Содержание
Введение3
1. Инвестиционная деятельность в России и мире5
2. Российская практика налогового стимулирования инвестиционной деятельности8
2.1 Роль налогов в государственном регулировании инвестиционных процессов8
2.2 Анализ налоговых льгот в области инвестиционной деятельности в Российской федерации10
Заключение20
Список литературы21
Выдержка из текста работы
Тема данной курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день. Инвестиции играют важнейшую роль как на макро-, так и на микро уровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из-за границы. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастают. Без вложений в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня население. В таком случае, возникает вопрос «Какие условия должно создать государство для привлечения новых инвесторов?» Чтобы дать ответ на данный вопрос, мне необходимо затронуть еще одну не менее важную тему такую как налоговая деятельность в Республике Беларусь. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране — ключевой фактор успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы. Проблема налогов — одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Через систему ставок, льгот, скидок они воздействуют на хозяйственную и предпринимательскую деятельность внутри страны и на внешнем рынке, служат действенным инструментом руководства экономикой со стороны государства.
В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и получение финансовых накоплений, но и возможности расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. Целью моей работы является: анализ налогового стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1) выяснить, что такое инвестиционная политика в РБ;
2) определить основные задачи инвестиционной политики;
3) проанализировать динамику поступления инвестиций из-за рубежа
4) выделить характерные черты для налога;
5) выявить направленность налоговой политики в РБ;
6) изучить характер инвестиционно-направленных льгот в Беларуси.
Поставленные вопросы определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В данной курсовой работе использовались такие методы исследования, как анализ и синтез, сравнительный анализ, группировка, индукция, дедукция, восхождение от общего к частному, метод анализа документов.
1. Анализ инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
1.1 Нормативно-правовая база инвестиционной политики в РБ
правовой инвестиция иностранный налоговый
Инвестиционная политика — система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики [5, с. 35].
Стратегической целью государственной инвестиционной политики является создание такой инвестиционной системы Республики Беларусь, которая способна привлекать и осваивать инвестиционные ресурсы в объемах, необходимых для повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения стабильного социально-экономического развития Республики Беларусь.
Задачами государственной инвестиционной политики являются: формирование привлекательного инвестиционного климата в Республике; формирование пакета инвестиционных проектов, которые имеют стратегическое значение для социально — экономического развития Республики Беларусь; создание условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, индивидуальных предпринимателей во всех отраслях экономики Республики Беларусь; создание системы информационного обеспечения инвестиционной деятельности; создание системы оценки социально — экономической эффективности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
Государственная инвестиционная политика основывается на следующих принципах:
соблюдения законности при осуществлении инвестиционной деятельности;
формирования рациональных форм государственного регулирования экономики Республики Беларусь; учета приоритетных целей и направлений социально-экономического развития государства; оответствия целей и средств их достижения при формировании государственной инвестиционной политики; добровольного и взаимовыгодного сотрудничества участников государственной инвестиционной политики на основе договоров, соглашений;
взаимосвязи отраслевого и территориального аспекта управления; применения системных и программных методов управления; взаимосвязи государственной инвестиционной и инновационной политики; гласности в формировании и реализации государственной инвестиционной политики; объективности принимаемых решений; неизменности (гарантированности) принятых решений; своевременности и социально-экономической обоснованности принимаемых решений; зависимости объема предоставляемой государственной поддержки от размера вложения собственных средств инвестора; равного доступа участников государственной инвестиционной политики к получению государственной поддержки. Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству [5, с. 68].
Сегодня для работы инвестора на территории республики созданы надежные правовые условия, обеспеченные как международными соглашениями, так и национальным законодательством.
Так, на международном уровне Республикой Беларусь подписаны Конвенция о защите прав инвестора (28 марта 1997 г.), Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.), а с 1992 года Республика Беларусь присоединилась к Конвенции «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» (18 марта 1965 г.) и Сеульской конвенции «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантии инвестиций» (11 октября 1985 г.).
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в нашей стране, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, принятый палатой представителей 30 мая 2001 года и одобренный Советом Республики 8 июня 2001 года. Он ставит правовые условия инвестиционной деятельности в стране, защищает права субъектов инвестиционной деятельности всех форм собственности, направлен на эффективное функционирование народного хозяйства.
Инвестиционная деятельность — это действия юридических, физических лиц, государства, по вложению инвестиций по вложению в производство продукции или иному их использованию для достижения значимого результата — получения прибыли, дохода, решения социальной проблемы и т.д. Эти действия могут совершаться как каждым инвестором в отдельности, так и вместе с другими.
Инвесторы имеют права и обязанности, несут ответственность и риски, связанные с инвестиционной деятельностью. Они самостоятельно определяют объемы инвестирования, рассчитывают их эффективность, могут привлекать для осуществления инвестиционной деятельности граждан и юридических лиц. В инвестиционном кодексе РБ инвесторам гарантируется право самостоятельно определять и осуществлять действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. Государство обеспечивает равенство прав всех инвесторов, независимо от форм собственности, и защиту их законных интересов. Всякая дискриминация инвестиционной деятельности исключена. Государство гарантирует инвестору право распоряжаться по собственному усмотрению прибылью и доходами от инвестиционной деятельности. Кодекс обеспечивает правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов, направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в республику в целях более эффективного экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества и интеграции в мировую экономику [4, с. 18].
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются договором (контрактом), который заключается на основе принципов добровольности и равноправия сторон. Условия такого договора сохраняют свою силу на весь период действия.
Республика Беларусь гарантирует соблюдение законных прав и интересов иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий.
Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергнуты другим действиям,
Убытки, причиненные иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшем решение о принудительном отчуждении [2, с. 117].
Свободный выбор метода инвестирования — характерная черта рыночной экономики. Инвестор делает выбор исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты, прямо оказывающие влияние на доходность проекта. Однако развитие науки, культуры, создание других социально-значимых объектов не всегда может приносить прибыль. Поэтому вмешательство государства в инвестиционную сферу — это мировая практика, направленная на гармонизацию инвестиционного процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества. Система государственного инвестиционного регулирования включает органы, управляющие финансовой системой, определяющие кредитную политику, а так же органы законодательной и исполнительной власти. Государственное регулирование может осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, постановлений. Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности государство добивается не менее важных изменений в состоянии инвестиционной сферы. Особенно существенно в этом методе представляется система налогов с дифференцированием субъектов и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот [1, с. 76].
Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов. Правильная валютная политика также оказывает воздействие на инвестиционную деятельность. Амортизационная политика, в т.ч. метод ускоренной амортизации, позволяет обновлять основные фонды, внедрить прогрессивные технологии, и, как следствие, влияет на повышение качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.
1.2 Условия для инвестирования в Республике Беларусь
В настоящее время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса.
На международном уровне:
· международное право;
· подписано более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;
· порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций;
· Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Конвенция MIGA);
· Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (ICSID);
· другие международные договоры.
Что касается национального законодательства.
Конституция Республики Беларусь (основной Закон Республики Беларусь).
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году), нормами которого иностранным инвесторам закреплены не менее благоприятный режим, чем соответствующий режим для юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также равные условия хозяйствования.
В целях создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития белорусской экономики, в целях повышения благосостояния и качества жизни, посредством определения правил ведения бизнеса, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в тесном контакте с международными организациями кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту.
Дополнительные гарантии и преференции инвесторам предоставлены при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, в ПВТ, в специальном туристско-рекреационном парке «Августовский канал», Китайско-Белорусском индустриальном парке, в сельской местности, в малых городах, малому и среднему бизнесу.
С 2009 г. успешно действует созданный институт «инвестиционных договоров с Республикой Беларусь» (Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»).
Инвестиционный договор представляет собой одну из возможных форм государственно-частного партнерства. При заключении такого договора инвестор получает дополнительные гарантии и преференции, в том числе закреплена возможность получения индивидуальных преференций.
В целях совершенствования инвестиционного климата 6 июня т.г. Президентом Республики Беларусь подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 №4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10», который уточнил некоторые нормы и расширил перечень предоставляемых льгот при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь.
В целях его реализации принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 №1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. №4» (вместе с «Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», «Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь», «Положением о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь», «Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь»).
По результатам ежегодного опроса коммерческих организаций, проводимого Минэкономики, созданные в Республике Беларусь преференциальные режимы приветствуются инвесторами.
В целях выполнения задач прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, изменены и сделаны более привлекательными для инвесторов налоговые условия в сферах производства инновационной, высокотехнологичной продукции, реализации легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства, в придорожном сервисе, кинематографе, туризме и др.
В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, создан и действует институт «инвестиционных агентов» (Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №413).Инвестиционные агунты-это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Сегодня такой статус уже предоставлен 13 компаниям.
В настоящее время, в целях дальнейшего совершенствования порядка определения инвестиционных агентов, а также устранения несогласованности отдельных норм Положения о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 года №1448, нормам Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 №722 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. №1448».
Активное сотрудничество с международными организациями создают важные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций. Ведется целенаправленная работа по включению Республики Беларусь в международные экономические процессы.
На сегодняшний день Республика Беларусь значительно продвинулась в вопросах сотрудничества с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (далее — Агентство) — одним из автономных международных учреждений Группы организаций Всемирного банка, основными задачами которого являются страхование политических рисков и предоставление гарантий возмещения ущерба от некоммерческих рисков в целях содействия осуществлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, поддержания экономического роста, сокращения масштабов бедности, улучшения условий жизни людей.
15 июля 2011 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Агентства; 29 июля 2011 г. между Правительством Республики Беларусь и Агентством были заключены соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты, которые сегодня проходят ратификацию, что станет заключительной процедурой для Республики Беларусь, которая позволит нашей стране стать полноправным членом Агентства.
С целью сохранения интересов инвесторов в условиях унификации законодательства Республики Беларусь с законодательством стран Таможенного Союза, в 2011 году разработаны нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные, компенсационные меры, взамен утрачиваемых с 2017 г. таможенных льгот, иных льгот и преференций (часть учтена в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года №330-З).
В целях поиска новых источников финансирования и, как результат, увеличение объема привлечения иностранных инвестиций, а также формирования благоприятного имиджа страны, республика сотрудничает с Международными финансовыми организациями. Так в 2011 году вступило в силу ратифицированное Республикой Беларусь Рамочное соглашение между Республики Беларусь и Северным инвестиционным банком (СИБ), которое открывает новые возможности для Беларуси по получению финансирования в форме предоставления кредитов и банковских гарантий со стороны СИБ, а также совместного финансирования инвестиционных проектов с другими международными финансовыми организациями.
С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 №51/2).
1.3 Валовое поступление иностранных инвестиций
портфельные инвестиции — это вложение капитала в иностранные паевые или долговые ценные бумаги с целью получения дохода без права реального контроля над объектом инвестирования [5, c 64].
прямые иностранные инвестиции (сокр. ПИИ) — форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории страны-реципиента инвестиций, которая характеризуется в активном участии инвестора (или его представителей) в деятельности организации [5, c. 71].
Прочие инвестиции — это остаточная категория, которая не попадает под определение прямых и портфельных инвестиций. Из прочих инвестиций выделяются:
* торговые кредиты (сюда относится предварительная оплата за импорт или экспорт и предоставление кредитов для импорта или экспорта);
* прочие кредиты (включают различные кредиты, кроме торговых, полученные. не от прямых инвесторов); в их числе выделяются кредиты, полученные от международных финансовых организаций: Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и т.п.;
* банковские вклады (к ним относятся собственные счета зарубежных юридических лиц в российских банках (инвестиции в Россию из-за рубежа) и российских юридических лиц в зарубежных банках (инвестиции из России за рубеж); [5. 73]
Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа. За январь-сентябрь 2012 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 9,7 млрд. долларов США инвестиций, что на 22,7% меньше, чем за январь-сентябрь 2011 г.и на 20% меньше, чем за январь-февраль 2010 г.
Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (41,8% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (28,2%), Кипра (6,9%), Австрии (4,8%).
Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (43% от всех поступивших инвестиций), транспорта (28,5%), промышленности (19,9%).
Таблица 1. Валовое поступление иностранных инвестиций по видам экономической деятельности за 2010,2011 и 2012 года (тыс. долларов США)
Год |
Виды инвестиций |
||||
прямые |
портфельные |
прочие |
всего |
||
За январь-февраль 2010 |
5.569 |
1.840 |
3.514 |
10.923 |
|
За январь-февраль 2011 |
6.352 |
2.904 |
4.280 |
13.536 |
|
За январь-февраль 2012 |
7.652 |
1.062 |
2.086 |
9.748 |
По данным этой таблицы мы можем сделать вывод, что приток иностранных инвестиций в Беларуси снижается.
Инвесторы, которые приняли решения работать в нашей стране, вынуждены отказаться от реализации некоторых крупных проектов по причине их нерентабельности. Еще одной причиной является то, что многие громкие проекты заявлялись еще до мирового финансового кризиса и до двухразовой девальвации 2011 года в Беларуси. По предварительным расчетам инвесторов реализация проектов сулила неплохую прибыль, но после мирового финансового кризиса доходность инвестиций значительно упала.
Однако по информации комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, на сегодня в столице реализуется более 128 инвестиционных проектов в области строительства коммерческой и жилой недвижимости на сумму более 3.7 миллиардов долларов. В том числе 66 инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов. Иранская компания «Кейсон» возводит в столице многофункциональный гостинично-деловой комплекс «Магнит Минск» с общим объемом инвестиций 250 млн. евро (окончание работ по комплексу — 2013 год). Еще одна иранская компания «Перс Полис инвест» возводит гостиничный комплекс уровня «5 звезд» (объем инвестиций — 140 млн. долларов).
Китайская компания ООО «Пекин Юни-Констракшн Групп» занимается строительством объектов жилого комплекса в микрорайоне «Лебяжий» (объем инвестиций — 200 млн. долларов). Словенская компания Rico выступит генподрядчиком строительства многофункционального пятизвездочного гостиничного комплекса «Кемпински (100 млн. евро).
Всего в экономику столицы за 8 месяцев нынешнего года привлекли более 600 миллионов долларов прямых оностранных инвестиций. И судя потому, что об участии в Минском инвестиционном дне, который пройдет в рамках основного форума 15 ноября, уже заявили 40 зарубежных представителей следовательно, интерес к потенциалу города со стороны инвесторов не угасает [6].
1.4 Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года
Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года утверждена в Беларуси 20 января. Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года утверждена в Беларуси. Соответствующее решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18 января 2012 года. Стратегия направлена на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Беларуси.
В числе основных задач стратегии — определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие поощряемые государством виды экономической деятельности. Предусматривается содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулирование притока капитала транснациональных корпораций в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом и импортозамещение. Планируется также совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств.
Ключевой предпосылкой для прихода в Беларусь иностранных компаний является сокращение доли государственного сектора и приватизация государственного имущества. При этом обеспечивается рациональное использование ресурсов и производственного потенциала, улучшение финансового положения организаций, повышение инвестиционной активности субъектов хозяйствования. Проведение приватизации направлено на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее $2,5 млрд.
Предусматривается также совершенствование системы налогообложения, обеспечение развития правового регулирования путем совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, развитие финансового рынка, оптимизация процедур при осуществлении внешней торговли. Для создания более благоприятного внешнеторгового режима предусматривается завершение работы по согласованию технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих единые технические требования к продукции и связанным с ней процессам, направленных на снятие технических барьеров во взаимной торговле, а также упрощение статистического декларирования.
Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Беларуси выступает создание совместных и иностранных предприятий для реализации инвестиционных проектов категории green field, что будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий и техники в производстве, внедрению маркетинговых и управленческих ноу-хау, выпуску товаров, отсутствующих на внутреннем рынке, более быстрому выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности национальной экономики. Не менее значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов brown field — продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, за исключением стратегически значимых из них, связанных с безопасностью страны.
Реализация стратегии позволит обеспечить ежегодный прирост объемов прямых иностранных инвестиций, привлечь прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары (работы, услуги) в объеме $7-7,5 млрд. в 2015 году, достичь удельного веса иностранных источников в инвестициях в основной капитал не менее 21%. Планируется обеспечить привлечение прямых иностранных инвестиций на одного занятого в экономике в размере до $1600 в 2015 году (против $1200 в 2010-м). Доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта товаров вырастет до 14%.
Выполнение стратегии также обеспечит вхождение Беларуси в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по рейтингу Всемирного банка «Ведение бизнеса», а также повышение позиций в отчетах международных рейтинговых агентств: Moody’s Investors Service, Fitch Ratings, The Heritage Foundation и других. [8]
2. Налоговое стимулирование как элемент экономической политики государства
2.1 Оценка налоговой политики Республики Беларусь
Чтобы анализировать налоговую систему Республики Беларусь, стоит разобраться с основными понятиями данной темы.
Налоги (опр.) — обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке и представляют собой объективную реальность, связанною с существованием государства. [1, с. 29] Налоги (опр.) — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. [17, с. 100] Налоги (опр.) — один из основных способов формирования доходов бюджетов [4, с. 18].
Налоги (опр.) — необходимое условие существования государства [4, с. 18].
Налоги (опр.) — это обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей. [8, с. 19] В экономическом смысле налоги представляют собой перераспределения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.
Проанализировав все вышеизложенные определения налогов, можно выделить их характерные черты:
принудительность — налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
обязательность — уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщика;
безвозмездность — в обмен на уплату налога его плательщик непосредственно не получают товары или услуги;
обезличенность — налог не закреплен за конкретным видов расходов;
законодательная определенность — налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог можно характеризовать как установленную государством в интересах всего общества форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.
Однако, в конечном счете, налоги косвенным путем все же возвращаются налогоплательщику в виде финансирования и бюджета государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Также государство использует налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность предприятий в целях общественного прогресса. Стоит отметить, что налоги, введенные государством, носят легальный характер. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса [8, с. 24].
Анализ развития налоговой политики в республике с 1992 по 2012 год показывает, что она практически направлена на решение задачи о движении денежных средств для финансирования государственных расходов. Тактика налогового регулирования должна опираться на общепринятые принципы налогообложения и равенство налоговых изъятий. В этих целях необходимо освободить фонд заработной платы от многократного налогообложения, исключить из себестоимости продукции все связанные с производством налоговые элементы, снизить ставки НДС в отраслях с малым удельным весом материальных затрат в выручке от реализации, в результате снизить цены на белорусские товары и услуги. Обеспечить им конкурентоспособность на мировом рынке, создать условия для направлений вложения капитала в трудоемкие и наукоемкие отрасли [1, с. 30]. Желание добавить в налоговую систему все известные в мировой экономике налоги и добавить сборы собственного изобретения не принесло РБ никаких успехов, так как это слишком тяжелые усложнения.
Одной из главных задач налоговой политики является создание условий для научно — технического прогресса (однажды была принята попытка стимулирования путем ускоренной амортизации, что равнозначно получению налоговых льгот от государства и является стимулом увеличения капитальных вложений). В РБ это особенно актуально. В налоговой системе республики заложены определенные стимулы для инвестиций в виде налоговых льгот на развитие производства и внедрение новых технологий. Таким образом, создается климат для инвесторов.
В качестве главной оценочной характеристики налоговой политики выступает фискальное действие налогов как проявление их основополагающей функции — фискальной. Любое другое действие (функция) налогов проявляется через эту функцию, поэтому ее параметры лежат в основе оценки всей налоговой системы. Состояние налоговой системы измеряется такими показателями, как виды налогов, их ставки, суммы и структуры поступлений, задолженность, количеством плательщиков и другими реальными величинами. Оценка налоговой политики через изменение многих разнокачественных параметров состояния налоговой системы не может быть сведена к единому суммарному показателю. При использовании налогов для решения частных задач регулирования отдельных процессов (инвестиции, доходы населения, экспорт-импорт и другие) на базе отдельных фискальных показателей могут применяться специальные показатели, например, «налоговые льготы». Но принципиально важно, чтобы регулирующие элементы налоговой политики не входили в противоречие с сущностными фискальными характеристиками налогов [3, с. 6].
Налоговая политика Беларуси, к сожалению, еще мало привлекательна для иностранных инвесторов, в том числе и из-за нестабильности налогового законодательства. В то же время нельзя отрицать наличие динамичного процесса формирования свободных экономических зон в последние годы на территории республики, что является одним из направлений налоговой политики по привлечению инвестиций. Именно здесь через систему предоставляемых льгот находит свое проявление в соотношении с фискальной стимулирующая функция политики.
Налоговая политика нашего государства складывается под воздействием развития интеграционных связей. В рамках взаимоотношений республики с Россией межправительственным соглашением с Российской Федерацией о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики, подписанным 30.08.2000 года в г. Москве, была начата работа по унификации налогового законодательства наших государств, что будет закреплено в Налоговом кодексе РБ. А также проводится работа и по разработке проекта Налогового кодекса Союзного государства, который должен быть принят в 2003 году. В этой сфере обязательно необходимо учитывать международный опыт государств, входящих в экономические государства (например, ЕС).
. Касательно построения налоговой системы Республики Беларусь то за многолетний период налоговые органы Беларуси прошли путь от структурного подразделения в составе Министерства финансов республики до самостоятельного органа государственной власти — Государственного налогового комитета (ГНК РБ), преобразованного в сентябре 2001 г. в Министерство по налогам и сборам (МНС). Основными задачами МНС РБ являются: реализация государственной политики, регулирование и контроль в сфере налогообложения.
В Беларуси систему налогообложения, ориентированную на рынок, ввели в 1992 г. Эта система включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, а также 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды.
Определимся с тем, что представляет собой понятие налоговая система. Она является совокупностью обязательных налоговых платежей, принципов и форм, методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение н6алогового законодательства. [1, с. 36]
Или по-другому, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Как уже отмечалось в предыдущей главе, основополагающие требования, принципы налоговой системы были разработаны еще в 18 веке A. Смитом.
Налоговая система, построенная и функционирующая на основе вышеназванных принципов, способна быть мощным стимулом экономики. Это подтверждает опыт промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой.
2.2 Аналитический обзор налоговых систем государств-членов таможенного союза
Налоговая система в государствах — членах Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация) в настоящее время сформирована, принят и действует ряд нормативных правовых актов. В Республике Беларусь и Республике Казахстан действует двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни); в Российской Федерации — трехуровневая система налогообложения (федеральный, региональный и местный уровни).
В таблице 1 приведены ставки основных налогов в государствах-членах Таможенного союза.
Таблица 2. Ставки основных налогов в государствах-членах Таможенного союза
№ п/п |
Вид налога |
Республика Беларусь |
Республика Казахстан |
Российская Федерация |
|
1. |
Налог на добавленную стоимость (%) |
20 (10; 0) |
12 (0) |
18 (10; 0) |
|
2. |
Налог на прибыль (%) |
18 |
20 (15; 10) |
20 |
|
3. |
Налог на доходы физических лиц (%) |
12 |
Диффер. ставка 5; 10 |
13 |
|
4. |
Социальный налог (%) |
34 |
Диффер. ставка 11 (4,5 — 20) |
34 |
|
5. |
Налог на имущество |
Диффер. ставка 0,1 — 2 |
Диффер. ставка 0,05 — 1,5 |
Диффер. ставка ? 2,2 |
Уровень ставок прямых налогов в государствах — членах Таможенного союза различен.
Самая высокая ставка налога на прибыль — ранее была в Республике Беларусь — 24%, но с 1 января 2012 г. ставка налога на прибыль снижена с 24% до 18%, при этом в Российской Федерации и Республике Казахстан — 20%.
Ставка подоходного налога с физических лиц в Республике Казахстан («индивидуальный подоходный налог») является самой низкой (10%). В Российской Федерации ставка подоходного налога выше, чем в других государствах — членах Таможенного союза, и составляет 13%.
В Республике Беларусь ставка подоходного налога с физических лиц составляет 12%, при этом особенностью является то, что в отношении отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены иные ставки указанного налога. Так, например, с доходов, полученных физическими лицами, участвующими в реализации бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий, действует ставка в размере 9%, а в отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности, — 15%.
В государствах-членах Таможенного союза действуют разные ставки социального налога. Самая низкая ставка социального налога — в Республике Казахстан — от 4,5 до 20%. В Республике Беларусь и Российской Федерации функции социального налога выполняют страховые взносы, размер которых самый высокий среди государств — членов Таможенного союза и составляет 34%. Кроме того, в Республике Беларусь для работающих граждан установлена дополнительная обязанность по уплате данного налога в размере 1%.
Одновременно с этим, особенностью социального налога (страховых взносов) в Республике Беларусь является то, что администрирование указанного налога осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Ставки налога на имущество (применительно к Республике Беларусь — «налог на недвижимость») в государствах — членах Таможенного имеют дифференцированные значения.
Так, в Республике Беларусь годовая ставка налога на недвижимость составляет от 0,1% (для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей) до 2% (для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов). Для организаций — ставка налога на недвижимость составляет 1%.
В Республике Казахстан уровень ставок налога на имущество находится в пределах 0,05 — 1,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и режима налогообложения.
В Российской Федерации ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2%. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок (в зависимости от категорий налогоплательщиков и / или имущества, признаваемого объектом налогообложения). Таким образом анализ ставок косвенных налогов в государствах — членах Таможенного союза показывает следующее: в каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от различных факторов. Так, в Республике Беларусь — самый высокий из всех трех стран Таможенного союза налог на добавленную стоимость (20%). В Республике Казахстан низкая ставка НДС в 12%. В Российской Федерации — ставка НДС в 18%.
Различные ставки НДС в государствах — членах Таможенного союза объясняются, прежде всего, различиями экономических систем а также ходом экономических реформ.
Особенностью является наличие пониженной ставки НДС в 10% в Республике Беларусь и Российской Федерации на группы товаров социального значения [9].
3. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь с точки зрения ее ориентации на стимулирование инвестиционного сектора экономики
3.1 Исследование характера инвестиционно-направленных льгот в Беларуси
Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны приобретает особую актуальность и обусловлено либерализацией внешнеэкономических связей Республики Беларусь и повышением значимости межгосударственного сотрудничества. Принятие инвестором решения о вложении капитала в ту или иную страну обусловлено привлекательностью территории, предоставляемыми государством гарантиями инвесторам, а также условиями для ведения бизнеса. При этом немаловажную роль для иностранных инвесторов играет оценка этих условий со стороны независимых международных рейтинговых агентств.
* Сегодня Республика Беларусь — страна имеющая:
— выгодное экономико-географическое и геополитическое положение в центре Европы на пресечении торговых путей между Европейским Союзом (полторы тысячи километров общей границы) и Российской Федерацией;
— развитую систему транспортных коммуникаций. Через республику проходят два трансъевропейских транспортных коридора;
— многоотраслевую промышленность и мощную строительную базу. В этих двух отраслях создается 39 процентов валового внутреннего продукта страны;
— высокий общеобразовательный уровень. На образование расходуется 5 процентов от ВВП;
— многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению рынков за рубежом. Основными торговыми партнерами республики являются: Россия — 48,1% от всего объема товарооборота, Нидерланды — 13,9%, Украина — 6,1%, Латвия — 5,3%, Германия — 4,1%, Китай и Польша — по 2,4%, Италия — 2,1%, Литва — 1,2%, Казахстан — 1%. В 2012 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций с 161 страной мира. Товары поставляются на рынки 126 государств, импортируется продукция из 143 стран.
Внимание, которое государство уделяет налоговой политике, обусловлено ее влиянием на обеспечение условий для экономического роста и повышение уровня жизни населения.
За последние годы налоговая система Республики Беларусь претерпела существенные изменения, как в части структуры, так и с позиций методологии исчисления отдельных налогов и, с учетом последних трансформаций, по составу налогов и механизму их администрирования соответствует подходам развитых стран.
В Республике Беларусь принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2020 года, один из разделов которой посвящен бюджетно-налоговой политике. Пересмотрено в сторону либерализации законодательство: по распоряжению государственным имуществом; по ценообразованию и страховой деятельности. Проводится плановая приватизация государственной собственности.
Активно проводится работа над трансформацией нормативной правовой базы в сторону снижения уровня ее административного регулирования и, таким образом, создание на территории республики благоприятного инвестиционного климата.
В соответствии с намеченными целями в области привлечения иностранных инвестиций Правительство начало проводить обширные реформы, начиная с конца 2007 года. Данные реформы существенно улучшили условия ведения бизнеса. Среди основных реформ можно отметить: упрощение регистрации субъектов хозяйственной деятельности, уменьшения лицензируемых видов деятельности, отмена «правила золотой акции», упрощение налоговой системы для малых и средних предприятий.
Упрощение налоговой системы привело к тому, что в Беларуси в 2012 году по сравнению с 2008 количество налогов, которые платят предприятия, уменьшилось в два раза. С 2010 года предприниматели должны платить 5 основных налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, земельный налог, налог на недвижимость, экологический налог. Кроме того, необходимо вносить деньги в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси.
Из числа основных был исключен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также налог на покупку автомобильного транспорта и отдельные местные налоги.
Что касается ставки по социальным налогам в Республике Беларусь, то планируется ее постепенное снижение с 35% до 15%. к 2013 году
Белорусское налоговое законодательство в 2012 г. претерпело ряд значительных изменений.
Например, с 1 января 2012 г. ставка налога на прибыль снижена с 24% до 18%, что позволило уменьшить налоговую нагрузку на прибыль и способствовало стимулированию инвестиций в Республику Беларусь.
С указанной даты введен и действует в настоящее время еще один механизм стимулирования инвестиций — так называемая амортизационная премия. Ее принцип состоит в том, что белорусские организации вправе уменьшить валовую прибыль на сумму убытков, сложившихся по результатам деятельности организации в предыдущих налоговых периодах. Перенос убытков осуществляется в пределах налоговой базы, уменьшенной на сумму прибыли, освобождаемой от обложения налогом на прибыль. Переносить убытки белорусские организации вправе начиная с убытков, полученных по итогам 2011 г.
В Республике Беларусь создана довольно сильная система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности.
Основные преференциальные правовые режимы инвестирования
o Свободные экономические зоны (СЭЗ)
o Парк высоких Технологий (ПВТ)
o Малые города (населённые пункты, с численностью населения менее 50 тыс. чел.)
o Сельские населённые пункты
o Инвестиционный договор
Свободные экономические зоны (СЭЗы)
На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон: «Брест» (1996), «Витебск» (1999), «Гомель-Ратон» (1998), «Гродноинвест» (2002), «Минск» (1998) и «Могилев» (2002).
Свободные экономические зоны, как одна из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления, призваны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий (Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах «
Основные преференции в СЭЗ:
· ограниченный перечень налогов, уплачиваемых резидентами СЭЗ;
· освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли, а после истечения указанного срока — налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;
· уменьшение суммы, подлежащей к уплате по налогу на добавленную стоимость, на 50 процентов. Это не относится к налогу на добавленную стоимость, уплачиваемого по льготным ставкам 10 (9,09)% и 0%;
· освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе оборудования и товаров для нужд собственного производства. При этом произведенные товары вывозят без применения мер экономической политики.
Регистрация субъектов хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, при условии соответствия объема инвестиций в реализацию инвестиционного проекта сумме, эквивалентной не менее 1 млн. евро.
Малые города
Особый льготный режим распространяется на коммерческие организации созданные с 1 апреля 2008 г., при осуществлении деятельности и с местом нахождения на территории Республики Беларусь в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.
Республика Беларусь — страна небольших городов, где 184 городских поселения, или 89% от общего числа, относятся к категории малых и средних городов. Поэтому Беларусь заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в малые и средние города и поселения для обеспечения всестороннего развития экономики республики. С этой целью на территории данных образований действует ряд льгот, направленных на снижение издержек инвестора, а также на максимальное упрощение условий его деятельности (Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)»).
Основные налоговые преференции в малых и средних городах
Коммерческие организации вправе не исчислять и не уплачивать:
· налог на прибыль в течение семи лет с даты создания коммерческой организации в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
· в течение пяти лет со дня их создания иные налоги и сборы (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента), отчислений в инновационные фонды;
· освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации.
Вышеуказанные льготы предоставляются инвесторам после регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Регистрация осуществляется местными органами управления в день подачи ограниченного перечня документов. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в суде.
Парк высоких технологий (ПВТ)
Льготные условия в республике имеют также резиденты Парка высоких технологий, основными видами деятельности которого являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения как для внутреннего пользования, так и на экспорт, работы по 12 высокотехнологичным направлениям — от создания материалов для микро- и наноэлектроники до авиационной и ракетно-космической техники (Декрет Президента Республики Беларусь от 22 июня 2005 г. №12 «О парке высоких технологий»).
Обладая высококвалифицированными кадрами в IT-отрасли, Беларусь намерена стать активным участником мирового рынка информационных технологий. В настоящее время на рынке экспортно-ориентированного программирования Беларуси занято около 15 тысяч специалистов. Белорусские компании (EPAM, IBA, Sam-Solutions, Belsoft, ScienceSoft и др.) выполняют проекты для British Telecom, T-Mobile, Cingular/ATT, BlueCross BlueShield, Reuters, Лондонская Фондовая Биржа, AeroMexico, William Hill, SAP, Microsoft, Hyperion, BEA, Colgate, Samsung, IBM, Siemens, Alcatel и ряда других.
Развитию IT-отрасли содействует специальный режим Парка высоких технологий, который предоставляет определенные льготы его резидентам, а также юридическим лицам, не являющимся резидентами Парка высоких технологий, но реализующим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.
Основные преференции резидентов ПВТ:
· освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;
· освобождение от налога на прибыль;
· освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;
· освобождение от земельного налога на период строительства, но не более 3 лет;
· освобождение от налога на недвижимость;
· освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли;
· уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов, не включаемого в совокупный годовой доход.
Основные преференции нерезидентов ПВТ предоставляются только в части реализации зарегистрированного бизнес-проекта и включают:
1. освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;
2. освобождение от налога на прибыль;
3. освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;
4. уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов.
Регистрация резидентов ПВТ (бизнес-проектов нерезидентов ПВТ) осуществляется администрацией ПВТ на основании решения Наблюдательного совета Парка высоких технологий при условии ведения ими деятельности по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, по обработке данных, по проведению фундаментальных и прикладных исследований, экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, и по другим IT-направлениям.
Сельские населённые пункты
Льготный режим применяется в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельских населенных пунктах (Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности»).
Организации (а также филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц) и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельской местности вправе применять особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и (или) дополнений.
Например, такие организации:
· освобождаются от уплаты налога на прибыль (организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности), а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности;
· освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь для внесения в уставный фонд.
Инвестиционный договор с Республикой Беларусь
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь может осуществляться путем заключения инвестиционного договора в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».
Заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь позволяет инвестору установить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта.
К базовым условиям, установленным Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», относятся:
· ведение строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;
· предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом плата за право заключения договора аренды не взимается, а размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта;
· освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
· освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;
· освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень таких товаров необходимо предварительно согласовать с тем же органом государственного управления, который принимает решение о заключении договора, либо с органом государственного управления, уполномоченным на его согласование Правительством;
· освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства — от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.
Также по решению областных и Минского городского Советов депутатов инвесторы, реализующие инвестиционные проекты по инвестиционным договорам с Республикой Беларусь, могут быть освобождены от уплаты целевых сборов в местные бюджеты.
Вышеназванные льготы и преференции могут быть предоставлены инвестору при заключении инвестиционного договора на основании решения как государственного органа (исполнительного комитета), так и Совета Министров Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Можно выделить следующие подходы, которыми стоит руководствоваться при определении соответствующего «уровня» инвестиционного договора:
1. Если инвестору предоставляются только те льготы и преференции, которые уже предусмотрены Декретом №10, а также льготы и преференции в пределах полномочий государственного органа (исполнительного комитета), то инвестиционный договор заключается на основании решения государственного органа (исполнительного комитета);
2. Если инвестору предоставляются льготы и преференции, предусмотренные и Декретом №10 и иными действующими законодательными актами или решениями Главы государства, то инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь;
3. Если инвестору кроме льгот и преференций, предусмотренных Декретом №10, предоставляются другие, не установленные законодательством льготы и преференции, то решение о заключении инвестиционного договора принимает Совет Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В этом случае обязательным является наличие положительного заключения государственной комплексной экспертизы бизнес-плана инвестиционного проекта.
Проанализировав вышеизложенную информацию мы наблюдаем, что для осуществления задач, связанных с многократным увеличением инвестиционной составляющей в белорусской экономике предприняты множество усилий, и одной из ключевых, составляющих роста инвестиционной привлекательности Беларуси является инвестиционно ориентированная налоговая система. Зарубежный опыт активизации инвестиционного процесса говорит о том, что снижение налогового бремени является мощнейшим инструментом по увеличению инвестиционной составляющей в экономике отдельно взятой страны.
В конечном итоге, мы видим, что на территории Республики Беларусь со стороны налогообложения для осуществления инвестиционной деятельности созданы все необходимые условия [15].
Заключение
правовой инвестиция иностранный налоговый
Таким образом, в работе достигнута поставленная во введении цель, путем решения соответствующих задач, т.е. выяснить что такое инвестиционной политике в РБ, определить основные задачи инвестиционной политики, проанализировать динамику поступления инвестиций из-за рубежа, определить основные черты налога, выявить направленность налоговой политики в РБ, изучить характер инвестиционно-направленных льгот в Беларуси.
1. Инвестиционная политика — система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.
2. Задачами государственной инвестиционной политики являются: формирование привлекательного инвестиционного климата в Республике; формирование пакета инвестиционных проектов, которые имеют стратегическое значение для социально — экономического развития Республики Беларусь; создание условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, индивидуальных предпринимателей во всех отраслях экономики Республики Беларусь; создание системы информационного обеспечения инвестиционной деятельности; создание системы оценки социально — экономической эффективности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
3. Проанализировав динамику поступления инвестиций из-за рубежа, мы видим, что приток инвестиций в текущем году на 22% меньше, чем в прошлых годах. Инвесторы, которые приняли решения работать в нашей стране, вынуждены отказаться от реализации некоторых крупных проектов по причине их нерентабельности. Еще одной причиной является то, что многие громкие проекты заявлялись еще до мирового финансового кризиса и до двухразовой девальвации 2011 года в Беларуси. По предварительным расчетам инвесторов реализация проектов сулила неплохую прибыль, но после мирового финансового кризиса доходность инвестиций значительно упала. Однако не смотря не на что, в нашей стране реализуются 128 крупных инвестиционных проектов на сумму более 3.7 миллиарда долларов.
4. Проанализировав определения налогов, можно выделить их характерные черты:
принудительность — налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;
обязательность — уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщика;
безвозмездность — в обмен на уплату налога его плательщик непосредственно не получают товары или услуги;
обезличенность — налог не закреплен за конкретным видов расходов;
законодательная определенность — налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия
5. Анализ развития налоговой политики в республике с 1992 по 2012 год показывает, что она практически направлена на решение задачи о движении денежных средств для финансирования государственных расходов. Тактика налогового регулирования должна опираться на общепринятые принципы налогообложения и равенство налоговых изъятий.
6. Упрощение налоговой системы привело к тому, что в Беларуси в 2012 году по сравнению с 2008 количество налогов, которые платят предприятия, уменьшилось в два раза. Что касается ставки по социальным налогам в Республике Беларусь, то планируется ее постепенное снижение с 35% до 15%. к 2013 году
Белорусское налоговое законодательство в 2012 г. претерпело ряд значительных изменений. Например, с 1 января 2012 г. ставка налога на прибыль снижена с 24% до 18%, что позволило уменьшить налоговую нагрузку на прибыль и способствовало стимулированию инвестиций в Республику Беларусь.
Список использованных источников
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. Сидоровича А.В. — М.: Дело и Сервис, 2005.
2. Берне В., Хавронек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций: — М., 2005.
3. Вечерко Г., Каштанова Е. Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы, перспективы — Белорусский банковский бюллетень. 2002. №2 (157).
4. Вечерко Г., Каштанова Е. Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы, перспективы — Белорусский банковский бюллетень. 2002. №3 (158).
5. Гитнан Л.Д., Джоик М.Д. Основы инвестирования — М: Дело, 2007.
6. Белорусский портал «TUT. BY». Статья «Валовое поступление иностранных инвестиций.» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tut.by/ — Дата достура: 08.11.2012
7. Белорусский экономический портал «Экономика.by» [Электронный ресурс] Статья «Условия для инвестирования в Республике Беларусь» // Режим доступа: http://ekonomika.by/-Дата доступа: 09.11.2012
8. Министерство финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. Статья- «Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года» // Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/ — Дата доступа: 05.11.2012
9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] / Официальный сайт федеральной службы государственной статистики-Статья «налоговых систем государств-членов таможенного союза». Режим доступа: http:// www.gks.ru — Дата доступа: 03.11.2012
10. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги РБ. — Мн.: Белпринт, 1999.
11. Директор // Статья, журнал 2012. №4.
12. Долан, Э. Микроэкономика: пер. с англ. / Э. Долан, Д. Линдсей. — СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 2011. — 612.с
13. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: учеб. пособие для вузов. / И.М. Лемешевский. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2011. — 632 с.
14. Экономическая история Беларуси: учеб. пособие/ В.И. Голубович, Г.И. Ермашкевич, Г.П. Бущик и др.; под. ред. В.И. Голубовича. — Мн.: Экоперспектива, 2010. — 400 с.
15. «налоговое стимулирование инвестиций в Республике Беларусь в 2012 г.». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://nbrb.by/publications/EcTendencies/2012/rep_2011_09_ot.pdf
Размещено на