Выдержка из текста работы
Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур . Содержание СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И ДРЕВНЕ- РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ И ИХ КУЛЬТУРЫ 5 РЕЛИГИЯ 8 ИСКУССТВО 14 ЛИТЕРАТУРА, ПОЭЗИЯ И ТЕАТР 14 АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА,ЖИВОПИСЬ 20 ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК 27 НАУКА 28 ФИЛОСОФИЯ 30 БЫТ 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34 ПРИЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 25 Введение Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, по-этому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой.
Обе ци-вилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодей-ствуя друг с другом.
Поэтому для изучения культуры, да и других сторон раз-вития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наи-более важных методов исторического исследования – сравнение. Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. И литература, и искус-ство, и философия Древней Греции и Рима стали отправной точкой в развитии европейской культуры.
Основная задача курсовой – описать основные особенности древнегрече-ской и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение какого-то на-правления культуры, которое базируется на результатах изучения материаль-ных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и ра-ботах известных ученых. Основные особенности. Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий.
Культура Древней Греции считается колыбелью европейской культуры Труды греческих философов и ученых являлись основой многих достижений современной науки. Значительная часть научной терминологии, названия мно-гих наук, например «история», большинство женских и мужских имен, были рождены именно в Греции. Можно сказать, что исходным пунктом европейской культуры является именно Древняя Греция. Каковы причины, обусловившие такую важную роль древнегреческой культуры? Греция занимала выгодное географическое положение, синтез куль-турных достижений многих народов населяющих ее территорию, умелое ис-пользование ценностей чужих культур.
Эти факторы играли большую роль, но их недостаточно. Для духовности других культур характерно подчинение целям выжива-ния. А греческая культура представляется выше этих целей, она как бы избы-точна. В ней преобладало духовное начало. Это и побуждало другие народы подражать грекам, строить свою культуру по их образам.
Древнегреческой культуре было присуще ярко выраженное индивидуали-стическое начало. Противоречивость культуры Древней Греции и свободный характер ее культуры во многом обусловлены тем, что греки не копировали другие народы, а полагались на свои представления, они созидали сами, в этом было их величие. Характер у древних римлян был иным, чем у греков. Уже само название «римляне», свидетельствовало о превосходстве города над человеком. Миро-воззрение римлян было намного прозаичнее, чем у греков.
В их манерах чувст-вовалась обдуманность, но вместе с тем и искусственность. Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры Историю Древней Греции принято делить на пять периодов: — эгейский или крито-микенский период (III – II тыс. до н.э.) — гомеровский период (XI-X вв. до н.э.) — архаический период (VIII –VII вв. до н.э. ) — классический период (V –IV вв. до н.э.) — эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.) Первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода.
Греция четко делилась на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским зали-вами, а с юга — Коринфским и Сардоническим; наконец, южную, т. е. Пелопон-нес. Центральная Греция делилась на семь областей, одной из которых была Аттика, с центром Афинами Мировоззрение греков складывалось еще в крито-микенский период. Но основой греческой и вообще античной культуры были полисы (город-государство). Именно полисная организация общественной жизни ускорила развития культуры. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и но-вую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, поскольку сущест-вование индивида вне рамок полиса было невозможно.
Общественное устройство Греции — рабовладельческая демократия, и для нее характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выбор-ных должностей.
Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению до-ходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком. Самым демократичным был Афинский полис. Любой гражданин мог вы-ступить в народном собрании с критикой должностных лиц, предложениями по вопросам внутренней и внешней политики. Полисная демократия защищала не только жизнь и имущество своих граждан, но и права и свободу личности.
Афинский полис родил много ярких, выдающихся личностей. История Древнего Рима делится на три основных периода: — царский (VIII – начало VI в. до н.э.); — республиканский (510/509 – 30/27 гг. до н.э.); — период империи (30/27 гг. до н.э. – 476 гг. н.э.). Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, насе-ление которого выросло до 1—1,5 млн. жителей.
В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Органом управления был совет старейшин родов – сенат. Общие вопро-сы рассматривались на народном собрании. Появляются плебеи – богатые ре-месленники и торговцы. Несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями. Она закончилась победой, разру-шившей римскую родовую организацию и расчистившей путь к образованию государства.
На смену полису как общине приходит государство. Свободное население было разделено на имущественные разряды. Было образовано 4 го-родских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили на-звание «трибы». Позднее по трибам также стали созываться собрания. В 509 г. до н.э. установился республиканский строй. Основным социаль-ным делением стало деление на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный. Полную правоспособность могли иметь только свободноро-жденные римские граждане.
Важную роль играл сенат. II –I в. до н.э. – время падения полисно-республиканского строя и уста-новление военно-диктаторского строя. После диктатуры Суллы, диктатуры первого триумвирата (Помпей, Красс, Цезарь), диктатуры Цезаря и диктатуры второго триумвирата (Антоний, Лепид, Октавиан) в 27 г. до н.э. Октавиан по-лучает полномочия на управление государством и наименование Август, упот-реблявшееся как обращение к богам. Эта дата считается началом периода им-перии.
Установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и непрерывные войны, являлись теми фактора-ми, которые и стимулировали развитие цивилизации, определяли весь ее исто-рический облик. Религия Представления древних греков о своих богах менялись вместе с измене-нием форм общественной жизни. Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Наделенные всеми человеческими слабостями, они час-то снисходили к бедному человечеству и принимали участие в его судьбе.
Не-редко бог или богиня одаривали своей благосклонностью смертных, и плодом их любви становились герои. Тут нет безобразных двухголовых, трехголовых существ, смеси зверя с человеческой формой. Наоборот, в божестве преоблада-ет человеческая природа во всей своей красоте и мощи. Главный недостаток бо-гов Греции — их излишняя человечность. Они сварливы, мстительны, иногда безнравственны, но в то же время каждый из них воплощает определенную идею. Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II ты-сячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литера-туру, философию и др. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом.
Сначала существовал Хаос, вместе с кото-рым родилась Любовь, и только после этого стал создаваться мир. Выделилась Земля – Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночь и Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. От союза с Небом – Ураном Земля – Гея родила второе поколение богов – могучих титанов, кото-рые породили Солнце, Луну, Зарю, Ветры, Звезды.
Главой титанов считался младший сын Урана и Геи – Кронос. Он низвергнул отца. В свою очередь его сын Зевс сверг Кроноса и захватил власть над Вселенной и сделался главой третьего поколения богов, которые непосредственно управляли миром.
Священным животным Зевса считался бык. Женой Зевса была красавица богиня Гера. Главные боги связаны с наиболее полезными домашними живот-ными – быком и коровой. Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Богов бы-ло двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными бы-ли брат Зевса Посейдон – владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом трезубца, и Аид, брат Зевса владыка подземного царства.
Миф гласил: одна из сестёр Зевса – богиня плодородия Деметра имела красави-цу дочь Кору. Аид похитил её, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону. Но Аид отпустил жену не навсегда. Он дал ей проглотить гранато-вое зёрнышко – символ верности. Пробыв некоторое время с матерью, Персе-фона возвращалась к мужу. Пока Персефона была с матерью, расцветали и пло-доносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась к Аиду, жизнь замирала.
Так древние греки объясняли смену времён года, появление ростков из посеянных семян и созревание урожая. У Зевса было много детей, среди ко-торых греки особенно почитали Афину – богиню мудрости, постоянная спут-ница Афины – богиня победы Ника, символ мудрости Афины — сова. У Зевса была ещё дочь – богиня любви и красоты Афродита, родившаяся из морской пены. Детьми Зевса были также близнецы – бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида.
Артемида считалась также богиней леса, охоты и одно-временно покровительницей зверей и растений. Рядом с Артемидой изображали лань – её священное животное. Но власть олимпийских богов не была беспре-дельной. Сам Зевс подчинялся велениям судьбы. Судьба «Ананка» для греков была обобщенным выражением всего сложного, необъяснимого и неотвратимо-го. Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих боль-ших и малых богов и богинь.
Так, старец Океан жил со своими многочислен-ными дочерьми-океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерьми-нереидами – в море. В лесах блуждал козлиный бог Пан. По мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли богов новыми свойст-вами. Боги становились покровителями всех видов деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны – Арес и бог-вестник Гермес – покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест – божественным кузнецом.
С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон – покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон – покровителем города-государства Коринфа. Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции.
Кроме почитания главных богов – олимпийцев устано-вилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис – бог виноградарства и виноделия. Религия играла очень важную роль в повседневной жизни римлян. Они обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. В рим-ской религии долгое время сохранялись остатки первобытных религиозных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго сохранялся в римской религии анимизм, вера в безличных и абстрактных духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах, присущих явлениям природы, отвлеченным понятиям и даже отдельным действиям человека.
В силу консервативности мышления и медленного развития, свойствен-ных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись родо-вые и семейные культы. О благополучии дома заботились пенаты — божества кладовой и съестных припасов, покровителями же всей семьи и всего хозяйства в целом были лары. Каждый член семьи имел особого духа — покровителя—гения (дух—покровитель женщин назывался Юноной), который появлялся вме-сте с рождением и исчезал вместе со смертью данного человека.
Гений отца се-мейства был общесемейным божеством и почитался всеми домашними. Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботить-ся. Римляне верили, что умершие жили в том месте, где их похоронили, и так же, как и «живые, нуждались в пище. Но если об умершиx не заботились их по-томки, они преследовали живущих, становились злыми и мстительными лему-рами Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в рим-ской религии.
Из родовых и семейных культов развился государственный культ богини Весты — хранительницы домашнего очага и священного огня. Веста почита-лась как покровительница всего гражданского коллектива и его благополучия, а горевший на ее жертвеннике вечный огонь олицетворял вечность Рима. Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные сторо-ны земледелия, главного занятия римлян.
Древнейший римский бог Марс пер-воначально представлялся как мечущий копья охранитель стад и всего граж-данского коллектива от врагов. Богиня Венера считалась покровительницей са-дов и огородов, божеством обилия и плодородия природы. Существовал бог посевов — Сатурн, жатвы — бог Коне. С культом земледельческих богов свя-заны многие религиозные празднества римлян. Уже в V в. до н. э. римляне изображали многих своих богов в человече-ском образе. На формирование римского пантеона оказала большое влияние эт-русская религия. От этрусков римляне заимствовали, например, Юнону — эт-русскую Уни, Минерву — этрусскую Менрву, возможно бога Вулкана и др а также некоторые ритуальные действия, систему гаданий по внутренностям жи-вотных.
Первый римский храм на Капитолии был построен по этрусскому об-разцу. Начиная с III в до н. э, на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами сво-их абстрактных богов.
Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аре-сом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Демет-рой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием гре-ческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер-бог неба, грома и молнии, Марс — бог войны, Минерва — богиня мудрости, покро-вительница ремесел, Венера — богиня любая и плодородия, Вулкан — бог огня и кузнечного ремесла, Церера — богиня растительности, Аполлон — бог солн-ца и света, Юнона — покровительница женщин и брака, Меркурий — вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун—бог моря, Диана — богиня луны. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почита-лись патрициями.
Плебеи же особенно почитали божественную троицу Цереру, Либеру-Прозерпину — богиню растительности и преисподней и Либера — бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принима-лись иноземные божества.
Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Римляне, как земледельцы и воины, были народом практическим и реали-стическим. Римлянин обычно обращался к божеству с какой-нибудь опреде-ленной просьбой: увеличить приплод, дать дождь, приостановить мор, даровать победу. В зависимости от важности такой просьбы божеству приносили боль-шую или меньшую жертву.
При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили затем чтобы молитва была произнесена точно, так как малейшее искажение де-лало ее недействительной. При большом числе римских богов было нелегко определить, какому именно богу нужно принести необходимую жертву; счита-лось, что если обратиться не к нужному божеству, то жертва окажется напрас-ной. Наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготав-ливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, особые коллегии сведущих людей — жрецы. Главной жреческой коллегией была коллегия из шести понтификов.
Они, осуществляли надзор за всем религиозным бытом, общественным и частным богослужением и приоб-рели очень большое значение в Риме. Глава коллегии понтификов назывался великим понтификом и избирался на народном собрании пожизненно, считался своего рода главой римского жречества. По преданию, еще в царский период в Риме появились так называемые сивиллины — книги, составленные прорицательницей Сивиллой из Кум, содер-жащие греческие оракулы и прорицания.
К сивиллиным книгам обращались в исключительных случаях и по решению сената. Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли ус-тановленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам дей-ствовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духов-ное слияние с божеством.
Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. С этим связано проникновение ино-земных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим ха-рактером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса — Вакха, зачисленных в офици-альный римский пантеон. Римский сенат принимал меры против распростране-ния восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую ре-лигию, с которой связывалась мощь римского государства и его устойчивость.
Широкое проникновение греческого влияния во II в, до н. э. привело не только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния бы-ло распространение греческой философии в римском обществе и взглядов гре-ческих философов на религию и богов. Распространяется представление о за-гробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против не-устройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судь-бы — Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто не-справедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, богоспасителя, который придет, дарует блаженство страж-дущим, накажет гонителей.
Литература, поэзия, театр Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни.
С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной по-эзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени. К сере-дине II тыс. эпическая традиция греков усложнилась, в обществе появились профессиональные поэты-сказатели, аэрды. В их творчестве уже в XVII-XII вв. заметное место заняли сказания о современных им важнейших исторических событиях. Это направление свидетельствовало об интересе эллинов к своей ис-тории, сумевших и позднее в устной форме сохранить свою богатую легендар-ную традицию. В XIV-XIII вв. до н.э. эпическая литература сложилась в особый вид ис-кусства со своими специальными правилами речевого и музыкального испол-нения, стихотворным размером-гекзаметром, обширным запасом постоянных характерных эпитетов, сравнений и описательных формул.
Об уровне поэтиче-ского творчества ранних греков свидетельствуют эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» — выдающиеся памятники мировой литературы. Обе поэмы относятся к кругу исторических повествований о походе ахейских войск после 1240г. до н.э. на Троянское царство.
Следует отметить, что обе поэмы показывают удивительное созвучие эпоса пластическому творчеству Греции XVIII-XII вв. до н.э. Их объединяет сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие. Высокое литературное искусство ахеян, выдвинув шее на первый план человека и его роль в своей судьбе, не смотря на предопределение богов, является драгоцен-ным вкладом ранней Греции в мировую культуру.
Помимо художественной литературы, в устной традиции греков изучае-мого времени хранилось также огромное количество исторических, генеалоги-ческих и мифологических преданий. Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Из более поздних форм эпоса известны два основных его варианта: эпос героиче-ский, представленный так называемыми поэмами » Цикла», и эпос дидактиче-ский, представленный двумя поэмами Гесиода: «Труды и дни» и «Теогония». Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим лите-ратурным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразде-ляющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику, или мелику. Важнейшей отличительной особенностью греческой поэзии архаического пе-риода во всех основных ее видах и жанрах следует признать ее ярко выражен-ную гуманистическую окрашенность.
Пристальное внимание поэта к конкрет-ной человеческой личности, к ее внутреннему миру, индивидуальным психиче-ским особенностям достаточно ярко ощущается уже в гомеровских поэмах.
Для греческой поэзии послегомеровского времени характерен резкий пе-ренос центра тяжести поэтического повествования на личность самого поэта. Эта тенденция ясно ощущается уже в творчестве Гесиода, особенно в его поэме «Труды и дни». В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет.
Послед-ний и самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торже-ственные оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях—Олимпийских, Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состя-заний, победа интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя. С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. В этот пе-риод ораторское искусство, философия, исторические сочинения заняли веду-щее место в литературе, явно вытеснив другие жанры — драму и лирику.
Хотя театры по-прежнему процветали, даже строились новые, и зрители охотно по-сещали их, вкусы существенно изменились. Нравственные основы бытия, ост-рые политические и социальные конфликты, проблемы добра и зла в частной и государственной сферах все меньше привлекали внимание. Интересы людей значительно сузились, сосредоточились на частной жизни. Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ Диониса, бога виноградарства, виноделия, весе-лья, а позже покровителем театрального искусства.
Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказыва-лось, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с вра-гами, о его гибели, воскресении и победе над противником. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бо-га. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая тра-гедия.
Комедия родилась из веселой карнавальной стороны этих праздников. Из праздников в честь Диониса родилась и сатировская драма – веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сати-ры. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Фес-пид. V век до н. э.— время расцвета драматического искусства, ознаменовано творчеством трех великих трагических поэтов: Эсхила (525 – 456), Софокла (ок. 496 – 406), Еврипида (ок. 480 – 406). Важнейшими драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая.
Каждая трагедия—это борьба, и люди, которые ведут ее, мужественны. Утверждая безграничные способности человека противосто-ять несчастьям во имя других людей, и, прежде всего, своего народа, Трагиче-ский герой борется с разными препятствиями, мешающими свободному разви-тию личности, он восстает против несправедливости, выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить в людях мужество, по-мочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична, препятствия, которые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути роком — силой, против которой он беспомощен.
Но он вступает в эту борьбу и ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель вызывает не отчаяние, не ужас, а восхи-щение и веру в силы человека, в величие его духа. Вначале театры были переносными.
Только при Перикле появился пер-вый каменный театр, послуживший прототипом дальнейших построек такого рода. На помощь строителям пришла сама природа. Для амфитеатра выбирали обычно террасовидную площадь. Подровняв и вырубив уступы для сиденья, внизу, в центре круга, устраивали места для хора, а позади него ставили сцену. Сиденья обычно облицовывали мрамором, а верхний ярус увенчивала колонна-да. Места были нумерованными, чтобы избежать тесноты и беспорядка.
Хор вмещал алтарь Диониса. Греки изобрели «периакты» — трехгранные вращающиеся призмы, каждая сторона которых являлась определенной декорацией. Зрители видели только одну грань стоящих по бокам призм. В антракте легкий поворот на оси превра-щал лагерь в лес или город. Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решитель-ный шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлин¬ную драму.
Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего актера—ново
ВВЕДЕНИЕ
Софокла, которое позво-лило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте. Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных одеждах, лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру пер-сонажа. Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наря-ды. Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттиче-ская комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству.
Крупнейший представитель этой комедии — Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской вой-ны. Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической на-правленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех лет—мир. У римлян, как и у греков собственно литературному творчеству отдель-ных писателей предшествовало устное народное творчество.
К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохрани-лись, за исключением ничтожных отрывков. Однако и те ничтожные отрывки народной поэзии, которые дошли до нашего времени, и косвенные указания говорят о том, что римляне, как и дру-гие народы, выражали свои чувства в поэтической форме. Молитвы и обраще-ния к богам составлялись в стихотворной форме, что облегчало их запомина-ние. В этих гимнах содержались просьбы к богам оплодотворить землю, отвра-тить голод и непогоду, обеспечить богатый урожай, благополучие земледельцев и пастухов.
На пирах распевались пиршественные песни, в которых восхвалялись подвиги героев, особенно легендарных предков. В застольные песни включа-лись легенды, иногда перемешанные с реальными событиями о героическом прошлом Рима. Народные поэтические произведения были написаны особым стихотворным размером, так называемым сатурническим стихом, близким по своей ритмике к былинным стихам других народов. Первые шаги римской художественной литературы связаны с распро-странением в Риме греческой образованности.
В IV в. до н. э. некоторые поли-тические деятели стали записывать свои произнесенные речи и издавать их для чтения публики На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменно-сти, но особенно греческая литература. Первые собственно литературные произведения были произведениями подражательными.
Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который пе-ревёл на латинский язык «Одиссею». Больших успехов достигла римская поэзия в I в. до н.э. и была представ-лена такими поэтами как Лукреций (ок. 96-55 до н.э.) и Катулл (87/84 – ок. 54 г. до н.э.). Самым знаменитым из римских поэтов был автор «Энеиды» Вергилий. Другом Вергилия был поэт Гораций (65 – 8 до н.э.), опубликовавший «Оды» — 3 книги лирических стихотворений.
Римская комедия и трагедия развивались так же в значительной степени под влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Са-турой стали называть смесь разных стихов — длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254—184 гг), по сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными.
Они соз-даны под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политиче-ской комедии классической эпохи была комедией бытовой. Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, глав-ным образом, краткие записи исторических событий и норм права. Как и ран-няя поэзия, ранняя римская проза была подражательной.
Первые литературные произведения и писались по-гречески, хотя и них излагалась римская история. Архитектура, скульптура, живопись Архаическая эпоха—время становления греческой архитектуры, время зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойст-венна и могучая цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человеч-ность, неведомая древнейшим культурам. В этот период появляются каменные статуи.
Спортивные состязания бы-ли праздниками. В честь победителей ставились статуи. Так возник самый рас-пространенный тип статуи – стоящий юноша-атлет (курос). Первые статуи кон-ца VII – начала VI в. до н.э отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ пре-красного и доблестного человека лежит в основе искусства.
Были распростра-нены статуи девушек – кор – в нарядных одеждах. В связи с возникновением новых форм общественной жизни складывают-ся различные темы зданий общественного назначения; среди них ведущее ме-сто принадлежало храмам. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими чело-века. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы че-ловек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки вырабо-тали особую систему – ордер – установленное, математически точное соотно-шение несущих и несомых частей здания.
Различаются три ордера – дориче-ский, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы построены в виде периптера – здания, окруженного колон-надой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н. э. Храм нового типа родился в Спарте—древнейшем полисе Эллады.
Первоначально храмы строились на ак-рополях— укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местопо-ложении храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре—главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса. Важную роль играли храмы, приобретшие всегреческую популярность, прежде всего храм Аполлона в Дельфах.
В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо просле-живаются новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло тради-ционную хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутст-вием удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и практику. В классическом периоде в архитектуре совершенствуется тип храма, ус-танавливаются окончательно пропорции ордеров.
Центром культурной и худо-жественной жизни V в. до н.э. были Афины. Памятником могущества Афин стал ансамбль афинского кремля – Акрополя. Лучшие архитекторы и скульпто-ры под руководством Фидия, трудились над его возведением. Украшенный ко-лоннадой вход – Пропилеи – ведет на Акрополь. В центре Акрополя возвыша-ется Парфенон (447 – 438 гг. до н.э.) – дорический храм богине Афине Парфе-нос (Афине-Деве) – покровительнице города. Его строители ввели элементы ионического ордера.
Скульптурный декор Парфенона был создан под руково-дством Фидия его учениками Алкменом и Агоракритом. На рельефах фриза изображено шествие в день праздника богини Афины – Великих Панафиней. На фризе расположено более 500 фигур людей и животных, и не одна не повто-ряет другую. На восточном фронтоне Фидий изобразил миф о рождении богини Афины в присутствии других богов Олимпа. Особенно хороша статуя отды-хающего бога Диониса. К числу лучших творений Фидия принадлежит группа трех богинь, расположенная в правой части фронтона.
Для Парфенона Фидий создал колоссальную, высотой 12 метров, статую богини Афины Парфенос из золота и слоновой кости (442 – 432 до н.э.) Афина была изображена в боевом наряде, в золотом шлеме с горельефным сфинксом и грифами по бокам. В од-ной руке она держала копье, в другой — фигуру Победы. У ног вилась змея — хранительница Акрополя. Эта статуя считалась лучшим творением Фидия по-сле его Зевса. Она не сохранилась. Кроме Парфенона на Акрополе были возве-дены и другие храмы.
Храм Нике Аптерос построен в 449 – ок. 420 гг. до н.э. Калликратом в ионическом ордере близ входа на Акрополь. В ионическом ор-дере был построен и Эрехтейон – третий храм Акрополя (конец V в. до н.э.). Его черты – асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигура- ми девушек – кариатидами, поддерживающими перекрытие. Наиболее совершенной из всех работ Фидия считался Зевс Олимпийский, величайший труд его жизни. Сами греки отдавали пальму первенства этой ста-туе, производившей на современников неотразимое впечатление.
Статуя погиб-ла, вероятно, сгорела вместе с Олимпийским храмом. Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в. в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол». Искусство другого великого ваятеля — Поли-клета — устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медлен-ном шаге. Образцом такой фигуры служит его знаменитый «Дорифор» — юно-ша-копьеносец.
В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физиче-ской красоты и одухотворенности вся фигура исполнена чисто эллинского классического благородства. В конце V в. до н.э. начинается период кризиса полисов. Величаво-возвышенное искусство V в прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скопас, Пракситель и Лисипп — величайшие греческие ваятели поздней классики. В искусстве Скопаса дышат страсть и порыв, беспокойство, борьба с ка-кими-то враждебными силами, глубокие сомнения и скорбные переживания.
Он изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Как и Скопас, Пракситель создавал в мраморе свои величайшие произведения т.к. статуя бо-гини любви Афродиты. Пракситель — вдохновенный певец женской красоты, столь чтимой греками IV в. Скульптор второй половины IV в. до н.э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а усталость и взволнованность после со-стязаний.
Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Характерна для этого периода ста-туя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н.э.). В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 году до н.э. был сооружен алтарь Зевса – мраморный по-мост для жертвоприношений, увенчанный колоннадой и украшенный рельеф-ным фризом, статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Алексан-дром ок. 120 г. до н.э. Высокого развития достигла живопись.
Одним из первых на деревянных досках стал работать Полигнот, уроженец острова Фасос. Полигнот расписал Дельфийский храм и Пропилеи. Его «Сошествие Одиссея в Аид», представ-ляющее собой ряд строго выполненных композиций, понравилось грекам. Но особенно громкой славой пользовался его ученик Зевксис, представи-тель так называемой ионийской школы. Он отказался от условности и писал, подчиняясь натуре. Создавая идеальные типы, он старался выискивать среди окружающих подходящие характерные черты и сливать их в одно целое.
Ис-полняя по заказу жителей Кротоны «Елену», он взял себе в качестве натуры пять красивейших девушек города, совмещая в своей картине элементы красо-ты каждой из них. Сикионийская школа, развивавшаяся параллельно, не обладала мягким колоритом, но зато славилась силой рисунка и его строгой разработкой. Здесь реализм понимали правильнее. Самым блестящим представителем сикионцев можно назвать придворного живописца Александра Великого Апеллеса, кото-рый, соединяя многие достоинства, сумел превзойти ионийскую школу.
Грация рисунка Апеллеса превосходила все созданное до тех пор. Поэтому его картина, изображавшая Афродиту и Граций, особенно славилась в Элладе. Учителями римлян были этруски. Именно они научили строить здания, но очень скоро римляне превзошли их в этом искусстве. Они стали лучше поль-зоваться материалами, употреблявшимися уже и раньше, приспособили новые, усовершенствовали способы строительства.
В римском искусстве периода расцвета ведущую роль играла именно архитектура, памятники которой и теперь, даже в развалинах покоряют своей мощью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равной по вы-соте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству ком-позиционных форм, масштабу строительства.
Римляне ввели инженерные со-оружения (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) как архитектурные объ-екты в городской, сельский ансамбль и пейзаж. Постепенно складывался новый тип гражданского общества со своими запросами. Потребности римского общества породили много типов сооруже-ний: амфитеатры, термы, триумфальные арки, акведуки и др. На римской почве получили новое архитектурное решение дворцы, особняки, виллы, театры, хра-мы, мосты, надгробные памятники.
В отличие от греческих архитекторов, кото-рые составляли планы зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера – дорический, ионический, коринфский. В отличие от греческой класси-ческой архитектуры, в которой ордера представляли собой сочетание декора-тивного убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ор-дера лишь как декоративный элемент.
Однако римляне развили ордерную сис-тему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих, такими орде-рами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех гре-ческих, ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е, сово-купность арок, опирающихся на столбы или колонны. Благоустраивается центр города — римский Форум, он расширяется, во-круг него строят новые общественные здания и храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных зданий.
Очень плотная за-стройка городской территории, скученность и теснота не могла не вызвать не-обходимости в специальных зеленых зонах-парках, расположенных на окраи-нах города, так появились роскошные сады Саллюстия и Лукулла. С распространением римского владычества на Грецию и эллинистические государства в Рим проникли утонченность и роскошь эллинистических горо-дов. Приток богатств из завоеванных стран в течение III—I вв. до н. э. измени-ли нравы римлян, порождая среди господствующих классов расточительство.
Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и картины гре-ческих мастеров. Римские храмы, дворцы превратились в музеи искусства. В республиканский период сложились основные типы римской архитек-туры. Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных ожесточен-ных войн нашла отражение в конструктивной логике монументальных инже-нерных сооружений. В них раньше всего проявилось своеобразие римского ис-кусства. Обращают внимание грандиозные сооружения — древние оборонитель-ные стены Рима, возникшего еще в VIII в. до н. э. на трех холмах: Капитолии, Палатине и Квирипале, выложенные из камня (ранняя — VI в. до н. э. и так на-зываемая Сервиева стена — 378—352 гг. до н. э.). Постепенно в следующие века Рим становится наиболее богатым водой городом мира. Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э акведук Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей, входя неотъемлемой частью в пейзаж Римской Кампаньи.
Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак освящения новых городов.
Однако их первичный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, им-ператор возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. Театры и амфитеатры характерны для античных городов. Еще в период поздней республики в Риме сложился своеобразный тип амфитеатра. Послед-ний был всецело римским изобретением.
Если греческие театры устраивались под открытым небом, места для зрителей располагались в выемке холма, то римские театры представляли собой самостоятельные замкнутые многоярусные здания в центре города с местами на концентрически возведенных стенах. В 70—80 гг. н. э. был сооружён грандиозный амфитеатр Флавиев, полу-чивший название Колизей. Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей.
Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс центр его композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историче-ским рельефом и портретом. Скульптурный портрет относится, к высшим дос-тижениям римлян, обладает непревзойденной, точной передачей индивидуаль-ных особенностей лица и характера, а также рельефы, достоверно фиксировав-шие исторические события.
Римский мастеров отличие от греческого, который стремился изобразить идеал, видел реальность в ее пластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленению целого на части, детальному изображению явления.
ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК
Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему, греки создали простой способ фиксации информации.
Для того чтобы научить-ся писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла «демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать практи-чески всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были «секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в це-лом. Римляне говорили на латинском языке, принадлежащем к индоевропей-ской семье языков и бывшем родственным греческому, иранскому, санскриту, германским и славянским языкам.
При завоевании Римом италийских племен латинский язык распространился по всей Италии. Только греческий язык оказал упорное сопротивление латинскому языку и в конце Республики был равно-правным с латинским и довольно употребительным во многих итальянских и сицилийских городах. По предположениям некоторых ученых от греков римляне и заимствова-ли алфавит. Однако существует мнение, что римляне приняли этрусский алфа-вит, который, в свою очередь, был составлен на основе греческого.
Заимствовав алфавит от греков или этрусков, римляне приспособили его к звуковым особенностям своего языка и несколько изменили. Латинский алфа-вит известен с VII в. до и. э и с этого времени начинается латинская письмен-ность. В VI в. до н.э. письменность была уже в широком употреблении. Есть сведения о том, что в Риме VI в. до н. э. были изданы царские законы, проводи-лась перепись населения, ею пользовались для нужд управления, для составле-ния летописей, записи молитв и оракулов, при заключении торговых сделок.
Наука Натурфилософия архаической эпохи и первой половины V в. в сущности представляла своего рода синтетическую науку. Важнейшей чертой развития науки в V в до н. э являлось произошедшее выделение из натурфилософии от-дельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный в первую очередь с дея-тельностью Гиппократа. Для медицины Гиппократа характерен строгий рацио-нализм.
По мнению Гиппократа, все болезни вызываются естественными при-чинами. Он требовал от врача индивидуального подхода к больному, учета осо-бенностей как самого пациента, так и естественной среды обитания его. Математика развилась прежде всего под влиянием пифагорейских уче-ных, Пифагор считал основой всего сущего числа и числовые отношения. В те-чение V в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину, становясь предметом профессиональной деятельности ученых, не примыкав-ших ни к какому философскому направлению.
Прогресс математического зна-ния особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии. Евклид заложил основы элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений. К этому времени относятся также значительные успехи в астрономии. Анаксагор был первым ученым, давшим правильное объяснение солнечным и лунным за-тмениям. Аристарх Самосский доказал вращение Земли вокруг оси и ее движе-ние Солнца. Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к теоретическим, а к прикладным наукам.
На первый план выдвинулись языки, литература и история. Высокого уровня развития достигла в Риме и агрономия. Сохранилось несколько сельскохозяйственных трактатов — Марка Порция Ка-тона (II в. до н. э.), Теренния Варрона (1 в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются различные агрономические проблемы. Большое значение придавалось географическим знаниям, медицине и ис- тории. Римский архитектор Витрувий написал специальный трактат «Об архи-тектуре» в 10 книгах.
Этот трактат свидетельствует о высоком уровне римской архитектурной мысли. Особое внимание уделялось не философии, а ораторскому искусству и риторике. Появляются руководства по риторике, где излагались основные пра-вила ораторского искусства. Большое развитие получила наука о праве; правоведение, или юриспру-денция. Первые исследования появились еще во II в. до н. э а в 1 в. до н. э. су-ществовала уже солидная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола.
Самые разнообразные юридические вопро-сы затрагивались и в многочисленных речах Цицерона. В I в. до н.э. зародилась и римская филология. Появились специальные исследования по грамматике, об употреблении букв, возникновении латинского языка, филологические комментарии к комедиям и трагедиям писателей II в. до н.э. Наиболее крупными специалистами в области римской филологии были Нигидий Фигул и его ученик Теренций Варрон. Философия Первой философской системой античности была натурфилософия, сло-жившаяся в Ионии в V в. до н. э. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени — Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл.
Основное внимание они уделяли поискам первичного элемента. Гераклит, например, видел его в огне. Для Анаксагора мир первона-чально представлял собой неподвижную смесь, состоявшую из мельчайших частиц («семян»), которой придал движение ум («нус»). Эмпедокл видел четы-ре первичных элемента (он их называл «корнями всех вещей»): огонь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоят из этих четырех элементов, количественно и качественно не изменяемых, соединенных в раз-личных пропорциях.
Теория четырех элементов благодаря ее восприятию Ари-стотелем оставалась фундаментом европейской физики до XVII в. Демокрит не только принял космологическую теорию, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему. Демокрит впервые употребил слово — атом. Впервые в истории филосо-фии Демокрит создал развернутую теорию познания, исходный пункт которой — чувственный опыт. Но истинная «природа» вещей (атомы), по Демокриту, не-доступна чувству и постигается лишь с помощью мышления.
Материалистиче-ская философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественных наук. В IV в. До н.э. в Греции античная философия достигает наивысшего рас-цвета. Ее прославили три знаменитых философа – Сократ, Платон и Аристо-тель. Платон принадлежал к знаменитому аристократическому роду в Афинах.
Его философская концепция оказалась тесно переплетенной с социально-политическими взглядами. В трактатах «Государство» и «Законы» Платон соз-дал модель идеального полиса с тщательно разработанной сословной системой, строгим контролем верхушки общества над деятельностью низов. Основой вер-ного построения государства он считал правильную трактовку понятия добро-детели, справедливости, поэтому во главе полиса должны были находиться фи-лософы, люди, обладающие знанием.
Не меньшей популярностью пользовалось учение Аристотеля, бывшего учеником Платона. Аристотель вошел в историю прежде всего как ученый-энциклопедист. Его наследие — настоящий свод знаний, накопленных греческой наукой к IV в.: по некоторым сведениям, число написанных им работ прибли-жалось к тысяче. Аристотель в отличие от своего учителя полагал, что материальный мир первичен, а мир идей вторичен, что форма и содержание неотделимы друг от друга как две стороны одного явления.
Учение о природе предстает в его трак-татах прежде всего как учение о движении, и это одна из самых интересных и сильных сторон системы Аристотеля. Он считается выдающимся представите-лем диалектики, которая была для него методом получения истинных и досто-верных знаний из знаний вероятных и правдоподобных. В этот же период Антисфеном и Диогеном Синопским были заложены основы философского учения киников, расцвет которого приходится на более позднее время.
Киники IV в. противопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям полиса, учили ограничивать потребности. Основы пра-вильного поведения, по их мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого общества. В Риме не уделялось большого внимания философии, среди знати был популярен стоицизм, представителями которого были Сенека и Марк Аврелий. Низшие слои населения почитали бродячих философов-киников. Быт Несмотря на то, что между разными греческими городами – государства-ми существовало немало различий, были явления, общие для всей Эллады.
Практически повсюду утвердился патриархат. За отцом признавалась неогра-ниченная власть над детьми. Они же были обязаны ему бесприкословным по-виновением. Безбрачие осуждалось. Многожёнство не допускалось Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Иногда браки заключались между детьми одного отца. Заключению брака предшествовало формальное об-ручение. Брак заключался посредством договора между женихом и главой се-мьи невесты.
Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте дава-лось не во всех случаях. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для муж-чины был свободен, для женщины затруднён. Со временем нравы в Греции смягчились. Девушки, выходя замуж, из под власти отца поступала под власть тестя Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплочённой ячейкой общества, в которой нераздельно властвовал отец семейства.
Понятие семьи было иным, она включала в себя не отца, мать, незамужних дочерей, но и замужних, не переданных формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жёны и дети. Фамилия включала в себя и рабов и домашнее имущество. В ран-ние времен отец обладал в отношении своих детей «правом жизни и смерти». Он определял судьбу всех, кто от него зависел, он мог убить своего ребёнка, рождённого в законном браке, или бросить его без всякой помощи.
Что же ка-сается рабов то над ними отец семейства имел полную и ничем неограничен-ную власть. Мать семейства ведала всем домашним хозяйством и занималась воспитанием детей. Ни в Греции, ни в Риме женщина не имела гражданских прав и была отстранена от участия в государственных делах. Однако в сфере частной семейной жизни она пользовалась ещё большей свободой, чем женщи-на классической Греции. Мужа для дочери выбирал отец. Возрастной барьер для вступления в брак был очень низким.
Никакое торжество, будь оно частное или государственное, не могло состояться в Риме без жертвоприношений бо-гам. Римское право разрешало две формы развода — расторжения брака по на-стоянию одной из сторон или по взаимному согласию. Как и в Греции муж мог просто отослать жену в дом её родителей или опекунов, вернув ей её личную собственность. Когда супруги расставались возникало немало споров о разделе имущества. Однако не было ни не могло быть споров о том, кто осуществлял опеку над детьми – это всегда делал отец. Регистрировать новорожденного при появлении на свет в начале было не обязательно.
Впервые регистрацию ввёл в Риме Октавиан Август. В течение 30 дней с момента появления младенца отец был обязан оповестить власти о появлении нового римлянина. При этом со-ставлялся письменный акт, подтверждавший полное имя ребёнка и дающий ему гражданские права. В древнем Риме существовала детская медицина – педиат-рия. Римляне охотно отдавали детей рабыням — гречанкам, так как с ними дети рано овладевали греческим языком, а знание его в Риме очень ценилось.
Намного больше значения, чем греки, римляне придавали фамилии – ро-довым символам, переходящим из поколения в поколение. Первоначально они обходились двумя именами – личным и родовым. В эпоху республики добави-лись «семейное» имя. Греки при рождении получали только одно имя, фамили-ей в современном смысле этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к сыну в Греции не было. Детям давали имена произ-вольно, часто придумывая новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой.
В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешно-сти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегрече-ская цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культу-ры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Ан-тичная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни.
Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, куль-тура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. До-шедшие до нас памятники искусства являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют также и социально-нравственное значение. В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная ло-гика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и тео-ретических проблем.
Греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому, рас-сматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особен-ности присущи и греческой культуре.
Но и Древний Рим оставил человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий орга-низатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим преобразил культурный облик огромной части мира. Ему единственному выпа-ла миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех прин-ципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться ка-тегории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, математики.
Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важ-ную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для развития мировой культуры. Список использованной литературы 1. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М Высшая школа, 1971 2. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М Мысль, 1989 3. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М Искусство, 1985 4. Лурье С.А История Греции С Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993 5. Любимов Л. Искусство древнего мира М Просвещение, 1980 6. П.П. Гнедич «История искусств» т.1 (живопись, скульптура, архитектура); 7. Карл Вёрман «История искусства всех времен и народов» кн. 3, 4; 8. Учебный курс по культурологии.
Под научной редакцией Р.В. Драча.