Содержание
Содержание
Введение3
1. Теоретические аспекты применения нестандартного оборудования для занятий физкультурой в детском саду6
1.1. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста6
1.2. Значение нестандартного физкультурного оборудования и инвентаря7
2. Применение нестандартного оборудования на занятиях физкультурой в ДОУ г.Петрозаводска.14
2.1. МДОУ Детский сад №38 «Румяные щечки» (ул.Кузьмина, д.13а)14
2.2. МДОУ Детский сад №112 «Лесная сказка» (Лососинское шоссе, д.32)17
Заключение23
Список использованных источников26
Выдержка из текста работы
Актуальность: тема является довольно актуальной, значимой, вызывает общий интерес ученых, психологов, врачей, инструкторов по физическому воспитанию, так как современное общество представляет высокие требования к работникам ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья, нервно-психического развития ребенка, формирование его внутреннего мира.
В Программе воспитания и обучения в детском саду выдвинуты оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания.
Но исследования, проведенные сотрудниками лаборатории физического воспитания института возрастной психологии выявили негативную картину. Наблюдается рост заболеваемости (органы дыхания, нервная, сердечно-сосудистая система, болезни опорно-двигательного аппарата), в 3 раза возросло число онкологических заболеваний детей, каждый шестой ребенок нуждается в специальной медицинской помощи. «Только 10% детей приходят в школу практически здоровыми» [14] Основные причины столь серьезной ситуации следующие:
· недооценка роли физической культуры в профилактике заболеваний;
· игнорирование возрастных особенностей;
· недостаточное использование новых исследований в области детского развития, новых технологий в области обучения;
· недостаток специалистов, особенно инструкторов по физическому воспитанию в детских дошкольных учреждениях.
2 августа 2009 года был утвержден официальный документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года».
Цель стратеги-создание условий здорового образа жизни россиян, где первое место принадлежит физической культуре и спорту, поскольку в настоящие время 85 граждан Российской Федерации, в том числе 65% детей, подростков не занимаются систематически физической культурой и спортом. Такое положение дел признано неудовлетворительным.
В документе предлагается новая национальная система физкультурно-спортивного воспитания населения страны, начиная с дошкольников. Приоритетное внимание среди мер по модернизации физкультуры уделяется вопросам повышения эффективности физического воспитания в дошкольных учреждениях. «Вся работа среди дошкольников, школьников, студентов должна осуществляться с учетом реальных потребностей. Занятия должны быть интересными для обучающихся, основанные на научной основе, учитывать новые эффективные формы, методы и средства проведения. Ни один обучающийся не должен быть освобожден от занятий. Необходимо решить проблему качественной подготовки кадров».
· таким образом все эти обстоятельства:
· слабое здоровье детей, недостаток двигательной активности;
· низкая физическая подготовленность дошкольников;
· открытие новых закономерностей возрастного развития (как биологических, так и психологических);
· разработка новых технологий физического воспитания дошкольников
свидетельствуют о том, что сегодня как никогда остро встала задача умелого использования особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях. Только улучшение медицинского обслуживания не решит проблему здоровья — необходимы совместные усилия инструкторов по физическому воспитанию, медицинских работников, родителей.
Цель работы: изучение теоретического материала об особенностях физического воспитания детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях.
Задачи исследования:
* изучение литературных источников по теме исследования;
* раскрыть значение физического воспитания для разностороннего развития ребенка;
* определить особенности физического воспитания дошкольников;
* познакомиться с опытом работы инструкторов по физическому обучению;
* сделать определенные выводы.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности физического воспитания на физкультурных занятиях.
Гипотеза: предполагается, что умелое использование особенностей физического воспитания на физкультурных занятиях поможет укрепить здоровье каждого ребенка.
физический культура обучение дошкольный
Глава 1. Обзор литературы по проблеме исследования
1.1 Научно-методическая и специальная литература
Во время подготовки к написанию курсовой работы в первую очередь я изучила уже имеющуюся информацию по теме исследования. Прежде всего, это общая и специальная литература по педагогике, психологии, физиологии, так как единственный путь, который ведет к профессиональной грамотности, компетенции и образованности — это использование исторического опыта, представленного в научной и учебной литературе, который необходимо знать каждому учителю, каждому инструктору по физическому воспитанию, чтобы правильно использовать особенности физического воспитания дошкольников.
Становление педагогики связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 г.). Свои взгляды на обучение он изложил в книге «Великая дидактика». Коменский считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы обучить и воспитать, высоко оценивал роль учителя и в своих работах дал полезные советы, которые необходимо учитывать по физическому воспитанию, определив золотое правило, что «все видимое необходимо предоставлять зрению, обоняемое-обонянию, осязаемое-осязанию, то что слышно-слуху, то что доступно нескольким органам чувств, предоставлять этим органам чувств». [10]
Исключительно важную роль в развитие педагогической мысли России принадлежит К.Д. Ушинскому (1824-1870 г.) «учителю русских учителей». В своем труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский раскрыл сущность принципа наглядности. Отметив, наглядно представленный предмет «остается в памяти ярче, глубже, конкретнее». [22]
К известным русских ученым 19 века относится А.Ф. Лесгафт (1837-1909 г.) создатель научной системы физического воспитания. Педагогические взгляды ученый изложил в своей работе «Руководство по физического воспитания детей», где «подчеркнул необходимость сознательного усвоения физических упражнений, выступил против метода слепого подражания». [11]
Сквозная идея учебного пособия «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского-необходимость овладения методикой выбора оптимального варианта обучения с учетом возрастных особенностей детей. «Объем физических упражнений зависит от возраста. Так, младшие дети нуждаются в более частой смене движений, от более старших требуются более точные выполнения упражнений». [1]
В.В. Белоусова в своей работе большое внимание уделяет развитию у детей физических качеств. Автор отмечает, что «учеными обнаружены определенные возрастные периоды, когда развитие тех или иных качеств протекают наиболее успешно», это естественные возможности организма. «Поэтому попытка более раннего развития того или иного физического качества наносит вред здоровью». С другой стороны при воспитании этих качеств активизация функции органов способствует более успешному их развитию. Здесь проявляется сложная зависимость между направлениями воздействия на организм и его естественными возможностями, на определенных возрастных этапах развития. Поэтому важно учитывать биологическую готовность организма при воспитании того или иного физического качества. Специалисты считают, что в дошкольном возрасте нужно воспитывать быстроту и ловкость. Но как считает А.П. Матвеев в своей работе «Возрастная физиология». «Речь идет разумеется не о том, чтобы идти на поводу у закономерно наступающих с возрастом изменений свойств организма, а о том, чтобы с учетом этих изменений целенаправленно воздействовать на них, в направлении развития этих качеств ». [2,13]
Изучая работы я столкнулась с тем, что по некоторым вопросам среди специалистов есть разногласия. Разногласия возникли по вопросу каждый ли ребенок может добиться успеха при занятии физической культурой или для этого нужны особые приобретенные данные. В пособии М.И. Станкина «Психолого-педагогические основы физического воспитания» отмечается, что большое число опрошенных считают, что природные данные-основа успеха. Меньшинство — главное не врождённые качества, а трудолюбие и прилежание. Что же на первом месте? То, что человек получил при рождении, или то, что у него сформировалось при жизни. Сам автор М.И. Станикин считает «Таким образом, не отрицая задатков, мы говорим, что главное не биологические, а социальные особенности ребенка. При настойчивости, упорстве, трудолюбие, определенных успехов добьется каждый физически здоровый ребенок». [18]
Но в тоже время природные задатки необходимо учитывать, например, при выборе определенного вида спорта для ребенка. Высоких результатов можно достигнуть только в том случае, если физическая подготовка начата вовремя. Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов считают, что «все физические качества являются врожденными, то есть даны ребенку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать, и тогда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер». [25]
По вопросу наглядности в физическом обучении. М.И. Станкин основным видом наглядности считает показ упражнений. «Но показывать нужно не всякое упражнение. То, что понятно и может быть выполнено показывать не надо. Не целесообразно показывать, например, как делается приседание. Достаточно подать команду и упражнение должно быть выполнено. Чем больше двигательный опыт, тем реже применяется показ». [18]
Автор предостерегает от повторения ошибок Я. Коменского, который считал, что большое количество развешенных иллюстраций автоматически решает задачу наглядного обучения. «картинки, рисунок это тень предмета, а не сам предмет». [10] Большинство методистов считают, что необходимо использовать все виды информации одновременно. По данным ЮНЕСКО, человек запоминает слушая 15% информации (по пословице «в одно ухо влетает — в другое вылетает»), глядя 25%. А слушая и глядя одновременно 65% информации. Таким образом, воздействие на слуховой и зрительные каналы значительно повышает эффективность обучения.
Большой вклад в изучение вопроса об особенностях возрастного развития внес А.С. Выготский. В своей работе «Возрастная психология». Автор подробно описывает возрастные особенности каждого периода детства, большую роль отводит игре. «Игра создает зону ближайшего развития, в ней ребенок становится как бы на голову выше самого себя». [7]
Затем я приступила к изучения специальной литературы по физическому воспитанию дошкольников. Это учебного пособие Н.Н. Кожуховой «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». Э.Я. Степаненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка». Раскрывая приемы словестного метода Э.Я. Степаненкова большое внимание уделяет образному сюжетному рассказу «Сюжетный рассказ занимает те же отведенные методикой на объяснение 1,5-2 минуты, а иногда даже меньше, но воспитательный эффект горазда больше: у ребенка развивается воображение, фантазия, в конечном итоге — выразительность движений ». [19]
Изучению методических пособий я уделила большое внимание, так как решить вопрос, как с учетом особенностей организма получить лучшие результаты, какие способы использовать при этом, могут только специалисты по методике физического воспитания.
Н.Н. Кожухова «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» предлагает даже в младших садовских группах использовать соревновательный метод. Но некоторые специалисты предостерегают, показывают нежелательные стороны этого метода, так как большое напряжение и сильное возбуждение могут отрицательно сказаться на самочувствии ребенка. Поэтому у дошкольников соревнование следует ограничивать играми соревновательного характера: «К своим флажкам; кто быстрее и так далее». Е.Н. Вавилов «Учите бегать, прыгать, лазать, метать». Пособие для воспитателей детского сада раскрывает методику обучения детей основным видам движений: бегу, прыжкам, лазанию, метанию с учетом условий воспитания. «Для всестороннего развития дошкольников важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем заниматься физической культурой». [9]
1.2 Нормативные документы
Изучая вопрос — чему необходимо научить дошкольников, я ознакомилась с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. в Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до семи лет. Параллельно с Программой подготовлены краткие методические рекомендации. Среди них «Физическое воспитание в детском саду». Я изучила Программу и методические рекомендации Э.Я. Степаненковой «Физическое воспитание в детском саду» и работы Пензулаевой Л.И. «Физкультурные занятия с детьми».
1.3 Пособия, статьи учителей, инструкторов по физическому воспитанию (из опыта работы)
Помимо известных, проверенных на практике традиционных занятий, творчески работающие инструктора по физическому воспитанию предлагают использовать новые подходы; по особому применять классические методы физического воспитания, разнообразить занятия за счет: использования новых способов организации детей, применения нестандартного оборудования. Это работы Страковской В.Л. «300 подвижных игр для оздоровления детей», «Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет» Утробина К.Н., Фомин А.И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». В.С. Лосева предлагает упражнения, позволяющие предотвратить плоскостопие детей дошкольного возраста. Много полученных рекомендаций в пособии Н.С. Голициной «Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении». В пособии предлагаются конспекты занятий разных вариантов: «Занятия по единому сюжету», «Занятия, построенные на подвижных играх, «на музыкально-ритмических движениях» и так далее, вызывающие у детей особый интерес. Автор высказывает свою точку зрения по данному вопросу. «Внесение некоторых изменений в традиционные методы не должны изменить главное:
— на каждом занятии должны реализоваться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;
— обучение основным движениям должны осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
— содержание и методика обучения занятия должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности, развитию физических качеств». [8]
Глава 2. Организация, методы и результаты исследования
2.1 Организация исследования
· Подбор соответствующей литературы по данной проблеме исследования.
· Составление реферата.
2.2 Методы исследования
· Изучение, анализ научно-методической литературы.
· Изучение нормативных документов.
· Обобщение опыта работы инструкторов по физическому воспитанию.
· Реферирование.
· Работа по компьютеру.
2.3 Результаты исследования
2.3.1 Задачи физического воспитания дошкольников
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Целью физического воспитания является формирование у детей основ ЗОЖ. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи предусматривают: охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности, а также закаливание.
Учитывая специфику возраста, оздоровительные задачи определяются в более конкретной форме: помогать формированию изгиба позвоночника, развитию сводов стопы, укреплению связочно-суставного аппарата; способность развитию всех групп мышц, в особенности мышц-разгибателей; правильному соотношению частей тела; совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, правильному функционированию внутренних органов, развитию функции терморегуляции, центральной нервной системы (тренировать процессы возбуждения и торможения, их подвижность), органов чувств, двигательного анализатора. Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Благодаря пластичности нервной системы у детей двигательные навыки формируются сравнительно легко. Большинство их (ползание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и другие) дети используют в повседневной жизни. Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию: так, ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними; дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, легче познают свойства снега, ветра; при плавании дети знакомятся со свойствами воды. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы.
Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. При выполнении физических упражнений создаются наилучшие условия для воспитания положительных черт характера и нравственных качеств, а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость, выдержка и другие).
2.3.2 Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста на физкультурном занятии
Рациональное использование времени и повышение двигательной активности на занятиях во многом зависит от правильного выбора способов организации детей. В дошкольных учреждениях используются разнообразные способы обучения:
— фронтальный направлен на одновременное выполнение двигательных действий всеми детьми;
— групповой дает небольшой группе детей возможность самостоятельно упражняться в знакомых движениях, а инструктору позволяет подбирать разные задания для небольших групп детей;
— индивидуальный позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему задание.
2.3.3 Структура занятий и характеристика его частей
Физкультурное занятие состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
В вводной части инструктор должен пробудить у детей интерес к занятию, подготовить постепенную подготовку организма к предстоящий физической нагрузки. С этой целью детям предлагают знакомые им упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развитию ориентировки в пространстве, выразительности и грациозности движений. Углублению интереса к занятия способствует выполнение строевых и танцевальных движений под музыку, подвижные игры типа «Летает не летает», «Сделай фигуру» и другие. Общую и специальную подготовку организма к основным движениям обеспечивают подготовительные и подводящие упражнения.
В основной части занятия детей обучают общеразвивающим упражнениям и основным движениям: они знакомятся с новым двигательным материалом, повторяют уже известный с использованием различных вариантов совершенствования двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. В основной части занятия дети играют в подвижные игры с правилами типа «Ловишки», «Догонялки» и другие, обеспечивающие максимальную нагрузку на организм.
В заключительной части занятия детям должен быть обеспечен постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойному состоянию, приведению пульса к норме. Очень важно, чтобы дети сохраняли бодрое настроение; именно поэтому в содержание заключительной части ставятся разные виды ходьбы (в том числе в интенсивном темпе с постепенным замедлением), танцевальные упражнения, игры малой подвижности с участием всех детей («Принеси, что тебе понравилось» и другие). Длительность игры не должна превышать 2-4 минуты.
Продолжительность занятия зависит от возраста и составляет: в младшей группе-15 минут; в средней-20 минут; в старшей-25 минут; в подготовительной к школе группе — 30 минут.
2.3.4 Методы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста
Эффективность физического воспитания дошкольников во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают общедидактические и специфические методы. Общедидактические это: наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы. К этой группе методов относятся: показ физических упражнении, имитации (подражания), зрительные ориентиры, звуковые сигналы.
Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз.
Имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям. Известно, что дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, о чем ему рассказывают, читают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми. Это связано с наглядно образным характером мышления детей этого возраста и использованием несложных упражнений, для которых легко подобрать образы.
Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, овладеть наиболее трудными элементами техники, а также способствуют более энергичному выполнению упражнений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребенка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту; задание при наклонах достать руками носки ног способствует увеличению амплитуды движения. Зрительные ориентиры используют обычно после того как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.
Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши.
Словесные методы. К данной группе методов относятся: название упражнения, описание, объяснения, указания, распоряжения, команды, вопросы к детям, рассказ, беседа и другие. Словесные методы активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных зрительных представлений о движении. Известно, что временные связи устанавливаются в коре головного мозга быстрее и прочнее, когда мышечно-двигательный раздражитель сочетается с рече-двигательным. Благодаря такому сочетанию в дальнейшем легко удается оживить след зрительного образа движения путем оживления следа словесного обозначения (название упражнения вызывает отчетливое представление о нем). И, наоборот, при наблюдении за выполнением физических упражнений оживляется след словесного обозначения. Таким образом, словесные обозначения могут быть такими же раздражителями, как и физические упражнения. С помощью слова детям сообщают знания, дают задания, повышают интерес к их выполнению, анализируют и оценивают достигнутые результаты.
Название упражнения. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые в известной мере отражают характер движения, например: «растягивание резинки», «накачивание насоса», «паровоз», «гуси шипят» и т. д. Инструктор, показывая и объясняя упражнение, одновременно указывает, на какое действие оно похоже, и называет его. После того как упражнение будет в основном освоено, инструктор только называет его.
Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения. Например, показывая в замедленном темпе как надо метать мешочки, на дальность правой рукой, воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, как я буду метать мешочек с песком. Вот я взяла мешочек в правую руку и крепко держу его. Встаю около веревки. Правую ногу отставляю назад, немного поворачиваюсь вправо, руку с мешочком опускаю вниз. А теперь смотрю вперед, прицеливаюсь. Затем замахиваюсь, отвожу руку с мешочком и отставляю ногу как можно дальше назад, бросаю мешочек изо всех сил, а чтобы не упасть, приставляю правую ногу к левой. Теперь посмотрите еще раз. Такое описание позволяет словесно обозначить основные элементы техники движений и создать четкое представление о них.
Объяснение используется при разучивании упражнений. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным.
Рассказ, придуманный инструктором, или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, инструктор рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и так далее, а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.
Практические методы. К практическим методам относят повторение упражнений без изменения и с изменениями, а также проведение их в игровой и соревновательной формах. Практические методы применяются для создания мышечно-двигательных представлений о физических упражнениях и закрепления двигательных навыков и умений. У детей легко образуются временные связи, но без повторения они быстро угасают, поэтому важно уметь рационально распределять повторение упражнений во времени, чтобы не утомлять детей на одном занятии.
Повторение упражнений. Вначале, чтобы создать мышечные ощущения, целесообразно повторять упражнения без изменения и в целом. На фоне такого целостного выполнения идет освоение элементов техники. Наиболее сложные движения можно расчленить на относительно самостоятельные элементы и, осваивая их в облегченных условиях, постепенно подойти к овладению движением в целом. Так, сначала обычно выполняются упражнения в подпрыгивании и доставании подвешенных предметов, в спрыгивании с возвышения, а затем уже прыжки в высоту с разбега. После того как дети в основном освоили физическое упражнение, следует увеличивать расстояние, массу пособий, а также изменять условия (помещение, участок, лес и т. д.). С целью закрепления двигательных навыков упражнения следует проводить в игровой и соревновательной формах.
Проведение упражнений в игровой форме. Этот метод применяется для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств в изменяющихся условиях. Игровая деятельность носит комплексный характер и строится на сочетании различных двигательных действий (бег, прыжки). В игре детям предоставляется возможность творческого решения возникающих задач, проявления самостоятельности, находчивости в выборе способа действия. Внезапные изменения ситуаций по ходу игры побуждают действовать быстрее, более ловко. Выполнение движений в игровой форме приводит к динамичности сформировавшихся двигательных стереотипов.
Проведение упражнений в соревновательной форме. При выполнении физических упражнений в соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство). Соревновательный метод повышает интерес к физическим упражнениям, содействует лучшему их выполнению. Кроме того, у детей развивается способность применять двигательные навыки и умения в усложненных условиях. Пользоваться соревновательным методом надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей дошкольного возраста. Соревновательный метод используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставиться задача типа «Кто быстрей принесет флажок», «Кто дальше бросит мяч». В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения.
Специфические методы (характерные только для процесса физического воспитания детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях. С целью формирования двигательной активности). Целостный метод. Он заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом с листа. Этот метод используется при освоении самых простых упражнений.
Метод расчления заключается в том, что упражнения делиться на элементы и осваивается последовательно. После овладения отдельными частями упражнение осваивается в целом. Кроме этих двух методов широко применяются еще два, являющиеся как бы разновидностями. Метод решения частных двигательных задач характеризуется тем, что к разучиваемому элементу подбирается серия упражнений, в каждом из которых есть компоненты аналогичной структуре изучаемого упражнения. Метод подводящих упражнений. Отличается тем, что структура каждого подводящего упражнения в целом от начала и до конца сходка с изучаемым элементом. Также при обучении двигательным действиям применяется метод сопряженного воздействия. Суть метода в том, чтобы с помощью соответствующих специальных упражнений и методических приемов совершенствовать двигательные качества и техническую подготовку в их единстве.
При воспитании двигательных качеств используется равномерный метод, переменный, интервальный, повторный, комбинированный. Равномерный метод характеризуется тем, что физические упражнения выполняются непрерывно, с равномерной скоростью и умеренной интенсивностью. Переменный метод — это непрерывное выполнение упражнений с меняющийся интенсивностью (например, бег со средней скоростью чередуется с медленным бегом).
Повторный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений с достаточными интервалами отдыха между нами. Чередование работы и отдыха создает благоприятные условия для сохранения сил организма.
Методов физического воспитания на сегодняшний день очень много. Для воспитания детей дошкольного возраста методисты предлагают такие методы, которые подходят определенному возрасту, с учетом всех возрастных особенностей дошкольников.
2.3.5 Особенности методов и приемов обучения по возрастным группам
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Третий год жизни — важный этап в жизни ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренные, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию, используя различные формы двигательной деятельности.
Обучая детей движением инструктору необходимо показывать и объяснять их, упражнения проводятся в основном в игровой форме. Выполнение движений будет более эффективным, если игровой образец будет уже знаком детям. Например, инструктор показывает, как мяч отскакивает от пола, сопровождая показ стихами: «мой веселый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь. Синий, красный, голубой, не угнаться за тобой». Когда дети усваивают это упражнение, их учат подскокам на месте. В первой младшей группе нужно учить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Для этих целей используют различные приемы: указания, показ, имитацию, игровую форму, зрительные ориентиры. При выполнении ходьбы на носках эффективен такой прием: «Вот какие мы большие!». Особенностью формирования у детей двигательных навыков на данном возрастном этапе является многократное повторение одних и тех же движений. Таким образом, основными методами является метод строго-регламентированного упражнения. А из общепедагогических методов словесный (объяснения).
Вторая младшая группа (дети от 3 до 4 лет)
На четвертом году жизни ребенок владеет большим объемом двигательных навыков; способен совершать более сложные действия, соблюдая определенную последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у них отмечается недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног). Ведущими способами организации детей при выполнении основных движений являются фронтальный и поточный; при обучении метанию в вертикальную цель используется индивидуальный способ.
На данном возрастном этапе обучении применяются игровые приемы выполнение упражнений инструктором вместе с детьми (показ, сопровождаемый объяснением). Большое значение имеет многократное активное повторение. Широко используются ориентиры, предметы (погремушки, кубики и т.д.) Так как при обучении прыжка в длину с места можно использовать игровые приемы. Перепрыгнем через ручеек (две линии, нарисованные на полу), не замочив ноги. Общеразвивающие упражнения следует повторять примерно по 5-6 раз. Можно включать упражнения на внимание, а так же танцевальные движения.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер; совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие; развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движений, потребность выполнения его в соответствии с образцом. Все это позволяет инструктору использовать не только целостный метод, но и расчлененный. Приемы обучения самые разнообразные: показ и объяснение, указание, игровые приемы, имитации, использование зрительных и звуковых ориентиров. В зависимости от программных задач используются разные способы организации детей: фронтальный, поточный, подгрупповой, индивидуальный. В течение одного занятия могут быть использованы 2-3 способа организации детей. Например, если ставиться задача учить детей отталкиваться в прыжках в длину с места, сочетать это со взмахом рукой, а также закреплять умение ползать на четвереньках и катать мяч между предметами, их можно разделить на подгруппы: одну подгруппу обучают прыжкам в длину с места, другая последовательно упражняется в двух движениях сначала в ползании на четвереньках друг за другом до ориентира, затем в катании мяча друг к другу.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными. Это позволяет повысить требования к их выполнению. Больше внимание уделять развитию физических (быстрота, ловкость, выносливость) и морально-волевых качеств (выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность).
Приемами обучения служат показ и объяснение. Однако обогащение двигательного опыта детей позволяет чаще применять объяснение без наглядного сопровождения или показ только отдельных элементов упражнения. Освоение техники движений должно происходить поэтапно (по одному-двум элементам). Для повышения моторной плотности занятия необходимо использовать разнообразные способы организации детей. Например, сначала они выполняют одно движение все вместе, а затем два других — по подгруппам. Внутри каждой подгруппы упражнения могут выполняться поточно, фронтально, индивидуально.
При выполнении строевых упражнений инструктор использует словесный прием обучения. Но при разучивании общеразвивающих упражнений необходимо четкое объяснение. Новые упражнения необходимо четко назвать, показать, сопровождая подетальный показ объяснением. Если упражнение не сложные, то достаточно его назвать и объяснить. А выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию. На этапе закрепления инструктор может использовать выполнение упражнений под музыку, под счет, вносить творческие задания. Очень важно обеспечить постепенное увеличение нагрузки.
Утреннюю гимнастику хорошо проводить под музыку, которая создает положительный, эмоциональный настрой, повышает двигательную активность, способствует согласованности движений. Таким образом возрастные особенности детей старшей группы позволяют инструктору использовать общепедагогические методы: словесный (объяснение, разбор, замечания, распоряжения, команды, указания), наглядный (показ). А из специфических методы строго регламентированного упражнения: при обучение двигательным действиям метод целостно-конструктивного упражнения, расчленено-конструктивного упражнения и метод сопряженного воздействия. А при воспитании физических качеств методы стандартного упражнения и методы переменного упражнения.
Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет)
В данном возрасте движения ребенка становятся более точными и координированными. Формируются новые самоорганизации, взаимоконтроля. Задача физического воспитания: сформировать потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность.
В процессе обучения используются объяснение, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов. В упражнения и игры целесообразно включать элементы соревнования, что стимулирует проявление двигательных способностей, способствует совершенствованию умений и навыков. При выполнении основных движений необходимо использовать разные способы организации. Например, дети могут одновременно упражняться на нескольких одинаковых снарядах. Целесообразно так же музыкальное сопровождение.
При выполнение строевых упражнений инструктор использует приемы, развивающие осмысленное выполнение упражнений (команды, объяснения, указания, зрительные ориентиры, элементы соревнования).
Для развития скорости бега необходимо использовать подвижные игры, повторный бег на расстояние 20-30 м. с небольшой паузой и возращением к старту спокойным шагом. Подвижные игры следует организовать такие, в которых от результата каждого зависит общий результат команды (игры — эстафета, игры с элементами соревнований, упражнения на дорожке препятствий). Таким образом, в подготовительной группе становится возможным применение большего разнообразия методов, как общепедагогических, так и специфических. Общепедагогические методы: словесные (объяснение, разбор, беседа, комментарии…). Специфические: методы строго регламентированного упражнения, игровой метод (использование упражнений в игровой форме), соревновательный метод.
2.3.6 Нетрадиционные подходы к проведению физкультурных занятий
Обучение зависит от творчества инструктора по физическому воспитанию. Многие из них применяют нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес детей. В настоящие время в практике работы ДОУ используются различные варианты проведений физкультурных занятий. Это «Занятия по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе». Беря за основу классическую структуру физического занятия, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывать уровень их компетентности «репортаж со стадиона», «Цирк», «Сказочные сюжеты», «В гости к инопланетянам», «Следопыты», «Круговая тренировка». Принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме. Во время, отведенных для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарем в каждой, (скакалки, мячи, скамейки, мединцинболы). Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется с ним в течении 2-х минут. Затем по сигналу инструктора переходит к следующему пособию, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки выбирается подвижная игра.
Занятия, построенные на подвижных играх; целесообразно использовать для закрепления движений в новых условиях. Вводная часть-это игра малой или средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений. Заключительная часть должна обеспечить снижение нагрузки.
Занятия, построенные на музыкально-ритмических движений, нравятся детям и успешно применяются для создания бодрого настроения. Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После него целесообразно предложить детям музыкальные игры.
Но в тоже время инструктор, применяя разные подходы, должен помнить главное. На каждом занятии должны реализоваться задачи обучения, воспитания и развития ребенка. Обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование.
Заключение
Ребенок рождается на свет беспомощным, с одной единственной способностью — всему научиться со временем. Он осваивает непроизвольные движения в процессе жизни, а все произвольные движения возникают у него в результате обучения.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. Физическое воспитание для детей тоже, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка, чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком. С этой целью и предусмотрены занятия по физической культуре. На каждом из них решается три задачи: оздоровительная, образовательная и воспитательная. Все эти задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны. Поэтому и решаться должны в обязательном единстве.
Наши великие ученые, педагоги прошедших десятилетий оставили нам ценные рекомендации, по физическому воспитанию. Единственный путь, который ведет к профессиональной грамотности и образованности использовать исторический опыт, представленный в научной и учебной литературе.
При планировании и проведении занятий необходимо помнить о закономерностях развития ребенка, изложенных в научных работах, специальной литературе, изучив которые я сделала следующий выводы:
· каждому учителю, инструктору необходимо знать, что
· рост и биологическое развитие детей характеризуется глубокими внутренними и внешними изменениями, отражающимися как на отдельных системах, так и на всем организме в целом.
· подбирать методы, приемы, средства физического воспитания учитывая возрастные особенности детей: естественные возможности организма, наследственные факторы, особенности высший нервной системы, особенности физической подготовленности, интерес детей.
· методы должны строго соответствовать возрасту ребенка.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода можно решить основные задачи.
Одна из важных особенностей физического воспитания дошкольников особая структура построения занятий. Физкультурное занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Продолжительность занятия зависит от возраста и составляет: в младшей группе 15 минут; в средней 20 минут; в старшей 25 минут; в подготовительной группе 30 минут. Как видим время ограничено.
На данный момент существует огромное количество различных методов обучения. Как общедидактические, так и специфические (характерные только для процесса физического воспитания).
К специфическим методам относятся:
· методы строго регламентированного упражнения;
· игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
· соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
Общепедагогические методы физического воспитания:
· словесные методы;
· методы наглядного воздействия.
Методы, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от возрастных особенностей дошкольников. Эффективность обучения зависит от удачного выбора метода, его внутренней структуры, от умелого сочетания приемов (Каждый метод складывается из отдельных элементов, частей, деталей), которые называются методическими приемами. Универсального метода обучения нет. И одинаково проводить занятия недопустимо.
Методы дополняют друг друга. Иногда ими пользуются одновременно, то есть методы являются «банком» данных для работы инструктора, которым надо уметь пользоваться, выбирая те или иные особенности.
В последние годы ведется поиск путей повышения эффективности обучения за счет активизации и интенсификации самого процесса обучения. Одно из перспективных направлений — применение новизны, новых элементов в процессе занятий. Такие занятия повышают интерес, стимулируют процесс усвоению техники отдельных элементов физических упражнений. В практике работы используются следующие варианты: занятия по единому сюжету, построенные на сказочной или реальной основе. «Тренировочные занятия», «Занятия на тренажерах», «Занятия, построенные на подвижных играх». Подвижные игры являются одним из наиболее ценных средств физического воспитания: они многочисленны, разнообразны по содержанию. Они не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений. Кроме этого умная, увлекательная игра может оказать большее воспитательное влияние, чем длительные, монотонные замечания. Но важнейшее требование к методики физического воспитания остаются прежними. Это всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
И еще один момент необходимо учитывать при выборе метода обучения- индивидуальный подход к дошкольникам. Это один из главных принципов современного занятия. Суть его — изучение особенностей каждого ребенка и нахождение оптимальных методов и приемов обучения.
Индивидуальный подход не обязательно выражается проведений занятий отдельно с каждым ребенком. Он предполагает сочетание всех способов организации их деятельности — фронтального, группового и индивидуального. Индивидуальным является постоянное пристальное внимание к работе каждого ребенка.
Изучая опыт передовых учителей физической культуры, инструкторов по физическому воспитанию многому можно научиться и применять на практике особенности физического воспитания дошкольников.
Только умелое сочетание этих особенностей позволит решить поставленные задачи. Многое зависит от творчества инструктора, его опыта желания. Большинство педагогов, психологов, врачей считают, что развитие дошкольников очень сложный процесс. В этом возрасте растущий человек может многому научиться, поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. И в то же время специалисты предупреждают, что «если не знаешь ребенка, то в его развитие лучше не вмешиваться, чтобы не навредить » (Подласый И.П.).
Грамотное, умелое физическое воспитание способствует всестороннему развитию ребенка. Влияет на оздоровительное развитие, укрепляет опорно-двигательный аппарат, предупреждает нарушение осанки, предотвращает деформацию скелета. Способствует правильному нервно-психическому развитию, имеет воспитательное значение: воспитывает внимание, наблюдательность, волевые качества, формирует характер, создает внутренний мир.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов. — М.: Просвещение, 2001. — 479с.
2. Белоусова В.В. Педагогика: учебное пособие для студентов. — М.: Физкультура и спорт, 1999. — 286с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов. — М.: Академия. 2001. — 520с.
4. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. — М.: Просвещение, 1990 г.
5. Вавилов Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение,1983.-144с.
6. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 г.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека.- М.: Издательство «Эсмо-Смис», 2006. — 1136с.
8. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учереждении.-М.:2006.-95с.
9. Кожухова Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. — 192с.
10. Коменский Я.А. Хрестоматия по истории педагогики. — М.: Высшая школа, 2000. — 256с.
11. Лесгафт А.Ф. Хрестоматия по истории педагогике.-М.: Высшая школа, 2000. — 250с.
12. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет, профилактика и лечение. — М.: ТС Сфера, 2004 г.
13. Матвеев «Возрастная психология».
Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие.- М.: Физкультура и спорт, 2001. — 210с.
14. Маханева М. Здоровый ребенок. Рекомендации по работе в детском саду.- М.: АКТИ, 2004 г.
15. Пензуласва Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Пособие для воспитателей. — М.: Просвещение, 2003. — 82с.
16. Подласый И.П. Педагогика. Учебное пособие. — М.: «ВЛАДОС», 2004. — 399с.
17. Станкин М.П. Педагогические основы физического воспитания учебное пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2003. — 224с.
18. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 2-е изд. 368с.
19. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей.-М.: Новая школа, 1994 г.
20. Утробина К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. — М.: «ГНОМ», 2004 г.
21. Ушинский К.Д. Хрестоматия по истории педагогики.- М.: Высшая школа. 2000.-250с.
22. Фомин А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1994. — 175с.
23. Харабури Г.Д. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие.- М.: Физкультура и спорт, 2000. — 352с.
24. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480с.
25. Шустова А.И. Воспитание детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1982. — 158с
26. Интернет. http://revolution./pedagogics/00069206_0.html
Размещено на