Содержание
Введение..3
Расселение славянских племен в древности..5
Занятия восточных славян6
Религия восточных славян8
Предпосылки складывания древнерусского государства..10
Основные этапы складывания Древнерусского государства13
Норманистская, антинорманистская, умеренно-норманистская
теории о возникновении государства у восточных славян15
Заключение.26
Список используемой литературы..27
Введение.
Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь? На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке — важнейшем этническом признаке.
Нашими далекими предками были славяне — крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка.
Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории славянских народов: областью расселения славянских племен большинство историков считает Среднюю и Восточную Европу.
Как полагают археологи они занимались земледелием и скотоводством и в середине 3-2 тысячелетий до н.э. селились на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Карпатами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере.
Письменные источники:
Греческий историк Геродот, в V веке до н.э. посетивший Ски¬фию, говорит о скифах-земледельцах, сколотах-земледельцах, в которых некоторые историки (Б.А. Рыбаков) видят древних славян.
Древнегреческие и древнеримские авторы Птоломей, Тацит, Плиний с нчала нашей эры знают славян под именем венедов. Венеды самое крупное племя Сарматии, бывшей Скифии, после захвата ее племенами сарматов, пришедших из южных степей. Венеды живут от Вислы до Кар¬пат и Черного моря. Иордан знает их под именем антов в меж¬дуречье Дуная и Днепра и говорит, что анты и венеды, род¬ственные племена и у них один язык.
Византийский автор, современник княгини Ольги, Константин Багрянородный знает славян уже под собственным именем. Он описывает славян Подунавья и Балкан в VIVIII веках н.э.
«Повесть временных лет» (ПВЛ) древнейшая дошедшая до нас русская летопись, составленная около 1113 года. В ней говорится о дунайской прародине славян: «Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разо¬шлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так же пришли славяне на реку Днепр и на¬звались полянами. А другие древлянами, потому что жили в ле¬сах, а иные дреговичами, иные полочанами. Славяне же, кото¬рые поселились у озера Ильмень, прозвались своим именем словене. И построили они город, и назвали его Новгород. А другие славяне назвались северянами. И так разошелся по зем¬ле язык славянский».
Это мнение долгое время разделялось и историками XVIII начала XX вв. (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и т. д.). Например, В. О. Ключевский считал, что славяне переселились с Дуная в Прикарпатье, и история России начинается в VI веке на северо-восточных предгорьях Карпатских гор, где образовался обширный военно-политический союз во главе с дулебами (волынянами), которых, согласно рассказам Нестора в ПВЛ, притесняли авары (обры). Отсюда восточные славяне в VII VIII вв. расселились на восток и на северо-восток до Ильмень-озера. Таким образом, В. О. Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле. Сторонники дунайской версии происхождения славян есть и среди современных историков (Кобычев В. П.).
Расселение славянских племен в древности.
Данные о восточнославянских пле¬менах мы находим в «Повести временных лет» (ПВЛ) монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру.) Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей «волохов», вытеснивших славян с прародины.
Второй путь продвижения славян в Восточную Европу проходил из бассейна Вислы в район озера Ильмень. Это подтверждается данными археологии и лингвистики.
Нестор повествует о следующих восточнославянских племенных союзах:
поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье «в полях» и по¬ тому так и прозвавшиеся;
древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах;
северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Суда и Северский Донец;
дреговичи между Припятью и Западной Двиной;
полочане в бассейне р. Полоты;
кривичи в верховьях Волги и Днепра;
радимичи и вятичи, по летописи, произошли oт рода «ляхов» (поляков) и были приведены, скорее всего, своими старейшинами Радимом, который «пришел и сел» на р. Соже (приток Днепра), и Вятко — на р. Оке;
ильменские словене обитали на севере в бассейне оз. Ильмень и р.Волхов;
бужане, или дулебы (с X в. они назывались волынянами) в верховьях Буга;
белые хорваты в Прикарпатье;
уличи и тиверцы между Днестром и Дунаем.
Археологические данные подтверждают границы расселения пле¬менных союзов, указанных Нестором.
Занятия восточных славян.
1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и степные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки землях выращивали 23 года сельскохозяйственные культуры используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и расчищали новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а полевых трав. С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пахотное земледелие, основанное на использовании плуга с железным чехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала в.
Другие виды деятельности. Славяне знимались также скотоводством и привычными для себя промыслами: охотой, рыболовством, бортничеством. Развиваются ремесла, которые еще не отделились от земледелия. Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский через Днепр с Балтийским регионом.
Общественное устройство.
Византийский автор Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счаст¬ливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются со¬обща». Скорее всего речь здесь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор вождей «военных предводителей». При этом в вечевых со¬браниях участвовали только мужчины-воины. Таким образом, в этот период славяне переживали последний период общинного строя эпоху «военной демократии», предшествующую образова¬нию государства. Об этом же свидетельствуют такие факты, как острое соперничество между военными вождями, зафиксированное другим византийский автором VI в. — Маврикием Стратегом, появление ра¬бов из пленных, набеги на Византию, которые, в результате раздачи награбленных богатств, укрепляли престиж военных предводителей и приводили к складыванию дружины, состоящей из профессиональных военных, соратников князя.
Кроме того, происходили изменения в общине: на смену коллективу родственников, владеющих всеми угодьями сообща, приходит община, состоящая из больших патриархальных семей, объединенных между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающихся продуктами своего труда.
Сведения о первых князьях содержатся в ПВЛ. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих «княженье». Так в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.
Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (X в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединеие, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах (летописных дуле¬бах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в начале VII в. В трудах других арабских авторов содер¬жатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй с Новгородом или его более древним предшест¬венником. Месторасположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, все они представляли собой предгосударственные образова¬ния, включавшие в себя ряд племенных союзов. Однако все эти мест¬ные княжения были мало друг с другом связаны, соперничали между собой и потому не могли противостоять мощным внешним силам: хаза¬рам и варягам.
Религия восточных славян.
1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих куль¬тов произошло в глубокой древностив эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию обще¬ственной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. Воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части это христианские антиязыческие сочинения.
2.Боги. В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожениц, тесно связанный с поклонением предкам.
Родбожественный образ родовой общины вмещал всю Вселен¬ную небо, землю и подземное обиталище предков. Каждое восточ¬нославянское племя имело своего бога-покровителя.
В дальнейшем особенно значительным становится культ великого Сварога бога неба и его сыновей Даждьбога и Стрибога бо¬гов солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Пе¬рун бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже в период формирования государст¬венности и усиления значения князя и его дружины культ Перуна стал укрепляться. В языческий пантеон входили также Велес, или Во¬лос покровитель скотоводства и хранитель подземного мира пред¬ков, Макошь богиня плодородия и другие. Сохранялись и тотемиче-ские представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом. Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр.
3.Жрецы. Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные «волхвы», боровшиеся в XI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах ка¬пищах (от старославянского «каш.» изображение, идол), богам при¬носились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.
Вывод:
1. Миграции, контакты с местным населением и переход к осед¬лости на новых землях приводили к складыванию восточнославян¬ского этноса, состоявшего из 13 племенных союзов.
2. Основой хозяйственной деятельности восточных славян стано¬вилось земледелие, возрастала роль промыслов и внешней торговли.
3. В новых условиях в ответ на изменения внутри славянского мира, так и во внешней среде, намечался переход от родовой демократии к военной, от родовой общины к земледельческой..
4. Усложняются и верования восточных славян. На смену синкретическому Роду главному богу славян-охотников с развитием земледелия происходит обожествление отдельных сил природы. Однако все более ощущается несоответствие существующих культов потребностям развития восточнославянского мира.
5. Итак, славяне в VI середине IX в. сохраняя основы общинного строя (общинную собственность на землю и скот, вооружение всех свободных людей, регулирование социальных отношений с помощью традиций т.е. обычного права, вечевую демократию), претерпевали как внутренние изменения, так и изменения под давлением внешних сил, что в своей совокупности и создавало условия образования государства.