая категория по отношени к правосознани, законодательству, правореализационной практике, правоотношениям и законности, что его можно отождествлять с правовой системой, надстройкой, совокупность правоотношений. Это близкие, но не равнозначные понятия. Правовые категории и их свойства, трансформируясь в правопорядок, терят многие свои признаки, а передают ему лишь определенные свойства, совокупность которых формирует новое качество.
Правопорядок есть тот юридический итог, к которому стремится и государственная власть, и все субъекты права, используя лишь различные направления пути. В этом социальном результате органически сливатся объективные потребности упорядоченности жизни с деятельность людей по урегулированию их поведения и поступков. В законах закреплятся все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием, поддержанием. Законодательная база определяет отношения, включаемые в систему правопорядка, участников, их правовые связи, методы и процедуры регулирования, пространственно-временные и личностные характеристики и др.
Правопорядок есть область наиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергатся регулированию нормами права. Это: отношения в экономике — по поводу собственности, взаимоотношений в производстве и распределении материальных благ; в политической жизни — взаимоотношения государства и личности, между социальными группами, нациями, субъектами права; в социальной жизни — имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные и т.п. Совокупность этих отношений может быть различной по характеристике: системной и упорядоченной или механической и неупорядоченной, демократической и недемократической, справедливой и несправедливой, гуманной и негуманной; обеспечиващей права, свободы человека и попиращей их; защищащей порядок или оправдыващей произвол.
Поэтому чрезвычайно важно выделить социальные качества правовых отношений, которые они получат от общего режима и устоев общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма, справедливости, нравственности и от основ права и законности. На этом фундаменте достигается стабильность и упроченность, уравновешенность и гармония, реализация прав и свобод, исполнение обязанностей и ответственность, гарантированность правовых провозглашений и ритмичность, последовательность и, очередность действий, поступков и поведения.
Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, которые во многом получат свое юридическое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина и которые реализутся в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерные черты правопорядка — это гуманизм, демократизм, нравственность, справедливость. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь на правовой материи и не учитывать общесоциальные характеристики. Как составная часть общества, он несет на себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.
Правопорядок выступает сложным и многогранным явлением и как всякая реальность подлежит анализу в единстве и противопоставлении внутренних и внешних форм. С одной стороны, устойчивые, подверженные наименьшим изменениям внутренние связи и отношения, а с другой — существуют более динамичные и многообразные проявления внешних отношений.
Правопорядок реализуется в системе правовых структур, элементов и процессов, существенных свойств и признаков. В нем можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическое содержание.
Материальное содержание — это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка, объективные потребности в упорядочении общественных процессов, отношения и поведение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой, идеологией.
Государственно-волевое содержание следует рассматривать как суммированный результат государственной воли и интересов всех участников правопорядка.
Юридическое содержание трансформируется в совокупный результат: а) реализованное прав и законности, проявлящейся в поведений всех участников правовых предписаний; б) взаимосвязанной системы правовых отношений, корреляции субъективных прав и юридических обязанностей участников правопорядка; в) упорядоченности правовых элементов, процессов, отношений и связей.
Под формой правопорядка понимается присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннюю структуру, закономерности реального мира, она выступает в качестве способа существования правового порядка. Сда следует отнести: а) правовое оформление порядка — внутреннюю организацию и внешнее проявление; 6) все статические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права; в) динамические процессы — развитие, движение и изменения» отраженные в процессуальном праве; г) единичные, конкретные проявления в жизни, определенные правила поведения участников.
Содержание и формы правопорядка находятся в единстве. В этом заключается источник его жизненности и эффективности. Форма менее подвижна и более консервативна, более устойчива и стабильна. Но она не пассивная сторона единства, она организует и выражает содержание, добиваясь формализации и придавая ему качественну определенность. В законах страны закреплятся все вопросы, связанные с установлением, функционированием и поддержанием правопорядка.
1.2 Законность как основа правового порядка
Государство управляется с помощью различных методов и средств — экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Законы и их соблюдение -древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми.
Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, лбое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие, подчас примитивные формы общежития.
Еще римские юристы провозгласили широко известные и поныне постулаты: "Государством должен править закон", "Закон превыше всего", "Закон выше лбой должности", "Закон — единственный бог, которому все должны поклоняться", "Пусть рухнет мир, но восторжествует закон", "Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными", "Закон должен властвовать над всеми", "Кто живет по закону, тот никому не вредит", "Закон суров, но это закон".
Все эти изречения полны глубокого смысла, опыта, мудрости. Сократ говорил: "Что законно, то и справедливо". В законе воплощен коллективный разум, потому он и авторитетен, ставится превыше всего, почитается. По крайней мере, так должно быть. Право издревле называли искусством добра, беспристрастности и объективности, а в законе видели некое высшее божественное установление.
Заметим, что здесь речь пока не идет о несовершенных законах, которые заведомо могут быть; закон мыслится как собирательный, положительный образ, как идеал.
Разумеется, законы обязаны соблюдать и сама власть, создащая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. Известный русский рист С.А. Комаров писал: "Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его не уважает, ибо граждане вправе отвечать на ее требования: "Врач, исцелись сам". В подчинении власти собственным законам — суть правового государства, ибо там, где кончатся законы, начинается произвол. В сво очередь, законы должны основываться на идеях естественных прав человека и гражданина, свободного развития личности. Эти права как раз и служат ограничителем власти, ее возможного произвола.
Закон, как известно, является формой выражения воли народа — единственного источника власти.
Именно поэтому ни один монарх, царь, король, президент не вправе издавать законы, а только подзаконные акты. Принятие законов — функция законодательных органов, которые потому и называтся законодательными. Правда, в древности отдельные монархи все же издавали законы, но это были времена неразвитой демократии или даже полного ее отсутствия при всевластии правителей.
Законность и ее принципы являтся объектом пристального внимания ученых-ристов. Относительно их соотношения в теории государства и права сформулирована методологическая аксиома принципы — это содержание, «законность» — форма их выражения. Используя этот метод, ученые правоведы исследут различные аспекты этой правовой категории. Кроме того, в теории права отмечается, что понятие законность характеризует правовую действительность, взяту под углом зрения практической реализации права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с основополагащими общественно-политическими институтами, политическим режимом общества. Поэтому в юридической литературе приводятся различные формулировки понятия «законность».
В советский период, наибольшее распространение получило определение законности Т.Н. Радько, который определял законность, как строгое и неуклонное соблюдение законов и основанных на законах других правовых актов Советского государства всеми без исключения органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
В.В. Борисов определяет законность как демократический принцип Советской власти, который проявляется в требовании строжайшего выполнения советский законов.
Такое понятие законности, выражащееся в исполнении действующих законов, в основном отражало дореформенное (доперестроечное) состояние общественных отношений, основанных на жесткой иерархической соподчиненности.
О.В. Макаров в своем определении законности делает акцент на организаци общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов. В его понимании законность -э то режим общественной жизни, метод государственного руководства.
В современной юридической литературе законность часто определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом.
Первым условием законности является закон. Законы — цивилизованное средство управления обществом, проведения государственной политики. Но простое наличие законов, пусть даже и мудрых, совершенных, еще не ведет к достижению желаемой цели, то есть к установлению законности, — надо, чтобы эти законы всеми и повсду соблюдались, исполнялись, давали нужный социальный эффект. Конечно, без законов законность немыслима, но и одних законов как таковых для нее недостаточно. Законы — лишь условие, предпосылка, нормативная основа законности, однако это еще не решает задачи. Законы должны работать.
Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой находит он осуществление, а соответствие этой деятельности закону.
Вот почему законность всегда вклчала в себя две стороны: наличие качественных, полноценных законов и их реальное претворение их в жизнь.
Такое понимание сущности законности позволяет говорить о ее содержании, как единстве двух признаков: обязанность соблюдать, исполнять и применять законы и наличие качественных законов.
.3 Пути укрепления правопорядка в современных условиях
На основе анализа имеющейся научной литературы следует отметить, что решение проблем укрепления правопорядка рассматриваются в разных аспектах, что является положительным, поскольку внимание уделяется не только различным сферам общественной жизни, но и различным возможным путям решения обозначенной проблемы. Укрепление правопорядка, рассматривается, таким образом, в разных аспектах.
О.П. Сауляк утверждает — и с этим вполне можно согласиться, что обеспечить должный правопорядок раз и навсегда — принципиально невозможная задача. Его образ, который еще недавно представлялся безупречным, сегодня уже может не отвечать потребностям текущего момента. Достижение правопорядка — эта вечная головоломка, за разрешение которой каждое очередное поколение, живущее в специфичной для него сетке пространственно-временных и социально-культурных координат, вынуждено браться снова и снова.
Реальный уровень правопорядка, сложившегося в конкретном социуме, обусловлен сложным характером взаимодействия множества факторов, хитросплетениями разнообразных детерминант. Методология требует учитывать в процессе правовых преобразований не только объективные закономерности общественного реформирования, работающие подобно часовому механизму, но и социально-культурные реалии и традиции, господствующие в рамках конкретного социума. Правопорядок всегда имеет конкретно-исторический смысл. Отсда правильным представляется тезис: «Каково общество — таков и правопорядок». В известной мере верно и обратное утверждение: «Каков правопорядок — таково и общество».
Такое видение правопорядка позволяет преодолеть юридический романтизм, получивший в последние годы широкое распространение в теории и практике государственно-правового строительства, согласно которому можно изменить характеристики правопорядка, опираясь лишь на систему юридических методов и средств. В действительности же его качественные параметры во многом определяются метаправовыми причинами и условиями. Одним из таких факторов является нравственный потенциал общества — показатель морального состояния последнего социума, определяющий способности людей к общению и коллективным действиям.
Исследование роли нравственного потенциала общества в совершенствовании правопорядка позволяет в определенной мере прогнозировать динамику последнего, определить наиболее уязвимые места, выработать меры, необходимые для его защиты и укрепления. Эти проблемы представляются особенно значимыми для нашей страны. Идеология рыночного фундаментализма, основанная на свойственных ей ценностях, постулирует веру в безграничные возможности механизмов рынка, способных разрешить все проблемы, с которыми сталкивается общество, включая и обеспечение подлинно демократического правопорядка, согласование интересов различных социальных групп, торжество закона и социальной справедливости. Но новые нравственные нормы и ориентиры не настолько реалистичны и жизнеспособны.
Не будет преувеличением сказать, что сегодня деньги правят жизнь людей в большей степени, чем когда-либо раньше. Конкуренция — это движущая сила, заставлящая рыночную экономику работать. Однако для того, чтобы она оказывала положительное воздействие на развитие социально-экономических процессов, необходимо наличие целого ряда других условий.
Прежде всего, развитая система государственного регулирования, включая прогнозирование экономики, определение приоритетов в научно-техническом развитии и образовании, проведение жесткой антимонопольной политики. Кроме того, позитивный эффект конкуренции возможен только там, где хозяйствующие субъекты готовы соблюдать юридические правила экономической игры и накладывать нравственные цепи на собственные аппетиты, где побеждает мораль честной наживы, стремление к справедливости оказывается сильнее жадности, а здравое мышление выше тщеславия и самонадеянности. В противном случае, когда правовые и нравственные аксиомы, принципы и нормы участниками конкурентной борьбы предатся забвению, ее результаты могут быть губительны для правового и социального порядков.
Результаты радикальных преобразований, с которыми многие связывали надежды на подъем национальной экономики и улучшение уровня жизни, вследствие отсутствия четкой государственной стратегии и низкого качества управления в начальный период реформ оказались крайне далеки от первоначальных ожиданий. Провал шоковой терапии обернулся не только падением экономического потенциала страны, вынужденной догонять свои прежние достижения, но и резким снижением качества жизни населения. Низкий уровень дохода лишает человека возможности полноценно питаться, лечиться и получать образование. Увеличение масштабов бедности, отбрасыващей все более широкие слои населения на обочину жизни, провоцирует устойчивый рост противоправного поведения и ситуативной преступности. Следовательно, преодоление этих явлений — одно из первейших условий укрепления правопорядка.
Таким образом, устойчивый правопорядок недостижим без определенных изменений в духовно-нравственных, идейно-правовых устоях социальных групп, в ценностных установках и уровне правовой культуры граждан, без осознания и добровольного выполнения абсолютным их большинством своих обязанностей перед обществом и государством. Для создания такого состояния общества необходима планомерная и целенаправленная работа государственных институтов, и прежде всего правоохранительных, по формированию и развитию определенной правовой политики, соответствущей идеологии с четко выраженными, реально достижимыми и конкретно реализуемыми задачами в области правовой культуры как российского социума, так и его граждан. Ведь в конечном итоге не государство, а именно общество является носителем и основным субъектом правопорядка.
Фактор единения социальных сил вокруг идей права проявил себя в ходе принятия и введения в действие новой Конституции РФ. Утверждение принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как независимого и автономного субъекта во всех сферах общественной жизни. Меру реализации согласия между государством и обществом определят концептуальные основы права, на фундаменте которых строится конституционный порядок.
Идеи верховенства правового закона и требования правовой законности и правопорядка нашли свое закрепление в Конституции РФ. Прежде всего закрепление в Основном Законе прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека означает, что все действущее в России позитивное право (закон) должно соответствовать этим естественным человеческим правам (т.е. праву). Актуальнейшая задача современного российского общества-воплощение конституционных положений в реальну жизнь.
В современный период в российском праве на первый план выходит концепция, согласно которой человек, его права и свободы — высшая ценность не «на бумаге», а на практике. Права и свободы человека и гражданина определят вс правовую систему общества, основы конституционного строя государства, характер административного управления, независимость судебной власти, разветвленность и работоспособность системы органов местного самоуправления, гарантирущих эти права и свободы.
Вместе с тем без соответствующих гарантий провозглашенные в конституции права и свободы — пустой звук. Вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Наибольшую необходимость в гарантиях права и свободы испытывают потому, что их реализация требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан. Вот почему в Конституции РФ, наряду с закреплением неотчуждаемых и прирожденных прав и свобод человека и их характеристикой в качестве высшей ценности, одновременно подчеркивается обязанность государства в области действия и реализации этих прав и свобод.
Некоторые ученые считают, что для того, чтобы основные принципы организации и деятельности государства были осуществлены на деле, необходимо, чтобы в конституции содержались положения, регламентирущие не только структуру и компетенци органов государственной власти, но также гражданские права и свободы, которые являются цель демократически устроенного государства. Кроме того, конституция должна устанавливать пределы посягательств государства на свободу и самостоятельность личности, определять границы свободы человека и надежно гарантировать эти свободы.
Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, наконец, самих граждан. Однако надо иметь в виду, что в качестве правовых гарантий выступает не любая деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление определенных юридических последствий.
«Государству здесь придется начать с себя, — отмечал в открытом письме к российским избирателям Президент РФ В.В. Путин. — Оно должно не только устанавливать равные правила, но и соблдать их. Только так добьемся от каждого выполнения единых, определенных законом норм поведения. В неправовом, а потому слабом государстве человек беззащитен и несвободен. Чем сильнее государство, тем свободнее личность. При демократии ваши и мои права ограничены такими же правами других лдей. На признании этой простой истины и строится закон, которым должны руководствоваться все — от представителя власти до рядового гражданина». Таким образом, наиважнейший путь для укрепления правопорядка в российском государстве — это выполнение предписаний закона всеми членами общества, а также самими государственными органами их служащими.
Формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы.
Происходящие в нашем обществе динамичные процессы политического, экономического, социального и культурного развития, совершенствование общественных отношений, рост нетерпимости граждан к различным антиобщественным проявлениям — все это требует значительного повышения эффективности охраны всех видов собственности, законности и правопорядка, участия в этом процессе граждан. Это требование в равной степени относится как к предупреждению (профилактике) преступлений, обеспечению правопорядка в городах и сельской местности, так и участию граждан в обеспечении исправления лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализаци, что органически соответствует сущности правового государства, его гуманистической направленности, принципам законности и социальной справедливости.
Важно определить правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка, включая их место и роль в этом процессе. Это означает: во-первых, противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания и сокращения правонарушений; во-вторых, способствование созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности; в-третьих, устранение угрозы правам, свободам и законным интересам членов общества и государству; в-четвертых, придание соответствующим правовым положениям подлинного комплексного характера, с тем чтобы они в полной мере содействовали расширению масштабов по повышению результатов участия граждан в обеспечении правопорядка; в-пятых, усиление юридических гарантий участников общественных отношений в сфере обеспечения правопорядка вплоть до придания важнейшим из таких гарантий силы закона; кроме того, необходима четкая систематизация (автоматизация) нормативного материала, касащегося участия граждан в обеспечении правопорядка.
Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка, по мнени Н.Д. Нечевина, должно определяться четко сформулированными и прошедшими научную апробацию концептуальными положениями, традициями, историческим опытом.
Происходящие в последние годы в России процессы негативно сказались на ранее существовавшей системе участия граждан в обеспечении правопорядка и профилактики преступлений.
В настоящее время практически разрушена работа по обеспечению правопорядка и предупреждению преступлений по месту жительства, в том числе и из-за отсутствия нормативно-правового, организационного и ресурсного обеспечения. Это привело к возрастани числа лиц, совершащих посягательства на собственность и личность, особенно в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения. В структуре преступников увеличивается доля лиц, не имещих постоянного источника дохода.
К сожалению, интенсивное развитие политических общественных объединений сегодня приводит к многообразному характеру их деятельности, но не охватывает такого важного направления, как обеспечение правопорядка и профилактики преступлений. Несмотря на ослабление безопасности человека в современных условиях, граждане не используют своего конституционного права для создания общественных объединений, основной цель которых было бы обеспечение правопорядка и предупреждение преступлений. Поэтому при формировании системы обеспечения правопорядка, принимая решение о включении в нее общественных институтов, необходимо учитывать наш исторический опыт, не отказываться от реанимирования результативных форм и методов работы.
Восстановление и развитие системы участия граждан в обеспечении правопорядка требует определенной последовательности: во-первых, научное обоснование; во-вторых, официальная концепция; в-третьих, законодательное обеспечение и его концепция; в-четвертых, организационные меры.
Но уже сейчас можно сказать, что направления, по которым возможно и целесообразно вести работу по совершенствованию правового регулирования участия граждан в обеспечении правопорядка в современный период, представлятся очевидными. При этом надо заметить их тесну взаимосвязь и известное переплетение; ни одно из этих направлений нельзя рассматривать как самостоятельное, независимое от других.
Таким образом, изучение опыта правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка приводит к выводу о целесообразности его совершенствования как в законодательном, так и организационном плане.
Глава 2. Общая характеристика общественного порядка
.1 Понятие, признаки, содержание общественного порядка
Общественный порядок-реальная согласованность общественных отношений, соответствущих не только нормам права, но и социальным принципам, общественной морали.
Общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны в деятельности органов внутренних дел. Как социально-правовые категории, охватывающие специфическую сферу общественных отношений, они характеризутся рядом особенностей, определяющих содержание деятельности органов внутренних дел по охране (обеспечению) этих отношений.
Во-первых, общественный порядок и безопасность касаются всех граждан без исключения, причем с момента рождения и до конца жизни. Во-вторых, общественный порядок и общественная безопасность, как правило, касатся элементарных действий, поступков и правил поведения лдей. Они происходят открыто, публично и обычно понятны для окружающих.
В-третьих, общественный порядок и безопасность регулируются как нормами права, так и иными социальными и техническими нормами (морали, обычаями, традициями, даже модой).
В-четвертых, в сфере общественного порядка и безопасности ежегодно совершается огромное количество правонарушений, исчисляемое десятками миллионов. И все правонарушители, а это значительная часть населения, так или иначе подвергатся принудительному воздействи со стороны сотрудников милиции.
В-пятых, в сфере общественного порядка и безопасности происходит оборот объектов и предметов повышенной опасности: приобретение, хранение, использование, перевозка гражданского и служебного огнестрельного оружия, взрывчатых и сильнодействущих ядовитых веществ, радиоактивных изотопов и др. Поэтому лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел, осуществляющих государственный надзор и контроль в этой области, позволяет предупреждать и пресекать нарушение установленных правил и тем самым минимизировать наступление тяжких последствий, связанных, как правило, с нарушением соответствующих норм, стандартов и требований.
В-шестых, с рассматриваемой сферой тесно соприкасатся такие опасные антисоциальные явления, как наркомания, пьянство, проституция, бродяжничество, попрошайничество. Именно поэтому в ряде городов страны создаются специальные подразделения, так называемая милиция нравов.
В-седьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности постоянно проходят различные массовые публичные мероприятия с большой концентрацией людей в тех или иных помещениях или на ограниченной территории, что нередко создает угрозу для жизни и здоровья граждан, нормальному функционировани организаций. К ним можно отнести политические (митинги, шествия, демонстрации), экономические (пикетирование, голодовки), культурно-зрелищные (фестивали, концерты, дни городов), спортивные (олимпиады, футбольные и хоккейные соревнования), религиозные и другие массовые мероприятия. Их проведение требует огромной организационной работы органов внутренних дел, привлечения для обеспечения порядка и безопасности значительных сил и средств милиции и внутренних войск.
В-восьмых, в сфере общественного порядка и общественной безопасности происходят различные групповые нарушения порядка, массовые беспорядки, вооруженные и невооруженные конфликты, террористические акты. Нередко они сопровождаются убийствами, гибель людей, погромами и поджогами государственных и общественных зданий, жилых домов граждан, разрушением железнодорожных путей, мостов, линий электропередач и связи.
В-девятых, с рассматриваемой сферой неразрывно связаны чрезвычайные ситуации, наступающие при возникновении стихийных бедствий, пожаров, крупных техногенных аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотий, создащие угрозу жизни и здоровью граждан и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Названные особенности общественного порядка и общественной безопасности наглядно демонстрируют важность и актуальность этой сферы в деятельности органов внутренних дел, а главное — определят содержание их правоохранительных функций и полномочий.
Общественный порядок в широком смысле понимается как все связи и отношения в обществе, весь его строй.
Общественный порядок в узком смысле включает не вс систему общественных отношений, а лишь определенные их совокупности, складыващиеся в различных областях социально-политической жизни и быта, но прежде всего в общественных местах.
Определение понятия общественного порядка в узком смысле имеет практическое значение в работе органов внутренних дел, прокуратуры, судов, а также общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка, акцентирует их внимание на предупреждении и пресечении конкретных преступлений и административных правонарушений, которые посягат на общественные отношения, складыващиеся в этой сфере.
Цель установления и поддержания общественного порядка состоит в обеспечении безопасности личности, общественной безопасности, в создании благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
Содержанием общественного порядка является система общественных отношений, складыващихся в результате соблюдения и исполнения норм права, морали и иных социальных норм. Реальный общественный порядок составляют не сами установления социальных норм, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения.
Основу общественного порядка составляют отношения, складывающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха.
При этом общественные места можно отнести к трем категориям:
) общественные места постоянного пользования — улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;
) общественные места временного пользования — магазины, театры, стадионы и т.д.;
) эпизодические общественные места — лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные мероприятия и т.д.
Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являтся нормы права и другие социальные нормы неюридического характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).
Посредством правовых норм устанавливаются общеобязательные правила поведения, вводятся запреты на совершение определенных действий, устанавливается ответственность за правонарушения, определятся задачи, функции, полномочия, формы и методы деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного порядка.
Таким образом, общественный порядок — это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспечение условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности.
К поняти общественного порядка тесно примыкает понятие "общественная безопасность", которая рассматривается как система общественных отношений, складыващихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенну опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами природного, социального или техногенного характера.
2.2 Соотношение понятий правопорядок и общественный порядок
Общепризнанно, что порядок-это форма упрочения отношений, которые поддерживатся как стабильные, отвечащие интересам всего общества.
Они урегулированы многообразными социальными нормами. Общественный порядок является сложившейся системой стабильных отношений между членами общества, утвердившейся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражащей идеи социальной справедливости. Правопорядок является часть общественного порядка, но складывается он в результате регулятивного воздействия не всех социальных норм, а только норм права.
Другими словами, правопорядок есть порядок, основанный на праве. Или — это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок немыслим. Само это понятие слагается из двух слов «право» и «порядок», достаточно точно передающих суть явления. Назначение права — вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как состояние урегулированности общественных отношений.
Отсда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать лишь высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, общедемократические принципы («неписаное право»), то и понятие правопорядка окажется расплывчатым, аморфным и неустойчивым. В этом случае создается иллюзия необязательности соблюдения государственных установлений, законов, предписаний — достаточно лишь придерживаться определенных взглядов, убеждений.
Если же под правом подразумевать исходящие от публичной власти четкие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражащие указанные выше ценности («писаное право»), то появляется реальная возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования. Когда все субъекты общественных отношений сообразут свое поведение с требованиями правовых норм, мы получаем правопорядок.
Большинство правоведов-теоретиков и практиков-склоняется ко второму варианту интерпретации права, поскольку при всех различиях во мнениях понятие права упирается в конечном счете в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов. Впрочем, оба подхода вполне сопрягаемы и вовсе не противоречат друг другу. Основой правопорядка является правопослушное поведение граждан и их объединений.
Правопорядок — внутреннее дело каждой страны. Однако его значение нередко выходит за рамки национальных интересов данного государства, ибо беспорядок, нестабильность, нарушение прав человека и т.д. затрагиват также интересы мирового сообщества, мирового порядка. Не случайно Россия в связи с вступлением в Совет Европы дала "Пояснения к состоянию и планам совершенствования правового порядка", заверила, что усилит борьбу с коррупцией, преступность. Да и сейчас западные страны бдительно следят за положением дел в нашей стране, в частности за наведением порядка в Чечне и других регионах, за ликвидацией криминальной ситуации. Они видят для себя угрозу в российской организованной преступности, коррупции.
Следует различать понятия «правовой порядок» и «общественный порядок». Они соотносятся как часть и целое, последнее понятие несколько шире первого. Если правопорядок, как сказано выше, основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех иных социальных норм, действующих в обществе (моральных, корпоративных, обычаев, традиций и т.д.). Это — результат общесоциальной регуляции, которая, конечно, включает в себя и правову.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадат лишь частично. Правопорядок является ядром, центральным элементом общественного порядка и в решающей степени покрывает его, поскольку основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом (отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности; семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения).
Так что правовое поле тоже достаточно широкое, за его пределами находятся лишь морально-этические, личные, интимные, дружеские и некоторые иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные (не подвластные) такому воздействи.
Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключатся в следущем:
) они не совпадают по своему генезису, происхождени, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникат публичная власть, право, законы; он — атрибут государства;
) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
) они по-разному обеспечиватся; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок — на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым — влияние (давление) всего общества;
) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникат разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором — только меры морального характера;
) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.
Следует заметить, что на уровне обыденного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно (узко), а именно как порядок в общественных местах-на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.
Рассуждая о правопорядке, нельзя не остановиться на его соотношении с таким понятием, как законность. Названные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность — есть и правопорядок, нет законности — нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблдатся (законность), то результатом такого положения является четкий правовой порядок.
И напротив, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблдатся, нарушатся, игнорирутся, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно предполагает другое.
Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок-реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблдения законов, требований всех ридических норм. Правопорядок — продукт, итог законности.
Подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности быть не может. Демократия в лбой ее трактовке имеет правовое измерение, «правовые одежды» и, следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не за его пределами. Перед нами-единство конституционности и власти. Лбой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок-тем более. Перед нами-единство трех указанных категорий.
Однако (и это обратная связь), законность и правопорядок немыслимы вне демократии, ибо в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей.
Заключение
Правопорядок — это тот социальный результат, к которому стремится государство и весь народ, для чего используются разнообразные рычаги и средства.
Но реализация указанных средств и рычагов воздействия в современных условиях имеет свои трудности, вызванные общим состоянием общественной организации жизни страны.
В целом основные тенденции развития и укрепления правопорядка сводятся к:
упрощению, универсализации правовых связей, отношений, правового регулирования в целом;
усилению нормативности, что проявляется в росте требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;
борьбе противоположностей, что находит своё выражение в борьбе с преступность, правонарушениями и т.д.
Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно; порождает различные взгляды.
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.
В структуру современного Российского государства входит система государственных органов — субъектов правоохранительной безопасности, призванных обеспечивать соблюдение правопорядка в стране. Для того, чтобы органы внутренних дел достойно выполняли свое предназначение, не допускали роста преступности, обеспечивали правовую защищенность граждан, личность каждого сотрудника должна отвечать высоким профессиональным и этическим требованиям. Только люди, имеющие твердые моральные устои, обладающие высоким уровнем правосознания и профессиональной квалификации, способны обеспечить порядок в стране.
Основной вывод, который можно сделать из исследования аспектов данного вопроса — это то, что в Российской Федерации, Конституция которой провозгласила стремление к построению правового государства в нашей стране, к сожалению, нельзя с твердость утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности. Исходя из исследования главы второй работы, выяснено, что одним из основных условий законности в правовом государстве является четкое, неукоснительное ее соблюдение в первую очередь государственными органами власти; учитывая сегодняшний уровень коррупции, халатности, волюнтаризма, злоупотребления власть российским чиновничеством, к сожалению можно констатировать лишь частичное присутствие законности.
Рассмотрено понятие правопорядка, определены гарантии правопорядка, и его соотношение с законность.
На мой взгляд, пока в России не будет сформирован высокий уровень правовой культуры и правосознания, достижение законности и правопорядка на практике не возможно.
Для преодоления данной проблемы и повышения уровня законности и правопорядка государство должно воспитывать у своих граждан уважительное отношение к праву, сделав, таким образом, право источником положительных преобразований в России.
В работе использованы различные литературные источники, поскольку мнения авторов по различным вопросам часто не совпадают, и задача отразить, насколько это возможно в формате данной работы, полемику по вопросам законности и правопорядка в отечественной теории права и государства, мно выполнена.
Список использованных источников и литературы
1.Анисимов П.В. Теория государства и права. — М.:ЦОКР МВД России,2009. — С. 286.
2.Бабаев В.К. Теория государства и права.- М.: Юристъ, 2010. — с. 592.
3.Бадмаев А.Н. Основные направления деятельности общественной безопасности. М.: Екатеринбург, 2010. — С.156.
.Борисов В.В. Правовой порядок / Общая теория государства и права: Академический курс. В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. — Т. 2. — М., 2009. — С. 348.
.Борисов В.В. Правовой порядок. Общая теория государства и права./ В.В. Борисов. — М., 2010. — 260с.
6.Еропкин М.И. Административно-правовая охрана общественного порядка. С.-Пб., 2009. — С.345.
.Зарубин В. И. Понятие общественного порядка как объекта хулиганства Журнал российского права. — 2011. — № 8.
.Карельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2009. — с.123-125.
9.Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. — М., 2009. — с.342.
10.Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. — М., 2009. — С.383.
11.Комаров, С.А. Общая теория государства и права. Учебник / С.А. Комаров. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 512с.
12.Комсомольская правда. 2000. 25 февраля.
13.Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства её обеспечения. М.: Щит-М, 2009. — 397 с.
14.Кондратенко В.И. Правовые конфликты в контексте теории правопорядка // История государства и права. 2009. — N 9.
15.Корельский В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Перевалова. М.: НОРМА, 2010. — с.459.
.Лазарев В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — 5-е изд. — М.: Норма, 2010. — 592 с.
.Макаров О.В. Законность и правопорядок невозможны без совершенствования законодательства // Закон и право. — 2010. — №4. — С. 37 — 39.
18.Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права. — М., ристъ, 2009. — С. 578.
19.Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие для вузов. — М.: ристъ, 2010. — 300 с.
20.Малько А.В. Теория государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: ристъ, 2007. — 304 с.
21.Мальцев Н.Л. Соотношение категории общественный порядок со смежными понятиями. / Н.Л. Мальцев — Уральская ГА.,2009. — 76 с.
.Марченко М.Н. Теория государства и права. — М., Зерцало, 2010. — с.284.