Помощь студентам, абитуриентам и школьникам

Консультации и учебные материалы для разработки диссертации, дипломной работы ,курсовой работы, контрольной работы, реферата, отчета по практике, чертежа, эссе и любого другого вида студенческих работ.

  • Форма для контактов
  • Политика конфиденциальности
2009 - 2023 © nadfl.ru

Пример курсовой работы по философии: Наука и ее роль в жизни общества

Раздел: Курсовая работа

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Эволюция науки и развитие научного мышления ……………………………4

2. Наука и производство …………………………………………………………..7

3. Рост науки ……………………………………………………………………….8

4. Человек и машина………………………………………………………………11

5. Научное управление обществом……………………………………………….14

6. Наука и нравственность ..………………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………………17

Список использованной литературы………………………………………………18

Выдержка из текста работы

1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

1.1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Прежде всего, нужно иметь в виду то, что термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — «любовь» и «sophia» — «мудрость» и означает: «любовь к мудрости" Этот термин впервые объяснил древнегреческий мыслитель Пифагор (вто­рая пол. VI — нач. V вв. до н.э.), а в качестве названия особой науки впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 — 347 гг. до н.э.). Однако происхождение поня­тия «философия» еще не проясняет в достаточной мере существо дела. Так, например, не совсем просто ответить на вопрос: «Что же такое мудрость?» Сами философы отве­чали на него отнюдь не одинаково и занимались мудрствованием каждый по-своему. Это обусловливало и различное понимание философии.

История философии свидетельствует, что одни мыслители видели смысл филосо-

фии в поиске истины, а другие — в умении доказывать то, что каждый считает правиль-

ным и выгодным, одни устремляли свой взор в космические просторы, а другие огра­ничивали себя изучением человека и т.д. В истории философии есть философы, кото­рые понимали задачи философии очень широко, и есть философы, которые определяли ее задачи довольно узко. Например, многие сторонники современного позитивизма сводят задачи философии, по существу, только логическому анализу языка науки._

При всем многообразии подходов к пониманию предмета философии можно вы­делить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.

Философия как целостное явление мировой культуры представляет собой учение об общих-принципах бытия. Основными предметными областями философского ис-следования являются природа человек, общество. При этом главное внимание уделяет-б¥всё-таки человеку, его отношению к себе и окружающему миру.

Важнейшими разделами философии являются:

• онтология, т.е. учение об общих принципах бытия всего мироздания;
\ • философия природы;

• философская антропология, т.е. учение о человеке и его бытии в мире;

I • гносеология, т.е. теория познания;

• социальная философия, т.е. учение о сущности и развитии человеческого об-

щества;

  • философская теория культуры;
  • этика;
  • эстетика;
  • история философии.

Все названные разделы философии, обладая определенной самостоятельностью, все же тесно переплетаются друг с другом и образуют некую целостную систему.

1.2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Решая вопрос о соотношении философии и мировоззрения нужно, прежде всего, учитывать следующее: понятие <<мировоззрение» шире понятия «философия».

Мидовоззрение — это общие представления о мире, о месте и роли человека в нем. Oно представляет co6ou сложное духовное явление. В его состав входят обобщённые знания, идеалы, цели, интересы, ценностные ориентации венные нормы, эстетические предпочтения и т.д

4

1. Философия, её предмет, роль в жизни человека и общества

Мировоззрение определяет духовный облик и жизненную позицию только от дельных личностей, но и социальных групп, общностей, а также общества в целом. Это важнейший духовный фактор освоения и преобразования человеком офужающёго мира.

В формировании мировоззрения участвует не только философия, но и науки раз­личной направленности, иные формы общественного сознания. Однако главную роль здесь играет всё-таки философия. Именно она синтезирует мировоззренческие положе­ния и установки, привлекаемые человеком из разных источников.

В структуре мировоззрения можно выделить два уровня. Мировозрение сущест- вует, прежде всего, на чувственном уровне как мироощущение, как стихийное воспро­ изведение действительности а также на рациональном уровне как миропонимание,

предполагающее логическое обоснование взглядов и установок. Второй уровень миро­воззрения является наиболее важным, так как придает мировоззрению теоретическую строгость, системный характер. Здесь без участия философии не обойтись. Как jm здесь -главное «поле деятельности» для философии. Как раз здесь она проявляет себя наиболее ярко и эффективно.

Возникновению философского мировоззрения предшествовало длительное разви­тие культуры. Мировоззренческие установки на дофилосовском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов. Позднее возникает религия, которая со’ своих позиций формировала мировоззренческие установки. И мифы, и религия не ушли в историю вместе с первобытным обществом. Они продолжали сопутствовать общественному_развитию на всех его последующих этапах но уже на ряду с философией.

Философия_унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер мировоззренческие схемы, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира, о его_строении о происхождении человека и его положении в мире и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в философии происходит под иным углом зрения, а именно с позиции разума, разумной оценки. Поэтому философию можно определить как теоретически сформированное мировоззрение. Философия — это система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человек к миру.

Подводя итог, можно утверждать следующее: философия представляет собой систему основополагающих идей в рамках мировоззрения человека и общества Философ­ские идеи играют настолько важную роль, что даже определяют название того или ино­го конкретного мировоззрения. Если, например, признается, что сущностной основой бытия является материя, то мировоззрение будет материалистическим, а если дух, соз­нание — то идеалистическим. Если в основании мировоззрения лежит идея одной какой-либо субстанции, то мировоззрение — монистическое, если идея двух субстанций, то -дуалистическое, а если идея множества субстанций, то — плюралистическое. Мировоз­зрение, опирающееся на ту или иную философскую идею, может быть сенсуалистиче­ским и рационалистическим, сциентистским и антропологическим, оптимистическим и пессимистическим и т.д.

1.3. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЯ

Роль философии не ограничивается разработкой только мировоззренческих вопросов. Она выступает также как методология. Методология, т.е. учение о методах, понимается в данном случае определение способов достижения какой-либо цели, например, эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия которые обладают, широким, а не узким значением.

Примером таких методов является исторический метод, ориентирующий исследователя при изучении любого объекта учитавать его историю. Другим примером мо

1. Философия, её предмет, роль в жизни человека и общества

5

жет служить диалектический метод приписывающий рассматривать изучаемые объекты во взаимосвязи и развитии.

Разумеется, что философские методы находят свое продолжение в более конкрет-

ных методологиях. Имеются ввиду _методологические разработки в рамках отдельных наук, искусств, видов практики.

1.4. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Философия, как особый вид духовной деятельности непосредственно, связана с

общественно-исторической практикой людей, а потому ориентирована на решение оп­ределенных социальных задач и выполняет при этом многообразные функции. К ним относятся мировоззренческая, методологическая, критическая, аксиологическая, про­гностическая и интеллектуальная.

Мировоззренческая функция состоит в том, что философия призвана интегриро­вать в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.

Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и преоб­разования действительности человеком.

Критическая функция характеризует философию как важный социальный фак­тор борьбы против разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию.

С критической функцией философии тесно связана ее аксиологическая -функция. Любая философская система содержит в себе оценочное отношение к исследуемым объектам с точки зрения духовных ценностей: социально-нравственных, эстетических и иных. Особенно актуальной эта функция бывает переходные периоды обществен­ного развития, когда возникает проблема выбора дальнейшего пути развитая и довольно остро встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Прогностическая функция состоит в том, что философия1гадвйгает и обосновы­вает гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира.

Интеллектуальная функция заключается в том, что философия развивает способности человека к теоретическому мышлению, является школой мудрости.

ТЕСТ % \__

1. Какое определение философии Вы считаете более приемлемым?

а) Философия — это учение об общих принципах бытия;

б) Философия — это система научных знаний о мире, о человеке, об их взаимо­
отношениях;

в) Философия — это искусство познания истины;

г) Философия — это любовь к мудрости;

д) Философия — это мировоззрение и идеология.

2. Основными разделами философии являются: …

а) онтология;

б) логистика;

в) политология;

г) гносеология;

д) прогностика;

е) культурология;

ж) этика.

»

8

2. История философии

2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

2.1. ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ

Философия как явление мировой культуры возникает в достаточно явном виде в середине 1-го тысячелетия до нашей эры. Она рождается практически одновременно в трех очагах древней цивилизации: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

^ознищовению^илрсо^ии в_Древне|ИИндии предшествовалоi длительное разви­тие культуры.^Найболее^выдающимися памятникаш^Д^ешеищршкой культуры явля­ются Веды. В^еда_в_дереводе на русский язык — знание. JJcero было создано четыре Ве­ды. Они складывались вкш!Цг2^гсг-начале 1-го тысячелетия до нашей эры. Это сбор­ники гимнов в честь богов. HaHii^brMej^4_eiffl^ t веда». Здео^^аруживаютея ^зачатки фидос^скогс^^ншия^-Да основе Вед возникли брахманы, т.е. описания, комментарии по поводу Вед (УШ — VI вв. до н.э.), затем араньяки, т.е. лесные книги для отшельников и, наконец, упанишады (происходит от словосочетания «сидеть возле ног учителя»). В этих произведениях также намечаются многие философские идеи. Знатоками и толкователями вещгческо^»гу^щости_выс^гупа^ ли представител^высшей касты индийского ^бшес^^а^^брахманы^х учение принято называть брахманизмом. Оно пользовалось большим влиянием. Однако постепенно по причине трансформации старых племенных отношений авторитет брахманов и их уче­ния стал снижаться. Петшьгмикритиками^ахмашз^^^ _л!азь1вадилщ5аманами7л^е^ха^

Постепенно на базе шраманских школ, на^шшя^у! в^к^дсч^а.^ьгросли-й^раз-
вилиЪтггю1здаеТосно1ш^ философских^течений,

mfopbie^^б^Оти^насгрое^^вдичёски в отшшенш^Дзахмшмзма^^на^о^Ё^ывают-йеер-тодоксальными. Это джайнизм, 6умшш^ямщтакягмш^юкаящ!!_Од’яако сформирова-шсь~1Гтеташя7которые ориентировались в основном на авторитет Вед. Это шесть классических философских систем — веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и миманса.

Основными проблемами древнеиндийской философии являются: проблема бытия, проблема познания, проблема человека.

Проблема бытия

В индийской культуре довольно рано возникло понятие «сущее». Сущее — это то, что лежит в основе всего, что пронизывает весь мир, что неизменно, постоянно. Сущее именуется то Брахманом, то Атманом. Как правило, Брахман выражает объективный аспект сущего, а Атман — субъективный. Древнеиндийские философы не просто кон­статировали существование первоначала, но пытались выявить его субстрат и даже структуру. Ведантисты, например, выражали монистический, идеалистический подход, в соответствии с которым Брахман — это идеальное Единое, вездесущий дух, причина мира. Санкхьяики и йогины находились на позициях дуализма. Для них основа мира -это, во-первых, Пракрити, т.е. изначальная материя, и, во-вторых, Пуруша, т.е. духов­ное начало. Локаятики, или чарваки утверждали, что первоначалу присущи следующие четыре элемента: земля, вода, воздух и огонь. Это — материалистическая позиция. Представители школы ньяя и вайшешики развивали атомистическое учение.

Проблема познания

В древнеиндийской философии были обоснованы многие средства достижение истинного познания. К их числу относятся: восприятие, логический вывод, свидетель ство авторитета, сравнение и предположение. Философы Древней Индии ставили во прос о познаваемости мира. При этом представители всех школ, кроме школы буддиз ма, давали на него, как правило, положительный ответ.

2. История философии

9

—Проблема человека

По этой проблеме следует выделить две основные позиции: одна выражена брах­манизмом, а другая — буддизмом. Брахманизм давал религиозное обоснование деле­нию общества на варны, т.е. касты, учению о переселении душ. Важнейшими доброде­телями брахманизм считал беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых дан­ной варне обрядов. Всё это создаёт, якобы, благоприятную карму и ведёт к новому, лучшему перерождению. Нарушение же требований дхармы приводит к несчастливым перерождениям. В противоположность брахманизму буддизм декларировал равенство людей независимо от сословной и кастовой принадлежности. Главной целью буддизм полагает выход из круга сансары, т.е. цепи смертей — рождений. «Спасение» мыслится как погружение путём самосовершенствования в «нирвану» — «состояние Будды». Оно представляет собой состояние абсолютного покоя, освобождения от страстей и жела­ний, а потому от сопровождающих их страданий. Нравственный идеал буддизма — аб­солютное непричинение вреда окружающему.

Возникновению древнекитайской философии также предшествовало длительное развитие культуры. В конце 2-го — нач. 1-го тысячелетия до нашей эры появляются «Книга песен» («Ши цзин») и «Книга перемен» («И цзин»), заложившие основы после­дующего развития китайской культуры вообще и китайского философского мышления в частности. Однако собственно философские школы начинают складываться в Китае в VI веке до н.э. Первым исторически достоверным китайским философом считается Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.). Он является основателем самой авторитетной фило­софской школы в Китае. Из других философских школ следует назвать даосизм, моизм и легизм. Их основателями историки китайской философии называют соответственно полулегендарного китайского мудреца Лао-цзы, Мо Ди (479 — 391 гг. до н.э.), Шэнь Бу­хая (400 — 337 гг. до н.э.).

Важнейшим понятием китайской философии в древние и последующие времена является Дао. Содержание этого понятия изменялось. Первоначально Дао означало «путь», «дорогу». В последующем оно было применено для обозначения «пути» при­роды, её закономерности. У идеалистов Дао определяется как «идеальное начало», «божественный путь» и т.д. Кроме того, Дао приобрело смысл жизненного пути чело­века, часто означает этическую норму.

Важной особенностью китайской философии является разработка так называемой нумерологической методологии. Эта методология тесно связана с гадательной практи­кой. Наиболее употребительйые цифры в ней — 2, 3 и их сумма 5. Цифра 2 является вы­ражением сил инь и ян, а цифра 3 символизирует небо, землю и человека.

Оригинально решается в китайской философии проблема человека. В решении этой проблемы наиболее авторитетными были две философские школы: конфуцианст­во и даосизм. Основателем первой из этих школ был Конфуций (это латинизированная версия имени Кун Фу-цзы). Он главную задачу своего учения видел в сохранении луч­ших традиций древней культуры, которые, во-первых, способны оградить общество от потрясений и, во-вторых, ориентируют людей на достижение определённого социаль­ного идеала. Таким идеалом в конфуцианстве является «цзюнь-цзы» — «совершенный муж», обладающий пятью добродетелями. К ним относятся мудрость, гуманность, вер­ность, почитание старших и мужество. Главное условие для того, чтобы достичь этих добродетелей и следовать им, заключено в образовании.

Согласно Конфуцию, порядок вещей в государстве определяется небесным зако­ном, и каждый человек должен следовать этому закону. Даосизм, в свою очередь, при­зывал следовать природе, жить естественной жизнью. Основой природы и общества в даосизме является великое Дао, т.е. всеобщий закон Природы, который порождает всё

10

2. История философии

Похожие работы

  • курсовая  Политология и ее роль в жизни общества
  • реферат  Политическая система и её роль в жизни общества
  • реферат  Географическая среда и ее роль в жизни общества
  • контрольная  Возникновение философии и ее роль в жизни общества
  • курсовая  Социальная сфера и ее роль в современном обществе.
  • контрольная  Массовая информация и ее роль в жизни личности

Свежие записи

  • Прямые и косвенный налоги в составе цены. Методы их расчетов
  • Имущество предприятия, уставной капиталл
  • Процесс интеграции в Европе: достижения и промахи
  • Учет уставного,резервного и добавочного капитала.
  • Понятие и сущность кредитного договора в гражданском праве.

Рубрики

  • FAQ
  • Дипломная работа
  • Диссертации
  • Доклады
  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
  • Отчеты по практике
  • Рефераты
  • Учебное пособие
  • Шпаргалка