Содержание
Введение3
Глава 1. Сущность налоговых доходов федерального бюджета РФ5
§ 1.1. Понятие налоговых доходов федерального бюджета5
§ 1.2. Динамика налоговых доходов федерального бюджета8
Глава 2. Оптимизация налоговых доходов федерального бюджета РФ15
§ 2.1. Налоговая политика РФ на современном этапе15
§ 2.2. Мероприятия по оптимизации налоговых поступлений в федеральный бюджет17
Заключение 21
Список использованной литературы23
Выдержка из текста работы
Мировой опыт и российская практика показывают, что свыше 70 % доходов государственной казны составляют налоги. Интенсивное развитие российского законодательства о налогах и сборах порождает необходимость тщательного анализа природы налоговых правоотношений.
Налогообложение в федеративном государстве имеет двойственную природу. С одной стороны, оно касается взаимоотношений государства и налогоплательщиков по поводу уплаты налогов в бюджет, а с другой — процесса распределения налоговых доходов и налоговых полномочий между федеральными и субфедеральными органами власти. Эти две стороны налоговых взаимоотношений активно изучаются общественными науками (экономической, юридической, политологической, социологической и др.) для выяснения сути явлений, закономерностей их развития и механизмов функционирования, а также постоянно реализуются в практической деятельности органами власти при реформировании налогово-бюджетной системы.
Налоги относятся к числу основных макроэкономических инструментов государственной политики. Они являются необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось изменением налоговой системы, в связи с тем, что основным источником формирования государственного бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, приоритетные национальные проекты, содержатся структуры, обеспечивающие осуществление и функционирование самого государства.
Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
— отдельной группы налогов(например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
— конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
— отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
— конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.
К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики.
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов федерального бюджета и бюджета города Брянска.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1) изучение налоговых доходов федерального бюджета и их содержания;
2) анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
3) анализ налоговых доходов города Брянска;
4) рассмотрение перспектив увеличения налоговых доходов.
Методологической основой исследования послужили диалектический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы научного познания.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.1 Теоретические основы формирования налоговых доходов бюджета РФ
1.1 Понятие налоговых доходов Федерального бюджета
Потребность в сборе налогов возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого органа — государства, не участвующего в материальном производстве, в функции которого входило защита интересов самого общества. Таким образом, налоги — «один из древнейших финансовых институтов».[14, с.171]
Ни одно государство, какие бы то ни были времена, не могло обходиться без изымания налогов с граждан. Во многих источниках права Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых с населения того или иного государства для содержания органов государственной власти. Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.[3, с.5]
Финансовая система Древней Руси начала складываться в конце IX века, в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог, особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины.
Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система в России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения в России была упорядочена.
Так, в 1655г. был создан специальный орган — счетная палата, в компетенцию которой входил контроль над фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета.[5, с.117]
Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога с бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т. д.
В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого».
Основной чертой налоговой системы XVII века можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42% государственных доходов).
Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 года.
Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920г. в СССР сложилась громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.
В годы Великой Отечественной Войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13%.
К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений из народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета.
14 июля 1990г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Но августовские события 1991г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».
С введения части I Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. С 1 января 2001г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение по отдельности.
Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое:
— натуральная форма оплаты;
— денежная форма оплаты налогов.
Факт того, что налоги — наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формировала понятию «налог». Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование.[14, с.12]
Именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%.
Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».[2, ст.8]
Налоги — категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, с……..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-фз (по состоянию на 25 апреля 2007г.)
2. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 5.08.2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.)
3. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2-е издание,2012. — 448 с.
4. Багиров А.В. Возвращение блудного дефицита // Российская бизнес-газета.- 2010.- №5.- С. 7.
5. Буланне М. Развитие налоговой системы России в цифрах и фактах / Налоговый вестник. .-№4.-С.117-118
6. Гринкевич JI. С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2010.- 560 с.
7. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // экономический анализ: теория и практика.- 2011.- № 2.- с. 28-33.
8. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.. 2008. -С. 120.
9. Кудрин A.JI. Трехлетний бюджет — бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2010.- № 4.- С. 3-7.
10. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы.- М.: Инфра-М, 2010.- 360 с.
11. Нешитой А. С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2010.- 512 с.
12. Селезнев А. 3. Бюджетная система Российской Федерации.- М.: Магистр,2010.- 383 с.
13. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение — М.: МЦФЭР, 2009. — 528 с.
Интернет-источники
14. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [электронный ресурс] доступ — www.nalog.ru
15. www.minfin.ru
16. ww.roskazna.ru/