Выдержка из текста работы
Я выбрала именно эту тему для своей курсовой работы потому, что среди различных учебных дисциплин, изучаемых на юридическом факультете, психология и педагогика профессиональной деятельности должна занимать, и занимает особое место. В постоянном развитии науки то одна, то другая ее отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, кибернетикой и социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология. В обращении к ней заинтересованы юристы, врачи, менеджеры, политики. Эта учебная дисциплина создаёт базу для изучения юридической психологии, криминологии, судебной психиатрии, философии, культурологии, социологии, что определяет особую значимость глубокого её изучения. Психологическая культура юриста включает: комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения. Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования.
В своей курсовой работе я подробно рассмотрю такой вопрос как «Предмет и задачи психологии», коснувшись юридического аспекта.
1.Психология как наука.
Психология (от греч. Psyche — душа и logos – учение, слово) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Будучи специфическим способом отражения реальности, психология является учением о душе и душевном. Истоком психологии может служить древняя шаманская практика, богатая психологическая культура Востока, мифология разных стран. Однако историю психологии как науки принято начинать с Аристотеля. Он рассматривал душу как «энтелехию», т.е. как одушевленную основу тела с тремя основными способностями – питанием, ощущением и мышлением.
Благодаря прогрессу естественных наук в XVI в. Аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего Средневековья, сменилась новой психологией, основанной на постулате: причинность закономерно определяет душевную жизнь. Это механистическое толкование душевной жизни отстаивали также философы: Т. Гоббс (1588-1679гг.) и Б.Спиноза (1632-1677гг.)1
Наука – это не просто перечень наблюдений над природой. Она возникает только тогда, когда осознаются универсальные связи между явлениями природы. В ХХ в. психология разбилась на новые направления, которые приобрели статус весьма значительных, самостоятельных и имеющих мировой статус. Перечислим несколько из этих направлений – это бихевиоризм (поведение), гештальтпсихология (психология формы), гуманистическая психология, психоанализ, трансперсональная психология. Психология имеет дело с объективными процессами жизни – поведением человека, его поступками, его деятельностью, его бытием в целом. Однако, собственно предметом психологии является субъективная реальность. Субъективное принадлежит человеку как субъекту. Современная психология обращается к весьма значимому объекту. Речь идет о таких важных вопросах, как природа реальности, космическое созидательное начало и наша сопричастность ему, движущие силы творения, Табу, направленные против познания нашей истинной самобытности, и проблема добра и зла2.
Основоположником научной психологии в России считается доктор И.М.Сеченов (1829-1905). В своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал академик В.М.Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности, однако собственной психологической концепции И.П.Павлов не создал. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши ученые Л.С.Выготский (1896-1934), А.Н.Леонтьев (1903-1979), А.Р.Лурия (1902-1977) и П.Я.Гальперин (1902-1988).
С развитием психологии как науки, появилось такое направление как юридическая психология. Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей человеческих знаний, юридическая психология на первых этапах своего развития не имела самостоятельности и не располагала специальными кадрами ученых. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и даже специалисты в других областях знаний. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.
Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов и идею гуманизма, был М.М.Щербатов (1733—1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, один из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника. Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652—1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы. Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника заставило право обратиться к психологии для научного обоснования этих проблем. Над их решением в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, Хр. Штельцер и др.Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в 3-й четверти XIX в. Это работы И. С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К. Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А. У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л. Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.
2. Предмет психологии.
Итак, психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы
психики. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено
воздействием объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только
познаёт законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности. Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.
Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными
областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли
психологии? Одна из возможностей классификации содержится в
сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона:
1. конкретной деятельности;
2. развития;
3. отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в
котором осуществляется его деятельность и развитие). Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, предметом которых есть психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Например:
Психология труда изучает психологические особенности трудовой
деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда
(НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных
особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п. Например, в психологии юридического труда исследуются психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатываются психологические основы профессиограммы юридических профессий, индивидуального стиля и мастерства, воспитания профессиональных навыков и умений, подбора и расстановки кадров, стиля и руководства правоохранительной деятельности, профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессионального воспитания и формирования личности работников правоохранительных органов, профессиональной деформации и ее предупреждения, организации рабочего места, рабочего времени и др3.
Многие ведущие советские психологи (Л. С. Выготский, С. Л.Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др.) в разное время указывали, что разработка методологических основ психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерности психологической жизни человека.
Психология труда успешно развивается благодаря работам Б. Ф. Ломова,
К. К. Платонова, Г. В. Суходольского, В. Д. Шадрикова и др.
Сложная интеллектуальная трудовая деятельность, отличающаяся целым
рядом специфических особенностей и предъявляющая к личности деятеля
разнообразный комплекс требований, исследована в настоящее время
недостаточно, и это сказывается на решении практических вопросов в области
повышения эффективности и качества труда в ряде областей (юриспруденции и
Др.).
Весьма актуальной является разработка психологических проблем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов.
Как известно, процесс труда включает в себя три аспекта: во-первых,
целесообразную человеческую деятельность; во-вторых, предмет труда и, в-
третьих, орудия производства, которыми человек воздействует на этот
предмет.
При рассмотрении понятия эффективности труда нужно обратить внимание
на следующие аспекты:
• эффективность любого трудового процесса и в особенности
многоцелевого, интеллектуально-практического труда со сложной структурой,
каким является труд следователя, прокурора, судьи, юрисконсульта и др.,
может быть исследована лишь с помощью комплексного, системного анализа;
• для повышения эффективности труда основное значение имеет выявление
возможностей его интенсификации, которые, как правило, познаются через
психологические закономерности различных аспектов профессиональной
деятельности;
• при системном подходе к исследованию эффективности анализируются
различные уровни (стороны) деятельности, а также личностные структуры,
которые обеспечивают успешность (эффективность) деятельности на данном
уровне;
• психологическому анализу подлежат также внешние условия трудового
процесса и их роль в повышении эффективности труда.
В настоящее время нередки случаи, когда окончившие юридический вуз
лица по успехам своей профессиональной деятельности располагаются в ином
ранговом порядке, нежели это было во время учебы.4
Успехи в юридической деятельности, особенно связанные с общением,
руководством людьми в особых ситуациях, определяются не только
академической оценкой полученных знаний и способностями к обучению, но и
целым рядом других личностных качеств, которые в учебном процессе, как
правило, не реализуются и не проверяются.
Педагогическая психология имеет своим предметом изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т.д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся:
психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология
учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности
врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию,
изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.
Юридическая психология – рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т.п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т.д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.п.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых
действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т.д.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и
деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.
Психология торговли – выясняет психологические условия воздействия
рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т.п. В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности, факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т.д.). Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами.
Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области
литературы и искусства) и эстетического воспитания – область, значение
которой, не вызывает сомнения, но пока еще слабо изученную.
Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические
аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых
реализуются принципы развития.
Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических
процессов и психологических качеств личности развивающегося человека,
разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию
юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Возрастная психология исследует возрастные особенности психических
процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития
личности и т.д. Одна из центральных проблем возрастной психологии –
проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко
обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев
умственного развития и определением условий, при которых достигается
эффективное умственное развитие в процессе обучения.
Психология аномального развития или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии:
олигофренопсихологию — науку о патологии психического развития, связанную
с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.
Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая
филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной
психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека,
устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их
поведении. Разделом сравнительной психологии является зоопсихология,
которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам) важнейшие формы и механизмы поведения.
Врожденные механизмы поведения животных составляют предмет специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии – этологии.
Социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.
3.Задачи психологии.
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки,
обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф-Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».5
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы,
состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от
элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что
обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она
включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их
систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы
раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают
методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на
нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит
категориям диалектического материализма. Б.Ф.Ло-мов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно
теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.
Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые, так или иначе, проявляются в их конкретной деятельности.
Исследование практически всей системы психических явлений — от
элементарных ощущений и до психических свойств личности, — направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет
первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической
наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в
органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов. Далее хочу затронуть сферу именно юридической психологии, т.к. непосредственно лично тружусь в этой области.
Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта,
целого ряда профессиональных навыков и умений. Таковы, в первую очередь,
профессии судьи, прокурора, а также следователя, арбитра и некоторых других.
Слово «юридический» является синонимом слову «правовой». На этих словах базируется почти вся юридическая терминология. В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.
Психологический труд юристов, весьма разнообразный и сложный, имеет целый ряд черт, которые отличают его от труда большинства людей других профессий.
Во-первых, юридические профессии характеризуются чрезвычайным
разнообразием решаемых задач. Программа решения этих задач может быть
выражена в самой общей форме, которая, как правило, сформулирована в
правовой норме. Каждое новое дело для следователя, прокурора, судьи,
адвоката представляет собой новую задачу. Чем меньше шаблонов используется в подходе к делу, тем выше вероятность нахождения истины.
Во-вторых, юридическая деятельность при всей ее сложности и разнообразии полностью подвергается правовому регулированию, и это накладывает отпечаток на личность каждого юриста. Уже при планировании своей деятельности любой работник мысленно сопоставляет будущие действия с нормами законодательства, которые регламентируют эти действия.6
Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная деятельность, которая заключается в
общении в условиях правового регулирования. Это правовое (процессуальное)
регулирование накладывает специфический отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая особый
оттенок общению, выделяющий юридические профессии в особую группу.
Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональная напряженность труда. Причем чаще это связано с эмоциями отрицательными, с необходимостью их подавлять, а эмоциональную разрядку откладывать на сравнительно большой период времени.
4. Современная психология и её место в системе наук.
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом
зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна
психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в
системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и
метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек.
Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал
этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о
человеке на уровне конкретно-научного знания. Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии. Как мною было сказано выше, является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и
направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной
действительности.
Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений
от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна
вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий.
Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с
физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.
Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или
иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности —
механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» организма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания физиологии совершенно недостаточно. Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в.
Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу. И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще КД.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования.
Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики,
формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов,
психического развития человека в целом имеют существенное значение для
решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение
содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее
эффективных методов обучения и воспитания и т.д.
Необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками
психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои
методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические
процессы, состояния и свойства.
Заключение.
Итак, в заключение своей курсовой работы я хотела бы обобщить написанное мной.
Психология (от греч. Psyche — душа и logos – учение, слово) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология, как и многие другие науки имеет свой предмет и свои задачи. Предметом психологии является субъективная реальность. Субъективное принадлежит человеку как субъекту. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии.
Психологическое совершенствование – условие профессионального и личностного роста специалиста в любой сфере деятельности.
Психологическая культура юриста включает: комплекс психологических знаний, включающий психологию личности и деятельности, психологию юридического труда и психологические характеристики отдельных юридических профессий, навыки и приемы использования этих знаний в профессиональных ситуациях в процессе общения. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность,
большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования.
Список использованной литературы.
1.П.С.Гуревич Психология и Педагогика. Уч. ЮНИТИ. М., 2005г. Стр.34.
2. Гроф Станислав. Психология будущего. – М., 2001г. – с. 17.
3. Васильев В. Л. Юридическая психология. Л., 1974.
4. Общая психология/ Под ред. Петровского А. В. – М.: Юристъ, 1998.
5. Б.Ф-Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии»,стр.4
6. Общая психология/ Под ред. Петровского А. В. – М.: Юристъ, 1998.
7. Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.
8. М.Т.Громкова Психология и педагогика профессиональной деятельности. Уч. Пособие. М.. ЮНИТИ – ДАНА 2003г.
9. Л.Ф.Бурлачук.. С.М.Морозов Словарь – справочник по психодиагностике.-СПб.: Питер, 1999г.
10. В.А.Сластелин., В.П.Каширин. Психология и Педагогика. М.,Изд. Центр «Академия», 2004г.
11. Г.С.Абрамова Практическая психология. Уч. Пособие для студентов Вузов. Екатеринбург: Деловая книга. 1999г.
12. Е.А.Климов Основы психологии: Учебник для Вузов. – М., Культура и спорт – ЮНИТИ, 1997г.
1 П.С.Гуревич Психология и Педагогика. Уч. ЮНИТИ. М., 2005г. Стр.34.
2 Гроф Станислав. Психология будущего. – М., 2001г. – с. 17.
3 Васильев В. Л. Юридическая психология. Л., 1974.
4 Общая психология/ Под ред. Петровского А. В. – М.: Юристъ, 1998.
5 Б.Ф-Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии»,стр.4
6 Общая психология/ Под ред. Петровского А. В. – М.: Юристъ, 1998.