Содержание
Введение 3
Общая характеристика красноярского края … 4
Экономика красноярского края. 6
Инвестиционная деятельность и финансовая инфраструктура 9
Социальная сфера .. 10
Конкурентные преимущества красноярского края 13
Проблемы социально-экономического развития красноярского края . 15
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Выдержка из текста работы
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика — область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов (районов).
В настоящее время основная хозяйственная деятельность осуществляется в регионах. Им дано право самостоятельно решать экономические проблемы, устанавливать межрегиональные связи и связи с зарубежными странами. Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами.
Наиболее интересным для рассмотрения мне показался Красноярский край. Поскольку край имеет ряд особенностей, отражающихся на его экономическом и социальном развитии. Прежде всего, это богатство природными ресурсами, уникальная обширность территории, расположенность в самом центре России, а также удаленность от основных мест концентрации промышленного производства и населения, находящихся в европейской части России. Развитые зарубежные страны и на западе (страны ЕЭС), и на востоке (страны АТР) также находятся на большом удалении и не имеют непосредственных границ с краем. На севере и на юге слабо заселенные и неосвоенные территории дают мало возможностей для развития экономических связей. Поэтому основные экономические связи Красноярского края развиваются через смежные регионы Сибири — Иркутскую, Омскую и Новосибирскую области.
Площадь территории края составляет 710 тыс. км. кв. (4,2 % от площади территории России). Значительная часть территории края расположена в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Численность населения края по состоянию на 1 января 2007 года — 2890,350тыс. человек (2 % от численности населения России).
В силу своей большой протяженности с юга на север регион отличается большим разнообразием и контрастностью природно-географических и социально-экономических условий развития отдельных территорий, резким различием в структуре их экономики, эффективности производства и демографических процессов.
В настоящее время в состав края входят Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа (они одновременно являются и субъектами Российской Федерации), 42 административных района, 25 городов различного подчинения, 46 поселков городского типа, 511 сельских советов, 1697 сельских населенных пунктов.
Красноярскому краю принадлежит первенство в России по общегеологическим запасам угля (70%, свыше 20% мировых запасов), кобальта, никеля, платиноидов, нефелиновых руд, магнезитов, исландского шпата, тонких кварцевых песков, тугоплавких глин, графита и других полезных ископаемых. В крае находится самое крупное Горевское месторождение свинцово-цинковых руд. В Маймеча-Котуйской апатитовой провинции сосредоточено 21% апатитового сырья страны. В крае разведано 25 месторождений нефти и газа, он относится к наиболее перспективным, после Западной Сибири, районам нефтедобычи в стране.
В работе представлена общая характеристика Красноярского края, рассматривается состояние экономики региона, инвестиционная деятельность и финансовая инфраструктура. Особое внимание уделяется социальной сфере и исследованию массового сознания жителей Красноярского карая. Рассмотрены основные конкурентные преимущества Красноярского края, а также проблемы социально-экономического развития края, после чего сделан вывод о приоритетных направления развития экономики и социальной сферы края.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Красноярский край — один из наиболее богатых природными ресурсами регионов России. На его территории присутствуют практически все виды минерального сырья, используемые в современном производстве. Разведанные запасы не только полностью обеспечивают потребности края, но и дают возможность для вывоза их в другие регионы России и за рубеж. Большие объемы и качество природных ресурсов позволяют использовать их в едином технологическом процессе, что способствует развитию материальной сферы.
В недрах края сосредоточены основные российские запасы платины и платиноидов, медно-никелевых руд.
В Северо-Енисейском районе находится второе по объему запасов золота в России месторождение — Олимпиадинское. Помимо этого на территории края расположен целый ряд более мелких месторождений золота: Боголюбовское, Бабгоринское, Ведугинское, Васильевское, Титимуха, Кварцевая гора и др.
Один из наиболее значимых минеральных ресурсов края — свинцово-цинковые руды. Основные запасы свинца и цинка Красноярского края сосредоточены в Горевском свинцово-цинковом месторождении, расположенном в Нижнем Приангарье. Месторождение по запасам свинца относится к разряду крупнейших в мире — в нем сосредоточены 42,4 % промышленных запасов свинца и 2,5 % запасов цинка России.
На территории края расположено самое крупное в России Пороженское месторождение марганцевых руд, находятся крупные запасы железно-алюминиевого сырья, месторождения богатых хромитовых руд, апатитов и фосфоритов, титана, графита и др.
Региону принадлежит первенство в России по общегеологическим запасам угля. Общие разведанные запасы угля в крае составляют 806 млрд т (66 % энергетических запасов углей России, свыше 20 % мировых запасов), из них промышленно освоено лишь 7 %. Особое значение имеет Канско-Ачинский бассейн бурых углей, обладающий уникальным запасом углей, пригодных для открытых разработок. На территории края находится Кокуйское месторождение каменного угля, пригодное для освоения открытым способом.
В крае открыто 25 месторождений нефти и газа. После Западной Сибири это наиболее перспективный район нефтедобычи в стране. Общие запасы нефти оцениваются в 1001,3 млн т, газа — более 1 трлн м3, газоконденсата — 50 млн т. В развитии нефтегазодобычи наиболее перспективным является разработка Ванкорского месторождения и месторождений Юрубчено-Тохомской зоны.
Более 80 % территории края покрыто лесами, суммарные запасы древесины составляют 7,8 млрд куб.м (9,4 % общероссийских). Лесосырьевые ресурсы края по породно-качественным характеристикам являются одними из лучших в мире
Важнейшее значение имеют водные и гидроэнергетические ресурсы, уже освоенные на Енисее и Ангаре. Красноярский край — потенциально энергоизбыточный регион. Только в Нижнем Приангарье потенциальные гидроресурсы составляют 100 млрд кВт-ч, в том числе технически возможные к использованию — 80 млрд кВт-ч. Дополнительный потенциал сосредоточен в строящейся на р. Ангаре Богучанской ГЭС.
Учитывая географическое и геополитическое положение края, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры края является транспортный комплекс, представленный всеми видами транспорта: железнодорожным, воздушным, речным, автомобильным. Злобин Д. А. при проведении исследования экономического роста Красноярского края установил, что «с точки зрения самоорганизации процессов, уровень развития транспортных магистралей региона выступал ключевым фактором, определявшим высоки темпы развития его промышленного производства и сельского хозяйства»[1] в период централизованно-планируемой экономики. Обнаружена связь между темпами промышленного производства, темпами выпуска продукции сельского хозяйства и темпами совокупного грузооборота железнодорожного, речного и автомобильного транспортов.
Существующая территориальная организация транспортной сети базируется на использовании магистральных коммуникаций при неразвитости внутрирегиональной сети, особенно северных районов края.
Степень транспортного обслуживания резко дифференцируется по территории. Наиболее освоенными являются центральные и южные районы, где проходит основная транспортная артерия — Транссибирская железнодорожная магистраль. Она строилась как важнейшая стратегическая дорога России, связывающая центр страны с Дальним Востоком, и сохранила это значение до настоящего времени.
Все остальные железные дороги края строились как «дороги к ресурсам» (Ачинск—Лесосибирск, Ачинск—Абакан, Красная Сопка—Белогорск и Решоты—Карабула). К этому же типу относится локальная дорога Дудинка-Норильск, которая, в отличие от остальных, не связана ни с Транссибирской магистралью, ни с остальной сетью железных дорог России.
Высокую эффективность развития воздушного транспорта края обусловливает выгодное экономико-географическое положение края, который оказался на пересечении коридоров движения судов многих международных линий. Здесь проходят транзитом суда по широтным коридорам, связывающим Европу со странами Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Прорабатываются меридиональные коридоры между Северной Америкой и Азией. В воздушном пространстве над Красноярским краем проложены трансполярные трассы № 1 и 2.
Развитие экономики Красноярского края во многом зависит от водного транспорта, который сегодня является единственным экономически эффективным транспортом, связывающим два основных экономических района — красноярский и норильский. Важным элементом транспортной системы является дорожный комплекс, который обеспечивает постоянную связь по автомобильным дорогам 52 районных центров с краевым центром. Однако по уровню развития сети автомобильных дорог Красноярский край в значительной степени отстает от средних показателей Российской Федерации и ее регионов.
В крае сформировались два территориально удаленных друг от друга основных экономических района, различных по своей ориентации — Красноярский экономический район, располагающийся в 300-километровой зоне г. Красноярска, и Норильский экономический (промышленный) район, расположенный в г. Норильске и по линии г. Норильск—г. Дудинка.
Красноярский край входит в десятку регионов-доноров, формирующих более 50 % валового внутреннего продукта России и федерального бюджета.
При численности населения края, составляющей 2,03 % в общей численности населения Российской Федерации, доля края в валовом внутреннем продукте составляет 2,5 %, в общероссийском промышленном производстве — 2,3 %. Регион по объему валового регионального продукта на душу населения является одним из лидеров среди субъектов федерации, занимая 8 место. Производство ВРП (по итогам 2003 года он составил 282,5 млрд рублей) на душу населения более чем в полтора раза превышает среднероссийский уровень.
Структура ВРП края за последние годы не претерпела существенных изменений. «Локомотивом» экономики края является промышленность. Ее доля в составе ВРП в 2003 году составила 52,7 % (в 2000 году — 66,5 %).
В 2000—2003 годах динамика большинства показателей социально-экономического развития Красноярского края сохранила позитивный характер. Устойчивой положительной динамикой характеризуются:
- промышленное производство, темп роста которого к уровню 2000 году составил 123,9 %;
- производство сельскохозяйственной продукции, возросшее к 2000 году на 3 %;
- объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, который к 2000 году вырос на 7,4 %;
- оборот розничной торговли, увеличившийся к 2000 году на 19,5 %;
- ввод жилья, превзошедший уровень 2000 года на 30 %;
- реальные располагаемые среднедушевые доходы населения, возросшие на 6,9 % к уровню 2000 года.
ЭКОНОМИКА КРАЯ
Красноярский край — один из наиболее индустриально развитых регионов России. По итогам 2003 года на долю Красноярского края пришлось 2,3 % всего объема промышленной продукции, произведенного на территории России.
По объему промышленного производства на душу населения край в 1,3 раза превосходит показатели по России в среднем и в 1,8 раза — показатели по Сибирскому федеральному округу. Среди регионов Сибирского федерального округа Красноярский край занимает первое место как по доле в общероссийском производстве, так и по объему промышленной продукции, рассчитанной на одного жителя.
В крае сформировался промышленный комплекс, включающий отрасли ТЭК (электроэнергетика, угольная, нефтеперерабатывающая, газовая), металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, химии и нефтехимии, машиностроения, оборонно-промышленного комплекса и другие.
В структуре региональной промышленности доля отраслей конечной переработки значительно ниже, чем сырьевых. Среди перерабатывающих отраслей максимальный удельный вес имеет машиностроение — около 7 %, доли других составляют менее 5 %. Прежде всего, это объясняется моноотраслевым характером промышленного комплекса края, в структуре производства которого доля продукции цветной металлургии составляет около 70 %.
Ситуация усугубляется преобладающим развитием сырьевых секторов ТЭК, прежде всего угольной промышленности, и развитием лесного комплекса края преимущественно в сырьевом направлении (на долю лесозаготовок и лесопиления приходится 72,7 % продукции отрасли и лишь 27,3 % составляет производство мебели, строительных деталей и заготовок, продукции ЦБП и лесохимии).
«Основной вклад в общепромышленный рост физического объема производства внесли предприятия цветной металлургии. Кроме цветной металлургии, зафиксирован рост выпуска продукции черной металлургии, машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности. С 2003 года зафиксирован рост выпуска в топливной промышленности, в лесном комплексе, в промышленности строительных материалов и в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.
Цветная металлургия является базовой отраслью промышленного комплекса края и России в целом. В 2003 году ее удельный вес в объеме промышленного производства по краю составлял 67,5 %. В крае производится 25—30 % цветных металлов страны, в том числе более 70 % меди, более 80 % никеля, 98 % металлов платиновой группы, 28 % алюминия, около 10 % золота.
Около 90 % от общего производства основных цветных металлов поставляется на экспорт. ОАО «ГМК «Норильский никель» обеспечивает 70 % российского экспорта металлов по меди, никелю, кобальту и до 90 % по металлам платиновой группы.
Цветная металлургия — единственная отрасль промышленности не только сохранившая, но даже нарастившая объемы производства по сравнению с дореформенным уровнем.
Основными предприятиями отрасли являются ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», ОАО «Красноярский алюминиевый завод», ОАО «Красноярский завод цветных металлов», ОАО «Красноярский металлургический завод» и ряд дочерних и совместных предприятий (производство алюминиевого проката и продукции из алюминия и его сплавов), ОАО «Ачинский глиноземный комбинат», ЗАО «Полюс» (добыча и переработка золота), ОАО «Горевский горно-обогатительный комбинат» (добыча и переработка руд тяжелых металлов)»[2] .
Наихудшей ситуацией для края является увеличение зависимости экономики от результатов деятельности цветной металлургии при снижении мировых цен на рынке цветных металлов. Поэтому необходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на создание условий и стимулирование диверсификации экономики. Это не только богатый природно-ресурсный потенциал, но и научный, технологический и производственный потенциалы. Их эффективное комплексное использование позволит повысить конкурентоспособность, как отдельных товаропроизводителей, так и экономики края в целом.
Топливно-энергетический комплекс Красноярского края входит в число ведущих на сибирском уровне, а по отдельным показателям — и на уровне федеральном. На использовании эффективных гидроэнергоресурсов и запасов твердого топлива построены Красноярская ГЭС, Курейская ГЭС, Красноярская ГРЭС-2, Назаровская ГРЭС, Березовская ГРЭС-1 и самая северная в мире Усть-Хантайская ГЭС. Продолжается сооружение Богучанской ГЭС, планируется расширение Березовской ГРЭС-1.
Электроснабжение потребителей края осуществляется от Красноярской энергосистемы, входящей в объединенную энергосистему Сибири, и энергосистемы Норильского промышленного района, работающей изолированно.
В 2003 году в структуре промышленного производства края доля теплоэлектроэнергетики составляла 10 %, удельный вес топливной промышленности в структуре промышленного производства края составил 2,9 %,
На территории края добывается около 10 % энергетического угля страны. Добыча угля осуществляется на базе крупного Канско-Ачинского буроугольного бассейна. На углях Красноярского края работают тепловые станции Алтайского края, Иркутской, Новосибирской и других областей.
Машиностроение и металлообработка края — многоотраслевая система предприятий, сосредоточенных в городах Красноярске (80 %), Железногорске, Сосновоборске, Минусинске, Дивногорске, Боготоле, Назарове и Канске.
Машиностроительный комплекс представлен 76 предприятиями тяжелого, транспортного, заготовительного, радиотехнического и космического машиностроения. В крае сосредоточены крупные промышленные предприятия оборонно-промышленного комплекса, мощности которых в настоящее время не загружены. В 90-е годы отрасль испытала гораздо больший спад по сравнению с промышленностью края в целом.
Пищевая промышленность относится к отраслям производства, конечный продукт которых ориентирован в основном на внутренний рынок. Развитие отрасли напрямую зависит от емкости спроса населения региона и состояния сырьевой базы. В структуре промышленного производства края отрасль составляет около 5 %.
Отрасль представлена почти на всех территориях края, наиболее развита она в городах Красноярске, Канске, Минусинске, Ужурском, Уярском, Шушенском районах. Объем выпуска продукции пищевой и перерабатывающей промышленности края составил в 2003 году 11,5 млрд рублей или 113,7 % к уровню 2002 года. К уровню 2000 года объем производства увеличился на 7,1 %.
Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность является одной из наиболее перспективных отраслей промышленности края. В настоящее время она не относится к числу ведущих отраслей промышленности региона. Ее доля в структуре промышленного производства в 2003 году составила 4 %. Отрасль занимает 5-е место после цветной металлургии, электроэнергетики, машиностроения и пищевой промышленности. Общее число предприятий, функционирующих в сфере лесозаготовок и переработки древесины, превышает две тыс., причем среди них преобладают сравнительно мелкие.
Лидирующие позиции в отрасли по темпам роста занимают территории, приравненные к северным. Однако, имея большие объемы лесозаготовок, эти территории слабо занимаются переработкой леса и древесины. Сформированная структура лесоперерабатывающих производств ориентирована на первичную механическую переработку круглого леса и не позволяет без существенных инвестиций обеспечить глубокую переработку всей заготовленной древесины и получать продукцию высокой стоимости. В своем диссертационном исследовании, посвященном аренде лесного фонда, Моисеева Е.Е. доказывает необходимость введения классификации лесных ресурсов при аренде участков лесного фонда на экономически доступные и недоступные, что должно быть закреплено на законодательной основе. «Ресурсы считаются экономически доступными, когда рассчитанные значения лесной ренты для конкретных условий эксплуатации ресурсов превышают нормативные затраты на воспроизводство лесов»[3] .
Другие отрасли составляют чуть более 4 % в структуре промышленного производства края.
На сегодняшний день в структуре промышленного производства края доля химической и нефтехимической промышленности составляет 1 %. Специфика предприятий химического комплекса края заключается в ориентации на ввоз основного сырья и вывоз готовой продукции за пределы края.
В структуре промышленного производства края доля промышленности строительных материалов в 2003 году составила 1,2 %, черной металлургии 0,5 %.
Легкая промышленность — самая депрессивная отрасль промышленности Красноярского края.
Важнейшими отраслями сельского хозяйства края являются: производство зерна, молочное и мясное животноводство, птицеводство, картофелеводство и овощеводство.
В расчете на душу населения продукции растениеводства (за исключением картофеля) производится на 5—20 % меньше, чем в среднем по России, продукции животноводства (за исключением молока) меньше на 5—10 %. Потребность края в продуктах питания собственного производства обеспечивается лишь на 23 %.
Продолжается сокращение поголовья скота. По состоянию на 1 января 2004 года на 5,1 % снизилась численность крупного рогатого скота, на 3,1 % — овец и коз. Численность птиц увеличилась на 8,4 %.
Наибольший удельный вес краевого объема сельскохозяйственного производства (50 % от объема края) приходится на районы, расположенные в центральной и юго-западной частяи края: Назаровский, Емельяновский, Ужурский, Березовский, Шушенский, Манский, Балахтинский, Шарыповский, Бирилюсский, Иланский, Тасеевский, Ермаковский, Краснотуранский. В западной группе преобладает развитие земледелия, в Березовском районе — птицеводство. Из восточных районов по уровню развития сельского хозяйства выделяется Канский район, который по удельному весу объема сельскохозяйственного производства (8 %) занимает четвертое место после Назаровского района (более 26 %).
Связь — интенсивно развивающаяся отрасль региональной экономики. В последние годы в крае активно развивается беспроводная связь. Постоянно расширяется перечень предоставляемых сервисных услуг сотовой связи.
Число малых предприятий на 1000 жителей в крае составляет 3,8 единиц, тогда как в среднем по России — 6 единиц. Объем продукции, произведенной на одно малое предприятие, в 2003 году в крае составил 1742,8 тыс. рублей, что ниже, чем в среднем по России.
В отраслевой структуре стабильно преобладают предприятия сферы торговли и общественного питания (37,8 % от общего числа малых предприятий). Промышленные предприятия составляют 15,8 % от общего числа малых предприятий, предприятия строительной отрасли — 12,6 %, сельского хозяйства — 2,1 %.
Растет вклад малого бизнеса в экономику края. Удельный вес прибыли, полученной от деятельности малых предприятий, в общем размере прибыли хозяйств края увеличился с 0,6 % в 1999 году до 4,8 % в 2003 году.
На протяжении ряда лет край входит в число крупнейших регионов-экспортеров России, поскольку основные предприятия края ориентированы на экспорт.
По большинству позиций номенклатуры экспортных товаров наблюдается рост поставок — в натуральном выражении вырос объем экспорта черных металлов, каучука синтетического, бумаги и картона, продуктов неорганической химии, лесоматериалов обработанных, удобрений, алюминия. В то же время на 17,4 % в натуральном выражении сократились поставки никеля, составляющего 34,9 % экспорта, на 14,1 % — поставки меди (13,1 % экспорта), на 9,8 % — поставки электрических машин и оборудования (0,4 % экспорта).
По обороту розничной торговли на душу населения в 2003 году Красноярский край занимает второе место среди регионов Сибирского федерального округа и 17-е место по России.
В структуре оборота розничной торговли растет доля непродовольственных товаров — в 2000 году она составляла 46,4 % , в 2003 — 50,7 %.
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Начиная с 1998 года, спад объемов капиталовложений на территории края, наблюдавшийся на протяжении нескольких лет, был остановлен, изменился состав источников инвестиций. Несмотря на сохраняющуюся зависимость капиталовложений от собственных средств предприятий, их доля в структуре источников инвестиций в основной капитал снизилась. Сумма инвестиций на 1 жителя Красноярского края составляет 12,3 тыс. рублей, превосходя среднее значение по Сибирскому федеральному округу — 9,6 тыс. рублей. В то же время в среднем по Российской Федерации объем инвестиций в расчете на душу населения выше, чем в крае — 15,3 тыс. рублей.
В 2003 году инвестиционная активность предприятий края возросла в следующих отраслях: электроэнергетике, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов, лесном хозяйстве, транспорте и связи. Самое заметное повышение инвестиционной активности отметили предприятия машиностроения и металлообработки (более чем в 4 раза).
Рынок банковских услуг Красноярского края обслуживается учреждениями банковского сектора, институциональная структура которого включает в себя 67 филиалов иногородних банков, в том числе 41 филиал Сберегательного банка России и 26 коммерческих банков, а также 10 филиалов региональных банков.
В целом рынок банковских услуг края остается недостаточно развитым по сравнению с региональными рынками других субъектов Сибирского федерального округа, хотя кризисные явления на нем отсутствуют, и на протяжении последних 4—5 лет сохраняется стабильность его состояния.
На территории Красноярского края зарегистрирована 21 инвестиционная компания, имеющая лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, в том числе 11, имеющих лицензии на право осуществления брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, 2 специализированных регистратора, 8 коммерческих банков. Три организации (коммерческие банки) имеют лицензию на осуществление депозитарной деятельности. В крае зарегистрировано более 3,5 тыс. акционерных обществ, около 700 из которых образовались в результате приватизации государственных предприятий. Наиболее активно торгуемыми корпоративными ценными бумагами являются акции 15 российских эмитентов (на долю которых приходится до 90 % всего биржевого оборота), в том числе 2 зарегистрированных на территории края (ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Красноярскэнерго»). В обращении находятся облигации муниципального (г. Красноярск) жилищного займа и краевого займа для финансирования бюджета на общую сумму 2,24 млрд рублей.
Рынок страховых услуг Красноярского края обслуживается 20 страховыми организациями, прошедшими лицензирование на право осуществления отдельных видов страховой деятельности. Из числа этих организаций 6 компаний работают по программам обязательного медицинского страхования, 2 компании являются узко специализированными (перестрахование и имущественное страхование), остальные действуют как универсальные страховые организации, предоставляющие своим клиентам сравнительно широкий комплекс услуг по страховой защите их интересов.
Главная особенность деятельности страховых компаний, работающих на красноярском региональном рынке, заключается в том, что наибольший удельный вес в структуре их страховых портфелей составляют договоры обязательного страхования. На долю последних до введения обязательного страхования ответственности владельцев автотранспортных средств приходилось более 80 % общего объема страховых взносов и более 85 % общего объема страховых выплат. С введением обязательного страхования автоответственности реструктуризация страхового портфеля в пользу обязательного страхования еще больше усилилась.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
В демографической ситуации Красноярского края за последнее десятилетие произошли глубокие изменения — край из региона с устойчивым расширенным воспроизводством населения превратился в регион устойчивой депопуляции.
Наиболее острым проявлением современной неблагоприятной демографической ситуации края является возросшая общая смертность населения. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения края, которая в настоящее время составляет 63,1 года.
Исследование массового сознания жителей Красноярского края провела в своей диссертации Немировская А.В. «В 1991-2004 гг. массовое сознание жителей Красноярского края характеризовалось противоречиями между ценностными уровнями сознания и бессознательного. На сознательных уровнях жителей края беспокоили проблемы, в основном навязанные средствами массовой информации (рост цен, нехватка продуктов и т.д.), в то время как подсознательно население было обеспокоено социокультурными проблемами (кризис морали, культуры, загрязнение окружающей среды). Только спустя некоторый период времени жители Красноярского края в действительности столкнулись с трудностями своего материального положения и осознали те проблемы, которые ранее обсуждались. Таким образом, с течением времени происходит переход ряда ценностей из бессознательного на уровни массового сознания»[4] .
Реальное влияние на численность и состав населения, кроме естественного движения населения, оказывает миграция. В 2003 году число выбывших из края превысило число прибывших в край на 6,6 тыс. человек. Среди переселенцев значительное большинство составляют люди в возрасте от 18 до 40 лет, т. е. уезжает наиболее трудоспособная и активная часть населения, желающая иметь более высокие стандарты уровня жизни для себя и детей, и имеющая наибольшие шансы на трудоустройство в других регионах России и за рубежом.
Численность занятых в экономике края в 2003 году составила 1443,1 тыс. человек, что на 1 % больше 2000 года. Продолжающиеся «межотраслевые переливы» рабочей силы способствовали росту удельного веса занятых в сфере услуг. К концу 2003 года статус безработного имели 56,5 тыс. человек (в 2000 году — 41,8 тыс. человек). В 2003 году по краю уровень безработицы по отношению к экономически активному населению составил 3,6 % (в 2000 году — 2,7 %).
Красноярский край по-прежнему удерживает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации по уровню средней заработной платы и денежным доходам в расчете на душу населения.
Между отраслями экономики усиливается дифференциация заработной платы: в 2003 году величина заработной платы в цветной металлургии превысила среднюю зарплату в сельском хозяйстве и легкой промышленности в 9 раз.
За период с 2000 по 2003 год отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума снизилось с 2,7 до 2,2 раз, а отношение среднемесячной заработной платы к величине прожиточного минимума — с 3,4 до 3,0 раз.
В 2003 году при росте номинальной средней заработной платы в действующих ценах на 17,8 %, реальная заработная плата уменьшилась на 1,7 %. Еще одним негативным фактором является большое расслоение населения края по уровню доходов — при относительно высоких значениях среднедушевых денежных доходов более 25 % населения края живет за чертой бедности.
Сильно изменились социально-демократические ценности. «Фиксируемые не глубинных уровнях коммунистические, националистические, монархические и авторитарные ориентации вышли на поверхность массового сознания. В 2004 году структура ценностных ориентаций в массовом бессознательном населения Красноярского края стала существенно более фрагментарной, чем в предшествующие годы. Это свидетельствует об усилении процессов ценностной дезинтеграции населения, которая выступает прямым следствием противоречивых социальных процессов, происходящих в трансформирующимся российском обществе»[5] .
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, НАУКА, КУЛЬТУРА И СПОРТ
Одним из положительных моментов развития здравоохранения в крае является наметившаяся тенденция к снижению младенческой смертности. Так, в 2003 году число умерших в возрасте до года снизилось на 11,2 %. Среди негативных моментов — рост первичной заболеваемости. Уровень многих заболеваний, напрямую зависящих от условий, образа и качества жизни населения, в крае выше, чем средний по стране.
Административный центр края — город Красноярск является крупнейшим научным центром Сибири, на его долю приходится 1,2 % общего объема исследований и разработок, выполненных в России, и около 1 % численности специалистов, занятых в этой сфере. По целому ряду научных направлений и научно-технических разработок Красноярский край занимает ведущие позиции не только в Сибири, и в стране, но и в мире.
Консолидация интеллектуального потенциала края осуществляется в рамках Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН, научно-исследовательских институтов РАСХН, РАМИ, вузов края.
Научно-техническая деятельность в Красноярском крае осуществляется в 66 организациях. Численность работников в научных организациях стабилизировалась на предельно низком уровне, тенденция роста численности отсутствует. Научной деятельностью в крае занимаются 400 докторов и около 3000 кандидатов наук.
Красноярский край обладает значительным культурным потенциалом, одной из важнейших составляющих которого является сеть из 2936 государственных и муниципальных учреждений культуры, в том числе 9 государственных и 4 муниципальных театров, Красноярская краевая филармония, Красноярский государственный ансамбль танца Сибири имени М. С. Годенко, Красноярский академический симфонический оркестр, Красноярский государственный ансамбль русской песни, 8 краевых организаций творческих Союзов России, художественный фонд Красноярского союза художников России, 115 детских школ искусств, 1142 библиотеки, 328 киноустановок, 6 парков, 44 музея.
В Красноярске находятся два высших учебных заведения культуры — Красноярская государственная академия музыки и театра, Красноярский государственный художественный институт. Помимо этого в Красноярском государственном университете действует факультет искусствоведения.
Обеспеченность населения края учреждениями культуры находится на уровне и выше среднероссийских показателей.
В крае функционируют 119 учреждений дополнительного образования физкультурной направленности и 131 детский клуб по месту жительства с общим числом занимающихся детей, подростков, молодежи более 86 тыс. На территории края располагается 4697 спортивных сооружений.
Физкультурно-массовая, оздоровительная и спортивная работа ведется в 2184 коллективах физической культуры, в которых занимаются более 250 тыс. физкультурников и спортсменов. Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом составляет 8,4 % от общего числа жителей края.
Красноярская краевая физкультурная организация является одной из ведущих в Российской Федерации не только по состоянию физкультурно-массовой работы, но и по спорту высших достижений.
Больше половины детей края испытывают потребность в дополнительной социальной поддержке — на начало 2004 года на учете в органах социальной защиты населения стояло 250,5 тыс. семей, в которых воспитывается 354,6 тыс. детей (54,4 % от числа детского населения края).
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРАЯ
Одним из приоритетов социальной политики является социальная защита пожилых людей. Несмотря на неоднократные повышения государственных пенсий в течение 2002—2003 годов, 328,1 тыс. пенсионеров края или 47,6 % от общего числа пенсионеров имеют доход ниже прожиточного минимума, средний размер их пенсий в 2003 году составлял 1831,8 рублей.
На начало 2004 года в крае проживало 188,2 тыс. инвалидов, среди которых растет удельный вес лиц трудоспособного возраста.
Одним из важных направлений является развитие сети социальных учреждений для одиноких инвалидов и престарелых, не имеющих возможности по состоянию здоровья самостоятельно себя обслуживать. За счет средств краевого бюджета в 2003 году введен в эксплуатацию Краевой геронтологический центр на 170 мест и Дом милосердия для ветеранов войны и труда на 300 мест (предусмотрено проживание 40 колясочников). Эти учреждения оснащены современным медицинским и технологическим оборудованием и средствами связи.
На 1 января 2004 года в крае функционировало 26 домов-интернатов на 5178 мест. Действуют два центра медико-социальной реабилитации военнослужащих — участников боевых действий. В связи с ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей (2000 год — 38095 человек, 2003 год — 38822 человек), развиваются новые формы их устройства — в крае функционирует 45 семейных воспитательных групп, в которых воспитывается 82 несовершеннолетних ребенка, действует краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, на базе которого ведется подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, в кадетские учебные заведения.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, функционирует 1812 мест для круглосуточного пребывания. Для детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, организовано 292 места дневного пребывания.
В целом сеть нестационарных, полустационарных и стационарных учреждений социального обслуживания края представлена 900 учреждениями, отделениями и службами (в том числе 259 социальных квартир, 52 службы назначения и выплаты субсидий на оплату коммунальных услуг), из которых 38 — краевых.
В муниципальных органах социальной защиты населения края открыто и функционирует 460 учреждений, отделений и служб социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 88 учреждений и служб социального обслуживания семьи, женщин и детей.
Рассмотрим представление людей о роли государства в обеспечении социальной защиты своих граждан. «Идеология либерально-рыночных реформ противоречит массовому сознанию. Часть респондентов боится неопределенностей, противится инновациям, связанным с непродуманной реализацией целого ряда реформ. Речь идет о реформах образования, ЖКХ, страховании гражданской ответственности и т.п. Среди населения старшего и среднего возраста преобладают патерналистские и потребительские ориентации. Эти люди склонны считать, что улучшение их собственной жизни практически не зависит от них самих, поэтому у них существует потребность в защите государства посредством предоставления социальных льгот и гарантий»[6] .
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Красноярский край располагает стабильной политической обстановкой, активной и взвешенной экономической политикой администрации края, наличием значительных запасов полезных ископаемых, сырьевых и энергетических ресурсов, высокоразвитым научно-техническим комплексом и уровнем профессиональной подготовки населения, а также и другими элементами, позволяющими повысить инвестиционную привлекательность Красноярского края. Это определяет необходимость приоритетного совершенствования материально-технической базы отраслей региона.
Сильными сторонами красноярского края являются:
· Экономический рост, сопровождаемый ростом уровня жизни населения
· Богатый природно-ресурсный потенциал
· Развитый топливно-энергетический комплекс
· Развитая транспортно-коммуникационная внутренняя и внешнеэкономическая инфраструктура центральных и южных районов края
· Стремительно развивающийся строительный комплекс
· Наличие территорий эффективного землепользования
· Достаточно развитая система финансово-кредитных учреждений
· Мультиотраслевая система высшего образования и научно-исследовательских учреждений
· Высокий уровень административного участия, развитая нормативно-правовая база
· Отсутствие радикальных общественных и религиозных течений
В динамике рынка страховых услуг Красноярского края имеются некоторые положительные тенденции, в частности, значительный рост поступлений по добровольному медицинскому страхованию, он остается крайне несбалансированным, причем диспропорции между развитием обязательного и добровольного страхования в последние годы не сглаживаются, а только усиливаются.
Конкурентные преимущества красноярского края позволяют определить несколько приоритетных направлений в развитии экономики края.
Формирование системы эффективного природопользования, повышение качества среды обитания
Природно-ресурсный сектор как базовая отрасль Красноярского края обладает значительным потенциалом, который в ближайшей перспективе может не только обеспечить значительный рост дополнительных налоговых поступлений в бюджет края, но и создать «точки роста» для развития экономики региона в целом.
На сегодняшний день природные ресурсы используются недостаточно эффективно. Структура исчерпаемых природных ресурсов имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, что повышает требовательность к рациональному природопользованию. Экономические условия пользования природными ресурсами не стимулируют перелив капитала в обрабатывающие секторы и диверсификацию структуры экономики. Дополнительные доходы природопользователей реинвестируются в развитие сырьевых производств либо вносят свой вклад в отток капитала.
Поэтому особо актуальным является создание экономически эффективной и сбалансированной системы природопользования на территории края, как одного из инструментов доходной политики, обеспечивающей интенсивное развитие экономики и роста благосостояния населения. Необходимо сформировать эффективную систему вовлечения в хозяйственный оборот перспективных сырьевых ресурсов — топливно-энергетических, минеральных, лесных.
Сырьевая модель развития краевой экономики связана с целым рядом системных рисков (в том числе колебаниями мировых цен) и отрицательных последствий — экономических, экологических и социальных. В настоящий момент инвесторы предпочитают навязывать колониальную модель эксплуатации природных ресурсов, при которой все системные риски и отрицательные последствия остаются в крае, а подавляющая часть прибыли (природно-ресурсной ренты) перетекает к инвестору.
В связи с этим необходимым условием целесообразности реализации новых масштабных проектов добычи полезных ископаемых на территории Красноярского края должна стать компенсация отрицательных последствий и максимальный учет интересов развития краевой экономики на основе обеспечения баланса интересов федерального центра, Красноярского края, муниципального образования, инвестора-природопользователя при допустимой антропогенной нагрузке на окружающую среду.
Условия, обеспечивающие баланс интересов, должны содержаться в лицензионных (либо специальных) соглашениях с пользователями природных ресурсов. В случае нарушения соглашений пользователи должны лишаться прав на разработку природных ресурсов в установленном законом порядке.
Основными приоритетами освоения природно-ресурсного потенциала должны стать нефтегазовые, лесные и экологические ресурсы, развитие на их основе нефтегазодобычи и высокоэффективной лесопереработки, экологизации всех видов производственной деятельности, создание новой сырьевой базы по добыче урана, алмазов.
Стимулирование внедрения экологически безопасных технологий во всех видах хозяйственной деятельности, включая автотранспорт, что позволит повысить качество среды обитания в экологически опасных зонах. Для снижения антропогенного воздействия на окружающую среду и обеспечения экологической безопасности населения необходимо строительство новых и реконструкция существующих очистных систем, строительство полигонов по захоронению отходов производства 1—2 класса опасности и полигонов ТКО.
Создание системы эффективного природопользования и повышение качества среды обитания включает мероприятия:
- вовлечение в хозяйственный оборот объектов природопользования с учетом уровня их эффективности;
- формирование эффективной системы управления природопользованием;
- совершенствование законодательства в сфере природопользования;
- меры по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Развитие научно-технической и инновационной деятельности.
Наличие высокоразвитого научного и инновационного потенциала создает широкие возможности для создания новых наукоемких и высокотехнологичных производств, среди которых:
- космическая техника с использованием новых технических решений;
- опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и СВЧ связь;
- информационные технологии и продукты;
- материалы и сплавы со специальными свойствами;
- материалы для микро- и наноэлектроники;
- полимеры и композиты;
- энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии;
- технологии переработки природного газа, нефти и угля;
- технологии синтеза новых материалов;
- экологически чистые технологии и технологии утилизации промышленных отходов;
- мониторинг окружающей среды;
- технологии точной навигации и управления движением и др.
Согласно расчетам, в случае создания современной системы разработки, внедрения и производства высокотехнологичной продукции, только в Сибирском федеральном округе емкость инновационного рынка составит 4—5 млрд долларов в год. Расширятся и возможности экспорта.
В крае уже ведется создание Красноярского научно-технологического внедренческого центра.
Пока многие российские рынки еще остаются неструктурированными, у края есть шанс раньше других определить точки роста и сформировать вокруг них кластеры, которые могли бы в перспективе успешно конкурировать на глобальных рынках. Роль органов власти края состоит в создании условий для развития инновационной деятельности, оказании помощи перспективным предприятиям в выходе на иностранные рынки, организации взаимодействия с трансрегиональными торговыми сетями, обучении персонала, сертификации производств и продукции в соответствии с международными стандартами.
В соответствии с «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации письмом № Пр-576 от 30.03.2002 и распоряжением Правительства Российской Федерации № 1764-р от 11.12.2002 реализация инновационной политики края направлена на создание системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллект и научно-технический потенциал региона и России.
К основным направлениям инновационной и научно-технической политики можно отнести:
- выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу, формируемому с учетом особенностей имеющейся в крае производственной базы, кадрового потенциала, природных и энергетических ресурсов;
- разработку и построение механизмов поощрения и стимулирования научно-технической деятельности при введении ее в хозяйственный оборот;
- организация информационного обеспечения системы экспертизы и контроля в финансово-экономической сфере;
- производственно-технологическую поддержку систем сертификации и продвижения разработок;
- систему подготовки и переподготовки кадров в инновационной сфере;
- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;
- совершенствование конкурсной системы отбора инвестиционных проектов и программ;
- формирование рынка и принятие мер по защите объектов интеллектуальной собственности.
Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и краевой администрации позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций. Для этого необходимо:
- создание благоприятных условий для стимулирования деятельности существующих компаний к использованию инноваций и развития малого предпринимательства в научно-технической сфере;
- разработать механизмы содействия в реализации региональных инновационных проектов;
- формирование и развитие инфраструктуры инновационной системы.
Рост инвестиционной активности
Для повышения эффективности и масштабности инвестиционной деятельности необходимо решить задачи по созданию благоприятных организационных и экономических условий реализации инвестиционных проектов, формированию законодательной базы государственной поддержки, разработке механизма использования средств бюджета развития для содействия развитию предприятий края, отраслей и экономики края в целом.
Кардинальным решением проблемы инвестиционного дефицита в крае может служить только формирование рыночного механизма привлечения и использования инвестиций в масштабах всего государства, так как это происходит в государствах с устоявшейся рыночной экономикой.
Ключевые задачи региональной политики в отношении частных инвесторов предусматривают: создание необходимой законодательной базы для повышения инвестиционной активности и надежной защиты размещаемых средств с целью снижения инвестиционных рисков и, тем самым, ускорения процесса трансформации накоплений в инвестиции. Основное содержание и направленность региональной инвестиционной политики состоит в обосновании и последовательной реализации комплекса экономических, организационно-правовых и специальных мер, ориентированных на решение вышеназванных задач.
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАЯ
Социально-экономическая ситуация в крае имеет неоднозначный характер. Несмотря на принимаемые меры, уровень и качество жизни большей части населения края остаются невысокими. С одной стороны, по уровню средней заработной платы и денежным доходам в расчете на душу населения Красноярский край удерживает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации. С другой стороны, темпы роста номинальных денежных доходов населения уступают как среднероссийским показателям, так и темпам роста валового регионального продукта. Для преодоления этих негативных факторов необходимо максимально эффективное использование имеющегося производственного и сырьевого потенциала. Достижение этой цели возможно при решении ряда проблем в приоритетных отраслях экономики и в социальной сфере.
При позитивной динамике развития промышленности общее положение остается сложным. Уместно будет отметить, что расчеты, выполненные в диссертации Злобиным Д. А., выявили «влияние на экономический рост региона фактора «труд» на 13,5%, фактора «капитал» на 42,7%. Отдача от роста основных фондов существенно превышает отдачу от увеличения численности занятых в отраслях».[7]
Ситуация, сложившаяся на рынке ценных бумаг края, представляется неудовлетворительной, т. к. современное состояние рынка не обеспечивает реализацию заложенного в нем инвестиционного потенциала и характеризуется бедностью ассортимента и невысоким качеством ценных бумаг, находящихся в деловом обороте, низкой активностью эмитентов ценных бумаг и профессиональных участников (операторов) рынка, незначительными объемами постоянных торгов.
Основными проблемами отрасли являются[8] :
- значительная доля сырьевых производств (около 80 %);
- высокая себестоимость продукции вследствие высокого удельного веса в ее структуре энергетических и транспортных затрат;
- несоответствие технико-технологического уровня производства современным требованиям; высокая степень физического и морального износа основных фондов;
- низкий уровень использования производственных мощностей;
- низкая конкурентоспособность продукции;
- недостаточный уровень развития внутри- и межотраслевой кооперации предприятий на территории края;
- нехватка квалифицированных кадров;
- недостаточная эффективность механизмов оказания государственной поддержки товаропроизводителям.
Проблемами лесного комплекса остаются:
- сырьевая направленность и неразвитость глубокой переработки древесного сырья;
- неэффективное использование лесных ресурсов, отсутствие технологий и неразвитость производств по использованию низкосортного сырья и отходов лесопиления;
- низкая конкурентоспособность продукции;
- высокий уровень теневого оборота;
- неразвитость транспортной логистической системы и дорожной сети, в том числе недостаточное количество лесовозных дорог круглогодового действия.
К числу важнейших проблем строительного комплекса относятся:
- недостаток конкурентоспособных импортозамещающих строительных материалов собственного производства;
- технологическая отсталость производственной базы предприятий строительной индустрии; высокая степень износа основных фондов;
- отсутствие информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- отсутствие механизмов воздействия на стихийные решения по планировке и застройке поселений, городских округов и пригородных зон городских округов;
- отсутствие механизмов долгосрочного кредитования жилищного строительства.
В агропромышленном комплексе остаются нерешенными следующие проблемы:
· сохраняющийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и используемую промышленную продукцию и услуги (на горючесмазочные материалы и энергоносители);
· спад сельскохозяйственного производства и его низкая эффективность;
· высокая степень износа основных фондов;
· нехватка собственных оборотных средств;
· высокая себестоимость продукции;
· сложное финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий;
· ухудшение плодородия почв, низкий уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
· неразвитость системы сбыта и хранения сельскохозяйственной продукции, а также системы закупок у населения;
· обострение демографических, кадровых и инфраструктурных проблем сельских территорий;
· недостаточная эффективность механизмов оказания государственной поддержки сельхозпроизводителям.
Уровень развития транспортной системы края не соответствует современным требованиям. Негативными факторами являются:
· большая дифференциация территорий края по степени транспортного обслуживания;
· неразвитость внутрирегиональной сети автомобильных дорог, особенно в северных районах края, препятствующая освоению природных ресурсов;
· несоответствие пропускной способности существующих автомобильных дорог растущим объемам грузо- и пассажиропотоков;
· низкое транспортно-эксплуатационное состояние объектов дорожного хозяйства;
· неразвитая система современного транспортного сервиса.
Шереметова Т. Г. видит решение данной проблемы через взаимодействие государственных органов и крупных корпоративных структур для обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития транспортного комплекса. «В рамках Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года, которая содержит раздел «Транспорт» ежегодно разрабатываются и реализуются совместные планы мероприятий по вопросам тарифной и транспортной государственной политики»[9] .
Проблемами в области охраны окружающей среды являются:
· загрязнение атмосферного воздуха — уровень загрязнения атмосферы в большинстве городов
· загрязнение водных объектов — крупные реки края (Енисей, Ангара, Чулым и др.) по качеству воды оцениваются как «загрязненные», а их крупные и мелкие притоки от «очень загрязненных» до «чрезвычайно грязных». Причинами этого являются как ненормативная работа очистных сооружений предприятий, так и трансрегиональный перенос из сопредельных регионов.
· промышленные и твердые коммунальные отходы — отсутствие полигонов по захоронению промышленных отходов 1—2 классов опасности, приводящее к захоронению их в несанкционированных местах или смешению с менее токсичными отходами на санкционированных полигонах;
· низкий охват населенных пунктов края (27 %) централизованной системой удаления твердых коммунальных отходов.
· высокий уровень биологического загрязнения почв селитебных территорий в результате роста как количества свалок, так и общей площади, занятой свалками.
· нарушение земель в процессе хозяйственной деятельности и невыполнение обязательных работ по их рекультивации. Особую остроту проблема нарушения земель имеет в районах с развитой добывающей промышленностью — цветной металлургией и угольной отраслью.
Интегральным выражением неудовлетворительного состояния экономики края является неблагополучие социальной сферы.
В последние годы эффективность ряда направлений социальной политики, таких как выплата пособий на детей, система предоставления льгот достигла критически низкого уровня. Рост стоимости услуг здравоохранения и образования существенно ограничивает их доступность для малообеспеченных слоев населения.
В сфере платных и социальных услуг основными проблемами являются:
· высокий уровень износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства и связанная с этим высокая аварийность в отрасли, большие непроизводственные потери энергии, воды и других ресурсов;
· неразвитость конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве;
· убыточная деятельность отрасли ЖКХ;
· высокий износ зданий и низкий уровень материально-технической оснащенности учреждений социальной сферы;
· снижение уровня квалификации специалистов социальной сферы;
· значительная дифференциация по уровню обеспеченности территорий края объектами социальной сферы;
· ограниченный доступ к социальным услугам жителей отдаленных и северных территорий края характеризуется как «высокий» и «очень высокий».
Основой жизнеобеспечения человека служит экономика, поэтому источником решения социальных проблем является создание социально-ориентированной экономики, адекватной социальным запросам (потребностям) населения. Социальная ориентированность должна стать обязательным компонентом современной рыночной экономики. Экономическая политика, отвечающая общественным интересам, является одновременно и наилучшей социальной политикой. Соответственно, и социальная устойчивость края может быть охарактеризована как способность ее природной и производственной среды обеспечить для каждого человека достойное качество жизни — занятость, приемлемый доход, современный уровень образования и медицинской помощи в условиях экономической свободы. В исследовании экономики Красноярского края Злобиным Д. А. на интервале 1991-2003 гг. обнаружена тесная статистическая связь между темпами изменений ВРП на душу населения, инвестиций в одного жителя и коэффициента занятости. Автор делает «предположение об эффективности сочетания инструментов централизованно-планируемой и рыночной экономик как пути повышения притока инвестиций в экономику региона и достижения мобильности рабочей силы, сделан вывод о необходимости внедрения системы сбалансированного межотраслевого планирования, на сегодняшний день отсутствующей в регионе»[10] .
Доступность для населения качественного комплекса социальных услуг, наряду с увеличением реальных доходов населения является необходимым условием выравнивания уровня социально-экономического развития территорий. «Необходимо учитывать особенности расселения населения, географию налогооблагаемой базы, бюджетно-инвестиционный потенциал территории, качественные экономические характеристики хозяйства, существование оснований для обретения бюджетной независимости»[11] .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышение устойчивости экономики края возможно путем диверсификации существующей структуры, что позволит снизить доминирующую роль цветной металлургии и ликвидировать зависимость экономики и бюджета края от ситуации на мировом рынке цветных металлов. К такому выводу приходит и Злобин Д. А. в своей диссертации. «По результатам анализа отраслевой структуры экономики Красноярского края периода 1991-2003 гг. выявлено, что для региона ключевыми являются вопросы диверсификации производства и поиска эффективных близрасположенных рынков сбыта»[12] . Диверсификация структуры экономики может быть достигнута за счет развития несырьевых секторов, включая перерабатывающие отрасли промышленности, агропромышленный комплекс, строительство, транспорт, а также за счет развития предпринимательской деятельности.
В настоящее время положительным фактором развития отрасли является усиление интеграционных процессов — объединение предприятий, связанных между собой технологически — от производства полуфабрикатов до выпуска конечной продукции.
В крае сосредоточены крупные промышленные предприятия оборонно-промышленного комплекса, мощности которых в настоящее время не загружены. В 90-е годы отрасль испытала гораздо больший спад по сравнению с промышленностью края в целом.
Лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность является одной из наиболее перспективных отраслей промышленности края. Край имеет большие объемы лесозаготовок, эти территории слабо занимаются переработкой леса и древесины. Сформированная структура лесоперерабатывающих производств ориентирована на первичную механическую переработку круглого леса и не позволяет без существенных инвестиций обеспечить глубокую переработку всей заготовленной древесины и получать продукцию высокой стоимости. «Для того, чтобы лесопользование в России получило эффективное развитие, объектом его проведения должны стать экономически доступные ресурсы. Критерием доступности лесных ресурсов при аренде участков лесного фонда должна быть лесная рента, необходимо устанавливать нормативные затраты на воспроизводство лесных ресурсов»[13] .
Несмотря на большое количество проблем, край уже сегодня располагает достаточным потенциалом, характеризующимся стабильной политической обстановкой, активной и взвешенной экономической политикой администрации края, наличием значительных запасов полезных ископаемых, сырьевых и энергетических ресурсов, высокоразвитым научно-техническим комплексом и уровнем профессиональной подготовки населения, а также и другими элементами, позволяющими повысить инвестиционную привлекательность Красноярского края.
В крае наблюдается очень большой разброс уровня безработицы по отдельным территориям. Особенно велика безработица в регионах, где преобладают отрасли, находящиеся в состоянии депрессии, сельской местности, в отдаленных районах с суровыми климатическими условиями.
Одной из характерных особенностей рынка труда края в последние годы является привлечение и использование иностранных работников. Основными отраслями, где используется иностранная рабочая сила, являются промышленность — 31,4 % от общей численности иностранных работников, строительство — 21,4 %, торговля — 27,6 %, общественное питание — 10,3 %. Наблюдается увеличение численности иностранных рабочих, занятых в сельском хозяйстве. За последнее время значительно увеличился поток нелегальных рабочих, в основном из Китая[14] .
«В течение многих лет реформирования большинство населения региона решало для себя по сути одну задачу – выживание. Поэтому, неудивительно, что социально-экономические факторы во многом обусловили формирование ценностных ориентаций, и фактически вытеснили духовно-нравственные и демократические ориентации»[15] .
Злобин Д.А., основываясь на результатах своей диссертационной работы, предлагает два возможных варианта управления экономическим ростом региона. «Первый вариант – для обеспечения высоких темпов экономического роста необходимо акцентировать внимание на инвестиционном факторе. Инвестиции в экономику региона должны поступать, прежде всего, за счет повышения внутренней нормы сбережений. При этом необходимо учитывать параметр инвестиционной отдачи, так как высокая норма сбережений может нивелироваться низкой отдачей инвестиций. Второй вариант развития – внимание сосредотачивается на трудовой компоненте с параллельным созданием условий для развития рыночной среды в экономике региона, в частности, за счет следующих мер: создание на предприятиях и организациях региона системы непрерывного повышения квалификации работников, увеличения объема инвестиций в человеческий капитал, в том числе за счет работодателей, снижения налоговой нагрузки на рыночный сектор региона с целью увеличения инвестиционной составляющей прибыли»[16] .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- «Концепция социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года», утвержденная постановлением администрации края от 27.06.2001 № 465-П;
- «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002—2005 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 № 1163-р;
- Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года
- Гладкий Ю. Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник для вузов/Фонд "Международно- прав. экспертизы"; Европ. ин- т экспертов. — СПб: Изд- во Михайлова В. А., 1998. — 659 с.
- Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов/Гос. ун- т; Высш. шк. экономики. — М., 2001.- 495 с.
- Злобин Д.А. Комплексное исследование механизма экономического роста региона (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Институт проблем региональной экономики РАН. – СПб, 2005. – 20 с.
- Корнилов В.В. Красноярский край в системе бюджетного федерализма России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Российский педагогический университет имени А.И. Герцена. – СПб, 2002. – 30 с.
- Мастепанов А.М. Саенко В.В . Экономика и энергетика регионов Российской федерации. — М.: Экономика, 2001.
- Моисеева Е.Е. Формирование механизма оценки экономической доступности лесных ресурсов при аренде участков лесного фонда (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Сибирский государственный технологический университет. – Красноярск, 2002. – 32 с.
- Морозова Т. Г. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов. — М. : ЮНИТИ, 1999. — 527 с.
- Немировская А.В. Структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества: (на материалах исследования в Красноярском крае в 1991-2004 годах): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Алтайский государственный университет, — Алтай, 2005. – 35 с.
- Шереметова Т.Г. Прогнозирование развития транспортной системы региона: институциональный аспект (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. – Новосибирск, 2004. – 28 с.
- www.krskstate.ru — Красноярский край — официальный портал
- www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
[1] Злобин Д.А. Комплексное исследование механизма экономического роста региона (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Институт проблем региональной экономики РАН. – СПб, 2005. – С 8.
[2] Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года
[3] Моисеева Е.Е. Формирование механизма оценки экономической доступности лесных ресурсов при аренде участков лесного фонда (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Сибирский государственный технологический университет. – Красноярск, 2002. – 32 с.
[4] Немировская А.В. Структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества: (на материалах исследования в Красноярском крае в 1991-2004 годах): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Алтайский государственный университет, — Алтай, 2005. – С 9.
[5] Немировская А.В. Структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества: (на материалах исследования в Красноярском крае в 1991-2004 годах): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Алтайский государственный университет, — Алтай, 2005. – 35 с.
[6] Немировская А.В. Структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества: (на материалах исследования в Красноярском крае в 1991-2004 годах): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Алтайский государственный университет, — Алтай, 2005. – С 16.
[7] Злобин Д.А. Комплексное исследование механизма экономического роста региона (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Институт проблем региональной экономики РАН. – СПб, 2005. – С 11.
[8] Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года
[9] Шереметова Т.Г. Прогнозирование развития транспортной системы региона: институциональный аспект (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. – Новосибирск, 2004. – С 20.
[10] Злобин Д.А. Комплексное исследование механизма экономического роста региона (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Институт проблем региональной экономики РАН. – СПб, 2005. – С 9.
[11] Корнилов В.В. Красноярский край в системе бюджетного федерализма России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Российский педагогический университет имени А.И. Герцена. – СПб, 2002. – 30 с.
[12] Злобин Д.А. Комплексное исследование механизма экономического роста региона (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Институт проблем региональной экономики РАН. – СПб, 2005. – С 8.
[13] Моисеева Е.Е. Формирование механизма оценки экономической доступности лесных ресурсов при аренде участков лесного фонда (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Сибирский государственный технологический университет. – Красноярск, 2002. – С 20.
[14] www.krskstate.ru — Красноярский край — официальный портал
[15] Немировская А.В. Структура и динамика ценностных ориентаций в массовом сознании населения региона в условиях трансформации российского общества: (на материалах исследования в Красноярском крае в 1991-2004 годах): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Алтайский государственный университет, — Алтай, 2005. – С 15.
[16] Злобин Д.А. Комплексное исследование механизма экономического роста региона (на примере Красноярского края): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук /Институт проблем региональной экономики РАН. – СПб, 2005. – С 12.