Содержание
Введение3
1. Теоретико-методологические основы налогового планирования на предприятии7
1.1. Понятие, содержание и необходимость налогового планирования на предприятии7
1.2. Принципы и методы налогового планирования10
1.3. Нормативно правовая база, регулирующая налоговое планирование в РФ17
2. Анализ практики налогового планирования на предприятиях21
2.1. Характеристика и значение налогового планирования на отечественных предприятиях21
2.2. Планирование налогового потенциала предприятия31
2.3. Методология организации налогового планирования в целях повышения эффективности деятельности предприятия35
3. Совершенствование и перспективы налогового планирования на предприятии50
3.1. Обобщение зарубежного опыта налогового планирования50
3.2. Проблемы и основные направления совершенствования нормативно правовой базы и организации налогового планирования на предприятиях56
Выводы и предложения74
Список использованной литературы78
Выдержка из текста работы
Актуальность темы исследования. Для современного периода развития реального сектора экономики Российской Федерации характерны изменения внешней среды хозяйствования. Давление со стороны естественных монополий, государственных органов приводит к увеличению транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей. Сложившаяся ситуация требует от предприятий формирования адекватной налоговой политики, направленной на нивелирование рестрикционной составляющей налоговой системы.
Величина налоговой нагрузки, приходящаяся на промышленный сектор экономики по некоторым оценкам достигает 60% добавленной в продукт предприятием стоимости. Принимая во внимание этот факт и, учитывая, что добавочная стоимость, произведенная предприятием, складывается в основном из прожиточного минимума персонала предприятия, необходимого для восстановления его трудоспособности, и прибавочного продукта, распределяемого на иные цели (прибыль предпринимателя, налоги, инвестиции, содержание социальной сферы и другие), можно сделать вывод о необходимости рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек предприятия. Речь в данном случае идет о научно обоснованной и практически целесообразной системе организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей – налоговом планировании, способной в той или иной мере сгладить, а по возможности и вовсе элиминировать институциональные риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности промышленных предприятий.
Эффективная система налогового планирования на российских промышленных предприятиях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического. Налоговому планированию как никакому другому виду экономического планирования имманентно присущ комплексный характер.
Иными словами, можно утверждать, что налоговое планирование, тесно взаимодействует с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение. Одновременно налоговое планирование служит одним из основных инструментов генерирования показателей эффективности деятельности предприятия. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента российского предприятия.
Вместе с тем, любая социальная организация, в том числе и промышленное предприятие, выступая звеном целостной экономической системы, не может игнорировать влияние внешней среды на свою деятельность. Продолжающаяся реформа налоговой системы оказывается мощной предпосылкой, определяющей эффективность хозяйственных операций, как на тактическом уровне, так и в рамках общей стратегии развития предприятия.
Кроме того, с изменением налоговой политики РФ в сторону налогового администрирования, наблюдается смещение приоритета деятельности налоговой службы с фискального на регулирующий, что свидетельствует о качественном изменении организационной работы налоговых служб. Иными словами, можно говорить о стремлении к сглаживанию противоречий между принципами работы налоговых служб и целями деятельности предприятий. Таким образом, для решения задачи повышения эффективности как внешнего, так и внутреннего налогового администрирования особенно актуальной становится проблема выявления налогового потенциала хозяйствующего субъекта. Возникает необходимость создания такого документарного источника, который позволит сгладить существующие противоречия и вывести внутрифирменное налоговое планирование на качественно новый уровень.
Налоговое планирование способно стать не только одним из самых ценных и перспективных инструментов управления. Оно оказывает глубокое воздействие на инвестиционную политику на макро- и микроэкономическом уровне. Особенно наглядно данное утверждение проявляется при анализе принятия инвестиционных решений за рубежом.
В западных корпорациях основным показателем, на основе которого делается заключение о перспективности инвестиционного проекта, считается показатель чистой приведенной стоимости (Net Present Value). В его расчете планирование налогов занимает ведущее место. В современных условиях проблема привлечения иностранных ресурсов в РФ (как денежных, так и технологических) – одна из наиболее актуальных. Следовательно, для улучшения инвестиционной привлекательности российских промышленных предприятий, помимо изменения инвестиционного климата на макроуровне, необходима кардинальная перестройка системы управления российскими предприятиями, в том числе и в области планирования налогов, в соответствии с существующими в западных странах стандартами и принципами.
Роль налогового планирования в экономике современного предприятия обусловила внимание к исследованию проблемы функционирования налогового планирования. Результаты этих исследований нашли отражение в зарубежной и отечественной литературе.
Цель исследования – теоретически обосновать сущность налогового планирования на предприятии и разработать методический инструментарий его рационализации.
Объектом исследования стали методология и методика эффективной реализации налогового планирования в системе налогового менеджмента предприятия, предметом исследования выбраны межсистемные взаимодействия налогового планирования на предприятии и налоговой системы.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
— уточнить определение налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта; определить его роль в системе финансового менеджмента промышленного предприятия;
— классифицировать виды и методы налогового планирования на предприятии как конструкционной основы его реализации;
— проанализировать аппарат и критерии создания эффективной системы налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта;
— исследовать информационную основу обеспечения планово-прогнозных требований налоговой системы;
— разработать методику реализации планово-прогнозных требований налоговой системы с позиции обеспечения неизменности принципов легитимности, эффективности и рентабельности деятельности предприятия;
— усовершенствовать документарный источник, группирующий показатели оценки налогового потенциала хозяйствующего субъекта и эффективности реализации планово-прогнозных требований налоговой системы.
Эмпирической основой обеспечения доказательности теоретических положений, достоверности выводов и рекомендаций стали документарные источники налогового планирования ряда предприятий г. Волгограда, факты, опубликованные в научной литературе и периодической печати, информационные ресурсы Internet.
Работа написана с учетом действующего законодательства, регулирующего организацию и порядок ведения хозяйственной деятельности отечественных предприятий.
При проведении исследования использованы общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, моделирования, системного анализа, абстрагирования, конкретизации, а также конкретно-научные методы информационного моделирования, исследования документов, расчетно-конструктивные и экономико-математические методы.
В результате исследования на защиту выносятся следующие положения:
— уточнена сущность налогового планирования на предприятии как интеграционного процесса рационализации хозяйственной деятельности с позиции соответствия действующему налоговому законодательству и стратегии развития предприятия; дана авторская трактовка объекта налогового планирования на предприятии как интегрированной в единую совокупность условно-постоянной величины налогооблагаемых баз предприятия;
— проведено разграничение и установлена субординация основных понятий налогового менеджмента – «налоговое планирование», «налоговая оптимизация», «налоговая минимизация», «внутреннее налоговое администрирование»;
доказано, что важнейшим видовым признаком налогового планирования является его темпоральность (оперативное, тактическое, стратегическое);
— конкретизированы этапы методики реализации налогового планирования хозяйствующего субъекта: анализ текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия, анализ текущего состояния налогообложения предприятия; формирование стратегии развития предприятия; разработка годовых бюджетов с оптимизированными налогооблагаемыми базами; разработка тактических налоговых планов; контроль реализации мероприятий годового налогового плана; выход на очередной расчетный период; составление отчетных документов, налогового паспорта предприятия;
— разработана и предложена трехуровневая модель репрезентативной налоговой системы для оценки налогового потенциала хозяйствующего субъекта;
— усовершенствован налоговый паспорт предприятия в направлении позиционного соответствия аналогичным документам территорий и увеличения информационной емкости за счет включения дополнительных разделов (1) общая характеристика предприятия; 2) основные социально-экономические показатели организации; 3) сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждениях; 4) показатели организации, используемые для расчета налогов и сборов в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; 5) выпадающие доходы; 6) данные о проверках налогоплательщика; 7) задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ; 8) основные показатели налоговой нагрузки на организацию; 9) эффективность налогового планирования).
Глава 1 Налоговая политика и налоговое планирование
1.1 Развитие налоговой системы и налогового планирования в
современных условиях
Действующая в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов[1, с.24].
Характерной особенностью созданной в нашей стране налоговой системы является то, что в отношении иностранных инвесторов принят практически национальный режим налогообложения.
К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. В законодательство постоянно вносятся серьезные изменения.
Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику. Не удивительно, что к существующей налоговой системе ныне предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы.
Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой — мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.
Первая группа проблем — это совершенствование понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в Налоговом кодексе. Например таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж (какой платеж?) дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики. Определение по….
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2000.- 48с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 11.11.2003 №147-ФЗ О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
4. Инструкция ГосНИ РФ от 11 октября 1995 г. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: Сборник нормативных актов.- М.:Политиздат,1997.
5. Инструкция ГосНИ РФ от 10 августа 1995 г. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций: Сборник нормативных актов.- М.:Политиздат, 1997.
6. Анализ и планирование поступлений: теория и практика/ Паскачёв А. Б., Садыгов Ф. К., и др./ Под ред. Ф. К.Садыгова.- М.: Издательство экономико — правовой литературы, 2004.
7. Беллман Р. Динамическое программирование. Рабочая книга по программированию.-М.: Мысль, 1982.
8. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса // Экономика и жизнь.-1997.-№6.-С.31-33.
9. Гуреев И. В. Российское налоговое право. – М.: Экономика, 1998.
10. Глухов О. П. Анализ балансовой прибыли // Главбух.-1999.-№9.-С.12-15.
11. Камаев В. Д. Экономика и бизнес. — М.: МГТУ им. Баумана Н. Э., 1997.
12. Касьянова Г.Ю. Учет-2000: бухгалтерский и налоговый. — М.: Издательско-консультационная компания Статус-Кво, 2000.
13. Ковалева А.М. Финансы: Учебное пособие. — М.:Политиздат, 1998.
14. Лившиц А.Я., Никулина И.Н Введение в рыночную экономику.- М.: Высшая школа, 1998.
15. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса.- СПб.: ГМП Фармико, 1997.
16. Макальская М.Л. Бухгалтерский учет и налогообложение на малых предприятиях, справочное пособие.-М.: АО ДИС, 1998.
17. Миронова О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Налоги и налогообложение».- М.:Транспорт, 2005.
18. Михайлова О. Р. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля // Ваш налоговый адвокат.-2001.-16 марта.
19. Налоги РФ. Сборник нормативных документов. – М.:Мысль, 1998.
20. Налоговый кодекс. Общая часть. Комментарии С.Д.Шаталова. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1999.
21. Пепеляева С. Основы налогового права. Учебное пособие для вузов.- М.: ПРИОР, 2000.-187с.
22. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 1997.
23. Прудников В.М. Налоговая система РФ: Сборник нормативных документов. — М.: ИНФРА-М, 1998.
24. В.М.Прудников Настольная книга бухгалтера. — М.: ИНФРА-М ,1998
25. Полный сборник кодексов Российской Федерации. — М.: Информэкспо,2003. — 928с.
26.Райзберг Б.А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 1998.
27. Саакаян Р.А., Ананьева Г.И. О некоторых аспектах налоговой нагрузки экономики и прогнозе поступлений налогов в 2000 году // Налоговый вестник. — 2000. – 19 апреля.
28. Сашичев В. Камеральная налоговая проверка // Финансовая газета.- 2002. – 10 июля.
29. Скрябина О. Особенности постановки юридических лиц на учет в налоговых органах // Финансовая газета.- 2001.-15 января.
30. Ходов Л.Г Налоги налоговое регулирование. — М.: Политиздат, 2002.
31. Черник Д.Т. Налоги в рыночной экономике. — М.: Финансы; ЮНИТИ.
32. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике.- М.: Финансы,1998.
33. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 1999.