Содержание
Содержание:
Введение2
Глава 1. Бюджетная система Российской Федерации4
1.1. Сущность государственного бюджета и его основные функции4
1.2. Бюджетное устройство Российской Федерации9
Глава 2. Основы функционирования бюджетной системы РФ и перспективы его развития в среднесрочной перспективе14
2.1. Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации14
2.2. Направления совершенствования Федерального бюджета на 2008 г . и на период до 2010 г.20
Заключение28
Список литературы31
Приложения
Введение
«Бюджетное устройство в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в среднесрочной перспективе» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна, поскольку развитие рыночной экономики в России связано с последовательным проведением реформ в области бюджетных отношений, права, налогов, управления на всех уровнях государственной власти. В этих условиях изучение бюджетной системы России приобретает особую актуальность, поскольку именно в этой связи финансовой системы переплетаются как экономические интересы, так и денежные потоки практически всех хозяйствующих субъектов.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Горегляд В.П., Макарова С.Д., Нестеренко Т.Г., Юровицкий В.М., Яндиев М.И. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является постановка объекта и объекта исследования.
Объект исследования бюджетное устройство Российской Федерации.
Объект исследования — современное состояние и развитие бюджетной системы.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Целью работы является рассмотрение структуры бюджета Российской Федерации и основных направлений ее совершенствования в среднесрочной перспективе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: (Обращаем ваше внимание на то, что задачи работы всегда совпадают с названием глав контрольной работы! Не пишите отсебятину!)
1.Исследовать основы бюджетной ситемы Российской Федерации;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об общей характеристике бюджетной системы Российской Федерации;
3.Рассмотреть направления совершенствования Федерального бюджета на 2008 г . и на период до 2010 г.;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специализированной литературе научные подходы к данной проблеме.
5.Предложите свое понимание этой проблемы и найдите способы ее решения.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении научных знаний по данному вопросу.
Успех выполнения письменных заданий диссертации во многом зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались оба эмпирических метода исследования: сравнительно-сравнительный и наблюдательный, которые применялись как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия заданной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Выдержка из текста работы
Ведущую и решающую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из важнейших механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества, основным звеном которой является государственный бюджет. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов, могли затронуть только сферу государственных финансов и, прежде всего, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Бюджет — это сложнейшая совокупность финансовых взаимоотношений, поэтому подход к решению его проблем также должен быть комплексным. именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.
Актуальность аргументации заключается в том, что большинство проблем, стоящих сегодня перед государством, так или иначе связаны с бюджетным кризисом.
Цель работы — рассмотреть бюджетную систему и структуру бюджета Российской Федерации и перспективы ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
теоретическое содержание бюджетной системы и бюджетного устройства;
принципы формирования бюджетов и распределения бюджетных средств всех уровней бюджетной системы;
сделать анализ консолидированного бюджета за период 2009 -2011года;
основные характеристики консолидированного бюджета;
основные направления совершенствования бюджетной системы РФ.
Объект исследования — бюджет Российской Федерации и структура бюджета. Объектом исследования является совокупность теоретических и практических аспектов структуры бюджета России и принципов организации бюджетной системы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТРОЙСТВА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
доход консолидированный бюджет дефицит
1.1 Бюджетная система РФ и принципы ее построения
Прежде чем говорить о структуре бюджета Российской Федерации, чтобы выявить ее преимущества и недостатки, необходимо определить, что, собственно, представляет собой государственный бюджет.
Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
— бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
— местные бюджеты.
Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом, толкуются расширительно, т.е. включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет РФ, по сути, является основным финансовым планом государства, посредством которого мобилизуются необходимые финансовые ресурсы для их последующего перераспределения и использования для реализации целей государственной политики. Бюджетная система России: [ Текст] : Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.:ЮНИТИ-ДАНА.- 2008.-С. 27
Бюджетом субъекта РФ в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.
Второй уровень бюджетной системы, помимо бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, включает бюджеты 89 субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов федерального значения; 1 бюджет автономной области и 10 бюджетов автономных округов.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Вопросы местного самоуправления относятся к сфере местного значения.
На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.
Консолидированный бюджет в Бюджетном кодексе РФ определен как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов (рис.1.1).
Рис.1.1. Бюджетная система РФ без государственных внебюджетных фондов.2. Финансы и статистика: [ Текст]: //Учебник// Грязновой А.Г., Маркиной Е.В., Москва. — 2008.-с. 59
В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.
Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников
финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
1. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
2. право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
3. право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
4. право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;
5. недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
6. право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
7. недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
8. недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета обязательно и полностью отражаются в соответствующих бюджетах. Бюджетный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 2011 год. [ Текст] : С комментариями к последним изменениям.- М.: Эксмо.- 2011.-с. 55
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
1.субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;
2.средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
3.добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
4.расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
5.расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
6.отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Принцип прозрачности (открытости) означает:
1. обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) органом государственной власти и исполнительным органом государственной власти;
3. стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.
Принцип бюджетной надежности означает надежность показателей для прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичный расчет доходов и расходов бюджета.
Принцип распределения и адресность бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Бюджетный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 2011 год.: [ Текст] : С комментариями к последним изменениям.- М.: Эксмо.-2011.-с. 57
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций.
Следует отметить, что из всех перечисленных принципов к принципам построения системы можно отнести только принципы единства, независимости и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.
Таким образом, принципы бюджетной системы Российской Федерации являются базовыми и руководящими идеями, руководящими положениями, определяющими функционирование этой системы и в целом правовые бюджетные отношения. Естественно, эти общие принципы находят свое выражение непосредственно в нормах бюджетного права.
1.2 Основы бюджетного устройства
Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, соотношение объединенных бюджетов в ней определяют бюджетную структуру государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины
некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.
Основные принципы структуры бюджета закреплены в Конституции, специальном бюджетном законодательстве и региональных соглашениях. Бюджетная система — совокупность всех бюджетов Российской Федерации, основанная на экономических отношениях и правовых нормах.
Структура бюджета признана важнейшим элементом, формирующим структуру государственной власти. Через бюджетную систему государство перераспределяет финансовые ресурсы в целях выравнивания выравнивания уровня социально-экономического развития регионов путем установления нормативов по регулирующим доходным источникам и оказания безвозмездной помощи в виде дотации из бюджета и субсидий (бюджетных ссуд). Это достигается в консолидированном бюджете.
Тип бюджетного устройства определяется типом государственного устройства,т.е форма бюджетного устройства определяется формами государственного устройства по степени распределения власти между центром и территориальными образованиями все государства подразделяются на три уровня.
При унитарной форме государственного устройства территориальное образование не имеет собственной автономности, в стране действует единая Конституция, единые органы власти, централизованное управление всеми процессами в государстве. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Игонин В.В. Бюджет Российской Федерации на сегодняшний день: [ Текст] : Вопросы экономики- №1. — 2009. — с. 33 — 38.
При федеративной форме устройства территориальные образования входят в состав государства, имеют самостоятельность в пределах определенных границ. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штаты, земли, провинции и т.п.); местные бюджеты. В условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федеральный бюджет.
Под конфедеративной формой устройства понимается постоянный союз суверенных государств, созданных для достижения политических, либо военных целей. Бюджет такого государства формируется за счет взносов государств входящих в конфедерацию.
Сегодня большая часть средств сосредоточена в федеральных бюджетах, что обусловлено все возрастающей ролью государства, расширением его экономических функций и необходимостью концентрации ресурсов в руках государства с тем, чтобы более эффективно использовать их по приоритетным направлениям.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетного устройства связана с системой взаимосвязи бюджетов разных уровней, которая в федеративных государствах проявляется через систему бюджетного федерализма.
Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная новая структура Минфина — Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на определенный период государственных расходов; именно Казначейство проводит сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы. Наконец, именно Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.
Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.
Таким образом, вновь созданная система позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, исполнения бюджета более плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей. Ковалева Н.Н., Сабадашева А.Г. «Российская газета» : [ Текст] : Федеральный выпуск №4917 (93) от 26 мая 2009. -с. 31
Таким образом, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации чрезвычайно сложны, как сложны и все их составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И на лицо вывод — оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность. Савченко Е.С. Бюджетная система РФ: [ Текст] : //Достижения науки и техники АПК. — № 1. — 2009. — С. 13.
2. АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ НА 2011-2013ГОДА
2.1 Анализ доходов консолидированного бюджета
Таблица 2.1
Виды доходов |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонение 2013/2011г |
|||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Всего доходов |
13 599,72 |
100 |
16 031,93 |
100 |
18 669,77 |
100 |
5070,05 |
37,28 |
|
Налог на прибыль организаций |
1 264,64 |
9,30 |
1 774,57 |
11,07 |
2 118,23 |
11,35 |
853,59 |
67,50 |
|
Налог на доходы физических лиц |
1 665,82 |
12,25 |
1 790,50 |
11,17 |
1 699,17 |
9,10 |
33,35 |
2,00 |
|
Единый социальный налог |
975,97 |
7,18 |
— |
0 |
— |
0 |
— |
0 |
|
Страховые взносы |
1 324,57 |
9,74 |
2 279,25 |
14,22 |
3 104,01 |
16,63 |
1779,44 |
134,34 |
|
Налог на добавленную стоимость на товары реализуемые на территории Российской Федерации |
1 176,91 |
8,65 |
1 329,09 |
8,29 |
1 547,68 |
8,29 |
370,77 |
31,50 |
|
Акцизы по подакцизным товарам производимым на территории Российской Федерации |
327,41 |
2,41 |
441,36 |
2,75 |
551,31 |
2,95 |
223,9 |
68,39 |
|
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
873,36 |
6,42 |
1 169,51 |
7,29 |
1 344,19 |
7,20 |
470,83 |
53,91 |
|
Налог на совокупный доход |
175,54 |
1,29 |
207,71 |
1,30 |
227,15 |
1,22 |
51,61 |
29,40 |
|
Налоги на имущество |
569,69 |
4,19 |
628,24 |
3,92 |
660,01 |
3,54 |
90,32 |
15,85 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
1 053,84 |
7,75 |
1 406,31 |
8,77 |
1 857,36 |
9,95 |
803,52 |
76,25 |
|
Таможенные пошлины |
2 509,41 |
18,45 |
2 853,09 |
17,80 |
3 304,67 |
17,70 |
795,26 |
31,69 |
|
Прочие |
1 682,55 |
12,37 |
1 954,43 |
12,19 |
2 255,95 |
12,08 |
573,4 |
34,08 |
Динамика доходной части консолидированный бюджет РФ и бюджет государственных внебюджетных фондов РФ за период 2011 — 2013 года.
Проведенный анализ доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов за 2011/2013 год показал,что объем доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных увеличился на 37,28%. В составе доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов на первое место по динамике поступления вышли страховые взносы во внебюджетные фонда с удельной долей-134,34%. Это произошло в следствии увеличения ставки пенсионного фонда( ставка достига в 2012 году до 34%) , а так же изменения таможенной пошлины.
Второе место по наполняемости занимает налог на добычу полезных, который увеличился на 76,25%. Причиной тому стал ряд факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Положительный эффект от роста мировых цен на энергоносители был дополнен увеличением физических объемов добычи и экспорта углеводородов.
Акцизы по подакцизным товарам занимают третье место по наполняемости и увеличились на 68,39%,что свидетельствует о востребованности подакцизных товаров, о высоких оборотах их реализации.
Поступления по налогу на прибыль организаций в бюджет увеличились на 67,50%. Вероятно, в большей степени данная динамика сложилась под воздействием относительного улучшения общеэкономического фона. Данный показатель свидетельствует о достаточно эффективной работе предприятий крупного бизнеса, о высоких финансовых результатах их деятельности и не большом количестве убыточных предприятий.
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации составляет 53,91%. Налог на добавленную стоимость на товары реализуемые на территории Российской Федерации с удельной долей 31,50%. Этот фактор свидетельствует о значительных оборотах по реализации товаров,работ,услуг.
Доля поступлений таможенной пошлины в консолидированный бюджет — 31,96%. Данное увеличение произошло за счет дифференцирования ставок по отношению к режимам налогообложения.
Налоги на совокупный доход возросли по сравнению с 2011 годом на 29,40 %, за счет увеличения налогооблагаемой базы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и увеличения коэффициента-дефлятора К1, применяемого при расчете единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Налоги на имущество увеличились на 15,85%,что говорит о том что организации достаточно оснащены основными фондами.
В 2010 году был отменен единый социальный налог.
Таблица 2.2
Динамика доходной части федеральный бюджет а за период 2011 — 2013года.
Наименование показателя |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонение 20013/2011г. |
|||||
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
% |
млрд. руб. |
в % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Таможенные пошлины |
2 509,4 |
34,2 |
2 853,1 |
34,4 |
3 304,7 |
32,5 |
795,3 |
31,69 |
|
Налог на добавленную стоимость на товары реализуемые на территории Российской Федерации |
1 176,6 |
16 |
1 328,8 |
16 |
1 547,4 |
15,2 |
370,8 |
31,51 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
981,5 |
13,4 |
1 376,6 |
16,6 |
1 825,5 |
18 |
844 |
85,99 |
|
НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
873,4 |
11,9 |
1 169,5 |
14,1 |
1 344,2 |
13,2 |
470,8 |
53,90 |
|
Единый социальный налог |
509,8 |
6,9 |
— |
0 |
— |
0 |
— |
0 |
|
Налог на прибыль организаций |
195,4 |
2,7 |
255,0 |
3,1 |
311,8 |
3,1 |
116,4 |
59,57 |
|
Акцизы по подакцизным товарам производимым на территории Российской Федерации |
81,7 |
1,1 |
113,9 |
1,4 |
211,6 |
2,1 |
129,9 |
158,99 |
|
Прочие доходы, включая безвозмездные поступления |
1 009,9 |
13,8 |
1 206,9 |
14,5 |
1 619,7 |
15,9 |
609,8 |
60,38 |
|
Всего доходов |
7 337,8 |
100 |
8 303,8 |
100 |
10 164,8 |
100 |
2827 |
38,53 |
Проведенный анализ доходов федерального бюджета за 2011/2013 год, показал что объем доходов увеличился на 38,53%. В состав доходов федерального бюджета на первое место по динамике поступления вышли акцизы по подакцизным товарам с удельной долей 158,99%. Данный фактор свидетельствует о востребованности подакцизных товаров, о высоких оборотах их реализации.
Второе место по место по динамике поступления занимает налог на добычу полезных, который увеличился на 85,99%. Причиной тому стал ряд факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Положительный эффект от роста мировых цен на энергоносители был дополнен увеличением физических объемов добычи и экспорта углеводородов, нефти, газа,а так же увеличение ставки налога на добычу нефти и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья.
На третьем месте по наполняемости доходной части федерального бюджета находится совокупность прочих доходов,включая безвозмездные перечисления. По сравнению с 2011годом произошло увеличение на 60,38%.
Четвертое место по наполняемости занимает налог на прибыль организации. Поступления в бюджет увеличились на 59,57%. Данный показатель свидетельствует о достаточно эффективной работе предприятий крупного бизнеса, о высоких финансовых результатах их деятельности и не большом количестве убыточных предприятий.
На пятом месте по собираемости находится налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. По сравнению с 2009годом произошло увеличение на 53,90%.
Таблица 2.3
Динамика доходной части государственных внебюджетных фондов за период 2011 — 2013 года. Наименование показателя 2011год 2012год 2013год Отклонение 2013/2011г млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего доходов 3 789,3 100 4 861,1 100 5 200,3 100 1411 37,24 Страховые взносы 1 324,3 34,95 2 115,0 43,46 2 909,0 55,94 1584,7 119,66 Единый социальный налог 312,9 8,25 — 0 — 0 — 0 Налоги на совокупный доход 15,1 0,40 18,3 0,38 13,5 0,26 -1,6 -10,60 Прочие доходы, включая безвозмездные поступления 2 137,0 0,56 2 727,8 56,1 2 277,8 43,80 140,8 6,59 |
Проведенный анализ доходов государственных внебюджетных фондов за 2011/2013 год, показал что объем доходов увеличился на 37,24%. В составе доходов консолидированного бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов на первое место по динамике поступления вышли страховые взносы во внебюджетные фонда с удельной долей-119,66%. Это произошло в следствии увеличения ставки пенсионного фонда, а так же изменения таможенной пошлины.2009 год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов
Второе место по динамике поступления находится совокупность прочих доходов, включая безвозмездные перечисления. По сравнению с 2011годом произошло увеличение на 6,59% .
Налоги на совокупный доход сократились по сравнению с 2011 годом на 10,60%, за счет сокращения количества индивидуальных предпринимателей, повлекло за собой сокращение налоговых поступлений по данному налогу. Вместо единого социального налога (ЕСН) с 1 января 2012 года начали действовать два Федеральных закона, регулирующих вопросы уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.
Таблица 2.4
Динами доходной части консолидированного бюджета субъектов РФ за период 201 — 2013 года. Наименование показателя 2011год 2012год 2013год Отклонение 2013/2011г млрд.руб. % млрд.руб. % млрд.руб. % млрд.руб. % 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего доходов 5 926,6 100 6 537,0 100 6 928,5 100 1001,9 16,91 Налог на доходы физических лиц 1 665,8 28,11 1 790,5 27,40 1 699,2 24,52 33,4 2,01 Налог на прибыль организаций 1 069,2 18,04 1 519,5 23,24 1 806,5 26,07 737,3 68,96 Налоги на имущество 569,7 9,61 628,2 9,61 660,0 9,53 90,3 15,85 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 245,7 4,15 327,5 5,01 339,8 4,90 94,1 38,30 Налоги на совокупный доход 151,6 2,56 178,9 2,74 208,3 3,01 56,7 37,40 Налог на добычу полезных ископаемых 72,3 1,22 29,7 0,45 31,8 0,46 -40,5 -56,02 Прочие доходы, включая безвозмездные поступления 2 151,7 36,31 2 062,3 31,55 2 182,6 31,50 30,9 1,44 |
Проведенный анализ доходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2011/2013 год, показал что объем доходов увеличился на 16,91%. В составе доходов консолидированного бюджета субъектов РФ на первое место по динамике поступления вышел налог на прибыль организации с удельной долей 68,96%. Данная динамика сложилась под воздействием относительного улучшения общеэкономического фона. Данный показатель свидетельствует о достаточно эффективной работе предприятий крупного бизнеса, о высоких финансовых результатах их деятельности и не большом количестве убыточных предприятий.
На втором месте по динамике поступления находится налог на акцизы по подакцизным товарам с удельным весом 38,30%,что свидетельствует о востребованности подакцизных товаров ,о высоких объемах их реализации.
Налоги на совокупный доход возросли по сравнению с 2011 годом на 37,40 %, за счет увеличения налогооблагаемой базы по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения и увеличения коэффициента-дефлятора К1, применяемого при расчете единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В целом поступления по налогам на имущество увеличены по сравнению с 2011 годом на 15,85%,что свидетельствует что организации достаточно оснащены основными фондами. Так же в доходную часть бюджета происходили не значительные поступления за счет налога на доходы физических лиц,с удельной долей — 2,01%.
Таблица 2.5
Динамика доходной части территориальных государственных внебюджетных фондов за период 2011 — 2013 года.
Наименование показателя |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонение 2013/2011г |
|||||
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Всего доходов |
551,5 |
100 |
575,1 |
100 |
819,5 |
100 |
268 |
48,59 |
|
Единый социальный налог |
153,1 |
27,76 |
— |
0 |
— |
0 |
— |
0 |
|
Налоги на совокупный доход |
8,8 |
1,60 |
10,5 |
1,83 |
5,3 |
0,65 |
-3,5 |
-39,77 |
|
Страховые взносы |
100,5 |
0,09 |
164,6 |
28,62 |
195,0 |
23,79 |
94,5 |
94,03 |
|
Прочие доходы, включая безвозмездные поступления |
389,1 |
70,55 |
399,9 |
69,54 |
619,2 |
75,56 |
230,1 |
59,14 |
Проведенный анализ доходов территориальных государственных внебюджетных фондов за 2011/2013 год, показал что объем доходов увеличился на 48,59%. В составе доходов территориальных государственных внебюджетных фондов на первое место по динамике поступления вышли страховые взносы во внебюджетные фонда с удельной долей 94,03%. Это произошло в следствии увеличения ставки пенсионного фонда( ставка достига в 2012 году до 34%) , а так же изменения таможенной пошлины.
На второе место по динамике поступления вышли прочие доходы, включая безвозмездные поступления с удельной долей 59,14%.
Налоги на совокупный доход сократились по сравнению с 2011 годом на 39,77%, за счет сокращения количества индивидуальных предпринимателей, повлекло за собой сокращение налоговых поступлений по данному налогу.
2.2 Динамика расходов консолидированного бюджета РФ
Таблица 2.6
Динамика расходной части федерального бюджета за период 2011 — 2013 года
Виды расходов |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонение 2013/2011г |
|||||
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
||
По всем разделам и подразделам |
16 048,3 |
100 |
17 301,0 |
100 |
16 029,0 |
100 |
-19,3 |
-0,12 |
|
Социальная политика |
4 718,8 |
29,40 |
5 863,2 |
33,89 |
5 686,5 |
35,48 |
967,7 |
20,51 |
|
Национальная экономика |
2 782,1 |
17,34 |
2 323,9 |
13,43 |
1 965,5 |
12,26 |
-816,6 |
-29,35 |
|
Образование |
1 783,5 |
11,11 |
1 893,9 |
10,95 |
1 810,1 |
11,29 |
26,6 |
1,49 |
|
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
1 653,0 |
10,03 |
1 708,7 |
9,88 |
1 529,5 |
9,54 |
-123,5 |
7,47 |
|
Общегосударственные вопросы |
1 313,8 |
8,19 |
1 438,9 |
8,32 |
1 189,6 |
7,42 |
-124,2 |
9,45 |
|
Прочие расходы |
3 797,2 |
23,66 |
4 072,4 |
23,54 |
3 847,8 |
24,01 |
50,6 |
1,33 |
Проведенный анализ расходов федерального бюджета за 2011/2013год показал,что объем расходов федерального бюджета сократился на 0,12%. Наибольшая доля по динамике расходования принадлежит содержанию социальной политики с удельной долей 20,51%. Расходы направлялись на пенсионное обеспечение,социальное обслуживание населения,охрану семьи и детства.
Расходы на общегосударственные вопросы по сравнению с 2011 годом увеличились на 9,45%. Увеличились расходы на обслуживание государственного долга,научные исследования, а так же на обеспечение проведения выборов и референдумов.
Так же произошло увеличение расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт на 7,47%. Больше денежных средств стало выделяться на санитарно-оздоровительные курорты,стационарную медицинскую помощь.
Расходы на образование по сравнению с 2011 годом увеличились на 1,49%. Расходы направляются на дошкольное,начальное, среднее образование,а так же на повышении квалификации.
По сравнению с 2011 годом произошло сокращение расходов на национальную экономику на 29,35%.
Таблица 2.7
Динамика расходной части государственных внебюджетных фондов РФ за период 2011- 2013 года
Виды расходов |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонение 2013/2011г |
|||||
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
По всем разделам и подразделам |
3 587,20 |
100 |
4 534,97 |
100 |
4 731,57 |
100 |
1144,37 |
31,90 |
|
Общегосударственные вопросы |
3,58 |
0,02 |
68,78 |
1,52 |
6,43 |
1,62 |
5,85 |
79,61 |
|
Социальная политика |
3 436,33 |
95,79 |
4 356,81 |
96,07 |
278,01 |
5,88 |
-3158,32 |
-91,91 |
|
Межбюджетные трансферты |
130,65 |
3,64 |
109,25 |
2,41 |
437,30 |
92,51 |
424,35 |
464,33 |
Проведенный анализ расходов государственных внебюджетных фондов РФ за 2011/2013год показал,что объем расходов увеличился на 31,90%. Наибольшая доля по динамике расходования принадлежит межбюджетным трансфертам. По сравнению с 2009 годом они увеличились в 4,5 раза.
Расходы на общегосударственные вопросы по сравнению с 2011 годом увеличились на 79,61%. Увеличились расходы на обслуживание государственного долга, на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, научные исследования, а так же на обеспечение проведения выборов и референдумов.
Так же по сравнению с 2011 годом наблюдается сокращение расходов на социальную политику с удельной долей 91,91%.
Таблица 2.8
Динамика расходной части консолидированный бюджет РФ и государственных внебюджетных фондов РФ за период 2011 — 2013 года
Виды расходов |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонение 2013/2011г |
|||||
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
По всем разделам и подразделам |
16 048,34 |
100 |
17 301,00 |
100 |
16 029,00 |
100 |
-19,3 |
-0,12 |
|
Общегосударственные вопросы |
1 313,80 |
8,19 |
1 438,91 |
8,32 |
1 082,33 |
6,75 |
-231,47 |
-17,62 |
|
Национальная оборона |
1 191,19 |
7,42 |
1 279,69 |
3,40 |
1 102,17 |
6,88 |
-89,02 |
-7,47 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 245,92 |
7,76 |
1 339,44 |
7,74 |
1 189,63 |
7,42 |
56,29 |
-4,52 |
|
Национальная экономика |
2 782,08 |
17,34 |
2 323,87 |
13,43 |
1 965,46 |
12,26 |
-816,62 |
-29,35 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 006,14 |
6,27 |
1 071,49 |
6,19 |
894,93 |
5,58 |
-111,21 |
11,05 |
|
Охрана окружающей среды |
29,57 |
0,18 |
28,33 |
0,16 |
26,47 |
0,17 |
-3,1 |
10,48 |
|
Образование |
1 783,51 |
11,11 |
1 893,88 |
10,95 |
1 810,11 |
11,29 |
26,6 |
1,49 |
|
Культура, кинематография, средства массовой информации |
324,38 |
2,02 |
353,43 |
2,04 |
— |
0 |
— |
0 |
|
Здравоохранени,физическая культура и спорт |
1 652,95 |
10,30 |
1 708,75 |
9,88 |
— |
0 |
— |
0 |
|
Социальная политика |
4 718,78 |
29,40 |
5 863,18 |
33,89 |
5 686,50 |
35,48 |
967,72 |
20,51 |
Проведенный анализ расходов консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов РФ за 2011/2013год показал,что объем расходов сократился на 0,12%. Наибольшая доля по динамике расходования принадлежит социальной политике с удельной долей 20,51%. Расходы направлялись на пенсионное обеспечение,социальное обслуживание населения,охрану семьи и детства.
Второе место по расходам в динамике занимает жилищно-комунальное хозяйство с удельной долей 11,05%. Расходы направляются на улучшение жилищного хозяйства,коммунального хозяйства и благоустройства.
На третье место по расходам в динамике выступает охрана окружающей среды с удельной долей 10,48%. Улучшение экологического контроля,отчистка сточных вод.
Так же наблюдается тенденция по сокращению расходов на национальную экономику-29,35%, на общегосударственные расходы- 17,62%, национальную оборону-7,47%,а так же на национальную безопасность и правоохранительную деятельность с удельной долей 4,52%.
Таблица 2.9
Динамика расходной части территориальных государственных внебюджетных фондов РФ за период 2011 — 2013 года
Виды расходов |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонение 2013/2011г |
|||||
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
По всем разделам и подразделам |
550,81 |
100 |
574,34 |
100 |
788,60 |
100 |
237,79 |
43,17 |
|
Общегосударственные вопросы |
7,46 |
1,35 |
8,06 |
1,40 |
7,39 |
0,94 |
-0,07 |
-0,94 |
|
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
541,69 |
98,34 |
564,00 |
98,63 |
779,02 |
98,95 |
237,33 |
43,81 |
|
Социальная политика |
1,04 |
0,19 |
1,03 |
0,18 |
— |
0 |
— |
0 |
|
Межбюджетные трансферты |
0,62 |
0,11 |
0,62 |
0,11 |
0,89 |
0,11 |
0,27 |
43,55 |
Проведенный анализ расходов территориальных государственных внебюджетных фондов РФ за 2011/2013год показал,что объем расходов увеличился на 43,17%. Наибольшая доля по динамике расходования занимает здравоохранение, физическая культура и спорт с удельной долей 43,81%. Больше денежных средств стало выделяться на санитарно-оздоровительные курорты,стационарную медицинскую помощь.
Второе место по динамике расходования принадлежит межбюджетным трансфертам. По сравнению с 2009 годом они увеличились на 43,55%.
Так же произошло сокращение расходов на общегосударственные вопросы на 0,94%.
Таблица 2.10
Динамика расходной части консолидированный бюджета субъектов РФ за период 2011 — 2013года
Виды расходов |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонение 2013/2011г |
|||||
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
млрд. руб |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
По всем разделам и подразделам |
6 255,72 |
100 |
6 636,94 |
100 |
6 156,74 |
100 |
-98,98 |
-1,58 |
|
Общегосударственные вопросы |
455,21 |
7,28 |
481,43 |
7,25 |
390,88 |
6,35 |
-64,33 |
-14,13 |
|
Национальная оборона |
3,02 |
0,05 |
3,21 |
0,50 |
2,80 |
0,05 |
-0,22 |
-7,28 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
241,41 |
3,86 |
254,06 |
3,83 |
221,85 |
3,60 |
-19,56 |
-8,10 |
|
Национальная экономика |
1 131,35 |
18,07 |
1 103,58 |
16,63 |
1 004,56 |
16,32 |
-126,79 |
11,21 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
854,51 |
13,66 |
836,59 |
12,61 |
731,73 |
11,89 |
-122,78 |
-14,37 |
|
Охрана окружающей среды |
16,53 |
0,26 |
14,85 |
0,22 |
13,50 |
0,22 |
-3,03 |
-18,33 |
|
Образование |
1 345,89 |
21,51 |
1 450,97 |
21,86 |
1 425,98 |
23,16 |
80,09 |
10,01 |
|
Культура, кинематография, средства массовой информации |
212,69 |
3,40 |
227,82 |
3,43 |
— |
0 |
— |
0 |
|
Социальная политика |
958,42 |
15,32 |
1 167,28 |
17,59 |
1 010,93 |
16,42 |
52,51 |
5,48 |
|
Межбюджетные трансферты |
277,75 |
4,44 |
300,38 |
4,53 |
— |
0 |
— |
0 |
Проведенный анализ расходов консолидированного бюджета субъектов РФ за 2011/2013год показал,что объем расходов сократился на 1,58%. Наибольшая доля по динамике расходования принадлежит национальной экономике с удельной долей 11,21%. Этот фактор свидетельствует о выделении дополнительных средствах на топливно-энергетический комплекс, на освоение космического пространства, на развитие сельского хозяйства.
Второе место по расходам в динамике занимает образование с удельной долей 10,01%. Дополнительные денежные средства направляются на дошкольное,начальное, среднее образование,а так же на повышении квалификации. Третье место по расходам занимает социальная политика с удельной долей 5,48%. Средства направлялись на пенсионное обеспечение,социальное обслуживание населения,охрану семьи и детства.
Наблюдается сокращение расходов на охрану окружающей среды — 18,33%, на жилищно-комунальное хозяйство с удельной долей-14,37%, на общегосударственные вопросы — 14,13%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность с удельной долей 8,10%, а так же на национальную оборону 7,28%.
2.3 Дефицит и профицит бюджета
Таблица 2.11
Исполнение консолидированного бюджета за период 2011-2013года
Наименование показателей |
2011год |
2012год |
2013год |
|
млрд. руб |
млрд. руб |
млрд. руб |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб. Дефицит/профицит |
-2448,62 |
-1278,07 |
2640,77 |
|
Федеральный бюджет, млрд. руб. Дефицит/профицит |
-2599,83 |
-1810,22 |
1369,43 |
|
Конс. бюджеты субъектов РФ,млрд. руб. Дефицит/профицит |
-329,1 |
-99,6 |
771,72 |
|
Бюджет ГВБФ, млрд. руб. Дефицит/профицит |
202,06 |
640,73 |
468,68 |
|
Бюджет терр. ГВБФ, млрд. руб. Дефицит/профицит |
0,71 |
0,72 |
30,94 |
С 2011 по 2013 год наблюдается дефицит консолидированного бюджета РФ и бюджета государственных внебюджетных фондов, федерального бюджета, а так же консолидированного бюджета субъектов РФ. Доходы в эти бюджеты недостаточны, а расходы привышены,что и вызывает дефицит бюджета. Так же наблюдается профицит государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Профицит бюджета появляется в результате достаточного дохода, но расходы уменьшены по сравнению со статьями бюджета. На 2013 год выявлен профицит по всем бюджетам, что свидетельствует о том, что доход составлен согласно уровня, а расходы не выполнены.
Таблица 2.12
Источники покрытия дефицита консолидированного бюджета за период 2011-2013года
Источники финансирования |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
млрд.руб. |
млрд. руб. |
млрд. руб. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
внутреннее финансирование |
3308 |
2344,3 |
1471,8 |
|
из него: |
||||
Государственные ценные бумаги |
541,9 |
621,5 |
1004,1 |
|
Курсовая разница |
— |
-132,3 |
— |
|
Бюджетные кредиты в валюте РФ |
112,9 |
-169,3 |
— |
|
остатки средств бюджетов |
-1761,1 |
-1450,1 |
-1991,3 |
|
внешнее финансирование |
-176,6 |
574,8 |
-80 |
|
в том числе: |
||||
Погашение государственных ценных бумаг РФ |
-48 |
160,1 |
-66,7 |
|
Погашение РФ кредитов иностранных государств |
-55,5 |
-46,2 |
-31,2 |
Анализ динамики показывает, что источников внутреннего финансирования дефицита в период 2011-2013 года выделено больше плана.
В 2009 году на покрытие дефицита бюджета используются государственные ценные бумаги в сумме 541,9млрд. руб.,бюджетные кредиты в валюте Российской Федерации в сумме 112,9 млрд.руб.,а так же недофинансирование остатков средств бюджетов в сумме 1761,1млрд.руб.
По внешним источникам финансирования дефицита бюджета в 2011 году наблюдается недофинансирование в сумме 176,6 млрд.руб. на покрытие дефицита бюджета используются погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашение Российской Федерации кредитов иностранных государств.
В 2012 году на покрытие дефицита бюджета используются государственные ценные бумаги в сумме 621,5 млрд. руб., недофинансирование бюджетные кредиты в валюте Российской Федерации в сумме 169,3 млрд.руб.,а так же недофинансирование остатков средств бюджетов в сумме 1450,1 млрд.руб. и курсовой разницы в сумме 132,3 млрд.руб.
В 2012 году выделено больше плана внешних источников финансирования в сумме 574,8 млрд. руб. Финансирование присходило за счет погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашение Российской Федерации кредитов иностранных государств.
В 2013 году на покрытие дефицита бюджета используются государственные ценные бумаги в сумме 541,9млрд.,а так же недофинансирование остатков средств бюджетов в сумме 1991,3 млрд.руб.
По внешним источникам финансирования дефицита бюджета в 2013 году наблюдается недофинансирование в сумме 80 млрд.руб. на покрытие дефицита бюджета используются погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашение Российской Федерации кредитов иностранных государств.
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012-2015 годах».
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе — пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи. http://www.minfin.ru
Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность, определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией — необходимые предпосылки для достижения этой цели.
Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Бюджет 2013-2016 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена бюджетной системе и бюджетному устройству Российской Федерации, включая другие взаимосвязанные составляющие этого понятия, в ходе изучения были сделаны определенные выводы.
В первой главе, начав с определения бюджета в целом и дифференциации подходов к нему мы подошли к самому понятию бюджетной систему, как к наиболее ёмкой категории, в которой были выявлены свои объекты и субъекты. Стало ясно, что бюджет может рассматриваться как с экономических, так и юридических позиций являясь при этом финансовым хребтом на котором строится вся система государственного управления. Несмотря на то, что бюджетная система имеет несколько подходов к своей организации, следует признать, что принципы её едины в разрезе разных стран.
На основе второй главы даны статистические данные бюджетной системы по основным её элементам. Был проведён анализ консолидированного бюджета за период 2011-2013 годов, а так же исполнение консолидированного бюджета и анализ источников его финансирования.
В третей главе говориться о необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности, при этом, несмотря на то, что преобразование бюджетной системы,а так же бюджетного устройства это сложный, длительный и весьма болезненный процесс, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы.
И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем госдолга и возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста.
В 2013-2016 гг. планируются новые расходные обязательства принимать только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Таким образом, проводимая бюджетная политика дает возможность реализовывать на практике принципы организации бюджетной системы и бюджетного устройства, совершенствовать их для организации эффективной бюджетной системы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс Российской Федерации. По состоянию на 2011 год.
[Текст] : С комментариями к последним изменениям.- М.: Эксмо,2011.-с. 53 — 60
Бюджетная система России: [ Текст] : Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.:ЮНИТИ-ДАНА.- 2008.- с. 27
Финансы и статистика: [ Текст] : //Учебник// Грязновой А.Г., Маркиной Е.В., Москва: 2008. — с. 59
Иванова Н. Г., //Казначейская система исполнения бюджетов. [ Текст] : — СПб.: «Питер», Москва-Харьков-Минск,- 2008. — с. 165
Соколовой О.В. Учебник// Финансы, деньги, кредит [ Текст] : — М.: Юристъ 2008. — с. 65
Чернова Е.Г., Иванов В.В. // Под ред. Г.Г.Черновой. Учебник// Финансы, деньги, кредит [ Текст] : — М.: ТК Велби, 2008. — с. 213
Васильева М. [ Текст] : «Экономика и жизнь» №14 апрель 2009. — с. 11
Игонин В.В. Бюджет Российской Федерации на сегодняшний день // [Текст] : Вопросы экономики. — 2009. — №1. — С.33-38
Ковалева Н.Н., Сабадашева А.Г. «Российская газета»[ Текст] : — Федеральный выпуск №4917 (93) от 26 мая 2009. — с. 34-38
Крохина Ю.А. [ Текст] : Российский экономический журнал, №11 2008.- с. 23-25
Кувшинова О.А.,Оверченко М.П., Стеркин А.П. [ Текст] : Откуда нам брать деньги? //Газета Ведомости №191 от 11.10.2010. — с.15-18
Пансков В.Г. [ Текст] : Журнал «Финансы» номер 12, 2008. — с. 21-14
Савченко Е.С. Бюджетная система РФ : [ Текст] : //Достижения науки и техники АПК. — 2009. — № 1. — С.10-13.
Шувалова Е.Б, [ Текст] : «Экономика и жизнь» №13 апрель 2009. с. — 31
Размещено на