Содержание
СодержаниеВведение……………………………………………..…………………….3Глава 1. Нормы современного русского литературного языка…………5Глава 2. Качества речи……………………………………………..……8Глава 3. Риторические правила общения……………………….………10Заключение………………………………………………………………12Литература……………………………………………………………….13
Выдержка из текста работы
Отражение научной деятельности и теоретического мышления в научном стиле. Объективность, отвлеченность, системность, последовательность и логичность, доказательность как доминантные признаки научного стиля. Общая цель речи — сообщить адресату новое знание о действительности и доказать его истинность.
Реализация конструктивного признака речевой системности стиля – обобщенности и отвлеченности – на всех уровнях языка.
Доминантные характеристики научного стиля на лексическом уровне: активность общекнижного и терминологического пластов, повышенная частотность абстрактной лексики, логизированность выражения оценок, эмоций и др. Доминантные признаки стиля на морфологическом уровне языка: активность “настоящего постоянного” времени глагола, авторское “мы”, преобладание имен при сниженной доле глаголов, производные предлоги-связки. Доминантные признаки на синтаксическом уровне: употребительность именных словосочетаний, пассивных конструкций, модально-инфинитивных предложений, сложных предложений с союзной связью, прямой порядок слов.
Реализация доказательности за счет активности причинно-следственных и выводных конструкций. Эксплицитного выражения общей и частной логической последовательности (цепочки хода мысли).
Текстотипологические черты стиля: абсолютное преобладание логической темы, композиция как отражеие процесса научного познания (освоение имеющегося знания по проблеме – постановка гипотезы – доказательство нового знания – вывод о новом знании), приоритет концепиуаьного времени и пространства, объективно-нейтральный тон в текстах основных подстилей и жанров.
Подстили научного стиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный; научно-естественный, научно-технический, научно-гуманитарный подстили.
Научно-справочный аппарат. Сбор и реферирование информации. Библиография. Цитирование. Прописные м строчные буквы. Правила сокращений.
Вторичные жанры: конспекты, аннотации, тезисы, рецензии, рефераты.
Методические материалы к практическому курсу
Особенности научного и публицистического стилей
Научный | Публицистический | |
Цель | Сообщение объективной информации, доказательство ее истинности | Информирование читателя о важнейших событиях и фактах с целью вызвать определенное отношение |
Адресат | Специалисты и лица, подготовленные к восприятию научной информации | Массовый читатель и слушатель (специальная подготовка не предполагается) |
Жанр | Монография, научная статья, диссертация, учебник, лекция, доклад | Журнальная и газетная статья, очерк, интервью, репортаж, фельетон, ораторское выступление |
Образцы библиографических записей
1. Многотомные издания:
— Издание в целом:
Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4т. – М.: Искусство, 1969-1971.
— Отдельный том:
— Гегель Г.В. Ф. Эстетика: В 4 т. – М.: Искусство. – Т.2. – 1969. – 326с.
2. Однотомные издания:
Баишева З.В. Русский язык и культура речи в юриспруденции:Учебник. –М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 200с.
Рыжаков А.П. Образцы процессуальных документов. Изд.3-е, стереотипн. – М.: ИИД “Филинъ”, 1998. – 208с.
Грачев М.А., Мокиенко В.М. Историко-этимологический словарь воровского жаргона. – СПб.: Фолио-Пресс, 2000. – 256с.
3. Статьи из журналов:
Петелин Б.Я Проблемы в теории и тактике допроса // Правоведение. –
1990.- №3. – С.7 –12.
4. Статьи из газет:
Вандышева О. Сенаторы признали закон о языке дефективным… // Комсомольская правда. – 2003. — 13 февр. (№ 27). – С. 5.
5. Диссертации, авторефераты:
Попова Л.Н. Русские местоимения в коммуникативном аспекте: Дис. … д-ра филол. наук / РАН. – М.: 2003. – 98с.
6. Официальные документы:
Российская Федерация. Правительство. Об образовании Российского центра
международного и культурного сотрудничества: Постановление Правительства Российской Федерации, 8 апр. 1994 // Рос. газ. – 1994. – 15 апр.
Уголовный кодекс Российской Федерации: ( по сост. На 1 января 2004г.). – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 176с. – (Правовая библиотека: кодексы).
Образцы клишированных аннотаций
В книге исследуется (что?)…
Большое место в статье занимает рассмотрение (чего?)…
В монографии дается характеристика (чего?)…
Используя (что?), автор излагает (что?)…
В работе подчеркивается (дается, отмечается), что…
Особое внимание уделяется вопросам (чего?)…
В работе нашли отражение вопросы (чего?)…
В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)…
В заключение кратко разбирается ( что?)…
Модель рецензии
1. Вводная часть | В статье “…”, помещенной в журнале “…” №… за …год, рассматриваются вопросы ( методы, проблемы, пути) Автор статьи – известный ученый… |
2. Тема статьи, ее общая ха-рактеристика | Тема статьи — …. Статья на тему… Статья посвящается теме, проблеме, вопросу Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор) |
3. Проблема статьи | В статье речь идет ( о чем?) (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему? чего?), анализ (чего?), изложение (чего?)) Сущность проблемы сводится (к чему?) (заключается (в чем?), состоит (в чем?)) |
4. Композиция статьи | Статья делится на…части (-ей), Состоит из … частей начинается (с чего?) заканчивается (чем?) |
5. Описание основного содержания | Во введении формулируется (что?), дается определение (чего?), определяются цель, задачи В начале статьи излагаются цеи , задачи Далее дается общая характеристика проблемы исследования (глав, частей) В основной части излагается (что?) (приводится аргументация (чего? в пользу чего? против чего?) дается обобщение (чего?), научное описание (чего?) В статье также затронуты такие вопросы, как… |
6.Иллюстрация автором своих положений | Автор приводит, ссылается на пример(ы), факты, цифры, данные, подтверждающие, иллюстрирующие его положения В статье приводится, дается |
7. Заключение, выводы автора | Автор приходит к, подводит нас к выводу о том, что… (к заключению); подводит итог, делает вывод В конце статьи подводятся итоги (чего?) В заключение автор говорит о том, что… (утверждает, что…) В заключение говорится о том, что… (о чем?) Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)… |
8. Выводы и оценки рецензента | В итоге можно, необходимо, хотелось бы сказать, подчеркнуть, отметить Таким образом, в статье нашло отражение… Убедительно доказано… получили исчерпывающее освещение… Оценивая работу в целом, можно утверждать… Безусловной заслугой автора является… Заслуга автора состоит (в чем?), заключается ( в чем?) Основная ценность работы состоит, заключается (в чем?) Достоинством, недостатком работы является… К достоинствам, недостаткам работы относятся… С теоретической/ практической точки зрения важно, существенно… Вызывают возражения, сомнения… Нельзя (не) согласиться с… Существенным недостатком работы можно считать… |
Задание:
1. Составьте библиографическую справку к книге (1-2) и статье в сборнике, журнале или газете (1-2).
2. Подберите текст на правовую тему, написанный в научно-популярном стиле, составьте аннотацию к нему.