Содержание
Содержание:
Введение 3
1.Досуговая деятельность подростков 4
2.Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков 9
Заключение 18
Список используемых интернет-сайтов и литературы 19
Выдержка из текста работы
Актуальность: В настоящее время проблема организации досуга детей видится очень значимой. Подрастающее поколение в силу отсутствия социального опыта еще не в состоянии грамотно организовать свой отдых, объективно оценить выбор досуговых занятий. Сталкиваясь с системой задаваемых извне ценностей и воспринимая их как «чужие», дети стремятся в различных формах активности восстановить целостность своей личности, обрести внутреннее «Я». Сегодня это стремление приобретает самые разные формы активного и пассивного, приемлемого и экстравагантного, осознанного и неосознанного протеста против окружающей жизни. Стремление ребенка разрешить собственными усилиями возникающие противоречия между социальной интеграцией и индивидуализацией часто выливается в асоциальные и противоправные формы поведения.
Чтобы жить и успешно трудиться в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе ближайшего будущего, ребенок должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. С одной стороны, нужно быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения. С другой стороны, необходима высокая психологическая гибкость и способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое.
Полезными в данной ситуации могут стать игровые формы работы в организации досуга детей. Их педагогический и рекреативный потенциал обусловлен самой природой, значительным положительным ресурсом.
Игра — это, прежде всего отдых, разрядка, средство психологической компенсации, способ радостного общения детей. Игра так же является ведущим условием личностного развития, формой проявления и утверждения субъективности, способом самозащиты индивидуальности, освобождения от власти и социальных условностей. Разрушая и ниспровергая привычные и узаконенные стереотипы образа жизни, мысли, игровое поведение в то же время восполняет и компенсирует реальность, создавая новое культурное пространство — новые смыслы, ценности, роли, отношения.
Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем». Игра — путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Объект исследования – игровые формы досуга
Предмет исследования – организация игровых форм досуга с детьми и подростками в учреждениях культуры.
Цель исследования: изучить организацию игровых форм досуга с детьми и подростками в ДК с. Варваровка Анапского района.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы организации игрового досуга детей и подростков
2. Проанализировать опыт работы Дома культуры с. Варваровка Анапского района по организации игровых форм досуга детей и подростков
3. Подготовить и провести спортивно – игровой программы, посвященной Дню физкультурника «Варваровские Олимпийские игры»
Степень изученности проблемы: Организация игровых форм культурно-досуговой деятельности с детьми и подростками в учреждениях культуры, должна опираться на основные подходы организации социально-культурной деятельности различных групп населения. В этой связи особое значение имеют работы: Аверинцев С.С.[1], Грибунина Н.Г.[8], Неклюдова Т.П. [18], так же в интернете есть множество статей по организации игровых форм в культурно-досуговой деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, опрос, наблюдение, сравнение, обобщение
База исследования: Дом культуры села Варваровка Анапского района
Практическая значимость: материалы, полученные в ходе исследования данной темы, могут быть использованы в учреждениях культуры.
1 Теоретические основы организации игрового досуга детей
Игра представляет собой сложный социокультурный феномен и уникальное явление в действительности и, может быть, поэтому вызывает такой интерес в различных областях знаний: философии, культурологии, этнографии, теории управления, психологии и педагогике.
Актуальность использования игры, в сфере организации досуга подрастающего поколения в настоящее время обусловлена рядом обстоятельств.
Первое обстоятельство связано с повышением интерактивности средств образования, увеличением доли игровых и виртуальных тренажеров и готовности учащихся приобретать с их помощью их новый опыт, знания, умения.
Второе обстоятельство состоит в том, что современному человеку необходимы специально организованные ситуации, позволяющие сбросить напряжение, переключиться, отвлечься от повседневных проблем
Третье обстоятельство связано со снижением роли и значения общественных объединений и клубных сообществ с сокращением участия детей и подростков в детских объединениях в сфере дополнительного образования.
Четвертое обстоятельство. Уникальность игры состоит в том, что она свидетельствует реализация практически всего спектра потребностей детей и подростков в сфере досуга.
Игра создает возможности для активного отдыха для детей и подростков. Позитивный, эмоциональный фон, исходное стремление участников получить удовольствие от игры и общения, свободный стиль взаимодействия способствуют раскрепощению воспитанников.
Игра становится для детей и подростков пространством развлечения, где они проживают азарт, эмоциональную напряженность игровой интриги, занимательность мысленного и практического решения игровых задач. Игра как способ организации досуга представляет участнику большие возможности для саморазвития в самых различных сферах….
Заключение
Раскрыв теоретические основы организации игрового досуга детей можно утверждать, что игровая деятельность не менее важна в развитии детского творчества. Можно сделать вывод, что организации игровых форм в культурно-досуговой деятельности именно в сельской местности следует обратить особое внимание. Необходимо внедрять новые технологии, подключать новые кадры для полноценной и профессиональной организации игровых форм в культурно-досуговой деятельности с детьми и подростками в учреждениях культуры.
Игра — прежде всего вид деятельности в условиях ситуация, направленных на воссоздание общественного опыта, в которой складываются и совершенствуются самоуправление своим поведением. Такое понимание игры понимает выделить основные ее функции: развлекательная, коммуникативная, игротерапевтическая, диагностическая, коррекционная.
Особенно важно правильно организовать игровые формы детей и подростков, так как они наиболее восприимчивы ко всему новому и неопознанному. Именно поэтому следует уделять особое внимание организации игровым формам в культурно-досуговой деятельности в учреждениях культуры. Конечно, необходимо учитывать категорию населения на какой возраст рассчитана игровая программа.
Проанализировав опыт работы ДК с. Варваровка Анапского района мы увидели что, игровые формы досуга в учреждениях культуры занимают важное место и развиваются, проводятся правильно разработанные игровые и театрализованные программы с привлечением квалифицированных специалистов такие как: развлекательно – игровая программа, посвященная Дню защиты детей «Волшебный нотопад», спортивная программа «Дружная семейка», театрализованное представление «Масленица, озорная, разудалая», конкурсная программа для мальчиков, посвященная Дню Защитника Отечества «От рыцарей до наших дней», игровая программа «Русский язык – душа народа»., познавательно – игровая программа ко Дню славянской письменности «Святые Кирилл и Мефодий», конкурсно – игровая программа посвященная Дню Космонавтики «Поехали! Команду дал герой» и другие. Специалисты учреждений культуры придерживаются тех стандартов, которые сейчас наиболее востребованы в молодежной среде.
В соответствии с темой курсовой работы мы подготовили и провели в Доме культуры села Варваровка Анапского района спортивно — игровую программу для детей и подростков «Варваровские Олимпийские игры».
В ходе проведения мероприятия была сформирована одна единая команда между родителями и их детьми, а так же была создана атмосфера спортивного праздника. Через игру у детей сформировалось чувство командности, они развивали воображение в преодолении препятствий, и выполняли совместные действия со взрослыми.
Так же очень важно было, при постановке спортивно — игровой программы, учесть возрастную категорию детей. Для этого был подобран такой материал, который легко трансформировался как для малышей, так и для детей постарше.
Подготовка и проведение такого рода досуговых мероприятий вызывает интерес у детей – как со стороны участников, так и со стороны зрителей, способствует активному привлечению их в культурно — досуговые учреждения.
Список использованных источников и литературы
1 Аверинцев, С. С. Проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества [Текст] / С. С. Аверинцев испр. — М. : Высшая школа, 2015.
2 Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / И. М. Асанова, С. О. Дерябина, В. В. Игнатьева. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия» , 2013.
3 Быстрова, А. Н. Возможности российского досуга [Текст] / А.Н. Быстрова – М. : Высшая школа, 2012.
4 Ведерников, В. П., Головина С.В., Оселедчик Е. Б. Региональные аспекты социально культурной деятельности в России: коллективная монография [Текст] / В. П. Ведерников, С. В. Головина, Е. Б. Оселедчик — Краснодар КГУКИ, 2015.
5 Ведерников, В. П., Грибановская, М. В. Организация досуговой деятельности : методическое пособие [Текст ] / В. П. Ведерников. , М. В. Грибановская. – Краснодар: КГУКИ, 2014.
6 Виппер, Б. Р. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях [Текст] / Б. Р. Виппер — М. : Высшая школа, 2011.
7 Гальперина Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ [Текст] / Л. С. Плахова – Советский спорт, 2012.
8 Грибунина Н. Г., Основы социально-культурной деятельности [Текст] / Н. Г. Грибунина – М. : Высшая школа, 2016.
9 Гулиев, H.A. Введение в специальность [Текст] / Е.В. Кулагина. Омск: ОГИС, 2012.
10 Дмитриева, Н. А. Свободное время и культура досуга [Текст] / Н. А. Дмитриева- М. : 2013.
11 Киреева, Е. В. О типологии досуговых программ. [Текст] Европ: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Е. В. Киреева — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 2012.
12 Киреева, Е.В. О типологии досуговых программ. [Текст] Европ: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Е.В. Киреева — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2013.
13 Козловская, Л. И. Культурно-досуговая программа в работе с подростками [Текст] / Л. И. Козловская, Т. П. Бирюкова / Социальная педагогика. – Мн. : Четыре четверти, 2015.
14 Козловская, Л. И. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности [Текст] / Л. И. Козловская / Социальная педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Мн. : Четыре четверти, 2012.
15 Кузищин, В. И. Подходы к классификации интеллектуальных игр: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. И. Кузищин,– 2-е изд., испр. – М. : Издательский центр Академия, 2013.
16 Кульпетдинова, М. Е. Подходы к разработке досуговых программ [Текст] / Ключ к успеху. Сборник № 10.
17 Наумчик, В. Н. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности [Текст] / В. Н. Наумчик. – Мн. : Четыре четверти, 2016.
18 Неклюдова, Т. П. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Т. П. Неклюдова — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр Академия, 2012.
19 Новосад, Н. Г. Сюжетно-ролевая игра как программа деятельности коллектива: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н. Г. Новосад – Средне – Уральское книжное изд.: испр. – СПб.: Издательский центр Академия, 2012.
20 Плаксина, Э. Б. Подходы к разработке досуговых программ. Стили и направления: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования [Текст] / Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов — 3-е изд., — М. : Издательский центр Академия, 2014.
21 Поликарпов, В. С. Индустрия развлечений [Текст] / В.С. Поликарпов — М.: Издательский центр Академия., 2012.
22 Сидоренко, В. И. Возможности российского досуга: серия Среднее профессиональное образование [Текст] / В. И. Сидоренко — М. : Издательский центр Академия, 2012.
23 Черкасова, Г. В. Сценарные основы технологии молодёжных культурно – досуговых программ: методическое пособие [Текст] / Г. В. Черкасова. — ст. Северская, КККК, 2014.
24 Черкасова, Г. В. Теория и методика культурно — досуговой деятельности: учебно- методическое пособие [Текст] / Г. В. Черкасова. – ст. Северская, КККК, 2012.
25 Официальный сайт отдела культуры Анапского района [Электронный ресурс] — Режим доступа: >26 Официальный сайт информационно-методического центра Анапского района [Электронный ресурс] — Режим доступа: >