Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Малые предприятия в России и их участие во внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………………………………5
1.1. Предприятия малого и среднего бизнеса в мире, роль в развитии экономики…………………………………………………………………………………………………..5
1.2. Основные проблемы малого бизнеса в России……………………………………….8
1.3. Меры государственной поддержки внешнеэкономический деятельности предприятий малого бизнеса……………………………………………………………………..12
2. Теоретические аспекты экономической безопасности предприятий………..17
2.1. Безопасность: основные понятия, цели и задачи………………………………….17
2.2. Факторы и источники угроз экономической безопасности
предприятия……………………………………………………………………………………………..20
2.3. Обеспечение экономической безопасности
предприятий малого бизнеса …………………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………………………..29
Выдержка из текста работы
Одним из важнейших условий становления демократического государства является развитие и эффективное применение знаний в области экономической и информационной безопасности бизнеса топ-менеджерами организаций.
Способность противостоять внешним и внутренним угрозам, сохранять стабильность функционирования и развития бизнеса предопределяется формированием такой системы безопасности, которая может стать гарантом защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Основная цель системы экономической безопасности состоит в обеспечении устойчивого функционирования организации и предотвращение угроз её безопасности, защиты законных интересов предпринимателей от неправедных посягательств, охраны жизни и здоровья персонала, недопущения хищения финансовых и материально-технических средств, уничтожения имущества и ценностей, разглашения, утраты, искажения и уничтожения коммерческой информации, нарушения работы технических средств, обеспечения производственной деятельности.
Концепция экономической безопасности бизнеса предполагает прямую связь с формированием целостного представления о системе безопасности бизнеса, а взаимоувязывание различных элементов этой системы определяет пути реализации мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень надёжной защищённости предпринимательства.
Эффективная система экономической безопасности повышает имидж предпринимательской структуры, обеспечивает прирост прибыли за счёт обеспечения высокого качества предоставляемых услуг по защите бизнеса и гарантий его безопасности.
1. Содержание правовой основы безопасности бизнеса
Правовая основа безопасности бизнеса является фундаментальной частью правового регулирования экономической и информационной безопасности предпринимательства, осуществляемого государственными органами власти и управления, общественными и коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями и т.д.
Российское законодательство понимает под источником права государственную волю, выраженную в правовом акте компетентного государственного органа, то есть источник права — это форма выражения права.
Правовыми актами безопасности российского предпринимательства являются:
·Конституция Российской Федерации как основной источник всей системы права.
·Федеральные конституционные законы Российской Федерации, определяющие основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций, на основе которых выстраивается и детализируется вся система нормативно-правовых актов.
·Федеральные законы, принимаемые и действующие в строгом соответствии с федеральным конституционным законом, регламентирующие определённые и ограниченные сферы общественной жизни.
·Указы и распоряжения Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, а при необходимости — оперативного установления правовых норм.
·Постановления и распоряжения Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов.
·Акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
·Акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
·Правовые акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание по обеспечению безопасности бизнеса.
·Технические регламенты на продукцию, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ и оказание услуг
·Приказы и распоряжения руководства хозяйствующего субъекта.
В правовой системе действует принцип непротиворечивости. Он предполагает, что правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам вышестоящего уровня.
Отметим, что во внешнеэкономической коммерческой деятельности источниками права являются также правовые акты тех государств, на территории которых российские предприниматели осуществляют коммерческую деятельность, и международные правовые акты. Например, возможность применения торгового обычая зафиксирована в различных арбитражных регламентах, в том числе в Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ, в Арбитражном регламенте Европейской экономической комиссии ООН и Арбитражном регламенте Комиссии ООН по праву международной торговли.
Правовую основу безопасности бизнеса составляют группы нормативно-правовых блоков.
К первой группе следует отнести блок, который формирует основополагающие (фундаментальные) правовые источники регулирования функционирования в области обеспечения безопасности личности, общества, государства.
К указанным источникам относится Конституция Российской Федерации, применяемая на всей территории России и имеющей непосредственное отношение к защите предпринимательской деятельности. Так, глава 2 включает в себя основные положения, составляющие основы правового статуса личности в Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина. В соответствии с ч. 1, ст. 46 каждому гражданину гарантируется судебная, экономическая и информационная безопасность его прав и свобод. Указанные права и свободы могут быть ограничены только в той мере (ч. 3, ст. 55), в какой это необходимо в целях экономической и информационной безопасности основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с Законом "О безопасности" с целью создания и поддержания необходимого уровня защищённости объектов безопасности в России разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления, формируются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Уголовный кодекс Российской Федерации даёт определение законодательных моделей общественно-опасных противоправных деяний — их конкретные составы, имеющие значение для экономической и информационной безопасности бизнеса. Своевременное определение признаков состава преступления позволяет предпринимателю, с одной стороны, самому проводить комплекс превентивных мер по минимизации деликтов, а с другой, — обоснованно обращаться с заявлениями в правоохранительные и иные государственные органы управления.
Вторая группа источников формируется из законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, связанную с экономической и информационной защитой бизнеса.
К данному правовому источнику можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием. Данные виды правоотношений формируются на основе гражданского права.
Гражданское право — такая отрасль права, нормы которой регулируют товарно-денежные отношения и связанные с ним личные неимущественные отношения. Гражданское законодательство основывается на признании равенства прав участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Оно определяет правовое положение участников хозяйственного оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства.
Гражданское право использует, помимо законодательных актов, обычаи делового оборота, аналогии законов и аналогии права, что расширяет возможности формирования альтернативных хозяйственных правоотношений. При этом предметом хозяйственного права являются в основном макроэкономические отношения (инвестиции, ценообразование, монополистическая, эмиссионная деятельность и т.п.).
Большая часть хозяйственных отношений урегулирована специальным законодательством, базирующемся на публично-правовых, а не частно-правовых началах (регистрация, лицензирование, сертификация, предписания, запреты, рекомендации).
Закон РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" определил альтернативную процедуру урегулирования хозяйственных споров с участием в качестве посредника независимого лица, который носит название — "медиатор". Посредством медиации указанный закон допускает возможность разрешения споров, возникающие из гражданских правоотношений, из предпринимательской и иной экономической деятельности. Процедура медиации позволила значительно расширить спектр правовых способов разрешения споров, возникающих между хозяйствующими субъектами.
В России существует проблема защиты интеллектуальной собственности. В начале мая 2011 г. торговый представитель США Рон Кирк выступил с заявлением о том, что Россия и Китай попали в число 12 стран, в которых в недостаточной степени соблюдаются права на интеллектуальную собственность. Британская корпорация ВВС утверждает, что РФ попадает в этот список уже 14 год подряд, КНР — седьмой. Подобное упоминание не влечёт для стран никаких санкций, но напоминает правительствам этих стран, что проблема интеллектуального пиратства существует и требует активнее бороться с ней.
мая 2011 г. Д.А. Медведев подписал Указ о создании новой Федеральной Службы по интеллектуальной собственности в системе государственной власти РФ. Указ направлен на создание единого целостного и одновременно эффективного механизма для распоряжения правами России на результаты интеллектуальной деятельности и их обязательной защиты путём чёткого распределения функций всех федеральных органов исполнительной власти. При этом на неё будут возложены функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе, гражданского, военного, специального и двойного назначения, которые созданы за счёт средств федерального бюджета.
Данный Указ предусматривает признание утратившим силу Указ Президента РФ от 14 мая 1998 года № 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", по которому функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения были возложены на Министерство юстиции РФ.
Ранее, в апреле 2011 г., Д.А. Медведев поручил рассмотреть вопрос о создании в России специального суда по интеллектуальным правам. Президент отметил, что суд по интеллектуальным правам должен быть создан в рамках системы арбитражных судов в наукограде "Сколково". Проект закона о создании в РФ суда по интеллектуальным правам был внесён Высшим арбитражным судом (ВАС) в Госдуму ещё в октябре 2010 года. Создание специализированного суда обусловлено значительным ростом в РФ количества споров, связанных непосредственно с интеллектуальной собственностью.
Третья группа источников включает в себя законодательные и иные нормативно-правовые документы, регулирующие непосредственную защиту бизнеса.
К данной группе можно отнести Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности". В законе частная и охранная деятельность рассматривается как оказание на возмездной и безвозмездной договорной основе таких услуг, которые обеспечивают экономическую и информационную безопасность законных прав и интересов своих клиентов.
Основная часть оказания услуг относится к процессу возмещения ущерба, нанесённого вследствие криминальной конкуренции, и локализации его последствий. Только несколько видов услуг (обзор и анализ рынка, сбор информации для переговоров с клиентами, выяснение характеризующих личность данных) ориентированы на предупреждение возможного ущерба.
Закон РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" позволяет проводить силами службы экономической безопасности комплекс мероприятий, не ограничивающий конституционные права граждан. К их числу можно отнести:
сбор и анализ информации гражданского и уголовно-правового характера по вопросам защиты от противоправных посягательств;
консультирование населения по вопросам, связанным с утратой имущества и пропавших без вести физических лиц;
физическую охрану граждан, имущества и помещений физических и юридических лиц;
обеспечение безопасности перевозки денежных средств и ценных грузов (ценных бумаг, драгоценных металлов и пр.);
обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий и деловых встреч.
Арбитражное процессуальное право определяет порядок разрешения арбитражным судом хозяйственных споров, права и обязанности органов правосудия, истцов, ответчиков и иных участников арбитражного процесса. В соответствии с РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, с участием юридических лиц и предпринимателей-физических лиц, а в случаях, предусмотренных законом, с участием иных организаций и органов государственной власти. В 2009 году в законодательстве было закреплено понятие "корпоративный спор" (а надо бы ещё определиться с понятием "экономический спор") и все корпоративные споры, независимо от состава участников спорных правоотношений, отнесены к ведению арбитражных судов. В 2010 году дальнейшее развитие получили положения о подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в различных областях экономики.
Суды общей юрисдикции рассматривают дела по защите прав и интересов бизнеса в случае, если дело возникло не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности или если хотя бы одной из сторон спора является физическое лицо, не имеющее статус предпринимателя.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями-юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством РФ, и их объединениями (ассоциациями, союзами), и действуют при этих организациях-юридических лицах. Третейский суд не рассматривает споры, вытекающие из публично-правовых отношений, и они не входят в судебную систему РФ.
Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) является разновидностью третейского суда. Рассмотрение спора в МКАС возможно лишь при наличии письменного соглашения об этом между сторонами или в силу международного договора. К процедуре производства дел в МКАС применяется российское право.
К функциям непосредственной защиты предпринимательства целесообразно отнести большой массив ведомственных нормативных актов, касающихся экономической и информационной безопасности интеллектуальной собственности и коммерческой тайны.
В частности, к ним можно отнести дополнение к трудовому договору, призванного нести персональную ответственность сотрудника за деликтную деятельность принимаемого на работу кандидата по рекомендации (поручительству). Составление письменного обязательства сотрудника о неразглашении коммерческой тайны в период трудовых отношений с предприятием (его правопреемником) и в течение определённого срока и т.д.
2. Противоречия и проблемы существующей правовой базы безопасности бизнеса
Существующие в настоящее время государственно-правовые механизмы, традиционные методы обеспечения безопасности бизнеса оказываются мало эффективными и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов предпринимательства.
В числе причин и условий неудовлетворительного состояния безопасности предпринимательства можно отметить несовершенство нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, отсутствие необходимой корректировки законодательства, организационная слабость механизмов согласования интересов государства и предпринимателей, несовершенство института страхования предпринимательских рисков, явная недостаточность квалифицированного юридического консультирования. Эффективному построению системы защиты компании, как правило, мешает невысокий уровень знаний у сотрудников по этому вопросу, дефицит профессиональных кадров, способных эффективно построить систему безопасности компании, отсутствие практического опыта работы, должной литературы и учебных заведений, готовящих специалистов по безопасности коммерческого предприятия.
Российские реалии таковы, что наметилась тенденция к детализации законодательства и по предпринимательской деятельности, и по защите бизнеса. Однако эта тенденция не имеет пока поступательного движения. Поэтому правовая база экономической и информационной безопасности бизнеса обладает недостатками. К ним можно отнести:
·Существует рассредоточение правовых норм, регламентирующих формы и способы защиты бизнеса, по нормативно-правовым актам различного уровня, что затрудняет практическое их использование.
·Ряд правовых норм можно толковать по-разному, а это порождает экономическую преступность в бизнес-сфере и коррупцию в органах государственного управления.
·Экономическая и информационная безопасность бизнеса обеспечивается в основном использованием ведомственных нормативных актов.
·В правовом отношении не урегулированы вопросы взаимодействия предпринимательских структур с правоохранительными органами в целях превентивного обеспечения экономической и информационной безопасности бизнеса.
·Обеспечение экономической и информационной безопасности бизнеса не носит превентивного характера, ибо не урегулированы правовые вопросы взаимодействия предпринимательских структур с системой правоохранительных органов.
·Ряд поправок, внесённых в Уголовный кодекс РФ за экономические преступления, бесполезны, ибо они не отражают реальную социальную и криминологическую ситуацию в стране.
·Судебная система, как отмечают многие юристы, превратилась в замкнутую корпорацию, которая пока мало приспособлена к самоочищению. Это приводит к серьёзным нарушениям, которые в свою очередь через прецеденты ведут к искажению судебной практики. Отметим, что недавно Европейский союз признал, что неправосудное решение приравнивается к пытке.
·Огромная нагрузка на судей по рассматриваемым искам, что в свою очередь приводит к некачественному рассмотрению имущественных споров.
·На законодательном уровне не определены понятия, как мы уже отмечали выше, "экономический спор", "экономическая деятельность", что в свою очередь отрицательно сказывается на определении компетенции арбитражных судов.
·Высокий уровень налоговых платежей вынуждает предпринимателей занижать прибыль, "выдавливает" их из цивилизованных экономических рамок в теневой бизнес.
При разработке нормативно-правового акта на государственном уровне целесообразно исходить из:
необходимости формирования такой системы экономической и информационной безопасности, которая соответствует цивилизованному бизнесу, требованиям законодательства и корпоративной этики;
системного, комплексного характера управления защитой предпринимательства;
необходимости разумного сочетания мер экономической и информационной безопасности, осуществляемых конкретным хозяйствующим субъектом и реализуемых на государственном уровне;
признания ведущей роли государства по формированию системы управления экономической и информационной безопасностью предпринимательства;
обеспечения права предпринимателей на защиту бизнеса с помощью государства.
Структурная политика в области защиты бизнеса предполагает решение задач высокоэффективного и качественного обеспечения безопасности бизнеса на базе формирования развитой инфраструктуры, которая будет ориентирована на обеспечение комплексной безопасности.
Социальная политика должна быть направлена на сокращение безработицы, рост благосостояния людей, всестороннюю поддержку малого и среднего предпринимательства.
Экономическая политика должна стимулировать управление организацией не только административными, но и экономическими методами, мотивировать персонал на использование в своей профессиональной деятельности приёмов безопасного бизнеса.
Информационная политика должна строиться на основе формирования позитивного общественного мнения по отношению к предпринимательству. Важно обеспечить эффективность пропаганды профессиональной этики делового бизнеса, государственный контроль за процессами накопления, хранения и использования баз данных социально-экономического характера.
Если говорить о кадровой политике, то её необходимо направить на недопущение проникновения в трудовые коллективы бизнес-структур граждан, имеющих деликтные наклонности.
Правовая политика должна базироваться на основе создания развитой законодательной базы экономической и информационной безопасности бизнеса.
Контроль государства за соблюдением законодательства в области экономико-информационной безопасности бизнеса должны осуществлять в соответствии со своими полномочиями органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти государства. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на:
создание и развитие федерального и регионального механизмов защиты бизнеса, обеспечивающих их взаимодействие в едином экономическом пространстве;
защиту и сохранение ресурса предпринимательства как национального достояния;
обеспечение интересов общегосударственной безопасности в сфере конкретного бизнеса;
применение единой трактовки российских государственных стандартов защиты бизнеса, их соответствие международным рекомендациям и требованиям;
формирование государственной, инвестиционной, экономической, социальной, структурной, информационной, кадровой политики в сфере защиты бизнеса на основе использования мирового опыта развития соответствующих институтов;
поддержку российских и международных проектов, обеспечивающих развитие механизма управления экономической безопасностью бизнеса.
Координацию работы по реализации государственной политики в области экономической и информационной безопасности бизнеса целесообразно осуществлять аппарату Президента Российской Федерации. В соответствии с направлениями общегосударственной политики должны создаваться соответствующие правомочные органы субъектов Российской Федерации с привлечением профессионалов в области экономики, права и других наук.
Заключение
предпринимательство бизнес власть
Действующие в настоящее время и разрабатываемые нормативно-правовые акты предусматривают право организации на выработку собственной концепции системы безопасности и создания соответствующей службы как системы исполнительных органов, реализующей данную концепцию. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ "О безопасности", который заменил аналогичный закон 1992 года, определил основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
Реалии российской действительности свидетельствуют о том, что необходимо создавать систему экономической безопасности бизнеса, обеспечивающую защищённость жизненно важных интересов физических и юридических лиц, предпринимательства от недобросовестной конкуренции, противоправной деятельности, преступного поведения криминальных группировок и отдельных граждан.
Эффективное решение вопросов безопасности бизнеса нуждается в создании комплексной системы управления безопасностью, где должны совмещаться усилия государства и его специальных органов, а также самих субъектов экономической деятельности. Для координации этих работ можно создать советы по безопасности бизнеса различного уровня: при Правительстве РФ, при главах региональных Правительств и другие.
В сфере безопасности должен работать своеобразный, глубоко структурированный рынок услуг. При этом меры, которые могут быть приняты по непосредственной защите предпринимателя от тех или иных угроз, безусловно, необходимы, но не являются единственной гарантией его безопасности. Поэтому "рынок" безопасности, по большому счету, должен включать и другие гарантии, связанные со стабильностью отношений и обеспечением условий развития предпринимательства. Каждая из этих гарантий требует дальнейшей законодательной конкретизации. Реализация этих мер позволит расчистить поле для бизнеса и будет способствовать его более комфортному ведению.
Список использованной литературы
.Захаров О.Ю. Обеспечение комплексной безопасности предпринимательской деятельности: теория и практика. М.: АСТ, Астрель, 2008.
2.Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства. М.: Академия, 2008.
3.Стерхов А.П. Комплексная безопасность бизнеса и основные проблемы её обеспечения // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. — 2012. — № 11. — с. 270-277.
.Фёдорова А.Э. Экономический терроризм: тяжелые болезни российского бизнеса // Безопасность, менеджмент, бизнес. 2009. № 1-2.
5.Шутов В.С., Васин С.М. Управление рисками на предприятии: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010.
.Ярочкин В.И. и Бузанова Я.В. Основы безопасности бизнеса и предпринимательства. М.: Академический Проект: Фонд "Мир", 2005.