Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1
1.1. Особенности подросткового возраста.
1.2. Особенности общения подростков.
1.3. Основные трудности в общении.
Глава 2
Пути педагогической работы с неконтактными детьми.
Заключение
Список литературы
Выдержка из текста работы
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования произведений устного народного творчества в процессе работы по речевому развитию детей раннего возраста 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевого развития детей раннего возраста 6
1.2. Произведения устного народного творчества как средство речевого развития детей раннего возраста 10
1.3. Педагогические условия организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Практические аспекты педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества 20
2.1. Изучения уровня речевого развития детей раннего возраста 20
2.2. Перспективный план педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества 26
Выводы по 2 главе 38
Заключение 39
Список литературы 41
Приложение 43
Введение
Ранний возраст является периодом, когда закладываются основы познавательной деятельности и личностного развития ребенка. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Одним из важнейших новообразований возраста является становление и развитие речи. Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние.
Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи — и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.
Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.
В связи с этим в педагогике и психологии раннего возраста активно ведется поиск путей речевого развития детей раннего возраста, одним из которых является использование устного народного творчества.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к устному народному творчеству, фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Многие педагоги, психологи (В.Г. Белинский, М.К. Боголюбская, Е.Н. Водовозова, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Н.С. Карпинская, О.И. Соловьёва, В.Н. Сорока-Росинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.), фольклористы (В.Ф.Аникин, А.Ф. Афанасьев, М.А. Булатов, М. Забылин, О.И. Капица, Ю.Г. Круглов, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, И.П.Сахаров, И.М. Снегирев, П.В. Шейн и др.) определили важное значение словесного творчества народа в жизни человека и в развитии ребенка.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. Именно эти формы наиболее доступны для понимания детей раннего возраста, при этом они способствуют развитию речи.
Таким образом, актуальность проблемы по развитию речи детей раннего возраста путем использования произведений устного народного творчества обусловили выбор темы исследования.
Объект исследования – педагогическая работа по речевому развитию детей раннего возраста.
Предмет исследования – условия организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества.
Цель исследования – изучить особенности организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста.
2. Теоретически обосновать и практически апробировать условия организации педагогической работы по речевому развитию детей раннего возраста при использовании произведений устного народного творчества.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования произведений устного народного творчества в процессе работы по речевому развитию детей раннего возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевого развития детей раннего возраста
В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и преддошкольное детство (от 12 до 36 месяцев).
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Недооценка возможностей раннего возраста приводит к тому, что многие его резервы остаются нераскрытыми, и впоследствии отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Возраст 1-3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными [14].
К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте — непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста.
Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и поэтому это действие было названо ручным. На следующем этапе ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие. Таким образом, он приспосабливается к свойствам орудия. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.
В результате такого «высвобождения» ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяе……..
Список литературы
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
2. Аникин, В.П. Русские народные сказки [Текст] / В. П. Аникин. – М., 1984. – 176 с.
3. Богусловская, З.М. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. — 207с.
4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Гладких, Л. П., Макеева, И. Б., Чуракова, Д. Воспитание сказкой [Текст]: методическое пособие для воспитателей дошк.образ. учреждения ( серия духовно — нраственное воспитание для детей дошкольного возраста ) – М., 2002. – 343 с.
6. Громова, О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст] / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. — М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.
7. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
10. Леонова, М.А. Первые шаги в страну звуков и букв. Ч.2. Произнесение отдельных звуков [Текст] / М.А. Леонова. — М., 1999. — 29с.
11. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. — 2006. — №4. — С.105-112.
12. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / А.И. Максакова. — М.: Просвещение, 1982. — 159с.
13. Максакова, А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [Текст] / А.И. Максакова, Г.А. Туманова. – М., 1979. – 127 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М., 2000. – 456 с.
15. Подрезова, Т.И.Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ [Текст] / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007. — 128 с.
16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
17. Старенкова, В. О дифференциации смешиваемых звуков [Текст] / В. Старенкова // Дошкольное воспитание. — 2005. — №8. — С.81-86.
18. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 112 с.
19. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – М., ООО «Фирма издательство АСТ», 2000. – 464 с.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.