Содержание
Введение3
I Глава – Обеспечение качества ЛС5
1.1. Контрольно-разрешительная система5
1.2. Управление техническим уровнем и качеством новой продукции ЛС8
1.3. Контроль качества лекарственных средств17
1.3.1. Правила GSP — Good Storage Practice17
1.3.2. Обеспечение качества лекарственных препаратов (лекарственных средств) в аптечных организациях21
II Глава – Экспериментальная часть23
2.1 Контроль качества ЛС в контрольно-аналитической лаборатории (центрах по контролю качества ЛС): документы, порядок проведения государственного контроля качества23
2.2 Контроль качества ЛС, изготавливаемых в аптеках: положение о внутриаптечном контроле, требования к нему, нормативное обеспечение и регистрация результатов28
2.3 Типовые профессионально-должностные требования к провизору, занятому контролем качества ЛС35
Заключение41
Список использованной литературы42
Выдержка из текста работы
В настоящее время мы находимся на той стадии, когда законодательная и исполнительные власти, фармацевтические предприятия и фармацевтическая общественность должны общими усилиями работать над выполнением совместных задач — обеспечением доступности лекарств и, прежде всего, качественной лекарственной помощи. Положение контрольно-разрешительной службы на сегодня обязывает взглянуть на нее как на важный рычаг управления фармацевтического рынка. Необходимо найти ту середину, которая бы, не позволила рынку превратиться в неконтролируемую систему, а с другой стороны, ограничивала государственное регулирование до уровня, который не препятствуют действию рыночных механизмов, дает возможность рынку прогрессировать.[33]
Главной целью функционирования на фармацевтическом рынке является создание действенной системы, которая будет служит причиной для внутреннего развития и будет способна обеспечить, прежде всего, качество и безопасность лекарственных препаратов.[33]
На сегодня очевиден недостаток эффективности работоспособности системы здравоохранения и фармацевтики, ввиду новых условий вызванных переходами на новые хозяйственные методы и рыночные отношения. Это все создает предпосылки для их полной проработки.[33]
С учетом выше сказанного, а именно, социальной значимости и деликатного характера товаров, которые обеспечивают эффективность системы здравоохранения, продуктивность мероприятий по охране здоровья граждан в целом, фармацевтическая деятельность нуждается в четкой и обстоятельной правовой регламентации.[31]
Отношения, которые возникают в области фармацевтической деятельности — объект исследования.
Предметом исследования является вся сфера фармацевтической деятельности.
Цель анализа это проведение комплексного исследования российской контрольно-разрешительной службы:
центров контроля качества лекарственных препаратов.
внутриаптечного контроля качества лекарственных препаратов[33]
Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:
изучение теоретических основ поставленных вопросов;
выделение основных особенностей состояния и формирования контроля качества лекарственных препаратов на современном этапе;
описание современных проблем и направления совершенствования фармацевтического рынка.[33]
1. Теоретические основы государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств
.1 Контрольно-разрешительная служба Российской Федерации
Адекватная нормативно-правовая база — залог успешной работы системы экспертизы и регистрации лекарственных препаратов. Главным условием для этого является наличие последовательных правовых документов всех уровней — законодательных и подзаконных актов, соответствующей нормативно-методической базы — при отсутствии противоречий в их содержании, а также создание механизмов реализации правового регулирования, т.е. соответствующей организационно-функциональной структуры контрольно-разрешительных органов. [27]
В сфере оборота лекарственных средств действуют следующие 2 раздела законодательства:
фармацевтический (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств") и техническое регулирование (Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 №184-ФЗ). Соответственно, в секторе функционируют 2 механизма контроля качества продукции и ее соответствия установленным требованиям: один — отраслевой, который включает регистрацию, лицензирование, фармакопейную программу, правила GMP.
межотраслевой, подразумевающий сертификацию или декларацию о соответствии.[4]
В процессе формирования системы экспертизы и регистрации лекарственных препаратов выделяют две стадии. Событием, разделяющим первую и вторую стадии, является проведение административной реформы, фактически реорганизация системы здравоохранения, в рамках которой было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.[25]
Главной задачей развития нормативно-правовой базы в экспертизе и регистрации лекарственных средств была разработка базовых нормативных и правовых актов.
Первая охватывает период, предшествовавший принятию в 1998 году в условиях образующегося рынка лекарственных препаратов обеспечить допуск на фармацевтический рынок препаратов соответствующего качества, с доказанной эффективностью и безопасностью. (Федерального закона "О лекарственных средствах", и характеризуется принятием ряда нормативных актов федеральным органом исполнительной власти).
Вторая стадия включает период с 1998 года до вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" (2003 г.) и третья — с 2003 г. до проведения административной реформы.[1]
Структура контрольно-разрешительной системы была окончательно сформирована при введении следующих нормативных документов:
"Правил регистрации ЛС" (1998 г.);
"Положения о порядке проведения экспертизы эффективности и безопасности ЛС" (1999 г.); [36]
"Инструкции "О совершенствовании экспертизы и испытаний медицинских иммунобиологических препаратов с целью их регистрации" (1999 г.); [36]
Изменениями, внесенными в действующее "Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", министерство было уполномочено "осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности ЛС в РФ". В 2002 г. был практически полностью пересмотрен текст Положения, однако, функции организации госконтроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и разработки нормативов и стандартов в сфере здравоохранения и контроля над их соблюдением сохранились.
" Правилами государственной регистрации лекарственных препаратов " работа по проведению государственной регистрации лекарственных препаратов была возложена на Департамент госконтроля качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов и медицинской техники.
С учетом специфики лекарственных препаратов, экспертиза медицинских иммунобиологических препаратов осуществлялась Комитетом медицинских иммунобиологических препаратов ("Инструкция "О совершенствовании экспертизы и испытаний медицинских иммунобиологических препаратов с целью их регистрации"), а всех остальных лекарственных препаратов- Научным центром экспертизы и государственного контроля лекарственного препарата ("Положение о порядке проведения экспертизы эффективности и безопасности лекарственных препаратов"). С начала 2003 года, во исполнение приказа №223, эту функцию осуществлял Научный центр экспертизы средств медицинского применения Минздрава РФ.[28]
С момента выхода Федерального закона "О лекарственных средствах" до начала 2002 г. был утвержден и введен в действие ряд нормативно-методических документов. К их числу относились ОСТы и методические рекомендации, посвященные проблемам проведения клинических испытаний в РФ, организации производства и контроля качества лекарственных препаратов, стандартам качества лекарственных препаратов, информационному стандарту лекарственных препаратов и прочее. Данные нормативно-методические акты представляли собой квинтэссенцию накопленного опыта в данных областях и являлись значимым шагом в направлении международной гармонизации. В эти же годы был утвержден ряд распорядительных актов, регламентирующих процедуры проведения дорегистрационных исследований лекарственных препаратов, экспертизы и регистрации.[2]
Формирование нормативно-методической базы после принятия Закона "О лекарственных средствах" не могло быть ограничено разработкой новых распорядительных и нормативно-методических решений. Требовалось устранение дублирующих документов, а также актов, противоречащих принятым позднее. В начале 2002 года решением Минздрава РФ был принят документ "Об утверждении перечня нормативных правовых актов, признанных не действующими на территории РФ по разделу: "Государственный контроль лекарственных препаратов и медицинской техники".[2]
Федеральный закон "О техническом регулировании", являясь правовым документом федерального уровня, требовал принятия значительного числа подзаконных актов, конкретизирующих положения закона, для полномасштабной реализации реформы технического регулирования. До конца 2003 года были приняты постановления Правительства по реализации ФЗ "О техническом регулировании". Данные акты определили орган, уполномоченный исполнять функции национального органа Российской Федерации по стандартизации — Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии, он же был наделен функциями федерального органа по техническому регулированию. Были установлены порядок, срок и размер платы за опубликование уведомлений о разработке проектов технических регламентов и национальных стандартов и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта. Были также утверждены положение, устанавливающее порядок создания и ведения федерального информационного фонда технических регламентов и национальных стандартов, порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию, конкретизированы условия применения ОСТов до принятия национальных стандартов. Следственно, 2003 год являлся годом принятия ряда подзаконных актов для обеспечения последовательного внедрения реформы технического регулирования.[15]
После принятия Федерального закона "О техническом регулировании" разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих потребности экспертизы и регистрации лекарственных препаратов, не была остановлена. В этот промежуток разрабатывались нормативно-правовые документы по дальнейшим направлениям:
Подзаконные акты во исполнение вступившего в силу Федерального закона "О техническом регулировании"; [3]
Нормативно-правовые акты во исполнение Федерального закона "О техническом регулировании"; [3]
Нормативно-методические документы по экспертизе и регистрации лекарственных препаратов;
Нормативно-правовые документы, поддерживающие исполнение функций контрольно-разрешительной системой; [3]
Правовые акты, готовящие преобразования структуры здравоохранения при проведении Административной реформы.[15]
Нормативно-методические акты по экспертизе и регистрации лекарственных препаратов, разработанные и утвержденные в указанное время, были представлены следующими направлениями:
регистрацией цен лекарственных препаратов;
изменением порядка формирования регистрационных номеров лекарственных препаратов;
разработкой методов контроля качества медицинских иммунобиологических препаратов;
разработкой технических условий первичной упаковки лекарственного препарата, правилами производства и контроля качества лекарственных препаратов.[11]
год стал началом крупных преобразований как структуры Государственного управления во всех промышленных и социально-экономических областях, так и в здравоохранении в рамках проведения административной реформы. Разработка концепции нового государственного менеджмента требовала обозначения четких целей и задач, определения инструментов реформирования, его этапов, сроков и основных мероприятий при реализации, а также показателей эффективности комплексной модернизации. Все перечисленные позиции были сформулированы в документе "Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 гг.", вышедшем еще в середине 2003 года. Этот документ обозначил вид административных реформ, которые должны быть основаны на кардинальном сокращении функций, осуществляемых государственными органами, и на формировании эффективно работающего механизма административных и судебных процедур. 23 июля 2003 года приказом Президента РФ №824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 гг." были определены важные направления административной реформы.[10]
Создание предложений по решению основных задач преобразований было поручено Правительственной комиссии по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 года №451. В соответствии с рекомендациями Комиссии, приказом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была сформирована новая административно-функциональная система федеральных органов исполнительной власти. Работа по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию были возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора — на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом — на федеральные агентства[9]
Весной 2004 года вышел ряд документов, осуществлявших подготовку к преобразованию структуры здравоохранения при проведении административной реформы. К ним относились постановления Правительства РФ "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития РФ" и "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития". Кроме того, приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации в мае 2004 года был образован Фармакологический комитет Минздравсоцразвития вне контрольно-разрешительной системы лекарственных препаратов. Следовательно, уже весной 2004 года была обозначена структура будущей контрольно-разрешительной системы. Затем, в июне 2004 года, постановлением Правительства РФ были приняты Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службе по Надзору в сфере здравоохранения и социального развития.[5]
Тем не менее, фактически Федеральная служба начала свою деятельность еще в апреле 2004 года. Первым документом, подписанным в рамках осуществления ее деятельности, являлось Письмо "О регистрации лекарственных препаратов" от 19 апреля 2004 года, которое устанавливало порядок подачи заявки на государственную регистрацию лекарственных препаратов.[7]
Стадия проведения административных изменений являлась сложным для становления контрольно-разрешительной службы лекарственных препаратов в Российской Федерации, для медицинской промышленности в целом. Следующие друг за другом реформационные и в то же время основополагающие изменения правового и организационно-функционального устройства отрасли — реформа технического регулирования и административная реформа — возлагали на всех участников процесса экспертизы и регистрации лекарственных препаратов ответственность за разработку и внедрение соответствующих нормативно-правовых документов, способствующих адекватному развитию контрольно-разрешительной системы лекарственных препаратов. Следовательно, разработка нормативно-правовой базы данного периода была сосредоточена на следующих направлениях:
Подзаконные акты для реализации концепции административной реформы, в том числе правовые документы, устанавливающие структурно-иерархическое построение здравоохранения;
Нормативно-правовые акты во исполнение Федерального закона "О техническом регулировании";
Нормативно-методические документы по экспертизе и регистрации ЛС в соответствии с концепцией технического регулирования;
Нормативно-правовые документы, поддерживающие исполнение функций контрольно-разрешительной системой.
Согласно преобразованиям технического регулирования за 2005-2006 гг. были утверждены четыре Национальных стандарта. В 2004 году утвердили методические указания "Проведение качественных исследований биоэквивалентности лекарственных препаратов". Другие методические документы этого периода оформлялись как приказы и касались вопросов охраны интеллектуальной собственности, оформления нормативной документации для представления пакета документов для предрегистрационной экспертизы, оформления потребительской упаковки и переоформления регистрационных удостоверений.[8]
В 2005 году Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития была начата работа по реализации постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг". Этот документ порекомендовал перечень административных регламентов, их планировалось разработать в течение следующих двух лет. Деятельности контрольно-разрешительной системы были посвящены два административных регламента из списка представленных: "Государственная регистрация лекарственных препаратов" и "Организация проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов". Работа над проектами административных регламентов проводилась Координационным комитетом по реализации проектов, связанных с проведением административной реформы в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.[16]
Современный этап характеризуется принятием мер, направленных на повышение качества экспертизы и обеспечение прозрачности процессов допуска на фармацевтический рынок лекарственных средств, а также на международную гармонизацию требований как к регистрируемым лекарственным средствам, так и к контрольно-аналитическим структурам и соответствующим подразделениям федерального органа исполнительной власти, проводящим государственную регистрацию лекарственных препаратов, что доказывает целенаправленная работа по разработке административных регламентов.[22]
.2 Центры контроля качества лекарственных препаратов
При государственной регистрации заявленные лекарственные препараты проходят экспертизу для обеспечения гарантия соответствия современным требованиям безопасности, качества и эффективности. Чтобы зарегистрированные лекарственные препараты могли производиться, владелец регистрационного удостоверения должен получить лицензию на промышленный выпуск данного препарата и точно соблюдать лицензионные условия.
В последнее время в регистрационную систему были внесены крупные изменения в отношении ее сближения с международной практикой и уменьшения различий в отношении отечественных и зарубежных.[11]
Государственный контроль начинается уже на стадии новых лабораторных, доклинических, клинических испытаний, еще задолго до регистрации лекарственного препарата.[13]
Обеспечение качества лекарственных препаратов — первостепенная задача государства. Этого требуют федеральные законы РФ «Об обращении лекарственных средств» и «О защите прав потребителей». Для предотвращения оборота фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратов созданы государственные учреждения — испытательные лаборатории (центры) по контролю качества лекарственных препаратов. [2]
Лаборатории для испытаний должны быть аккредитованы в системе контроля качества лекарственных препаратов. Испытательные лаборатории работают непосредственно под руководством департамента здравоохранения субъекта федерации и в тесном взаимодействии с Федеральным и территориальным управлением Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Прокуратурой и правоохранительными органами.[23]
Перед испытательными лабораториями могут стоять разные задачи, однако в своей деятельности они должны руководствоваться общепризнанными в мире рекомендациями GPCL (надлежащая практика для национальных лабораторий качества лекарственных препаратов), касающимися планирования, проведения документального оформления и правильной оценки результатов, полученных в ходе лабораторных исследований.[4]
В структуре стандарта GPCL рассматриваются следующие модули:
организационная часть, содержащая три раздела (политика в области качества испытательной лаборатории, цель, задача, миссия, руководство по качеству с изложением общих положений и принципов);
модуль действующих инструкций, определяющих должностные обязанности персонала, участвующего в системе управления качеством испытательной лаборатории;
модуль стандартных операционных процедур, описывающих все виды услуг.
В настоящее время испытательные лаборатории — это современные, хорошо оснащенные организации, состоящие из высококвалифицированных специалистов, работающих в системе контроля качества лекарственных препаратов.
Лаборатория состоит из следующих отделов:
отдел физико-химических методов (Рис. 1)
Рисунок 1.Лаборатория физико-химических методов
отдел микробиологических методов и активности антибиотиков (Рис. 2)
Рисунок 2.Инструменты для микробиологических исследований
административная группа;
отдел материально-технического обеспечения (Рис. 3)
Рисунок 3.Материально-техническое обеспечение
отдел обеспечения качества;
отдел исследования биофармацевтических параметров.[12]
Главные задачи испытательного центра по контролю качества лекарственных препаратов заключаются в следующем:
Профилактика оборота средств в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях некачественных лекарственных препаратов.
Проведение исследований лекарственных препаратов в испытательной лаборатории Центра.
Мониторинг неблагоприятных побочных реакций на применение лекарственных препаратов и терапевтической неэффективности препаратов.
Обеспечение учреждений здравоохранения и фармацевтических организаций методической и справочной литературой, нормативной документацией и дополнительной информацией по вопросам обращения лекарственных препаратов.
Участие в подготовке специалистов фармацевтического профиля преддипломного и последипломного образования.
Информирование заинтересованных организаций, учреждений и населения, в том числе с использованием средств массовой информацией, о качестве лекарственных препаратов.
Функции испытательной лаборатории (центра) по контролю качества лекарственных препаратов.
Лаборатория осуществляет следующие функции:
контроль качества образцов лекарственных средств, которые регистрируются в России;
контроль качества образцов лекарственных препаратов, предназначенных для клинических испытаний, зарегистрированных в России;
апробацию методов контроля лекарственных препаратов, которые регистрируются / перерегистрируются в России, либо тех, в методики которых вносятся изменения;
исследование антимикробной активности образцов лекарственных препаратов;
исследование эквивалентности лекарственных препаратов in vitro по профилю растворения;
арбитражный анализ лекарственных средств, находящихся в обороте на территории России.
Сейчас многие лаборатории на территории Российской Федерации принимают участие в «Программе переквалификации» ВОЗ согласно требованиям GPCL
Паспорт испытательной лаборатории (согласно ГОСТа р 51000.4-2008 «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий (центров)» включает следующие показатели:
. Информационные данные:
Наименование и фактический адрес испытательной лаборатории, телефон, факс, адрес электронной почты.
Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя испытательной лаборатории.
Наименование, юридический и фактический адрес организации, в составе которой функционирует испытательная лаборатория, телефон, факс, адрес электронной почты.
Ведомственная подчиненность. Фамилия, имя, отчество руководителя организации (полностью). Должность руководителя организации.
. Оснащенность испытательным оборудованием (ИО)
. Оснащенность средствами для испытаний продукции
. Оснащенность средствами измерений (СИ) для аттестации испытательного оборудования (при проведении аттестации силами испытательной лаборатории).
. Оснащенность стандартными образцами (СО).
. Состояние производственных помещений.
. Перечень нормативных документов (НД), устанавливающих требования к испытуемой продукции и методы ее испытаний.
Лабораторное оборудование, приборы центра, а также требования к ним.
Системы пробоподготовки, термостатирующее оборудование, весовая техника (Рис. 4), электрохимические анализаторы (Рис 5.), спектрофотометрическое оборудование (Рис. 6), хроматографическое оборудование (Рис. 7), другие контрольно-измерительные приборы: Примерный список: кондуктометр, прибор для определения температуры плавления; рН-метр; аналитические электронные весы; рефрактометр; поляриметр; УФ-спектрофотометр; ИК-спектрометр; аналитический и полупрепаративный жидкостный хроматограф; другое вспомогательное оборудование .
Рисунок 4. Лабораторные весы
Рисунок 5. Прибор для электрохимического анализа
Рисунок 6. Спектрофотометр
Рисунок 7. Хроматограф
. Специализированное оборудование и приборы
прибор для определения истираемости таблеток и капсул;
прибор для определения растворения таблеток и капсул (Рис. 8);
прибор для определения линейных размеров и стойкости таблеток к раздавливанию;
прибор для определения насыпного объема;
. Лабораторная мебель
. Мерная посуда и средства измерений из стекла
Мерной лабораторная посуда (колбы, пипетки, бюретки, мерные, мензурки, пробирки, цилиндры и т.д.) и средствах измерения из стекла (ареометры, термометры, вискозиметры и др).
. Лабораторная посуда и инструментарий (Рис. 9)
Рисунок 9. Стеклянная лабораторная посуда
.3 Фальсификация лекарственных препаратов
Фальсификация лекарственных препаратов — это одна из основных проблем сегодняшнего фармацевтического рынка. Существенных изменений в этом вопросе, тем не менее, не наблюдается.
Работа контрольно-разрешительной системы по устранению появления фальсифицированных лекарственных препаратов затруднена из-за недостатка необходимой нормативно-правовой базы.[7]
Лабораторные исследования на определение фальсифицированных препаратов.
Сейчас никто не может гарантировать, что приобретенные в аптеке лекарства не подделка. Если фальшивые лекарства уже сделано, то сегодня или завтра в любом случае они будут реализованы. И это будет продолжаться до тех пор, пока кто-то не остановит производство такого фальсификата.
Говорить о борьбе с подобной деятельностью в условиях современности просто бессмысленно, а значит, следует самому позаботиться о себе и близких людях. Лучшим способом убедиться, что лекарства безопасны — провести лабораторные исследования на определение химического состава.[13]
Что означает термин «фальсифицированные лекарства»?
Когда говорят о некачественных лекарствах, часто употребляют термины «контрафакт», «фальсификат», «поддельные лекарства», «фальшивые лекарства».
В 1992 г. в рамках совещания ВОЗ делегаты большой группы государств-членов при участии представителей Интерпола, Всемирной таможенной организации (тогда Совет таможенного сотрудничества), Международного комитета по контролю за наркотиками, Международной федерации ассоциаций производителей фармацевтических препаратов, Международной организации потребительских союзов и Международной фармацевтической федерации одобрили такое рабочее определение: «Фальсифицированные лекарства — это такие лекарства, которые преднамеренно и обманным путем неправильно маркированные на счет подлинности и/или источника. Фальсификация может применяться как к фирменным, так и к лекарствам-генерикам; фальсифицированные изделия могут включать изделия с правильными ингредиентами, неправильными ингредиентами, без активного ингредиента, с недостаточным количеством активного ингредиента или с поддельной упаковкой».[8]
Забракованные и фальсифицированные лекарства — есть ли между ними разница?
Самая распространенная ошибка, которую допускают далекие от фармации потребители, — они совершенно не различают забракованые и фальсифицированные лекарства. Забракованные лекарства производятся вполне легально, просто во время проверки в них обнаруживают определенные несоответствия установленным требованиям — по содержанию действующих веществ, включению примесей или маркировки. То есть речь идет не об умышленной фальсификации, а об ошибке на производстве, которое имеет легальную лицензию.[17]
Фальсифицированные лекарства имеют криминальное происхождение, поскольку при их производстве используются товарные наименования известных фармацевтических компаний, которые не несут никакой ответственности за этот продукт. Когда речь идет о качестве подделок, то говорить о «кустарном производстве» не совсем уместно, ведь лекарства в нашей стране уже научились довольно неплохо подрабатывать.
Речь идет скорее о хорошо организованных предприятиях, которые порой даже оборудованы не хуже легальных фирм-производителей. К тому же пособники иногда используют легальные производственные линии.
Химические анализы на определение химического состава покажут, безопасный ли препарат
Выявить самостоятельно по внешним признакам поддельные лекарства практически невозможно. Для проведения химического анализа и определения химического состава необходимо специальное оборудование, которое есть только в контрольно-аналитических лабораториях и специализированных исследовательских центрах.
Однако дорогие аналитические приборы иностранного производства, которые используют для проведения лабораторных исследований и химических анализов не всегда гарантируют, что фальшивка будет обнаружена. Для успешного проведения подобных лабораторных исследований (химических анализов на определение химического состава) необходимо иметь высококвалифицированный персонал, который сможет решать нестандартные задачи.
К большому сожалению, далеко не все украинские аналитические центры имеют в своем арсенале хороших специалистов, способных провести сложные лабораторные исследования. Однако все же есть фирмы, которые берутся за решение сложных аналитических задач, проведение нестандартных химических анализов и определение химического состава. Среди таковых следует выделить Научно-сервисную компанию «Отава», аналитическая лаборатория которой провела большое количество качественных химических анализов и лабораторных исследований.[30]
В последнее время довольно часто фальсифицированные лекарственные средства невозможно отличить ни по составу, ни по количественному содержанию действующих веществ. Даже специалисты контрольно-аналитических лабораторий далеко не всегда способны выявить фальшивку. Однако такой химический анализ на определение химического состава все же свидетельствует о полном химическом соответствии возможной фальшивки оригиналу, отсутствии в ней токсичных веществ, и наличие всех действующих веществ в задекларированном количестве.
Визуально потребитель может отличить только те подделки, которые выполнены в «кустарных» условиях — от оригинальных препаратов их прежде отличает плохое качество полиграфии и несоответствие фирменной упаковки. При покупке лекарства в аптеках, следует обращать особое внимание на качество упаковки и маркировки, хотя надо признать, что даже наличие дополнительных голографических этикеток уже давно не является гарантией подлинности и безопасности. Единственной возможностью убедиться, что состав соответствует задекларированному — это проведение химических анализов.[31]
Можно ли как-то уберечь себя от приобретения фальшивок? Не стоит покупать лекарства в сомнительных аптечных киосках на станциях метро, в переходах, «аптеках на колесах». Разумеется, лучше воспользоваться услугами крупных аптек, которые, безусловно, заботятся о своей репутации гораздо больше, чем аптеки-однодневки.
А если уже возникают серьезные сомнения относительно качества приобретенных медикаментов, нужно обращаться в специализированные научные аналитические центры, где проведут лабораторные исследования и определения химического состава лекарств. Химические анализы помогут подтвердить оригинальность состава приобретенных лекарств. Потраченные Вами средства на лабораторные исследования уберегут Вас от употребления некачественного продукта[32]
Безопасность лекарственного препарата — это характеристика лекарственного средства, которая основана на сравнительном анализе его эффективности и оценке риска причинения вреда здоровью.
Основные этапы оценки безопасности новых лекарственных препаратов — доклинические исследования, экспертиза этих результатов, разрешение и клинические исследования, экспертиза результатов, разрешение регистрации препарата, широкое использование лекарственных препаратов и оценка переносимости при широком медицинском применении.
В настоящий момент огромное внимание уделяется внедрению международных систем и международных стандартов оценки качества во многих областях, в том числе и в области фармации. Качество лекарственных препаратов определяется как соответствие всем условиям регистрации по прописи, условию изготовления и свойствам. Однако, соответствие всем показателям фармакопейной статьи не всегда соответствует биологической идентичности лекарственных препаратов.[5]
Качество, эффективность и безопасность лекарственных препаратов обеспечивается благодаря соблюдению правил международных стандартов. Это правила GSP,GLP, GMP. Задача этих правил — обеспечение надежности и доказательности научных исследований, исполнение этических норм[.9]
Одно из направлений деятельности по стандартизации и по внедрению международных стандартов — разработка нормативных документов.
Стандартизация должна складываться на следующих принципах:
согласования документов;
единообразия;
значимости и актуальности внедряемого документа;
его комплексности и возможности всесторонней проверки.
Уже созданы и существуют отраслевые стандарты по клиническим исследованиям. В виде методических рекомендаций действует стандарт по GLP, который дорабатывается для внедрения в виде отраслевого документа.
Подытоживая отметим, что выполненные гарантии безопасности лекарственных препаратов увеличение качества доклинических исследований, стандартизация и разработка нормативных документов, внедрение системы GLP, обеспечение качества токсикологической экспертизы. Это все дает позволить перейти от контроля к обеспечению качества и эффективности лекарственных препаратов.[15]
2. Внутриаптечный контроль качества лекарственных препаратов
Выполнение работы по контролю за качеством лекарств в аптеках возлагается на провизоров-технологов и провизоров-аналитиков. В аптеках, которые не имеют таких специалистов, и в аптечных пунктах I категории, контроль осуществляют заведующие этими учреждениями.
Для проведения химического контроля в аптеках I-II категорий организуются аналитические кабинеты, а в аптеках других категорий — аналитические столы с необходимым набором реактивов и приборов.
Заведующий аптекой, его заместитель, провизор-аналитик, провизор-технолог обязаны владеть всеми видами внутриаптечного контроля. Провизор-технолог, осуществляющий внутриаптечный контроль, располагается за ассистентским столом так, чтобы видеть работу фармацевтов и проводить все виды контроля.[10]
На его рабочем месте должно быть необходимое оборудование и реактивы для проведения химического контроля (список необходимых принадлежностей для этого рабочего места и для оборудования рабочего места провизора-аналитика дается в приложении к приказу Министерства здравоохранения).
Провизор-технолог, выполняющий работу по внутриаптечному контролю лекарств, имеет следующие обязанности:
а) осуществляет контроль качества лекарств, приготовленных по индивидуальной рецептуре, ведет записи результатов качественного и количественного анализов проверенных лекарств;
б) распределяет работу между фармацевтами, дает необходимые разъяснения по вопросам технологии приготовления, оформления, отпуска и хранения лекарств, сроках годности и т. д.;
в) отвешивает наркотические препараты фармацевту;
г) руководит работой подведомственного ему среднего фармацевтического персонала;
д) следит за правильностью оформления штангласов с запасами медикаментов в ассистентской комнате;
е) контролирует соблюдение санитарного режима в производственных помещениях (ассистентская, моечная, стерилизационная и т. д.);
ж) производит отпуск лекарственных препаратов, соблюдая действующие положения и инструкции, особое внимание обращает на отпуск лекарств, содержащих препараты списка наркотических и сильнодействующих. Проверят правильность оформления лекарства, соответствие номера квитанции и номера лекарства, фамилии и возраста больного, ставит свою подпись на рецепте, объясняет больному способ приема и хранения лекарств в домашних условиях.аптеке предусмотрены следующие виды контроля: письменный, органолептический, опросный, физический и химический. Контроль должен проводиться после изготовления фармацевтом не более 5 лекарств.
.1 Письменный контроль
Этому виду контроля должны подвергаться все, без исключения, лекарственные формы, изготовленные в аптеке. Изготовивший лекарство фармацевт на отдельном талоне пишет количество взятых для приготовления лекарства ингредиентов и передает этот талон вместе с рецептом и лекарством на проверку провизору-технологу.
Запись должна проводиться фармацевтом по памяти, сразу после изготовления лекарства. Если лекарство готовится из полуфабрикатов или концентратов, то на талоне указывают взятые количества и их концентрации. Для порошков, свечей, шариков и пилюль указывают массу каждого ингредиента, массу отдельных доз и их количество.[23]
На рецепте дополнительно проставляют массу пилюльной и суппозиторной массы. Заполненные контрольные талоны после проверки лекарства хранятся в аптеке в течение 12 дней. В случаях, когда лекарство изготавливает и отпускает одно и то же лицо, на талоне запись также обязательна.
.2 Органолептический контроль
Он заключается в проверке внешнего вида лекарства, цвета, запаха, однородности смешения, отсутствия механических загрязнений. На вкус проверяют лекарства для внутреннего употребления выборочно для взрослых и все лекарства, предназначенные для детей.[11]
.3 Опросный контроль
Проводится немедленно после изготовления лекарств для инъекций и лекарств, содержащих препараты списка А. В остальных случаях используется как дополнительный вид контроля, если есть сомнения в качестве изготовленного лекарства.
Для проведения опросного контроля провизор-технолог берет изготовленное лекарство и называет первый входящий в него ингредиент, а в сложных лекарствах называет также количество первого ингредиента, после чего фармацевт должен назвать все взятые им ингредиенты и их количества.
Если для приготовления лекарств применялись полуфабрикаты и концентраты, фармацевт называет взятые им количества и процентное содержание концентратов. При проверке количества жидких ингредиентов и полуфабрикатов, взятых в каплях вместо прописанных в рецепте весовых или объемных количеств, проверяют правильность пересчета.[16]
.4 Физический контроль
Проверяют общую массу или объем приготовленного лекарства, количество и массу отдельных доз (обычно не менее 3 доз в лекарственной форме). Контроль проводится в течение дня выборочно, по усмотрению провизора-технолога.
К этому виду контроля относится также проверка оформления лекарства. Обращают внимание на соответствие этикеток и сигнатур прописям рецептов, наличие предупредительных этикеток («Обращаться с осторожностью», «Сохранять в темном месте», «Перед употреблением взбалтывать» и др.). Необходимо проверить соответствие упаковки лекарства физико-химическим свойствам входящих ингредиентов (склянки оранжевого стекла, вощаные или пергаментные капсулы и т. д.), наличие записи на рецепте пилюльной или суппозиторной массы.[4]
.5 Химический контроль
Этот вид контроля заключается в определении подлинности (качественный анализ) и количественного содержания препаратов, входящих в состав лекарства.
Химический контроль в аптеке может быть как качественным, так и полным — т.е. качественным и количественным.[22]
вода очищенная и вода для инъекций ежедневно (из каждого баллона, а при подаче воды по трубопроводу — на каждом рабочем месте). Вода очищенная проверяется на отсутствие хлоридов, сульфатов и солей кальция. Вода, предназначенная для изготовления стерильных растворов, кроме указанных выше испытаний, должна быть проверена на отсутствие восстанавливающих веществ и углерода диоксида, а также на предельное содержание аммиака или солей аммония в соответствии с требованиями Государственной Фармакопеи и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов;
ежеквартально вода очищенная и вода для инъекций должна направляться в аккредитованную в установленном порядке испытательную лабораторию (центр) для полного анализа в соответствии с требованиями Государственной Фармакопеи и иных, утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов;
все лекарственные средства, концентрированные растворы и полуфабрикаты, поступающие из помещений хранения в помещения изготовления лекарственных препаратов, а в случае сомнения — все лекарственные средства, поступающие в аптечную организацию или к индивидуальному предпринимателю, имеющему лицензию на фармацевтическую деятельность;
концентрированные растворы, полуфабрикаты и жидкие лекарственные средства в бюреточной установке и в штангласах с пипетками, находящиеся в помещении изготовления лекарственных препаратов, при их заполнении;
расфасованные лекарственные средства промышленного производства.
Выборочному качественному анализу подвергаются лекарственные формы, изготовленные по индивидуальным рецептам врача и требованиям медицинских организаций, у каждого фармацевта (провизора) в течение рабочего дня, но не менее 10 % от общего количества изготовленных лекарственных форм. Проверке должны подвергаться различные виды лекарственных форм.
Особое внимание обращается на лекарственные формы для детей; применяемые в глазной практике; содержащие наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества.
Результаты качественного анализа регистрируются в специальных журналах.
Обязательному качественному и количественному анализу (полный химический контроль) подвергаются:
все растворы для инъекций и инфузий до стерилизации, включая определение величины рН, изотонирующих и стабилизирующих веществ. Растворы для инъекций и инфузий после стерилизации проверяются по показателю рН, подлинности и количественному содержанию действующих веществ. Стабилизаторы в этих растворах после стерилизации проверяются в случаях, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами;
стерильные растворы для наружного применения (офтальмологические растворы для орошений, растворы для лечения ожоговых поверхностей и открытых ран, для интравагинального введения и др.);
глазные капли и мази, содержащие наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества. При анализе глазных капель содержание в них изотонирующих и стабилизирующих веществ определяется до стерилизации;
все лекарственные формы для новорожденных детей;
растворы атропина сульфата и кислоты хлористоводородной (для внутреннего применения), растворы серебра нитрата;
все концентрированные растворы, полуфабрикаты, тритурации;
стабилизаторы, применяемые при изготовлении растворов для инъекций и инфузий, буферные растворы, применяемые при изготовлении глазных капель;
концентрация спирта этилового при разведении, а в случае необходимости — при его поступлении в аптечную организацию или к индивидуальному предпринимателю, имеющему лицензию на фармацевтическую деятельность.[23]
Выборочному качественному и количественному анализу (полный химический контроль) подвергаются лекарственные формы, изготовленные по индивидуальным рецептам или требованиям медицинских организаций, в количестве не менее трех при работе в одну смену с учетом всех видов лекарственных форм.
Лекарственные формы для детей; лекарственные формы, применяемые в глазной практике; содержащие наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества, растворы для лечебных клизм при отсутствии методик количественного анализа должны быть подвергнуты качественному анализу.
Результаты полного химического контроля регистрируются в специальном журнале. В журнале обязательно регистрируются все случаи неудовлетворительного изготовления лекарственных препаратов.
Некачественные лекарственные препараты на основании решения уполномоченного лица перемещаются в изолированную зону, утилизируются или уничтожаются в установленном порядке.[24]
Качественному химическому контролю (определение подлинности) подвергаются в аптеках:
) все инъекционные лекарственные препараты до их стерилизации и глазные капли;
) выборочно у каждого фармацевта в течение смены лекарства, изготовленные по индивидуальным прописям. Особое внимание обращают на лекарства, применяемые в детской практике, содержащие препараты списка А, а также на лекарства, вызывающие сомнения;
) все концентраты, полуфабрикаты и внутриаптечные заготовки (каждая серия);
) медикаменты, поступающие из материальной в ассистентскую комнату. Каждый раз после заполнения штангласов в материальной содержимое их до передачи на ассистентское рабочее место проверяет на подлинность провизор-аналитик или провизор-технолог;
) в случае необходимости медикаменты, поступившие в аптеку со склада;
) дистиллированная вода (из каждого баллона) на отсутствие хлоридов, сульфатов, солей кальция. Вода, предназначенная для приготовления лекарств для инъекций, кроме того, проверяется на отсутствие восстанавливающих веществ, аммиака, углекислоты в соответствии с требованием фармакопеи.[3]
.6 Условия приема сырья в аптеку
Приемка сырья и методы отбора проб проводятся согласно ГОСТ 24027.0-80 (взамен ГОСТ 6076-74). Срок действия ГОСТ с 1.Г. 1981 г. до 1.1.1986 г.
Лекарственное сырье принимают мелкими и крупными партиями. В аптеки сырье поступает мелкими партиями по несколько килограммов в одной упаковке или расфасованным в виде брикетов; на склады привозят крупные партии.
Партией считается сырье одного наименования массой не менее 50 кг, однородное по всем показателям и оформленное одним документом о качестве. В сопровождающем документе отмечают: номер и дату отправки, наименование сырья и адрес отправителя, номер и массу партии, год, месяц и район заготовки, а также приводят НТД и результаты испытания качества сырья, удостоверенные подписью лица, ответственного за качество сырья, с указанием должности.[29]
Грузовые места, состоящие из кип, мешков, ящиков и других, упаковок, называют единицами продукции. Каждая единица продукции проверяется. При внешнем осмотре обращают Внимание на правильность маркировки и сохранность тары (отсутствие подмочки, подтеков, поломок, пробоев и других повреждений), влияющих на качество и сохранность сырья.
Проверить качество сырья всей поступившей партии по нормативно-технической документации сложно и практически невозможно, поэтому из партии делают выборку. Ее составляют из неповрежденных единиц продукции, отобранных из разных мест партии. Объем выборки зависит от величины партии. [21]
Качество сырья в поврежденных единицах упаковки проверяется отдельно. Если в отобранных единицах продукции обнаружено неоднородное сырьё, вся партия подлежит рассортировке и предъявляется к сдаче вторично.
Сырье бракуют без анализа при следующих условиях:
. Устойчивый затхлый запах, не исчезающий при длительном проветривании. .
. Посторонний запах, не свойственный данному виду сырья, или отсутствие запаха, характерного для данного сырья.
. Наличие плесени, гнили.
. Наличие ядовитых растений.
. Загрязненность сырья (солома, камни, помет грызунов и птиц и пр.) и засоренность посторонними растениями .в количестве, превышающем допустимые нормы.
При установлении несоответствия качества сырья требованиям нормативно-технической документации его проверяют повторно. Для этого вновь делают выборку, и результаты повторной проверки становятся окончательными.
Заключение
Контрольно-законодательная служба Российской Федерации за последние годы прошла огромный путь, были взлеты и падения, всеми признаваемые достижения и ряд запоминающихся неудач и ошибок, которые были вовремя замечены и исправлены.
Желание законодателей упорядочить, урегулировать и лучшим образом "обустроить" сферу фармацевтического обращения следует признать полезным и обоснованным. Законодателям предстоит серьезная работа по развитию фармацевтического права в России. Сделать это, конечно же, не просто, слишком сложный, "живой" организм представляет собой фармацевтический рынок. Как любой другой организм, он борется за свое существование, находя для этого подчас сложные и неожиданные решения. Их необходимо хоть в какой-то мере предвидеть, чтобы законы выполняли свои цели. Реакция участников сферы фармацевтического обращения на внесенные поправки и дополнения к Закону "О лекарственных средствах" является симптомом развития ситуации в перспективе.[21]
Очень хотелось бы научиться извлекать уроки из собственного опыта, учиться на чужих ошибках и не повторять их. Недавние события, связанные с инициативами в области фармацевтического законодательства, позволяют нам извлечь несколько полезных уроков:
развитие законодательных норм должно быть органичным, нормы должны соответствовать объекту регулирования и касаться той сферы отношений, для которой написан или пишется закон. Социальное лекарственное обеспечение входит в сферу социальной помощи и должно регулироваться в комплексе с другими подобными объектами, иначе оно может "выпасть" из системы и оказаться неэффективным;
законодательные нормы имеют не только правовую составляющую, но и экономическую, в которой непременно присутствуют маркетинговые аспекты. Следовательно, проработка вопросов должна быть доскональной, с учетом всех возможных векторов развития. "Наивное" регулирование не дает искомых плодов там, где функционируют сложные взаимоотношения, как показывает немецкий опыт:
консолидированное мнение и активная позиция участников фармрынка способна повлиять на ситуацию;
дополнения и изменения в главный закон жизни фармацевтической сферы должны диктоваться необходимостью.
Список использованных источников
1.Безопасность лекарств: от контроля — к обеспечению качества. Российские аптеки №6, 2013г.
.. ОСТ 42-510-98 Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP);
.ОСТ 42-511-99 Правила организации качественных клинических исследований (GCP);
.ОСТ № 91500.05.0001-2000 Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения;
.ОСТ № 91500.05.0002-2001 Государственный информационный стандарт лекарственных средств. Основные положения;
.ОСТ № 91500.05.0005-2002 Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения (введен с 01.09.2002).
.. Приказ Минпромэнерго РФ от 22 марта 2006 года № 54 "Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технического регламента".
.Приказ Минпромэнерго России от 26 декабря 2006 г. № 425 "Методические рекомендации по принятию и регистрации декларации о соответствии лекарственных средств".
.Правила государственной регистрации лекарственных средств. Утверждены Министерством здравоохранения РФ 01.12.98 № 01/29-14.
.Положение о порядке экспертизы эффективности и безопасности лекарственных средств. Утверждено Министром здравоохранения РФ 17.09.1999 г.
.Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 г. N 766 "Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации"
.Письмо ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 29 декабря 2006 г. N 01-500045/06 "О декларировании соответствия лекарственных средств".
.Постановление правительства Российской Федерации от 29.12.2007 №321 " Об утверждении технического регламента "О безопасности лекарственных средств для медицинского применения".
.Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 N255 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N72".
.Приказ Минздрава РФ от 16.07.1997 N 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)"
.Приказ от 15 апреля 1999 г. N 129 «О совершенствовании системы экспертизы и испытаний медицинских иммунобиологических»
.Регистрация лекарственных средств в России. Фармацевтический вестник № 18, 16 мая 2013.
.Развитие системы нормативно-правового регулирования экспертизы и регистрации ЛС. Ремедиум №3, 2009г.
.Стратегия развития фармацевтической промышленности в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] (дата обращения 12. 01. 2015)
.Федеральная целевая программа "Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года". Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 650.
.Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств")
.Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 №184-ФЗ
.Хабриев Р. Три причины "лекарственного брака". Медицинский курьер № 6 (ноябрь-декабрь) 2007.
.Этическая экспертиза биомедицинских исследований / Под ред. Ю. Б. Белоусова. М., 2012. С. 5.
.#»justify»>.#»justify»>.www.drugreg.ru
.www.sno-rgmu.narod.ru
..#»justify»>.https://www.lawmix.ru/medlaw/13935
.http://studopedia.ru/4_96464_osobennosti-vipisivaniya-lgotnih-retseptov-poryadok-ih-oformleniya-srok-hraneniya-v-apteke.html