Содержание
Введение2
Глава 1. Развитие современного российского общества5
1.1. Трансформации социально-политической и экономической жизни России5
1.2. Тенденции формирования властных отношений в современном российском обществе11
Глава 2. Гражданская культура России: традиции и современность12
2.1. Понятие «гражданской культуры» в современной России12
2.2. Российская гражданская культура и ее противоречия15
Глава 3. Проблемы становления гражданской культуры в России17
3.1. Молодежные общественные организации как инструмент формирования гражданского общества в России17
3.2. Проблема вынужденных переселенцев как фактор развития гражданской культуры в России21
Заключение24
Список литературы27
Выдержка из текста работы
Несомненно, что в современном домашнем обучении самым слабым и отстающим звеном является решение образовательных проблем подрастающего поколения. Свидетельство этого — подростковая и молодежная преступность, рост экстремистских настроений среди групп молодежи, наркомания и т. п.
Воспитание гражданина страны — одно из важнейших условий национального пробуждения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе и отстаивать свои права человека. Понятие гражданской совести подразумевает развитие и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе, своей семье, коллективу, Отечеству, Отечеству. К сожалению, в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание школы провалилось. Более того, этому мешает отсутствие методической работы, в которой учителя могут найти рекомендации и советы по данной проблеме. Результатом гражданского воспитания школьников является то, что повседневным смыслом каждого растущего человека становится отношение, полное благородства и уважения к России. Гордость за свою Родину, понимание уникальности богатства культурных традиций играет огромную роль в формировании личности ребенка. невозможно привить детям чувство собственного достоинства и уверенность в себе без уважения к истории своей Родины. Современные образовательные и образовательные программы говорят о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе России.
Цель моей работы — показать развитие гражданского образования школьников, его необходимость для современной молодежи.
1. Развитие гражданского воспитания в России
В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с одной стороны — юридической, общий смысл которой сводится к тому, что гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны.
2. Воспитания гражданина и патриота в России 19 века
В России XIX века педагоги и профессиональные педагоги уделяли большое внимание развитию основ образования и формированию достойного человека, гражданина своей Родины, что нашло отражение в их научных и литературных трудах. Как развитие естественных склонностей и потребностей человека понимал гражданско-патриотическое воспитание Н.Г. Чернышевский. Гражданское воспитание как неотъемлемая часть семейного воспитания рассматривал К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский считал гражданско-патриотическое воспитание процессом эстетического воспитания. В.А. Жуковский, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин подошел к этой проблеме с позиции сложности. Рассмотрим эти подходы к проблеме патриотического и гражданского воспитания в научном наследии русских учителей XIX века.
Чернышевский представил развитие патриотического и гражданского воспитания как цель подготовки человека к жизни в обществе. Идею необходимости усиления гражданского и патриотического воспитания поддерживал основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский. Он говорил, что «Общество не заботится о развитии «семейного патриотизма» до уровня национального, государственного». Константин Дмитриевич считал, что для исправления сложившейся ситуации необходимо сделать русские школы русскими…. В целях патриотического воспитания он предложил перевести дисциплины изучения Отечества на начальную ступень обучения, существенно расширив курс этих дисциплин и отказавшись от педагогического нигилизма.
Главной задачей образования Н.И. Пирогов считал воспитание человека как гражданина и патриота. Потому что только патриот в самом высоком смысле этого слова осознает свой долг гражданина, выполняет свои обязанности перед обществом и может служить ему в любой сфере. Для этого необходимо, по мнению Николая Ивановича, формирование « внутреннего человека», т.е. нравственности, мировоззрения и убеждений юноши. В статье « Вопросы жизни» он писал: « Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы: а главное у вас будут люди и граждане». Н.И. Пирогов подробно исследовал черты характера, присущие гражданину и патриоту. Прежде всего, гражданин должен иметь убеждения. Убеждения как система ценностной ориентации служат основой для формирования «внутреннего человека». Но далеко не всякий человек может иметь убеждения: « только тот может иметь их, кто приучен с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни любить искренно стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и со сверстниками. Без этих свойств, вы никогда не достигните не каких убеждений».
Пирогов показал путь формирования указанных качеств гражданина и патриота в статье «Образование и воспитание» через нравственное воспитание. «Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и в преимущественно общественного, т.е. того, в котором ему со временем придется действовать. Это прежде всего. Тогда согласованным результатом такого понимания должно стать возвышение добрых инстинктов детской натуры до сознательного стремления к идеалам истины и добра. И наконец, в задачу воспитания как результат того и другого должно входит постепенное образование нравственных современных убеждений, образования твердой и свободной воли и, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общества». Н.И. Пирогову претил национализм как явление чуждое патриоту и гражданину. В речи, произнесенной в Бердичевском казенном еврейском училищ он так пояснил свое отношение к данному явлению: « С тех пор, как я выступил на поприще гражданственности путем науки, мне всего противнее были сословные предубеждения. И я невольно перенес этот взгляд и на различия национальные. Как в науке, так и в жизни, как между моими товарищами, так и между моими подчиненными и начальниками, я никогда не думал делать различия в духе сословной и национальной исключительности». Таким образом Н.И. Пирогов главной задачей образования считал. Формирование гражданина и патриота. Он видел содержание патриотического воспитания в формировании убеждений, совести, любви к истине.
Будучи согласным с Ушинским по вопросу о необходимости создания национальной школы и с Пироговым об усилении нравственного и гражданского воспитания, предостерегал от перегибов в воспитании видный педагог-просветитель 50х-80х гг. 19 века В.Я. Стоюнин. Педагогическая система Стоюнина основана на любви к человеку и уважении к личности, индивидуальном подходе к воспитанию. Эти принципы он считал основными для школы, если она направлена на воспитание и воспитание человека, полезного обществу, своей стране. Путь воспитания человека-гражданина он видел в сознании бессословной школы, в изменении структуры и содержания образования, в применении новых методов преподавания с использованием воспитательного значения лучших образцов литературы, искусства, картин природы и народного творчества. При этом непременным условием должно стать использование творческой работы учащихся в воспитании нравственных связей с народом и чувства патриотизма на уроках истории и литературы, развитие самосознания учащихся. Владимир Яковлевич убежден в необходимости воспитывать настоящих граждан своей страны в национальной школе. В статье « Заметки о русской школе» он представил свое видение такой школы: «….. дело школы можно рассматривать только в связи со всеми условиями жизни того народа, для которого она предназначается, в связи с его природными способностями и наклонностями, в связи с его семьею и общественными положениями и требованиями, живая школа не преобразуется и не создается по чужой истории и по чужим опытам, потому что эти опыты делались в известной среде, в известной местности и в известное время, может быть и очень продолжительное: они делались не из подражания кому-нибудь, а вызывались требованиями времени, согласно с его духом. Они объясняются и историей, и характером народа».
В той же статье Стоюнин задался вопросом: Каких людей должна воспитывать русская бессословная школа? И ответил: «…… гражданином может называться только человек свободный, т.е. такой который признает над собой лишь власть закона и с самоуверенностью и смело опирается на нее, когда отстаивает свои права». Владимир Яковлевич пояснил, что гражданин — это, прежде всего, член нравственного общества, которое имеет возможность свободно развиваться под защитой государства. Оно может развиваться свободно только при самоуправлении, бесплатном труде, суде с участием граждан, рекламе, серьезной науке. Нет такого общества, нет гражданина, но нет такого общества и не хватает людей, необходимых для сильного государства. Поэтому Стоюнин считал главной задачей системы образования воспитывать граждан, патриотов своей страны. Он представлял патриотическое воспитание как развитие стремления к добру, любви к людям, ориентированное на определенный идеал нравственного воспитания в свободном обществе.
Анализ творческого наследия наиболее известных теоретиков и практиков педагогики России 19 века позволяет сделать следующие выводы:
Цель образования — подготовить человека к жизни морально и физически, воспитать гражданина, полезного члена общества.
Содержание патриотического воспитания несколько варьируется в зависимости от социально-политической ситуации в стране и, как следствие, от задач педагогики, предлагаемых обществом.
Средствами патриотического и гражданского воспитания многие педагоги считали глубокое изучение Отечественной истории и географии, начиная со своей деревни, городка, волости т.д.
2.1 Гражданское воспитание сегодня
На протяжении многих лет преобразований и реформ в сфере образования проблема образования в нашей стране остается нерешенной, особенно на высоком официальном и административном уровне.
Во многом это объясняется отсутствием национальной идеи, идеологии. И как следствие, стратегии развития России в важнейших сферах. Среди которых образование занимает не последнее место. В современной педагогической науке сохраняется интерес к развитию проблем образования в контексте тех существенных изменений, которые произошли и продолжают происходить в российском обществе. Отражением этих изменений является появление принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, направлений, характеристик, методов и других важных аспектов современного образования различных категорий граждан, особенно молодежи. Одной из таких проблем является гражданское воспитание, которое рассматривается в настоящее время не только на теоретическом уровне, но и как реальное социально-педагогическое явление. Довольно обширные исследования все еще не привели к пониманию гражданского воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике, особенно в соотношении с основными видами и направлениями воспитания, сложившихся в советский период.
Например с такими, как нравственное, культурное, трудовое, правовое и др. Соответственно, не приходится рассчитывать на действенность и эффективность гражданско-патриотического воспитания, которое выступает в качестве одного из инструментов решения сложных и долговременных социально-педагогических и иных задач в отношении различных категорий современной молодежи. Главный парадокс, основное противоречие очень многих исследований, разработок, даже официальных документов, не говоря уже о различных подходах, позициях, взглядах и представлениях при всем их многообразии, заключается в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско- патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко- в ущерб и противоположность друг другу. Причем эти составляющие, особенно первая из них—гражданское воспитание, все еще не приобрели не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому они нуждаются в более высокой степени научной разработки, дальнейшем развитии. Характеризуя в самом общем виде современное понимание гражданского воспитания, многие исследователи и педагоги напрочь забывают о присущем ему патриотизме. В качестве компенсации предпринимаются попытки соотнести гражданское воспитание с межнациональным, корпоративным и даже толерантным направлениями. Естественно что такие подмены не могут способствовать успешному решению проблемы вне зависимости от высоты полета фантазии и утонченности творческих изысков. В результате отвержения патриотизма или ухищрений, осуществляемых с целью его имитации, гражданское воспитание приобретает странный смысл, доходящий до абсурда. Можно, оказывается формировать, вернее, создавать все необходимые условия для становления и развития гражданина не только России, но и другого государства (которое богаче и благополучнее России), гражданина всего мира наконец. Порождением гражданского воспитания в таком варианте становится либо гражданственность, включающая максимум всевозможных прав личности, сводящая к минимуму ее обязанности перед обществом и государством, освобождающая от необходимости решать их проблемы и представляющая, таким образом формально-правовое членство в определенном социуме, либо космополитизм, полностью отрицающий какую-либо связь с Родиной, любую привязанность к ней и выступающий в качестве антипода патриотизма.
Именно такая «гражданственность» и такое гражданское воспитание получили широкое распространение, целенаправленно культивируются и располагают большими возможностями для дальнейшего развития. Спрашивается: кому и зачем нужны такие граждане? Вариантов ответа может быть немало, но наиболее логичным и, к сожалению, наименее желательным и самым трагичным из всех возможных является следующий: родному Отечеству такие граждане, безусловно, не нужны (ровно как и оно им). Таким образом, абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только для общества, но и для самой личности, высшее предназначение которой служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России.
Ныне важно осознать и разработать пути и средства формирования человека. Способного жить в гражданском обществе. В мире по разному расставляются акценты гражданского воспитания. Например в США стремятся формировать ответственность человека за судьбу демократического общества, в Европе- обучать правам человека. В России начала 20 века ориентация на тезис К. Маркса о том, что человек есть совокупность общественных отношений, привела в воспитательной практике к выводу, что человека как природное существо надо как можно скорее сделать социальным деятелем. Понятие гражданственность может стать ментальной основой подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности. По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность- это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций- осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защиты интересов Отечества». Понятие «гражданственность» и «патриотизм» привлекают внимание лингвистов, философов, педагогов, социологов. Удивляет противоположность трактовки терминов «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание, что подчас вводит в заблуждение современного учителя. Очевидно, вышеприведенное определение сводит воедино смысл гражданственности- это и патриотизм, и нравственность и правовая культура. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.
Следовательно, хороший гражданин- это законопослушный, патриотически настроенный человек, который прилагает все усилия для того, чтобы выполнять свое предназначение в обществе. В заключении определяя основные педагогические условия формирования качеств гражданственности, сделаем выводы по поводу современного состояния гражданского воспитания, его развития. Главнейшее условие успешности этого процесса состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственно-общественного управления. Надо продумать как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость. Обучение основам гражданственности- не скучное назидание и морализаторство, а поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями. Гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек воспитанный в духе гражданственности,- это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
3. Определение гражданского воспитания
Гражданское воспитание — это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а так же патриотизма и культуры межнациональных отношений. Политика, гражданственность, патриотизм, право тесно связанны друг с другом, разберемся по порядку.
Политика— сфера деятельности, регулирующая отношения власти и групп людей, отдельного человека, искусство управления государством, в том числе с помощью сводов законов, т.е. права. Это касается каждого, поэтому необходимо, чтобы выпускники общеобразовательных учреждений обладали гражданским сознанием, политической и правовой культурой. Перечень понятий, передающих содержание гражданской культуры, обширен, я приведу некоторые их них: гражданственность, гражданство, гражданское общество, гражданское поведение, государство, власть, демократия, права и свободы человека, правовое государство и другие.
В психологической структуре гражданской культуры выделены три элемента: знания, оценки-отношения, поведение. Это значит, что сюда входят знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны.
Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в не, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской и политической активности молодежи, стремлению подростков участвовать в жизни страны.
Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а так же организация самоуправления учащихся образовательного учреждения. Самоуправление учащихся и студентов можно считать отличной школой гражданской активности, при условии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоуправление учащихся в фарс.
Определим место патриотизма в гражданском воспитании, отношение гражданственности и патриотизма. Воспитание патриотизма- традиционная для отечественной педагогики и школы задача.
Патриотизм— это «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Следовательно,содержанием работы по воспитанию патриотизма в школе является изучение школьниками истории, культуры своей страны, деятельность по сохранению культуры своего народа. Вместе с тем быть патриотом- значит не только «хранить любовь к отеческим гробам», знать и оберегать свою культуру, язык. Патриотом является и тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении современных проблем вместе с народом, а порой и против него, как это делал А. Сахаров и др. Так сближаются понятия «патриот» и «гражданин», границу между ними во многих ситуациях трудно провести, здесь кроется острота проблемы. В России и сегодня действуют различные национал патриотические, фашиствующие движения и объединения. Их идеология, патриотизм отличаются ненавистью ко всему неродному и агрессией, которая угрожает общественной стабильности. Известно, что их взрослые руководители активно вовлекают школьников в свои ряды, «проводя» таким образом вместо школы гражданское и патриотическое воспитание. Поэтому задача школы- разъяснить суть патриотизма, патриотических чувств и поведения, удержаться от шовинизма, ненависти ко всякой другой культуре, народу. К сожалению, в советский период патриотическое воспитание понимали только как военно-патриотическое и как восхваление партии и правительства. Воспитание патриотов не должно сводиться к военному воспитанию, надо воспитывать патриота-гражданина-человека, способного и защитить Родину, и быть внутри страны борцом со всем тем, что мешает ее прогрессу, ее народу жить лучше.
.1 Основные цели и задачи гражданского воспитания в школе
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина — патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Основные цели гражданского воспитания в школе:
Повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
Формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина — патриота своей Родины.
Социализация личности.
Привитие общегражданских ценностей и гражданского правосознания учащимся через систему мероприятий программы.
Задачи гражданского воспитания школьников:
— Формирование неприятия антиобщественных норм поведения (правосознание).
Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину
Формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.
Формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.
3.2 Формы и методы гражданского воспитания учащихся
С незапамятных времен в системе образования понятия обучить и воспитать неразрывны. Невозможно уча, не взращивать те или иные качества в личности, или поучая, не пытаться чему- то научить. Но ни одно из направлений воспитания не может быть реализовано без конкретного определения общих и свойственных только ему методов и форм организации.
Система методов и форм формирования гражданственности личности включает:
— методы формирования гражданского сознания,
методы организации гражданской деятельности,
методы стимулирования гражданского поведения,
методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности
гражданских качеств.
Методы формирования гражданского сознания: к этой группе методов гражданского воспитания относятся методы формирования гражданского сознания и чувств. Всем известно, что по мере взросления и накопления общественного (жизненного) опыта личность входит в постоянные противоречия с достигнутым уровнем и необходимостью дальнейшего познания окружающей среды. Уже имеющиеся знания не могут быть достаточными для анализа и восприятия окружающей системы общественных явлений, отношений, ценностей и т.д. В рамках данного метода педагог целенаправленно организует восприятие учеником новых знаний, принципов, норм общества. Процесс направлен на формирование обобщенных знаний об окружающем мире. А так как знания существуют в форме слова, поэтому методы в данном случае в основном вербальные (беседы, лекции, диспуты) или наглядные (показ и демонстрация опытов, в том числе опытов социальных действий, показ иллюстраций).
Очень важен при этом метод примера: из жизни, литературы, как периодической или художественной. Так как данные методы в педагогической литературе освещены достаточно широко, останавливаться на их специфике смысла нет.
Воспитание это специфический процесс взаимодействия между тем, кто воспитывает, и тем, кого воспитывают. Осуществляться он может двумя основными путями: первый путь — субъективный. Он связан с методами и приемами глубокого информирования и разъяснения, убеждения и внушения, а главное предоставление подросткам образцов для подражания и деятельности, что в наше время совсем не просто. Объективный путь еще сложнее — он предполагает целенаправленное изменение жизнедеятельности воспитуемого, так чтобы через эти изменения вести подростка к формированию социально детерминированных качеств и свойств личности. Путь долгий, сложный.
В процессе использования методов формирования гражданского сознания должен соблюдаться ряд правил, ведущих к успешности гражданского воспитания подростков:
. Необходимо ориентироваться на долгий по времени процесс накопления знаний и умений у учеников в сфере гражданских качеств. Такие методы, как беседы, лекции, уроки, дискуссии, пример убеждения не дают результата с одного раза. Возможно, что не увидим мы проявления понимания или приятия и во второй и третий раз. Эти методы направлены на постепенное, шаг за шагом, воздействие.
. Не будет иметь наше воспитательное воздействие никакого эффекта, если освещение проблемы, вопроса гражданственности будет носить формальный, поверхностный характер, еще хуже, если он будет снизведен на уровень простой агитации. Исторически обусловлено так, что ушли в прошлое времена громогласных лозунгов, когда словами поэта мы могли обратиться к подрастающему поколению и сказать «…Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». Наша нынешняя молодежь, относящаяся ко многим вещам со скептицизмом, что неудивительно в связи с произошедшими в общественно-политической обстановке координальными изменениями, может быстро найтись и ответить, что никому и ничем не обязана.
Поэтому, если начинаем говорить о гражданственности, то готовиться к разговору нужно серьезно и обстоятельно, подбирая нужные слова и примеры.
. Необходимо приводить подростков к умению давать событиям собственную оценку, осуществлять личные действия, делать собственные гражданские выводы, а не идти на поводу более сильного, авторитетного или влиятельного, проявляя во всем полную комформность, и, отдавая все происходящее воле случая.
. Важным остается вопрос необходимости тщательного подбора предлагаемых примеров и образцов гражданской деятельности. Так, риторическая фраза, о том, что нужно стараться учиться, для того чтобы обеспечить достойное будущее себе и принести пользу своему государству, к сожалению, вдребезги разбивается о нынешние реалии.
Метод организации гражданской деятельности — вторая группа педагогических методов в вопросе гражданского воспитания подрастающего поколения. Она включает упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения. Итак, в данном направлении наша задача — создание условий для постоянных упражнений учащихся в гражданской деятельности.
Современный мир с быстротекущими общественно-политическими событиями предоставляет широкое поле деятельности такого рода. Итогом нашей деятельности с использованием данного метода должна стать выработка привычек и новых знаний: привычка поступать, как подобает гражданину, усвоение элементов поведения гражданина. Поэтому жизнь подростка в коллективе, решение общих проблем, затрагивающих всех членов данной группы (класса), ведет к формированию регламентируемых обществом стандартов гражданского поведения.
Определенную роль в формировании привычек играют средства массовой информации. Содержащиеся в них материалы дают примеры гражданской деятельности. Особо ценными являются анализ поступков людей, история судеб, комментарии к происходящим в мире событиям. Подросток получает возможность, вслед за СМИ включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, одним словом, сопереживать происходящее. Естественно, для нормально развивающейся личности такая работа не может не оставить свой след, тем самым укрепляя ее гражданскую позицию.
Регулирующую функцию в данном направлении выполняет такой метод, как требование, под которым понимается доведение до сознания подростков обязанностей по отношению к обществу и ответственность за собственные
Поэтому значение требований велико — они, так или иначе, формируют традиции поведения. Требования, направленные на усвоение нравственных форм, служат развитию определенных черт характера учащихся.
В гражданском воспитании могут быть использованы все формы педагогического требования в зависимости от ситуации и преследуемых задач, но особую значимость приобретает побуждение и такая форма, которая выражает субъективные стремления (желания, просьбу и т.д.).
Организация практического опыта требуемого гражданского поведения может идти параллельно с использованием метода различных поручений. Однако при этом следует учесть, что содержание поручений претерпевает изменения в связи с изменением социально-политической обстановки.
При использовании вышеуказанного метода, следует помнить, что коллективные и индивидуальные формы гражданской деятельности могут быть разными, нужно учитывать особенности гражданской деятельности и строго ее дифференцировать, необходимо регулярное фиксирование хода и результатов гражданской деятельности на субъективном уровне.
Поощряя гражданское поведение, которое отвечает требованиям общества, или, порицая подростков за отход от существующих стандартов, мы взрослые, формируем тот или иной тип поведения, элементы которого постепенно внедряются в его сознание. Поэтому нужно рассмотреть еще одну группу методов — метод стимулирования гражданского поведения.
Стимулировать гражданское поведение — значит побуждать подростка корректировать свое поведение в соответствии со стандартами и нормами, принятыми в обществе. С одной стороны, подросток должен уметь анализировать свою деятельность с точки зрения соответствия требованиям. С другой стороны, он должен знать содержание этих требований, в противном случае анализ невозможен. Третий важный аспект- педагог должен учитывать индивидуальные особенности личности подростка и опираться на них.
К использованию данной группы методов также имеется ряд требований:
. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным.
. Если есть возможность стимулирования гражданского поведения со стороны не педагога, а третьего лица (общество, коллектив, представитель какой — нибудь общественной организации) — обязательно использовать. Когда хвалим мы в классе — это хорошо, когда представитель администрации на общешкольной линейке — это отлично (может сыграть еще большую положительную роль).
. Стимулирование побуждает подростка не только к анализу собственной деятельности, но и программирует его дальнейшие проявления. Учет этого аспекта очень важен в воспитательной работе, так как мы работаем не в расчете на сиюминутное проявление желаемых качеств в подростке, а в предвиденье его будущей, заслуживающей поощрения деятельности.
.Четвертую — последнюю группу составляют методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств. Контроль представлен как способ воздействия, применяемый обществом или педагогами для регулирования социального поведения личности.Поведение личности в ситуациях, требующих от нее гражданского проявления, может соответствовать по своему содержанию либо поощрению, либо порицанию. В таких случаях от педагога требуется разнообразить подходы к воспитуемому, используя различные формы санкций (негативные — наказания, позитивные — поощрения, формальные — опора на общественное мнение). Неформальными позитивными санкциями выступают одобрение, похвала, признание и уважение.
Ну и, наконец, как действенный способ организации процесса гражданского воспитания, санкция требует выполнения ряда правил при ее использовании. Во-первых, санкции необходимо использовать только с уважением к личности подростка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Во-вторых, необходимо постоянно использовать параллельное действие группы (коллектива) и избегать действия под настроением и влиянием ситуативных порывов. Если мы сумеем грамотно применить вышеперечисленные методы и формы гражданского воспитания, то уверена, они помогут нам, педагогам воспитать личность, которая будет ценить и понимать традиции своих предков, уважать права находящихся рядом с ним людей и выполнять Закон. Это и будет Гражданин своего государства, во всех смыслах этого понятия.
4. Примеры мероприятий возможных для проведения в школе для воспитания гражданственности учащихся, как в урочное, так и в неурочное время
1. «Я и Я» — гражданское отношение к себе
Задачи:
1.Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность
2.Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности. Точности при соблюдении правил поведения дома, в школе, в общественных местах.
Мероприятия:
1.«Мой режим дня» (Беседа)
2.«Познай себя» ( анкетирование «Познай себя», «Кто вы?»)
.«Мой взгляд»:
·Конкурс плакатов посвященных ЗОЖ
·Курить или жить (беседа с элементами тренинга)
·Суд над наркоманией (ролевая игра)
·Кто такой гражданин? (беседа)
·Путешествие в Законию (классный час)
4.Спешите делать добро.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважение человеческого достоинства.
2 « Я и Семья»- формирование гражданского отношения к семье
Задачи:
1.Воспитывать семьянина, любящего своих родителей
2.Формировать уважение к членам семьи
Мероприятия:
1.День Матери (классный вечер с участием мам)
2.Родительские собрания по темам:
·« Что нужно знать родителям о своем подростке»
·Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»
·Памятка «Как научить ребенка ответственности»
·«Чтобы ребенок учился»
3.«Семейные традиции»
4.»Фотографии из семейного альбома»
Предполагаемый результат: сформировано представление, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством. Сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать.
3 « Я и Школа» — формирование гражданского отношения к школе
Задачи:
.Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу. Стремление к сочетанию личных и общественных интересов, создания атмосферы товарищества и дружбы в коллективе.
. Воспитывать сознательное отношение к учебе
. Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения
. Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы
Мероприятия:
.Праздник первого звонка ( линейка)
. Школа- наш второй дом ( выполнение коллективного рисунка на тему: наша школа в будущем»)
. Зачем нужно учиться в школе? ( беседа )
. Самоуправление в классе (выбор актива класса)
. Имею право- но обязан ( классный час)
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель», «ученик-ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на ученика обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе.
4. « Я и мое Отечество» -формирование гражданского отношения к Отечеству
Задачи:
.Развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Мероприятия:
. Государственная символика РФ ( оформление стендов)
. Моя Родина ( поездки, походы по родным местам)
. Уроки Мужества ( встреча с ветеранами ВОВ)
. Вахта памяти ( рисунки детей на тему: Война глазами детей)
Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Заключение
Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Международные обязательства России, в частности, ее членство в Совете Европы, признание юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества несравненно более высокого уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России. В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях:
систематическое гражданское образование в школах, демократически ориентированный уклад жизни многих школ;
движение общественно активных школ, возрождение в ряде областей страны производительного труда школьников, создание разветвленной сети детских и молодежных общественных организаций.
Все эти тенденции можно определить как прогнозные.
К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания, мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических колледжей и лицеев, создание в школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными технологиями.
Одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами — создание в школе демократического уклада жизни.
Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении государством.
Литература
1. Г. Русских «Проблема воспитания гражданина и патриота в России 19 века», журнал « Педагогика» №3 2011г
. В.И. Лутовинов « Гражданско-патриотическое воспитание сегодня», журнал « Педагогика» № 5 2006г
.Г. Авзалова « Формировать личность 21 века» , журнал « Учитель» №1 2009г
.А.В. Гаврилова статья-проект «Я- гражданин России», журнал « Классный руководитель» № 5 2009г
.Р.А. Курашкина статья-проект « Я-гражданин России», журнал «Классный руководитель» №3 2006г
.Н.А. Савотина « Гражданское воспитание: традиции и современные требования», журнал «Педагогика» №4 2002г
. Е.Н. Семыкина « Гражданско-нравственное становление школьников в процессе воспитания», журнал «Воспитание школьников» №5 2011г
. Н.И. Пирогов «Вопросы жизни»
. Л.В. Кузнецова «Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность».
. Учебник «Педагогика» под редакцией Л.П. Крившенко
. Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова
. Программа « Гражданско-патриотическое воспитание», журнал заместителя директора школы по воспитательной работе №3 2006г
К.Д. Ушинский «Собрание сочинений»