Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2020 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по финансам: Новые формы и технологии привлечения инвестиций в местное самоуправление: российский и зарубежный опыт

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Содержание

Введение3

1. Теоретические основы привлечения инвестиций в муниципальные образования5

1.1. Понятие инвестиций и инвестиционная деятельность муниципальных образований5

1.2 Формы привлечения инвестиций в экономику муниципальных образований7

2. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства12

2.1 История развития государственно-частного партнерства12

2.2 Формы и механизмы государственно-частного партнерства14

3. Возможности реализации государственно-частного партнерства в РФ на примере г. Череповец30

3.1 Оценка социально-экономического развития г. Череповец30

3.2 Направления развития города Череповец на 2010 год и источники финансирования мероприятий программы развития32

3.3 Возможности применения государственно-частного партнерства в г. Череповце35

Заключение39

Список литературы42

Выдержка из текста работы

5.4. Судебное обжалование действий и решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления. 107

5.5. Государственная политика в сфере местного самоуправления. 110

Тема 6 Общая характеристика системы местного самоуправления. 114

6.1. Понятие и признаки системы местного самоуправления. 114

6.2. Принципы функционирования системы местного самоуправления. 121

6.3. Конституционные принципы местного самоуправления. 125

6. 4. Функции местного самоуправления. 132

6.5. Население как субъект местного самоуправления. 134

Тема 7 Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления 139

7.1. Понятие непосредственной демократии. 139

7.2. Референдум: понятие и виды.. 142

7. 3. Процедура проведения референдума. 146

7.4. .Муниципальные выборы: понятие и особенности. 150

7. 5. Этапы избирательного процесса. 154

7.6. Территориальное общественное самоуправление. 162

7.7. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образовании, преобразования муниципального образования. 165

7.8. Публичные слушания. 168

7.9. Опрос. 172

7.10. Иные формы непосредственной демократии. 174

Тема 8 Органы местного самоуправления как элементы системы местного самоуправления 187

8.1. Общая характеристика органов местного самоуправления. 187

Принципы деятельности органов местного самоуправления. 194

8. 2. Глава муниципального образования. 198

8.3.Представительный орган муниципального образования. 201

8.4.Исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления. 218

8.5. Иные органы местного самоуправления. 222

8.6. Организация муниципальных структур в системе. 228

местного самоуправления. 228

Тема 9 Муниципальная служба. 233

9.1. Понятие и принципы муниципальной службы.. 233

9.2 Правовой статус муниципального служащего. 235

9.3. Прохождение муниципальной службы.. 239

9.4. Управление муниципальной службой. 246

Тема 10 Компетенция органов местного самоуправления. 249

10.1.Понятие и содержание терминов «компетенция» и «полномочие». 249

10.2. Полномочия представительных органов местного самоуправления. 255

10.3 Полномочия главы муниципального образования. 258

10.4. Полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. 260

Тема 11 Правотворческая и правоприменительная деятельность в системе местного самоуправления 263

11.1 Правовой акт местного самоуправления: понятие, признаки, виды и порядок принятия 264

11.2. Устав муниципального образования. 270

11.3. Правоприменительная деятельность органов местного самоуправления. 275

Тема 12. Финансово-экономические основы местного. 278

самоуправления. 278

12.1. Муниципальная собственность. 278

12.2. Местный бюджет. 280

Тема 13 Институт ответственности в системе местного. 284

самоуправления. 284

Тема 14. Местное самоуправление в субъектах РФ… 293

14.1. Организация местного самоуправления в городах. 293

федерального значения. 293

14.2. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях и на приграничных территориях 295

14.3. Организация местного самоуправления в городах- наукоградах. 298

14.4.Особенности организации местного самоуправления в Республике Башкортостан. 300

Литература к изучению тем.. 306

Список рекомендуемых нормативных актов для изучения тем.. 312

Приложение 1. 315

Приложение 2. 330

Программа спецкурса «Конституционные основы местного самоуправления». 330

 

 

 

 

Введение

Появление специального курса «Конституционные основы местного самоуправления » обусловлено обособлением в системе российского права комплексной отрасли – муниципального права.
Учебное пособие предназначено для оказания помощи студентам в изучении теоретических основ местного самоуправления, особенностей организации местного самоуправления в Российской Федерации, Республике Башкортостан, в отдельных странах, усвоении обширного нормативного материала.

Изучение курса рекомендуется начинать с уяснения сущности местного самоуправления как одной из конституционных основ Российской Федерации и формы народовластия, генезиса развития и становления самоуправления в европейских странах и в России, а затем перейти к рассмотрению системы местного самоуправления ее принципов и функций.
После изучения организационно-правовых, финансово-экономических и территориальных основ местного самоуправления студентам предстоит подробно ознакомиться с компетенцией органов местного самоуправления, ответственностью органов местного самоуправления, организацией местного самоуправления на различных территориях.
Студенты ознакомятся с особенностями правового регулирования местного самоуправления в Республике Башкортостан (на примере г. Стерлитамак, г. Уфы, а также ряда муниципальных районов).

Учебный материал построен таким образом, чтобы дать возможность увязать теоретические вопросы с практикой. В учебном пособии приводятся многочисленные примеры деятельности органов местного самоуправления, анализируются локальные нормативные акты.
Ряд теоретических вопросов, подробно и доходчиво освещенных в учебной литературе, изложен в учебном пособии конспективно, со ссылками на соответствующие источники

Главная задача пособия состоит в углублении знаний студентов по отдельным вопросам теории и практики, в приобщении студентов к творческой, научной работе.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов, и может быть использовано ими для подготовки к занятиям по спецкурсу «Конституционные основы местного самоуправления» а также при изучении дисциплины «Муниципальное право».

Тема 1. Местное самоуправление и конституционный строй Российской Федерации

 

Понятие местного самоуправления

Понятие «местное самоуправление» отражает сложное и многообразное явление, формирование и развитие которого зависит от комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территорий.

Документом, наиболее полно излагающим понятие «местное самоуправление», считают Европейскую хартию о местном самоуправлении 1985 г., которая устанавливает, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, дей­ствуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» местное самоуправление в Российской Федера­ции — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Такая деятельность характеризуется следующими признаками:

а) признаваемая Конституцией Российской Федерации в ка­честве одной из основ конституционного строя, демократического института гражданского общества;

б) гарантируемая Конституцией Российской Федерации, что означает закрепление стабильных принципов организации мест­ного самоуправления, самоорганизацию и самодеятельность насе­ления в рамках местного самоуправления, самостоятельность в решении вопросов местного значения, не вхождение в систему органов государственной власти, установление компетенции пре­имущественно Законом и запрет на ее ограничение, право на су­дебную защиту местного самоуправления;

в) самостоятельная, когда местное самоуправление не нахо­дится в иерархических связях с какими-либо структурами, сооб­разует свою деятельность при принятии решений только с зако­ном, гарантировано от вмешательства извне;

г) под свою ответственность, что означает троякую ответст­венность местного самоуправления — перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами;

д) осуществляется двояким образом. Во-первых, путем прямого волеизъявления; во-вторых, деятельность населения осуществляется через выборные и иные органы местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц и муниципальных служащих, через образуемые муниципальные предприятия и учреждения;

е) исходит из интересов населения, которые выявляются, изучаются и учитываются при подготовке целевых программ, местного бюджета, при принятии решений, при построении структур местного самоуправления, при оценке деятельности депутатов и должностных лиц;

ж) учитывает исторические и иные местные традиции, что позволяет строить местное самоуправление и его деятельность в максимальной степени разнообразно.

Конституцией Российской Федерации установлены и гаран­тии местного самоуправления. К ним, в частности, относятся:

— право населения самостоятельно определять структуру ор­ганов местного самоуправления;

— обязательность учета мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное само­управление;

— право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утвер­ждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные нало­ги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка и ре­шать иные вопросы местного значения;

— право органов местного самоуправления на получение не­обходимых материальных и финансовых средств при наделении их законом отдельными государственными полномочиями;

— право местного самоуправления на судебную защиту;

— право на компенсацию дополнительных расходов, возни­кающих в результате решений, принятых органами государствен­ной власти.

Конституционные гарантии местного самоуправления полу­чили развитие в федеральных законах, в которых устанавливаются конкретные права местного самоуправления.

В соответствии ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Вместе с тем местное самоуправление — это уровень публичной власти в РФ.

Самостоятельность местного самоуправления обеспечивается и тем, что его органы не входят в систему органов государствен­ной власти. Это положение означает также и следующее:

— органы местного самоуправления не могут быть преобра­зованы в органы государственной власти, а осуществление мест­ного самоуправления органами государственной власти и государ­ственными должностными лицами не допускается;

— создавая органы государственной власти, субъект Федера­ции не вправе наделять их полномочиями по решению вопросов местного значения, подчинять органы местного самоуправления государственным органам и тем самым лишать граждан права на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Самостоятельность местного самоуправления и указание на то, что его органы не входят в систему органов государственной власти, не могут трактоваться как признание абсолютной незави­симости органов местного самоуправления от органов государст­венной власти. Деятельность органов местного самоуправления должна соответствовать Конституции РФ и основанным на ней нор­мативным актам; она прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления пере­данных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления. Однако исключается контроль за органами местного самоуправления с точки зрения целесообразности принимаемых ими решений по вопросам местного значения.,

Сущность местного самоуправления обуславливает его многоаспектное конституционное значение. Во-первых, оно является важнейшим институтом гражданского общества в РФ и в этом качестве – одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы и политической организации российского общества; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности; в-четвертых, местное самоуправление является одним из видов социаль­ного управления.

Этим обусловлено богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный характер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении.

Таким образом, местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

Б) права населения на самостоятельное решение вопросов мест­ного значения.

Местному самоуправлению в качестве права населения на самостоя­тельное решение вопросов местного значения присущи следующие черты:

— статья 3 Европейской хартии о местном самоуправлении опреде­ляет местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регулировать и управлять в рамках закона и под свою ответственность важной частью публичных дел в интересах своего населения. Но вместе с тем Европейская хартия устанавливает, что «это право осуществляется не только выборными органами самоуправления, но и через формы прямого участия граждан в реализации функций местного самоуправления»;

— российское законодательство признает основным субъектом пра­ва на самоуправление население муниципальных образований. Консти­туция Российской Федерации исходит из того, что право местного само­управления осуществляется населением, как через формы прямого волеизъ­явления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления. Признается право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления;

— Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил: «Население город­ского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления». Это право население может реализовать путем создания самостоятельного му­ниципального образования, на территории которого будет осуществляться местное самоуправление;

— право населения на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации;

— право населения на местное самоуправление обеспечивается пра­вом каждого гражданина Российской Федерации на осуществление мест­ного самоуправления. Согласно Федеральному закону «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гра­ждане имеют:

а) равные права на осуществление местного самоуправления как непо­средственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям;

б) право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;

в) право равного доступа к муниципальной службе;

г) право обращаться в органы местного самоуправления и к должност­ным лицам местного самоуправления;

д) участвовать в управлении объектами муниципальной собственности;

е) влиять на определение территории муниципального образования и т.п. Конкретные формы проявления этих и других элементов права на осуществление местного самоуправления могут быть раскрыты лишь при­менительно к конкретным институтам местного самоуправления, они как бы «растворяются» во всей системе местного самоуправления;

В) формы народовластия.

Местному самоуправлению в качестве формы народовластия присущи следующие черты:

— согласно статье 3 Конституции Российской Федерации местное са­моуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти;

— местное самоуправление имеет особый субъект, которым являет­ся население, граждане. Учитывая, что местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований (городских и сельских поселений, городского округа, муниципального района), особым субъектом местного самоуправления является насе­ление муниципального образования. Население муниципального образова­ния осуществляет местное самоуправление непосредственно и через органы местного самоуправления;

— местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Как уже отмечалось, местное самоуправление, его органы не являются составной частью государственного механизма управления. Вместе с тем местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны — у них единый источник: власть народа;

— местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;

— одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как форму организации и осуществления власти, — само­стоятельность. Самостоятельность местного самоуправления гарантирует­ся государством (ст. 12 Конституции). Это находит свое отражение, в част­ности, в организационной обособленности местного самоуправления. Важной гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы;

— собственная ответственность муниципальных образований. Осу­ществление муниципальной деятельности в интересах населения обеспе­чивается различными формами контроля со стороны населения за органа­ми и должностными лицами местного самоуправления и их ответственно­стью перед населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответ­ственности органов местного самоуправления и должностных лиц местно­го самоуправления перед населением определяются уставами муниципаль­ных образований. Основанием ответственности перед населением являет­ся утрата доверия населения. Предусмотрена ответственность органов ме­стного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления пе­ред государством.

Децентрализация и местное самоуправление

В настоящее время можно утверждать, что местное самоуправление построено по принципу децентрализации. Децентрализация – это способ перемещения власти, полномочий из центра управляемой системы на ее периферию и укрепления политико-правовой самостоятельности периферийных подсистем.

Под де­централизацией понимается перемещение властных пол­номочий от государства, государственных учреждений негосударственным субъектам. Исходя из вышесказан­ного, конституционное обособление муниципальных образо­ваний и органов местного самоуправления в нашей стране можно определить как негосударственную децентрализацию, или как децентрализацию в собственном смысле этого слова.

Негосударственная децентрализацияпредполагает зако­нодательное закрепление ряда принципиальных положений, обеспечивающих и гарантирующих самостоятельность и пол­нокровную деятельность муниципальных образований, орга­нов местного самоуправления. Назовем, основные из них.

1. Необходимость организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сель­ских поселениях и на иных территориях. При этом населе­ние городских, сельских поселений независимо от его чис­ленности не может быть лишено права на осуществление ме­стного.

2. Самостоятельное определение муниципальными обра­зованиями своего статуса, структуры и статуса своих ор­ганов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации в собственных ус­тавах. Уставы муниципальных образований для своих образо­ваний играют ту же роль, что и общероссийская конституция для страны в целом, конституции и уставы субъектов Федера­ции — для соответствующих субъектов.

3. Недопустимость образования органов местного само­управления и назначения должностных лиц местного само­управления органами государственной власти и государствен­ными должностными лицами. В данной норме имеются в виду любые органы местно­го самоуправления и любые должностные лица местного са­моуправления, которые действуют в соответствии с уставами муниципальных образований.

4. Подотчетность и ответственность органов и долж­ностных лиц местного самоуправления, депутатов перед на­селением. Ответственность названных субъектов перед населением насту­пает в результате утраты ими доверия, т. е. по основаниям не только законности, но и целесообразности их деятельности.

В то же время ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в слу­чае нарушения ими Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, уставов муниципальных образований, т. е. только по мотивам законности. Федеральный законодатель при этом предусматривает доволь­но сложную судебную процедуру привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности по инициативе государственных органов.

5. Запрет на осуществление местного самоуправления, органами государственной власти и государственными должностными лицами. Это существенная га­рантия самостоятельности мест, тем более в условиях соци­ально-экономической и политической нестабильности, государ­ственных и других кризисов, когда искушение ужесточить структуры управления, перейти к чрезвычайным способам руководства обществом особенно велико.

6. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, муниципальными органами, должностными лицами в пределах их полномочий и невозможность прямой отмены нормативных, индивиду­альных решений муниципальных органов и должностных лиц государственными .органами и должностными лицами.

7. Организационная самостоятельность муниципальных органов подкрепляется законодательными мерами по расши­рению их экономической и хозяйственной самостоятельнос­ти

Однако сегодня именно незавидное финансово-экономи­ческое положение многих местных органов делает уязвимой их политическую, организационную независимость от государ­ства, что показывает ограниченность правовых факторов мес­тного самоуправления (последние важны, но не всесильны).

8. Судебная защита местного самоуправления. Законода­тельно установлено, что граждане, проживающие на терри­тории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местно­го самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, муниципальных органов и должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений.

9. Федеральный закон от 06.10.2003 направлен на расширение самостоятельности решения вопросов местного значения непосредственно населением. Так в законе четко определены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, правотворческая инициатива граждан, ТОС, публичные слушания, собрание граждан, конференция граждан, опрос граждан, обращения граждан, а также иные формы). С этой целью вводится положения, подробно регулирующие отзыв населением депутатов и выборных должностных лиц, а также обязательность опубликования устава муниципального образования (ст. 44);

Рассмотренные нами принципиальные положения закреп­ляют действительную децентрализацию в общегосударствен­ном масштабе, по крайней мере, в плоскости конституционно-правового регулирования. Они в известном смысле превраща­ют отечественное местное самоуправление в составную часть федеративного устройства страны. Субъекты Федерации, в которых муниципальными образованиями являются районы, сами оказываются своего рода федеративными образованиями.

Как же в условиях децентрализации государственный центр, субъекты Федерации реализуют свои полномочия на местном уровне? Государство сохраняет за собой ряд каналов властного присутствия в муниципальных образованиях. Среди них можно выделить следующие: 1) принятие законов и иных нормативных актов, в том числе закрепляющих права и обя­занности субъектов местного самоуправления; 2) создание соб­ственных органов на местах, действующих наряду с муници­пальными органами; 3) возложение на муниципальные органы задачи выполнения отдельных государственных полномочий; 4) разработка и принятие финансово-экономических и иных федеральных и региональных программ с муниципальной со­ставляющей.

Однако, несмотря на вышеизложенное,получила достаточно широкое развитие тенденция вмешательства федеральных и региональных органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления. Таким образом, централизм выражается в следующем.

Во-первых, в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации и ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Однако, мы обнаруживаем иное. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 37 Федерального закона условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся, осуществления отдельных государственных полномочий утверждаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Далее в ч. 5 п. 3 этой же статьи определено, что одна треть членов конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ ( руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Органы государственной власти не только не должны участвовать в формировании органов местного самоуправления, но и решать вопрос о прекращение их полномочий. В Федеральном законе предусмотрена возможность издания высшим должностным субъектом РФ акта об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации( ст. 74), а так же возможность внесения проекта закона в законодательный орган субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования (ст. 73).

Во-вторых, в соответствии со ст. 5 Федерального закона органы государственной власти в отношении муниципальных образований вправе осуществлять исполнительно- распорядительные и контрольные полномочия. В частности, в соответствии со ст. 21 органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не должно трактоваться как полное освобождение органов государственной власти от ответственности за осуществление переданных полномочий. Полномочия, переданные органами государственной власти для реализации органами местного самоуправления, продолжают сохранять свое государственное значение.

В-третьих, в соответствии со ст. 75 Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ могут временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления. На наш взгляд это искажает сам смысл местного самоуправления, так как в соответствии с ч.2 ст. 1 местное самоуправление это самостоятельное решение вопросов местного значения

 

Контрольные вопросы:

1) Что такое местное самоуправление?

2) Какие признаки присущи местному самоуправлению?

3) Назовите признаки местного самоуправления как элемента гражданского общества?

 

Задание для самостоятельной работы

Найдите в статьях ФЗ № 131 признаки, характеризующие местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов мест­ного значения.

 

Понятие и виды муниципальных образований

Территориальные основы местного самоуправления — совокуп­ность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную орга­низацию местного самоуправления: состав территории, порядок ус­тановления и изменения границ муниципального образования.

При рассмотрении вопроса о территориальных основах мест­ного самоуправления необходимо определить, на какой террито­рии оно осуществляется.

В иерархии территориальных единиц Российского государства выделяют два уровня: первый представляет собой деление страны на первичные территориальные составляющие — субъекты РФ, второй — деление субъектов федерации на административно-территориальные единицы.

Административно-территориальная единица есть часть терри­тории субъекта федерации с установленными границами, имею­щая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью ком­плексного решения государственных и местных задач, необходи­мых для обеспечения жизнедеятельности местного населения, на­селения субъекта федерации, страны в целом

Наиболее распространенные виды административно- территориальных единиц — районы, сельсоветы; населенных пунктов — села, деревни, станицы, поселки, города, районы в городах.

Местное самоуправление осуществляется именно в рамках административно-территориального устройства субъектов. Но при этом органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц — муниципальных образований, составляющих территориальные основы местного самоуправления. И если административно-территориальная единица есть формальная единица территориального деления субъекта федерации, выделенная органами государственной власти субъекта РФ в целях реализации своих полномочий, то «система муници­пальных образований формируется «снизу», в идеале — в соответ­ствии с потребностями местного населения»[1].

Понятие муниципального образования было дано в ст. 1 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. — это городское, сель­ское поселение, несколько поселений, объединенных общей тер­риторией, часть поселения, иная населенная территория, преду­смотренная законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муни­ципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Таким образом, из законодательного определения отличи­тельными признаками муниципального образования выступают:

— населенная территория;

— осуществление на ней местного самоуправления;

— обособленная муниципальная собственность;

— местный бюджет;

— выборные органы местного самоуправления.

С организационной точки зрения муниципальное образова­ние можно определить как социальную систему, существующую на определенной территории, наделенную собственной компетен­цией по решению ряда вопросов местного значения под свою от­ветственность.

Конституция Российской Федерации в ст. 131 закрепила три важнейшие нормы определения территориальных основ местного самоуправления:

— местное самоуправление осуществляется в городских, сель­ских поселениях и на других территориях;

— территориальные основы местного самоуправления опре­деляются с учетом исторических и иных местных традиций;

— изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли обще­го пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого на­значения.

Субъекты федерации могут самостоятельно определять территориальные единицы, в которых может осущест­вляться местное самоуправление. Определение уровня создания муниципальных образований может быть различным и зависит от особенностей тех или иных субъектов РФ.

На практике используются два основных способа территори­альной организации местного самоуправления: территориальный и поселенческий. При использовании поселенческого способа муниципальные образования образуются в границах поселений (городов, сел, поселков). При территориальном способе муници­пальные образования образуются на определенной территории, в состав которой могут входить несколько поселений. Используется также комбинированный территориально-поселенческий способ, который нашел свое отражение в Федеральном за­коне «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года. В соответствии с ним была создана двухуровневая система местного самоуправления, в которой ниж­ним уровнем являются поселения, а верхним — муниципальные районы.

В данном случае двухуровневая модель территориальной ор­ганизации местной власти сочетает в себе достоинства как посе­ленческого, так и территориального принципов организации ме­стного самоуправления.

Федеральным за­коном «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года предусмотрено создание пяти видов муни­ципальных образований:

1) городское поселение;

2) сельское поселение;

3) муниципальный район;

4) городской округ;

5) внутригородская территория города федерального значе­ния.

Первичным уровнем территориальной организации местного самоуправления становятся поселения (городские, сельские). Второй уровень образуется на базе муниципальных районов. При этом наличие поселений и муниципальных районов в каждом субъекте Российской Федерации является обязательным.

При этом под сельским поселением предлагается понимать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение — это город или поселок с прилегаю­щей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сель­скими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в кото­рых местное самоуправление осуществляется населением непо­средственно и (или) через выборные и иные органы местного са­моуправления.

Муниципальный район — это несколько поселений или по­селений и межселенных территорий, объединенных общей терри­торией, в границах которой местное самоуправление осуществля­ется в целях решения вопросов местного значения межпоселенче­ского характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые мо­гут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными зако­нами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, сочетание поселенческого и территориально­го способов в построении системы муниципальных образований решает одновременно задачи приближения местного самоуправ­ления к населению и всего комплекса вопросов местного значе­ния на соответствующем их природе территориальном уровне.

Поселения и районы имеют различный перечень вопросов ме­стного значения, поскольку назначение каждого из видов муници­пального образования различное: муниципальный район в отличие от поселения решает задачи межпоселенческого характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года местное самоуправление осуществляется на всей тер­ритории Российской Федерации, т.е. вся территория РФ разгра­ничивается между муниципальными образованиями. Но посколь­ку в каждом субъекте РФ создаются как поселения, так и муниципальные районы, необходимо решить, будет ли вся терри­тория разграничена между поселениями или к муниципальным районам будут отнесены межселенные земли. Данный вопрос ре­шен в пользу поселений, т.е. вся территория разграничивается между поселениями, а территорию муниципального района со­ставляют территории поселений, за исключением территорий го­родских округов. Но, поскольку в Российской Федерации значи­тельное количество территорий являются территориями с низкой плотностью населения (районы Сибири, Дальнего Востока, Край­него Севера), Закон содержит исключение из этого общего прави­ла: на территориях с низкой плотностью населения (плотность сельского населения которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения РФ) допускается разграничение между поселениями не всех земель и передача непосредственно в состав муниципальных районов межселенных территорий.

Федеральный за­кон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года устанавливает кри­терии, с учетом которых должны устанавливаться границы муни­ципальных образований разного типа:

1) территория субъекта Российской Федерации, за исключе­нием территорий с низкой плотностью населения, разграничива­ется между поселениями;

2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низ­кой плотностью населения межселенные территории входят в со­став муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложив­шиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли об­щего пользования, территории традиционного природопользова­ния населения соответствующего поселения, рекреационные зем­ли, земли для развития поселения;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

6) в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как пра­вило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численно­стью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федера­ции статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории посе­ления может наделяться сельский населенный пункт с численно­стью населения менее 1000 человек;

9) на территориях с низкой плотностью населения и в труд­нодоступных местностях сельский населенный пункт с численно­стью населения менее 100 человек может не наделяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято ни сходе граждан, про­живающих в соответствующем населенном пункте;

10) размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;

11) границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной дос­тупности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, а границы муниципально­го района — с учетом транспортной доступности до администра­тивного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муни­ципального района. Указанные требования в соответствии с зако­нами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территори­ях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местно­стях;

12) границы поселения не могут пересекаться границами на­селенного пункта;

13) территория поселения не может находиться внутри терри­тории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав террито­рии муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с уче­том необходимости создания условий для решения вопросов мест­ного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществле­ния на всей территории муниципального района отдельных госу­дарственных полномочий, переданных указанным органам феде­ральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Особым видом муниципального образования является город­ской округ. Согласно закону это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного само­управления которого осуществляют полномочия по решению во­просов местного значения поселения и вопросов местного значе­ния муниципального района, а также могут осуществлять отдель­ные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В городском округе осуществляется одноуровневое местное самоуправление. Наделение городского поселения статусом го­родского округа осуществляется законом субъекта федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфра­структуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения всех вопросов местного значения и исполнения ими отдельных переданных го­сударственных полномочий, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельной реализации своей компетенции органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муници­пального района (муниципальных районов).

Что касается последнего вида муниципального образования — внутригородской территории города федерального значения, то под ней понимается часть территории города федерального зна­чения, в границах которой местное самоуправление осуществля­ется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Установление и изменение границ муниципального образо­вания осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе:

а) населения;

б) органов местного самоуправления;

в) органов государственной власти субъектов федерации;

г) фе­деральных органов государственной власти.

Порядок выдвижения инициативы населения по изменению границ муниципальных образований должен соответствовать по­рядку, установленному федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы местного референдума.

Соот­ветственно, инициатива органов местного самоуправления и орга­нов государственной власти об изменении границ муниципального образования должна оформляться решениями органов местного са­моуправления и органов государственной власти.

При изменении границ обязательно учитывается мнение населения. Данное требо­вание существовало и в старом федеральном законе, однако не закрепляло конкретных форм выявления мне­ния населения. Федеральный закон от 06.10.2003 г., четко определяет, что в случае изме­нения границ муниципальных районов, влекущего переход населен­ных пунктов в состав других муниципальных районов, согласие на­селения должно быть выражено либо в форме голосования, либо на сходах граждан.

В данном случае также обязательно учитывать мнение предста­вительных органов соответствующих муниципальных районов. В данной части закон содержит отсылочную норму к статье, регла­ментирующей проведение голосования по вопросам изменения гра­ниц муниципального образования. Соответственно, в случае изменения границ поселений (влекуще­го переход населенных пунктов в другие поселения) также необхо­димо учитывать мнение населения, выраженного либо в форме го­лосования, либо на сходах граждан, а также мнение представитель­ных органов соответствующих поселений.

В том случае, если изменение границ муниципальных районов и поселений не влечет перехода населенных пунктов к территориям других муниципальных районов и поселений, проведения местного референдума, голосования жителей или схода граждан не требуется. Мнение населения в таком случае выражает соответствующий пред­ставительный орган местного самоуправления.

По-разному решается вопрос о порядке изменения границ муниципальных районов в случаях отнесения или неотнесения территорий поселений и (или) населенных пунктов к территори­ям других муниципальных районов:

— если имеет место такое отнесение, то требуются согласие населения и учет мнения представительных органов соответст­вующих районов;

— если изменение границ муниципальных районов не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципаль­ных районов, то мнение населения выражается представительны­ми органами соответствующих муниципальных районов.

Аналогичная норма действует в отношении изменения гра­ниц поселений в случаях отнесения или неотнесения к террито­рии других поселений отдельных населенных пунктов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% отно­сительно минимальной установленной законом численности на­селения после установления законами субъектов РФ границ посе­лений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов федерации, федеральными органами государст­венной власти процедуры изменения границ городских и (или) сельских поселений.

Федеральный закон от 06.10.2003 года впервые определил понятие преобразования муниципальных образований. Под пре­образованием муниципального образования понимаются объеди­нение, разделение муниципальных образований, изменение стату­са городского поселения в связи с наделением его статусом го­родского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Инициаторами преобразования могут выступать те же субъекты, что и при измене­нии границ муниципальных образований.

При преобразовании муниципальных образований используются следующие правила:

— объединение двух и более поселений, не влекущее измене­ния границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного законом, либо на сходах граждан;

— объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципаль­ных районов;

— разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из об­разуемых поселений, выраженного путем голосования, преду­смотренного законом, либо на сходах граждан;

— разделение муниципального района осуществляется с уче­том мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района;

— изменение статуса городского поселения в связи с наделе­нием его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа производится законом субъекта федерации с согласия населения соответствующего городского населения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответст­вующее городское поселение.

Мнения населения городского поселения и населения муни­ципального района выявляются путем голосования, предусмот­ренного законом, проводимого раздельно на территории город­ского поселения и на территории муниципального района, из со­става которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населе­ния городского поселения и (или) населения муниципального района.

Муниципальные образования вправе устанавливать собственные официальные символы. Официальные символы, в том числе их описание, и порядок их официального использования устанавливаются представительными органами муниципальных образований в уставах и (или) муниципальных нормативных правовых актах. Официальные символы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законодательством.

В целях обеспечения единой государственной политики в области геральдики, упорядочения и систематизации официальных символов и отличительных знаков Указом Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 403 "О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации" (с изм. от 25 сентября 1999 г.) утверждено Положение о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации. Он ведется Геральдическим советом при Президенте РФ. В Регистр вносятся официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (флаги, гербы, эмблемы).

Для регистрации указанных официальных символов необходимо представить в Геральдический совет при Президенте РФ их графическое изображение (рисунок), геральдическое описание и решение, утверждающее символ в качестве официального. Внесение официального символа и отличительного знака в Регистр осуществляется Геральдическим советом при Президенте РФ на основании проведенной геральдической экспертизы представленных материалов. В случае необходимости Геральдический совет при Президенте РФ имеет право затребовать историческую справку, официальное толкование изображения и другие материалы у соответствующих органов местного самоуправления. В случае отсутствия соответствующего описания в решении, утверждающем официальный символ или отличительный знак, геральдическое описание составляется Геральдическим советом при Президенте РФ и направляется в соответствующий орган местного самоуправления для утверждения. Регистрация официального символа осуществляется после принятия решения об утверждении их описаний.

Официальные символы вносятся в Регистр вместе с их графическими изображениями (рисунками) и геральдическими описаниями.

Так, например, Советом городского округа города Уфа было принято решение от 12 октября 2006 «О гербе городского округа город Уфа».

Герб городского округа город Уфа Республики Башкортостан составлен в соответствии с традициями и правилами геральдики и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Герб является официальным символом городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Герб подлежит внесению в Государственный геральдический регистр Российской Федерации и Государственный регистр государственной, территориальной символики и символики юридических лиц Республики Башкортостан.

Герб городского округа город Уфа Республики Башкортостан помещается:

— на здании органов местного самоуправления (здании Совета, Администрации);

— на зданиях официальных представительств городского округа город Уфа Республики Башкортостан за пределами городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

— в залах заседаний органов местного самоуправления;

— в рабочих кабинетах главы муниципального образования, выборных, назначаемых должностных лиц местного самоуправления (председателя Совета, главы Администрации городского округа и др.).

— на бланках органа местного самоуправления.

— на печатях органов местного самоуправления;

— на официальных изданиях органов местного самоуправления.

— на наградах и памятных знаках муниципального образования;

— на должностных знаках главы муниципального образования, председателя представительного органа местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления, муниципальных служащих и работников местного самоуправления;

— на указателях при въезде на территорию муниципального образования;

— на объектах движимого и недвижимого имущества, транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности;

— в залах заседаний руководящих органов и рабочих кабинетах руководителей органов, организаций, учреждений и предприятий, находящихся в муниципальной собственности, муниципальном управлении или муниципальном подчинении, а также органов, организаций, учреждений и предприятий, учредителем (ведущим соучредителем) которых является муниципальное образование;

— на принадлежащих органам, организациям, учреждениям и предприятиям, находящимся в муниципальной собственности, муниципальном управлении или муниципальном подчинении, а также органам, организациям, учреждениям и предприятиям, учредителем (ведущим соучредителем) которых является муниципальное образование, объектах движимого и недвижимого имущества, транспортных средствах.

При одновременном размещении герба, Государственного герба Российской Федерации и Государственного герба Республики Башкортостан Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, Государственный герб Республики Башкортостан — слева от центра, а герб — справа от центра (с точки зрения стоящего лицом к гербам).

 

 

Объединения муниципальных образований

Муниципальные образования вправе добровольно объединяться в ассо­циации (союзы) некоммерческих организаций.

Правовую основу деятельности объединений муниципальных образо­ваний составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации», а также Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Основными целями союзов и ассоциаций местного самоуправления могут являться:

— содействие развитию и укреплению государственного устройства России, становлению, защите, развитию и укреплению местного само­управления;

— содействие в реализации прав граждан на местное самоуправление, координация деятельности муниципальных образований по более эффек­тивному осуществлению своих прав и интересов, социально-экономиче­скому развитию их территорий;

— развитие экономической, правовой, организационной, территориаль­ной основ местного самоуправления;

— отстаивание гарантированных законом прав муниципальных образо­ваний во взаимоотношениях с органами государственной власти;

— подготовка предложений федеральным государственным органам по проектам законов, других нормативных актов, касающихся местного самоуправления, и участие в их обсуждений и принятии; подготовка законодательных и иных нормативных актов субъектов Федерации о местном самоуправлении.

Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) муниципальных образований.

1. Ассоциация (союз) муниципальных образований является некоммерческой организацией созданной в целях координации деятельности органов местного самоуправления, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

2. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

3. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов «ассоциация» или «союз».

4. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти’ из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае члены ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязатель­ствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхо­да. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению ассоциации (союза). С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации» (союза), возникшим до его вступления.

5. Учредительными документами являются учредительный договор, подписанный ее членами — главами муниципальных образований, и утвержденный ими устав, в котором содержатся сведения о органах управления (президенте, правлении и т.д) .

6. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Муниципальные образования объединяются в ассоциации и союзы в лице своих органов местного самоуправления. Следует отметить, что в союзы и ассоциации объединяются именно муниципальные образо­вания, а не органы местного самоуправления. Ассоциации и союзы му­ниципальных образований следует отличать от таких общественных объ­единений, которые образуются гражданами, а не муниципальными образова­ниями в лице их органов местного самоуправления.

Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований.

Объединения муниципальных образований, существующие в России, делятся на: общероссийские, межрегиональные и региональные. Отдельно можно выделить специализированные объединения.

Г) Специализированные объединения муниципальных образований.

Возможно образование ассоциаций экономического взаимодействия органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 16 сентября 1993 г. утвердило «Временное положение о порядке формирова­ния, регистрации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления».

Согласно этому Положению объединения (ассоциации) экономического . взаимодействия образуются органами местного самоуправления для решения местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов.

Муниципальные образования вправе объединяться в межмуниципальные хозяйственные обществадля осуществления предпринимательской деятельности.

Для этого они создают закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью (далее — ЗАО и ООО). Необходимость сотрудничества становится очевидной в двух основных формах: сотрудничество между сельскими муниципальными образованиями с целью объединения финансовых и организационных усилий и сотрудничество между муниципальными образованиями с целью рационального управления городом как единым социально-экономическим образованием. Российское законодательство предусматривает возможность создания большого количества разных органов сотрудничества. В большинстве случаев речь идет о добровольном создании. Однако государство сохраняет за собой контроль и регулирование межмуниципального сотрудничества.

Муниципальные образования вправе объединяться и создавать общества с ограниченной ответственностью. ООО созданное муниципальными образованиями, в соответствии с Гражданским кодексом вправе преобразоваться только в ЗАО. Договор о создании ЗАО заключается в письменной форме.

Практически органы местного самоуправления пользуются полной гражданско-правовой свободой и административно-правовой самостоятельностью. В этой связи желательно проявить разумную осторожность в отношении участия местных образований в хозяйственном обороте и обязать органы власти субъектов Федерации усилить контроль за влиянием деятельности органов местного самоуправления на социально-экономическую обстановку в регионе и развитие рыночных отношений.

Статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками гражданских отношений. Статья 125 конкретизирует порядок такого участия, определяя, что от имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях приобретают и осуществляют права и обязанности органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Статья 215 определяет статус муниципальной собственности, устанавливая, что к ней относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Статья 217 устанавливает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

Похожие работы

  • курсовая  Предприятия в системе налогооблажений Российский и Зарубежный опыт
  • курсовая  Роль и значение иностранных инвестиций в экономике России
  • курсовая  Место и роль иностранных инвестиций в экономике России: опыт привлечения и регулирование.
  • дипломная  Основные проблемы реформирования системы местного самоуправления Российской Федерации
  • курсовая  Предметы ведения, полномочия и компетенции в местном самоуправлении
  • дипломная  Исследование и совершенствование управленческой деятельности органов местного самоуправления

Свежие записи

  • Помощь на экзамене
  • Сочинение
  • Бизнес-план
  • Лабораторная работа
  • Семестровая работа

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка