Содержание
Введение3
1 Неоклассическая модель общего экономического равновесия4
Заключение14
2 Задача 115
Дано: S=0.4y-20; I=20.
Определить: равновесные значения национального дохода и объема сбережений.
3 Задача 216
Себестоимость товарной продукции предприятия в базисном периоде составила 380,5 тыс. руб. В отчетном периоде предполагается повысить производительность труда на 6% и среднюю заработную плату на 4%. Объем производства возрастет на 8% при неизменной величине постоянных расходов. Удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции — 23%, а постоянных расходов-20%
Определите процент снижения себестоимости и полученную экономию под воздействием указанных факторов.
Список использованных источников17
Выдержка из текста работы
Данная курсовая работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, а именно исследованию макроэкономического равновесия и его моделей. Актуальность этой темы определяется тем условием, что современная национальная экономика любой страны глубоко интегрирована в мировую экономику и подвержена общим мировым экономическим тенденциям. В условиях современного долгосрочного финансово-экономического кризиса, нестабильности валютных курсов ведущих мировых валют, падения темпов занятости и роста инфляции первоочередной задачей правительств стран мира является приведение национальных экономик в равновесие. Для этого целесообразно будет обратиться к накопленному теоретическому опыту и моделям приведения национальной экономики в состояние равновесия посредством воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение и другие показатели.
Равновесное состояние экономической системы страны — залог ее поступательного и гармоничного развития, динамичного экономического роста и роста благосостояния населения.
Макроэкономическое равновесие — состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение.
Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства.
Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и другие.
В экономической науке данной проблеме посвящен достаточно большой объем литературы. Исследования данной темы проводились как в рамках собственно кейнсианской школы, так и другими направлениями.
Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
— рассматривается понятие макроэкономического равновесия;
— изучается классическая теория макроэкономического равновесия;
— раскрывается макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории;
— рассматриваются проблемы реформирования отечественной экономики.
Предметом исследования является макроэкономическое равновесие.
В работе используются термины и методы анализа, применяемые в экономической науке. Метод равновесного анализа, основанный на кругообороте доходов и расходов, является базовым при исследовании экономических моделей макроэкономического равновесия.
ГЛАВА 1. МОДЕЛИ ОБЩЕГО МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
1.1 Понятие макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие — это такое состояние экономической системы, когда достигнута совокупная сбалансированность, пропорциональность между экономическими потоками произведенных товаров и факторов производства, доходов и расходов, спросом и предложением, материальновещественными и финансовыми потоками [22, с.114].
Общее экономическое равновесие (ОЭР) — это такое состояние экономики, при котором равновесие достигается одновременно на каждом из рынков: на рынке благ, денег, ценных бумаг и труда. Под равновесием понимается равенство спроса и предложения, и каждый участник рынка сохраняет объемы покупок и продаж.
Общее экономическое равновесие эффективно в том случае, если на всех рынках наблюдается свободная конкуренция, а издержки производства правильно отражают стоимость всех упущенных альтернатив.
На рынке благ равновесие достигается, если объем национального продукта равен запланированным расходам всех субъектов товарного рынка на покупку товаров и услуг, произведенных в стране.
На рынке денег равновесие достигается, если все созданное банковской системой количество денег «публика» добровольно держит в виде наличных денег или бессрочных банковских вкладов.
На рынке ценных бумаг равновесие достигается, если все ценные бумаги, предлагаемые экономическим субъектам, будут куплены «публикой».
На рынке труда равновесие достигается, если число рабочих мест сбалансировано со свободной рабочей силой, т. е. все желающие смогут найти работу при данной ставке заработной платы.
В состоянии общего экономического равновесия действует закон Вальраса, согласно которому в народном хозяйстве, состоящем из взаимосвязанных рынков, на n=м рынке всегда будет равновесие, если оно будет достигнуто на всех остальных n — 1 рынках.
Поскольку различные экономические концепции неоднозначно характеризуют предпосылки достижения равновесия на отдельных рынках, то и предпосылки достижения общего экономического равновесия также трактуются неоднозначно [5, с. 93].
Под проблемой макроэкономического равновесия понимается поиск такого выбора (устраивающего всех), при котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных товаров и их распределение между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность:
а) производства и потребления;
б) ресурсов и их использования;
в) предложения и спроса;
г) факторов производства и его результатов;
д) материально-вещественных и финансовых потоков.
Таким образом, макроэкономическое равновесие — это ключевая проблема экономической теории и экономической политики любого государства.
Данный вывод базируется на том, что идеальное (теоретически желаемое) равновесие есть стабильное использование экономической «энергии» индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.
Очевидно, что таким образом понимаемое равновесие — это экономический идеал, система хотя и существенных, но все же абстракций реальной жизни. Однако без этого нет науки, ибо она изучает не только причины несовпадения сущности и явления, но и практики с идеалом.
Так, по авторитетному мнению В. Парето, экономическая наука в своем развитии и движении к оптимальному состоянию должна пройти три фазы:
1) эмпирическое обнаружение и фиксирование экономических отношений;
2) выявление существенных связей внутри них;
3) точное количественное определение условий равновесия элементов, из которых складывается мир экономических явлений согласно закону свободной конкуренции.
В идеале достижение третьей стадии выражает цель экономического научного знания. Причем, следуя логике В. Парето, собственно макроэкономическим идеалом является:
а) в теории — построение модели общего равновесия экономической системы;
б) на практике — приведение поведения всех потребителей (покупателей) и производителей (продавцов) в соответствие с требованиями закона свободной конкуренции.
В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы.
В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели.
Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.
Можно выделить следующие признаки макроэкономического равновесия:
— соответствие общественных целей реальным экономическим возможностям;
— полное использование всех экономических ресурсов общества — земли, труда, капитала, организации, информации;
— равновесие спроса и предложения на всех основных рынках на микроуровне;
— свободная конкуренция, равенство всех покупателей на рынке, неизменность экономических ситуаций;
— постоянное движение, непрерывное развитие экономики [15, с.300].
Выделяют следующие условия достижения экономического равновесия, представленные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Условия экономического равновесия
Элемент экономической системы |
Условия экономического равновесия |
|
Экономический индивид |
Свободный (частный) собственник ресурсов |
|
Потребитель |
Поведение направлено на максимизацию полезности товара |
|
Фирма |
Деятельность направлена на максимизацию прибыли |
|
Работник |
Поведение направлено на максимизацию дохода от продажи фактора производства — труда |
|
Рынок |
Оптимальность стратегий участников обмена |
|
Благосостояние |
Равенство в обмене для двух любых его участников в соотношении полезностей любой пары приобретаемых ими товаров |
|
Макроэкономическое воспроизводство |
Оптимальный устойчивый экономический рост |
Примечание — Источник: [14, с.137]
В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:
— Ф. Кенэ модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;
— К. Маркс схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;
— Л. Вальрас модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;
— В. Леонтьев модель «затраты выпуск»;
— Дж. Кейнс модель краткосрочного экономического равновесия.
Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства [5, с. 97].
Различают частичное, общее и полное экономическое равновесие. Частичное равновесие — это равновесие, установившееся в отдельных отраслях и сферах экономики. Общее равновесие — это равновесие экономической системы в целом. Полное равновесие — это оптимальная сбалансированность экономической системы; ее идеальная пропорциональность — высшая цель структурной политики общества.
Экономическое равновесие может быть устойчивым и неустойчивым. Равновесие называется устойчивым, если в ответ на внешний импульс, разрушающий равновесие, экономика самостоятельно возвращается в устойчивое состояние. Если после внешнего воздействия экономика не может восстановиться самостоятельно, то равновесие называют неустойчивым.
Нарушение равновесия означает, что в сферах, секторах, отраслях экономики отсутствует сбалансированность. Это приводит к потерям валового продукта, снижению доходов населения, появлению инфляции, безработицы. Чтобы достигнуть равновесного состояния экономики, не допустить нежелательных явлений, специалисты используют макроэкономические модели равновесия, выводы из которых служат для обоснования макроэкономической политики государства [22, с. 114].
Выделяются неоклассическая, кейнсианская и синтезированная концепции достижения общего экономического равновесия.
Таким образом, макроэкономическое равновесие означает оптимальный вариант выбора в экономике, предполагающий сбалансированность использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, т.е. сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, спроса и предложения, факторов производства и его результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.
1.2 Классическая теория макроэкономического равновесия
Следует отметить, что до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.
Представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия только в краткосрочном периоде для условий совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя.
В классической модели рассматриваются три рынка: труда, капитала (ценных бумаг) и благ. На этих рынках взаимодействуют два макроэкономических субъекта: домашние хозяйства и предприниматели [5, с. 94].
Классическая модель ОЭР базируется на основных постулатах классической концепции, а именно:
1. Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов. На рынке капитала встроенным стабилизатором является гибкая ставка процента, на рынке труда — гибкая ставка номинальной зарплаты.
Саморегулируемость экономики означает, что равновесие на каждом из рынков устанавливается автоматически, а любые отклонения от равновесного состояния вызываются случайными факторами и являются временными. Система встроенных стабилизаторов позволяет экономике самостоятельно, без вмешательства со стороны государства, восстановить нарушенное равновесие.
2. Деньги служат счетной единицей и посредником в товарных сделках, но не являются богатством, то есть не имеют самостоятельной ценности (принцип нейтральности денег). В результате рынки денег и благ не являются взаимосвязанными и при анализе денежный сектор отделяется от реального, к которому классическая школа относит рынки благ, капитала (ценных бумаг) и труда.
Деление экономики на два сектора получило название классической дихотомии. В соответствии с этим утверждается, что в реальном секторе определяются реальные переменные и относительные цены, а в денежном секторе — номинальные переменные и абсолютные цены.
3. Занятость в силу саморегулирования рынка труда представляется как полная, а безработица может быть только естественной. При этом рынок труда играет ведущую роль в формировании условий ОЭР в реальном секторе экономики.
Чтобы на рынке благ установилось равновесие, необходимо равенство совокупного предложения совокупному спросу.
Данная модель предполагает выполнение трех условий:
каждый человек является одновременно потребителем и производителем;
все производители расходуют только свой собственный доход;
доход расходуется полностью.
Но в реальной экономике часть дохода сберегается домашними хозяйствами. Поэтому совокупный спрос уменьшается на величину сбережения. Расходы на потребление оказываются недостаточными для закупки всей производимой продукции. В результате образуются непроданные излишки, что вызывает спад производства, повышение безработицы и снижение доходов.
В классической модели недостаток средств на потребление, вызываемый сбережением, компенсируется инвестициями. Если предприниматели инвестируют столько же, сколько сберегают домашние хозяйства, то закон Ж.Сэя действует, т.е. уровень производства и занятости остается постоянным. Главная задача — побудить предпринимателей инвестировать столько же средств, сколько уходит на сбережение. Она решается на денежном рынке, где предложение представлено сбережениями, спрос — инвестициями, цена — процентной ставкой. Денежный рынок саморегулирует сбережения и инвестиции с помощью равновесной процентной ставки [6, с. 182].
Следует отметить, что классики рассматривали общеэкономического равновесия только в краткосрочном периоде для условий совершенной конкуренции. Жан-Батист Сэй впервые сформулировал так называемый «закон рынков», сущность которого сводился к следующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, а, следовательно, сточен для ее полной реализации.
Представители классического направления разработали достаточно стройную теорию общего экономического равновесия, автоматически обеспечивающего равенство доходов и расходов при полной занятости, которая не вступает в противоречие с действием закона Сэя.
Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий, как процентная ставка заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков, являются гибкими величинами, обеспечивают равновесие на рынке капитала, рынке труда и денежном рынке.
Принцип невмешательства государства — это макроэкономическая политика классиков, и рекомендации современных экономистов — сторонников неоклассического направления базируются на выводах классической школы.
Итак, формирование условий общего экономического равновесия в классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.
1.3 Макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории
Кейнсианская теория макроэкономического равновесия возникла в 20-30 годы ХХ века.
Дж. М. Кейнс создал теорию, доказывающую необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику и подверг критике закон Сэя.
Согласно кейнсианской теории процентной ставка не способна автоматически выравнивать сбережения и инвестиции. В этом случае совокупные расходы будут недостаточны для реализации созданной продукции, из этого следует, что появится безработица.
Кейнс и его последователи рассматривали разные случаи формирования общего экономического равновесия. Существуют кейнсианские модели общего экономического равновесия при завышенной ставке заработной платы, при «естественной» и заниженной ставках заработной платы, при инвестиционных и ликвидных ловушках [22, с. 96].
Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.
В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.
Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Кейнс подчеркивал, что номинальная зарплата в коротком периоде фиксирована, так как определяется долгосрочными трудовыми контрактами, кроме того, если она и меняется, то только в одну сторону — повышения в периоды экономического подъема. Снижению же ее в периоды экономического спада препятствуют профсоюзы, имеющие большое влияние в развитых странах. В силу этого рынок труда несовершенен и равновесие на нем устанавливается, как правило, в условиях неполной занятости
Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными.
Указанная взаимосвязь обусловливается спецификой кейнсианской трактовки денежного спроса, согласно которой деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность, и выражается через трансмиссионный механизм ставки процента.
Важнейшим рынком в кейнсианской модели является рынок благ.
В связке «совокупный спрос — совокупное предложение» ведущая роль принадлежит совокупному спросу. Но так как его величина корректируется в результате взаимодействия с денежным рынком, то определяющим параметром общего равновесия становится эффективный спрос, величина которого устанавливается в модели совместного равновесия.
Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом.
При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.
Одним из центральных понятий общего экономического равновесия является взаимная связь между планируемыми экономическими агентами, населением и государством расходами и национальным продуктом. При этом в статье расходов обычно выделяют личное потребление, инвестиционные и государственные расходы. Увеличение каждой из отмечаемых составляющих повышает общие планируемые затраты в целом.
Величина получаемого каждым экономическим агентом дохода далеко не всегда равна величине его личного потребления. Как правило, при низком уровне доходов расходуются сбережения Предыдущих периодов (сбережение отрицательно). При некотором уровне доходов они полностью расходуются на потребление. Наконец, с ростом доходов у хозяйственных агентов появляются все более широкие возможности увеличивать, как потребление, так и свои сбережения.
По Кейнсу все расходы общества состоят из 4 однотипных компонентов: личное потребление, инвестиционное потребление, государственные расходы, чистый экспорт.
При анализе личного потребления важно исследовать роль объективных и субъективных факторов, которые оказывают влияние на общее количество ресурсов, расходуемых обществом на потребление. Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода.
Стимулятором производства является, согласно кейнсианской модели, спрос, определяемый как психологическая готовность общества к потреблению. Дело в том, что доход домашнего хозяйства, фирмы, страны в целом, как правило, увеличивается быстрее, чем его потребление, как личное, так и производственное, причем по мере роста благосостояния эта разница между доходом и потреблением становится весьма значительной. Таким образом, в развитой экономике возникает фактор отложенного спроса, сбережений. Последние существует в виде банковских счетов и иных пассивов. Задача состоит в том, чтобы активизировать, заставить работать сберегаемую часть национального дохода. Сбережения должны превратится в составную часть эффективного спроса. И здесь на сцене появляется государство со всем инструментарием фискальной (госбюджетной) и кредитно-денежной политики. Центральный банк размещает займы (продает облигации), распределяет льготные кредиты; проводятся государственные закупки товаров и услуг; строится инфраструктура и социальный сектор.
Экономическая же система, по мнению кейнсианцев, не имеет встроенных стабилизаторов, которые могли бы обеспечить равновесие в условиях полной занятости. Поэтому для поддержания высокой занятости и уровня национального производства рекомендуется активное государственное вмешательство.
Государство должно использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты фискальной и монетарной политики, воздействуя на совокупный спрос [18, с. 143].
Таким образом, экономика в кейнсианской модели представляется как внутренне нестабильная система, поэтому для поддержания устойчивости ее развития необходимо активное государственное вмешательство, в первую очередь фискальными методами.
Воздействовать на совокупный и эффективный спрос государство может, используя инструменты и монетарной политики, однако, по мнению кейнсианцев, в этом случае эффективность такого воздействия значительно ниже.
1.4 Синтезированная модель общего макроэкономического равновесия
Каждая из представленных выше моделей обладает как несомненными достоинствами, так и недостатками. В дальнейшем развитии экономической теории наблюдался ряд попыток соединения классической и кейнсианской моделей с целью устранения недостатков обеих.
Одну из интересных попыток представляет собой так называемая модель неоклассического синтеза. В ее основе лежит классическая модель, соединенная с моделью IS-LM с гибкими ценами. Модель неоклассического синтеза позволяет преодолеть как классическую дихотомию, так и кейнсианское несовершенство рынка труда.
Основные предпосылки модели следующие:
Функции потребления, сбережения и инвестиционного спроса имеют кейнсианский вид. Соответственно, функция совокупного спроса построена в кейнсианских предпосылках.
На рынке труда равновесие устанавливается в классических предпосылках гибкой номинальной зарплаты при полной занятости.
Продавцы труда не подвержены денежным иллюзиям и изменение уровня цен не влияет на занятость. Тогда объем национального производства фиксируется на уровне естественного выпуска, что соответствует классической функции совокупного предложения.
Общее экономическое равновесие в данной модели устанавливается следующим образом:
На рынке труда определяется равновесный объем (полной) занятости и равновесная (естественная) ставка реальной зарплаты.
В соответствии с равновесным уровнем занятости при заданной технологии производства определяется объем предложения благ.
Из условий совместного равновесия (модели IS-LM) определяется совокупный спрос.
Равенство совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен. Уровень цен и ставка реальной зарплаты определяют ставку номинальной зарплаты.
Номинальная зарплата определяется исходя из равновесной ставки реальной зарплаты и равновесного уровня цен.
Если предложение денег уменьшится, то на рынке благ появится излишек. Предприниматели будут снижать цены и это приведет к росту реальных кассовых остатков без изменения предложения денег. Аналогичная (противоположная по действию) реакция будет при росте денежного предложения.
Таким образом, на всех рынках возникает устойчивое равновесие. Если на каком-либо рынке оно нарушается, то другие рынки будут реагировать таким образом, чтобы нейтрализовать это отклонение. Например, если совокупный спрос сократится (по любым причинам), на рынке благ появятся излишки, что в условиях гибкости цен приведет к снижению уровня цен. Снижение уровня цен проявится в увеличении реальных кассовых остатков, что будет стимулировать рост потребления (эффект Пигу). Кроме того, начнется снижение ставки процента. В результате вырастет инвестиционный спрос, а, следовательно, и совокупный спрос в целом, что приведет к восстановлению равновесия.
В синтезированной модели нет классической дихотомии, и при этом экономика обладает инструментами саморегулирования для поддержания равновесия в условиях полной занятости. Однако эти механизмы носят долгосрочный характер, в краткосрочном периоде для восстановления равновесия необходимо вмешательство государства [10, с. 129].
Таким образом, макроэкономическое равновесие — состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса. Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.
Выделяют неоклассическую, кейнсианскую и синтезированную концепции достижения общего экономического равновесия.
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛЕЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ СТРАНАХ
Проблемы макроэкономического равновесия занимают центральное место в экономической теории со времен Великой экономической депрессии 1929—1933 гг. Дж.М.Кейнс в качестве приоритетной цели экономической политики выдвигал достижение «полной занятости» с помощью регулирования совокупного спроса.
Однако в условиях превращения большинства развитых стран в открытые экономики макроэкономическое равновесие предполагает не только «полную занятость» при минимально допустимом уровне инфляции, но и сбалансированную систему внешних расчетов. Неравновесное состояние баланса текущих операций, значительные и длительные дефициты платежного баланса, растущая внешняя задолженность могут крайне неблагоприятным образом отразиться на внутреннем состоянии экономики, вызывая экономические спады, финансовые и валютные кризисы, что в условиях растущей взаимозависимости национальных экономик чревато потрясениями во всей системе международных экономических отношений.
Вполне очевидно, что в открытой экономике целью макроэкономической политики должно быть одновременное достижение как внутреннего, так и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием, как правило, подразумевается состояние «полной занятости», или равенство совокупного спроса и совокупного предложения на уровне потенциального выпуска, при минимально допустимом уровне инфляции. Внешнее равновесие может означать поддержание сбалансированного платежного баланса официальных расчетов, нулевого (или заданного целевого значения) сальдо баланса текущих операций, определенного уровня иностранных валютных резервов.
Для достижения поставленных целей в открытой экономике наряду с традиционными видами макроэкономической политики, такими как бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика, могут использоваться такие виды политики, как внешнеторговая, валютная, политика управления внешней задолженностью. Кроме того, те или иные меры бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики, которые доказали свою эффективность в закрытой экономике, часто оказываются неэффективными в условиях открытой экономики.
В открытой экономике значительно усложняются взаимосвязи между основными макроэкономическими переменными, характеризующими внутреннее состояние экономики, поскольку теперь они опосредуются процессами, происходящими во внешнем мире. В то же время экономические переменные, являющиеся показателями состояния внешнего сектора, находятся под влиянием внутренних переменных. Все это делает более сложным проведение макроэкономической политики, требующее учета возрастающего числа факторов [11, с. 275].
Решение проблемы достижения внутреннего и внешнего равновесия с помощью мер макроэкономической политики осложняется рядом объективных и субъективных моментов.
Во-первых, совместные действия Центрального банка и Министерства финансов, направленные на достижение макроэкономического равновесия, затрудняются наличием временных лагов, продолжительность которых различна для кредитно-денежной, бюджетно-налоговой и валютной политики. Так, для бюджетно-налоговой политики характерны продолжительные внутренние лаги (период времени с момента экономического потрясения до момента принятия ответных мер экономической политики) в связи с тем, что меры фискальной политики подлежат длительному обсуждению в парламенте. В то же время экономические агенты достаточно быстро реагируют на уже принятые меры в отношении государственных расходов и налогов.
Для кредитно-денежной и валютной политики, напротив, характерны продолжительные внешние лаги (период времени между моментом принятия ответных мер экономической политики и моментом появления их результатов). Ответная реакция инвесторов на изменение ставки процента может быть не только замедленной, но и не всегда предсказуемой. Скорость изменений в поведении потребителей и производителей под влиянием номинального обесценения или удорожания валюты также может быть различной в зависимости от эластичности спроса на импорт. Такое «запаздывание» результатов мер экономической политики может привести к неустойчивым колебаниям и непредвиденным последствиям.
Во-вторых, успешное решение проблемы «распределения ролей» зависит от правильного определения местоположения точки, в которой находится экономика в конкретный момент, и относительного наклона кривых внутреннего и внешнего равновесия. В случае неверного определения местоположения исходной точки или относительного наклона кривых результаты политики могут оказаться прямо противоположными ожидаемым и экономика не только не придет в точку равновесия, но и, возможно, отдалится от нее.
Кроме этого не всегда поддаются точной оценке такие поведенческие параметры как предельная склонность к сбережению, предельная склонность к импортированию, реакция потоков капитала на изменяющуюся ставку процента, от величины которых зависит относительный наклон кривых внутреннего и внешнего равновесия.
В-третьих, достаточно сложно спрогнозировать и возможные изменения в спросе на деньги, в поведении инвесторов и потребителей, в спросе со стороны внешнего мира на товары и услуги, производимые данной страной.
В-четвертых, эффективность и целесообразность использования тех или иных мер макроэкономической политики, направленных на достижение равновесия в экономической системе, зависит от таких субъективных моментов, как степень доверия к правительству, ожиданий экономических агентов относительно будущих шагов правительства, от их оценки сложившейся экономической ситуации.
Так, если в стране поддерживается режим фиксированного валютного курса и осуществляется политика регулирования процентных ставок с целью восстановления равновесия платежного баланса, Центральный банк должен иметь возможность осуществлять стерилизацию резервов, с помощью которой регулируется объем денежной массы. Однако в условиях низкой степени доверия к правительству возможности использовать стерилизацию могут быть поставлены под сомнение спекулятивными атаками на национальную валюту, что приведет к истощению официальных валютных резервов и отказу правительства следовать стратегии, направленной на поддержание фиксированного валютного курса.
Кроме этого в сложившейся ситуации, политика высоких процентных ставок, направленная на привлечение иностранного капитала в экономику, может оказаться неэффективной. Если возросшие процентные ставки несут в себе высокий риск для инвесторов, чувствительность притока капитала на изменение ставки процента будет низкой.
В-пятых, достижение макроэкономического равновесия в конкретной ситуации не всегда может достоверно описываться с помощью модели. Так, если мобильность капитала окажется чрезвычайно высокой или абсолютной, т.е. если бесконечно малое отклонение внутренней процентной ставки от ее мирового уровня вызовет бесконечно большое изменение мобильности капитала, то использование кредитно-денежной политики для достижения внешнего равновесия становится практически невозможным. Снижение внутренней процентной ставки вызовет неограниченный отток капитала и приведет к быстрой потере всех официальных валютных резервов. Повышение внутренней процентной ставки приведет к неограниченному притоку капитала, т.е. переливу денежных ресурсов сверх той величины, которая определяется Центральным банком [11, с. 295].
Таким образом, макроэкономическое равновесие достигается с помощью регулирования совокупного спроса. В долгосрочной перспективе экономика слабо реагирует на изменение уровня государственных расходов, налогов, объемов денежной массы, величины номинального валютного курса. В этом случае уровень совокупного выпуска в стране зависит от развития технологии, повышения уровня квалификации рабочей силы, роста конкурентоспособности на мировых рынках.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ В РБ
3.1 Особенности реформирования национальной экономики
В Беларуси социальные и экономические реформы начались после распада Советского Союза уже как в суверенном государстве в условиях политического и экономического кризиса (уровень ВВП, потребления и промышленного и сельскохозяйственного производства упал, возникла скрытая безработица, уровень инфляции повышался и т. д.). Правительство республики на основании понимания общеполитической обстановки в стране на разных этапах утверждало различные цели и стратегии реформ. Благодаря более чем десятилетним усердным исканиям удалось добиться определенных результатов. Можно выделить следующие особенности хода белорусских экономических реформ:
1) Целью белорусских экономических реформ является создание социально-ориентированной рыночной экономики.
Во всех странах модель развития и тенденции современного социального развития выбираются в соответствии с историей, реальностью и геополитической обстановкой. После того как Республика Беларусь получила независимость, возникла необходимость утвердить собственную стратегию экономического развития и перспективный план экономического развития. Руководящие идеи правительства республики в то время были достаточно четкими. Оно считало, что необходимо было, с одной стороны, сформировать рыночные отношения, создать народное хозяйство, обладающее жизненными силами; с другой стороны, учитывать реальную обстановку, возникающую из рыночных отношений, и тенденции к региональному разделению и интернационализации в экономической жизни.
Поскольку в условиях традиционной плановой экономики было невозможно эффективное распределение ресурсов, максимизация прибылей всего общества и формирование механизма, благоприятствующего мобилизации активности народных масс, у всего народного хозяйства отсутствовали жизненные силы и даже наметился спад. Таким образом, только избрав путь рыночной экономики, можно было обеспечить стабильное развитие народного хозяйства. Это исторический вывод, который можно сделать из опыта реформ во всех социалистических странах и из практики социально-экономического развития различных стран мира. Поэтому правительство Республики Беларусь с самого начала осознало преимущества рыночной экономики и на основе анализа реального положения развития республики избрало рыночную экономику в качестве цели экономических реформ и модели развития.
В то же время были утверждены первоочередные задачи при достижении данной цели:
1. реструктуризация народного хозяйства;
2. поиск законных оснований и форм рыночной экономики;
3. создание условий и механизмов для органического сочетания различных форм собственности;
4. введение активной политики социального благосостояния;
5. коренное изменение политики вмешательства государства в экономику.
В то же время были выдвинуты основные задачи макроэкономической политики государства на начальном этапе данной реформы, а именно сохранение и возрождение пострадавших экономических связей, мобилизация активности предприятий, совершенствование налоговой и кредитной системы. Однако вышеперечисленные задачи правительства в процессе осуществления чрезмерно сильно менялись, выполнялись не полностью, а некоторые вовсе не были выполнены. Однако целью реформы неизменно оставалась рыночная экономика, правительств непрерывно стремилось осуществить ее путем конкретных реформ в различных областях. Например, в 1996-2000 годах в плане реформ и социально-экономического развития Беларуси это было еще раз подчеркнуто.
2) В ходе белорусских экономических реформ был осуществлен переход от радикальной к постепенной форме.
С точки зрения фактической истории реформ в различных странах мира, утверждение методов и стратегий реформ определяется целями и характером реформ. После распада СССР в России были отменены реформы «конституционного характера», введен радикальный метод реформ, всесторонние реформы, включающие приватизацию экономики, политический плюрализм и либерализацию идеологии насильно подталкивались сверху вниз, так был быстро разрушен существующий социалистический строй. Эти реформы, в особенности крупномасштабная всесторонняя приватизация, проводившаяся в России, на начальном этапе оказали значительное влияние на реформы в Беларуси. В Беларуси на начальном этапе реформ также выдвигался проект широкой приватизации, были также попытки провести его в жизнь. Но из-за множества реальных ограничений, радикальный ход реформ очень скоро был изменен. Перед лицом важной проблемы реформ белорусское правительство избрало новый курс, объективно проанализировало структуру производства в стране, уровень развития экономики, состав населения, особенности национального менталитета народа, осуществило переход к постепенной форме проведения реформ, не проводило масштабной приватизации, избежало социальных волнений и углубления экономического кризиса. В области сельского хозяйства были сохранены колхозы и совхозы, волна преобразования в компании не захватила всю страну. В период реформ государство проводило активное вмешательство во все сферы экономической жизни. Удалось также избежать такого резкого снижения уровня жизни народа, как в России. Обеспечив социальную стабильность, правительство Беларуси начало активно распространять стратегию перехода на рыночные рельсы, в некоторых отраслях экономики провело приватизацию, утвердило цели и конфетные политические установки по проведению различных этапов реформ.
3) Центральным звеном белорусских экономических реформ являлась городская экономика [4, с.142].
До распада СССР Беларусь была одной из республик, занимавших первые места по средним сельскохозяйственным производительным силам на человека. Хотя по сравнению с некоторыми странами Восточной и Западной Европы, обладающими такими же климатическими и географическими условиями ее производительные силы и производство сельскохозяйственной продукции были низки, но сама по себе она являлась достаточно сбалансированной системой. В соответствии с обычными законами развития производительных сил, развитие сельского хозяйства обеспечивает сильную поддержку развитию промышленности и легкой промышленности, и последние снова стимулируют рост и развитие сельского хозяйства, таким образом народное хозяйство страны оказывается на пути гармоничного развития. Поэтому многие страны придают большое значение месту и роли сельского хозяйства в народном хозяйстве. Но из-за различия конкретной общеполитической обстановки в странах производственная политика также различается. Что касается стран с переходной экономикой, это имеет для них особое значение. Беларусь — индустриальная страна, население, занимающееся сельским хозяйством, составляет менее 15%, однако средняя площадь пахотных земель на человека здесь велика, земля плодородная, количество осадков достаточное, существуют богатые ресурсы и благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Однако количество рабочей силы в сельском хозяйстве мало, большинство рабочей силы сосредоточено в городах, городская экономика играет в Беларуси определяющую роль. Размещение производительных сил, сформировавшееся в условиях традиционной плановой экономики, было нерациональным, в структуре производства также было множество недостатков. Особенно важно, что экономика Беларуси ориентирована на внешний мир, более 50 % производимой продукции идет на экспорт (разумеется, в основном на рынки СНГ). Поэтому с точки зрения содержания организации реформы и некоторых конкретных политических установок, связанных с реформами, данная реформа главным образом касалась городской экономики и почти не затрагивала проблемы сельской и аграрной реформы. Можно сказать, что аграрная реформа стояла на месте, и никак не могла сочетаться с реформой городской экономики. То есть на самом деле не использовался один из чрезвычайно важных ресурсов страны, поэтому невозможно было сформировать законченную систему, которая могла бы эффективно распределять ресурсы, невозможно также было обеспечить гармоничные условия для развития всего народного хозяйства. Таким образом, реформы экономики Беларуси не могли развертываться в достаточно обширных областях, общие результаты экономических реформ также неизбежно оказались ограниченными, было весьма сложно добиться ожидаемых целей.
4). Белорусская экономическая реформа заключалась в продвижении перехода на рыночные рельсы благодаря действиям правительства.
В ходе реформ в социалистических странах одной из важных проблем было определение отношений между рынком и государством. А переход от плановой экономики к рыночной экономике, обновление системы означает необходимость преодоления традиционного ошибочного мнения о противостоянии государства и рынка. Практика реформ доказывает, что в странах с переходной экономикой на любом этапе экономических реформ самым главным является государство. Поэтому мы считаем, что пренебрежение активной экономической ролью государства и смешение его с «обычными» рыночными агентами будет серьезно препятствовать формированию новой концепции рынка и переходу на рыночные рельсы. Однако в условиях плановой экономики проблема вмешательства государства в экономику — одна из главных проблем, которые в первую очередь необходимо решать в ходе экономических реформ. На первом этапе белорусских реформ среди стратегических целей было четко указано на необходимость коренного изменения политики государственного вмешательства в экономику. Однако из-за множества реальных экономических проблем, возникших в ходе реформ, эта задача во многом не была осуществлена. Судя по ходу белорусских реформ в последние десять лет, государство играет ведущую роль при переходе на рыночные рельсы, от утверждения всей стратегии экономических реформ до выдвижения задач каждого этапа реформ и введения реформенных мер во всех отраслях и звеньях экономики, ход реформы полностью подталкивался действиями правительства, такими как определение валютно-финансовой политики; способов реформы крупных предприятий и приватизации средних предприятий и малых предприятий; внешнеторговая политика и конкретные меры по ее проведению в жизнь; политика общего благосостояния; ценовая политика и система распределения и т. д. Данные государства не только утвердили конкретные меры, но также определили сроки выполнения задач. В целом, политика была инициативной, меры — административными, а их функции — активными независимо от того, каким был краткосрочный эффект реформ по переходу на рыночные рельсы, продвижение перехода на рыночные рельсы за счет административных сил — это неоспоримый факт [4, с. 153].
Оценивая стратегию экономических реформ и весь пройденный республикой путь реформ с момента принятия суверенитета и до настоящего времени, можно предположить, что реальных этапов реформ было два:
Этап перехода к рыночной экономике (1991-1995 гг.). На этом этапе был выработан общий механизм перехода к рынку, сформулированы цели и стратегические задачи реформ, намечены практические шаги к реализации реформенных преобразований. Многие задачи, поставленные руководством страны не были выполнены. Это было обусловлено множеством причин как объективного, так и субъективного характера.
Этап формирования социально ориентированной рыночной экономики (с 1996 г.). На этом этапе усилия руководства страны направлены на противодействие негативным процессам в экономике, вызванным потерей внешних связей и традиционных рынков, дезорганизацией управления народным хозяйством, что усугубило неэффективность материала и энергоемкого производства. Выбор социально ориентированного типа рыночной экономики в качестве базовой модели развития был неслучайным. По замыслу руководителей государства, социальная ориентация рыночной экономики предполагает отсечение от модели чистого рыночного хозяйства ее наиболее негативных черт, позволяет смягчить такие явления, как эксплуатация наемного труда, низкая оплата труда многих категорий работников, безработица, социальная дифференциация и др.
В 1996-2004гг. прирост ВВП в Беларуси составил 77,4%. Экономическому росту способствовали увеличение производительности труда, повышение эффективности потребления энергии и использования производственных мощностей. Проводимая правительством социально ориентированная политика дала возможность распределить результаты этого роста среди широких слоев населения. В результате снизился с 38,6% в 1996г. до 17,8% в 2004г. удельный вес населения, живущего за чертой бедности, отмечают сегодня эксперты.
Положительно повлияли на ситуацию в белорусской экономике жесткая денежно-кредитная политика, унификация обменного курса, снижение инфляции, отказ от бартерных расчетов, ужесточение платежной дисциплины. Эксперты ВБ отмечают фактор экономического роста, наиболее часто упоминаемый и отечественными государственными экспертами — сохранение производственных мощностей. Это сделало позицию нашей страны более выгодной по сравнению с другими странами СНГ, в том числе и с Россией.
В качестве рекомендаций в сфере дальнейшего реформирования экономики Беларуси можно привести некоторые положения Странового экономического меморандума Всемирного Банка «Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивых темпов экономического роста», представленном правительству и общественности Беларуси в 2005 году [19, с.193].
Так, специалисты ВБ рекомендуют белорусскому правительству «решить проблему инвестиционного имиджа страны» и все-таки привлекать иностранные прямые инвестиции (из доля к настоящему времени менее 3%), поскольку внутренних сбережений для модернизации существующей промышленности недостаточно (эксперты отмечают чрезвычайно низкий уровень рентабельности белорусской экономики). Белорусской экономике нужны новые предприятия — современные, гибкие и мобильные, — полагают эксперты ВБ. Их появлению могло бы способствовать снижение расходов на их создание (особенно велики скрытые издержки, связанные с длительными административными процедурами) и разгосударствление госсобственности.
Структурные реформы (реформа госуправления, законодательная и судебная, реформирование системы социальной помощи и социального страхования, инфраструктуры) — важнейшая составляющая стратегии устойчивого роста, считают специалисты указанной международной организации. Несомненно, что на их начальном этапе страна понесет некоторые издержки, но в долгосрочной перспективе они дадут несомненный эффект.
Таким образом, избранная Беларусью модель экономического развития, а также достигнутые к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными экспертами и аналитиками в большей части положительно. Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Страна обладает весомым экономическим потенциалом и благоприятными стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе достижений научно-технического прогресса. Именно в инновационном развитии экономики, наращивании объемов экспорта высоких технологий ее будущее.
3.2 Макроэкономическое равновесие в РБ
C 1991 г. после первоначального переходного периода, характеризующегося нарушением основных макроэкономических пропорций и резким падением валового внутреннего продукта, Республика Беларусь переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом ключевые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией [8, c. 57]. В свете нового соглашения по ценам на энергоносители, инициированного Россией, некоторые из этих преимуществ будут постепенно исчезать. Таким образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигнут уровня мировых цен. В то же время международный экономический кризис наносит тяжелый ущерб экспорту и росту ВВП в Беларуси.
В годы, непосредственно следующие за провозглашением независимости, наблюдалось резкое падение основных рынков, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.
Изначально стратегия роста имела положительные эффекты. Она стимулировала совокупный спрос, занятость и внутреннее потребление и, до некоторой степени, смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости.
В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики — повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет.
Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года.
Экономическому росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа.
Одновременно экономический рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ в 2007 году, последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставит Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия будет поставлять в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн — это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами цена газа для Беларуси в I квартале 2010 г. составила около $168 за тысячу кубометров. В 2009 году средняя цена поставок газа в Беларусь была ниже на 11% — около $150.
С целью недопущения дестабилизации основных рынков страны и для принятия мер в ответ на изменения условий поставок энергоносителей начали реализовываться правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей.
Основные задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций [19, с. 141].
В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:
— с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;
— слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;
— низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;
— отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;
— низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.
Медленно формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.
Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.
Важнейшей особенностью политики экономической стабилизации Республики Беларусь является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. Не следует забывать о том, что белорусская экономика является трансформационной, в ней по-прежнему происходят значительные процессы реформирования, реструктуризации. Приватизация, прочие институциональные преобразования зачастую приводят к более значительному влиянию на макроэкономическое равновесие, нежели собственно макроэкономическая политика.
На современном этапе в политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. По сравнению с предыдущими периодами цены значительно либерализованы, однако определенное их регулирование по-прежнему существует. Влияние правительства распространяется в первую очередь на предприятия, находящиеся в государственной собственности, однако регулирование цен частных фирм, прежде всего в торговле, существует также. Данный инструмент, с одной стороны, затрудняет процессы рыночных приспособлений к изменению экономической конъюнктуры, но с другой — позволяет снизить темпы роста цен. Снижение основных индексов, характеризующих уровень инфляции в стране начиная с 2003 г. свидетельствует о том, что указанные меры белорусского правительства позволили значительно снизить уровень инфляции и позволили стабилизировать и взять под контроль инфляционные процессы в стране.
Показатели инфляции отражают успехи денежно-кредитной политики белорусского Правительства (14% — в 2004, 8%, 6%, 12% и 13,3% в последующие года) (таблица 3.1). Однако финансово-экономический кризис отразился и на показателе инфляции в 2009 г. — 15,1%.
Таблица 3.1 — Индексы цен по отдельным секторам экономики
Примечание — Источник: [12]
Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь на современном этапе можно охарактеризовать как стимулирующую. В течение последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Этими мерами правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддерживать покупательную способность населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики.
Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало заинтересованность в получении кредитов от предприятий. Использование льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Последняя также обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.
В политике поддержания равновесия рынка труда белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Влияние профсоюзов на рост оплаты труда, присущее многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящее к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слабо. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличия квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы. Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что в свою очередь ведет к росту предложения.
Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Так, данный фактор нельзя использовать очень долго, поскольку в перспективе необходимо стремиться к росту доходов населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Именно такие процессы характерны для многих отраслей белорусской экономики в последние годы [8, с. 84].
Таким образом, после выборов в 1994 году правительство начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка. Важнейшей особенностью политики макроэкономической стабилизации Республики Беларусь на современном этапе является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. На современном этапе в политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен. Фискальную и денежно-кредитную политику Республики Беларусь на современном этапе можно охарактеризовать как стимулирующую.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под проблемой макроэкономического равновесия понимается поиск такого выбора (устраивающего всех), при котором способ использования ограниченных производственных ресурсов (капитала, земли, труда) для создания различных товаров и их распределение между различными членами общества сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность: производства и потребления; ресурсов и их использования; предложения и спроса; факторов производства и его результатов; материально-вещественных и финансовых потоков.
Таким образом, макроэкономическое равновесие — это ключевая проблема экономической теории и экономической политики любого государства.
Следует отметить, что до Кейнса в экономической теории общее экономическое равновесие как самостоятельная макроэкономическая проблема не рассматривалось. Поэтому классическая модель общего экономического равновесия (ОЭР) представляет собой некоторое синтезированное изложение взглядов экономистов классической школы с использованием современного терминологического аппарата.
Формирование условий общего экономического равновесия в классической модели происходит по принципу саморегулирования, без вмешательства государства, что обеспечивается тремя встроенными стабилизаторами: гибкими ценами, гибкой номинальной ставкой зарплаты и гибкой ставкой процента. При этом денежный и реальный сектор независимы друг от друга.
Кейнсианская модель общего экономического равновесия построена на принципах, отличных от постулатов классической школы.
В кейнсианской модели отсутствует гибкость цен, так как, во-первых, в коротком периоде экономические субъекты подвержены денежным иллюзиям, кроме того в экономике в силу институциональных факторов (долгосрочные контракты, монополизация и т. д.) реальная гибкость цен отсутствует.
Особое значение имеет относительная жесткость номинальной зарплаты. Однако основная особенность кейнсианской модели заключается в том, что реальный и денежный сектор экономики оказываются взаимосвязанными.
Кейнсианская модель ОЭР описывает экономику как целостную систему, в которой все рынки являются взаимосвязанными, и изменение условий равновесия на одном из рынков вызывает изменение равновесных параметров на других рынках и условий ОЭР в целом.
При этом преодолевается классическая дихотомия (разделение экономики на два сектора: реальный и денежный рынки), исчезает строгое разделение переменных на реальные и номинальные, а уровень цен становится одним из параметров общего равновесия.
Традиционно одной из основных целей государственной экономической политики является создание и поддержание макроэкономического равновесия в национальной экономике, так как экономика в состоянии равновесия способна обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов и, соответственно, максимальное удовлетворение общественных потребностей. Такая же цель стоит перед экономической политикой Республики Беларусь в настоящее время.
Важнейшей особенностью политики макроэкономической стабилизации Республики Беларусь на современном этапе является использование не только макро-, но и микроэкономических инструментов. На современном этапе в политике макроэкономической стабилизации белорусского государства важное место занимают административные мероприятия по ограничению роста цен.
Избранная Беларусью модель экономического развития, а также достигнутые к настоящему времени результаты оцениваются отечественными и зарубежными экспертами и аналитиками в большей части положительно. Беларуси удалось смягчить негативные последствия системного кризиса для экономического развития государства, избежать существенного расслоения общества по уровню доходов. Страна обладает весомым экономическим потенциалом и благоприятными стартовыми условиями для более динамичного реформирования экономики и проведения структурной перестройки на основе достижений научно-технического прогресса. Именно в инновационном развитии экономики, наращивании объемов экспорта высоких технологий ее будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Программа — социально экономического развития РБ на 2006 — 2010 годы. — Минск, 2006. — 154 с.
2 Андреев, Б. Ф. Системный курс экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика: учебное пособие / Б. Ф. Андреев. — Санкт-Петербург: Лениздат, 1998. — 574 с.
3 Базылев, Н. И. Макроэкономика / [Н. И. Базылев и др.]; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. — Минск: БГЭУ, 1998. — 215 с.
4 Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь. — Минск: БГЭУ, 2007. — 415 с.
5 Вечканов, Г. C., Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова — Москва: СПб.: Питер, 2008. — 240 с.
6 Головачев, А.С. Макроэкономика / Головачев А.С., Головачева И.В. — 2-е стер. изд. — Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2005. — 256 с.
7 Ивашутин, А. Л. Микро- и макроэкономика / А. Л. Ивашутин. — Минск: [б. и.], 2000. — 207 с.
8 Кажуро, Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица / Н.Я. Кажуро. — Минск: ФУАинформ, 2004. — 207 с.
9 Лемешевский, Н.М. Макроэкономика / Н.М. Лемешевский. — 2-е изд., перераб. И доп. — Минск: ФУ Аинформ, 2006. — 544 с.
10 Луссе, А. Макроэкономика: краткий курс / учебное пособие. — СПб: Издательство «Питер», 1999. — 240 с.
11 Миклашевская, Н. А. Международная экономика: учебник / Н. А. Миклашевская, А. В. Холопов; под ред. А. В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дело и Сервис, 2004. — 352 с.
12 Министерство статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск. — Режим доступа: http://www.minstat.gov.by. — Дата доступа: 12.10.2010.
13 Национальная экономика Беларуси: учеб. / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. доктара экон. наук, проф. В.Н. Шимова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: БГЭУ, 2006. — 751 с.
14 Николаева, И.П., Экономическая теория: учебник- 2-е издание / И.П. Николаева.- Москва: изд-во Проспект, 2007. — 384 с.
15 Плотницкий, М.И., Курс экономической теории /М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов — Минск: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. — 496 с.
16 Сидорович, А.В., Макроэкономика / под общ. ред. А.В. Сидоровича — Москва: «Дело и сервис», 2004. — 448 с.
17 Современная Беларусь: в 3 т. / редкол.: М.В Мясникович [и др.]. — Минск: Белорус. наука, 2007. — Т. 2: Экономический и научный потенциал. — 680 с.
18 Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учеб. для вузов по экон. Специальностям / Л.С. Тарасевич. — Москва: Юрайт-издат, 2003. — 652 с.
19 Теория переходной экономики: учебное пособие в 2 Т. Т.2. Макроэкономика / под ред. Е.В. Красниковой. — Москва: ТЕИС, 1998. — 248 с.
20 Экономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; под ред. М.И. Плотницкого. — Мн.: Новое знание, 2002.- 386 с.
21 Экономическая теория: практикум / под ред. Н. И. Базылева, Л. В. Воробьевой. — 3-е изд. — Минск: БГЭУ, 2001. — 239 с.
22 Юрьева, Т.В. Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс / Т.В. Юрьева. — Москва: Проспект, 2008. — 286 с.
23 Ясинский Ю.М. Макроэкономика: опыт и проблемы. Курс лекций./ Ю.М. Ясинский. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999. — 474 с.
Размещено на