Содержание
Введение3
Глава 1. Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств или психотропных веществ5
Глава 2. Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов15
Глава 3. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ22
Заключение26
Список использованных источников29
Задача 132
Задача 233
Задача 334
Выдержка из текста работы
Актуальность рассматриваемой в настоящей работе проблемы в том, что наркомания, или наркотизм, как ее называют в последнее время, относится к одной из разновидностей социальных проблем, которые представляют собой существенную угрозу для общества и государства в целом. Несмотря на множество научных исследований, посвященных поиску эффективных способов и мер противодействия распространению этой угрозы, особого прогресса в решении вопроса не наблюдается. Все больше и больше людей поражаются этим недугом. Особенно быстро наркотизм распространяется в молодежной среде. Будущее страны при нынешних темпах распространения заболевания в социальных структурах оказывается под угрозой.
Наркотизм, как и любое социальное явление, имеет свои, присущие только ему, специфические признаки, выражающиеся, так же как и преступность, в специфическом поведении. Но в отличие от преступности наркотизм связан с употреблением людьми наркотических веществ, которое само по себе не приносит вреда обществу, но вот его последствия представляют серьезную угрозу для здоровья людей, экономики и культуры в самом широком смысле этого слова.
Таким образом, употребление людьми наркотических веществ, приводящее к потере контроля за своим поведением и нарушениям в связи с этим существующих социальных норм служит ядром содержания актов человеческого поведения.
Современное общество России, как и народы многих других государств мира, по психологическим, нравственным и иным характеристикам остается объектом транснациональной преступности для насаждения наркотизма и наркомании, вовлечения широких масс населения в незаконный оборот наркотиков.
Организованная преступность, и не в последнюю очередь транснациональные наркосиндикаты, пользуются этим в максимальной степени. Они ведут целеустремленную деятельность по массовому приобщению к немедицинскому потреблению одурманивающих препаратов, особенно среди молодежи, формируя тем самым все новые рынки сбыта наркотиков в перспективе на дальнейшее их развитие.
В этой связи темы борьбы с коррупцией и терроризмом, особенно в привязке к наркобизнесу, являются на рубеже третьего тысячелетия весьма актуальными не только для России, а буквально для всех стран нашей планеты. Однако наиболее остро они проявляются в государствах, перходящих к рыночной экономик е в условиях демократизации, широкой гласности и открытости общественных, политических и государственных структур.
Объектом исследования в данной работе являются наркотики и психотропные вещества.
Предметом — незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ.
Задачи настоящей работы заключаются в следующем:
изучить и проанализировать нормативно-правовые акты в сфере незаконного оборота наркотиков;
рассмотреть постатейно преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ;
привести примеры использования мер профилактики в сфере незаконного оборота наркотиков;
выделить и описать меры осуществления государственной политики в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ;
сделать по итогам работы заключение о влиянии незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ на государство в целом, и о применении мер профилактики и других действий для снижения уровня наркотизации общества.
Для написания настоящей работы потребовалось изучить много нормативно-правовых источников, касающихся данной проблемы — Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. N 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ» и т.п. Также были использованы интернет — источники, программа «Консультант-Плюс» и различные периодические издания.
1. Незаконный оборот наркотиков или психотропных веществ в жизни общества и государства
1.1 Нормативно-правовой аспект в сфере незаконного оборота наркотиков
Злоупотребление наркотиками и их незаконной оборот продолжают оказывать все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, безвременно прерывая жизни и калеча здоровье людей, стимулируя рост преступности, насилия и коррупции. Международный наркобизнес подрывает морально-этические и культурные устои, провоцирует политическую и социально-экономическую нестабильность во многих странах мира.
Система многостороннего контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ охватывает целый ряд согласованных действий. Правовыми рамками этой системы являются три международные конвенции в области наркотиков, к которым присоединилось большинство государств, в том числе и Российская Федерация. Это Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., определившие правовую основу международного контроля над наркотиками и противодействия их незаконному обороту.
В Российской Федерации действует достаточно скоординированный круг нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков. В настоящее время из основных нормативных правовых актов в рассматриваемой области можно выделить порядка 20 законодательных и 30 подзаконных актов, например следующие:
1. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Данный Закон закрепляет определение понятий наркомании, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; производства, изготовления, переработки, распределения наркотических средств и психотропных веществ, их незаконного потребления и др. Устанавливает правовой режим определенных групп наркотических средств, подлежащих контролю в РФ в зависимости от места в соответствующем списке Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, принципы государственной политики в области оборота наркотических средств, правовые основы легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Содержит запрет на потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача и определяет содержание противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
2. Уголовный кодекс РФ в ст. 228 — 234 предусматривает ответственность за преступления в области незаконного оборота наркотиков.
ноября 2003 г. Государственной Думой и 26 ноября 2003 г. были приняты и одобрены Советом Федерации предложенные Президентом России изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации. Анализ нового законодательства свидетельствует о том, что усилия тех, кто на протяжении семи лет боролся с произволом правоохранительных органов, прокуратуры и суда, заведомо неправомерно обвинявших и осуждавших граждан за деяния, связанные с наркотиками по ст. 228 УК РФ, увенчались успехом.
Статья 228 УК РФ полностью изменена и дополнена статьями 228-1 и 228-2, которыми конкретизирована ответственность за сбыт, пересылку и оборот наркотических средств.
Статья 228 УК РФ изложена в следующей редакции:
«Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
.Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере — наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
.Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
Примечания:
.Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
.Крупным размером в настоящей статье, а также статьях 228-1 и 229 настоящего Кодекса признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналогов, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером — в пятьдесят и более раз. Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 228-1 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации».
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях в ст. 6.8 устанавливает ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; в ст. 6.9 устанавливает ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; в ст. 6.13 — за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров; в ст. 10.4 — за непринятие должностным лицом мер по обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и конопли, а равно мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; в ст. 10.5 — за непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа; в ст. 20.20 — за те же действия в общественных местах; ст. 20.22 предусматривает ответственность за те же действия несовершеннолетних.
4. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" содержит Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список I), включающий 154 наименования наркотических средств и 11 наименований психотропных веществ; Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список II), включающий соответственно 46 и 11 наименований; Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список III), включающий 18 наименований; Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (Список IV), включающий 27 позиций.
5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. N 231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ .
6. В соответствии со ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 1077 ГК РФ вред, причиненный гражданином, ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, возмещается самим причинителем вреда.
7. В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить работника (не допускать к работе), появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. В соответствии со ст. 81 ТК данное обстоятельство служит основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В соответствии со ст. 243 ТК в подобных случаях на работника возлагается полная материальная ответственность за причиненный ущерб.
8. Содержание понятий приобретения и хранения дается в руководящих разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
9. Указом Президента РФ "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" N 649 от 20 мая 2004 г. предусмотрено создание Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
10. Указом Президента РФ "Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" от 28 июля 2004 года N 976 определяется ее компетенция. В соответствии с данным Указом Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Руководство деятельностью ФСКН России осуществляет Президент Российской Федерации.
Основными задачами ФСКН России являются:
) обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее — органы наркоконтроля);
) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
) участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
) создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
) осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.
1.2 Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ
В настоящее время масштабы распространения наркотиков приняли угрожающий характер. Особенно быстрыми темпами наркомания распространяется среди молодежи. Около 70% лиц, употребляющих наркотики, — это молодые люди до 30 лет.
По мнению К.В. Денисенко, одной из многочисленных драм современного российского общества является полное разрушение системы предупреждения преступлений и правонарушений, сформировавшейся в СССР, которая небезуспешно ставила заслоны на пути распространения пьянства и наркомании. В настоящее время среди населения (особенно в молодежной среде) прогрессируют пьянство, наркотизм, токсикотизм, социальный паразитизм и другие социальные аномалии, что, бесспорно, ведет к объективному росту числа лиц с негативным социальным поведением, в ряду которых молодое поколение занимает особое место.
Кроме того, многочисленные социологические опросы, проводимые в среде несовершеннолетних, показывают, что у подростков преодолен барьер страха перед наркотиками. В сознании молодежи уже активно работает "миф" о преимуществах наркомании перед пьянством. Согласно социологическим исследованиям многие подростки впервые употребляют наркотики не только из любопытства, но еще и потому, что в молодежной среде бытует мнение о "престижности" употребления одурманивающих веществ. Поэтому нужно добиваться переориентации подрастающего поколения на другие жизненные ценности, ставить более интересные и желанные цели.
Распространение наркомании влечет за собой увеличение числа преступлений. Так, в 2006 г. зарегистрировано 212019 преступлений, что на 21% больше по сравнению с 2007г.
Основным источником поступления наркотиков в Россию являются, прежде всего, республики Средней Азии и Закавказья, кроме того, Афганистан и другие государства Центральной Азии. Помимо этого, наблюдается рост организованного изготовления и сбыта синтетических наркотических средств.
Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) выделяет преступления против здоровья населения и общественной нравственности в самостоятельную гл. 25, видовым объектом которых является здоровье личности.
Более того, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" были внесены изменения в ряд статей УК РФ, в частности, законодатель дополнил Кодекс новой ст. 228.1 "Незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов", в которой предусмотрел уголовную ответственность в том числе, что очень важно, и лиц, использующих свое служебное положение. Указанные лица наказываются лишением свободы от 8 до 20 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Укажем в связи с этим, что во многих странах меры наказания очень жесткие. 22 страны установили смертную казнь за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (Китай, Иран, Малайзия, Сингапур, Бирма, Индонезия, Шри-Ланка, Египет и др.). В Бельгии, Великобритании, Греции, Ирландии, Люксембурге, Португалии, Франции организаторам наркоторговли дают пожизненное заключение, а рядовым наркоторговцам — от 10 до 13 лет лишения свободы.
Законодатель принял решение о разделении незаконного хранения и сбыта наркотических средств, психотропных веществ и отказался от прежней редакции ст. 228 УК РФ, введя отдельный уголовный состав относительно хранения наркотических средств и психотропных веществ.
При первом же внимательном изучении ч. 1 ст. 228 УК РФ "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере" можно обнаружить, что правотворцы решили заполнить правовой вакуум и дополнить диспозицию данной статьи необходимостью уголовной ответственности за действия лица в отношении "аналогов наркотических средств и психотропных веществ", что, естественно, является расширением действия уголовного закона по отношению к обороту наркотиков. Наказание за совершенное преступление было существенно расширено, относительно его гуманизации, по ч. 1 ст. 228 УК РФ, предоставляя право судебным органам применять не только уголовное наказание в виде лишения свободы, но и альтернативные исправительные работы, штраф. Это в дальнейшем позволит не изолировать лицо от общества за счет самого социума, а потребовать от данного лица путем трудовой деятельности осознать ошибочность своего пути. Конечно, абсолютно понятно, что такие меры неприменимы к ранее судимым по данной статье и не внемлющим духу закона лицам, однако законодатель через правовые нормы пытается подойти к индивидуализации уголовного наказания, принимающего во внимание личность подсудимого.
В ч. 2 ст. 228 УК РФ законодатель отмечает особую общественную опасность при совершении уголовно наказуемых деяний, предусмотренных ч. 1 ст. 228 УК РФ, но в особо крупных размерах. При этом исходя из ч. 2 примечания к данной статье крупным размером признавалось количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером — в пятьдесят и более раз.
Это был принципиально новый подход к решению проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Государство пыталось сегментировать на определенные группы общность лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, выделить из их числа наркосбытчиков, начинающих наркоманов и наркоманов со стажем. Конечно же, это далеко не панацея от данного социального недуга, однако движение в сторону персонификации наказания, его индивидуализации. При этом необходимо отметить, что санкция данной статьи увеличилась по сравнению с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ. Хотелось бы отметить, что на фоне заявленной гуманизации уголовного закона относительно оборота наркотиков государству удалось значительно ужесточить уголовное наказание.
Как оказалось, законодательные изменения в части установления новых правил исчисления крупного и особо крупного размеров наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов были признаны преждевременными и не способствующими эффективной борьбе с преступлениями, связанными с незаконным оборотом таких средств, веществ и их аналогов. На основании Федерального закона от 5 января 2006 г. N 11-ФЗ порядок исчисления крупного и особо крупного размеров изменился.
Законодатель принял во внимание некоторые пожелания правоприменителя и изменил содержание примечания ч. 1 ст. 228 УК РФ: "Не может признаваться добровольной сдачей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию". Без всякого преувеличения можно указать на то, что это одно из самых полезных изменений, действительно обреченных на постоянную работу и применение правоохранительными органами в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ. Ранее правоприменитель фактически был лишен возможности противодействия юридически грамотным и законным действиям подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, которые при их задержании или производстве следственных действий, направленных на обнаружение и изъятие наркотических средств и психотропных веществ, необоснованно уклонялись от уголовной ответственности путем применения института добровольной выдачи.
В качестве предмета рассматриваемого преступления закон называет наркотические средства, психотропные вещества, а также их аналоги.
В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" наркотическими средствами являются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащие контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.
Психотропные вещества — это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащие контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ, запрещенные для оборота в Российской Федерации, — вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
Содержание наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров определяется Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:
Список I — наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
Список III — психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен. В их отношении допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Указанный перечень утверждается Правительством России по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России и подлежит официальному опубликованию.
Статья 228.2 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, которое наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Предметом преступления являются наркотические средства, психотропные вещества, а также вещества, инструменты или оборудование, используемые для изготовления наркотических средств, психотропных веществ, находящихся под специальным контролем.
Вещества, используемые для изготовления наркотических средств и психотропных веществ, — это различные химические соединения (реагенты) растительного и синтетического происхождения, участвующие в любой стадии производства токсичного химиката каким бы то ни было образом. Эти вещества также подлежат включению в Перечень наркотических средств, психотропных веществ. Они включаются в Список IV — прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен. В их отношении устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации также устанавливает перечень инструментов, оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, а также правила их разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения (ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах").
За нарушение установленных правил по контролю за оборотом наркотиков или психотропных веществ, прекурсоров, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления, уголовную ответственность несут как должностные, так и иные лица предприятия, имеющего соответствующую лицензию, и в силу порученной им работы обязанные соблюдать соответствующие правила. Например, директор, технолог, начальник смены, цеха, рядовой работник фармацевтического мероприятия, главный врач, заведующий отделением, врач, медсестра лечебного учреждения, провизор, фармацевт в аптеке.
Если в действиях должностного лица, допустившего нарушения таких правил, имеются признаки преступления по службе, например злоупотребление, то содеянное образует совокупность преступлений.
Пункт "в" ч. 2 ст. 229 УК РФ устанавливает ответственность за преступление, посягающее на здоровье человека: хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.
Под хищением понимаются совершенные с корыстной целью безвозмездное изъятие и (или) обращение наркотических средств или психотропных веществ в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу таких средств или веществ. Хищение может быть совершено путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты, грабежа. Надо заметить, что ст. 229 УК будет являться специальной нормой по отношению к ст. ст. 158 — 161 УК и, следовательно, при конкуренции предпочтение будет отдаваться специальной норме.
Вымогательство наркотических средств или психотропных веществ — это требование передачи таких средств или веществ или права на них или совершение иных действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
Предметом хищения или вымогательства могут выступать любые наркотические средства или психотропные вещества, в том числе изготовленные кустарным образом.
Субъектом хищения являются должностные лица, обладающие полномочиями по хранению, охране или совершению иных действий с наркотическими средствами или психотропными веществами, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, которые не являются материально ответственными, но могут распоряжаться наркотическими средствами или психотропными веществами в силу занимаемой должности или служебного положения. Такими лицами могут быть врачи, фельдшеры, директора аптек, фармацевтических предприятий, главные врачи и заведующие отделениями, начальники по медицинской части в лечебных учреждениях, а также работники предприятий, на которых производятся наркотические средства, складов, где они хранятся, охранники, сторожи.
Статья 235 УК РФ рассматривает такое преступление, как незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека или его смерть.
Надо сказать, что незаконным будет не только занятие фармацевтической деятельностью без соответствующей лицензии, но и продолжение такой деятельности после окончания срока ее действия, а также изменение вида деятельности по сравнению с указанным в самой лицензии.
Лицензия — это официальный документ, разрешающий осуществление указанных видов деятельности в течение определенного срока и определяет обязательные требования ее осуществления.
Субъект преступления — специальный: лицо, занимающееся медицинской практикой либо фармацевтической деятельностью, входящими в систему частного здравоохранения. Кроме того, субъектами указанного преступления могут быть руководители лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений, основанных на частной форме собственности, в чьи обязанности входит получение лицензии на указанную деятельность.
Необходимо подчеркнуть, что огромная роль в предотвращении преступных посягательств в рассматриваемой области принадлежит и работникам органов здравоохранения, на плечи которых также ложится непростая задача по борьбе с распространением незаконного оборота наркотиков.
Поэтому очевидно, что обсуждаемая проблема не может быть разрешена в одночасье. В нынешних условиях как никогда важно осуществление комплекса первоочередных мер, направленных на обеспечение контроля над изменением ситуации с незаконным оборотом наркотиков, сдерживание его роста и сужение его масштабов. Недаром Указом Президента Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. N 1068 при МВД России был создан Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в функции которого входят обеспечение в пределах своих полномочий исполнения на территории России законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
В этой связи целесообразно разработать необходимые формы межведомственного взаимодействия по борьбе с указанными преступлениями. Решать указанные задачи возможно только при тщательном планировании, согласовании методов и форм между работниками таможенных органов, оперативными работниками, работниками органов здравоохранения, представителями органов социальной защиты населения.
Как показал анализ правоприменительной практики, допускается множество ошибок при квалификации деяний в виде незаконной перевозки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в крупном размере. Суды небезосновательно указывают на то, что хранение виновным лицом при себе наркотиков в небольшом количестве (в том числе по делам с крупным размером наркотических средств) во время транспортировки не образует состава преступления в виде незаконной перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Значительная часть таких деяний сначала квалифицируется как незаконная перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а потом судами второй инстанции по вышеуказанному признаку подобная квалификация изменяется.
1.3 Профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ
наркотик психотропный преступление незаконный
Правовая культура и преступность связаны очевидной зависимостью — более высокий уровень правовой культуры естественным образом ограничивает преступность, является предпосылкой уменьшения ее интенсивности.
Наибольшей эффективности в решении вопросов профилактики можно добиться, опираясь и активно используя возможности средств массовой информации, которые служат основным, а порой и единственным источником информации для большинства населения. Особенно это актуально, учитывая, что основными потребителями наркотических средств сейчас являются молодые люди.
Эффективность предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, может быть обеспечена правовым информированием граждан, информированием граждан об успешности деятельности органов государства, ведущих борьбу с данным видом преступности, и уровнем карательного воздействия за совершение соответствующих преступлений.
В сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков специальная профилактика включает в себя:
выявление и уничтожение очагов произрастания дикорастущей конопли, выявление посевов конопли и мака;
выявление и привлечение к ответственности потребителей, изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков;
пресечение переработки, перевозки и сбыта наркосодержащих растений;
проверка объектов законного оборота наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, прекурсоров и ядов на предмет соблюдения правил учета, хранения и использования контролируемых веществ и предотвращения их утечки в незаконный оборот.
особое внимание в современных условиях следует уделять выявлению и закрытию мест, откуда ведется торговля наркотиками, привлечению к ответственности продавцов. По этому вопросу имеются проблемы с проведением первоначальных следственных действий, в частности с проникновением в помещение, документированием преступной деятельности, применением криминалистических средств для изобличения преступников в случае уничтожения ими вещественных доказательств.
Работа органов государственной власти, призванных вести борьбу с незаконным оборотом наркотиков, должна сформулировать у граждан сознание того, что каждое такое преступление, кем бы оно ни было совершено и какие бы ухищрения при этом ни применялись, будет раскрыто, а виновные понесут достаточно строгое наказание, так как данные преступления характеризуются повышенной общественной опасностью.
Информирование граждан о карательном содержании норм некоторых отраслей права есть исходное и наиболее универсальное средство общего предупреждения, представляющее собой доведение до сведения граждан соответствующей совокупности правовых знаний.
По мнению некоторых авторов, антинаркотическая пропаганда в СМИ ведется без достаточно продуманной системы и глубокого анализа сложившейся ситуации в целом по стране и учета региональных особенностей, как правило, эпизодически. Нередко антинаркотические передачи создаются журналистами как бы вообще, исключая адресную направленность. Поэтому в них не учитываются ни возраст аудитории, ни социальная принадлежность, ни интересы тех или иных групп подростков, ни мотивация просмотра или прочтения материала о наркотиках. Не всегда рассчитано удобное время для теле- и радиопередач.
В условиях развития так называемой свободы слова и демократии появляются и печатные издания, оплаченные самой наркомафией, которые содержат подробную информацию о свойствах тех или иных видов наркотиков, способах их приготовления, хранения, местах приобретения и т.д. Это своего рода энциклопедия для начинающих наркоманов. Выпуск в свет подобных изданий никем не контролируется, выходят они без рецензий специалистов.
Нередко искаженная, необъективная, до конца не продуманная информация причиняет неустранимый многогранный вред всему обществу и отдельным его гражданам. Например, у определенной части населения, услышавшей цену продаваемых наркотиков, СМИ невольно могут сформировать уверенность в возможности в одночасье разбогатеть: стоит только один раз рискнуть, чтобы получить большую сумму денег.
Используя огромный потенциал СМИ, следует проводить мероприятия в области профилактики и просвещения, направленные на объективное информирование широкой общественности о последствиях применения наркотиков и злоупотребления ими, что будет способствовать формированию более рационального подхода к проблемам наркотиков и позволит избежать сенсационности. Для этого необходимо активно сотрудничать с: руководителями печатных изданий (газет, журналов и т.п.), в которых создаются постоянные рубрики по проблемам незаконного оборота и злоупотребления наркотиками; журналистами и корреспондентами, специализирующимися на указанной тематике; администрацией региона, организующей транслируемые по кабельному телевидению циклы передач об опасности злоупотребления наркотиками с привлечением педагогов, психологов, медицинских работников и т.д.; молодежными лидерами, спортивными кумирами подростков и молодежи, пропагандирующими здоровый образ жизни.
Еще в 2001 г. Главным управлением по борьбе с незаконным оборотом наркотиков были разработаны методические рекомендации по взаимодействию органов внутренних дел с прессой в сфере профилактики незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими.
Согласно данным рекомендациям, основными формами взаимодействия правоохранительных органов и прессы должны являться:
брифинг;
заказ тематики статьи журнала;
подбор материала по запрашиваемой журналистами теме;
непосредственная работа пресс-служб правоохранительных органов.
Первые три формы предполагают подготовку материала для периодических изданий журналистами, которые не являются специалистами в области наркологии, психологии, педагогики или юриспруденции. Главными критериями отбора материала для них являются острота темы, сенсационность, неординарность и др. Такой подход не всегда способствует профилактике незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими. Поэтому для правильного освещения наркоситуации журналистами в средствах массовой информации рекомендуется следующее:
. Информация должна быть правдивой. Ложная и поверхностная информация может привести к утрате доверия к органам внутренних дел со стороны населения, особенно молодежи, которая неплохо информирована, а иногда и имеет опыт употребления наркотиков. С другой стороны, она не должна быть слишком подробной, чтобы не возбуждать нездоровый интерес, за исключением материалов о роковых последствиях употребления наркотиков.
. Информация не должна быть устрашающей, а должна иметь деловой и разъясняющий характер, нести элементы воспитательного воздействия, сочетать подробности, вызывающие страх перед наркотиками, и ненавязчивые советы по отказу от их потребления.
. Информация не должна порождать отрицательное отношение к людям, потребляющим наркотики, со стороны общества, но в то же время она должна разъяснять, по каким признакам можно распознать наркомана, как нужно себя вести с ними, чем можно ему помочь и т.д.
. Информация не должна содержать сведений, раскрывающих рецепты изготовления наркотических средств, указывающих на места произрастания наркосодержащих культур, приобретения или возможного хищения наркотических средств.
. Информация не должна раскрывать методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией, чтобы лица, занятые наркобизнесом, не смогли выработать меры противодействия.
. Материал должен способствовать выработке критического отношения читателя к наркотикам и наркобизнесу.
. Критическая информация о деятельности правоохранительных органов в сфере профилактики незаконного оборота наркотиков должна быть взвешенной и не называть конкретных слабых мест работы, чтобы не привлекать внимание наркобизнесменов, которые могут незамедлительно воспользоваться информацией для своей пользы.
Особое внимание должно быть отведено мерам, ориентированным на разъяснение молодежи медицинских, социальных и правовых последствий наркомании.
Разъяснительная работа может проводиться в формах:
регулярных встреч и бесед с различными группами населения (аудитория может формироваться по возрастному, половому, территориальному, профессиональному, социальному и т.д. признаку);
распространения наглядных пособий: буклетов, листовок, плакатов и т.д. о вреде наркотиков;
выступлений в средствам массовой информации;
оказания методической помощи педагогическим коллективам школ, ПТУ в вопросах освещения наркоситуации, организации антинаркотической пропаганды среди учащихся, обучения способам распознания подростков потребителей наркотиков;
информирования представителей территориальной, политической, законодательной, судебной власти, руководителей общественных и религиозных организаций о наркоситуации и мерах, предпринимаемых правоохранительными органами в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
участия в проведении круглых столов, дискуссий, анкетировании по выявлению отношения отдельных социальных групп к проблеме эффективности антинаркотических мероприятий.
Профилактика наркотизма должна также включать в себя меры по предупреждению злоупотребления наркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах, по месту работы молодежи, в местах проведения досуга.
Сотрудникам правоохранительных органов важно оказывать содействие педагогическим коллективам учебных заведений в:
организации работы родительских групп по оказанию эмоциональной и социальной поддержки, психологическому консультированию родителей с целью изменения их реакции на проблему, повышения ответственности за воспитание подростков;
привитии родителям навыков определения симптомов употребления наркотиков, обучении их формам и методам воздействия на подростков с целью склонения их к добровольной сдаче имеющихся у них наркотических средств. Разъяснение необходимости обращения в учреждения здравоохранения за оказанием своевременной медицинской помощи в связи с немедицинским потреблением наркотиков;
организации внеучебного досуга в социально позитивных группах без подавления инициативы подростков с направлением ее в полезное русло;
разработке школьных программ санитарного просвещения по вопросам злоупотребления наркотиками.
У несовершеннолетних и молодых людей в возрасте до 20 лет, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, имеются определенные особенности по сравнению со взрослыми потребителями наркотиков, в мотивации потребления наркотиков, видах предпочитаемых наркосредств, интенсивности формирования синдрома зависимости, тяжести медицинских и социальных последствий.
Следовательно, меры индивидуальной профилактики к подросткам и молодым людям должны быть несколько иные, чем применяемые к взрослым наркоманам.
Индивидуальная профилактика незаконного потребления молодежью наркотиков — это комплекс мероприятий по выявлению лиц, потребляющих наркотики, а также совершающих правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
Основные формы индивидуальной профилактики, осуществляемой правоохранительными органами, основаны на двух методах.
. Метод принуждения: предупреждение, официальное предостережение, привод, лишение права заниматься определенной деятельностью, административный арест, условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы, лишение профессиональных и специальных прав.
По мнению Е.А. Соломатиной, особое внимание следует уделять методу убеждения, для реализации которого немалую роль играют следующие мероприятия:
выявление и нейтрализация отрицательного влияния на подростка со стороны взрослых лиц, сверстников с антиобщественной направленностью поведения;
проведение бесед с участием медицинских работников и лиц, пользующихся авторитетом у подростков и способных оказать на них положительное влияние;
привлечение сил учебного заведения или трудового коллектива;
развитие позитивных интересов у подростков и молодых людей путем привлечения их к спорту, самодеятельности, другим формам общественно полезной занятости;
посещение места жительства подростка (в том числе совершеннолетних) и работа с его родителями.
На взгляд указанного автора, мероприятия по индивидуальной профилактике должны предусматривать полное выявление начинающих потребителей наркотиков и принятие к ним комплекса мер индивидуального профилактического воздействия: посещение места жительства наркоманов, проведение с ними бесед, осуществление совместной работы с медицинскими учреждениями, учебными или трудовыми коллективами, общественными организациями, постоянный контакт с семьей подростка или совершеннолетнего молодого человека, закрепление общественного воспитателя, психологический курс реабилитации с участием специалистов и другие мероприятия.
Мероприятия по изучению лиц, склонных к потреблению наркотиков из числа молодежи, и оказанию на них воспитательного профилактического воздействия должны быть строго индивидуальными, предельно конкретными, обоснованными и полными. Антинаркотическая работа также не должна проводиться в общих аудиториях, так как практика показывает, что несовершеннолетние стесняются задавать интересующие их вопросы в присутствии взрослых.
Профилактическую работу, направленную на молодых людей, необходимо вести силами родителей, педагогов и психологов. Но, как показывает мировой и отечественный опыт, эта работа может быть достаточно эффективной в том случае, когда она реализуется силами самой молодежи. Этот вывод основан на итогах проведенных исследований среди девушек, злоупотребляющих наркотиками, немалая часть которых весьма низко оценивает эффективность профилактических мероприятий, критически относится к деятельности, осуществляемой в данном направлении различными государственными и общественными организациями, и считает, что в ближайшие несколько лет будет наблюдаться дальнейший рост наркомании.
На сегодняшний день одним из эффективных выходов из сложившейся ситуации могло бы стать привлечение к индивидуальной профилактической работе прежде всего самих молодых людей, так как лица из числа молодежи, например, иногда начинают употреблять наркотики, неосознанно следуя сложившимся традициям и стереотипам поведения взрослых, а также моде.
Идея привлечения к проведению профилактической работы самих подростков является перспективной и выполняет насколько задач:
позволяет охватить этой работой достаточно большую подростковую аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров;
разрешает сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
2. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств
В соответствии со ст. 4 Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" государственная политика Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, на постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также на сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
Государственная политика в указанной сфере строится на следующих принципах:
государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду;
государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании;
привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основе.
Среди основных причин незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими следует выделить социально-экономические, культурологические, семейно-педагогические, производственные, досуговые, правоохранительные и иные.
До настоящего момента в Российской Федерации принималось несколько Федеральных целевых программ "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 1995 — 1997 гг., на 1999 — 2001 гг. и на 2002 — 2004 гг., но, к сожалению, бюджетные средства на реализацию данных программ выделены не были, в связи, с чем запланированные по этим программам мероприятия не были выполнены.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. особо отмечена необходимость создания безопасных условий жизни, снижения уровня преступности в стране, улучшения состояния здоровья российской нации и прекращения распространения наркомании как основ для раскрытия потенциала страны.
В настоящее время действует новая Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2005 — 2009 годы, которая уже успешно реализовывается.
Основным разработчиком и координатором данной программы является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Общий объем финансирования данной Программы составляет 3092,7 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета — 3062,7 млн. рублей.
Цель Программы — сокращение к 2010 г. масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16 — 20% по сравнению с 2004 г.
В качестве государственных заказчиков Программы выступили 16 министерств, федеральных служб и агентств Российской Федерации. В их числе Министерство внутренних дел РФ; Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба исполнения наказаний РФ; Федеральная таможенная служба РФ; Федеральное агентство геодезии и картографии РФ; Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию РФ; Федеральное космическое агентство РФ; Федеральное агентство по образованию РФ; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям РФ; Федеральное агентство по промышленности РФ; Федеральное агентство по сельскому хозяйству РФ; Федеральное агентство по физической культуре и спорту РФ.
Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2005 — 2009 годы содержит большой комплекс мероприятий, реализация каждого из которых, несомненно, будет способствовать достижению сформулированной в Программе цели.
В качестве основных можно выделить два направления:
. Формирование правосознания и повышение правовой культуры населения с целью удержания граждан от незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, выработки нетерпимости к совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом таких средств, веществ и их аналогов.
. Снижение уровня наркотизма в молодежной среде.
При разработке мер предупреждения исследуемых преступлений, по перечисленным направлениям, использовано несколько подходов предупредительной деятельности: юридический, утилитаристский, силовой, конвенциональный, культурно-нормативный.
Следует отметить, что высокий уровень правовой культуры личности обеспечивает правомерное поведение, мотивом которого выступает глубокое внутренне осознанное убеждение справедливости требований правовых норм, иными словами, в основе такого поведения лежит глубокое уважение к закону. Необходимо добиваться правильного осознания широкими слоями общества основополагающего значения профилактики преступлений для обеспечения достойной жизни граждан, создания высокоразвитой экономики, укрепления демократических основ правового государства, защиты интересов безопасности государства. Население России должно понять, что пока не наступит коренной перелом в борьбе с преступностью (в том числе и на потребительском рынке), реального прогресса достигнуть будет невозможно.
Заключение
Проанализировав выше сказанное, можно сделать вывод о том, что предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, нельзя сводить к набору мер, носящих исключительно карательно-репрессивный характер. Систему предупреждения данных преступлений должны составлять разные по содержанию и направленности меры общесоциального, специального криминологического и индивидуального предупреждения.
Следует также отметить, что злоупотребление наркотическими средствами и их незаконный оборот представляют собой проблему, выходящую за рамки чисто юридического явления. Наркомания и связанные с ней преступления имеют неуклонную тенденцию к росту. Кроме того, злоупотребление наркотиками создает условия для формирования одного из самых опасных нелегальных видов экономической деятельности — наркобизнеса, непосредственно связанного с организованной преступностью. Бизнес на жизни и здоровье наших сограждан приносит миллиардные доходы наркомафии.
Проблема борьбы с наркоманией осложняется также тем, что до сих пор невозможно отказаться от использования наркотиков и психотропных веществ в медицине. Поэтому правовой режим наркотических средств и психотропных веществ заключается не только в установлении запретов, но и в создании правовых основ для регулирования их законного оборота.
Исследования практики борьбы с наркоманией показали, что и ранее рассматриваемая проблема находилась в поле зрения правоохранительных органов и органов здравоохранения. Однако серьезные просчеты не позволили получить ожидаемых результатов. Более того, произошло резкое увеличение не только количества совершенных преступлений, связанных с наркотическими средствами, но и числа больных наркоманией и лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.
Устранить опасность наркомании для нашего общества возможно только при условии объединения усилия медиков, работников правоохранительных органов, педагогов школ и других учебных заведений, родителей, сил общественности, широких кругов государственных и общественных предприятий, учреждений, организаций и т.д.
Перемены, происходящие в нашем обществе, отчетливо показывают непригодность отдельных старых форм и методов борьбы с наркоманией. Поэтому не случайно, что проблема борьбы с наркоманией в нашей стране ставится в один ряд с такими общечеловеческими проблемами, как защита от вредного воздействия радиации, охрана окружающей среды, борьба с тяжелейшими заболеваниями.
В настоящее время просто необходимо создание безопасных условий жизни, снижения уровня преступности в стране, улучшение состояния здоровья российской нации и прекращения распространения наркомании.
Список литературы
I.Нормативные акты:
.1. Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М.: Эксмо,2009.-124с.
.2. Уголовный кодекс РФ. — М.: «Омега-Л»,2009.- 98с.
.3. ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".- М.: «Омега-Л»,2009.- 28с.
.4. «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.» [Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681] -Консультант-плюс.
.5. «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ». [Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. N 231]- Консультант-плюс.
II. Учебная и научная литература:
.1. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. М.: Норма, 2005. С. 558.
III. Периодическая печать:
.1. Александров Р.А. Состояние незаконного оборота наркотиков в России [Текст] /Александров Р.А.// Российский следователь. — 2006. — №1. — с.36-38
.2. Васильев С.А. Анализ действующих правовых норм, регулирующих уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ: преимущества и недостатки [Текст] /Васильев С.А. // Юрист-правовед. 2004. N 2(9). С. 75 — 78.
.3. Волобуев И.А. Правовые основы деятельности органов внутренних дел в сфере незаконного оборота наркотиков. [Текст] /Волобуев И.А. // Российский следователь. — 2008. — №12. — с.28-30
.4. Денисенко К.В. Правовая культура и предупреждение преступности. [Текст] / К.В. Денисенко // Криминологический журнал. 2007. N 1. С. 41 — 42.
.5. Кретова Е.Е. Структура законодательства РФ, направленного на развитие международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. [Текст] /Е.Е. Кретова // Российский следователь. — 2005. — №10.
.6. Соломатина Е.А. Меры индивидуальной профилактики злоупотребления наркотиками лицами женского пола. [Текст] / Е.А. Соломатина // Криминологический журнал. 2007. N 1. С. 77 — 80.
IV. Материалы локальной сети Интернет.
.1. www.myvibor.ru/poleznoe_info/urid_info/urid_info7.php
.2. ru.wikipedia.org/wiki/Перечень_наркотических_средств