Содержание
Содержание:
Введение3
Глава 1. Основы национальной экономики5
1.1. Национальная экономика и цели ее развития5
1.2. Структура национальной экономики11
Глава 2. Результаты функционирования национальной экономики13
2.1. Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики13
Заключение17
Список литературы19
Введение
«Национальная экономика и результаты её функционирования» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что рассматривая национальную экономику в качестве системы с единым экономическим, финансовым, таможенным пространством, следует ориентироваться на восприятие узловых проблем современной социально-экономической стратегии страны в начале XXI века.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Градов А. П., Козырев В.М., Кошелев А. Н., Крюков Р. В. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования результаты функционирования национальной экономики.
Предмет исследования современное развитие экономических систем.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть национальную экономику и результаты её функционирования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать национальную экономику и цели ее развития;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о структуре национальной экономики;
3.Рассмотреть сущность и специфику экономических и социальных результатов функционирования национальной экономики;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблем.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Выдержка из текста работы
С развитием общества совершенствовалось понимание и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.
Постепенно экономика сформировалась как наука, требовавшая четких, взаимоувязанных определений сущности экономических процессов. Показатели, характеризующие состояние экономики страны получили название макроэкономических показателей. Макроэкономика является теоретическим фундаментом экономической политики государства, которая становится, в свою очередь, объектом макроэкономических исследований.
Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». В общем виде определение национальной экономики сформулировано, как система — состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности. Однако это не совсем точно, т.к. его можно отнести к политической, к социальной системе и другим видам человеческой деятельности.
Национальная экономика, ее структура и цели развития, изучение макроэкономических показателей и понимание сущности является актуальным. Правильная и грамотная экономическая политика — все это является залогом процветания государства.
Целью курсовой работы является изучение национальной экономики и результатов ее функционирования.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить национальную экономику и ее цели;
2. раскрыть структуру национальной экономики;
3.рассмотреть экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики, их динамику в России.
1. Национальная экономика и цели ее развития
Учитывая, что объектом анализа макроэкономики является национальная экономика, следует дать ей определение. Национальная экономика — это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации.
Цели макроэкономики определяют государственную экономическую политику, которая должна базироваться на четком выявлении оптимальных приоритетов развития и сочетании перечисленных целей. В зависимости от ситуации, складывающейся в национальной экономике, могут стать первоочередными, например, задачи экономического роста, полной занятости, а второстепенными — достижения стабильного уровня цен.
Макроэкономическая теория различает конечную (высшую), долгосрочные и краткосрочные цели развития национальной экономики.
Конечной целью любой экономической системы является обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности общества и каждого его члена на основе экономического роста. Реализация этой цели предлагает выбор определенной социально-экономической модели развития общества (экономической системы) [1, C. 46].
Долгосрочные цели направлены на реализацию выбранной обществом модели социально-экономического развития. В современных условиях в наиболее развитых странах мира распространена модель социально ориентированной рыночной экономики. Целью проводимых в России радикальных экономических реформ как раз и является построение такой модели.
Краткосрочные цели предполагают конкретизацию основной цели на каждый данный момент. В частности, для российской экономики такими целями являются достижение устойчивого экономического роста в реальном секторе экономики, оздоровление финансово-банковской и налоговой систем, дальнейшее развитие и совершенствование рыночных отношений, повышения уровня жизни населения.
В реальной экономике речь идет о целом комплексе взаимосвязанных друг с другом конкретных целей экономического развития общества, реализация которых обеспечивает условия для повышения благосостояния и всестороннего развития членов общества [5, C. 42].
К этим целям относятся:
1) Высокие и устойчивые темпы экономического роста, позволяющие повышать уровень жизни членов общества на основе роста национального продукта и совершенствование его качества. Чем больше товаров и услуг будет произведено и экономике, тем выше уровень жизни населения. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ.
Факторами экономического роста являются:
— природные ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);
— трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);
— основной капитал (оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.);
— научно-технический прогресс;
— совокупный спрос.
2) Оптимальная занятость, которая предполагает, что все граждане желающие работать, находят работу, затрачивая на ее поиски минимум времени.
Работа необходима каждому, кто желает этого и способен работать. Труд должен оплачиваться соответственно произведенному продукту. Однако это не означает, что в стране не может быть свободной, не занятой в производстве рабочей силы. Иначе производство работало бы на границе своих возможностей, и не было бы резервов для структурной перестройки народного хозяйства, развития научно-технического прогресса. Кроме того, полная занятость всегда является причиной чрезмерно высокого платежеспособного спроса населения, что порождает рост цен, а соответственно, и инфляцию. В силу этого занятость должна поддерживаться на естественном уровне. Это процент безработных, составляющих добровольную (фрикционную) безработицу, связанную с поиском и ожиданием работы, и структурную безработицу, связанную с изменением технологии производства. Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.
3) Стабильный уровень цен, означающий отсутствие резких скачков в их динамике. Следует иметь в виду, что общий уровень цен — новая категория, отличная от цен на микроуровне. Этот показатель отражает стоимость широкого ряда разнообразных товаров и услуг в разные моменты времени. В экономике должна действовать устойчивая тенденция формирования цен, основывающихся на равновесии спроса и предложения товаров. В условиях острого дефицита, при значительном повышении спроса складывается высокий уровень цен. В этом случае возникает ценовой диктат со стороны поставщиков, снижается покупательная способность денег, развиваются инфляционные процессы. В условиях перепроизводства складывается низкий уровень цен. В результате снижаются стимулы к развитию производства, его обновлению на основе научно-технического прогресса.
4) Экономическая эффективность, предполагающая рациональное использование экономических ресурсов, позволяющее производить больше благ с меньшими затратами. Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами, усилиями и потерями. Рост экономической эффективности проявляется в сокращении затрат на единицу продукта или в увеличении продукта на прежнюю величину затрат. Эффективно все то, что в наибольшей мере способствует оптимальным темпам экономического роста. По тому, какую отдачу дают факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность), можно судить о правильности и разумности принимаемых хозяйственных решений. Главным и обобщающим показателем роста экономической эффективности производства в национальной экономике является прирост национального дохода на душу населения. Соизмерение темпов прироста национального дохода позволяет выбрать оптимальные варианты решения экономических проблем. Чтобы добиться эффективности, ситуация в стране должна приближаться к такой, когда любое увеличение выпуска какого-либо продукта будет приводить к сокращению производства другого.
5) Справедливое распределение доходов — также важная цель экономики. Люди от природы наделены неодинаковыми способностями. Они растут в разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала и ресурсов. Эти исходные условия порождают различия в доходах. С течением времени, в зависимости от эффективности бизнеса, приобретенной профессии, оплаты труда и других обстоятельств, доходы еще более дифференцируются. В результате кто-то зарабатывает очень скромные суммы, тогда как другие имеют доходы, во много раз превышающие доходы остального населения. Ситуация абсолютного равенства доходов невозможна — это означало бы «уравниловку». Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Реализовать ее можно через разнообразные программы безвозмездных социальных выплат (пособия на детей и профессиональную подготовку, льготное кредитование и дотации на переориентацию производства, эффективное налогообложение). Следует иметь в виду, что распределение доходов имеет тенденцию становиться более справедливым и равномерным по мере развития общего благосостояния страны. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации в уровне жизни, так и «уравниловки».
6) Дополняет предыдущую цель экономическая обеспеченность, касающаяся только определенной части населения — нетрудоспособных граждан: хронически больных, инвалидов и т.п. В поддержке этих категорий граждан особую роль играет социальное страхование и государственная помощь. Государство предоставляет этим лицам страховой доход — субсидии, направленные на обеспечение минимального уровня жизни. Они получают и различные виды натуральной помощи — бесплатную медицинскую помощь, талоны на питание и одежду. Источником этих средств являются налоги с заработной платы, прибылей и других доходов трудоспособного населения.
7) Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Каждая страна, участвуя в международном разделении труда, экспортирует и импортирует продукцию и услуги. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Это возможно на основе свободной продажи на внутреннем рынке товаров других стран и отечественных товаров на рынке других стран. Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.
8) Экономическая свобода — и цель, и принцип макроэкономики. Ее определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Это свобода предпринимательской деятельности и профессии, свобода перелива капиталов и экономической информации, технологических способов ведения производства, передвижения трудовых ресурсов из одной отрасли в другую. Свобода каждого потребителя выбирать и покупать материальные блага и услуги в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Однако экономическая свобода не означает, что у нее нет границ. Предпринимательская деятельность, например, ограничена спросом на те или иные виды продукции и размерами имеющегося капитала. Перелив капиталов ограничивается различными препятствиями вступления в отрасль. Свободу каждого потребителя ограничивают доходы. Поэтому точнее было бы сказать, что целью макроэкономики является расширение границ экономической свободы, естественно, до оптимального уровня.
9) Все более актуальной становится задача поддержания равновесия взаимодействия с окружающей средой. Должное качество жизни нынешнего и будущего поколений может быть обеспечено только в чистой экологической среде. Однако накопление громадных производственных мощностей, погоня за максимальной выгодой любыми средствами подвели человечество к крайней границе давления на природу. В результате возникла опасность экологической катастрофы.
Производство должно осуществляться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем. Эта цель является важной не только для национальных экономик, но и мирового сообщества в целом [1, C. 65].
Реализация целей макроэкономического развития тесным образом связана со структурой национальной экономики.
2. Структура национальной экономики
национальный общественный труд инвестиция
Сущность национальной экономики представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического развития страны. Национальную экономику определяют как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности.
Структурный анализ национальной экономики позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.
Виды структуры национальной экономики:
— экономические структуры, определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;
— неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц — культуру, образование и т.д. Их анализ представляет интерес в степени влияния на функционирование национальной экономики.
Структура национальной экономики — это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики [2, C. 31].
Выделяют следующие виды структуры национальной экономики:
— домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей;
— социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики;
— отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасли это единицы национальной экономики которые в процессе общественного производства выполняют схожие функции. Этот вид структурирования имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития;
— территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики т.е. разделение на различные экономические районы;
— структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.
— инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики. Инфраструктура подразделяется на производственную и непроизводственную. Отрасли инфраструктуры оказывают двоякое влияние на развитие экономики: с одной стороны без их развития резко снижается эффективность всего общественного производства, а с другой — требуется все больше инвестиций для развития отраслей инфраструктуры, к тому же они не приносят быстрой и высокой прибыли, кто осуществляет инвестиции. Поэтому значительную долю капиталовложений в развитие инфраструктуры в современных условиях берет на себя государство. Нужно сказать, что неразумная экономия на вложениях в развитие инфраструктуры рано или поздно проявится в отставании технического уровня производства [5, C. 92].
Структура национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.
Структура национальной экономики формируется под влиянием множества факторов — географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.
Существует понятие теории структурных реформ национальной экономики [4, C. 40]. В ситуации, когда функционирование национальной экономики не отвечает требованиям достойного уровня жизни, под давлением населения правительство страны вынуждено пойти на ряд крайних мер по изменению состояния национальной экономики — на структурные реформы. Направление структурного реформирования национальной экономики определяется конкретными потребностями государства, его положением в мировой экономике, вырабатывается на основании оценки существующего положения страны и ее желаемого будущего состояния.
Источником и разработчиком структурного реформирования является государство, т.к. только оно обладает достаточными ресурсами для этого. Проведение структурных реформ национальной экономики входит в поле деятельности государственного аппарата.
Для того чтобы структурные реформы были более эффективными, они оформляются в виде программ — рассчитанных на долгосрочную реализацию. Программы могут быть различными по своему содержанию, целям, задачам, методам оформления и отражают конкретные особенности национальной экономики. В большинстве стран их разработка и реализация связана с потребностью создания необходимых условий для активного и устойчивого экономического роста или выхода из затяжного экономического кризиса. Обычно они направлены на решение нескольких масштабных экономических проблем. В этом случае реформы ставят своей целью стабилизацию национальной экономики, включая несколько небольших структурных реформ, связанных с привлечением иностранного капитала в страну. Как правило, программы структурных реформ поддерживаются одной или несколькими международными организациями, например МВФ. Но взамен этого они требуют серьезных изменений в законодательстве страны сообразно мировым нормам.
Реформа пенсионной системы является одним из наиболее действенных механизмов структурного реформирования национальной экономики. Здесь задача заключается в том, чтобы перейти к системе негосударственных пенсионных фондов, которые, как показывает практика, могут реализовать более эффективное управление доверенными им финансовыми средствами. Но полный уход государства не способствует установлению экономической стабильности — оно должно сохранить за собой право регулирования деятельности негосударственных фондов. Реформирование пенсионной системы наиболее сложная, но тем не менее необходимая часть структурных реформ, так как позволяет мобилизовать необходимые объемы финансовых ресурсов для развития национальной экономики.
Реформирование банковской сферы вызвано тем, что она реализует значительные экономические функции — обеспечивает денежный поток для целей экономического развития. Ее главная роль состоит в создании денег. Это задача центрального банка. Специфика конкретной банковской системы зависит от реальных условий и потребностей национальной экономики.
Главной проблемой банковской сферы стал всеобщий и системный невозврат кредитов, связанный с общим экономическим спадом, уменьшением доходов населения и общего уровня жизни. Выходу банковской системы из кризиса способствует гиперинфляция — неизбежный спутник структурных реформ. Банки могут получать сверхдоходы, используя выгодные им особенности инфляции [3, C. 37].
Результаты реализации программ структурного реформирования показывают их эффективность и результативность. Причем чем быстрее происходят эти изменения, тем успешнее развивается экономика страны. Эффективной признается такая структура национальной экономики, которая способна обеспечить устойчивый и эффективный экономический рост, и на этой основе обеспечит высокий уровень жизни населения.
3. Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики, их динамика в России
Для оценки развития экономики и ее результатов требуется оценка хозяйственной деятельности на основе макроэкономических показателей, взаимосвязанных между собой.
Эффективность функционирования и регулирования макроэкономических процессов невозможна без статистического учета показателей национальной экономики. Практическое наблюдение за макроэкономическими процессами осуществляется на базе системы национальных счетов (СНС). Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и приведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений [9].
Национальные счета Российской Федерации — это система взаимосвязанных статистических показателей, с высоким уровнем детализации внутренней структуры, построенная в виде определенного набора счетов и таблиц. Основной целью СНС является информационное обеспечение комплексного и многостороннего анализа процесса создания и использования национального продукта и национального дохода, получение полной картины экономической деятельности страны.
Результатом функционирования национальной экономики являются все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т. е. национальный продукт [4, C. 48].
Для измерения национального продукта в СНС служат различные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП).
Национальный доход — это общая годовая стоимость произведенных товаров и оказанных услуг показывающая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Этот показатель характеризует экономическое развитие страны и финансовое положение ее граждан и представляет собой общий годовой доход населения до перераспределения. Национальный доход (НД) включает в себя четыре элемента: потребление, инвестиции, расходы правительства, чистый экспорт. Каждый из них представляет собой особый и одновременно взаимозависимый сектор экономики, в совокупности образующий национальный доход. В российской практике НД разбивается на два фонда: фонд потребления — часть НД, обеспечивающая удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, управление государством, образование и т.д.) и фонд накопления — часть НД, обеспечивающая развитие производства. В отличие от ВВП и ВНП, он не является показателем производства.
Еще один важный показатель — национальное богатство (НБ). Это стоимость всех материальных и нематериальных благ и услуг, созданных данным обществом за всю предшествующую историю и сохранившихся к настоящему времени. Иными словами, НБ — это всё то, чем обладает данная нация в настоящее время: всё материальное, нематериальное, духовное, информационное богатство общества, страны. Иначе говоря — национальное имущество, природные ресурсы, квалификация рабочей силы, имеющиеся изобретения, технологии и т.д. Все перечисленные показатели являются зависимыми и производными от объема национального производства.
Основным показателем, с помощью которого измеряют объем национального производства, является валовой национальный продукт (ВНП). Он представляет собой рыночную стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике. При этом учитывается вся продукция, произведенная гражданами данной страны не только на ее территории, но и за рубежом. Для получения истинной величины реального ВНП, необходимо очистить номинальный ВНП от влияния инфляции, т.е. применить индекс цен. Отношение номинального ВНП к реальному ВНП показывает увеличение ВНП за счет роста цен и называется ВНП-дефлятором. Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период. Он определяется по формуле:
Таким образом, реальный ВНП будет равен отношению номинального ВНП к индексу цен, умноженному на 100%.
Показателем функционирования национальной экономики в России является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП является обобщающим экономическим показателем, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг, на территории государства. В нем учитывается продукция, идущая на фактическое конечное потребление. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства, не входит в ВВП. Если рассмотреть структуру ВВП по отраслям за ряд лет, то можно охарактеризовать осуществляемую в стране структурную политику на основе изменения его структуры и развития отдельных отраслей [6, C. 65].
Показатель ВВП является дополняющим к ВНП и характеризует результативность экономической деятельности на всей территории национальной экономики.
ВВП и ВНП используются для определения состояния национальной экономики. за определенный период времени, как правило, за год. Он определяется ежегодно государственным комитетом по статистике РФ. С их помощью можно определить экономический потенциал страны, а также темпы и основные показатели роста и развития национальной экономики.
Расчеты двух важных показателей — ВВП и ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, существует проблема включения в их состав теневой и неформальной экономики. Теневая экономика представляет собой корректировку ВВП на теневые операции юридических лиц, а также операции неформального сектора экономики, такое как домашнее хозяйств для собственного конечного пользования. К теневой экономике можно отнести неформальный рынок труда и скрытую оплату труда, рост которой возрос с 2011 года вследствие увеличения страховых взносов.
Если суммировать произведенные в стране товары и услуги во всех отраслях экономики, неизбежен многократный повторный счет, существенно искажающий реальный объем ВНП. Поэтому вводится показатель чистого национального продукта (ЧНП) — это созданный валовой национальный продукт за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления). При оценке чистого экономического благосостояния надо учитывать также уровень населения, определяемый как соотношение потребностей граждан и возможностей их удовлетворения. Кроме того, для объективной оценки чистого экономического благосостояния необходимо учитывать расслоение населения по уровню доходов. Валовой внутренний продукт этого отразить тоже не может.
Основной тенденцией 2011 года стало продолжение восстановления экономической активности и в основном завершение восстановительного роста после экономического кризиса конца 2008-го и 2009 годов.
По итогам 2011 года по многим ключевым экономическим показателям, среди которых индекс промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, превышены максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Улучшилась ситуация на рынке труда, положительную динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в 2010 году превысила предкризисный уровень [11].
Со стороны производства динамика ВВП обусловлена, прежде всего, ростом обрабатывающих производств, строительства, небывало высокими темпами в сельском хозяйстве [11].
Со стороны спроса экономический рост связан с повышением вклада потребления и инвестиций и восстановительным ростом запасов. Отрицательный вклад в динамику ВВП внес чистый экспорт, в связи с сохранением высокой динамики импорта при снижении динамики экспорта.
В 2011 году экспорт товаров, по оценке, вырос по сравнению с 2010 годом на 30,2% и составил 521,4 млрд. долларов США. Увеличение стоимости экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом связано, прежде всего, с ростом цен на основные товары российского экспорта — нефтепродукты и природный газ. В то же время можно отметить замедление темпов роста экспорта машин, оборудования и транспортных средств.
Импорт товаров в 2011 году, по оценке, вырос по сравнению с 2010 годом на 30,0% и составил 323,3 млрд. долларов США. Увеличение импорта связано с восстановлением физических объемов ввоза, в то время как, средние контрактные цены росли медленнее. Рост импорта наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры. Особенно заметно увеличился импорт инвестиционных товаров [11].
В 2011 году рост промышленного производства составил 4,7% к 2010 году. По динамике этих показателей страна заняла третье и четвертое места в мире. По росту промышленного производства РФ обогнали Китай, Индия и Германия. Лидером роста является машиностроение, в первую очередь, за счет производства транспортных средств и оборудования (прирост за год на 24,6 процента). За 2011 год добыча полезных ископаемых выросла на 1,7%, обрабатывающие производства — на 6,1%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — на 0,4%. Согласно данным Росстата, в 2011 году рост лесного хозяйства и охоты составил 16,1%, рыболовства и рыбоводства — 13,2%, строительства — 4,8%. Рекордные урожаи после засухи прошлого года обеспечили в 2011 году прирост производства продукции сельского хозяйства и составили 22,1%.
Рост в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании составил 2,8%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг — 3,1%, в предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг — 1,0%, а в образовании наблюдался спад на 0,8% [11].
По оценке Росстата, прирост инвестиций в основной капитал в 2011 году составил 6,2% по отношению к уровню 2010 года. Инвестиционная активность подкрепляется ростом объемов кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Накопленный объем выдачи данного вида кредитов, по информации Банка России, увеличился на 11,8% и составил 22480,9 млрд. рублей. Кроме того, с октября 2011 года ускорился прирост накопленной прибыли предприятий и организаций.
Рост инвестиций в основной капитал в 2011 году сопровождался ростом объема работ по строительству. В 2011 году по отношению к 2010 году прирост объема составил 5,1% против 3,5% в 2010 году [10].
Основным фактором посткризисного восстановления экономики остается потребительский спрос. В 2011 году динамика оборота оптовой и розничной торговли значительно усилилась. В целом за 2011 год оборот розничной торговли увеличился на 7,2% (в 2010 году — на 6,3 процента). Объем платных услуг увеличился в 2011 году на 2,9% (в 2010 году — на 1,5 процента). Потребительский спрос почти полностью был основан на снижении чистых сбережений населения и высокой доступности потребительского кредита [11].
К концу 2011 года ускорился рост реальной заработной платы, но из-за значительного замедления в начале года, связанного с усилением инфляции, а также с увеличением социальных платежей, реальные темпы роста заработной платы в 2011 году оказались ниже, чем в 2010 году. Прирост реальной заработной платы за 2011 год составил 3,5% (в 2010 году — 5,2 процента). Рост реальной заработной платы сопровождался снижением задолженности по заработной плате, которая по состоянию на 1 января 2012 г. по сравнению с 1 января 2011 г. снизилась на 19,3% (по сведениям организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства) [11].
Ситуация на рынке труда в 2011 году продолжила улучшаться. Численность безработных граждан снизилась на 0,5 млн. человек и составила в среднем за год 6,6% экономически активного населения, что на 0,9 процентного пункта ниже уровня 2010 года. При этом в декабре с исключением сезонного фактора уровень безработицы снизился до 6,0%, что является минимальным значением с июля 2008 года. Наиболее быстро восстанавливается занятость в строительстве, транспорте, торговле, финансовой деятельности [11].
В 2011 году потребительская инфляция достигла минимума в современной российской истории — 6,1%, (что было отмечено, как лучший результат за последние 20 лет) [8], и снизилась на 2,7 процентного пункта против 2010 года. Снижение инфляции в значительной мере обеспечивалось низкой динамикой цен на продовольствие в 2011 году вследствие хорошего урожая и высокого предложения, после значительного подорожания продуктов в 2010 году (12,9 процента). Сдерживающее влияние на инфляцию оказала денежная политика Банка России в 2011 году, укрепление курса рубля в первые три квартала года, способствующее росту потребительского импорта и высокой насыщенности товарных рынков [10].
ВВП России в 2011 году, по предварительной оценке, составил в текущих ценах 54,369 триллиона рублей, увеличившись на 4,3% по сравнению с 2010 годом, сообщает Росстат.
При этом Росстат скорректировал оценку динамики ВВП за 2010 год. По последним данным ведомства, рост ВВП в 2010 году составил 4,3%, тогда как по первым оценкам он составлял 4%.
Индекс-дефлятор ВВП за 2011 год по отношению к ценам 2010 года составил 115,4% (для сравнения: в 2010 году — 110,3%).
Минэкономразвития прогнозирует, что в этом году рост ВВП РФ замедлится до 3,7%.
На третьем месте в мире РФ находится и по уровню международных резервов, которые по итогам прошлого года превысили 500 миллиардов долларов. Это на 5 миллиардов долларов превысило прогноз ЦБ РФ. Фонд национального благосостояния по итогам 2011 года составил 2,79 триллиона рублей, а Резервный фонд — 1,893 триллиона рублей [11].
Госдолг России по состоянию на конец 2011 года составил 10,4% ВВП, внешний долг — только 2,5% ВВП. В законе о трехлетнем федеральном бюджете прописан рост внешнего долга с 48,4 миллиарда долларов на конец 2012 года до 69 миллиардов долларов на конец 2014 года [10].
Доля теневой экономики в России составляет примерно 16% от ВВП страны. В этой экономике сегодня занято примерно 13 млн. человек, или 17-18% экономически активного населения [11].
Основные показатели экономики за 2011г, по оценке Минэкономразвития России, отображены в таблице №1 (приложение А).
Заключение
Экономические преобразования, произошедшие за последние годы в России, были направлены на развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование инновационной и инвестиционной активности, поддержку регионов, обеспечение внутренней и внешней безопасности. Проведение активной государственной политики обеспечило реализацию целей и приоритетных направлений социально-экономического развития страны.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы, по прогнозам Минэкономразвития, будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будет опираться на частные инвестиции. Главная задача государства — создавать для этого необходимые условия.
В настоящее время в национальной хозяйственной системе России действует примерно 2 млн. предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн. человек, создающих валовой внутренний продукт государства. Это говорит о масштабах нашей национальной экономики. А в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения.
Приоритетными задачами социальной сферы являются: качественное и доступное здравоохранение, удовлетворение потребностей в современном образовании, развитие национальной культуры, предоставление гражданам Российской Федерации доступного жилья, создание условий для стабильного роста доходов и социальной защищенности.
Контрольные тестовые задания
Контрольное тестовое задание — I
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это агрегированный показатель:
В. Потребительских расходов населения;
Г. Рыночной стоимости валового выпуска конечных товаров и услуг в стране.
При пояснении следует сказать, что агрегированный — обозначает обобщенный совокупный показатель.
ВВП по конечному использованию его частей представляет собой фактически реализованный спрос на произведенный продукт. Расходы населения на личное потребление представляют собой затраты на покупку потребительских товаров и услуг. В потребительских расходах населения учитываются только покупки, без перепродаж. На эту составляющую ВВП приходится подавляющая его часть.
Вариант «Г» фактически является определением ВВП. Можно только пояснить:
— агрегированный рыночный показатель обозначает, что в стоимость ВВП включаются только официальные сделки, которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы;
— а в стоимость выпуска конечных товаров и услуг не входит стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства.
Контрольное тестовое задание — II
Для определения величины национального дохода нужно:
Б. Вычесть из ВНП сумму амортизационных отчислений за год, сумму косвенных налогов и государственных субсидий;
В. Прибавить к ВВП сумму доходов, полученных гражданами данной страны за рубежом.
По определению, национальный доход характеризует экономическое развитие страны и финансовое положение ее граждан и не является показателем производства.
Национальный доход государства представляет собой разность между величинами валового национального продукта, суммы амортизации основных средств и косвенных налогов: НД = ВНП — АМ — КН.
Сумма амортизации АМ — это совокупность расходов, направленных на уменьшение или устранение износа основных средств предприятий, как физического, так и морального Разность между числом ВНП и величиной АМ называется чистым национальным доходом.
Косвенные налоги на бизнес — это налоговые выплаты, которые выражаются в надбавке к цене на товар. Таким образом, их плательщиком является не предприниматель, а потребитель, а сумма идет в бюджет государства, поэтому в формуле фигурирует со знаком минус.
На основе ВВП можно рассчитать ряд показателей, один из них — национальный доход. Если из ВВП вычесть амортизационные отчисления, то мы получим чистый национальный продукт (ЧВП), т.е. сумму конечной продукции и услуг. Если из ЧВП вычесть косвенные налоги, то мы получим национальный доход (НД), а прибавленная к нему сумма доходов, полученных гражданами данной страны за рубежом (что входит в понятие «национальный»), так же будет входить в национальный доход.
Список использованной литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрайт — М, 2001. — 384с. ISBN 5-94227-078-3
2. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2003. -286с.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Макроэкономика. — СПб.: Питер, 2004. — 286с.
4. Курс переходной экономики / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. М., 2002.
5. Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-издание — СПб.: Питер, 2008. — 384с: ил. — (серия «Учебник для вузов»).
6. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. — Р 76 М., 2011. — 795 с.
7. «Энциклопедия экономиста» http:// www.grandars.ru
8. » Интерфакс» http:// www.interfax.ru
9. «Административно- управленческий портал» http://www.aup.ru
10. «Федеральная служба государственной статистики», http://[email protected]
11. «Министерство экономического развития Российской Федерации» http://www.economy.goy.ru
Приложение А
Таблица №1 — Основные показатели развития экономики 2011
(в % к соответствующему периоду предыдущего года) |
2010 |
2011 |
|||||
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
год |
|||
ВВП |
104,3 |
104,1 |
103,4 |
104,8 |
104,9 |
104,3 |
|
Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода |
108,8 |
103,8 |
101,1 |
99,7 |
101,4 |
106,1 |
|
Индекс промышленного производства |
108,2 |
105,9 |
104,8 |
105,1 |
103,3 |
104,7 |
|
Индекс обрабатывающих производств |
111,8 |
110,6 |
105,8 |
105,7 |
104,6 |
106,5 |
|
Индекс производства продукции сельского хозяйства |
88,7 |
100,7 |
100,6 |
126,1 |
132,6 |
122,1 |
|
Инвестиции в основной капитал |
106,0 |
99,2 |
105,0 |
107,7 |
108,5 |
106,2 |
|
Объемы работ по виду деятельности «Строительство» |
103,5 |
101,6 |
101,0 |
107,6 |
106,9 |
105,1 |
|
Ввод в действие жилых домов |
97,6 |
97,8 |
95,1 |
115,0 |
111,4 |
106,6 |
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
105,1 |
100,0 |
99,0 |
101,6 |
102,7 |
100,8 |
|
Реальная заработная плата |
105,2 |
101,6 |
102,7 |
103,8 |
105,9 |
103,5 |
|
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата, руб. |
20952 |
21354 |
23154 |
23352 |
26262 |
23532 |
|
Оборот розничной торговли |
106,3 |
105,2 |
106,1 |
107,9 |
109,1 |
107,2 |
|
Объем платных услуг населению |
101,5 |
102,9 |
103,8 |
102,4 |
102,5 |
102,9 |
|
Уровень безработицы к экономически активному населению (в среднем за период) |
7,5 |
7,5 |
6,6 |
6,2 |
6,3 |
6,6 |
|
Экспорт товаров, млрд. долл. США |
400,4 |
113,3 |
133,8 |
130,8 |
143,6 |
521,4 |
|
Импорт товаров, млрд. долл. США |
248,7 |
65,1 |
83,0 |
84,9 |
90,3 |
323,3 |
|
Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель |
78,2 |
102,1 |
114,2 |
112,1 |
108,9 |
109,3 |
Размещено на