Содержание
Содержание
Введение3
І. Общая характеристика правового обычая4
1.1. Понятие правового обычая5
1.2. Соотношение норм права и обычаев11
1.3. Право и социальные нормы17
ІІ. Место правового обычая в мировых правовых системах22
2.1. Правовой обычай в национальной правовой системе22
2.2.Правовой обычай в международном праве24
Заключение27
Глоссарий29
Список литературы31
Выдержка из текста работы
На рубеже веков человечество вступило в такую стадию развития международных отношений, когда государства осознанно утрачивают монополию единственных субъектов таких отношений. Безусловно, государства все еще остаются основными субъектами на мировой арене, но растет и влияние других субъектов международных отношений. Их участниками становятся международные организации.
Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития. В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью изучения понятия, юридической природы и места международно- правовых норм, создаваемых региональными международными организациями.
Региональная международная организация — политическая, военная, экономическая и т.п. международная организация государств одного региона. Формальным признаком региональной международной организации обычно считают принадлежность стран — членов организации к одному географическому региону.
Степень научной разработанности данной темы достаточно велика. Ею занимались такие ученые, как К.А. Бекяшев, Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, Г.В. Игнатенко, О.И.Тиунов, Б.Н. Топорнин, С.А.Глотов, М.Л.Энтин, Э.С.Кривчикова, Ю.Я. Баскин, Д.И.Фельдман, Г.И.Морозов, Д.Б.Левин, Г.И.Тункин, Г.В.Черниченко, И.И.Лукашук, Л.Н.Анисимов, С.Б.Крылов и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в ходе создания региональных международных организаций и их работы.
Предметом исследования являются нормы международного права, регламентирующие правовые отношения, возникающие в ходе создания региональных международных организаций и их работы.
Целью моей курсовой работы является проведение комплексного исследования региональных международных организаций.
Цель определила конкретные задачи исследования:
— изучить историю создания региональных международных организаций;
— рассмотреть требования предъявляемые к ним;
— дать понятие и охарактеризовать такие региональные международные организации как: Совет Европы, Содружество Независимых Государств, Европейский союз и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Методологической основой исследования послужили такие методы познания, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический синтез и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Нормативную базу курсовой работы составляют современные международные договоры и иные нормативные акты международного права.
Структура работы: введение, основной раздел — две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1 Понятие региональных международных организаций
Для правильного толкования понятие «региональные международные организации» необходимо для начала дать определение и рассмотреть ключевые моменты понятия «международные организации».
Одной из форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации.
Международная организация — это межгосударственная или общественная организация, созданная на основе учредительного документа программного или нормативного характера для достижения определенных целей. Система международных отношений констатирует, что международные организации создаются суверенными государствами для коллективных реализаций определенных целей и задач.
Более широкое понятие международных организаций дает известный профессор — правовед К.А. Бекяшев: «международная организация — это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно — технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов».
Любая организация признается международной, если она обладает следующими признаками.
1. Создается в соответствии с нормами международного права.
Данный признак имеет основополагающее значение, поскольку он определяет правомерность образования международной организации. Любая организация должна создаваться на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
2. Учреждается на основе международного договора.
Обычно международные организации создаются на основе международного договора, которые имеют разные названия: конвенция, соглашение, трактат, протокол. Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. Сторонами учредительного акта выступают суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации.
3. Осуществляет сотрудничество в конкретных областях деятельности.
Международные организации создаются для осуществления взаимодействий государств в какой-либо сфере жизни. Они призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Также существуют организации, призванные координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ).
4. Имеет соответствующую организационную структуру.
Данный признак подтверждает постоянный характер организации, тем самым отличает ее от других форм международного сотрудничества.
5.Обладает правами и обязанностями.
Международная организация обладает возможностью иметь самостоятельные права и обязанности, которые отличаются от прав и обязанностей государств-членов. Это позволяет формировать ее как юридическую личность, обладающую своей правовой волей, а также как производного субъекта международного права при условии, что эти права связаны с международной правосубъектностью. К таким правам относятся право на заключение международных соглашений, право на привилегии и иммунитеты, право на представительство.
6. Самостоятельность международных прав и обязанностей.
Сама организация как субъект международного права вправе избрать наиболее рациональные для себя средства и методы деятельности. При этом государства-члены осуществляют контроль за правомерностью использования организацией своей автономной воли.
Общепризнанной является классификация международных организаций по следующим основаниям: круг участников, порядок вступления, характер членства, компетенция и полномочия.
По кругу участников международные организации делят на мировые, или универсальные (Организация Объединенных Наций, Всемирный почтовый союз), и региональные (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Центрально-Европейская инициатива).
В соответствии с целью нашей курсовой работы более подробно мы остановимся на региональных международных организациях.
«Устав ООН (ст. 52) допускает существование «региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий», оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мирное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право использовать такие организации для принудительных действий под его руководством.
Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.
Для признания международной организации региональной необходимо:
1) пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;
2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств- членов, т.е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально- координационные рамки.
Такое утверждение, не основанное на каком-либо из существующих источников международного права, оказывается весьма спорным при рассмотрении одной из существующих организаций безопасности, в полной мере претендующей……..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нормативные акты и другие официальные документы:
1. «Устав Организации Объединенных Наций» (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)// Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами», Вып. XII, — М., 1956, с. 14 — 47
2. Конвенция Объединенных Наций о представительстве государств в отношениях с международными межправительственными организациями 1975года// Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1975. С. 582 — 615.
3. Статус Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (Вена, 21 марта 1986 года)// Сведения о выполнении внутригосударственных процедур подготовлены по материалам сайта Организации Объединенных Наций.
4. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О международных договорах Российской Федерации»// «Российская газета», N 140, 21.07.1995.
2. Учебная литература:
5. Додонов В.Н Международное право. Словарь — справочник/В.Н. Додонов. — М.:ИНФРА. — М:2008. — 212 с.
6. Кольяр К.В. Международные организации.учеб.//К.В. Кольяр. — М.: Норма, 2008. — 472 с.
7. Микульшина А.И. Международное право. учеб //А.И. Микульшина. М.: Проспект. — 2010. — 188 с.
8. Улахович В.Е. Международные организации: Справочное пособие/ В.Е. Улахович. — М.: АСТ; Мн.: Харвест. — 2007. — 53с.
9. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. учеб. пособие//Т.Н. Нешатаева М.: ИНФРА. — 2008.- 132 с.
10. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник.//Н.А. Ушаков — М: Юрист.- 2010. — 361 с.
3. Научная литература:
11. Абашидзе А. Х. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты.//А.Х. Абашидзе.- М.: Юрист 2009.- 106 с.
12. Азимов А.С. Распутье ОБСЕ // Международная жизнь. 2007. N 2. С. 61
13. Кашлев Ю.Б. Хельсинки 30 лет спустя: достижения и разочарования // Дипломатический ежегодник-2001. Сборник статей / Колл. авторов. М.: Научная книга, 2007. С. — 27.
14. Цибуков В. Проблемы правопреемства в Содружестве Независимых Государств//В. Цибуков. М., 2007.. — 85 с.
15. Чернов В.Д. ОБСЕ. Россия прошла свою часть пути // Международная жизнь. 2008. N 11-12. С. 141 — 143